Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии»
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Данный элективный курс направлен на расширение и углубление знаний учащихся по органической химии, формированию умений выполнять различные задания: решать задачи, цепочки превращений органических и неорганических веществ, составлять окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс с участием органических веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl.doc | 118.5 КБ |
11_kl.docx | 34.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования ( для 7-9 кл)
приказ №______от __________________ г
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ватинская общеобразовательная средняя школа»
Рабочая программа
элективного курса
«Системное повторение курса химии» 10 класс
2016 -2017 учебный год
Предмет: Химия
Уровень: общеобразовательный
Учитель: Ильина Л.И.
д. Вата
2016 г.
1. Пояснительная записка
Элективный курс «Решение задач по органической химии» составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, предназначен для учащихся 10 класса, рассчитан на 35 часа.
Данный элективный курс направлен на расширение и углубление знаний учащихся по органической химии, формированию умений выполнять различные задания: решать задачи, цепочки превращений органических и неорганических веществ, составлять окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс с участием органических веществ.
В программе реализуются межпредметные связи с биологией, математикой, физикой, географией и экологией, что позволяет учащимся осуществить интегративный синтез знаний в целостную картину мира.
Теоретические знания и практические умения, полученные обучающимися в результате изучения данного элективного курса, обеспечат повышение интереса к научной, исследовательской работе по химии, подготовку к сдачи ЕГЭ по химии.
1.1.Цель и задачи курса
Цель курса: формирование и развитие у обучающихся умений и навыков по решению качественных и количественных задач по органической химии, развитие познавательной и творческой активности, синтетического и аналитического мышления.
Задачи курса:
- развить умения и навыки системного осмысления знаний по органической химии и их применению при решении качественных и количественных задач;
- обеспечить освоение обучающимися алгоритмов решения типовых качественных и количественных задач;
- сформировать умения самостоятельно подбирать способы решения комбинированных задач в соответствии с имеющимися данными;
- научить использовать математические умения и навыки при решении химических задач;
- научить использовать химические знания для решения математических задач на растворы, смеси;
- развить у обучающихся умения проводить синтез, анализ, формулировать выводы, заключения;
- создать учащимся условия в подготовке к сдаче ЕГЭ по химии.
1.2. Отличительные особенности программы
Теоретической базой элективного курса служит курс органической и неорганической химии основной школы. Углубляя и совершенствуя знания, полученные обучающимися на уроках, происходит развитие умений и навыки по решению качественных и количественных задач, упражнений (разного уровня сложности). Основной формой организации образовательного процесса в рамках элективного курса является семинар, в рамках которого учащиеся знакомятся с теоретическим материалом, решают задачи, выполняют упражнения различного уровня сложности.
Для повышения мотивации учащихся к углубленному, детальному рассмотрению теоретического материала, предусмотрены лабораторные и практические работы по составлению и практическому осуществлению схем превращений, отражающих генетическую связь между классами неорганических и органических веществ и составлению качественных и количественных задач, с указанием способов их решения.
В программе элективного курса особое внимание обращается на вопросы, которые недостаточно полно рассматриваются в рамках курсе химии основной и средней школы, но входят в тесты ЕГЭ и в программы вступительных экзаменов в вузы естественного профиля. Большинство задач и упражнений берется из КИМов ЕГЭ по химии предыдущих лет, что позволяет осуществлять подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ по химии. Для оценивания уровня достижений учащихся предусмотрено проведение контрольных работ, зачетов.
Формы организации деятельности учащихся: групповые, индивидуальные.
1.3 Требования к знаниям и умениям.
В результате изучения элективного курса ученик должен
Знать/понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, атомная, молекулярная масса, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия;
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, закон Авогадро.
- Классификацию и номенклатуру органических веществ (систематическая, тривеальная).
Уметь:
- называть: изученные вещества по «тривиальной» и систематической номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).
1.4. Формы и методы, технологии обучения.
- методы групповой и индивидуальной работы;
- проблемно-диалогическое обучение;
- технологии проблемного обучения, модерации, витагенные, коучинговые технологии, развития критического мышления.
1.5. Способы и формы оценки знаний учащихся.
Для оценивания уровня достижений учащихся предусмотрено проведение контрольных работ, зачетов.
Учебно-тематический план
№ п.п | Тема | Количество часов | Урок -зачет |
Тема 1. Изомерия и номенклатура органических веществ | 3 | ||
Тема 2. Качественные реакции в органической химии | 3 | ||
Тема 3. Задачи на вывод химических формул | 5 | ||
Тема 4. Задачи на смеси органических веществ | 2 | ||
Тема 5. Вычисления по уравнениям химических реакций с участием органических веществ | 10 | 1 | |
Тема 6. Определение количественных отношений газов | 2 | ||
Тема 7. Генетическая связь между классами органических веществ | 5 | ||
Тема 8. Химия и жизнь (задачи из повседневной жизни) | 5 | 1 | |
Итого | 35 |
2. Содержание учебного материала
Содержание рабочей программы включает девять тем:
Тема 1. Изомерия и номенклатура органических веществ (3 часа)
Виды изомерии: структурная (углеродного скелета, межклассовая, положения функциональной группы) и пространственная (стереоизомерия). Номенклатура: тривиальная, систематическая. Написание структурных формул изомеров и гомологов.
Демонстрации
Атомно-стрежневые модели.
Таблица с номенклатурами органических веществ.
Лабораторные опыты
Изготовление моделей органических соединений.
Тема 2. Качественные реакции в органической химии (3 ч)
Качественные реакции на углеводороды и их функциональные производные. Свойства органических веществ, определяемые кратными связями и функциональными группами.
Демонстрации
Качественные реакции на кратные связи в органических веществах. Качественные реакции на определение функциональных групп органических веществ.
Тема 3. Задачи на вывод химических формул (5 ч.)
Алгоритм решения задач на вывод химических формул органических соединений различных классов. Алгоритмы расчетов по химическим формулам: нахождение массовой доли элемента в веществе. Расчёты на выведение формулы вещества по абсолютной и относительной плотности паров газообразных веществ, по продуктам сгорания органических веществ.
Тема 4. Задачи на смеси органических веществ (2 ч.)
Основные законы химии и химические формулы, применяемые при решении задач. Решение задач на смеси органических веществ (газообразных, жидких, твердых).
Тема 5. Вычисления по уравнениям химических реакций с участием органических веществ (10 ч)
Расчёт количества вещества, массы, объема продукта реакции или исходного вещества по имеющимся данным; решение задач на примеси, на избыток-недостаток, на выход продукта.
Тема 6. Определение количественных отношений газов (2 ч)
Основные газовые законы. Решение задач с использованием относительной плотности газов.
Тема 7. Генетическая связь между классами органических веществ (5ч) Составление и решение цепочек превращений, отражающих генетическую связь между классами органических.
Тема 8. Химия и жизнь (задачи из повседневной жизни) (5 ч)
Задачи с производственным, сельскохозяйственным, экологическим содержанием.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Промежуточный и итоговый контроль | |
Тема 1. Изомерия и номенклатура органических веществ (3 ч.) | |||||
1. | Номенклатура органических веществ. Правила номенклатуры. | 1 ч | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
2. | Виды изомерии: структурная и пространственная. | 1 ч | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
3. | Составление структурных формул изомеров органических веществ, номенклатура. | 1 ч. | Самостоятельная работа | ||
4. | Качественные реакции науглеводороды. | 1 ч. | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
5. | Качественные реакции на функциональные производные углеводородов. | 1 ч. | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
6. | Решение задач на определение веществ по качественным реакциям | 1 ч. | Решение задач | ||
Тема 3. Задачи на вывод химических формул (5 ч.) | |||||
7. | Алгоритм решения задач на вывод химических формул органических веществ | 1 ч. | Решение задач | ||
8. | Решение задач на вывод химических формул органических веществ | 1 ч. | Решение задач | ||
9. | Расчёты на выведение формулы вещества по абсолютной и относительной плотности паров, по продуктам его сгорания. | 1 ч. | Решение задач | ||
10. | Решение задач на нахождение массовой доли элемента в веществе | 1 ч. | Решение задач | ||
11. | Решение задач на определение химического элемента на основании его массовой доли в веществе | 1 ч. | Решение задач | ||
Тема 4. Задачи на смеси органических веществ (2 ч) | |||||
12. | Основные законы химии и химические формулы, применяемые при решении задач. | 1 ч | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
13. | Решение задач на смеси органических веществ. | 1 ч. | Решение задач | ||
Тема 5. Вычисления по уравнениям химических реакций с участием органических веществ (10 ч) | |||||
14. | Расчет количества вещества, массы, объема продукта реакции, если исходное вещество дано с примесями. | 1 ч | Решение задач | ||
15 | Задачи на «избыток – недостаток» с участием углеводородов | 1 ч | Решение задач | ||
16. | Задачи на избыток – недостаток с использованием кислородосодержащих органических соединений. | 1 ч | Решение задач | ||
17. | Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием предельных углеводородов. | 1 ч | Решение задач | ||
18. | Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием непредельных углеводородов. | 1 ч | Решение задач | ||
19. | Расчеты массовой доли выхода продукта реакции с участием кислородосодержащих соединений. | 1 ч | Решение задач | ||
20. | Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного | 1 ч | Решение задач | ||
21. | Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного | 1 ч | Решение задач | ||
22. | Урок-практикум по решению качественных задач | 1 ч | Решение и составление задач | ||
23. | Урок-зачёт | 1 ч | Урок-зачёт | ||
Тема 6. Определение количественных отношений газов (2 ч) | |||||
24. | Газовые законы. Расчёты с использованием газовых законов, относительной плотности смеси газов. | 1 ч | Решение задач | ||
25. | Расчёты с использованием газовых законов, объёмной и мольной доли веществ в смеси. | 1 ч | Решение задач | ||
Тема 7. Генетическая связь между классами органических веществ (5 ч.) | |||||
26. | Составление и решение цепочек превращений между различными классами органических веществ. | 1 ч | Решение задач | ||
27. | Составление и решение цепочек превращений между различными классами органических веществ. | 1 ч | Решение задач | ||
28 | Составление и решение цепочек превращений между различными классами органических веществ. | 1 ч | Решение задач | ||
29. | Получение органического соединения путём одной или нескольких химических реакций. | 1 ч. | Решение задач | ||
30. | Составление и решение цепочек превращений органических веществ. | 1 ч. | Решение задач | ||
Тема 8. Химия и жизнь (решение задач из повседневной жизни) (5 ч) | |||||
31. | Задачи на составление растворов с различными концентрациями | 1 ч | Решение задач | ||
32. | Расчёт количества необходимых удобрений для внесения в почву. | 1 ч | Решение задач | ||
33. | Зачет | 1 ч | Урок-зачёт | ||
34-35. | Обобщающее повторение | 2 ч |
Литература
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии 10 кл. / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. М: Блик и К, - 2001.
- Гаврилова Л.И. Органическая химия 10 кл./ Л.И. Гаврилова. Саратов: Лицей, - 1999.
- Новошинский Н.Н. Типы химических задач и способы их решения / Н.Н. Новошинский. М: Оникс 21 век, - 2005.
- Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», - 2008.
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования ( для 7-9 кл)
приказ №______от __________________ г
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ватинская общеобразовательная средняя школа»
Рабочая программа
элективного курса
«Системное повторение курса химии» 11 класс
2016 -2017 учебный год
Предмет: Химия
Уровень: общеобразовательный
Учитель: Ильина Л.И.
д. Вата
2016 г.
Пояснительная записка
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по химии» предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Основной акцент при разработке программы курса делается на решении задач по блокам: «Общая химия», «Неорганическая химия», «Органическая химия». Особое внимание уделяется методике решения задач части В и С по контрольно- измерительным материалам ЕГЭ.
Цели элективного курса:
- развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения;
- развитие творческого потенциала обучающихся, способности критически мыслить;
- закрепление и систематизация знаний обучающихся по химии;
- обучение обучающихся основным подходам к решению расчетных задач по химии, нестандартному решению практических задач.
Задачи элективного курса:
- подготовить выпускников к единому государственному экзамену по химии;
- развить умения самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных типов;
- выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии;
- научить обучающихся приемам решения задач различных типов;
- закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным темам курса общей, неорганической и органической химии;
- способствовать интеграции знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла при решении расчетных задач по химии;
- продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы.
Тематическое планирование по элективному курсу
«Подготовка к ЕГЭ по химии»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | |
Теорети- ческое обучение, ч. | |||
1. | Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ | 1 | 1 |
2. | Теоретические основы химии. Общая химия | 8 | 8 |
3. | Неорганическая химия | 10 | 10 |
4. | Органическая химия | 10 | 10 |
5. | Обобщение и повторение материала за школьный курс химии | 5 | 5 |
Итого | 34 | 34 |
Содержание элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по химии»
Тема 1. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ (1 час)
Спецификация ЕГЭ по химии 2013 г. План экзаменационной работы ЕГЭ по химии 2013 г. (ПРИЛОЖЕНИЕ к спецификации). Кодификатор элементов содержания по химии для составления КИМов ЕГЭ 2013 г. Контрольно-измерительные материалы по химии 2011-2012 г. (анализ типичных ошибок).
Характеристика содержания части А ЕГЭ по химии 2017 г. Характеристика содержания части В ЕГЭ по химии 2017 г. Характеристика содержания части С ЕГЭ по химии 2017 г.
Тема 2. Теоретические основы химии. Общая химия (8 часов)
2.1. Химический элемент
Современные представления о строении атома. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Понятие о радиоактивности.
2.2. Химическая связь и строение вещества
Ковалентная химическая связь, еѐ разновидности (полярная и неполярная), механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (длина и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.
2.3. Химические реакции
2.3.1. Химическая кинетика
Классификация химических реакций. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Скорость реакции, еѐ зависимость от различных факторов.
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов.
2.3.2. Теория электролитической диссоциации
Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена.
Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характеристика основных классов неорганических соединений с позиции теории электролитической диссоциации (ТЭД).
Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН). Индикаторы. Определение характера среды водных растворов веществ.
2.3.3. Окислительно-восстановительные реакции.
Реакции окислительно-восстановительные, их классификация Коррозия металлов и способы защиты от неѐ. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических соединений.
2.4. Решение тренировочных задач по теме: «Теоретические основы химии. Общая химия» » (по материалам КИМов ЕГЭ 2015, 2016, 2017 гг)
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты: теплового эффекта реакции. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Написание уравнений окислительно-восстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса.
Тема 3. Неорганическая химия (10 часов)
3.1. Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений
Общая характеристика металлов главных подгрупп I–III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений металлов - щелочных, щелочноземельных, алюминия.
3.2. Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV–VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений неметаллов - водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
3.3. Характеристика переходных элементов и их соединений
Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа.
3.4. Решение тренировочных задач по теме: «Неорганическая химия» (по материалам КИМов ЕГЭ 2015, 2016, 2017 гг)
Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Определение рН среды раствором солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
Тема 4. Органическая химия (10 часов)
4.1. Углеводороды
Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомологи и гомологический ряд.
Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация и номенклатура органических соединений.
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов. Природные источники углеводородов, их переработка. Механизмы реакций присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова, правило Зайцева А.М.
Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола. Механизмы реакций электрофильного замещения в органических реакциях.
Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.
4.2. Кислородсодержащие органические соединения
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.
Органические соединения, содержащие несколько функциональных. Особенности химических свойств.
4.3. Азотсодержащие органические соединения и биологически важные органические вещества
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Гормоны. Ферменты. Металлорганические соединения.
4.4. Решение практических задач по теме: «Органическая химия» (по материалам КИМов ЕГЭ 2015, 2016, 2017 гг)
Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами. Генетическая связь между основными классами неорганических веществ. Качественные реакции на некоторые классы органических соединений (алкены, алканы, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, белки). Идентификация органических соединений.
Тема 5. Обобщение и повторение материала за курс школьный химии (5 часов)
Основные понятия и законы химии. Периодический закон Д.И.Менделеева и его физический смысл. Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова и особенности органических соединений. Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии. Генетическая связь между неорганическими и органическими соединениями. Экспериментальные основы органической и неорганической химии.
Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ по химии.
