Рабочая программа по химии 9 класса
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
В рабочей программе отражены пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, критерии оценки знаний, умений и навыков,, содержание программы, тематическое планирование, контрольные работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_9_klass.doc | 235.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель Директор
________/С.А.Гатина/ директора по УВР МБОУ «Надеждинская ООШ»
МБОУ «Надеждинская ООШ» ________/А.Р.Зиганшин/
_________/ Н.А.Петрова/
Протокол № ___от Приказ № ___от
«27» августа 2016 г «29» августа 2016 г «29» августа 2016 г
Рабочая программа
учителя
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Надеждинская основная общеобразовательная школа
имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова
Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Петровой Надежды Анатольевны
высшей квалификационной категории
по химии в 9 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____от
«29» августа 2016 г.
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии в 9 классе составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; Примерной программы основного общего образования по химии, Программы «Курс химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» (авт. О.С.Габриелян. – М.:Дрофа, 2006).
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), в том числе для проведения контрольных работ – 3 часа, практических работ – 5 часов.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Федеральный Базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
- Региональный Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РТ, утвержденный приказом МО и Н РТ № 4154/12 от 9.07.2012, реализующий программы начального общего и основного общего образования;
- Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан», утвержденный на заседании педагогического совета школы 29 августа 2016 года.
Программа 9 класса по химии продолжает курс химии 8 класса.
В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ — металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
Учебно-тематическое планирование по химии в 9 классе
№ | Раздел программы | Общее количество часов |
1. | Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса | 6 |
2. | Металлы | 15 |
3. | Свойства металлов и их соединений. Практикум №1 | 1 |
4. | Неметаллы | 22 |
5. | Свойства неметаллов и их соединений. Практикум №2 | 3 |
6. | Органические соединения | 11 |
7 | Химия и жизнь | 6 |
8 | Знакомство с образцами лекарственных препаратов. Практикум №3 | 1 |
9 | Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 3 |
Итого: | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Повторение основных вопросов курса
8 класса и введение в курс 9 класса (6 ч)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Тема 1 Металлы (15 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.6
Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаим одействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
Тема 2. Свойства металлов и их соединений. Практикум №1 (1 час).
Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств»
Тема 3 Неметаллы (22 ч)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Тема 4. Свойства неметаллов и их соединений. Практикум №2 (3 часа).
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».
Получение, собирание и распознавание газов (углекислого газа, аммиака).
Тема 5. Органические соединения (11 ч)
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксус -но-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов.
15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.
Тема 6. Химия и жизнь (6 часов).
Химия и здоровье. Химия и пища. Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.
Тема 7. Знакомство с образцами лекарственных препаратов. Практикум №3 (1 час). Знакомство с образцами лекарственных препаратов.
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (3 ч)
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
Ученик должен знать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
- основные законы химии : сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная, кислоты, щёлочи, аммиак, минеральные удобрения;
Ученик должен уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях, окислитель и восстановитель;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ХИМИЯ 9 КЛАСС
Класс 9
Учитель: Петрова Надежда Анатольевна
Количество часов:
всего - 68, в неделю - 2 часа.
Плановых контрольных уроков - 3, практических работ - 5
Административных контрольных уроков _____
Планирование составлено на основе программы О.С. Габриеляна
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян – М.:Дрофа, 2010.
2. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян/ - М.: Дрофа, 2006.
3. Химия 9 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9» /О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др./ – М.: Дрофа, 2005.
4. Дидактические карточки-задания по химии к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9 класс» /Н.С.Павлова/ – М.: Дрофа, 2006.
Образовательные диски
1. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. Учебное электронное издание: Лаборатория систем мультимедиа Мар ГТУ, 2004.
