Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) по теме

Программа рассчитана на 3 часа в неделю по учебнику Г.Е. Рузтиса, Ф.Е.Фельдмана

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_himiya_8_klass_3_chasa.docx119.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая  программа  раскрывает  содержание  обучения  химии  учащихся  в  8  классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на  102 ч/год (3 ч/нед.).

Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень).Использована авторская программа среднего общего образования по химии для базового изучения химии в 8-9 классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

        Естественнонаучное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе.

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место  в  познании  законов  природы,  в  материальной  жизни  общества,  в  решении  глобальных проблем  человечества,  в формировании  научной  картины  мира,  а  также  в  воспитании экологической культуры людей.

Химия  как  учебный  предмет  вносит  существенный  вклад  в  научное  миропонимание,  в воспитание  и  развитие  учащихся;  призвана  вооружить  учащихся  основами  химических  знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

        Химия – неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса химии.

        Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.

        Изучение химии в основной школе направлено:

на  освоение  важнейших  знаний  об  основных  понятиях  и  законах  химии,  химической символики;

на  овладение  умениями  наблюдать  химические  явления,  проводить  химический эксперимент,  производить  расчеты  на  основе  химических  формул  веществ  и  уравнений химических реакций;

на  развитие  познавательных  интересов  и  интеллектуальных  способностей  в  процессе проведения химического  эксперимента, самостоятельного приобретения  знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

на  воспитание  отношения  к  химии  как  к  одному  из  фундаментальных  компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;  

на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов  в  быту,  сельском  хозяйстве  и  на  производстве,  решения  практических  задач  в повседневной  жизни,  предупреждения  явлений,  наносящих  вред  здоровью  человека  и окружающей среде.

Задачи изучения химии.

  • Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
  • Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
  • Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.
  • Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
  • Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.

Основные идеи.

  • Материальное единство веществ в природе, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до более сложных, входящих в состав живых организмов.
  • Причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением веществ.
  • Законы природы объективны и познаваемы. Знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ.
  • Развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.

Программа включает в себя основы общей, неорганической и органической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. Важно не только добиться усвоения учащимися основных понятий, но и обучить их на этом материале приемам умственной работы, что составляет важнейший компонент развивающего обучения.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические  теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование  веществ  с  заданными  свойствами,  исследование  закономерностей  химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Фактологическая  часть  программы  включает  сведения  о  неорганических  и  органических веществах.  Учебный  материал  отобран  таким  образом,  чтобы  можно  было  объяснить  на современном  и  доступном  для  учащихся  уровне  теоретические  положения,  изучаемые  свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую  основу  изучения  неорганической  химии  составляет  атомно-молекулярное учение, периодический  закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

В  изучении  курса  значительная  роль  отводится  химическому  эксперименту:  проведению практических  и  лабораторных  работ,  несложных  экспериментов  и  описанию  их  результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Программа  предназначена  для работы по новым учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательной процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016– 2017 учебный год.

Главная особенность учебников по химии – их традиционность и фундаментальность. Они обладают четко выраженной структурой, соответствующей программе по химии для общеобразовательных школ.

Доступность – одна из основных особенностей учебников. Методология химии раскрывается путем ознакомления учащихся с историей развития химического знания. Нет никаких специальных методологических терминов и понятий, которые трудны для понимания учениками данного возраста.

Основное содержание учебников приведено в полное соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по химии.

Система знаний готовит учащихся к промежуточной аттестации. Кроме того к традиционным вопросам и заданиям добавлены задания, соответствующие ЕГЭ, что дает гарантию качественной подготовки к аттестации, в том числе в форме Единого государственного экзамена.

Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения химии ученик должен  

знать/понимать:

  • химическую  символику:  знаки  химических  элементов,  формулы  химических  веществ  и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная  масса,  молярный  объем,  химическая  реакция,  классификация  реакций;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

  • называть химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять  физический  смысл  атомного  (порядкового)  номера  химического  элемента, номеров  группы  и  периода,  к  которым  элемент  принадлежит  в  периодической  системе Д. И. Менделеева, закономерности  изменения  свойств  элементов  в  пределах  малых  периодов  и главных подгрупп;
  • характеризовать  химические  элементы  (от  водорода  до  кальция)  на  основе  их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь  между  составом,  строением  и  свойствами  веществ;  химические  свойства  основных  классов неорганических веществ;
  • определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу  соединений,  типы  химических  реакций,  валентность  и  степень  окисления  элемента  в соединениях,  вид  химической  связи  в  соединениях,  возможность  протекания  реакций;
  • составлять  формулы  неорганических  соединений  изученных  классов;  схемы  строения атомов  первых  20 элементов  периодической  системы  Д. И. Менделеева;  уравнения  химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать  опытным  путем  кислород,  водород,  углекислый  газ,    растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;
  • вычислять  массовую  долю  химического  элемента  по  формуле  соединения;  массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • использовать приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и повседневной жизни с целью:

безопасного обращения с веществами и материалами;  

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.  

Результаты изучения предмета.

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
  2. в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  3. в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

  1. использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
  2. использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  3. умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  4. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  5. использование различных источников для получения химической информации.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

  1. В познавательной сфере:
  • Давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
  • Описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
  • Описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
  • Классифицировать изученные объекты и явления;
  • Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
  • Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
  • Структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
  • Моделировать строение атома элементов первого- третьего периодов (в рамках изученных положений         теории Э.Резерфорда), строение простейших молекул.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
  1. В трудовой сфере:
  • проводить химический эксперимент.
  1. В сфере безопасности жизнедеятельности:
  • Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Содержание учебной дисциплины

8 класс

102ч/год (3 ч/неделю)

В курсе 8 класса учащиеся знакомятся с первоначальными химическими понятиями: химический элемент, атом, молекула, простые и сложные вещества, физические и химические явления, валентность; закладываются простейшие навыки в написании знаков химических элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных уравнений химических реакций; даются понятия о некоторых химических законах: атомно-молекулярном учении, законе постоянства состава, законе сохранения массы вещества; на примере кислорода и водорода углубляются сведения об элементе и веществе. Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов, кислот, оснований, солей; закрепляют практические навыки, необходимые при выполнении практических и лабораторных работ. Изучаются структура Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, периодический закон, виды химической связи.        

Распределение часов по темам:

Тема раздела

Количество часов

8 класс

1

Первоначальные химические понятия

27

2

Кислород.  Горение

7

3

Водород.

4

4

Растворы. Вода

8

5

Обобщение сведений о важнейших классах  неорганических соединений

17

6

Периодический  закон  и  периодическая  система  химических  элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

11

7

Строение веществ. Химическая связь

13

8

Закон Авогадро. Молярный объем газов

4

9.

