Рабочая программа по химии 11 класс
рабочая программа по химии (11 класс)
Рабочая программа по химии для использования в 11 классе общеобразовательной школы, базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.ДМИТРИЕВА»
ДМИТРИЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
307500 КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ г.ДМИТРИЕВ, ул.ВОЛОДАРСКОГО д.37 Тел 8(47150)21495,22556
http://2sosh.ucoz.ru, e-mail: school2_46_011@mail.ru
Рассмотрено на заседании МО учителей естественного цикла протокол № 1 от 23 августа 2019 года Руководитель МО ______________И.В.Емельянова | Принято на заседании педагогического совета школы протокол №1 от 30 августа 2019 года | Согласовано: зам. директора по УР _________________М..Л..Новикова «01» сентября 2019 года | Утверждено и введено в действие приказом № 361 от 01 сентября 2019 года Директор школы: _______________В.И.Крюкова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Химия»
среднего общего образования
11 класс
(базовый уровень)
Составитель: учитель химии
Емельянова Ирина Васильевна
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
• Федерального закона Российской федерации от 29.12 2012г. №273-ФЗ «Об образовании
в Российской федерации»
- федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования;
- примерной программы для общеобразовательных учреждений: Химия 8-11 класс (составители Э.Д.Днепров, А.Г, Аркадьев) – 2-е изд. Стереотип. – М.:Дрофа, 2008г.
- авторской программы: Химия 8-11 классы, автор Н.Н. Гара.
- федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом МО РФ от 9 марта 2004г., №1312;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020учебный год;
- учебного плана МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева» на 2019-2020 учебный год;
- положения о составлении рабочей программы учебного курса МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева».
Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.
В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах. В этом учащимся помогают различные наглядные схемы и таблицы, которые позволяют выделять самое главное, самое существенное.
Содержание этих разделов химии раскрывается во взаимосвязи органических и неорганических веществ.
Особое внимание уделено химическому эксперименту, который является основой формирования теоретических знаний. В конце курса выделены три практических занятия обобщающего характера: решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии, получение, собирание и распознавание газов.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, возрастными особенностями учащихся.
Учет межпредметных связей в преподавании неорганической химии позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Курс химии опирается в большей степени на знание курса алгебры, физики, биологии, истории.
Цели и задачи учебного курса.
Основные цели изучения курса химии в 11 классе:
•освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, о важнейших понятиях, законах, теориях химии;
•овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
•развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации;
•воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
•применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В задачи обучения химии входят:
- формирование основ химических знаний;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;
- формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов в повседневной жизни;
- выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Содержание тем учебного курса
Теоретические основы химии
Важнейшие химические понятия и законы.
Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома.
Атомные орбитали, s-, p-, d-, f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.
Валентность и валентные возможности атомов.
Строение вещества.
Химическая связь. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение неорганических и органических веществ.
Типы кристаллических решеток и свойства веществ.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.
Химические реакции.
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле-Шателье. Производство серной кислоты контактным способом.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Неорганическая химия
Металлы
Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов. Способы защиты от коррозии.
Обзор металлов главных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
Обзор металлов побочных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева (медь, цинк, железо).
Неметаллы
Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных металлов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.
Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум.
Генетическая связь неорганических и органических веществ.
Практикум: решение экспериментальных задач по неорганической химии,
решение экспериментальных задач по органической химии, получение, собирание и распознавание газов.
Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего общего образования по химии.
