Рабочая программа по химии 8 класс
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) по теме
Рабочая программа по химии 8 класс. Расчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Соответствует УМК Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по химии 8 класс. Г.Е.Рудзитис | 40.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования »;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования Московской области от 15.04.2016 г. № 1427 « Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, на 2016-2017 учебный год»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе:
Программы курса химии для 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений, автор Н.Н. Гара, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации,. (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: «Просвещение», 2014г.)
Рабочая программа реализуется в количестве 2-х часов в неделю, в объеме 68часов, ориентирована на использование учебника Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия» 8 класс.- М.: Просвещение, 2016. Рабочая программа даёт распределение учебных часов в соответствии с Учебным планом школы. По одному часу добавлено на изучение темы «Первоначальные химические понятия», «Кислород.Горение», «Водород».
УМК:
- Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: «Просвещение, 2016г.
- Н.Н. Гара Химия: уроки в 8 кл. : пособие для учителя /Н.Н.Гара. – М.: Просвещение, 2015г. – 111с./
- Н.Н. Гара Химия. Задачник с «помощником». 8-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Н.Н.Гара, Н.И.Гаврусева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010г.- 96с./
- Н.Н. Гара Химия. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы, 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. -3-е изд. – М.: Просвещение, 2014г.
Изучение химии на базовом уровне на ступени основе общего образования в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи, решаемые в процессе обучения химии:
- продолжать формирование у школьников понимания научной картины мира;
- развить и научить общению в коллективе и с коллективом;
- научить иcпользовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье.
Содержание программы учебного предмета
Тема 1. Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.
Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.
Практические работы
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Ознакомление с лабораторным оборудованием.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 2. Кислород. Горение
Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.
Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом вытеснения воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.
Практическая работа. Получение и свойства кислорода.
Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема 3. Водород
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.
Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
Тема 4. Вода. Растворы
Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.
Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Тема 5. Количественные отношения в химии
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 6. Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.
Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Тема 7. Периодический закон и строение атома
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.
Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Тема 7. Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.
Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Первоначальные химические понятия. | 21 | 2 | 1 |
2 | Кислород. Горение. | 6 | 1 | |
3 | Водород. | 4 | 1 | |
4 | Вода. Растворы. | 7 | 1 | 1 |
5 | Количественные отношения в химии | 5 | ||
6 | Основные классы неорганических соединений | 11 | 1 | 1 |
7 | Периодический закон и строение атома. | 7 | ||
8 | Строение веществ. Химическая связь. | 7 | 1 | |
Итого | 68 | 6 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Тема 1. Первоначальные химические понятия (21 час) | ||||
1 | Предмет химии. Вещества и их свойства. Вводный инструктаж по охране труда и техники безопасности. | 1 | ||
2 | Методы познания химии. | 1 | ||
3 | Чистые вещества и смеси. | 1 | ||
4 | Физические и химические явления. Химические реакции. | 1 | ||
5 | Практическая работа №1. «Приёмы обращения с лабораторным оборудованием». | 1 | ||
6 | Практическая работа №2. «Очистка загрязнённой поваренной соли». | 1 | ||
7 | Атомы, молекулы и ионы. | 1 | ||
8 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | 1 | ||
9 | Простые и сложные вещества. | 1 | ||
10 | Химический элемент. | 1 | ||
11 | Относительная атомная масса химических элементов. | 1 | ||
12 | Знаки химических элементов. | 1 | ||
13 | Закон постоянства состава веществ. | 1 | ||
14 | Относительная молекулярная масса. Химические формулы. | 1 | ||