Галогены

9

10.

Резерв

2

                                                                                                  Всего:                                       102

Предусмотрено 7 практических работ и 5 контрольных работы.

Тема 1. Первоначальные химические понятия (27 ч).

Химия в системе наук. Познавательное и народно-хозяйственное значение химии. Связь химии с другими науками.

Тела. Вещества.  Свойства веществ.  Чистые вещества  и  смеси.  Способы  очистки  веществ.

Физические  и  химические  явления.  Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного  строения. Качественный и  количественный  состав  вещества.  Простые  и  сложные  вещества.  

Химические  элементы.  Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ. Атомная  единица  массы.  Относительная  атомная  и  молекулярная  массы.

Количество вещества.  Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное  учение.  Роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ атомно-молекулярного учения.

Закон  сохранения  массы  веществ.

Химические  уравнения. Типы химических реакций. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации.

  • Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.
  • Однородные и неоднородные смеси, способы из разделения.  
  • Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ.
  • Химические соединения количеством вещества 1 моль.
  • Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций.
  • Видеофильмы видеокурса для 8 класса «Мир химии», «Язык химии».
  • Компакт-диск «Химия. 8 класс».
  • Плакат «Количественные величины в химии».
  • Компакт-диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы»

Лабораторные  опыты.

  • Рассмотрение  веществ  с  различными  физическими  свойствами.
  • Разделение  смеси  с  помощью  магнита.
  • Примеры  физических  и  химических  явлений.  Реакции, иллюстрирующие  основные  признаки  характерных  реакций.
  • Разложение  основного  карбоната меди(II).
  • Реакция замещения меди железом.

Практические работы

  • Правила  техники  безопасности  при  работе  в  химическом  кабинете.  Ознакомление  с лабораторным оборудованием.  
  • Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи.

  • Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
  • Вычисление  массовой  доли  элемента  в  химическом  соединении.  
  • Установление  простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
  • Вычисления по химическим уравнениям массы или  количества  вещества  по  известной  массе  или  количеству  одного  из  вступающих  или

получающихся в реакции веществ.  

Тема 2. Кислород. Горение (7 ч).

Кислород  как химический элемент и простое вещество.  Нахождение  в  природе.  Физические  и  химические  свойства.  Получение, применение.

Круговорот кислорода в природе. Горение. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожара. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Топливо и способы его сжигания.

Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации.

  • Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом

вытеснения воды.

  • Определение состава воздуха.
  • Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
  • Получение кислорода из перманганата калия при разложении.
  • Опыты, выясняющие условия горения.
  • Видеофильм «Химия. 8 класс. 1 часть» «Кислород, водород»

Лабораторные опыты.

  • Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа.

  • Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи.

  • Расчеты по термохимическим уравнениям.  

Тема 3. Водород  (4 ч).

Водород как химический элемент и простое вещество.  Нахождение  в  природе.  Физические  и  химические  свойства.  Водород — восстановитель. Получение водорода в лаборатории и промышленности.  Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности.

Меры предосторожности при работе с водородом.

        Кислоты. Нахождение в природе. Состав кислот. Валентность кислотных остатков. Общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Особые свойства соляной и серной кислот.  Меры предосторожности при работе с кислотами. Понятие о вытеснительном  ряде металлов.

        Соли. Состав солей, их названия. Составление формул солей.

Демонстрации.

  • Получение  водорода  в  аппарате  Киппа,  проверка  водорода  на  чистоту,

горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

  • Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).  
  • Образцы кислот и солей.
  • Действие растворов кислот на индикаторы.
  • Видеофильм «Водород»

Лабораторные  опыты.

  • Получение  водорода  и  изучение  его  свойств.
  • Взаимодействие кислот с металлами.

Расчетные задачи Решение различных типов задач.

Тема 4. Растворы. Вода (8 ч).

Вода  —  растворитель.  Растворимость  веществ  в  воде.  Определение  массовой  доли растворенного вещества.  Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

        Основания. Состав оснований. Щелочи и нерастворимые основания. Физические свойства оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Меры предосторожности при работе со щелочами.

Демонстрации.

  • Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).
  • Взаимодействие воды с оксидами кальция и фосфора. Определение полученных растворов индикатором.
  • Реакция нейтрализации.
  • Видеофильм «Вода»

Лабораторные  опыты.

  • Ознакомление со свойствами гидроксидов меди, натрия, кальция.
  • Взаимодействие оснований с кислотами.

Практическая  работа.

  • Приготовление  растворов  солей  с  определенной  массовой  долей растворенного вещества.

Расчетные  задачи.  

  • Нахождение  массовой  доли  растворенного  вещества  в  растворе.
  • Вычисление  массы  растворенного  вещества  и  воды  для  приготовления  раствора  определенной концентрации.  
  • Вычисление по химическим уравнениям массы по известному количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 5. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений (17 ч).

Оксиды.  Классификация.  Основные  и  кислотные  оксиды.  Номенклатура.  Физические  и  химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Классификация. Номенклатура. Физические  и  химические  свойства.  Реакция нейтрализации. Получение оснований и их применение.

Кислоты.  Классификация.  Номенклатура.  Физические  и  химические  свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение кислот.

Соли.  Классификация.  Номенклатура.  Физические  и  химические  свойства.  Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации.

  • Знакомство  с  образцами  оксидов,  кислот,  оснований  и  солей.
  • Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
  • Видеофильм «Основные классы неорганических веществ».

Лабораторные опыты.

  • Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.  

Практическая  работа.  

  • Решение  экспериментальных  задач  по  теме  «Основные  классы

неорганических соединений».  

Тема  6.  Периодический  закон  и  периодическая  система  химических  элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (11 ч).

Первые  попытки  классификации  химических  элементов.  Понятие  о  группах  сходных элементов.  Химические элементы, оксиды и гидроксиды которых проявляют амфотерные свойства.Периодический  закон  Д. И. Менделеева.

Периодическая  таблица  химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Строение  атома.  Состав  атомных  ядер.  Электроны.  Изотопы.  Строение  электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы  

Д. И. Менделеева.

Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атома.

Демонстрации.

  • Видеофильм «Тайны великого закона»

Лабораторные опыты.

  • Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.  

Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (13 ч).

Электроотрицательность  химических  элементов.  Основные  виды  химической  связи:  ковалентная  неполярная,  ковалентная  полярная,  ионная.  

Валентность  элементов  в  свете электронной  теории.  Степень окисления.  Правила  определения  степени  окисления  элементов.

Окислительно-восстановительные реакции.  

Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная.   Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток..

Демонстрации.

  • Ознакомление  с  моделями  кристаллических  решеток  ковалентных  и

ионных  соединений.  Сопоставление  физико-химических  свойств соединений  с  ковалентнымии ионными связям.

Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (4 часа).

Закон  Авогадро.  Молярный  объем  газов.  Относительная  плотность  газов.  Объемные отношения газов при химических реакциях.

Расчетные задачи.

•        Объемные отношения газов при химических реакциях.

•        Вычисления  по  химическим  уравнениям массы,  объема  и  количества  вещества  одного  из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 9. Галогены (9 часов).

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические  свойства  хлора.  Применение.  Хлороводород.  Соляная  кислота  и  ее  соли.

Сравнительная характеристика галогенов.

Демонстрации

  • Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов.
  • Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Лабораторные  опыты.

  • Распознавание  соляной  кислоты,  хлоридов,  бромидов,  иодидов  и  иода.
  • Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.

Практические  работы.

  • Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.  
  • Решение экспериментальных задач по теме «Галогены»

Календарно-тематическое планирование

Тема 1.  ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ   (27 часов).

   Основные задачи изучения темы: дать представление о веществах, их составе и свойствах; раскрыть сущность химических превращений, указать их признаки; познакомить с многообразием химических реакций, их классификацией; показать взаимосвязь всех явлений в природе (физических, химических, биологических); обобщить знания о веществе и химической реакции на основе атомно-молекулярного учения, показать значение этих знаний в теории и на практике; познакомить учащихся с различными методами, применяемыми в химии, химическим языком, учить логическому мышлению (сравнивать, выделять главное).

Тема

Календ.

сроки

Химический эксперимент, оборудование

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

примечание

1.

Предмет химии. Вещества и их свойства.

Различные виды химической посуды, предметы, сделанные из различных веществ, приборы для измерения веса, плотности жидкости, температуры, лабораторная работа «Описание физ. свойств» (стр. 49)

Знать: определение понятия вещество, перечень признаков веществ.

Уметь различать понятия вещество и тело, описывать физ. свойства вещества и сравнивать вещества (находить сходство и различие в свойствах)

Классификация, сравнение, обобщение

2.

Практическая работа № 1 «Приемы обращения с лабораторным штативом и спиртовкой»

Лабораторный штатив, спиртовка, пробирка, колба коническая, химический стакан, колба круглодонная, колба плоскодонная, чашка для выпаривания, тигельные щипцы, фарфоровый треугольник, ложечка для сжигания твердых в-в, ступка с пестиком, пробиркодержатель

Пр. работа №1, стр.51-52

Знать правила техники безопасности при работе в лаборатории, знать устройство и приемы обращения с лаб. оборудованием (хим. посуда, штатив, спиртовка)

Уметь различать хим. посуду, обращаться с хим. оборудованием

Классификация, обоснование, умение наблюдать, делать выводы

3.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Демонстрация чистых веществ (дистиллированная вода) и смесей (вода, воздух), порошкообразное железо и измельченная сера, смеси железа и серы, 3 хим. стакана с водой, фильтр. бумага, ложечка для сыпучих веществ, магнит.

Пробирки, ложечка для сыпучих веществ, чашка для выпаривания, пипетка, спиртовка, спички, фильтр.бумага, воронка, колба, хим. стакан с водой, подсолнечное масло, песок, кристаллическая поваренная соль.

Знать понятия вещества, смеси, материалы, способы разделения смесей на компоненты, приборы для разделения смесей

Уметь различать в-ва по физ. свойствам,  устанавливать и обосновывать способы разделения для различных смесей

Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать

4.

Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»

Спиртовка, спички, штатив с кольцом, фарфоровая чашка для выпаривания, химический стакан, стеклянная палочка, ложечка для сыпучих веществ, воронка, колба, фильтр, загрязненная поваренная соль и вода в хим. стаканах.

ПР. работа № 2, стр.52

Знать способы разделения смесей, правила обращения с хим. оборудованием.

Уметь разделить поваренную соль от примесей, используя имеющиеся навыки обращения с хим. оборудованием

Классификация, обоснование, умение наблюдать, делать выводы

5.

Физические и химические явления

Горение свечи, спирта, плавление парафина, стекла, изменения, происходящие при нагревании сахара, смешивание поваренной соли с водой, соды и уксуса, медного купороса и щелочи, выпаривание воды

Знать определения физ. и хим. явлений, признаки хим. реакций и условия их возникновения и течения.

Уметь отличать физ. и хим. явлений, определять признаки химических реакций, условия их возникновения, приводить примеры физ. и хим. явлений.

Классификация, сравнение, умение наблюдать, делать выводы.

6.

Молекулы и атомы.

Модели молекул, атомов, магнитная доска, портрет М.В. Ломоносова, карточки с символами химических элементов.

Знать понятия атома, молекулы, основные положения атомно-молекулярного учения, роль Ломоносова и Дальтона в его создании.
Уметь объяснять физ. и хим. явления с точки зрения атомно-молекулярного учения.

Обобщение, умение делать выводы

7.

Простые и сложные вещества. Химический элемент

Образцы простых и сложных веществ, соединения серы с железом

Знать понятия простого и сложного веществ, химического элемента, отличия простого и сложного в-в, смеси и сложного вещества.

Уметь различать простые и сложные вещества, смеси и сложные в-ва

Классификация, сравнение, умение делать выводы.

8.

Относительная атомная масса

Периодическая система химических элементов

Знать понятие относительной атомной массы, массы атома, а.е.м.

Уметь определять и округлять Аr элементов по таблице Менделеева, называть химические элементы по знакам.

Сравнение, умение делать выводы.

9.

Знаки химических элементов

Периодическая система химических элементов

Знать знаки химических элементов (26), понятие коэффицент.

Уметь видеть информацию о химическом элементе по периодической системе, по записям.

10.

Закон постоянства состава веществ.

Знать формулировку закона постоянства состава, его значение

Уметь применять закон для решения задач

Сравнение, умение делать выводы.

11.

Химические формулы.

Знать понятия химической формулы,  значение индекса и коэффициента.

Уметь характеризовать качественный и количественный состав вещества по химической формуле

Умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

12.

Относительная молекулярная масса. Вычисление относительных молекулярных масс.

Знать способы расчета относительной молекулярной массы

Уметь рассчитывать относительную молекулярную массу.

13.

Вычисление массовой доли элемента в сложном веществе

Знать способ расчета относительных молекулярных масс веществ, массовых отношений хим. элементов в сложном веществе, массовых долей хим. элементов в сложном веществе.

Уметь характеризовать качественный  и количественный состав веществ, решать задачи по теме.

Умение анализировать, сравнивать

14.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов

Знать способ вывода хим. формул, если даны массовые доли хим. элементов, входящих в состав сложного вещества.

Уметь решать задачи по теме.

