Рабочая программа по химии 11 класс
рабочая программа по химии (11 класс)
Рабочая программа по химии для использования в 11 классе общеобразовательной школы, базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_11.docx | 46.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.ДМИТРИЕВА»
ДМИТРИЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
307500 КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ г.ДМИТРИЕВ, ул.ВОЛОДАРСКОГО д.37 Тел 8(47150)21495,22556
http://2sosh.ucoz.ru, e-mail: school2_46_011@mail.ru
Рассмотрено на заседании МО учителей естественного цикла протокол № 1 от 23 августа 2019 года Руководитель МО ______________И.В.Емельянова | Принято на заседании педагогического совета школы протокол №1 от 30 августа 2019 года | Согласовано: зам. директора по УР _________________М..Л..Новикова «01» сентября 2019 года | Утверждено и введено в действие приказом № 361 от 01 сентября 2019 года Директор школы: _______________В.И.Крюкова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Химия»
среднего общего образования
11 класс
(базовый уровень)
Составитель: учитель химии
Емельянова Ирина Васильевна
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
• Федерального закона Российской федерации от 29.12 2012г. №273-ФЗ «Об образовании
в Российской федерации»
- федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования;
- примерной программы для общеобразовательных учреждений: Химия 8-11 класс (составители Э.Д.Днепров, А.Г, Аркадьев) – 2-е изд. Стереотип. – М.:Дрофа, 2008г.
- авторской программы: Химия 8-11 классы, автор Н.Н. Гара.
- федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом МО РФ от 9 марта 2004г., №1312;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020учебный год;
- учебного плана МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева» на 2019-2020 учебный год;
- положения о составлении рабочей программы учебного курса МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева».
Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.
В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах. В этом учащимся помогают различные наглядные схемы и таблицы, которые позволяют выделять самое главное, самое существенное.
Содержание этих разделов химии раскрывается во взаимосвязи органических и неорганических веществ.
Особое внимание уделено химическому эксперименту, который является основой формирования теоретических знаний. В конце курса выделены три практических занятия обобщающего характера: решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии, получение, собирание и распознавание газов.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, возрастными особенностями учащихся.
Учет межпредметных связей в преподавании неорганической химии позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Курс химии опирается в большей степени на знание курса алгебры, физики, биологии, истории.
Цели и задачи учебного курса.
Основные цели изучения курса химии в 11 классе:
•освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, о важнейших понятиях, законах, теориях химии;
•овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
•развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации;
•воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
•применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В задачи обучения химии входят:
- формирование основ химических знаний;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;
- формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов в повседневной жизни;
- выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Содержание тем учебного курса
Теоретические основы химии
Важнейшие химические понятия и законы.
Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома.
Атомные орбитали, s-, p-, d-, f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.
Валентность и валентные возможности атомов.
Строение вещества.
Химическая связь. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение неорганических и органических веществ.
Типы кристаллических решеток и свойства веществ.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.
Химические реакции.
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле-Шателье. Производство серной кислоты контактным способом.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Неорганическая химия
Металлы
Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов. Способы защиты от коррозии.
Обзор металлов главных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
Обзор металлов побочных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева (медь, цинк, железо).
Неметаллы
Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных металлов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.
Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум.
Генетическая связь неорганических и органических веществ.
Практикум: решение экспериментальных задач по неорганической химии,
решение экспериментальных задач по органической химии, получение, собирание и распознавание газов.
Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего общего образования по химии.
