Химические реакции
учебно-методическое пособие по химии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по курсу «Химия»
Тема «Химические реакции»
Цели:
Обучающие:
- Систематизация знаний учащихся по теме «Химические реакции».
Развивающие:
- Совершенствование практических навыков в написании уравнений химических реакций, и умении их характеризовать.
Воспитательные:
- Содействие в воспитании устойчивого интереса к изучению предмета
химии.
Задачи:
- Повторить, систематизировать, закрепить и углубить знания по теме «Химические реакции».
- Совершенствовать практические навыки в написании уравнений химических реакций, проведении химического эксперимента.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Средства обучения: 1. Учебник «Химия». О.С.Габриэлян,
Г.Г.Лысова. Москва, Дрофа, 2005.
2. Химия. Контрольные и проверочные работы.
Москва, «Дрофа», 2005.
3. Типы химических задач и способы их
решения. И.И.Новошинский,
Н.С.Новошинская. Москва «ОНИКС 21век»
«Мир и Образование», 2004.
4. Руководство к практическим занятиям по
неорганической и органической химии.
Москва, «Просвещение», 1997.
5. ЦОР (слайды) по теме «Типы химических реакций»
6. Химические реактивы:
цинк (гранулы), алюминий (гранулы), железо (порошок),
оксид меди (II), серная кислота (конц), соляная кислота
(конц), уксусная кислота (конц).
План урока:
- Мотивационная беседа. Формулировка цели.
- Обобщение и систематизация знаний:
а) фронтальный опрос;
б) написание уравнений реакций;
в) экспериментальное доказательство влияния внешних факторов на скорость химических реакций.
3. Закрепляющий контроль.
4. Подведение итогов.
Ход урока:
1.Мотивационная беседа:
- Приветствие студентов;
- Проверка явки и готовности к занятию;
- Формулировка темы;
- Постановка учебных целей;
- Создание деловой дружеской атмосферы общения.
2.Обобщение и систематизация знаний:
а) фронтальный опрос:
Студенты делятся на две группы.
Один студент – эксперт.
На доске выписываются уравнения химических реакций, дается их характеристика.
б) написание уравнений химических реакций:
Студенты записывают уравнения химических реакций на доске, расставляют коэффициенты, определяют типы химических реакций, степени окисления.
в) экспериментальное доказательство влияния внешних факторов на скорость химических реакций:
Студенты проводят эксперимент, записывают уравнения реакций и делают выводы.
№ | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. | Что изучает химия? Что называют химическими реакциями? Какие типы химических реакций вы знаете? Какие реакции называются реакциями соединения? Привести примеры. Какие реакции называются реакциями разложения? Привести примеры. Какие реакции называются реакциями замещения? Привести примеры. Какие реакции называются реакциями обмена? Привести примеры. Как определяется скорость химической реакции? Перечислить, от чего зависит скорость химических реакций? Доказать, что скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ. Доказать, что скорость химической реакции зависит от концентрации реагирующих веществ. Доказать, что скорость химической реакции зависит от температуры. Доказать, что скорость химической реакции зависит от присутствия катализатора. Доказать, что скорость химической реакции зависит от площади поверхности реагирующих частиц. Какие химические реакции называют обратимыми? Какие реакции называют необратимыми? Дать характеристику реакции:N2 + 3H2 = 2NH3 + Q Какие реакции называют окислительно – восстановительными? Какой процесс называют окислением? Какой процесс называют восстановлением? Что такое окислитель? Что такое восстановитель? На чем основан метод электронного баланса? Осуществить цепочку превращений: Fe2O3---FeO---Fe. Записать электронный баланс для данной цепочки превращений. | Химия - это наука, которая изучает вещества, их свойства и превращения. Химические реакции – это взаимодействие двух и более веществ, в результате которых образуются новые вещества. 1. Соединения 3. обмена 2. разложения 4. замещения. Реакции соединения – реакции, в результате которых из двух и более веществ образуется одно – более сложное. S +O2 = SO2 ; SO3 + H2O = H2SO4 Реакции разложения – реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ. CaCO3 ---- CaO + CO2; 2HgO ---- 2Hg + O2. Реакции замещения– реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы какого–нибудь элемента в сложном веществе. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2; Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu. Реакции обмена – реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями. NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O; CuSO4 + 2KOH = Cu(OH)2 + K2SO4. Скорость химической реакции (v) – определяется изменением концентрации одного из реагирующих веществ или одного из продуктов реакции в единицу времени. v = c2 – c1 / t2 – t1.
