Путешествие на яхте Михайло Ломоносов
план-конспект занятия по химии (8 класс) на тему

 Елена Викторовна Кривдина

Урок по углублению знаний учащихся по химии, развитие интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_na_yahte_mihaylo_lomonosov.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие на яхте «Михайло Ломоносов»»

Цель: углубление знаний учащихся по химии, развитие интереса к предмету.

Задачи:

  1. расширить кругозор учащихся, активировать умения применять полученные знания;
  2. развивать мышление, умения делать логические выводы;
  3. использовать межпредметные связи (химия, информатика);
  4. повысить культуру поведения, общения, речи;
  5. закрепить навыки работы с интерактивной доской и в виртуальной химической лаборатории.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Информационная поддержка: обучающая программа «Виртуальная химическая лаборатория 8 класс», мультимедийная презентация

Подготовка к мероприятию: формирование двух команд по пять человек.

Ход мероприятия.

Учитель химии: Кто из нас не мечтает об интересных и далеких путешествиях? Наверное, все! Сейчас я приглашаю вас совершить виртуальное морское путешествие на прекрасной яхте: вы – экипаж, состоящий их двух вахтенных команд А и Б.

Учитель информатики: Получен приказ администрации порта: я назначаюсь штурманом судна и буду прокладывать маршрут нашего следования. Учитель химии (Ф.И.О.) – капитан яхты. Но в приказе зашифровано название корабля, на котором мы отправляемся в плавание по Морям Знаний.

Капитан: Ключевое слово этого кроссворда – название нашей яхты. За каждое правильно отгаданное слово кроссворда команда получает в свою копилку драгоценную жемчужину.

Вопросы кроссворда.

(Ответы: 1. Углерод, 2. Кислород, 3. Алюминий, 4. Азот, 5. Цинк, 6. Йод, 7. Фосфор, 8. Водород, 9. Свинец, 10. Ломоносов.)

Капитан: Отдать швартовые! Мы отправляемся в плавание на яхте «Михайло Ломоносов».

Штурман: Капитан! Как будем выходить из бухты «Основных понятий»?

Капитан: Чтобы выйти из бухты, нам нужно правильно ответить на вопросы:

Вопросы:

  1. Что такое химический элемент?
  2. Что такое изотопы?
  3. Что такое электронное облако?
  4. Какие вещества называют сложными?
  5. Какие вещества называют простыми?
  6. Плавление железа – это физическое или химическое явление?
  7. Ржавление железа – это физическое или химическое явление?
  8. Из каких элементарных частиц состоит ядро атома?
  9. Что показывает индекс в химической формуле?
  10. Какое название получила модель строения атома, предложенная Э.Резерфордом?

(За каждый правильный ответ каждая команда получает жемчужину.)

Штурман: Получено сообщение: мы получили разрешение на выход в море.

Капитан: К работа приступает вахта А. найдите выигрышные пути на следующих таблицах, где их составляют названия либо металлов, либо неметаллов. Действовать надо оперативно, на размышления отводится не больше одной минуты.

Хлор

Ртуть

Золото

Кремний

Азот

Кислород

Никель

Водород

Железо

А теперь задание вахте Б:

Барий

Кремний

Кальций

Калий

Магний

Углерод

Фосфор

Хлор

Алюминий

(За правильно выбранный путь команда получает жемчужину.)

Штурман: Капитан! Мы идем по заданному курсу и входим в море Электронных структур.

Капитан: Это море известно своими опасностями. И хотя дует легкий бриз, навигация здесь – трудное дело. Нельзя допустить ни одной ошибки! Важна слаженность работы каждой вахты экипажа. Учитывая трудность задания , каждая вахта может получить до трех жемчужин.

Задание вахте А: Заполните пробелы в предложенной схеме строения атомов.

Задание вахте Б:

Штурман: Внимание всем! Впереди барьерные Рифы Формул! Вокруг рифов, словно полчища злых демонов, с ревом беснуются мрачные волны.

Капитан: Свистать всех наверх! Спустить парус! Экипаж, все на весла! Штурман, доложить обстановку!

Штурман: Яхта находиться в полной готовности к борьбе с бурунами. Движемся вдоль рифа.

Капитан: Необходимо найти более или менее безопасный проход в барьерном рифе. Для этого надо: по названию вещества записать формулы, составляя их в соответствии со степенями окисления химических элементов, а также определить тип химической связи. Кто желает быть лоцманом на Рифах Формул в команде вахты А? За каждое правильно выполненное задание команда получает максимально две жемчужины.

Задание вахте А:

  1. Сульфид натрия;
  2. Оксид кремния.

Капитан: А теперь лоцман вахты Б покажет свои знания и умения.

Задание вахте Б:

  1. Гидрид кальция;
  2. Хлорид алюминия.

Штурман: Благодаря усилиям гребцов и умелым действиям обоих лоцманов мы преодолели Рифы Формул и входим в реку Химических уравнений.

Капитан: Итак, перед нами поставлена задача: расставить коэффициенты и указать типы химических реакций. За каждое уравнение команда получает жемчужину.

