обобщающий урок в 8 классе
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Урок закрепления и обобщения классов неорганических соединений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_8_klasse.doc | 108.5 КБ |
urok_v_8_klasse.pptx | 553.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ№4 г. Мамадыш»
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТЕМЕ
«СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ»
2015 г.
Обобщающий урок-путешествие по теме
«Соединения химических элементов»
Цель: обобщить, систематизировать знания о классификации, номенклатуре, строении веществ основных классов неорганических соединений, подготовиться к контрольной работе.
Задачи. Образовательные: систематизировать знания учащихся о классификации веществ, продолжить формирование умений наблюдать, проверить умения составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей, экспериментально распознавать кислоты, щелочи, анализировать и систематизировать вещества по их строению, отвечать на вопросы, делать выводы и обобщать.
Развивающие: совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; продолжить развитие логического мышления, умения использовать теоретические знания в новых ситуациях; содействовать развитию воли ученика, создавая на уроке особое эмоциональное состояние: ситуации занимательности, удивления, радости; активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, способствовать развитию уверенности в своих знаниях; интерес к предмету.
Воспитательные. Воспитывать культуру химического эксперимента: соблюдение правил техники безопасности при работе, поведение в кабинете химии, наблюдательность за веществами в быту, умение безопасного обращения с ними.
Форма учебного процесса: классный урок.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Вид урока: урок игра-путешествие.
Урок рассчитан на 45 мин.
Методы, применяемые на уроке:
- словесный (фронтальный опрос, химический диктант),
- наглядный (таблицы: ПСХЭ, цвет индикатора в среде; кроссворды, ребусы, презентация)
Используемое оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация; специальное оформление маршрута путешествия, маршрутные листы, карточки с заданиями.
Реактивы: речной песок и поваренная соль, мел и сахар
Эпиграф: «Химик требуется не такой, который лишь из одного чтения книг понял бы сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся». М.В.Ломоносов.
МАРШРУТ
1. Бухта Основных Понятий
2. Море Химических Веществ
3. Рифы Химических Связей
4. Канал Формул
5. Река Химических Соединений
6. Поток Экологически Чистой Воды
7. Залив Расчетных Задач
Ход урока.
Этапы урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. | Слайд 1.Дорогие ребята! У нас сегодня занимательно-обобщающий урок. Слайд 2. Цель которого: закрепить знания об основных соединениях химических элементов. | Организуются. |
2.Разминка. Цель: подготовить учащихся к активной учебной деятельности на уроке. | Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Слайд 3. Вот и я вас приглашаю совершить путешествие вокруг острова ХИМИИ на прекрасном атомоходе: вы - пассажиры, я - капитан. Каждый из вас получит маршрутный лист, в котором вы будете делать необходимые пометки, записи. Слайд 4. Итак, наш путь мы начнем с Бухты Основных Понятий, затем пройдем Морем Химических Веществ, преодолеем Рифы Химических Связей, через Канал Формул попадем на Реку Химических Соединений, которая приведет нас в Поток Экологически Чистой Воды и прибудем в Залив Расчетных Задач, т.е. повторим , обобщим знания о соединениях химических элементов. Слайд 5. Но прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить, все ли готовы к путешествию, и проверить багаж знаний. 1.Инициалы Менделеева? 2.Чем дышит все живое на Земле? 3.О каком камне мечтает любая женщина? 4.Химическая формула воды? 5.В честь какой страны назван химический элемент Рутений? 6.Ковкость – свойство металлов или неметаллов? 7.Какой единственный жидкий при обычных условиях металл используют в градусниках? 8.Кариесу даст отпор вместе с пастой храбрый… Слайд 6. Итак, все готовы к путешествию. Но вот беда, я забыла название атомохода. Нам нужно решить кроссворд, ключевым словом которого и является название нашего корабля. (Кроссворд – см. в приложении) Слайд 7. | Д.И. О2 Алмаз Н2О Россия Металлов Ртуть Фтор Каждый получает кроссворд и отгадывает его. Первый отгадавший делает пометку в журнале. |