15 | Массовая доля химического элемента в соединении. | 1 | ||
16 | Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. | 1 | ||
17 | Составление химических формул по валентности. | 1 | ||
18 | Атомно-молекулярное учение. | 1 | ||
19 | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | 1 | ||
20 | Типы химических реакций. | 1 | ||
21 | Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия» | 1 | ||
Тема 2. Кислород. Горение (6 часов) | ||||
22 | Анализ контрольной работы. Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода. | 1 | ||
23 | Свойства кислорода. | 1 | ||
24 | Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. | 1 | ||
25 | Озон. Аллотропия кислорода. | 1 | ||
26 | Воздух и его состав. | 1 | ||
27 | Практическая работа №3 «Получение и свойства кислорода». | 1 | ||
Тема 3. Водород (4 часа) | ||||
28 | Водород. Нахождение в природе. Получение. | 1 | ||
29 | Физические и химические свойства водорода. Применение. | 1 | ||
30 | Практическая работа №4 «Получение водорода и исследование его свойств». | 1 | ||
31 | Обобщение знаний | 1 | ||
Тема 4. Вода. Растворы(7 часов) | ||||
32 | Вода. Свойства воды, применение. | 1 | ||
33 | Вода – растворитель. Растворы. | 1 | ||
34 | Массовая доля растворённого вещества. | 1 | ||
35 | Решение задач на вычисление массовой доли и массы растворённого вещества. | 1 | ||
36 | Обобщение знаний. | 1 | ||
37 | Практическая работа №5. «Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества». | 1 | ||
38 | Контрольная работа №2 по темам «Кислород. Водород. Вода. Растворы». | 1 | ||
Тема 5. Количественные отношения в химии (5 часов) | ||||
39 | Анализ контрольной работы. Количество вещества. Молярная масса. | 1 | ||
40 | Вычисления по уравнениям химических реакций. | 1 | ||
41 | Закон Авогадро. Молярный объём газов. | 1 | ||
42 | Относительная плотность газов. | 1 | ||
43 | Объёмные отношения газов при химических реакциях. | 1 | ||
Тема 6. Основные классы неорганических соединений (11 часов) | ||||
44 | Оксиды. | 1 | ||
45 | Основания. | 1 | ||
46 | Химические свойства оснований. Применение. | 1 | ||
47 | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | 1 | ||
48 | Кислоты. | 1 | ||
49 | Химические свойства кислот. | 1 | ||
50 | Соли. | 1 | ||
51 | Свойства солей. | 1 | ||
52 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. | 1 | ||
53 | Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»». | 1 | ||
54 | Контрольная работа№3 по теме «Основные классы неорганических веществ» | 1 | ||
Тема 7. Периодический закон и строение атома (7 часов) | ||||
55 | Анализ контрольной работы. Классификация химических элементов. | 1 | ||
56 | Периодический закон Д.И.Менделеева. | 1 | ||
57 | Периодическая таблица химических элементов. Значение периодического закона. | 1 | ||
58 | Строение атома.Изотопы. Химический элемент. | 1 | ||
59 | Распределение электронов по энергетическим уровням. | 1 | ||
60 | Значение периодического закона Д.И.Менделеева. | 1 | ||
61 | Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и строение атома» | |||
Тема 8. Строение веществ. Химическая связь (7 часов) | ||||
62 | Электроотрицательность химических элементов. | 1 | ||
63 | Ковалентная связь. | 1 | ||
64 | Ионная и металлическая связь. | 1 | ||
65 | Валентность и степень окисления элементов. | 1 | ||
66 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | ||
67 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. Строение вещества. Химическая связь». | 1 | ||
68 | Контрольная работа №4 по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. Строение вещества. Химическая связь». | 1 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки
В результате изучения химии в 8 классе ученик должен:
знать/понимать:
• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций,
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
- называть химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
• характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
• определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях;
• составлять формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
• распознавать опытным путем кислород, водород, растворы кислот и щелочей;
• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
• приготовления растворов заданной концентрации.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся по химии
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»:
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Отметка «2» – от 0 до 50 %
Отметка «3» – от 51 % до 70 %
Отметка «4» – от 71 % до 85 %
Отметка «5» – от 86 % до 100 %
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
предметов естественно-
математического цикла
Протокол №1 от 28.08.2016г.
Руководитель ШМО ____________О.В.Ефимова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...