Интернет-ресурсы
Учебно-тематическое планирование по химии в 9 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса | 6 | ||||||||
1 | Характеристика химического элемента – металла на основании его положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева | урок формирования новых знаний | работа с текстом учебника, выполнение упражнений (4-10) | Фронтальная беседа | Знать план характеристики элемента. Уметь объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе химических элементов. Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в группах и периодах, а также свойства их оксидов и гидроксидов. Уметь характеризовать (описывать) химические элементы по положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и строению атома. | §1, упр.1-3. | |||
2 | Характеристика химического элемента – неметалла на основании его положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева | комбинированный урок | работа по карточкам, выполнение упражнений (4-10) | карточки | Знать план характеристики элемента, понятия «генетическая связь» и «генетические ряды». Уметь составлять генетические ряды металла, неметалла и переходного элемента. | §1. | |||
3 | Переходные элементы | урок формирования новых знаний | работа по карточкам, лабораторный опыт «Получение гидроксида цинка и исследование его свойств», работа с текстом учебника. | карточки | Знать понятие «амфотерность». Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов цинка и алюминия | §2, упр.1-3. | |||
4 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | комбинированный урок | работа по карточкам, самостоятельная работа с текстом учебника, выполнение упражнений (4-10) | карточки | Знать формулировку периодического закона Д.И.Менделеева, значение периодического закона и периодической системы. Уметь объяснять значение периодического закона для развития науки в целом. Уметь пользоваться периодической системой. | §3, упр.1-3. | |||
5 | Свойства оксидов и оснований в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления | комбинированный урок | работа по карточкам, заполнение конспекта | карточки | Знать определения оксидов и оснований с позиции теории электролитической диссоциации. Уметь записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде, составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций. | §35-43 (по учебнику 8 класса) | |||
6 | Свойства кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления | комбинированный урок | заполнение конспекта | индивидуальный опрос | Знать определения кислот и солей с позиции теории электролитической диссоциации. Уметь записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде, составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций. | §35-43 (по учебнику 8 класса) | |||
Тема 1. Металлы | 15 | ||||||||
7 | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. | изучение и первичное закрепление знаний | самостоятельная работа с текстом учебника, объяснение учителя, лаб.опыт «Ознакомление с образцами металлов» | фронтальная беседа | Знать, что такое металлы, особенности строения атомов, их свойства. Уметь находить металлы в периодической системе химических элементов. Уметь объяснять строение атомов металлов, их особенности, металлические свойства в связи со строением кристаллической решетки. | §4 (читать), упр.1-3, §5, упр.1-3, §6 | |||
8 | Химические свойства металлов. | комбинированный урок | работа по карточкам, лаб.опыт «Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей», объяснение учителя, работа с текстом учебника, выполнение упражнений (4-7). | карточки | Знать химические свойства металлов. Уметь характеризовать общие химические свойства металлов. Уметь записывать уравнения реакций (в том числе окислительно-восстановительных) металлов с водой, солями, кислотами, уметь пользоваться рядом активности металлов. | §8, упр.1, 3. | |||
9 | Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение. | комбинированный урок | работа по карточкам, самостоятельная работа с текстом учебника | карточки | Знать понятие «коррозия», виды коррозии, способы защиты изделий от коррозии. Сплавы. Уметь объяснять механизм коррозии. Уметь описывать свойства и области применения металлических сплавов. | §7, упр.1-3 §10, упр.2, 6. | |||
10 | Металлы в природе. Общие способы их получения. | комбинированный урок | работа по карточкам, самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать основные способы получения металлов в промышленности. Уметь характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов. | §9, упр.1-5. | |||
11 | Общая характеристика элементов главной подгруппы 1 группы. | комбинированный урок | работа по карточкам, лаб.опыт «Ознакомление с образцами природных соединений натрия», работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать положение щелочных металлов в периодической системе, их строение, зависимость свойств от строения. Уметь характеризовать химические элементы «натрий» и «калий» по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атомов. Уметь составлять уравнения химических реакций (в том числе окислительно-восстановительных) на основе химических свойств натрия и калия. | §11 (до соединений щелочных металлов), упр.1-2. | |||
