Изучение и развитие понятия «химический элемент» в школьном курсе химии
презентация к уроку по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Быкова Елена Владимировна
Изучение и развитие понятия «химический элемент» в школьном курсе химии.
Интегрированное учебное занятие по химии для учащихся  8 – 11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon integrirovannoe_zanyatie_po_himii_8-11_klass.ppt1.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучение и развитие понятия «химический элемент» в школьном курсе химии Интегрированное учебное занятие по химии для учащихся 8 – 11 классов.

Слайд 2

Цели: Повторить, закрепить и обобщить знания учащихся о строении и свойствах атомов химических элементов с использованием системно –деятельностного подхода. Показать возможность индивидуальной траектории развития в рамках изучения одного понятия.

Слайд 3

План занятия: Строение атомов. Изотопы. Состояние электронов в атомах. Классификация химических элементов. Свойства химических элементов. ( Особенности строения и свойств металлических и неметаллических элементов) Формы существования химических элементов

Слайд 4

Эпиграф: «Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там в космических глубинах Все от песчинок малых до планет Из элементов состоит единых» С. Щипачев

Слайд 5

Великое открытие Д.И. Менделеева Кому-то сон веселый снится, Кому-то страшный снится сон. А Менделееву – Таблица Приснилась, он открыл Закон, А также правило простое: «Ученый должен отдыхать, но и во сне не знать покоя, Тогда открытие любое Вовек не сможет он проспать».

Слайд 6

Химический элемент - это Определенный вид атомов

Слайд 7

Атом – сложнейшая нейтральная частица, состоящая из протонов, электронов и нейтронов. Частица и её обозначение Масса Заряд Примечание Протон, р+ 1 +1 Число протонов равно порядковому номеру элемента в таблице Д.И. Менделеева Нейтрон, n0 1 0 Число нейтронов находят по формуле: N = А - Z Электрон, е 1/1837 -1 Число электронов равно порядковому номеру элемента в таблице Д.И. Менделеева

Слайд 8

Изотопы – разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное массовое число. 39 40 39 40 19 К и 19К, 18А r и 18Ar Химический элемент – совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.

Слайд 9

Каждый изотоп характеризуется двумя величинами: Массовым числом ( А ) Проставляется вверху слева от химического знака: 37 16 С L O Массовое число А указывает суммарное число протонов Z и нейтронов N в ядре А = Z + N Порядковым номером Проставляется внизу слева от химического знака: Cl O 17 8 Порядковый номер равен числу протонов в ядре, а значит заряду ядра.

Слайд 10

Среди следующих определений найдите синонимическое понятию «Изотоп». Атомы, имеющие разное количество протонов в ядрах. Атомы одного химического элемента с разными значениями массового числа. Атомные частицы, в которых число протонов не равно числу электронов. Атомы с разным числом нейтронов, но одинаковым числом протонов в ядрах. Атомы с одинаковым массовым числом, но разными зарядами ядер. Атомы с разными массовыми числами.

Слайд 11

Состояние электронов в атоме. Электрон – это частица и волна. Число энергетических уровней. Виды электронов Максимальное число электронов в каждом уровне ( S, P ,d, f электронов?) Число внешних электронов Завершенный и незавершенный энергетические уровни Задание: Расписать состояние электронов в атомах Na, Cl, Ar.

Слайд 12

Na +11, 11 ē 2 8 1 1 s 2 2s 2 2p 6 3s 1 1 s 2 2s 2 2p 6 3s 1 n = 1 n = 3 n = 2

Слайд 13

Cl +17, 17 ē 2 8 7 1 s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 5 1 s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 5 n = 1 n = 3 n = 2

Слайд 14

Ar +18, 18 ē 2 8 8 1 s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 1 s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 n = 1 n = 3 n = 2

Слайд 15

Электронное строение атома углерода. 6 С 1 S 2 2 S 2 2 P 2 Е 6 С * 1 S 2 2 S 1 2 P 3 2S 2 2P 2 2P 3 2S 1 Е В обычном состоянии атом углерода имеет 2 валентные орбитали, а в возбужденном 4 валентные орбитали.

Слайд 16

Определение: Гибридизация – смешение валентных орбиталей и выравнивание их по форме и энергии. (Л.Полинг 1931г.)