В результате освоения содержания учащиеся должны:
знать / понимать:
- важнейшие химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов в органических соединениях, тип химической связи в органических соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: общие химические основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи в органических веществах, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока | Количество часов | Дата проведения | ||
План. | Факт. | ||||
1 | Повторение. Решение задач. | 1 | |||
Важнейшие химические понятия и законы | 2 | ||||
2 | Химический элемент. Изотопы. | 1 | |||
3 | Важнейшие законы химии | 1 | |||
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева с точки зрения учения о строении атома | 6 | ||||
4 | Периодическая система химических элементов | 1 | |||
5 | Размещение электронов в атоме | 1 | |||
6 | Урок-упражнение | 1 | |||
7 | Урок-упражнение | 1 | |||
8 | Положение в ПС водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов | 1 | |||
9 | Валентность и валентные возможности атомов | 1 | |||
Строение вещества | 8 | ||||
10 | Основные виды химической связи | 1 | |||
11 | Пространственное строение молекул | 1 | |||
12 | Типы кристаллических решеток | 1 | |||
13 | Причины многообразия веществ | 1 | |||
14 | Дисперсные системы | 1 | |||
15 | Обобщение и систематизация знаний по темам «ПСХЭ», «Строение вещества» | 1 | |||
16 | Пр. р. №1 «Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией» | 1 | |||
17 | Контрольная работа №1 по темам «ПСХЭ», «Строение вещества» | 1 | |||
Химические реакции | 18 | ||||
18 | Классификация химических реакций | 1 | |||
19 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | |||
20 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | |||
21 | Скорость химических реакций. Катализ | 1 | |||
22 | Решение задач | 1 | |||
23 | Химическое равновесие и условия его смещения | 1 | |||
24 | Урок-упражнение | 1 | |||
25 | Производство серной кислоты | 1 | |||
26 | Решение задач | 1 | |||
27 | Электролитическая диссоциация | 1 | |||
28 | Степень и константа диссоциации | 1 | |||
29 | Реакции ионного обмена | 1 | |||
30 | Гидролиз | 1 | |||
31 | Урок-упражнение | 1 | |||
32 | Решение задач | 1 | |||
33 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции» | 1 | |||
34 | Пр. р. №2 «Влияние различных факторов на скорость химической реакции» | 1 | |||
35 | Контрольная работа №2 по теме «Химические реакции» | 1 | |||
Металлы | 18 | ||||
36 | Общие способы получения металлов | 1 | |||
37 | Электролиз | 1 | |||
38 | Решение задач | 1 | |||
39 | Коррозия металлов и ее предупреждение | 1 | |||
40 | Обзор металлов А-групп | 1 | |||
41 | Решение задач | 1 | |||
42 | Обзор металлов Б-групп | 1 | |||
43 | Решение задач | 1 | |||
44 | Медь | 1 | |||
45 | Цинк | 1 | |||
46 | Титан | 1 | |||
47 | Хром | 1 | |||
48 | Железо, никель, платина | 1 | |||
49 | Сплавы металлов | 1 | |||
50 | Решение задач | 1 | |||
51 | Оксиды и гидроксиды металлов | 1 | |||
52 | Решение задач | 1 | |||
53 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы» | 1 | |||
Неметаллы | 9 | ||||
54 | Обзор неметаллов | 1 | |||
55 | Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты | 1 | |||
56 | Урок-упражнение | 1 | |||
57 | Водородные соединения неметаллов | 1 | |||
58 | Урок-упражнение | 1 | |||
59 | Генетическая связь неорганических и органических веществ | 1 | |||
60 | Урок-упражнение | 1 | |||
61 | Решение задач | 1 | |||
62 | Контрольная работа №3 по темам «Металлы» и «Неметаллы» | 1 | |||
Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум. | 5 | ||||
63 | Пр. р. №3 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» | 1 | |||
64 | Пр. р. №4 «Решение экспериментальных задач по органической химии» | 1 | |||
65 | Пр. р.№5 «Решение практических расчетных задач» | ||||
66 67 | Пр.р.№6 «Получение, собирание, распознавание газов» | 2 | |||
68 | Итоговый урок. | 1 |
Используемая литература
Литература для учителя.
1. «Химия - 11» Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., М.: Просвещение, 2010.
- Химия. Уроки в 11 классе. Н.Н.Гара. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение», 2009г.
- Контрольные и проверочные работы по химии 10-11 классы. Гара Н.Н., Зуева М.В.. Методическое пособие для учителя. М. «Дрофа» 2009г.
- Дидактический материал по химии для 10-11 классов. Пособие для учителя. Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н.. М. «Просвещение», 2008г.
- Поурочные разработки по химии, 11 класс. М.Ю. Горковенко К учебникам Габриеляна О.С., Гузея Л.С., Рудзитиса Г.Е., М.: «Вако», 2008г.
Литература для учащихся.
1. «Химия - 11» Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М.: Просвещение, 2010.
2. Из чего все сделано? Стрельникова Л.Н. М.:Яуза, 2011
3. Справочник школьника по неорганической химии. Бердоносов С.С., Жиров А.И. М.: Аквариум, 1997.
4. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. М.: Дрофа,1999.
5. Мир химии. Колтун М. М.: Детская литература, 1988.
6. Книга по химии для домашнего чтения. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. М.: Химия, 1994.
7. Олимпиады и вступительные экзамены по химии в Московском университете:2010. Кузьменко Н.Е., Теренина В.И. –М.:Химический факультет МГУ, 2010.
8. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. И.Г.Хомченко.-
2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Новая волна», 2003г.
9. Сборники материалов для подготовки к ЕГЭ.
10. Пособие по химии для старших классов. 8-11 классы. Кузьменко Н.Е.,
Еремин В.В., Попков В.А., М:Мир и образование, 2003.
11. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. Кузьменко Н.Е.,
Еремин В.В., Попков В.А., М: Экзамен, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...