В результате освоения содержания учащиеся должны:
знать / понимать:
- важнейшие химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов в органических соединениях, тип химической связи в органических соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: общие химические основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи в органических веществах, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока | Количество часов | Дата проведения | ||
План. | Факт. | ||||
1 | Повторение. Решение задач. | 1 | |||
Важнейшие химические понятия и законы | 2 | ||||
2 | Химический элемент. Изотопы. | 1 | |||
3 | Важнейшие законы химии | 1 | |||
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева с точки зрения учения о строении атома | 6 | ||||
4 | Периодическая система химических элементов | 1 | |||
5 | Размещение электронов в атоме | 1 | |||
6 | Урок-упражнение | 1 | |||
7 | Урок-упражнение | 1 | |||
8 | Положение в ПС водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов | 1 | |||
9 | Валентность и валентные возможности атомов | 1 | |||
Строение вещества | 8 | ||||
10 | Основные виды химической связи | 1 | |||
11 | Пространственное строение молекул | 1 | |||
12 | Типы кристаллических решеток | 1 | |||
13 | Причины многообразия веществ | 1 | |||
14 | Дисперсные системы | 1 | |||
15 | Обобщение и систематизация знаний по темам «ПСХЭ», «Строение вещества» | 1 | |||
16 | Пр. р. №1 «Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией» | 1 | |||
17 | Контрольная работа №1 по темам «ПСХЭ», «Строение вещества» | 1 | |||
Химические реакции | 18 | ||||
18 | Классификация химических реакций | 1 | |||
19 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | |||
20 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | |||
21 | Скорость химических реакций. Катализ | 1 | |||
22 | Решение задач | 1 | |||
23 | Химическое равновесие и условия его смещения | 1 | |||
24 | Урок-упражнение | 1 | |||
25 | Производство серной кислоты | 1 | |||
26 | Решение задач | 1 | |||
27 | Электролитическая диссоциация | 1 | |||
28 | Степень и константа диссоциации | 1 | |||
29 | Реакции ионного обмена | 1 | |||
30 | Гидролиз | 1 | |||
31 | Урок-упражнение | 1 | |||
32 | Решение задач | 1 | |||
33 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции» | 1 | |||
34 | Пр. р. №2 «Влияние различных факторов на скорость химической реакции» | 1 | |||
35 | Контрольная работа №2 по теме «Химические реакции» | 1 | |||
Металлы | 18 | ||||
36 | Общие способы получения металлов | 1 | |||
37 | Электролиз | 1 | |||
38 | Решение задач | 1 | |||
39 | Коррозия металлов и ее предупреждение | 1 | |||
40 | Обзор металлов А-групп | 1 | |||
41 | Решение задач | 1 | |||
42 | Обзор металлов Б-групп | 1 | |||
43 | Решение задач | 1 | |||
44 | Медь | 1 | |||
45 | Цинк | 1 | |||
46 | Титан | 1 | |||
47 | Хром | 1 | |||
48 | Железо, никель, платина | 1 | |||
49 | Сплавы металлов | 1 | |||
50 | Решение задач | 1 | |||
51 | Оксиды и гидроксиды металлов | 1 | |||
52 | Решение задач | 1 | |||
53 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы» | 1 | |||
Неметаллы | 9 | ||||
54 | Обзор неметаллов | 1 | |||
55 | Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты | 1 | |||
56 | Урок-упражнение | 1 | |||
57 | Водородные соединения неметаллов | 1 | |||
58 | Урок-упражнение | 1 | |||
59 | Генетическая связь неорганических и органических веществ | 1 | |||
60 | Урок-упражнение | 1 | |||
61 | Решение задач | 1 | |||
62 | Контрольная работа №3 по темам «Металлы» и «Неметаллы» | 1 | |||
Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум. | 5 | ||||
63 | Пр. р. №3 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» | 1 | |||
64 | Пр. р. №4 «Решение экспериментальных задач по органической химии» | 1 | |||
65 | Пр. р.№5 «Решение практических расчетных задач» | ||||
66 67 | Пр.р.№6 «Получение, собирание, распознавание газов» | 2 | |||
68 | Итоговый урок. | 1 |
Используемая литература
Литература для учителя.
1. «Химия - 11» Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., М.: Просвещение, 2010.
- Химия. Уроки в 11 классе. Н.Н.Гара. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение», 2009г.
- Контрольные и проверочные работы по химии 10-11 классы. Гара Н.Н., Зуева М.В.. Методическое пособие для учителя. М. «Дрофа» 2009г.
- Дидактический материал по химии для 10-11 классов. Пособие для учителя. Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н.. М. «Просвещение», 2008г.
- Поурочные разработки по химии, 11 класс. М.Ю. Горковенко К учебникам Габриеляна О.С., Гузея Л.С., Рудзитиса Г.Е., М.: «Вако», 2008г.
Литература для учащихся.
1. «Химия - 11» Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М.: Просвещение, 2010.
2. Из чего все сделано? Стрельникова Л.Н. М.:Яуза, 2011
3. Справочник школьника по неорганической химии. Бердоносов С.С., Жиров А.И. М.: Аквариум, 1997.
4. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. М.: Дрофа,1999.
5. Мир химии. Колтун М. М.: Детская литература, 1988.
6. Книга по химии для домашнего чтения. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. М.: Химия, 1994.
7. Олимпиады и вступительные экзамены по химии в Московском университете:2010. Кузьменко Н.Е., Теренина В.И. –М.:Химический факультет МГУ, 2010.
8. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. И.Г.Хомченко.-
2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Новая волна», 2003г.
9. Сборники материалов для подготовки к ЕГЭ.
10. Пособие по химии для старших классов. 8-11 классы. Кузьменко Н.Е.,
Еремин В.В., Попков В.А., М:Мир и образование, 2003.
11. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. Кузьменко Н.Е.,
Еремин В.В., Попков В.А., М: Экзамен, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177522-1358162857.jpg)
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-270848-1377416964.jpg)
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-149818-1354961212.jpg)
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...