Слайд 17

Первое валентное состояние атома углерода. Sp 3 - гибридизация

Слайд 18

Первое валентное состояние атома углерода. Sp 3 - гибридизация Валентный угол 109 0 28 /

Слайд 19

Первое валентное состояние атома углерода. Валентные орбитали образуют в пространстве тетраэдр

Слайд 20

Второе валентное состояние атома углерода. Sp 2 - гибридизация

Слайд 21

Второе валентное состояние атома углерода. Sp 2 - гибридизация Валентный угол 120 0

Слайд 22

Третье валентное состояние атома углерода. Sp - гибридизация

Слайд 23

Третье валентное состояние атома углерода. Sp - гибридизация Образование связи между атомами углерода в молекуле ацетилена.

Слайд 24

Валентные состояния атома серы S   ↓    ↑          Валентность II, ст. окисления - 2 3 s 3p 3 d Валентность IV, Ст. окисления + 4 Валентность VI , Ст. окисления + 6 Н 2 S S О 2 Н 2 S О 4

Слайд 25

Формы существования химического элемента и их свойства Изменения свойств в главных подгруппах в периодах Атомы Заряд ядра Число заполняемых энергетических уровней Число электронов на внешнем уровне Радиус атома Восстановительные свойства Окислительные свойства Высшая степень окисления Низшая степень окисления Увеличивается Увеличивается Увеличивается Не изменяется и равно номеру периода Не изменяется и равно номеру группы Увеличивается Увеличивается Уменьшается Усиливается Ослабевают Ослабевают Усиливается Постоянная и равна номеру группы (N) Увеличивается от +1 до +7 (+8) Не изменяется и равна ( 8 – N) Увеличивается от -4 до -1

Слайд 26

Химические элементы. Расположите химические элементы в порядке возрастания а) металлических свойств: As Sb N P Bi б) неметаллических свойств: Si Al P S Cl Mg Na Неметаллическиеэлементы Металлические элементы Благородные газы

Слайд 27

Металлы – это … Химические элементы, атомы которых отдают электроны с внешнего ( а некоторые и предвнешнего электронного слоя), превращаясь в положительно заряженные ионы.

Слайд 28

Положение металлических элементов в Периодической системе Д.И. Менделеева Группа 1 2 3 4 5 6 7 8 Период 1 2 Li 3 4 5 6 7 Fr 85 At 5 B Все элементы являются металлами: S, p, d, f Элементы побочных подгрупп – металлы (переходные или d – элементы.)

Слайд 29

Изменение свойств металлических элементов В главной подгруппе: Число электронов на внешнем уровне _________________________________ Радиусы атомов________________________ Электроотрицательность ________________ Восстановительные свойства ____________ Металлические свойства ________________ В периоде: Заряды ядер атомов _________________ Радиусы атомов _______________________ Число электронов на внешнем уровне _________________________________ Электроотрицательность ________________ Восстановительные свойства ____________ Металлические свойства ________________

Слайд 30

Изменение свойств металлических элементов В главной подгруппе: Число электронов на внешнем уровне Не изменяется Радиусы атомов увеличиваются Электроотрицательность уменьшается Восстановительные свойства усиливаются Металлические свойства усиливаются В периоде: Заряды ядер атомов увеличиваются Радиусы атомов уменьшаются Число электронов на внешнем уровне увеличивается Электроотрицательность увеличивается Восстановительные свойства ослабевают Металлические свойства ослабевают

Слайд 31

Неметаллы – это… Химические элементы, имеющие небольшой радиус атома и обладающие способностью принимать электроны, т.к. на внешнем слое у них находится от 4 до 7 электронов.