К цинку прилили соляную кислоту и уксусную. С соляной кислотой – реакция протекает быстро, с уксусной – медленно. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2; Zn + 2CH3COOH = Zn(CH3COO)2 + H2. Вывод: Чем сильнее (активнее) кислота, тем скорость реакции выше. К цинку прилили серную кислоту, в одну пробирку добавили воду. С конц. серной кислотой – реакция протекает быстро, с разб. серной кислотой – медленнее. Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2. Вывод: Чем больше концентрация кислоты, тем выше скорость реакции. К оксиду меди(II) прилили серную кислоту. Одну пробирку нагрели. В пробирке, которую нагрели, скорость реакции выше. CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O. Вывод: С увеличением температуры скорость реакции увеличивается. К алюминию прилили соляную кислоту, в одну пробирку добавили медный купорос. В пробирке с медным купоросом - реакция идет быстрее. 2Al + 6HCl ---- 2AlCl3 + 3H2. Вывод: При участии катализатора скорость реакции значительно повышается. К железной кнопке и порошку железа прилили соляную кислоту. В случае с порошком скорость реакции выше. Fe + 2HCl = FeCl2 + H2. Вывод: Чем больше площадь соприкосновения реагирующих веществ, тем выше. Обратимыми - называют реакции, которые протекают одновременно в двух противоположных направлениях. 3H2 + N2 = 2NH3; CO2 + H2O = H2CO3. Необратимыми – называют реакции, протекающие только в одном направлении (с образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества). CaO + H2O = Ca(OH)2; CaCO3 = CaO + CO2. Реакция: соединения, экзотермическая, некаталитическая, обратима, окислительно – восстановительная. Окислительно – восстановительными - называют реакции, протекающие с изменением степеней окисления элементов. 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2. Al --- Al 2 окисление восстановитель 2H --- H2 3 восстановление окислитель Окисление – это процесс отдачи электронов атомом, молекулой или ионом. Восстановлением – называют процесс присоединения электронов атомом, молекулой или ионом. Окислитель – в ходе реакции принимает электроны. Восстановитель – в ходе реакции отдает электроны. Метод электронного баланса – основан на том, что число электронов, отдаваемых восстановителем, должно быть равно числу электронов, принимаемых окислителем. Fe2O3 + CO = 2FeO + CO2; FeO + CO = Fe + CO2.
Fe --- Fe 2 восстановление окислитель C --- C 1 окисление восстановитель
Fe --- Fe 1 восстановление окислитель C --- C 1 окисление восстановитель |
Закрепляющий контроль 1 вариант
а) CuCl2 + Al = AlCl3 + Cu; b) Na + O2 = Na2O. 2 вариант
а) CaO + CO2 = CaCO3; b) Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4; c) FeCl3 + AgNO3 = AgCl + Fe(NO3)3. 2. Расставить коэффициенты методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель: a) CO2 +Mg = MgO + C;
3 вариант 1. Расставить коэффициенты и указать типы химических реакций: а) KClO3 = KCl + O2; b) H2SO4 + KOH = K2SO4 + H2O; c) H2 + Cl2 = HCl. 2. Расставить коэффициенты методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель:
4 вариант
a) KOH + CuSO4 = K2SO4 + Cu(OH)2; b) CaCO3 = CaO + CO2; c) Ca + HCl = CaCl2 + H2.
3.Закрепляющий контроль. Даются четыре варианта заданий. 4.Подведение итогов. Вывод делает преподаватель с помощью эксперта. Преподаватель предлагает студентам подвести итоги своей работы на уроке, выставляя баллы в оценочный лист. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели: дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...
Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.
Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...
Химические реакции. Признаки химических реакций.
Тема: Химические реакции. Признаки химических реакций. Разработка урока. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийВид урока: беседа с демонстрацией опытовМетоды о...
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...
"Скорость химических реакций и факторы, влияющие на скорость химических реакций."
разработка и презентация урока с элементами ФГОС...
Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»
Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...