Рабочая программа по химии 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс)
Рабочая программа по химии для использования в 10 классе общеобразовательной школы, базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_10_1.docx | 51.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.ДМИТРИЕВА»
ДМИТРИЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
307500 КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ г.ДМИТРИЕВ, ул.ВОЛОДАРСКОГО д.37 Тел 8(47150)21495,22556
http://2sosh.ucoz.ru, e-mail: school2_46_011@mail.ru
Рассмотрено на заседании МО учителей естественного цикла протокол № 1 от 23 августа 2019 года Руководитель МО ______________И.В.Емельянова | Принято на заседании педагогического совета школы протокол №1 от 30 августа 2019 года | Согласовано: зам. директора по УР _________________М.Л.Новикова «01» сентября 2019 года | Утверждено и введено в действие приказом № 361 от 01 сентября 2019 года Директор школы: _______________В.И.Крюкова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Химия»
среднего общего образования
10 класс
(базовый уровень)
Составитель: учитель химии
Емельянова Ирина Васильевна
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
• Федерального закона Российской федерации от 29.12 2012г. №273-ФЗ «Об образовании
в Российской федерации»
- федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования;
- примерной программы для общеобразовательных учреждений: Химия 8-11 класс (составители Э.Д.Днепров, А.Г, Аркадьев) – 2-е изд. Стереотип. – М.:Дрофа, 2008г.
- авторской программы: Химия 8-11 классы, автор Н.Н. Гара.
- федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом МО РФ от 9 марта 2004г., №1312;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год;
- учебного плана МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева» на 2019-2020 учебный год;
- положения о составлении рабочей программы учебного курса МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева».
В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляет современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а так же генетических связей между классами органических соединений.
В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, возрастными особенностями учащихся.
Учет межпредметных связей в преподавании неорганической химии позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Курс химии опирается в большей степени на знание курса алгебры, физики, биологии, истории.
Цели и задачи учебного курса.
Основные цели изучения курса химии в 10 классе:
•освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, о важнейших понятиях, законах, теориях химии;
•овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
•развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации;
•воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
•применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В задачи обучения химии входят:
- формирование основ химических знаний;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;
- формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов в повседневной жизни;
- выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Содержание тем учебного курса.
Теоретические основы органической химии
Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.
Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ.
Классификация органических соединений.
Углеводороды
Предельные углеводороды (алканы).
Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакции замещения. Получение и применение алканов. Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.
Непредельные углеводороды.
Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов. Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук. Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Ароматические углеводороды (арены).
Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
Природные источники углеводородов.
Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки. Перегонка. Крекинг термический и каталитический.
Кислородсодержащие органические соединения
Спирты и фенолы.
Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Водородная связь. Свойства этанола. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Получение и применение спиртов. Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
Фенолы. Строение молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.
Альдегиды, кетоны.
Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.
Карбоновые кислоты.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
Сложные эфиры. Жиры.
Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры, строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.
Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
Углеводы.
Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. Применение. Фруктоза – изомер глюкозы. Химические свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.
Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
Азотсодержащие органические соединения
Амины и аминокислоты.
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.
Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.
Белки.
Белки – природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращения белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания.
Нуклеиновые кислоты: состав, строение. Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Высокомолекулярные соединения
Синтетические полимеры
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Строение молекул. Стереорегулярное и стереонерегулярное строение. Основные методы синтеза полимеров. Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Термореактивность. Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.
Требования к уровню подготовки учеников образовательных учреждений среднего общего образования по химии.
В результате освоения содержания учащиеся должны:
знать / понимать:
- важнейшие химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов в органических соединениях, тип химической связи в органических соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: общие химические основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи в органических веществах, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количест-во часов | Дата проведения | |||
План. | Факт. | |||||
1. Теоретические основы органической химии | 4 | |||||
1 | Предмет органической химии. Теория Бутлерова. | 1 | ||||