12 | Соединения щелочных металлов. | комбинированный урок | работа по карточкам, самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать основные соединения щелочных металлов, их характер, свойства и применение. Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов. | §11, упр.3, 4. | |||
13 | Общая характеристика элементов главной подгруппы 2 группы. | комбинированный урок | работа по карточкам, лаборатор. опыт «Ознакомление с образцами природных соединений кальция», работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки, тест | Знать положение металлов в периодической системе, их строение, свойства. Уметь характеризовать химические элементы «кальций» и «магний» по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атомов. Уметь составлять уравнения химических реакций (в том числе окислительно-восстановительных). | §12 (до соединений ), упр.1, 6. | |||
14 | Соединения щелочноземельных металлов. | комбинированный урок | работа по карточкам, самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать важнейших представителей соединений щелочноземельных металлов. Уметь на основании знаний их химических свойств осуществлять цепочки превращений. Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов. | §12 (до солей щелочноземельных металлов), упр.5, 8. | |||
15 | Алюминий, его физические и химические свойства. | комбинированный урок | работа по карточкам, лаборатор. опыт «Ознакомление с образцами природных соединений алюминия», работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки, тест | Знать строение атома алюминия, физические свойства и особенности химических свойств. Уметь характеризовать химический элемент алюминий по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атома. Уметь составлять уравнения химических реакций алюминия с водой, едким натром, кислотой. | §13 (до соединений алюминия), упр.3, 4, 7. | |||
16 | Соединения алюминия. | комбинированный урок | работа по карточкам, лабораторный опыт «Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей», самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать важнейшие соединения алюминия, амфотерный характер оксида и гидроксида алюминия, области применения. Уметь характеризовать свойства оксида и гидроксида алюминия, записывать уравнения реакций с их участием. | §13,, соединения алюминия, упр.8. | |||
17 | Железо, его физические и химические свойства. | комбинированный урок | работа по карточкам, лаборатор. опыт «Ознакомление с образцами природных соединений железа», работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки, тест | Знать особенности строения металлов Б-подгрупп на примере железа, физические и химические свойства железа. Уметь составлять схему строения атома железа с указанием числа электронов в электронных слоях, уметь записывать уравнения реакций химических свойств железа (окислительно-восстановительных) с образованием соединений с различными степенями окисления железа. | §14 (до соединений железа), упр.4, 5. | |||
18 | Генетические ряды железа (2) и железа (3). | комбинированный урок | работа по карточкам, лабораторный опыт «Качественные реакции на ионы железа +2 и +3», работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки, тест | Знать химические свойства соединений железа двух- и трехвалентного, качественные реакции на их ионы. Уметь составлять генетические ряды железа с различными степенями окисления, записывать соответствующие уравнения реакций. | §14 (ряд Fe 2+), упр.2(а), 8. | |||
19 | Обобщающий урок по теме «Химия металлов». | урок обобщения, систематизации и коррекции знаний | работа по карточкам | карточки | Знать строение атомов металлических элементов; химические свойства и применение щелочных металлов, алюминия, железа, кальция и их важнейших соединений. Уметь давать характеристику металлов по положению в ПСХЭ, составлять уравнения реакций с их участием. | Повтор. тему «Металлы». | |||
20 | Решение задач на определение выхода продукта реакции | урок-упражнение | решение задач по образцу | Знать понятие «доля», формулы для расчета массовой и объемной доли. Уметь вычислять массовую и объемную доли выхода продукта реакции, практический объем или практическую массу по заданной доле выхода продукта. | Повтор. тему «Металлы». Решение задач по образцу. | ||||
21 | Контрольная работа №1 по теме «Металлы». | урок контроля | выполнение контрольной работы | контрольная работа | |||||
Тема 2. Свойства металлов и их соединений. Практикум №1 | 1 | ||||||||
22 | Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств» | практическая работа №1 | химический практикум | инструкции по выполнению | Знать правила техники безопасности. Знать признаки генетического ряда металлов. Уметь осуществлять цепочки превращений. Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | Повтор. §4-14 | |||
Тема 3. Неметаллы | 22 | ||||||||
23 | Общая характеристика неметаллов. | изучение и первичное закрепление знаний | объяснение учителя, самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | Фронтальная беседа | Знать положение неметаллов в периодической системе, особенности их строения, основные соединения, физические свойства. Уметь давать характеристику элементам-неметаллам на основании их положения в ПСХЭ. | §15, упр.1-5. | |||