Слайд 32

Конфигурация внешнего электронного слоя. 1 1S 2 1 2S 2P 2 2 nS nP 2 3 nS nP 2 4 nS nP 2 5 nS nP 1 H 2 B * C N * O F 3 * Si * P * S Cl 4 * As * Se Br 5 * Te I 6 At

Слайд 33

Неметаллические элементы и их свойства В периоде: Заряд ядра ________ Радиус атома _______ Число электронов на внешнем слое _______ Электроотрицательность ________________ Окислительные свойства __________ Неметаллические свойства ____________ В главной подгруппе: Заряд ядра ________ Радиус атома _______ Число электронов на внешнем слое _______ Электроотрицательность ________________ Окислительные свойства __________ Неметаллические свойства ____________

Слайд 34

Неметаллические элементы и их свойства В периоде: Заряд ядра увеличивается Радиус атома уменьшается Число электронов на внешнем слое увеличивается Электроотрицательность увеличивается Окислительные свойства усиливаются Неметаллические свойства усиливаются В главной подгруппе: Заряд ядра увеличивается Радиус атома увеличивается Число электронов на внешнем слое не изменяется Электроотрицательность уменьшается Окислительные свойства ослабевают Неметаллические свойства ослабевают

Слайд 35

At B Te H As I Si P Se C S Br Cl N O F Электроотрицательность увеличивается Окислительные свойства усиливаются. Восстановительные свойства усиливаются

Слайд 36

Итоговое задание: заполнить таблицу: Элемент Порядковый номер Относительная атомная масса Заряд ядра атома Число протонов Число нейтронов Число электронов Электронная формула атома Электронная формула ионов А l F SI

Слайд 37

Итоговое задание: заполнить таблицу: Элемент Порядковый номер Относительная атомная масса Заряд ядра атома Число протонов Число нейтронов Число электронов Электронная формула атома Электронная формула ионов А l 13 27 +13 13 14 13 1 s 2 2S 2 2p 6 3s 2 3p 1 1 s 2 2S 2 2p 6 F 9 17 +9 9 8 9 1 s 2 2S 2 2p 5 1 s 2 2S 2 2p 6 SI 14 28 +14 14 14 14 1 s 2 2S 2 2p 6 3s 2 3p 2 1 s 2 2S 2 2p 6 1 s 2 2S 2 2p 6 3s 2 3p 6

Слайд 38

Домашнее задание 1 . 8 и 9 класс – Составить презентацию по истории открытия химических элементов 10 и 11 класс – роль макроэлементов и микроэлементов для организма человека. 2 . Решить задачи: -Природный М q состоит из 3- стабильных изотопов: 24М q , 25М q , 26М q . Вычислите относительную атомную массу магния, если содержание нуклидов соответственно равно 78,6 %, 10,1%, 11,3%. -Определите простейшую формулу соединения, если известно, что массовые доли кальция, фосфора и водорода равны соответственно 29, 4%, 22, 8%, 0, 735%. В состав соединения входит кислород. - В органическом соединении массой 6, 0 г. Содержится 3, 6 г. углерода, остальное – водород и кислород. Массовая доля водорода равна 13, 3%. Определить простейшую формулу этого соединения.

Слайд 39

Без химии ты глух и нем И шагу не шагнешь порою, Не вырастишь хороший хлеб И дом хороший не построишь. Химию любить и не лениться – Значит, понятно будет все: Почему коптит порою примус, На морозе сушится белье. Жизнь вокруг себя узнаешь, Разрешишь любой серьезный спор, Без огня в дороге яйца сваришь И без спичек разведешь костер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Предмет химии», «Химический элемент», «Количественные соотношения в химии»

зачет по химии :   Предмет химии», «Химический элемент»,«Количественные соотношения в химии»...

: Предмет химии», «Химический элемент», «Количественные соотношения в химии»

зачет по химии :   Предмет химии», «Химический элемент»,«Количественные соотношения в химии»...

Элементы экологии в курсе химии

Экологизация курса химии...

«О метапредметных результатах изучения школьного курса химии.»

Доклад на городской конференции учителей....

Химический эксперимент в школьном курсе химии

Химический эксперимент в курсе химии занимает особое место, поэтому хочется поделится некоторым опытом  в формированиия практических УУД. Учащиеся должны двигаться в познании веществ от простого ...

"Значение химической термодинамики в школьном курсе химии"

В статье рассматриваются основные подходы в различных УМК к изучению темы «Химическая термодинамика». Целесообразность изучения данного вопроса обусловлена противоречиями между сложностью ...

Оптимизация затрат на примере химических производств в рамках школьного курса химии

Статья содержит соработу  учитель-ученик  по формированию финансовой деятельности на уроках химии. Показаны выдержки из работ учащихся 9 классов...