2 | Изомерия. Значение теории химического строения. | 1 | ||||
3 | Электронная природа химических связей в органических соединениях. | 1 | ||||
4 | Классификация органических соединений. | 1 | ||||
У Г Л Е В О Д О Р О Д Ы 2. Предельные углеводороды | 25 7 | |||||
5 | Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры. | 1 | ||||
6 | Физические и химические свойства алканов. | 1 | ||||
7 | Получение и применение алканов. | 1 | ||||
8 | Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества. | 1 | ||||
9 | Циклоалканы. | 1 | ||||
10 | Пр. р. №1. «Качественное определение С, Н и СI в орг. веществах». | 1 | ||||
11 | Зачет №1 по теме «Алканы». | 1 | ||||
3. Непредельные углеводороды | 6 | |||||
12 | Электронное и пространственное строение алкенов. Гомология и изомерия. | 1 | ||||
13 | Свойства, получение и применение алкенов. | 1 | ||||
14 | Пр. р. №2. « Получение этилена и изучение его свойств». | 1 | ||||
15 | Понятие о диеновых углеводородах. Природный каучук. | 1 | ||||
16 | Ацетилен и его гомологи. | 1 | ||||
17 | Получение и применение ацетилена. | 1 | ||||
4. Ароматические углеводороды | 4 | |||||
18 | Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. | 1 | ||||
19 | Физические и химические свойства бензола. | 1 | ||||
20 | Гомологи бензола. Свойства, применение. | 1 | ||||
21 | Генетическая связь аренов с другими углеводородами. | 1 | ||||
5. Природные источники углеводородов | 6 | |||||
22 | Природный и попутные газы, их состав и использование. | 1 | ||||
23 | Нефть и нефтепродукты. Перегонка нефти. | 1 | ||||
24 | Крекинг нефти. | 1 | ||||
25 | Коксохимическое производство. | 1 | ||||
26 | Решение задач на определение доли выхода продукта реакции. | 1 | ||||
27 | Решение задач | 1 | ||||
К И С Л О Р О Д С О Д Е Р Ж А Щ И Е О Р Г А Н И Ч Е С К И Е С О Е Д И Н Е Н И Я 6. Спирты и фенолы | 25 6 | |||||
28 | Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура. | 1 | ||||
29 | Свойства метанола (этанола). Водородная связь. Физиологич. действие спиртов. | 1 | ||||
30 | Получение спиртов. Применение. | 1 | ||||
31 | Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Решение задач. | 1 | ||||
32 | Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. | 1 | ||||
33 | Строение, свойства и применение фенола. | 1 | ||||
7. Альдегиды и кетоны | 3 | |||||
34 | Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Изомерия и номенклатура. | 1 | ||||
35 | Свойства альдегидов. Получение и применение. | 1 | ||||
36 | Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение. | 1 | ||||
8. Карбоновые кислоты | 6 | |||||
37 | Карбоновые кислоты. Строение молекул. Изомерия и номенклатура. | 1 | ||||
38 | Свойства карбоновых кислот. Получение и применение. | 1 | ||||
39 | Пр. р. №3. « Получение и свойства карбоновых кислот». | 1 | ||||
40 | Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами орг. соединений. | 1 | ||||
41 | Пр. р. №4. « Решение экспериментальных задач на распознавание орг. веществ». | 1 | ||||
42 | Контрольная работа по темам 6-8 | 1 | ||||
9. Сложные эфиры. Жиры | 3 | |||||
43 | Строение и свойства сложных эфиров, их применение. | 1 | ||||
44 | Жиры, их строение, свойства и применение. | 1 | ||||
45 | СМС. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии. | 1 | ||||
Тема 10. Углеводы | 7 | |||||
46 | Глюкоза. Физические свойства и нахождение в природе. | 1 | ||||
47 | Химические свойства глюкозы. Применение. | 1 | ||||
48 | Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение. | 1 | ||||
49 | Крахмал, его строение, химические свойства, применение | 1 | ||||
50 | Целлюлоза, ее строение и химические свойства. | 1 | ||||
51 | Применение целлюлозы. Ацетатное волокно | 1 | ||||
52 | Пр. р. №5. « Решение экспер. задач на получение и распознавание орг. веществ». | 1 | ||||
А З О Т С О Д Е Р Ж А Щ И Е О Р Г А Н И Ч Е С К И Е С О Е Д И Н Е Н И Я 11. Амины и аминокислоты | 7 3 | |||||
53 | Амины. Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин. | 1 | ||||
54 | Аминокислоты, их строение, изомерия и свойства. | 1 | ||||
55 | Генетическая связь аминокислот. Решение задач. | 1 | ||||
Тема 12. Белки | 4 | |||||
56 | Белки - природные полимеры. Состав и строение белков. | 1 | ||||
57 | Свойства белков. Успехи в изучении и синтезе белков. | 1 | ||||
57 | Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Нуклеиновые кислоты. | 1 | ||||
59 | Химия и здоровье человека. | 1 | ||||
В Ы С О К О М О Л Е К У Л Я Р Н Ы Е С О Е Д И Н Е Н И Я 13. Синтетические полимеры | 7 10 | |||||
60 | ВМС, зависимость их свойств от строения. Основные методы синтеза. | 1 | ||||
61 | Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. | 1 | ||||
62 | Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. | 1 | ||||
63 | Синтетические волокна. Капрон. Лавсан. | 1 | ||||
64 | Пр. р. №6. « Распознавание пластмасс и волокон». | 1 | ||||
65 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||||
66 | Органическая химия, человек и природа. | 1 | ||||
67 | Итоговый урок.
| 1 | ||||
68 | Итоговый урок.
| 1 |
Используемая литература.
Литература для учителя.
1. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, Учебник «Химия - 10», М.: Просвещение, 2010.
- Н.Н.Гара. Химия. Уроки в 10 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение», 2009г.
- Н.Н.Гара, М.В.Зуева. Контрольные и проверочные работы по химии 10-11 классы. Методическое пособие для учителя. М. «Дрофа» 2009г.
- А.М.Радецкий, В.П.Горшкова, Л.Н.Кругликова. Дидактический материал по химии для 10-11 классов. Пособие для учителя. М. «Просвещение», 2008г.
- М.Ю.Горковенко: Поурочные разработки по химии, 10 класс.
К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, Г.Е.Рудзитиса, М.: «Вако», 2008г.
Литература для учащихся.
1. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, Учебник «Химия - 10», М.: Просвещение, 2010.
2. Стрельникова Л.Н. Из чего все сделано? М.:Яуза, 2011
3. Бердоносов С.С., Жиров А.И. Справочник школьника по неорганической химии.М.: Аквариум, 1997.
4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы.М.: Дрофа,1999.
5. Колтун М. Мир химии.М.: Детская литература, 1988.
6. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1994.
7. Кузьменко Н.Е., Теренина В.И. Олимпиады и вступительные экзамены по химии в Московском университете:2010. – М.:Химический факультет МГУ, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...