24 | Водород. | комбинированный урок | самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | Фронтальная беседа | Знать строение, свойства и способы получения водорода. Уметь объяснять его положение в ПСХЭ; давать характеристику химического элемента водорода по положению в ПСХЭ и строению атома. Уметь составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций химических свойств водорода. | §17, упр.2-4. | |||
25 | Общая характеристика галогенов. | комбинированный урок | работа по карточкам, объяснение учителя, самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки, тест | Знать строение и свойства галогенов. Уметь составлять схему строения атомов галогенов с указанием числа электронов в электронных слоях. На основании строения атомов объяснять изменения свойств галогенов в группе, записывать уравнения реакций галогенов с металлами, солями. | §18. | |||
26 | Важнейшие соединения галогенов. | комбинированный урок | работа по карточкам, лабораторный опыт «Качественная реакция на хлорид-ион», самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать состав и свойства соединений галогенов. Уметь характеризовать свойства важнейших соединений галогенов. | §19, 20, упр.1-6. | |||
27 | Кислород. | комбинированный урок | работа по карточкам, самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать о значении кислорода в атмосфере, при дыхании и фотосинтезе. Уметь записывать уравнения реакций кислорода с простыми и сложными веществами. Знать способы получения кислорода. | §21, упр.1, 2. | |||
28 | Сера, её физические и химические свойства. | комбинированный урок | работа по карточкам, самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки, тест | Знать строение атома серы, её физические и химические свойства. Уметь характеризовать химический элемент (серу) по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атома. Уметь записывать уравнения реакций серы с металлами и кислородом, другими неметаллами. | §22, упр.2, 3, 6. | |||
29 | Оксиды серы. Серная кислота и её соли. | комбинированный урок | работа по карточкам, лабораторный опыт «Качественная реакция на сульфат-ион», самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки, тест | Уметь записывать окислительно-восстановительные реакции химических свойств оксидов, а также знать их химические свойства с точки зрения теории электролитической диссоциации кислотных оксидов. Уметь характеризовать свойства оксидов серы, записывать уравнения реакций с их участием. | §23 (оксиды серы), упр.1, 2, 5 | |||
30 | Азот и его свойства. | комбинированный урок | работа по карточкам, самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать строение атома азота, его физические и химические свойства. Уметь составлять схему строения атома азота с указанием числа электронов в электронных слоях. Составлять уравнения реакций с участием азота и рассматривать их в свете окислительно-восстановительных реакций. | §24, упр.1-4. | |||
31 | Аммиак и его свойства. | комбинированный урок | работа по карточкам, самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки, тест | Знать состав и строение молекулы, физические и химические свойства аммиака, получение и области применения. Уметь описывать свойства и физиологическое действие аммиака на организм. | §25, упр.1-5. | |||
32 | Соли аммония, их свойства. | комбинированный урок | работа по карточкам, лабораторный опыт «Распознавание солей аммония», самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать строение молекулы, основные химические свойства аммиака. Состав солей аммония, их получение и свойства. Составлять уравнения реакций с их участием и рассматривать их в свете теории электролитической диссоциации. | §26, упр.1-5. | |||
33 | Азотная кислота и её свойства. | комбинированный урок | работа по карточкам, самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать особенности химических свойств азотной кислоты. Уметь характеризовать свойства азотной кислоты. | §27 (до солей азотной кислоты) упр.1-3. | |||
34 | Соли азотной и азотистой кислот. Азотные удобрения. | комбинированный урок | работа по карточкам, самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать основные химические свойства азотной кислоты (взаимодействие с металлами и неметаллами), солей азотной и азотистой кислот и области их применения. Уметь составлять уравнения реакций с их участием. | §27, упр.6, 7. | |||
35 | Фосфор, его физические и химические свойства. | комбинированный урок | работа по карточкам, самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать строение, физические и химические свойства фосфора. Уметь составлять схему строения атома азота с указанием числа электронов в электронных слоях. Составлять уравнения реакций с участием фосфора и рассматривать их в свете окислительно-восстановительных реакций. | §28 (до кислотных соединений фосфора), упр.1-3. | |||
36 | Соединения фосфора. | комбинированный урок | работа по карточкам, самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки, тест | Знать состав, характер и свойства оксида фосфора и фосфорной кислоты. Уметь характеризовать свойства оксида фосфора и фосфорной кислоты. | §28, упр.4-7. | |||