3.Отработка навыков с элементами нового. А) Бухта основных понятий. Цель: Закрепить теоретические знания учебного материала по изученным ранее темам. Б) Море химических веществ. Цель: Используя химические знания, развить умение сравнивать, систематизировать и обобщать. В) Рифы химических связей. Цель: Развивать умения сравнивать, систематизировать и обобщать. Г) Канал формул. Цель: Систематизировать знания учащихся по разделу «Основные классы неорганической химии». Д) Река химических соединений. Цель: Закрепить умение применять полученные знания при составлении формул химических соединений Е) Поток экологически чистой воды. Ж) Залив Расчетных Задач. Цель: закрепить умение решать стандартные типовые задачи. | Итак, мы отправляемся в путь на атомоходе Ломоносов. В наших судовых журналах мы будем записывать весь маршрут следования. Слайд 8. Выполняется структура ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share) по таймеру - 2:00 Свое путешествие мы начнем с Бухты основных понятий. Чтобы выйти из нее ответим на вопросы: 1.На какие группы делятся все неорганические вещества? 2.Что называется оксидом, и на какие группы они делятся? 3.Какие вещества называются кислотами, и какие группы вы знаете? 4.Какие вещества называются основаниями, и на какие группы делятся основания? 5.Какие вещества называются солями? Слайд 9. Справившись с этим заданием, вы получили разрешение на выход в Море химических веществ. Перед вами перечень химических соединений. Подчеркните формулы веществ, которые не соответствуют логическим цепочкам. BaO, CO , CaO HNO3 , HCl, H2O Na2SO4 , H2SO3, BaCl2 Ca(OH)2, Al(OH)3, Al(NO3)3 MgO, P2O5, SO3 Mg, Al, Cl, Na P, Fe, S, Si Слайд 10. Внимание! Впереди Рифы химических связей. Чтобы их преодолеть, давайте вспомним, какие химические связи вы знаете? Слайд 11. Игра «Крестики – нолики». (Приложение 2.) 1. Найдите выигрышный путь веществ с неполярной ковалентной связью? 2. Найдите выигрышный путь веществ с полярной ковалентной связью? 3. Найдите выигрышный путь веществ с ионной связью? Далее нам нужно попасть на Реку Химических Соединений. Но сначала необходимо пройти канал Формул. Слайд 12. Ваша задача: распределить вещества по классам: O2, KOH, CaO, HCl, CaCO3, NaCl, H2S, Cu(OH)2, HNO3, NaOH, P2O5, N2, H2CO3, Al, Li2O, Al(OH)3, SO3, NaNO3, Mg. Слайд 13 Успешно справившись с заданием, мы продолжаем путь, и наш корабль держит курс по Реке химических соединений. Слайд 14. Выполняется структура ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (Think-Write-Round Robin). Время проведения – 5 минут. - Сейчас вы будете работать самостоятельно в тетрадях. Слайд 16. Выполняют задание: 1. Составить формулы следующих веществ: оксид натрия, оксид серы(VI), гидроксид магния, карбонат алюминия, хлорид магния, фосфат натрия. Слайд 15 Слайд 16. Проплыв по реке, наш корабль попал в Поток экологически чистой воды. А сейчас вам необходимо подумать как разделить смеси, которые у вас на столе. Все записи делаете в маршрутных листах. 1 вар .- речной песок и поваренная соль 2 вар. - мел и сахар Итак! Мы продвигаемся к последнему пункту нашего маршрута. Наступил самый ответственный момент в нашем плавании. Нам нужно попасть в Залив расчетных задач. Слайд 17 Задача: 1 вар. В 125г. воды растворили 15 г соли. Какова массовая доля соли в растворе? Ответ:11% 2 вар. Смешали 20 г сахара и 250 мл воды. Какова массовая доля сахара в полученном растворе? Ответ: 7,4% | Партнеры по плечу делятся ответами в течение определенного времени (1 минута). Далее отвечают, слушаем ответы учащихся делают пометки в маршрутных листах, слушаем ответы учащихся Лишнее заносят в маршрутные листы. Находят выигрышный путь, делают пометки в маршрутных листах Выписывают вещества в маршрутный лист Согласно заданию, оценивают работу партнёра по плечу за правильные ответы. Выполняют письменную работу в маршрутных листах. В течении 40 сек. по очереди обсуждают свои ответы с партнёром по плечу. Отвечают, называя формулы соединений. Делают записи в маршрутных листах Решают полученные задачи в маршрутных листах. |
IV.Итоги урока. | Слайд 18. Уважаемые пассажиры атомохода «Ломоносов», наше путешествие подошло к концу. Во время путешествия вы выполняли много заданий разного характера, что-то повторили, закрепили, чему-то научились. И, наверное, вы согласитесь с М.В.Ломоносовым, который когда-то сказал: «Химик требуется не такой, который лишь из одного чтения книг понял бы сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся.» А теперь давайте подведем итоги: подсчитайте свои баллы и поставьте себе оценку за работу на уроке. Спасибо вам за то, что вы помогли осуществить это плавание. И если оно вам понравилось, то подумайте о том, куда бы вы хотели отправиться в следующий раз. | Подсчитывают баллы и оценивают сами себя. |
V.Домашнее задание. | Слайд 19. Домашним заданием будет следующее. Во время путешествия за вами наблюдали: а) 3 атома алюминия; б) 5 атомов азота; в) 10 атомов кислорода; г) 4 атома водорода. Необходимо составить из символов этих атомов формулы сложных веществ. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Кроссворд
Заполните пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов:C, O, Al, N, Zn, I, P, H, Pb.
