План-конспект факультативного занятия по химии в 11 классе «АЗОТ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»
методическая разработка по химии (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_fakultativnogo_zanyatiya_po_himii.docx | 74.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЕРЕХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»
План-конспект факультативного занятия по химии в 11 классе
«АЗОТ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»
Хузеева Светлана Антоновна
Учитель высшей квалификационной категории
ТЕРЕХОВКА
2015
Технологическая карта к факультативному занятию «Соединения азота»
№ п/п | Этап занятия | Цель этапа | Время на работу | Форма работы учащегося | Необходимый материал для организации познавательной деятельности учащегося |
1 | Вводный. Подготовка учащихся к работе на основном этапе | Актуализация знаний, подготовка к определению темы занятия через написание химического диктанта | 2 мин | Письменная работа в тетрадях | Электронная версия ответов на химический диктант |
Определение темы занятия, вопросов для рассмотрения | 1мин | Устные высказывания | Презентация «Соединения азота» | ||
2 | Этап обобщения и систематизации знаний | Повторение и систематизация знаний учащихся по теме через использование приема «Вертушка» | 12 мин | Заполнение предложенных заготовок опорных конспектов | Заготовки опорных конспектов |
3 | Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий | Коррекция и углубление теоретических знаний по теме через самопроверку | 5 мин | Сравнение созданного и готового вариантов опорных конспектов | Готовые опорные конспекты по теме |
5 | Этап усвоения новых знаний и способов действий | Изучение нового материала через объяснение учителя | 3 мин | Составление алгоритма решения задач | |
6 | Этап применения знаний и способов действий | Ликвидация пробелов в знаниях через работу с алгоритмами, консультации с учителем | 10 мин | Рассмотрение готовых решений, самостоятельное выполнение аналогичных заданий | Презентация «Расчет скорости химических реакций», карточки с алгоритмами выполнения заданий |
Отработка практических навыков по теме | 10 мин | Выполнение предложенных заданий | |||
7 | Рефлексивный | Анализ эффективности работы на занятии | 2 мин | Самооценка эффективности работы на занятии, определение проблем и способов их устранения | Презентация «Соединения азота» |
Цели занятия:
- повторение, обобщение, углубление и систематизация знания по теме «Азот и его соединения»
- совершенствование умений выполнять заданий за ограниченный промежуток времени
- развитие навыка самоконтроля учебной деятельности
К концу учебного занятия учащиеся должны знать:
- Строение атома азота
- Строение молекулы азота, аммиака, азотной кислоты
- Физические и химические свойства азота, оксидов азота, аммиака, азотной кислоты, солей аммония, нитратов
- Качественные реакции на ион аммония, нитрат-ион
Уметь:
- Применять теоретические знания для осуществления превращений по схемам
- Расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций методом электронного баланса
- Решать расчетные задачи на скорость химической реакции.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентации «Азот и его соединения», «Расчет скорости химических реакций», песочные часы, наборы опорных конспектов по теме занятия, наборы карточек-заданий, химические реактивы для решения экспериментальной задачи.
Литература:
1. Врублевский, А.И. 1000 задач по химии с цепочками превращения и контрольными тестами/ А.И.Врублевский. – Минск: ЧУП «Издательство Юнипресс», 2006. – 390 с.
2. Врублевский, А.И. Задачи по химии с примерами решения/ А.И.Врублевский. – Минск: ЧУП «Издательство Юнипресс», 2005. – 399с
3. Централизованное тестирование. Химия. Сборник тестов – Минск: Аверсев, 2018. – 109 с.
4. Централизованное тестирование. Химия. Сборник тестов – Минск: Аверсев, 2014. – 47 с.
5. Свиридов, В.В. Сборник задач и упражнений по химии. / В.В.Свиридов, Г.А.Попкович – Минск: Народная асвета, 1994. – 363 с.
6. Хвалюк, В.Н. Сборник задач по химии. 10 класс/ Хвалюк В.Н., Резяпкин В.И. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003. – 159 с.
Ход занятия:
- Бернард Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность». Пусть эти слова будут эпиграфом к нашему занятию.
- Химия – наука о химических элементах, их соединениях и превращениях, происходящих в результате химических реакций. В курсе химии мы постоянно имеем дело с названиями химических соединений как по систематической номенклатуре, так и с тривиальными. Если называть вещества по систематической номенклатуре вы должны уметь, то тривиальные названия необходимо запомнить, чтобы решать задачи, успешно выполнять задания ЦТ. Вспомните и запишите следующие химические формулы веществ и расчетные формулы.