Умение анализировать, сравнивать

15.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений.

Знать понятие валентности, постоянной и переменной валентности,

Уметь определять валентность по химическим формулам.

Умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

16.

Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности

Знать понятие валентности, постоянной и переменной валентности.

Уметь составлять формулы по валентности.

Умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

17.

Атомно-молекулярное учение

Знать сущность и основные положения атомно-молекулярного учения.

Уметь объяснять физические и химические явления с точки зрения учения.

Умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

18.

Закон сохранения массы веществ

Знать формулировку закона, его открытие, значение, роль ученых.

Уметь пояснять химические реакции с точки зрения закона.

Умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

19.

Химические уравнения.

Знать понятие химического уравнения, значение коэффициента в уравнениях, индекса в химических формулах, алгоритм расстановки коэффициентов, типы химических реакций

Уметь использовать алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях, объяснять какие явления обозначаются с помощью химических уравнений, научиться составлять химические уравнения.

Умение анализировать, сравнивать, устанавливать соответствие

20.

Типы химических реакций: соединения и разложения

Знать 4 типа химических реакций, определения реакций разложения и соединения, отличия между реакциями соединения и разложения.

Уметь писать уравнения реакций разложения и соединения.

Умение анализировать, сравнивать, устанавливать соответствие

21.

Типы химических реакций: замещения

Реакция замещения: железный гвоздь и хлорид меди (II)

Знать определения реакций замещения, отличия между реакциями разложения, соединения и замещения, иметь понятие о реакциях обмена.

Уметь писать реакции замещения.

Умение анализировать, сравнивать, устанавливать соответствие

22.

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

Коллекция веществ количеством 1 моль (поваренная соль, сахар, сера, железные опилки, медный купорос, вода, газ)

Знать понятия количества вещества, моль, числа Авогадро, молярная масса,  как применяются данные величины в расчетных задачах.

Уметь называть количество вещества и молярную массу по обозначениям, указывать единицы измерения, видоизменять расчетную формулу при решении прямых и обратных задач.

Умение анализировать, сравнивать, устанавливать соответствие

23.

Решение расчетных задач по формулам.

Знать алгоритм решения  задач по формулам для расчета  массы, количества вещества, молярной массы.

Уметь применять предложенный учителем алгоритм для решения задач данного типа, опознавать данный тип задач, решать типовые задачи.

Умение анализировать, сравнивать, устанавливать соответствие, использовать инструкции

24.

Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций

Знать алгоритм решения задач по уравнениям реакций, составления формул, расстановки коэффициентов в уравнении реакции.

Уметь применять предложенный учителем алгоритм для решения задач данного типа, опознавать данный тип задач, решать типовые задачи.

Умение анализировать, сравнивать, устанавливать соответствие, использовать инструкции

25.

Повторение и обобщение темы «Первоначальные химические понятия»

Знать основные понятия темы.

Уметь применять на практике полученные знания.

Сравнение, анализ, обобщение, систематизация

26.

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия»

Знать основные понятия темы.

Уметь применять на практике полученные знания.

Сравнение, анализ, обобщение, систематизация, установление соответствия.

27.

Коррекция знаний по теме «Первоначальные химические понятия»

Уметь анализировать ошибки, систематизировать   корректировать свои знания по данной теме.

Анализ, систематизация

Тема 2. КИСЛОРОД. ГОРЕНИЕ  (7 часов)

   Основные задачи изучения темы: продолжить формирование понятий - химический элемент, простое и сложное вещество, химическая реакция в данной теме, научить учащихся объяснять происходящие явления с точки зрения атомно - молекулярного учения, совершенствовать умение пользоваться химическим языком. Способствовать дальнейшему развитию мировоззрения о причинно - следственной связи: начать формировать представление о связи состава, свойств, применения веществ (на примере кислорода), совершенствовать умения учащихся по описанию явлений, составлять уравнения и, наоборот, предсказывать признаки реакций по написанным уравнениям. Ознакомить учащихся с круговоротом кислорода в природе, его ролью в жизни и деятельности человека, показать необходимость охраны окружающей среды от загрязнения.

Тема

Календ.

сроки

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

примечание

28/1

Кислород. Общая характеристика. Нахождение в природе. Получение кислорода.

Демонстрация разложения пероксида водорода в присутствии катализатора, разложение перманганата калия при температуре.

Знать значение кислорода для живых организмов и в природе, его распространение, способы получения кислорода, закрепить умения написания химических уравнений.

Уметь писать уравнения химических реакций получения кислорода.

Сравнение, анализ, обобщение, систематизация

29/2

Физические и химические свойства кислорода.

Д.: сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа, ознакомление с физическими свойствами кислорода.

Знать характеристику физических и химических свойств кислорода.

 Уметь писать химические уравнения горения в кислороде простых веществ.

Умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

30/3

Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

Схема применения кислорода, круговорота кислорода в природе.

Знать области применения кислорода, круговорот его в природе.

Уметь видеть практическое значение кислорода в жизни человека, всего живого.

Сравнение, анализ, обобщение, систематизация

31/4

Практическая работа №3 «Получение кислорода и изучение его свойств»

Оборудование для практической  работы (получение кислорода, доказательства наличия кислорода с помощью тлеющей лучины, горение угля в кислороде).

Знать способы получения кислорода в лаборатории.

Уметь  собрать его, доказать его наличие, описать свойства, знать химизм происходящих процессов, соблюдать правила по технике безопасности.

Классификация, обоснование, умение наблюдать, делать выводы

32/5

Воздух и его состав.

Д.: количественное определение кислорода в воздухе.

Знать качественный и количественный состав воздуха, характеристику экологическим проблемам, связанных с наличием в воздухе вредных веществ.

Умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

33/6

Горение веществ в воздухе

Д.: горение парафиновой свечи.

Знать отличия и сходства в горении веществ  в воздухе и в кислороде, отличия в горении простых и сложных веществ; условия возникновения и прекращения горения; понятие медленное окисление.

Уметь писать уравнения реакций горения сложных веществ.

Умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

34/7

Тепловой эффект химических реакций.

Знать  понятие теплового эффекта, экзо- и эндотермических реакций, способ решения задач по термохимическим уравнениям.

Уметь производить расчеты по термохимическим уравнениям реакций.

Сравнение, умение делать выводы, умозаключение

Тема 3. ВОДОРОД  (4 часа).

   Основные задачи изучения темы: продолжить формирование понятий - химический элемент, простое и сложное вещество, химическая реакция в данной теме, научить учащихся объяснять происходящие явления с точки зрения атомно - молекулярного учения, совершенствовать умение пользоваться химическим языком. Способствовать дальнейшему развитию мировоззрения о причинно - следственной связи: начать формировать представление о связи состава, свойств, применения веществ (на примере водорода), совершенствовать умения учащихся по описанию явлений, составлять уравнения и, наоборот, предсказывать признаки реакций по написанным уравнениям.

