«Вещества чистые и смеси»
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Цели и задачи, основная цель – внедрение в практику методики, позволяющей активизировать учебную познавательную деятельность учащихся восьмых классов на уроках химии. Задачи: создать обстановку, способствующую успешной деятельности каждого ученика, дать возможность каждому ученику продвигаться в своем темпе усвоения материала, предоставить условия для развития практических навыков работы с веществами и успешного самостоятельного использования этих навыков в повседневной жизни. В работе представлена комплексная разработка урока с применением сингапурской методики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 305.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Борисович И.В. МБОУ СОШ №55 г.Казань
Автор Борисович Ирина Валерьевна, учитель химии, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г.Казани
Название работы «Вещества чистые и смеси».
Краткая аннотация работы
Цели и задачи, основная цель – внедрение в практику методики, позволяющей активизировать учебную познавательную деятельность учащихся восьмых классов на уроках химии. Задачи: создать обстановку, способствующую успешной деятельности каждого ученика, дать возможность каждому ученику продвигаться в своем темпе усвоения материала, предоставить условия для развития практических навыков работы с веществами и успешного самостоятельного использования этих навыков в повседневной жизни. В работе представлена комплексная разработка урока с применением сингапурской методики.
Содержание работы, предоставляемой на конкурс
«Вещества чистые и смеси»
Урок с применением сингапурской методики.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Цели:
Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами критического мышления; эффективного взаимодействия учащихся;
образовательная: организовать изучение новой темы; умение работать в группах, (использование элементов сингапурской методики); способствовать активизации мышления учащихся;
развивающая: способствовать развитию умения работать с различными источниками информации, вступать в речевое общение;
воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к получению знаний;
Задачи:
образовательные: создать условия для формирования знаний о чистых веществах и смесях; укрепление навыков практической деятельности;
воспитательные: формировать толерантность при работе; умение совместной деятельности, сотрудничества;
развивающие: способствовать развитию критического мышления, умению характеризовать объекты, представлять информацию в свёрнутом виде,
Формы работы учащихся: работа в команде, работа в парах, индивидуально.
Карта урока
Этап урока | Время | Используемая структура | Содержание | Вид деятельности |
Организационный | 1 мин | Сигнал Тишины, Таймер, Мэнэдж Мэт | Создание положительного эмоционального настроя | |
Актуализация знаний, подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала. | 2 мин | Клок Баддис | Учащиеся назначают встречи на 12 часов и отвечают на вопрос «Какой чай вы пили сегодня утром?» | Работа в парах |
8 мин | Эй Ар Гайд Таймд Пэа Шэа | Учащимся предлагается прочитать приведённые утверждения о чистых веществах и смесях и записать свой ответ только в столбце «ДО» (Приложение 1). | Работают индивидуально и в группе, с соседом по плечу. | |
Просмотр презентации о смесях и их отличии от сложных веществ. | ||||
Учащимся предлагается пересмотреть утверждения и указать ответ «ПОСЛЕ». | ||||
Учащиеся сравнивают свои ответы и деляться с соседом по плечу: вы поменяли какой-либо из ваших ответов, если да, какой и почему? | ||||
Активизация познавательной исследовательской деятельности. Эксперимент | 7 мин | Лабораторная работа | Учащиеся разглядывают образцы смесей у себя на столе, выполняют действия, способствующие разделению смесей по инструкции (Приложение 2). Записывают результаты эксперимента в тетради | Групповая работа |
Активизация учебной деятельности | 5 мин | Микс Пэа Шэа | Учащиеся делятся результатами эксперимента | Взаимодействие в парах |
Усвоение нового материала. | 12 мин | Финк-Райт-Раунд Робин Модель Фрайер | Учащиеся изучают параграф учебника, обдумывают ответы на вопросы, характеризующие смеси и их классификацию, выясняют, на чем основаны способы разделения смесей (Приложение 3). | Работают в команде, обсуждение внутри стола, затем между столами. |
Записывают, оформляя как опорную блок-схему (Приложение 4). | ||||
По очереди обсуждают свои ответы в команде. | ||||
Закрепление изученного материала. Подведение итогов урока. | 9 мин | Клок Баддис | Учащиеся осуществляют назначенные встречи: - на 3 часа Чем отличаются смеси от сложных веществ? - на 6 часов Как понять – однородная или неоднородная смесь, привести примеры; - на 9 часов Что такое - смесь? Примеры | Взаимодействуют в парах. |
Д/з | 1 мин | §33, выполнить упр.1-3, по желанию – дом. эксперимент на факультативе Школьная химия. Квест 8. |
Приложения.
- Для структуры Эй Ар Гайд.(вопросы «До и после»)
До | Утверждения | После |
1.Большая часть природных веществ - смеси. | ||
2. В смеси все вещества сохраняют свои свойства | ||
3.По названию смеси нельзя узнать ее состав. | ||
4.Воздух – это смесь газов. | ||
5.В сложных веществах все атомы связаны между собой химической связью, а в смесях - нет. | ||
6. Из смеси вещества можно извлечь физическими методами, а сложные вещества так разделить нельзя. |
Приложение 2. Инструкция к лабораторной работе.
- Внимательно рассмотрите выданные вещества.
- Выберите чашечку, в которой находится вещество желтого цвета (сера) с вкраплениями серых блестящих кристалликов (железные опилки).
Накройте чашечку сверху листом бумаги и поднесите магнит. Поднимите лист кверху над чашечкой, не отрывая магнит от листа. Что вы наблюдаете?