- Бурый газ («лисий хвост») – один из продуктов качественной реакции на нитрат-ион
- Аммиачная селитра – минеральное удобрение
- Нашатырный спирт – один из основных компонентов любой аптечка
- Объемная доля этого газа в воздухе составляет 78%
- Веселящий газ (оксид диазота, закись азота) – используется как средство ингаляционного наркоза в сочетании с другими препаратами. Также иногда используется для улучшения технических характеристик двигателей внутреннего сгорания.
- Формула для расчета скорости гомогенной химической реакции
- Формула зависимости скорости реакции от температуры
- Дигидрофосфат аммония – составляющая минерального удобрения аммофоса
- Гидрофосфат аммония – еще одна составляющая минерального удобрения аммофоса
- Царская водка – растворяет даже золото
(ответы на слайде №2, самопроверка выполнения задания)
- Проанализировав предыдущее задания, сформулируйте тему нашего занятия. (Соединения азота) и предложите вопросы для рассмотрения (слайды №3, 4)
- Предлагаю вам вспомнить все, что вы знаете о соединениях азота, поработав в «вертушке». Время работы на этапе – 2 минуты.
Учащийся (пара, группа) получает лист с заданием (приложения 1А-6А), за 2 минуты записывает всю информацию, которую смог вспомнить, далее по хлопку учителя передает лист с выполненным заданием соседу. Обмен заданиями происходит до тех пор, пока лист не возвращается к тому ученику (паре, группе), который первый с ним работал. Так в течение 12 мин каждый учащийся (пара, группа) повторяет материал по теме «Азот и его соединения».
- Сейчас сравните результаты вашей работы с тем, что вы должны знать. Готовые опорные конспекты помогут вам в этом. Для работы на занятии каждый из вас получит набор опорных конспектов по теме «Азот и его соединения» (приложения 1-6)
Учащийся (пара, группа) получает распечатанные опорные конспекты по вопросу «Азот и его соединения», сравнивает их с конспектом, созданным во время работы «вертушки».
- Соединения азота, такие как аммиак, азотная кислота, соли азотной кислоты – это вещества, широко используемые в народном хозяйстве, вещества многотоннажного производства. Для их получения создаются определенные условия (это видно из уравнений реакции). Необходимо уметь рассчитывать скорость химического процесса, учитывать влияние температуры, давления. Давайте вспомним, как решаются такие задачи.
Задача 1.
Для гомогенной реакции, протекающей в объеме, равном 3 л, количество вещества реагента за 5с изменилось с 5 моль до 2 моль. Найдите скорость реакции.
Решение:
В начале занятия мы вспомнили, что скорость гомогенной реакции равна отношению изменения концентрации Δс реагента или продукта к промежутку времени Δτ, за которое произошло такое изменение концентрации:
Концентрация с (молярная концентрация) равна отношению количества вещества к объему системы c=
Поскольку с=, то , тогда =- =0.2 моль/л-1с-1
Ответ: 0.2 моль/л-1с-1
Задача2:
На сколько градусов надо повысить температуру, чтобы скорость реакции возросла в 27 раз? Температурный коэффициент реакции равен 3.
Решение:
Зависимость скорости реакции от температуры Т описывается уравнением
2)= 1)* ﻷ(Т2-Т1)/10, = 1/(Δ ﻷΔТ/10) , тогда 27= или 33=, ΔТ/10=3, ΔТ=300С
Ответ: на 300С
- Задачи на использование рассмотренных формул встречаются в заданиях ЦТ. Подборка заданий по данной тематике есть на сайте ГУО «Тереховская средняя школа №2» школы в разделе «Учащимся», «Химический всеобуч»
- А сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы в следующих отделах нашей химической лаборатории: экспериментаторском, расчетном, теоретическом и практическом. Посещать все отделы не обязательно. Начните с самых трудных для себя. (слайд №5).
Итак, в экспериментаторском отделе вы вспомните, как решить задачи на определение веществ по качественным реакциям. Здесь консультантом будет наш лаборант.
В расчетном отделе предлагаю отработать алгоритм решения рассмотренных выше задач на скорость реакций. Пошаговую консультацию вам даст презентация «Расчет скорости химических реакций».