Тема

Календ.

сроки

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

примечание

35/1

Водород. Общая характеристика. Нахождение в природе.

Знать общую характеристику водорода, местонахождение его в природе, отличия понятий «химический элемент» и «простое вещество».

Уметь писать и отличать формулы химического элемента водорода и простого вещества газа водорода.

Сравнение, анализ, обобщение, систематизация

36/2

Получение и применение водорода

Д. получение водорода, взаимодействие раствора кислоты с цинком, обнаружение водорода

Знать способы получения водорода.

Уметь писать уравнения реакций получения водорода

Умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

37/3

Физические и химические свойства

водорода.

Д. ознакомление с физическими свойствами водорода, горение водорода в кислороде и воздухе, взаимодействие водорода с оксидом меди (II).

Знать  физические и химические свойства водорода, области его применения, уметь записывать химических уравнений.

Умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

38/4

Повторение и обобщение по темам «Кислород» и «Водород»

Знать основные понятия темам.

Уметь применять н практике полученные знания.

Сравнение, анализ, обобщение, систематизация

Тема  4. РАСТВОРЫ. ВОДА  (8 часов).

   Основные задачи изучения темы: продолжить формировать умения учащихся записывать уравнения реакций (химические свойства воды), давать названия веществам, составлять формулы. Способствовать дальнейшему развитию мировоззренческих знаний о причинно -следственной связи (состав, свойства, применение воды) взаимосвязи единичного и общего (реакция нейтрализации - как частный случай реакции обмена). Показать роль воды для всего живого, ее значение в природе, использование в различных отраслях народного хозяйства. Способствовать дальнейшему развитию экологического образования: познакомить с вопросами охраны водоемов от загрязнения, способами очистки воды, используя материалы периодической печати (местный материал о загрязнении и очистке воды), закон об охране окружающей среды. С целью развития логического мышления учить учащихся умению сравнивать, выявлять общие и существенные признаки при рассмотрении оксидов, оснований, кислот, проводить их классификацию. Способствовать дальнейшему совершенствованию практических навыков по выполнению лабораторных опытов, умению обращаться с приборами и реактивами; научить приготавливать раствор с определенной массовой долей растворенного вещества.

Тема

Календ.

сроки

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

примечание

39/1

Вода – растворитель. Растворы.

Д.: очистка воды перегонкой, растворение веществ.

Знать  способы очистки воды от примесей, физические свойства воды, меры по охране вод от загрязнения.

Сравнение, умение делать выводы, умозаключение

40/2

Определение массовой доли растворенного вещества

Знать формулу для расчета массовой доли растворенного вещества.

Уметь решать задачи по определению массовой доли растворенного вещества.

Умение анализировать, сравнивать, устанавливать соответствие, использовать инструкции

41/3

Практическая работа №4 «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества»

Оборудование для практической работы (весы, соль, вода, хим. посуда).

Знать алгоритм приготовления раствора с определенной массовой долей вещества, уметь приготовить раствор с определенной массовой долей растворенного вещества.

Обоснование, умение наблюдать, делать выводы

42/4

Вода. Состав воды. Вода в природе и способы её очистки.

Эвдиометр

Знать методы определения состава веществ – анализ и синтез, способы очистки веществ.

Уметь применять знания о методах исследования веществ и о методах очистки воды на практике, в быту.

Сравнение, умение делать выводы, умозаключение

43/5

Физические и химические свойства воды.

Д.: взаимодействие воды с металлами, с оксидом кальция и фосфора, определение полученных растворов индикатором

Знать количественный и качественный состав воды, состав гидроксида, химические свойства воды, понятие об анализе и синтезе как методах определения состава вещества.

Сравнение, умение делать выводы, умозаключение

44/6

Применение воды и растворов

Знать о роли воды в жизни, в промышленности; о загрязнении и принятии мер по рациональному использованию водных ресурсов.

Уметь применять знания о рациональном использовании воды в жизни.

Сравнение, умение делать выводы, умозаключение

45/7

Обобщение и повторение по теме «Кислород», «Водород» и «Вода. Растворы»

Знать понятия и термины темы, уметь применять полученные знания при выполнении упражнений.

Сравнение, анализ, обобщение, систематизация

46/8

Контрольная работа № 2 по темам «Кислород. Водород. Вода. Растворы»

Знать понятия и термины темы, уметь применять полученные знания при выполнении упражнений.

Сравнение, анализ, обобщение, систематизация

Тема 5. ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О ВАЖНЕЙШИХ КЛАССАХ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (17 часов).

   Основные цели и задачи темы:продолжить развитие понятий о веществе на примере основных классов неорганических соединений. Расширить понятие о химической реакции на примере реакций, отражающих способы получения и химические свойства классов соединений. Познакомить с составом и свойствами основных классов неорганических соединений – оксидов, оснований, кислот, солей. Способствовать формированию умений составлять формулы оксидов, оснований, солей, совершенствовать знание химического языка (называть вещества). Закрепить умения в написании уравнений реакций. Продолжить формирование мировоззренческих представлений о причинно – следственной зависимости на примере взаимозависимости свойств веществ от их строения и состава, связи между свойствами веществ, их применением и получением в промышленности. Способствовать развитию логического мышления: умению сравнивать, проводить классификацию неорганических веществ, химических реакций, делать обобщения, выделять главное, предсказывать свойства неизвестных

Тема

Календ.

сроки

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

примечание

47/1

Оксиды. Состав. Классификация.

Д.: образцы оксидов

Знать определение, классификацию,  номенклатуру оксидов.

Уметь составлять формулы оксидов, классифицировать их на основные, амфотерные, кислотные, называть их, составлять уравнения реакций получения оксидов.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

48/2

Оксиды. Физические и химические свойства.

Д.: оксид меди, серная кислота, гидроксид кальция, оксид углерода (IV).

Знать физические и химические свойства оксидов.

Уметь классифицировать оксиды на основные, кислотные, амфотерные, писать уравнения реакций, отражающие химические свойства оксидов, называть вещества.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

49/3

Получение и применение оксидов

Знать способы получения оксидов, применение оксидов.

Уметь писать уравнения реакций получения оксидов, приводить примеры  применения оксидов в некоторых отраслях экономики.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

50/4

Основания. Состав. Классификация.

Д.: основания растворимые и нерастворимые.

Знать определение, классификацию,  номенклатуру оснований, понятие щелочь.

Уметь составлять формулы оснований, классифицировать их на растворимые и нерастворимые, называть их.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

51/5

Основания. Физические и химические свойства.