- Возьмите стаканчик с голубой жидкостью (раствор медного купороса)
Посмотрите внимательно – видны ли в ней отдельные частицы? Налейте 2 мл жидкости в пробирку и кипятите ее до полного испарения воды. Что вы наблюдаете на стенках пробирки?
Микс Пэа Шэа. Ответить на вопрос: чистые вещества или смеси были выданы для работы? И объяснить свой ответ.
Приложение 3.
- Для структуры Финк-Райт-Раунд Робин
Карточка
Задание №1 Какое физическое свойство поможет нам на кухне различить растворы соли и сахара? | Задание №2 Какая вода замерзнет быстрее – чистая (дистиллированная) или морская? |
Задание №3 | Задание №4 |
Ответы
Задание №1 Вкус | Задание №2 дистиллированная |
Задание №3 Смеси: сок, воздух, лимонад | Задание №4 3) оба суждения верны |
Приложение 4.
Опорная блок-схема
Смеси Однородные и неоднородные
Главный признак? Признаки?
Пример смеси Пример чистого вещества
Однородная неоднородная Простое сложное
Для структуры Финк-Райт-Раунд Робин (примерный ответ)
Опорная блок-схема
Смеси Однородные и неоднородные
Свойства непостоянны | Однородные – нельзя различить частицы невооруженным глазом |
Неоднородные – есть граница раздела, или видны отдельные частицы |
Пример смеси Пример чистого вещества
Однородная неоднородная Простое сложное
Яблочный сок Растительное масло и вода железо оксид железа
Использованные ресурсы:
- Обучающие структуры сингапурской методики обучения http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-konstantinovna-klochkova/posobie-dlja-uchitelja-znakomstvo-s-obuchayuschimi-strukturami-singapurskoi-metodiki-obuchenija.html
- е-КМ Школа. Медиатека образовательных ресурсов по Биологии, Истории, Математике, Русскому языку в системе «Электронное образование РТ»
- Видеофрагменты из единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%E0%E7%EE%F2%ED%E0%FF+%EA%E8%F1%EB%EE%F2%E0&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&context=current&interface=catalog&class%5B%5D=uid%3DVY4THlOqZHoUuB5bCbk%2FAg%3D%3D%3B+__utma%3D254735498.526103424.1403688853.1415634425.1420803160.5%3B+__utmz%3D254735498.1420803160.5.5.utmccn%3D%28organic%29%7Cutmcsr%3Dyandex%7Cutmctr%3D%7Cutmcmd%3Dorganic%3B+__atuvc%3D1%7C9%3B+sess_authcook_778534_stat%3Dc54324a25c764dc6d220d4390b51a03c%3B+sidebar%3D2%3B+_ga%3DGA1.3.526103424.1403688853%3B+_gat%3D1&subject%5B%5D=uid%3DVY4THlOqZHoUuB5bCbk%2FAg%3D%3D%3B+__utma%3D254735498.526103424.1403688853.1415634425.1420803160.5%3B+__utmz%3D254735498.1420803160.5.5.utmccn%3D%28organic%29%7Cutmcsr%3Dyandex%7Cutmctr%3D%7Cutmcmd%3Dorganic%3B+__atuvc%3D1%7C9%3B+sess_authcook_778534_stat%3Dc54324a25c764dc6d220d4390b51a03c%3B+sidebar%3D2%3B+_ga%3DGA1.3.526103424.1403688853%3B+_gat%3D1
- Коллекция смайлов http://wdesk.ru/
Результаты. Внедрение в практику преподавания химии в 8-ых классах позволило значительно улучшить показатель качества обученности учащихся, особенно в классах с низкой мотивацией (8в класс: с 42% во второй четверти 2014-15 учебного года до 56% в конце учебного года по результатам промежуточной аттестации). Повысилась активность учащихся на уроках, возрос интерес к предмету, выросло количество учащихся, самостоятельно осваивающих материал.
Критерии оценивания результатов. Объективными критериями служит успеваемость и качество обученности по итогам промежуточной аттестации и текущих самостоятельных работ учащихся.
Приложение. Фотографии урока в 8 в классе.
Работают индивидуально и в группе, с соседом по плечу. | |
Микс Пэа Шэа - Учащиеся делятся результатами эксперимента | |
Выполнение лабораторной работы (исследовательская часть урока) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/02/picture-57415-1488476873.jpg)
Урок-игра "Крестики-нолики" в 8-м классе на тему: "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей".
Урок расчитан на закрепление и повторение темы в игровой форме. Как в реальной игре "Крестики-нолики", здесь тоже учащиеся должны выстроить линию по горизонтали, по вертикали или по диагонали из четыр...
Разработка урока по теме "Чистые вещества и смеси.Способы разделения смесей." (8 класс)
Урок по теме «Чистые вещества и смеси. Способы ра...
Чистые вещества и смеси.Способы разделение смесей и их использование.
Конспект урока по теме "Чистые вещества и смеси"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/03/picture-608577-1438629063.jpg)
Конспект урока "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей"
Цели урока:1. Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.2. Развивающая: Ф...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/03/picture-608577-1438629063.jpg)
Презентация к уроку "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей"
Цели урока:1. Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.2. Развивающая: Ф...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/20/picture-44806-1450635265.jpg)
Чистые вещества и смеси.Состав смесей. Разделение смесей.
Презентация для 11 универсального класса....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/16/picture-1355282-1634391202.jpg)
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей...