Рабочая программа по спец.курсу для 8 класса "Решение расчётных задач"
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Данный курс предназначен для учащихся 8-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю)
Предлагаемый курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по спец.курсу для 8 класса "Решение расчётных задач" | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по спец. курсу по химии в 8 классе
«Решение расчётных задач»
Данный курс предназначен для учащихся 8-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю)
Предлагаемый курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач. В существующих ныне образовательных программах решению задач отводится неоправданно мало внимания. А ведь именно решение задач служит средством для осмысления, углубления и закрепления теоретического материала.
Решение химических задач – важная сторона овладения знаниями основ науки химия, являясь одним из компонентов обучения химии, успешно реализует основной дидактический принцип единства обучения, воспитания и развития. При решении задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и процессах, вырабатываются умения и навыки по использованию имеющихся знаний. Побуждая учеников повторять изученный материал, углублять и осмысливать его, химические задачи формируют систему конкретных представлений. Задачи, включающие определенные ситуации, становятся стимулом самостоятельной работы учащихся над учебным материалом. Являясь одним из звеньев в прочном, глубоком усвоении учебного материала, способствует происхождению в действии формирования законов, теорий и понятий, запоминания правил, формул, составления химических уравнений. Решение задач способствует воспитанию целеустремленности, развитию чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении цели. В процессе решения используется межпредметная информация, что формирует понятие о единстве природы. В ходе решения идет сложная мыслительная деятельность, которая определяет как содержательную сторону мышления (знание), так и действенную (операции действия). Теснейшее взаимодействие знаний и действий способствует формированию приемов мышления: суждений, умозаключений, доказательств. При решении химических задач учащийся приобретает знания, которые можно условно разделить на два рода: знания, приобретенные при разборе текста задачи, и знания, без привлечения которых процесс решения невозможен (определения, понятия, основные законы и теории, физические и химические свойства веществ, их формулы, молярные массы, количество вещества, химические процессы, их уравнения реакций и т.д.) Важна роль задач в организации поисковых, исследовательских ситуаций при изучении химии. Задачи являются объективным методом контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Цели данного курса:
- формирование у учащихся умений и навыков решения задач разных типов, в том числе и усложнённых
- устранение пробелов в знаниях
Задачи данного курса:
- ознакомление учащихся с различными типами расчётных задач, а также с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения программы.
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при решении задач
- развитие умений применять знания в конкретных ситуациях
- формирование навыка решения и составления нестандартных задач.
Самая первая тема, которая присутствует «Первоначальные химические понятия». Это теоретический раздел. Он включает в себя целый ряд понятий, законов. Это этап первичного формирования системы понятий о веществе. Среди огромного числа понятий, составляющих систему понятий о веществе, особое место занимает химическая формула. Освоение данного понятия учащимися предполагает умение: определять качественный и количественный состав вещества, производить вычисления по химическим формулам. С понятием «массовая доля» учащиеся знакомы из курса математики, поэтому выражение состава соединений через массовые доли элементов- первые расчётные задачи в данном курсе. Следующий тип задач, который здесь можно разобрать- это определение формулы вещества по массовым долям элементов, входящих в состав соединения. Состав соединения можно выразить и через массовые отношения элементов. Этот тип расчётов реже встречается, но тем не менее рассмотреть некоторые задачи необходимо. Решение многих задач в отношении газов требует применение закона Авогадро и следствий из него. Мало кто из восьмиклассников знает формулировку закона, в лучшем случае дети запоминают следствие из него. Поэтому особое внимание необходимо уделить формулировке закона, разобраться с тем, что такое число Авогадро, как его можно вычислить, и определению молярного объёма газов. Вычисления по уравнениям химических реакций начинается после введения понятия «уравнение химической реакции» и изучения закона сохранения массы применительно к химическим реакциям. Кроме того, при изучении данного курса ребята должны ознакомиться с количественной стороной химических процессов, с историческим путём, по которому шла наука, отработать умения расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций, определять степени окисления элементов по формуле соединения.
Пройдя данный курс, учащиеся приобретут следующие умения и навыки: смогут решать задачи повышенного уровня сложности из сборников задач на базе знаний общеобразовательной школы, а так же решать и составлять нестандартные задачи.
По окончании курса деятельность учащихся оценивается в виде итоговой работы.
Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся.