37 | Углерод, его физические и химические свойства. | комбинированный урок | самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | индивидуальный опрос | Знать строение аллотропных модификаций углерода, их физические свойства, химические свойства углерода. Уметь составлять схему строения атома углерода с указанием числа электронов в электронных слоях, описывать его физические и химические свойства. | §29, упр.1-6. | |||
38 | Оксиды углерода. Сравнение физических и химических свойств. | комбинированный урок | работа по карточкам, лабораторный опыт «Получение углекислого газа и его распознавание», самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать строение и свойства оксидов углерода. Уметь описывать свойства и физиологическое действие на организм оксидов углерода, записывать уравнения реакций с их участием. | §30 (до угольной кислоты) упр.1-3. | |||
39 | Угольная кислота и её соли. | комбинированный урок | работа по карточкам, лабораторный опыт «Качественная реакция на карбонат- ион», самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки, тест | Знать состав, свойства угольной кислоты и её солей. Уметь характеризовать свойства угольной кислоты и её солей: карбонатов и гидрокарбонатов. | §30, упр.6 | |||
40 | Кремний, его физические и химические свойства. | комбинированный урок | работа по карточкам, лабораторный опыт «Ознакомление с природными силикатами», самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать строение, физические и химические свойства кремния. Уметь составлять схему строения атома кремния с указанием числа электронов в электронных слоях, описывать его физические и химические свойства. | §31 (до применения кремния) упр.1-4. | |||
41 | Силикатная промышленность | комбинированный урок | работа по карточкам, лабораторный опыт «Ознакомление с продукцией силикатной промышленности | карточки, тест | Знать свойства и области применения стекла, цемента и керамики. Уметь объяснять значимость соединений кремния. | §31, упр.5-6. | |||
42 | Решение расчетных задач. | урок-упражнение | решение задач по образцу | Знать формулы, выражающие связь между количеством вещества, массой и объемом. Уметь вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакций. | Повтор. §17-31. | ||||
43 | Обобщающий урок по теме «Химия неметаллов» | урок обобщения, систематизации и коррекции знаний | работа по карточкам | карточки | Знать электронное строение атомов неметаллов, их свойства и свойства их соединений. Уметь применять эти знания при выполнении логических заданий. | Повтор. §17-31. | |||
44 | Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы» | урок контроля | выполнение контрольной работы | контрольная работа | Знать электронное строение атомов неметаллов, их свойства и свойства их соединений. Уметь применять эти знания на практике. | Повтор. §17-31. | |||
Тема 4. Свойства неметаллов и их соединений. Практикум №2 | 3 | ||||||||
45 | Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» | практическая работа №2 | химический практикум | инструкции по выполнению | Знать правила техники безопасности, генетические ряды неметаллов. Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Уметь осуществлять цепочки превращения с участием неметаллов и их соединений. | Повтор. способы получения, собира-ния и рас-познавания газов. Повтор. §25, 29. | |||
46 | Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода» | практическая работа №3 | химический практикум | инструкции по выполнению | |||||
47 | Получение, собирание и распознавание газов (углекислого газа, аммиака). | практическая работа №4 | химический практикум | инструкции по выполнению | Знать правила техники безопасности, качественные реакции на углекислый газ и аммиак. Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Уметь получать, собирать и распознавать углекислый газ и аммиак. | Повтор. §17-31 | |||
Тема 5. Органические соединения | 11 | ||||||||
48 | Предмет органической химии. Строение атома углерода. | изучение и первичное закрепление знаний | объяснение учителя, самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | фронтальная беседа | Знать особенности органических соединений, основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова. Уметь объяснять многообразие органических соединений, составлять структурные формулы. | §32, упр.1-3. | |||
49 | Предельные углеводороды – метан и этан. | изучение и первичное закрепление знаний | работа по карточкам, лабораторный опыт «Изготовление моделей молекул углеводородов». объяснение учителя, самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать состав, изомерию и номенклатуру алканов, их свойства. Уметь записывать структурные формулы важнейших их представителей, изомеров, гомологов. | §33, упр.1-3. | |||
50 | Непредельные углеводороды – этилен. | комбинированный урок | работа по карточкам, объяснение учителя, самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать состав, изомерию, номенклатуру алкенов, их химические свойства и способы получения на примере этилена. Уметь называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре. Уметь характеризовать химические свойства алкенов. | §34. | |||