Вахта А

Задания

CuCl2 + NaOH = Cu(OH)2 + NaCl

P +  O2 = P2O5

CuO + C = CO2 +  Cu

Fe +  Cl2 = FeCl3

AgBr = Ag + Br2

Вахта Б.

Задания

Mg + O2 = MgO

Al + O2 = Al2O3

AgJ = Ag + J2

MnO + H2 = Mn +  H2O

H2SO4 +  KOH = K2SO4 +  H2O

Штурман: Капитан! Течение встречное и нас сносит к потоку Экологически Чистой Воды.

Капитан: Нам нужно пополнить запасы питьевой воды. И всем нам потребуется сообразительность – качество, нужное всегда и везде, в том числе и в море. Задание к работе в виртуальной лаборатории: получить дистиллированную воду, очистив жидкость от неперегоняющихся примесей. Экипаж! Занять места за компьютерами. Внимание, как только вы справитесь с заданием и получите чистую воду, вы поднимаете руку. Команда, выполнившая задание быстрее, получает жемчужину.

Капитан: Штурман, взять курс к последнему курсу нашего маршрута. Наступил самый ответственный момент в нашем плавании: нам нужно пройти канал Расчетных Задач. Мы сможем это сделать лишь в том случае, если вы справитесь с заданиями. Решив задачи, вы не только получите жемчужину в свою копилку, но и приобретете право войти в порт. Все зависит от вас. Старайтесь, а иначе нам всем придется всю жизнь болтаться в море, как «Летучему Голландцу».

Задание вахте А.

  1. Установите формулу вещества, содержащего 40 % кальция, 12% углерода и 48% кислорода.
  2. Рассчитайте относительную молекулярную массу этого вещества.

Капитан: Карбонат кальция – нерастворимая в воде соль, из которой  многочисленные морские животные (моллюски, раки) строят покровы своего тела – раковины и кораллы. Остатки коралловых полипов образуют тропические острова – атоллы и коралловые рифы. Эту же формулу имеет и строительный камень – мрамор, и столь привычный стоящему у доски школьнику мел. Эту же формулу имеет и прекрасный драгоценный жемчуг.

Задание вахте Б.

  1. Установите формулу вещества, имеющего следующее соотношение масс магния, серы, кислорода 3:4:8.
  2. Рассчитайте относительную молекулярную массу этого вещества.

Капитан: Сульфат магния – растворимая в воде соль. Известна под названием горькая, или английская соль, широко используется в медицине. Ион магния входит в состав хлорофилла, и следовательно, участвует в процессах фотосинтеза. Магний является необходимым биоэлементом, содержится в морской воде и придает ей горький вкус.

Штурман: Земля! На горизонте ясные очертания горных вершин познания. Это порт назначения.

Капитан: Экипаж яхты «Михайло Ломоносов», наше путешествие благополучно завершилось. Администрация порта прибытия объявляет благодарность экипажу яхты «Михайло Ломоносов» за слаженную работу и премирует грамотами лучших матросов.

Понравилось ли вам наше виртуальное путешествие? Какие препятствия на пути показались наиболее сложными? Нужны ли нам такие путешествия? Для чего?

Если вам понравилось, то подумайте о том, в какое путешествие вы хотели бы отправиться в следующий раз.


Литература.

  1. Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. 8 класс. Методическое пособие для учителя. – М., ТЦ Сфера, 2004.
  2. Рид Томас Майн. В дербях Борнео, или приключения потерпевших кораблекрушение. Пер. с анг. – М., Худож. Лит., 1991.
  3. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М., Дрофа, 2008.
  4. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М., Дрофа, 2008.
  5. Виртуальная химическая лаборатория. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие на яхте по морю.

Цель: совершить заочное путешествие на яхте по морю.Задачи: 1. Учить учащихся выполнять задания, следуя инструкциям.2. Коррекция и развитие двигательной сферы;  высших психических функций: ...

Михайло Ломоносов

Материал может быть использован для уроков географии, истории, физики, химии, а так же в качестве разработки для внеклассного мероприятия...

Методическая разработка открытого занятия "Изготовление сувенирной яхты"

Для изготовления  стендовой модели парусника требуется терпение,и навыки.Для того,чтобы детям было интересно этим заниматься,необходимо показать красоту парусов и научить их работать с различными...

Урок – путешествие по теме «Первоначальные химические понятия» Атомоход «Ломоносов»

Урок химии в 8 классе. Урок – путешествие по теме «Первоначальные химические понятия. Атомоход «Ломоносов» (методическое сопровождение к презентации)...

внеклассное мероприятие "Путешествие на яхте Михайло Ломоносов"

Путешествие  на яхте "Михайло Ломоносов " проходило в рамках недели биологии,химии,окружающего мира....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТЕНДОВОЙ СУДОМОДЕЛИ «ЯХТА»

Методическая разработка открытого занятия  на конкурс - смотр  среди учреждений доп. образования ....

"Как вы яхту назовёте..."

Статья о творческих исканиях учащихся, о формировании коллектива единомышленников, об умении создавать коллективный продукт, выстраивая отношения на основе взаимопонимания,  доверия....