Итоговый контроль в форме ЕГЭ.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количе-ство часов | Дата проведения занятий | |
Плани-руемая | Факти-ческая | |||
1 | Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ | 1ч | ||
1.1 | Структура контрольно-измерительных материалов. Типовые ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии. Особенности подготовки к экзамену. | 1 | ||
2 | Теоретические основы химии. Общая химия | 8ч | ||
2.1 | Химический элемент и химическая связь. | 1 | ||
2.2 | Решение задач по теме: «Химический элемент и химическая связь». | 1 | ||
2.3 | Химическая кинетика. | 1 | ||
2.4 | Решение задач по теме: «Химическая кинетика». | 1 | ||
2.5 | Теория электролитической диссоциации. | 1 | ||
2.6 | Решение задач по теме: «Теория электролитической диссоциации». | 1 | ||
2.7 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | ||
2.8 | Решение задач по теме: «Окислительно-восстановительные реакции». | 1 | ||
3 | Неорганическая химия | 10ч | ||
3.1 | Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений. | 1 | ||
3.2 | Решение задач по теме: «Щелочные и щелочноземельные элементы и их соединения, алюминий и его соединения». | 1 | ||
3.3 | Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (галогены, подгруппа кислорода, водород). | 1 | ||
3.4 | Решение задач по теме: «Галогены». | 1 | ||
3.5 | Решение задач по теме: «Подгруппа кислорода, водород». | 1 | ||
3.6 | Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (подгруппа азота, подгруппа углерода). | 1 | ||
3.7 | Решение задач по теме: «Подгруппа азота». | 1 | ||
3.8 | Решение задач по теме: «Подгруппа углерода». | 1 | ||
3.9 | Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений. | 1 | ||
3.10 | Решение задач по теме: «Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений». | 1 | ||
4 | Органическая химия | 10ч | ||
4.1 | Теория строения органических соединений. Изомерия. | 1 | ||
4.2 | Углеводороды – алканы, алкены, циклоалканы, алкины, алкадиены. | 1 | ||
4.3 | Решение задач по теме: «Предельные углеводороды». | 1 | ||
4.4 | Решение задач по теме: «Непредельные углеводороды». | 1 | ||
4.5 | Ароматические углеводороды. | 1 | ||
4.6 | Кислородсодержащие органические соединения (сравнительная характеристика спиртов, альдегидов и карбоновых кислот). | 1 | ||
4.7 | Решение задач. | 1 | ||
4.8 | Решение задач. | 1 | ||
4.9 | Азотсодержащие органические соединения и биологически важные вещества. | 1 | ||
4.10 | Решение задач. | 1 | ||
5 | Обобщение и повторение материала за школьный курс химии | 5ч | ||
5.1 | Обобщение материала по теме школьного курса «Общая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок. | 1 | ||
5.2 | Обобщение материала по теме школьного курса «Неорганическая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок. | 1 | ||
5.3 | Обобщение материала по теме школьного курса «Органическая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок. | 1 | ||
5.4 | Итоговый контроль в форме ЕГЭ. | 1 | ||
5.5 | Итоговый контроль в форме ЕГЭ. | 1 |
Требования к уровню подготовки выпускников по результатам освоения
программы элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по химии»
Знать/Понимать:
Важнейшие химические понятия
- выявлять характерные признаки понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- выявлять взаимосвязи понятий, использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;
- принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
- гомологи, изомеры;
- химические реакции в органической химии.
Основные законы и теории химии:
- применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ;
- понимать границы применимости указанных химических теорий;
- понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.
Важнейшие вещества и материалы
- классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам;
- объяснять обусловленность практического применения веществ их составом, строением и свойствами;
характеризовать практическое значение данного вещества;
- объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ.
Уметь:
Называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.
Определять/классифицировать:
- валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов;
- вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки;
- пространственное строение молекул;
- характер среды водных растворов веществ;
- окислитель и восстановитель;
- принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;
- гомологи и изомеры;
- химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам).
Характеризовать:
- s, p и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;
- общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
- общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;
- строение и химические свойства изученных органических соединений.
Объяснять:
- зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева;
- природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной);
- зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;
- сущность изученных видов химических реакций (электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных) и составлять их уравнения;
- влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия.
Решать задачи:
- вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей;
- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;
- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;
- расчеты: теплового эффекта реакции;
- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);
- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
- нахождение молекулярной формулы вещества;
- расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;
- расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси;
- составление цепочек генетической связи химических соединений (неорганическая химия и органическая химия).
Литература
Нормативная база элективного курса
1) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).
2) Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).
4) Спецификация экзаменационной работы по химии единого государственного экзамена 2010 год.
5) Кодификатор элементов содержания по химии для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 год.
Литература для учителя (методическая по подготовке школьников к ЕГЭ по химии)
1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Габриелян О.С.) и примерная программа среднего полного общего образования по химии. Базовый уровень (Сборник нормативных документов. Химия /составитель Э.Д.Днепрова,
9. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...
Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии» 10 класс
Элективный курс «Решение задач по органической химии» составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, предназначен для учащихся 10 класса, ...
Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии» 11 класс
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по химии» предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Основной акцент при разработке программы курса делается на решении зад...
Авторская рабочая программа элективного курса (предмета) по химии "Химия в помощь сельскому жителю - владельцу земельного участка"
Предлагаемый элективный курс (предмет) предназначен для учащихся 9 (10) классов сельских школ. Имеет прикладную направленность, способствует профессиональной ориентации старшеклассников. Сохраняя стру...
Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии», 10 класс
Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии», 10 класс...
Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии», 11 класс
Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии», 11 класс...
Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии», 11 класс
Рабочая программаэлективного курса «Системное повторение курса химии», 11 класс...