51 | Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин. | комбинированный урок | работа по карточкам, лабораторный опыт «Свойства глицерина», самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать состав, изомерию, номенклатуру предельных одноатомных спиртов и глицерина, их свойства. Уметь описывать свойства и физиологическое действие на организм метилового и этилового спиртов. | §35, упр..2,3. | |||
52 | Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. | комбинированный урок | работа по карточкам, самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать состав, изомерию, номенклатуру предельных карбоновых кислот, их свойства и применение. Уметь называть изученные вещества, записывать уравнения реакций с их участием. | §36, упр.2, 3. | |||
53 | Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. | комбинированный урок | работа по карточкам, самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать состав, свойства, получение и применение сложных эфиров. Уметь называть изученные вещества. | §36, упр.1. | |||
54 | Жиры. | комбинированный урок | работа по карточкам, самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать состав, свойства, получение и применение жиров. Уметь называть изученные вещества. | §37, упр.1,2. | |||
55 | Понятие об аминокислотах и белках. Реакции поликонденсации. | комбинированный урок | работа по карточкам, объяснение учителя | карточки | Знать состав, особые свойства аминокислот и их биологическую роль. Уметь записывать уравнения реакции поликонденсации, обнаруживать белки по цветным реакциям. | §38, упр.2, 3. | |||
56 | Понятие об углеводах. | комбинированный урок | работа по карточкам, лабораторный опыт «Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди без нагревания и при нагревании», «Взаимодействие крахмала с иодом» | карточки | Знать состав, классификацию, свойства и значение углеводов на примере глюкозы. Уметь записывать уравнения реакций с участием глюкозы. | §39, упр.2, 3. | |||
57 | Полимеры. | комбинированный урок | работа по карточкам, самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | карточки | Знать основные понятия химии ВМС, классификацию полимеров по их происхождению. Уметь называть изученные вещества. | §42, упр.3, 4. | |||
58 | Контрольная работа №3 по теме «Органические соединения». | урок контроля | выполнение контрольной работы | контрольная работа | Знать основные классы органических веществ. Уметь определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений. Уметь характеризовать химические свойства изученных органических соединений. | ||||
Тема 6. Химия и жизнь | 6 | ||||||||
59 | Химия и здоровье. | изучение и первичное закрепление знаний | работа по карточкам, объяснение учителя, составление конспекта | карточки | Знать состав аспирина, солода, парацетамола и фенацетина, их свойства и действие на организм, способы безопасного применения. Уметь объяснять их влияние на организм и безопасно применять. | Подготов. сообщение | |||
60 | Химия и пища. | комбинированный урок | объяснение учителя, составление конспекта | индивидуальный опрос | Знать биологическую роль и значение жиров, белков и углеводов в жизни человека; консерванты пищевых продуктов. Уметь объяснять их роль и значение. | Подготов. сообщение | |||
61 | Химические вещества как строительные и поделочные материалы. | комбинированный урок | объяснение учителя, составление конспекта | индивидуальный опрос | Знать состав, свойства и области применения важнейших строительных и поделочных материалов. Уметь применять эти знания. | Конспект по теме. Повтор. §28 и §31 | |||
62 | Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ. | изучение и первичное закрепление знаний | объяснение учителя, составление конспекта | индивидуальный опрос | Знать основные источники углеводородов, их состав, свойства, области применения и влияние на экологию. Уметь безопасно пользоваться газом и нефтепродуктами. | Конспект по теме. | |||
63 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | комбинированный урок | объяснение учителя, составление конспекта | тест | Знать основные химические загрязнители, последствия загрязнения. Уметь грамотно использовать химические вещества. | Конспект по теме. | |||
64 | Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. | комбинированный урок | объяснение учителя, составление конспекта | фронтальная беседа | Знать правила ТБ при использовании токсичных, горючих и взрывоопасных веществ. Уметь грамотно обращаться с опасными веществами. | Конспект по теме. | |||
Тема 7. Знакомство с образцами лекарственных препаратов. Практикум №3 | 1 | ||||||||
65 | Знакомство с образцами лекарственных препаратов | практическая работа №5 | химический практикум | инструкции по выполнению | Знать правила ТБ, свойства аспирина, солода, парацеткамола. Уметь применять эти знания на практике. | Повторить тему «Химия и жизнь» | |||
Обобщение знаний за курс основной школы | 3 | ||||||||
66 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома | урок обобщения | работа по карточкам | карточки | |||||
67 | Строение вещества | урок обобщения | работа по карточкам | карточки | |||||
68 | Классы химических соединений в свете теории электролитичес-кой диссоциации. | урок обобщения | работа по карточкам | карточки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...