Учебно-тематический план
№ | Название разделов и тем | Контрольные работы (кол-во) | Практические работы (кол-во) | Всего часов |
1 | Первоначальные химические понятия: Вещества, свойства веществ, химические формулы | 0 | 0 | 4 |
2 | Вычисления по химическим формулам. | 2 | 0 | 13 |
3 | Химические формулы. Химические реакции. Уравнения химических реакций. | 1 | 0 | 18 |
Количество часов по рабочему плану
Всего- 35 часов; 1 час в неделю.
Плановых:
- проверочных работ- 2
- итоговых работ-1
Содержание тем учебного курса.
Тема 1. Первоначальные химические понятия:
Вещества, свойства веществ, химические формулы (4 часа)
Предмет химии. Вещества. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы. Решение задач на вычисление молекулярной массы вещества.
Тема 2. Вычисления по химическим формулам. (13 часа)
Решение задач на вычисление массовой доли элемента в веществе. Решение задач на вычисление массы элемента в образце вещества. Решение задач на определение формулы вещества по массовым долям элементов, входящих в состав соединения. Типы химических связей. Количество вещества. Вычисление количества вещества и числа атомов элементов, входящих в состав соединения. Вычисление массы элемента, входящего в состав образца вещества известной массы. Закон Авогадро. Вычисление объёма известного количества вещества, занимаемого им при н.у. Вычисление относительной плотности одного газа по другому. Вычисление молярной массы неизвестного газа. Вычисление молярной массы неизвестного газа.
Тема 3. Химические формулы. Химические реакции. Уравнения химических реакций. (18 часов)
Степень окисления. Определение степени окисления атомов элемента по формуле соединения. Массовая доля компонентов смеси Объёмная доля компонентов в смеси (растворе) Химические реакции. Уравнения химических реакций. Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакциях. Типы химических реакций. Решение задач на вычисление количества вещества реагентов и продуктов в соответствии с уравнением химической реакции. Решение задач на вычисление по химическим уравнениям, связанные с нахождением избытка одного из реагирующих веществ. Решение задач на вычисление по химическим уравнениям, связанные с нахождением избытка одного из реагирующих веществ. Вычисление массы одного из участников реакции по известному количеству другого вещества. Вычисление массы одного из участников реакции по известной массе другого. Вычисление объёмов газов, участвующих в химических реакциях, по известной массе одного из веществ. Вычисление объёмов газов, участвующих в химических реакциях, по их объёмным отношениям. Окислительно-восстановительные реакции.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения химии на базовом уровне обучающиеся должны:
Учащиеся должны знать:
• основные понятия химии «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро», а также газовые законы;
• законы химии: закон сохранения массы вещества, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро;
• буквенные обозначения заданных величин и единицы их измерения;
• расчетные формулы для любых типов задач;
• строение, физические и химические свойства неорганических веществ.
Учащиеся должны уметь:
• определять тот или иной тип расчетной задачи;
• анализировать условия задачи;
• выявлять химическую сущность задачи;
• составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи;
• устанавливать связи между приводимыми в задаче величинами с помощью пропорций или алгебраических уравнений;
• учитывать соотношения между единицами международной системой физических величин (СИ) и внесистемными единицами;
• производить математические расчеты;
• использовать несколько способов при решении задачи.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2006.
Дополнительная литература для учителя:
- Химия. 8 класс. Карточки заданий к учебнику Габриеляна О.С. –Саратов: Лицей, 2004.
- Остроумов И.Г. Химия. Тесты для повторения и подготовки.-Саратов: Лицей, 2006.
- Настольная книга учителя. Химия. 8 класс/ О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова.- М.: Дрофа, 2002.
Список литературы.
- Боровских Т.А. Обучение химии в 8 классе: Метод.пособие/ Т.А.Боровских.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.- 237 с.: ил.
- Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии: Дидакт. материал для 8 кл.: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1990.- 64 с.
- Габриелян О.С. Химия 8-9 классы: Методическое пособие.- М.: Дрофа, 1998.- 128 с.
- Денисова В.Г. Химия. 8 класс: поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна/ авт.-состав. В.Г. Денисова.- Волгоград: Учитель, 2009.- 171 с.
- Дидактические карточки- задания по химии 8 класс. Под редакцией Л.И.Панкратовой. 1995.
- Зуева М.В., Гара Н.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-9 кл. Метод.пособие.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа 2000.- 160 с.: ил.
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. 4-е издание, исправленное и дополненное. – М.: ООО «Издательство Живая Волна». ЗАО «Издательский дом ОНИКС», 1999.
- Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: ООО «Издательство Живая Волна». ЗАО «Издательский дом ОНИКС», 2000.
- Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Живая Волна», 2000.