2. | ||||||||
3. | 8. | |||||||
1. | 4. | 5. | 7. | |||||
6. | 9. | |||||||
2.Крестики-нолики
a) б) в)
NH3 | NaCl | I2 | CH4 | H2S | HCl | H2S | CH4 | KBr | ||
CH4 | F2 | KF | NH3 | N2 | H2O | HCl | KCl | H2O | ||
Cl2 | Br2 | NaI | Br2 | HF | NaCl | CaCl2 | SO2 | MgF2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Кроссворд
Заполните пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов:C, O, Al, N, Zn, I, P, H, Pb.
2. | ||||||||
3. | 8. | |||||||
1. | 4. | 5. | 7. | |||||
6. | 9. | |||||||
2.Крестики-нолики
a) б) в)
NH3 | NaCl | I2 | CH4 | H2S | HCl | H2S | CH4 | KBr | ||
CH4 | F2 | KF | NH3 | N2 | H2O | HCl | KCl | H2O | ||
Cl2 | Br2 | NaI | Br2 | HF | NaCl | CaCl2 | SO2 | MgF2 |
3.Маршрутный лист
Этапы маршрута | Прохождение маршрута | Количество правильных ответов | |||||
| |||||||
| |||||||
III. Рифы Химических Связей | |||||||
IV. Канал Формул | Простые: Металлы Неметаллы | Оксиды: Кислотные Основные | Основания: Щелочи Нерастворимые | Кислоты: Кислородсодерж. Бескислородные | Соли: | ||
V.Река Химических Соединений | 1) Оксид натрия – Оксид серы (VI) - Гидроксид магния – Гидроксид железа (III)- Карбонат алюминия – Фосфат натрия - | ||||||
VI.Поток Экологически Чистой Воды (эксперимент) | Способ разделения смеси: | ||||||
VII.Залив Расчетных Задач | Ф.И. пассажира:___________________________________ | ||||||
ИТОГО: | |||||||
ОЦЕНКА: |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Остров ХИМИЯ Цель: обобщить, систематизировать знания о классификации, номенклатуре, строении веществ основных классов неорганических соединений .
Бухта Основных Понятий Море Химических Веществ Рифы Химических Связей Канал Формул Река Химических Соединений Поток Экологически Чистой Воды Залив Расчетных Задач
1.Инициалы Менделеева? РАЗМИНКА Д.И. 8.Кариесу даст отпор вместе с пастой храбрый… 2.Чем дышит все живое на Земле? Кислородом 3.О каком камне мечтает любая женщина? Об Алмазе 4.Химическая формула воды? H 2 O 5.В честь какой страны назван химический элемент Рутений? России 6.Ковкость – свойство металлов или неметаллов? Металлов 7.Какой единственный жидкий при обычных условиях металл используют в градусниках? Ртуть Фтор
2. 3. 8. 1. 4. 5. 7. 6. 9.