В теоретическом – потрудиться над превращением схем окислительно-восстановительных реакций в уравнения, используя метод электронного баланса (работа по алгоритму, с карточками для самопроверки)
Практический отдел – это работа по подбору реагентов для осуществления превращений по предложенным схемам, используя опорные конспекты, которые вы создали в начале урока.
Работать можно индивидуально, в парах, или собраться в группы.
За оставшееся время необходимо попробовать выполнить задания не менее чем в двух отделах. В каждом отделе вы можете задержаться не более 5 минут. По истечении времени вы должны поменять место дислокации. При желании, вы можете вернуться в любой отдел, но не раньше, чем через 5 мин, после того, как поработаете в другом отделе.
Я готова дать вам любую консультацию.
Время работы определяется при помощи песочных часов (на 5 мин)
Теоретический отдел
В полученных опорных конспектах приведены в некоторых случаях не уравнения реакций, а схемы. Вспомните расстановку коэффициентов методом электронного баланса, используя алгоритм. Замените знаки вопроса на соответствующие коэффициенты.
Выполните несколько заданий из ЦТ прошлых лет. (Приложение 7)
Практический отдел
Неотъемлемой частью заданий В централизованного тестирования по химии являются задания на осуществления превращений по предложенной схеме. Составьте список реагентов для предложенных схем превращений. (Приложение 8)
Экспериментаторский отдел
В опорных конспектах особо выделен пункт «Качественная реакция». Используя эти знания, решите задачу на определение веществ.(Приложение 9)
Расчетный отдел
Решите предложенные задачи, используя формулы для расчета скорости гомогенной химической реакции (Приложение 10)
- Время нашего занятия истекает. Я предлагаю каждому из вас подвести итог собственной деятельности на занятии и ответить на вопросы:
1) весь ли материал, которые мы определили для изучения в начале занятия, рассмотрен?
2) в каком отделе нашей лаборатории вы хотели бы еще поработать?
3) по какому вопросу вам необходима дополнительная консультация? Оцените свое эмоциональное состояние, найдя себя среди капелек (слайд№7)
Материалами для самостоятельного выполнения и изучения являются задания всех отделов нашей лаборатории. Закончить занятие хочу словами, которые процитировала вначале: «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность»
Приложение 1
Азот
1 | Общая характеристика элемента | Элемент VА группы ПС |
Строение атома | 1s22s22p3 | |
Наиболее характерные степени окисления | От -3 до +5 | |
Изотопный состав | 14N, 15N | |
2 | Строение молекулы, вид химической связи, степень окисления азота | N2, N N, ковалентная неполярная связь, σ и 2π-связи N0 |
3 | Физические свойства | Газ без цвета, запаха, вкуса, растворимость: 0,023мл в 1 мл воды |
4 | Химические свойства | При нормальных условиях инертен |
Восстановитель | N2+O2 3000 C 2NO N2+ 3F2 t 2NF3 | |
Окислитель | N2+3H2 P,t,K 2NH3 N2+Ca t Ca3N2 |
Приложение1А
Азот
1 | Общая характеристика элемента | |
Строение атома | ||
Наиболее характерные степени окисления | ||
Изотопный состав | ||
2 | Строение молекулы, вид химической связи, степень окисления азота | |
3 | Физические свойства | |
4 | Химические свойства Восстановитель | |
Окислитель |
Приложение2
Оксиды азота
Формула | Название | Физические свойства | Особенности хим.свойств и получения |
N2O | Оксид азота (I) веселящий газ | Газ без цвета, слабый приятный запах, сладковатый на вкус; в одном объеме воды до 0,63 объема N2O без хим. взаимодействия | Неустойчив, при нагревании разлагается 2 N2O =2 N2+ O2 Получение: NH4NO3= N2O+ H2O |
NO | Оксид азота (II) | Газ без цвета, малорастворим в воде без хим. взаимодействия | Несолеобразующий оксид Легко окисляется кислородом: 2 NO +O2=2 NO2 Получение: N2+O2= 2NO ?Cu +?HNO3разб= ?Cu(NO3)2+? NO+? H2O |