- Шишкин Е.А. решение задач на вычисление компонентов в смеси: Методика обучения/ Е.А. Шишкин.- М.: Чистые пруды, 2008.- 32 с.
Календарно -тематический план по химии (спец.курс) для 8 класса.
№ урока | дата | Название тем и уроков | Количество часов | Использование ИКТ | |
план | факт | ||||
Тема 1. Первоначальные химические понятия: вещества, свойства веществ, химические формулы (4 часа) | |||||
1 | Инструктаж по т.б.Введение. Предмет химии. Вещества. | 1 | |||
2 | Знаки химических элементов. | 1 | |||
3 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы. | 1 | |||
4 | Решение задач на вычисление молекулярной массы вещества. | 1 | |||
Тема 2. Вычисления по химическим формулам. (13 часов) | |||||
5 | Решение задач на вычисление массовой доли элемента в веществе. | 1 | |||
6 | Решение задач на вычисление массы элемента в образце вещества. | 1 | |||
7 | Решение задач на определение формулы вещества по массовым долям элементов, входящих в состав соединения. | 1 | |||
8 | Массовые отношения элементов в соединении. Нахождение формулы вещества по известным массовым отношениям элементов. | 1 | |||
9 | Проверочная работа №1 | 1 | |||
10 | Типы химических связей | 1 | Презентация | ||
11 | Количество вещества. | 1 | |||
12 | Вычисление количества вещества и числа атомов элементов, входящих в состав соединения. | 1 | |||
13 | Вычисление массы элемента, входящего в состав образца вещества известной массы. | 1 | |||
14 | Закон Авогадро. Вычисление объёма известного количества вещества, 27занимаемого им при н.у. | 1 | Презентация | ||
15 | Вычисление относительной плотности одного газа по другому. | 1 | |||
16 | Вычисление молярной массы неизвестного газа. | 1 | |||
17 | Проверочная работа №2 | 1 | |||
Тема 3. Химические формулы. Химические реакции. Уравнения химических реакций. (18 часов) | |||||
18 | Степень окисления. | 1 | |||
19 | Определение степени окисления атомов элемента по формуле соединения. | 1 | |||
20 | Массовая доля компонентов смеси | 1 | |||
21 | Объёмная доля компонентов в смеси (растворе) | 1 | |||
22 | Химические реакции. | 1 | Презентация | ||
23 | Уравнения химических реакций. | 1 | |||
24 | Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакциях. | 1 | |||
25 | Типы химических реакций. | 1 | Презентация | ||
26 | Решение задач на вычисление количества вещества реагентов и продуктов в соответствии с уравнением химической реакции. | 1 | |||
27 | Решение задач на вычисление по химическим уравнениям, связанные с нахождением избытка одного из реагирующих веществ. | 1 | |||
28 | Решение задач на вычисление по химическим уравнениям, связанные с нахождением избытка одного из реагирующих веществ. | 1 | |||
29 | Вычисление массы одного из участников реакции по известному количеству другого вещества. | 1 | |||
30 | Вычисление массы одного из участников реакции по известной массе другого. | 1 | |||
31 | Вычисление объёмов газов, участвующих в химических реакциях, по известной массе одного из веществ. | 1 | |||
32 | Вычисление объёмов газов, участвующих в химических реакциях, по их объёмным отношениям. | 1 | |||
33 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | Презентация | ||
34 | Упражнение в составлении окислительно-восстановительных реакций | 1 | |||
35 | Итоговая работа по курсу «Решение расчётных задач» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ В 10-11 КЛАССАХ
Данная программа используется для УМК Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных тех...
Рабочая программа по физике (10 клас) + модуль "Решение задач"
Данная программа составлена на основе программы основного общего и среднего (полного) общего образовани...
Рабочая программа по физике (11 класс) + модуль "Решение задач"
Настоящая программа для 11 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по физик...
Рабочая программа элективного курса по физике "Методы решения задач по физике"
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач» рассчитана на два учебных года для учащихся 10- 11 классов, составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Про...
Рабочая программа учебного курса по физике "Практикум решения задач по физике" (10-11 классы) на 2012-2013 уч. год
Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне. Программа курса учитывает цели обучения по физике...
Рабочая программа по спец.курсу для 8 класса "Решение расчётных задач"
Данный курс предназначен для учащихся 8-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю)Предлагаемый курс направлен на углубление и расширение химически...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии Решение расчётных задач (подготовка к сдаче ЕГЭ)
Пояснительная запискаПредлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче единого государс...