Рабочая программа по химии 8 класс
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) по теме
Рабочая программа по химии 8 класс. Расчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Соответствует УМК Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования »;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования Московской области от 15.04.2016 г. № 1427 « Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, на 2016-2017 учебный год»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе:
Программы курса химии для 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений, автор Н.Н. Гара, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации,. (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: «Просвещение», 2014г.)
Рабочая программа реализуется в количестве 2-х часов в неделю, в объеме 68часов, ориентирована на использование учебника Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия» 8 класс.- М.: Просвещение, 2016. Рабочая программа даёт распределение учебных часов в соответствии с Учебным планом школы. По одному часу добавлено на изучение темы «Первоначальные химические понятия», «Кислород.Горение», «Водород».
УМК:
- Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: «Просвещение, 2016г.
- Н.Н. Гара Химия: уроки в 8 кл. : пособие для учителя /Н.Н.Гара. – М.: Просвещение, 2015г. – 111с./
- Н.Н. Гара Химия. Задачник с «помощником». 8-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Н.Н.Гара, Н.И.Гаврусева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010г.- 96с./
- Н.Н. Гара Химия. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы, 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. -3-е изд. – М.: Просвещение, 2014г.
Изучение химии на базовом уровне на ступени основе общего образования в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи, решаемые в процессе обучения химии:
- продолжать формирование у школьников понимания научной картины мира;
- развить и научить общению в коллективе и с коллективом;
- научить иcпользовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье.
Содержание программы учебного предмета
Тема 1. Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.
Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.
Практические работы
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Ознакомление с лабораторным оборудованием.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 2. Кислород. Горение
Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.
Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом вытеснения воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.
Практическая работа. Получение и свойства кислорода.
Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема 3. Водород
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.
Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
Тема 4. Вода. Растворы
Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.
Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Тема 5. Количественные отношения в химии
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 6. Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.
Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Тема 7. Периодический закон и строение атома
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.
Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Тема 7. Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.
Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Первоначальные химические понятия. | 21 | 2 | 1 |
2 | Кислород. Горение. | 6 | 1 | |
3 | Водород. | 4 | 1 | |
4 | Вода. Растворы. | 7 | 1 | 1 |
5 | Количественные отношения в химии | 5 | ||
6 | Основные классы неорганических соединений | 11 | 1 | 1 |
7 | Периодический закон и строение атома. | 7 | ||
8 | Строение веществ. Химическая связь. | 7 | 1 | |
Итого | 68 | 6 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Тема 1. Первоначальные химические понятия (21 час) | ||||
1 | Предмет химии. Вещества и их свойства. Вводный инструктаж по охране труда и техники безопасности. | 1 | ||
2 | Методы познания химии. | 1 | ||
3 | Чистые вещества и смеси. | 1 | ||
4 | Физические и химические явления. Химические реакции. | 1 | ||
5 | Практическая работа №1. «Приёмы обращения с лабораторным оборудованием». | 1 | ||
6 | Практическая работа №2. «Очистка загрязнённой поваренной соли». | 1 | ||
7 | Атомы, молекулы и ионы. | 1 | ||
8 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | 1 | ||
9 | Простые и сложные вещества. | 1 | ||
10 | Химический элемент. | 1 | ||
11 | Относительная атомная масса химических элементов. | 1 | ||
12 | Знаки химических элементов. | 1 | ||
13 | Закон постоянства состава веществ. | 1 | ||
14 | Относительная молекулярная масса. Химические формулы. | 1 | ||
15 | Массовая доля химического элемента в соединении. | 1 | ||
16 | Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. | 1 | ||