N2O3 | Оксид азота (III) | Темно-синяя жидкость | Солеобразующий оксид – кислотный N2O3+ H2O = 2HNO2 N2O3+2 NaOH = 2Na NO2+H2O Неустойчив: N2O3= NO+ NO2 |
NO2 | Оксид азота (IV) | Бурый газ с резким запахом; до 21,20С – бурая жидкость | Солеобразующий оксид – кислотный С водой: 2NO2 + H2O = HNO2+ HNO3 2 NO2+ H2O = HNO3 + NO В окислительной среде (в присутствие кислорода 4 NO2+О2+ H2O =4 HNO3 С растворами щелочей: 2КОН+ NO2= К NO3+ К NO2+ H2O 4КОН+4 NO2+О2=4 К NO3+2 H2O Сильный окислитель: NO2+С=N2+2СО2 |
N2O5 | Оксид азота (V) | Бесцветные кристаллы до +30,330С | Солеобразующий оксид – кислотный N2O5+ H2O=2 HNO3 При t больше 30,30С разлагается 2N2O5= 4 NO2+ О2 Сильный окислитель: 2N2O5+С = 4 NO2+ СО2 Получение: 2 HNO3+Р2О5= N2O5+2НРО3 |
Приложение2А
Оксиды азота
Формула | Название | Физические свойства | Особенности хим.свойств и получения |
N2O | |||
NO | |||
N2O3 | |||
NO2 | |||
N2O5 |
Приложение 3
Аммиак
1 | Строение молекулы, вид химической связи, степени окисления элементов | . . NН3, Н N Н Н ковалентная полярная связь N-3Н3 +1 |
2 | Физические свойства | Газ без цвета, резкий запах растворимость: 700 мл в 1 мл воды Нашатырный спирт -3% р-р NH3.Н2О Аммиачная вода – 25% р-р NH3.Н2О |
3 | Химические свойства Восстановитель | ?N-3Н3 +1+?О2=? N2+ ?Н2О ?N-3Н3 +1+?О2=Pt ? NO+?Н2О ?NH3+?СuО =?Сu+ ? N2+ ?Н2О ?NH3+?Cl2= ? N2+?HCl |
Реакции присоединения | NH3+ Н2О NH3.Н2О NH4 ++ ОН- NH3+ HCl= NH4Cl NH3+Н2SО4 = NH4HSО4 2NH3+Н2SО4= (NH4)2SО4 | |
4 | Получение | В промышленности: N2+3H2 t,p 2NH3 В лаборатории: 2NH4Cl+ Са(ОН)2= СаCl2+2NH3+2Н2О |
Приложение 3А
Аммиак
1 | Строение молекулы, вид химической связи, степени окисления элементов | |
2 | Физические свойства | |
3 | Химические свойства Восстановитель | |
Реакции присоединения | ||
4 | Получение |
Приложение 4
Соли аммония
Химические свойства: Общие с другими солями | NH4Cl= NH4++ Cl- NH4Cl+AgNO3= NH4NO3+AgCl NH4Cl+ NаОН= NаCl+NH3+ (качественная реакция на ион аммония) NH4Н2РО4+ NH3= (NH4)2НРО4 | |
Специфические: Разложение при нагревании: | NH4Cl = NH3 +НCl (NH4)2НРО4= 2NH3+Н3РО4 | |
Если анионы кислотного остатка окислители, то при сильном нагревании: | NH4NO2= Н2О+ N2 NH4NO3= N2О+2Н2О или NH4NO3=N2+О2+ 2 Н2О 3(NH4)2SO4=4NH3+3SO2+N2+6Н2О |
Приложение 4А
Соли аммония
Химические свойства: | ||
Общие с другими солями | ||
Специфические: Разложение при нагревании: | ||
Если анионы кислотного остатка окислители, то при сильном нагревании: |
Приложение 5
Азотная кислота
1 | Строение молекулы, вид химической связи, валентность азота | O НNО3, Н О N+5 O ковалентная полярная связь В(N)=IV |
2 | Физические свойства | жидкость без цвета, резкий запах хорошо растворима в воде |
3 | Химические свойства Общие с другими кислотами: | HNO3 H++ NO3- HNO3+основной оксид HNO3+основание HNO3+соль более слабой кислоты |
Специфические: | 1.Разложение 4HNO3=2H2O+4NO2+O2 2.Окисляет органические вещества 3.При действии на белок образует ярко-желтый цвет –ксантопротеиновая реакция 4. Специфическое взаимодействие с металлами (на Cr, Al, Fe,Ni, Pb азотная конц.кислота не действует),Э продуктами восстановления азотной кислоты в зависимости от активности металла и концентрации кислоты могут быть NH3 (NH4NO3), N2, N2O, NO, NO2 4HNO3(конц)+Cu=Cu(NO3)2+2NO2+2H2O ?HNO3(р-р)+?Cu=?Cu(NO3)2+?NO+?H2O ?HNO3+?Mg=?Mg(NO3)2+?NH4NO3+?H2O 5. взаимодействует с неметаллами 6HNO3(конц)+S=6NO2+H2SO4+2H2O ?HNO3(разб)+?Р+?H2O=? NO+?Н3РО4 | |
4 | Получение | В промышленности: N2 NH3 NO NO2 HNO3 В лаборатории: NaNO3(кр)+ H2SO4(конц)= NaHSO4+ HNO3 |
Приложение 5А
Азотная кислота
1 | Строение молекулы, вид химической связи, валентность азота | |
2 | Физические свойства | |
3 | Химические свойства Общие с другими кислотами: | |
Специфические: | ||
4 | Получение |
Приложение 6
Нитраты.