Д.: основания, индикаторы, гидроксид натрия, гидроксид     железа(III), серная кислота, сульфат железа (III).

Знать физические и химические свойства оснований растворимых  и нерастворимых, действие щелочей на индикаторы.

Уметь классифицировать основания по растворимости, писать уравнения реакций, отражающие химические свойства, называть вещества.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

52/6

Получение и применение оснований

Знать способы получения оснований, области их применения в народном хозяйстве.

Уметь писать уравнения реакций получения оснований применять знания об опасности щелочей в быту.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

53/7

Кислоты.   Классификация и номенклатура

Д.: кислоты

Знать определение, классификацию, номенклатуру кислот, их структуру.

Уметь составлять формулы кислот молекулярные и структурные, классифицировать и называть их.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

54/8

Кислоты.  Физические и химические свойства.

Д.: кислоты, индикаторы, цинк, оксид меди, гидроксид натрия, нитрат бария.

Знать физические и химические свойства кислот, действие кислот на индикаторы вытеснительный ряд Бекетова, определение реакции нейтрализации.

Уметь классифицировать кислоты, писать уравнения реакций, отражающие их химические свойства, пользоваться вытеснительным рядом Бекетова, называть вещества.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения

55/9

Получение и применение кислот

Знать способы получения  кислот, области их применения.

Уметь писать уравнения реакций получения кислот, применять знания об опасности кислот в быту.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

56/10

Соли. Классификация и номенклатура. Физические свойства

Д.: образцы солей, железо, сульфат меди, карбонат натрия, гидроксид натрия, хлорид бария, сульфат натрия

Знать определение, классификацию, номенклатуру солей.

Уметь составлять формулы солей, классифицировать их  средние, кислые, основные, двойные, называть их.  

Сравнение, умение делать выводы,  умозаключение

57/11

Химические свойства солей

Д.: реакции взаимодействия солей с металлами (железный гвоздь с медным купоросом), нитрат серебра с соляной кислотой, сульфат меди с гидроксидом натрия, разложения карбоната кальция, сульфат натрия с хлоридом бария.

Знать химические свойства солей.

Уметь писать уравнения реакций, характеризующие химические свойства солей.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения

58/12

Способы получения солей, их применение.

Знать способы получения солей, их применение.

Уметь писать уравнения реакции получения солей, применять знания о солях в быту.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

59/13

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Знать понятия темы, определения оксидов, оснований, кислот, солей, способы получения, химические свойства, номенклатура веществ.

Уметь называть соединения, составляющие генетические ряды металлов и неметаллов, указывать между какими соединениями существует связь, составлять уравнения химических реакций, иллюстрирующих данную связь.

Сравнение, умение делать выводы,  умозаключение

60/14

Практическая работа №5 «Важнейшие классы неорганических соединений»

Практическая работа № 5, с.114 (по выбору)

Знать понятия темы, определения оксидов, оснований, кислот, солей, способы получения, химические свойства, номенклатура веществ.

Уметь применять знания о свойствах неорганических соединений для объяснения наблюдаемых явлений при проведении реакций, должны различить кислоту и основание с помощью индикаторов, провести реакцию нейтрализации, экспериментально осуществить превращение, провести реакцию замещения.

Обоснование, умение наблюдать, делать выводы

61/15

Обобщение и повторение по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

Знать понятия и термины темы.

Уметь применять полученные знания при выполнении упражнений.

Сравнение, анализ, обобщение, систематизация

62/16

Контрольная работа № 3 по теме «Важнейшие  классы неорганических соединений»

Уметь применить теоретические знания и умения  при выполнении заданий.

Сравнение, анализ, обобщение, систематизация

63/17

Коррекция знаний по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

Уметь анализировать ошибки, систематизировать   корректировать свои знания по данной теме.

Анализ, систематизация

Тема 6. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА. СТРОЕНИЕ АТОМА (11 часов).

   Основные цели и задачи урока: познакомить учащихся со строением периодической системы, раскрыть физический смысл порядкового номера, номера периода и группы. Указать главную причину периодического изменения свойств элементов и их соединений - возрастание относительных атомных масс и зарядов ядер атомов.Познакомить учащихся с одним из общих законов природы - периодическим законом, который показывает взаимосвязь между всеми элементами и их соединениями.Показать значение периодического закона для развития науки и техники.Научить учащихся давать характеристику химических элементов на основе положения в периодической системе и строения атома. Продолжить формирование у учащихся диалектико - материалистического мировоззрения - подтвердить закон о единстве и борьбе противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания и др. на примере периодической системы и строения атома.Способствовать дальнейшему развитию логического мышления, умению сравнивать свойства химических элементов и их соединений, устанавливать причинно - следственные связи; применять теоретические знания для предсказания свойств простых и  сложных веществ на основе строения атомов химических элементов.

Тема

Календ.

сроки

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

примечание

64/1

Первые попытки классификации химических элементов

Знать  первые попытки классификации хим. элементов.

Уметь классифицировать химические элементы на металлы и неметаллы по периодической системе.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

65/2

Амфотерные оксиды и гидроксиды

Д.: гидроксид цинка, соляная кислота и гидроксид натрия.

Знать определение амфотерного оксида и гидроксида.

Уметь писать уравнения реакции, доказывающие амфотерность оксидов и гидроксидов.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

66/3

Понятие о группах сходных элементов.

Знать основные признаки классификации химических элементов на примере семейств щелочных металлов, галогенов, инертных газов.

Уметь объяснять общие и отличительные признаки в свойствах щелочных металлов, галогенов, инертных газов.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

67/4

Периодический закон Д. И. Менделеева

Знать определение периодического закона, историю его открытия, определение периода, группы.

Уметь объяснять изменение свойств элементов и их соединений в периоде, знать причину этого.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

68/5

Периодическая система химических элементов.

Знать определение периода, группы, главной и побочной группы, физический смысл их, порядкового номера.

Уметь описывать химические элементы, исходя из положения в группе, периоде, с учетом строения атома, объяснять изменение свойств в периоде и группе.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

70/7

Строение атома. Изотопы.

Знать строение атома, состав атомного ядра, определение изотопов, три вида излучений.

Уметь описывать химический элемент с точки зрения строения атома.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

71/8

Строение электронных оболочек атомов.

Знать расположение электронов по слоям, формы электронных орбиталей, о периодическом изменении химических свойств в зависимости от числа электронов в наружном электронном слое.

Уметь записывать строение атомов элементов первых четырех периодов, электронные формулы и электронные ячейки для атомов элементов этих периодов.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

72/9

Характеристика химических элементов на основании положения в периодической системе и строении атома.