2. К И 3. А 8. В 1. У С Л 4. А 5. Ц 7. Ф О Г Л Ю З И 6. Й О Д 9. С Л О М О Н О С О В Е Р И Т К Д Ф Р И Р О Н О О Н О Д И Р Д Е Д Й Ц
Бухта Основных Понятий ТАЙМД ПЭА ШЭА ( Timed-Pair-Share ) 2 мин. 1.На какие группы делятся все неорганические вещества? 2.Что называется оксидом, и на какие группы они делятся? 3.Какие вещества называются кислотами, и какие группы вы знаете? 4.Какие вещества называются основаниями, и на какие группы делятся основания? 5.Какие вещества называются солями? таймер . exe
Море Химических Веществ BaO , CO, CaO HNO 3 , HCl , H 2 O Na 2 SO 4 , H 2 SO 3 , BaCl 2 Ca(OH) 2 , Al(OH) 3 , Al(NO 3 ) 3 MgO , P 2 O 5 , SO 3 Mg, Al, Cl , Na P, Fe, S, Si
Море Химических Веществ BaO , CO , CaO HNO 3 , HCl , H 2 O Na 2 SO 4 , H 2 SO 3 , BaCl 2 Ca(OH) 2 , Al(OH) 3 , Al(NO 3 ) 3 MgO , P 2 O 5 , SO 3 Mg, Al, Cl , Na P, Fe , S, Si
Игра «Крестики – нолики». 1. Найдите выигрышный путь веществ с неполярной ковалентной связью? 2. Найдите выигрышный путь веществ с полярной ковалентной связью? 3. Найдите выигрышный путь веществ с ионной связью? Рифы Химических Связей
Канал Формул O 2 , KOH , CaO , HCl , CaCO 3 , NaCl , H 2 S , Cu ( OH ) 2 , HNO 3 , NaOH , P 2 O 5 , N 2 , H 2 CO 3 , Al , Li 2 O , Al ( OH ) 3 , SO 3 , NaNO 3 , Mg . таймер. exe
0 Канал Формул Простые Металлы Al , Mg Неметал лы O 2 , N 2 Оксиды Кислот ные P 2 O 5 , SO 3 Основ ные CaO , Li 2 O Основания Щелочи KOH , NaOH Нерастворимые Cu ( OH ) 2 , Al ( OH ) 3 Кислоты Кислород содерж . HNO 3 , H 2 CO 3 Бескисло родные HCl , H 2 S Соли CaCO 3 , NaCl , NaNO 3 Супер физкультминутка. exe
Выполняется структура ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН ( Think - Write - Round Robin ). Время проведения – 1 минут. Выполните задание: 1 . Составить формулы следующих веществ: оксид натрия, оксид серы( VI ), гидроксид магния, карбонат алюминия, хлорид магния, фосфат натрия. таймер. exe Река Химических Соединений
1. Na 2 O , SO 3 , Mg ( OH ) 2 , Al 2 (CO 3 ) 3 , MgCl 2 , Na 3 PO 4 Река Химических Соединений
Поток Экологически Чистой Воды
Залив Расчетных Задач 1 вар. В 125г. воды растворили 15 г соли. Какова массовая доля соли в растворе? 2 вар. С мешали 20 г сахара и 250 мл воды. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?
Залив Расчетных Задач 1 вар. В 125 воды растворили 15 г соли. Какова массовая доля соли в растворе? ОТВЕТ:11% 2 вар. С мешали 20 г сахара и 250 мл воды. Какова массовая доля сахара в полученном растворе? Ответ: 7,4%
«Химик требуется не такой, который лишь из одного чтения книг понял бы сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся.» М.В.Ломоносов
Домашнее задание Во время путешествия за вами наблюдали: а) 3 атома алюминия; б ) 5 атомов азота; в ) 10 атомов кислорода; г ) 4 атома водорода. Необходимо составить из символов этих атомов формулы сложных веществ.
Источники рисунков: Остров: Атомоход: http://atominfo.cz/wp-content/uploads/2014/01/lk60_rosatomflot_03.jpg http://hallpic.ru/wallpapers/346827-tropiki_palmyi_serdtse_more_ostrova/?download=original Изображение берега острова: http://novostey.com/business/news134601.html Сова: http://www.stihi.ru/pics/2012/05/06/4350.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/99/181/99181172_natriy.jpg Химическая посуда:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Литосфера" Обобщающий урок 6 класс
Данная презентация поможет учителям при проведении обобщающего урока...
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...
обобщающий урок 5 классе по теме "В стране фонетики"
План -конспект на чувашском языке. Презентация "Фонетика сершывенче"...
Обобщающий урок 6 класс "Путешествие Казань - Москва или математическая география"
Обобщающий урок-экскурсия в 6 классе "Путешествие Казань-Москва" составлен с учетом межпредметных связей географии и математики....
Древнерусское государство в IX - XII веках. Обобщающий урок. 10 класс.
Методическая разработка урока истории (10 класс) в форме деловой игры«Пишем учебник истории». Тип урока: Повторительно - обобщающий....
Урок по теме "Молекулярный уровень: контрольно - обобщающий урок" 9 класс
Урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Технология - и...
Урок английского языка. «Степени сравнения прилагательных. Обобщающий урок». 3 класс.
Представленный материал содержит коспект урока и презентацию к нему....