1 | Физические свойства | Ядовиты, кристаллические вещества, хорошо растворяются в воде. Селитры – нитраты щелочных, щелочноземельных металлов и аммиака |
2 | Химические свойства: 2.1. Общие с другими солями |
Hg(NO3)2 Cu = Cu(NO3)2 + Hg
Ca(NO3)2+Na2CO3= Ca CO3+ 2Na NO3
H2SO4(конц)= K2 SO4 +HNO3
Cu(NO3)2+2NaOH= Cu(OHNO3)2 +2NaNO3 |
2.2. Специфические: Разложение при нагревании: | Ме(NO3)x t до Mg Ме(NO2)x+O2 Ме(NO3)x t от Mg до Сu МеxOy+NO2+ O2 Ме(NO3)x t после Cu Ме+NO2+ O2 | |
Качественная реакция на нитрат-ион | 1. Реагентом на нитрат является медь. К соли добавить конц. серную кислоту, затем поместить в реакционную среду стружки меди. Появление бурого газа свидетельствует о присутствии в растворе нитрат-ионов. Сам раствор приобретет голубую окраску. NaNO3 + Н2SO4 = NaНSО4 + НNО3 Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 ↑+ 2H2O 2. Вспышка при помещении угля на раскаленный нитрат NaNO3 +С= NaNO2+СО2 |
Приложение 6А
Нитраты.
1 | Физические свойства | |
2 | Химические свойства: 2.1. Общие с другими солями | |
2.2. Специфические: Разложение при нагревании: | ||
Качественная реакция на нитрат-ион |
Приложение 7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
Задание: расставить коэффициенты в уравнении реакции взаимодействия азотной кислоты с магнием методом электронного баланса. HNO3+ Mg = Mg(NO3)2 + NH4NO3 + H2 O
- Расставим степени окисления химических элементов в схеме химической реакции взаимодействия азотной кислоты с магнием.
H+N+5O3-2+ Mg0 = Mg+2(N+5O3-2)2 + N-3H4+1 N+5O3-2 + H2 +1O-2
- Выпишем химические элементы, поменявшие степень окисления в ходе химической реакции
N+5+8е = N-3 8 1 - полуреакция восстановления, N+5-окислитель
8
Mg0 – 2е = Mg+2 2 4 - полуреакция окисления, Mg0- восстановитель
- Запишем полученные коэффициенты в схему химической реакции.
H+N+5O3-2+ 4Mg0 = 4Mg+2(N+5O3-2)2 + N-3H4+1N+5O3-2 + H2 +1O-2
- Т.к. азотная кислота участвует не только в окислительно-восстановительной реакции, но и в образовании соли – запишем ее два раза.