Знать физический смысл пер. системы,

Уметь давать характеристику по плану данного химического элемента главной подгруппы по его положению в пер. системе и строению атома.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

73/10

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева

Знать роль периодического закона для развития науки, техники, для обобщения известных фактов и предсказания новых. Знать основные этапы жизни и деятельности Д.И.Менделеева.

Уметь доказывать основные положения диалектики на примере периодической системы и строения атома.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

74/11

Контрольная работа №4 по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов»

Уметь применять знания темы и полученные навыки и умения при выполнении заданий контрольной работы.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

Тема 7.   ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА (13 часов).

               Основные задачи изучения темы: сформировать у учащихся понятие о химической связи и причине ее образования; познакомить с различными видами связи. Показать взаимосвязь между строением атомов элементов и образуемых ими простыми и сложными веществами, имеющими различные виды связи. Дать понятие о кристаллическом строении вещества (виды кристаллических решеток) и зависимости физических свойств веществ от различных типов кристаллических решеток. Учить учащихся устанавливать причинно - следственную связь между свойствами вещества и видом химической связи, типом кристаллической решетки. Дать первоначальные понятия о степени окисления, окислительно - восстановительных реакциях как двух взаимнопротивоположных процессах.

Тема

Календ. сроки

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

примечание

75/1

Электроотрицательность химических элементов.

Знать определение электроотрицательности,  изменении её в периодической системе по периодам и группам.

Уметь определять значения электроотрицательности элементов по их положению в периодической системе

Умения устанавливать причинно-следственные связи

76/2

Основные виды химической связи.

Модели кристаллических решеток поваренной соли, графита, твердого оксида углерода

Знать три случая образования химической связи, их определения, механизмы образования.

Уметь

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

77/3

Ковалентная неполярная связь

Модели кристаллических решеток графита, алмаза.

Знать механизм образования ковалентной неполярной связи, примеры веществ с ковалентной неполярной связью.

Уметь определять по формуле вещества с ковалентной неполярной связью. объяснять и схематично изображать механизм образования.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

78/4

Ковалентная полярная связь

Модель кристаллической решетки оксида углерода

Знать механизм образования ковалентной полярной связи, примеры веществ с ковалентной полярной связью.

Уметь определять по формуле вещества с ковалентной полярной связью, объяснять и схематично изображать механизм образования.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

79/5

Ионная связь

Модель кристаллической решетки поваренной соли

Знать определение ион, механизм образования ионной связи, примеры веществ с ионной связью.

Уметь определять по формуле вещества с ионной связью, объяснять и схематично изображать механизм образования.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

80/6

Кристаллические решетки.

Модели решеток

Знать определение кристаллической решетки, типы кристаллических решёток.

Уметь определять типы кристаллических решёток по типу химических связей; описывать физические свойства данного вещества по типу кристаллической решётки

Умения устанавливать причинно-следственные связи

81/7

Степень окисления.

Знать определения: степень окисления, окислитель, восстановитель, процесс окисления и процесс восстановления.

Уметь определять по уравнениям реакций восстановитель и окислитель по электроотрицательности.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

82/8

Вычисление степеней окисления элементов.

Знать правила вычисления степени окисления  элементов в сложных веществах.

Уметь определять степень окисления по формуле и составлять формулы по известной степени оксиления.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

83/9

Окислительно-восстановительные реакции

Знать понятия электроотрицательности, степени окисления и правила его вычисления, восстановитель, окислитель, окисление и восстановление, окислительно-восстановительные реакции.

Уметь записывать простейшие окислительно - восстановительные реакции, составлять схему электронного баланса.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

84/10

Составление окислительно-восстановительных реакций

Знать основные понятия теории окислительно-восстановительных реакций

Уметь применять знания теории при составлении окислительно-восстановительных реакций.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

85/11

Повторение и обобщение по теме  «Строение вещества. Химическая связь»

Знать понятия и термины темы.

Уметь применять полученные знания при выполнении упражнений.

Сравнение, анализ, обобщение, систематизация

86/12

Контрольная работа № 4 по теме «Строение вещества. Химическая связь»

Уметь применять знания темы и полученные навыки и умения при выполнении заданий контрольной работы.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

87/13

Коррекция знаний по теме  «Строение вещества. Химическая связь»

Уметь анализировать ошибки, систематизировать   корректировать свои знания по данной теме.

Анализ. Систематизация.

Тема 8. ЗАКОН АВОГАДРО. МОЛЯРНЫЙ ОБЪЕМ ГАЗОВ (4 часа).

Основные задачи изучения темы: сформировать у учащихся понятия "молярный объем" и "относительная плотность газов", познакомить с газовым законом Авогадро и его значением, закономерностями поведения газов в химических реакциях.

Тема

Календ.

сроки

Химический

эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Примечание

88/1

Закон Авогадро.

Знать определение закона Авогадро, молярного объема газа.

Уметь определять объем газа, количество вещества исходя из молярного объема газа, научиться решать задачи с использованием понятия "молярный объем", "относительная плотность газа"

Умения устанавливать причинно-следственные связи

89/2

Решение задач с применением газового закона

Знать следствие закона Авогадро.

Уметь решать задачи с использованием понятия "молярный объем".

Умения устанавливать причинно-следственные связи

90/3

Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Знать понятие относительной плотности газов, объемные отношения газов в химических реакциях.

Уметь решать задачи с использованием понятия "относительная плотность газа", «объемные отношения газов».

Умения устанавливать причинно-следственные связи

91/4

Обобщение

 по теме «Закон Авогадро. Молярный объем газов»

Знать понятия и термины темы, уметь применять полученные знания при выполнении упражнений,  обобщить и систематизировать знания и умения темы.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

Тема 8. ГАЛОГЕНЫ  (9 ЧАСОВ).

   Основные задачи изучения темы: углубить и расширить знания учащихся о периодическом законе и периодической системе химических элементов, строении атомов на примере химических элементов седьмой группы главной подгруппы, строении и свойствах: простых веществ и соединений, образованных галогенами. Продолжить формирование знаний об окислительно-восстановительных реакциях на примере свойств соединений хлора, показать зависимость свойств веществ от строения. Закрепить практические навыки по выполнению химического эксперимента. Способствовать дальнейшему закреплению навыков в решении расчетных задач. Раскрыть связь науки с производством: продолжить формирование званий об основных закономерностях протекания реакций в зависимости от различных условий на примере производства соляной кислоты.

Тема

Календ.

сроки

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

примечание

92/1

Положение галогенов в периодической таблице и строение  их атомов.

Знать положение галогенов в периодической системе, строение атомов и молекул галогенов.

Уметь давать характеристику галогенам по их положению в периодической  системе, писать электронные формулы строения их атомов и молекул.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

93/2

Хлор.

Д.: взаимодействие хлора и йода с металлами как пример окислительно - восстановительной реакции.

Знать физические и химические свойства хлора, его промышленное и лабораторное получение и применение в народном хозяйстве, понятия хлорной воды. Цепной реакции.

Уметь писать уравнения реакции, характеризующие химические свойства хлора как окислителя, рассматривать их как окислительно-восстановительные.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

94/3

Хлороводород.

Д.: «дым без огня»,

Знать формулу и строение хлороводорода, его промышленное и лабораторное получение и свойства, применение.

Уметь отличать и писать уравнения реакций промышленного и лабораторного способа получения хлороводорода.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

95/4

Соляная кислота и ее соли.

Д.: соляная кислота, индикаторы, цинк, нитрат серебра, оксид цинка, гидроксид меди (II), карбонат кальция.

Знать лабораторный и промышленный способ получения соляной кислоты, её физические и химические свойства, применение, понятие ингибитор.

Уметь писать уравнения реакции, характеризующие химические свойства соляной кислоты, способов её получения.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

96/5

Сравнительная характеристика галогенов

Д.: образцы галогенов

Знать нахождение в природе галогенов, получение их в лаборатории и в промышленности, физические и химические свойства, понятия возгонка (сублимация) и конденсация (десублимация), применение галогенов.

Уметь определить активность галогенов по их положению в периодической системе, писать уравнения реакций, характеризующие их химические свойства как окислителей, показывать переход электронов.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

97/6

Практическая работа №6 «Получение соляной кислоты и опыты с ней»

Практическая работа № 6, с.173

Уметь применять теоретические знания при проведении опытов

Сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения

99/7

Повторение и обобщение по теме «Галогены»

Знать понятия и термины темы.

Уметь применять полученные знания при выполнении упражнений.

Сравнение, анализ, обобщение, систематизация

99/8

Контрольная работа № 5 по темам «Закон Авогадро. Молярный объем газов», «Галогены».

Уметь применять знания темы и полученные навыки и умения при выполнении заданий контрольной работы.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

100/9

Решение задач, обобщающий урок.

Знать понятия и термины курса, уметь применять полученные знания при выполнении упражнений, обобщить и систематизировать знания и умения темы.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

101-102

Резервные часы

Учебно-методический комплект:

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2009.
  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).
  3. Брейгер Л.М., Баженова А.Е. Тематическое планирование. Химия 8-11 классы по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Хомченко И.Г.  Сборник задач и упражнений по химии.

Дополнительная литература:

1. Гара, Н. Я. Химия: Задачник с «помощником». 8-9 классы: пособие для уч-ся  образоват. учреждений/ Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. - М.:Просвещение, 2009.-96

2. Гаршин, А. П. Неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, формулах, химических  реакциях. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2006. – 288с

Обеспечение учащихся:

  1. Рудзитис. Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2009.
  2. Библиотека научно- популярных изданий для получения дополнительной информации по предмету (в кабинете и в школьной библиотеке).

Материально- техническое:

  1. Наглядные пособия:  серии таблиц по химии, коллекции, модели молекул, наборы моделей атомов для составления моделей молекул  комплект кристаллических решеток.
  2. Приборы, наборы посуды, лабораторных принадлежностей для химического эксперимента, наборы реактивов. Наличие лабораторного оборудования и реактивов позволяет формировать культуру безопасного обращения с веществами, выполнять эксперимент по распознаванию важнейших  органических веществ, проводить экспериментальные работы исследовательского характера.

   Наличие компьютера в классе, доступа в кабинете информатики к ресурсам Интернет, наличие комплекта компакт-дисков по предмету позволяет создавать мультимедийное сопровождение уроков химии, проводить учащимися самостоятельный поиск химической информации, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, её представления в различных формах.

MULTIMEDIA – поддержка предмета:

1.  Химия. Базовый курс.  8 класс.1С образовательная коллекция. Мультимедийное учебное пособие нового образца,  Издательство «Просвещение», 2002

2. Общая химия. (Компакт-диск) - издательство «Учитель», 2007

3. Химия 8 класс. Современная гуманитарная академия, Лаборатория общего образования, видеокассеты – сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы, М, 2006

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Результаты  обучения  химии  должны  соответствовать  общим  задачам  предмета  и требованиям к его усвоению.

Результаты  обучения  оцениваются  по  пятибалльной  системе.  При  оценке  учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
  • осознанность  (соответствие  требуемым  в  программе  умениям  применять  полученную информацию);
  • полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные  ошибки  связаны  с  недостаточной  глубиной  и  осознанностью  ответа (например,  ученик  неправильно  указал  основные  признаки  понятий,  явлений,  характерные свойства  веществ,  неправильно  сформулировал  закон,  правило  и  т.п.  или  ученик  не  смог применить  теоретические  знания  для  объяснения  и  предсказания  явлений,  установления

причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные  ошибки  определяются  неполнотой  ответа  (например,  упущение  из  вида какого-либо  нехарактерного  факта  при  описании вещества,  процесса).  К  ним  можно  отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты  обучения  проверяются  в  процессе  устных  и  письменных  ответов  учащихся,  а также при выполнении ими химического эксперимента.  

Оценка теоретических знаний  

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал  изложен  в  определенной  логической  последовательности,  при  этом  допущены

две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ  полный,  но  при  этом  допущена  существенная  ошибка  или  ответ  неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или  допущены  существенные  ошибки,  которые  учащийся  не  может  исправить  при  наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

отсутствие ответа.  

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент  проведен  по  плану  с  учетом  техники  безопасности  и  правил  работы  с веществами и оборудованием; проявлены  организационно-трудовые  умения  (поддерживаются  чистота  рабочего  места  и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа  выполнена  правильно,  сделаны  правильные  наблюдения  и  выводы,  но  при  этом эксперимент  проведен  не  полностью  или  допущены  несущественные  ошибки  в  работе  с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в  ходе  эксперимента,  в  объяснении,  в  оформлении  работы,  в  соблюдении  правил  техники безопасности  при  работе  с  веществами  и  оборудованием,  которая  исправляется  по  требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены  две  (и  более)  существенные  ошибки  в  ходе  эксперимента,  в  объяснении,  в оформлении  работы,  в  соблюдении  правил  техники  безопасности  при  работе  с  веществами  и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.  

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно; правильно  осуществлен  подбор  химических  реактивов  и  оборудования,  но  допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:  

допущены  две  (и  более)  существенные  ошибки  в  плане  решения,  в  подборе  химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:

задача не решена.  

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в  логическом  рассуждении  и  решении  нет  существенных  ошибок,  но  задача  решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

задача не решена.  

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных

ошибок.

Отметка «1»:

работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...