17 | Составление химических формул по валентности. | 1 | ||
18 | Атомно-молекулярное учение. | 1 | ||
19 | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | 1 | ||
20 | Типы химических реакций. | 1 | ||
21 | Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия» | 1 | ||
Тема 2. Кислород. Горение (6 часов) | ||||
22 | Анализ контрольной работы. Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода. | 1 | ||
23 | Свойства кислорода. | 1 | ||
24 | Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. | 1 | ||
25 | Озон. Аллотропия кислорода. | 1 | ||
26 | Воздух и его состав. | 1 | ||
27 | Практическая работа №3 «Получение и свойства кислорода». | 1 | ||
Тема 3. Водород (4 часа) | ||||
28 | Водород. Нахождение в природе. Получение. | 1 | ||
29 | Физические и химические свойства водорода. Применение. | 1 | ||
30 | Практическая работа №4 «Получение водорода и исследование его свойств». | 1 | ||
31 | Обобщение знаний | 1 | ||
Тема 4. Вода. Растворы(7 часов) | ||||
32 | Вода. Свойства воды, применение. | 1 | ||
33 | Вода – растворитель. Растворы. | 1 | ||
34 | Массовая доля растворённого вещества. | 1 | ||
35 | Решение задач на вычисление массовой доли и массы растворённого вещества. | 1 | ||
36 | Обобщение знаний. | 1 | ||
37 | Практическая работа №5. «Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества». | 1 | ||
38 | Контрольная работа №2 по темам «Кислород. Водород. Вода. Растворы». | 1 | ||
Тема 5. Количественные отношения в химии (5 часов) | ||||
39 | Анализ контрольной работы. Количество вещества. Молярная масса. | 1 | ||
40 | Вычисления по уравнениям химических реакций. | 1 | ||
41 | Закон Авогадро. Молярный объём газов. | 1 | ||
42 | Относительная плотность газов. | 1 | ||
43 | Объёмные отношения газов при химических реакциях. | 1 | ||
Тема 6. Основные классы неорганических соединений (11 часов) | ||||
44 | Оксиды. | 1 | ||
45 | Основания. | 1 | ||
46 | Химические свойства оснований. Применение. | 1 | ||
47 | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | 1 | ||
48 | Кислоты. | 1 | ||
49 | Химические свойства кислот. | 1 | ||
50 | Соли. | 1 | ||
51 | Свойства солей. | 1 | ||
52 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. | 1 | ||
53 | Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»». | 1 | ||
54 | Контрольная работа№3 по теме «Основные классы неорганических веществ» | 1 | ||
Тема 7. Периодический закон и строение атома (7 часов) | ||||
55 | Анализ контрольной работы. Классификация химических элементов. | 1 | ||
56 | Периодический закон Д.И.Менделеева. | 1 | ||
57 | Периодическая таблица химических элементов. Значение периодического закона. | 1 | ||
58 | Строение атома.Изотопы. Химический элемент. | 1 | ||
59 | Распределение электронов по энергетическим уровням. | 1 | ||
60 | Значение периодического закона Д.И.Менделеева. | 1 | ||
61 | Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и строение атома» | |||
Тема 8. Строение веществ. Химическая связь (7 часов) | ||||
62 | Электроотрицательность химических элементов. | 1 | ||
63 | Ковалентная связь. | 1 | ||
64 | Ионная и металлическая связь. | 1 | ||
65 | Валентность и степень окисления элементов. | 1 | ||
66 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | ||
67 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. Строение вещества. Химическая связь». | 1 | ||
68 | Контрольная работа №4 по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. Строение вещества. Химическая связь». | 1 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки
В результате изучения химии в 8 классе ученик должен:
знать/понимать:
• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций,
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
- называть химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
• характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
• определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях;
• составлять формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
• распознавать опытным путем кислород, водород, растворы кислот и щелочей;
• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
• приготовления растворов заданной концентрации.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся по химии
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»:
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Отметка «2» – от 0 до 50 %
Отметка «3» – от 51 % до 70 %
Отметка «4» – от 71 % до 85 %
Отметка «5» – от 86 % до 100 %
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
предметов естественно-
математического цикла
Протокол №1 от 28.08.2016г.
Руководитель ШМО ____________О.В.Ефимова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177522-1358162857.jpg)
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-270848-1377416964.jpg)
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-149818-1354961212.jpg)
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...