H+N+5O3-2+ 4Mg0 = 4Mg+2(N+5O3-2)2 +1N-3H4+N+5O3-2 + H2+1O-2
HNO3
- Уравняем количество нитрат-ионов и водорода в левой и правой частях уравнения реакции:
H+N+5O3-2+ 4Mg0 = 4Mg+2(N+5O3-2)2 + N-3H4+1 N+5O3-2 + H2+1O-2
9 HNO3
10 HNO3+ 4Mg0 = 4Mg+2(N+5O3-2)2 + H4+1N-3N+5O3-2 + 3H2+1O-2
- Проверим правильность расстановки коэффициентов по количеству атомов кислорода слева и справа: 30 = 24+3+3
ЦТ 2014, Вариант 5, задание В3
Определите коэффициент перед формулой продукта окисления в уравнении химической реакции, протекающей по схеме
Zn + HNO3=Zn(NO3)2+ NH4 NO3+H2O
ЦТ 2008
Составьте уравнение химической реакции, протекающей по схеме
KMnO4+ H2SO4 +H2C2O4 = MnSO4+K2SO4+CO + H2O
Укажите сумму коэффициентов перед формулами исходных веществ
Приложение 8
ПРАКТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
ЦТ 2014 года задание В4:
Для осуществления превращений по схеме
(NH4)2SO4 NH4Cl NH3 NH4 Cl NH4NO3
выберите реагенты из предложенных: 1)НCl, 2)НNO3, 3)Са(ОН)2, 4)Ag NO3, 5)СаCl2
Ответ запишите цифрами в порядке следования превращений, например:2443. Помните, что один и тот же реагент может использоваться несколько раз, а другой не использоваться вообще (Ответ 5314)
Составьте список реагентов для предложенных схем превращений.
- N2 NH3 HNO3 NO2
- NH3 NO2 NO NaNO3
- NH4 NO3 N2 NH3 NH4 NO3 N2O
- Zn(NO3)2 Na2[Zn(OH)4] Zn(NO3)2 NO2 NO
- NH3 NH4H2 PO4 (NH4 )2 HPO4 NH3 NH4 HSO4
ЦТ 2014, Вариант 4, задание В 9
Определите сумму молярных масс (г/моль) азотсодержащих веществ Х3 и Х5, образовавшихся в результате превращений, протекающих по схеме (Х1 и Х3 – вещества немолекулярного строения)
Cu(NO3)2 t X1 H2, t X2 HNO3(конц) Х3 Ba(OH)2(р-р, изб) Х4 H2SO4 X5
Приложение 9
ЭКСПЕРИМЕНТАТОРСКИЙ ОТДЕЛ
Задание: В опорных конспектах особо выделен пункт «Качественная реакция». Используя эти знания, определите, в каких пробирках находятся сульфат аммония, нитрат аммония, нитрат калия. Помните, что при выполнении химического опыта необходимо соблюдать меры предосторожности: работать с сильно пахнущими веществами под тягой, правильно зажигать и тушить спиртовку, аккуратно обращаться со стеклянной посудой и агрессивными веществами.
В вытяжном шкафу находятся следующие реактивы и оборудование: три пронумерованные пробирки с заданием, вода, раствор хлорида бария, гидроксид кальция (порошок), спиртовка, химическая посуда в наборе. Порядок выполнения эксперимента:
1. Пробу из 1-й пробирки смешать с порошком гидроксида кальция, проверить наличие запаха аммиака
2. Следующую пробу из 1-й пробирки растворить в воде, добавить раствор хлорида бария
3.Повторить п.п.1-2 для проб из 2-й и 3-й пробирок. Заполнить таблицу, записать соответствующие уравнения реакций
№ пробирки | Реактивы | Вывод | |
Ca(OH)2 | Р-р BaCl2 | ||
№1 | |||
№2 | |||
№3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по химии 9 класс Азот и его свойства. Аммиак. Соли Аммония. Азотная кислота
Проверочная работа направлена на проверку знаний по теме Азот и его соединения....
Тест по химии. 9 класс.Азот и фосфор.
Промежуточный тест по химии.9 класс. Тема "Азот и фосфор"....
Рабочая программа факультативного занятия по химии "Подготовка к ЕГЭ" для 10 класса
Программа предназначена для учащихся 10 классов средних общеобразоватекльных школ для подготовки к ЕГЭ по химии...
План-конспект открытого внеурочного занятия по психологии 11 класс "Конфликты в нашей жизни"
Внеурочное занятие проводится в 11 классе в рамках программы "Этика и психология семейной жизни"....
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебно тренировочного занятия для 8-9 классов
ПЛАН - КОНСПЕКТ Учебно-тренировочного занятия по Программе «ОФП с элементами спортивных игр» для групп 8-9 классов.Педагог дополнительного образов...
Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие № 2: «Металлы в природе и жизни человека»
В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли металлов ...
Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."
В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...