Актуальные проблемы внеурчной деятельности в рамках реализации ФГОС по химии
статья по химии (8 класс) на тему
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_problemy_himiya.docx | 73.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Проблема познавательного интереса – одна из самых актуальных на
сегодняшний день в современной школе. Школа не в состоянии вооружить выпускника всеми достижениями современной науки.
Поэтому главная задача современного обучения расположить личность учащегося к самостоятельному приобретению знаний, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес. Организация внеурочной деятельности по предметам обусловлена необходимостью перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций.
Таким образом, внеурочная деятельность призвана содействовать развитию гармоничной личности, формированию у школьников личностных качеств и компетенций, отвечающих потребностям современного общества:
принятие самостоятельных решений;
умение ставить задачи и задавать вопросы;
умение работать в команде;
поиск нестандартных, оригинальных решений;
способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
раскрытие индивидуального потенциала.
Все вышеперечисленные компетенции необходимы для развития функционально грамотной личности. Ведь, именно в школьном возрасте закладывается и развивается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Правильно организованная внеурочная деятельность по химии будет способствовать развитию познавательного интереса к предмету и повышать учебную успеваемость учащихся.
Основные задачи внеурочной деятельности по химии:
1.Привитие интереса к химии
2. Развитие и усовершенствование навыков по химическому эксперименту
3. Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся
4. Подготовка учащихся к практической деятельности
5. Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.
Проблемы
Химия как предмет вводится в школу только в среднем звене, а интерес к занимательным опытам, необычным явлениям у детей проявляется гораздо раньше. Важно обнаружить, поддержать, сохранить и развить этот интерес еще с самого малого возраста.
Формирование естественнонаучной картины мира нужно начинать на начальных этапах обучения, с младшей школы. Ведь уроки химии дают детям довольно много необходимых навыков и знаний. Дети учатся размышлять, прогнозировать и предвидеть. У них развивается наблюдательность, абстрактное мышление, улучшается логика и аналитические способности, появляются исследовательские навыки и чувство вещества. Знания по химии необходимы в любой деятельности, каждый день и, несомненно, пригодятся ребенку, а впоследствии взрослому, в течение всей его жизни.
Цель таких занятий - пробудить познавательный интерес к химии и ко всему, что с ней связано, дать необходимые, актуальные для детей знания, познакомить учащихся с химическими понятиями и объектами и определить их практическое применение, научить проводить химические опыты, воспитать культуру труда во время проведения химического эксперимента, развить навыки работы с химическим оборудованием, дать четкое и понятное объяснение наблюдаемым явлениям, и в итоге расширить кругозор детей, дать им необходимые ориентиры и навыки в жизни, помочь в формировании ясной картины мира.
На первом занятии происходит знакомство детей с учителем и друг с другом. Важно создать легкую, дружелюбную атмосферу, чтобы детям было комфортно чувствовать себя в окружении учителя и товарищей. Для облегчения этой задачи применяются различные развлекательные игры на знакомство, помогающие детям раскрепоститься, рассказать о себе и узнать о других. Затем идет один из самых необходимых этапов проведения каждого занятия – ознакомление с техникой безопасности при работе с химическим оборудованием в классе. Учитывая возраст детей и их неумение концентрироваться долго на теоретическом материале, информация по технике безопасности дается в короткой, но содержательной и легко запоминающейся форме. После ознакомления с правилами поведения на уроках занимательной химии дети готовы получать новые знания и делать интересные опыты. Начинается этап объяснения нового материала.
Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета. В изучении химии есть свои особенности, которые учителю важно иметь в виду. Прежде всего, это касается использования учебного химического эксперимента, широко применяемого в школе в различных формах. Эксперимент требует от учителя много времени для подготовки и проведения. Только в таком случае может быть, достигнут ожидаемый педагогический эффект. При этом необходимо учитывать и свой опыт работы, и опыт других педагогов, известный по литературе и личному общению. Если учитель свободно владеет химическим экспериментом и применяет его для приобретения учащимися знаний и умений, то учащиеся с интересом изучают химию. При отсутствии химического эксперимента на уроках химии знания учащихся могут приобрести формальный оттенок – резко падает интерес к предмету.
По окончании курса дети глубже узнают такой предмет как химия. Они начинают понимать, что химия – одна из основополагающих наук, ведь все, что нас окружает, состоит из различных химических соединений. Учащиеся не только приобретают новые знания в области химии, проведении химических опытов и возможности определить вещество по основным свойствам, но и развивают не связанные с областью химии, однако необходимые в жизни, качества, такие как уверенность, самостоятельность, трудолюбие, внимательность, способность работы в команде, аккуратность, настойчивость, а также много других полезных навыков, помогающих ребенку успешно двигаться на пути к самоопределению.
Поиски
Внеурочная деятельность по предмету химия может осуществляться через:
элективные курсы;
проектную деятельность;
олимпиады, конкурсы, конференции;
исследовательские работы;
домашние опыты и эксперименты;
подготовку к экзаменам;
проведение предметной недели.
Данную комплексную модель характеризует:
создание условий для полноценного пребывания школьников в образовательном учреждении в течение дня,
содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Решения
Элективные курсы по предмету «Химия»
Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования.
Ключевым элементом профилизации школы призвана стать система элективных курсов для учащихся 8-11 классов.
Элективные курсы для предпрофильного уровня обучения помогают учащимся основной школы выбрать будущую специализацию и профиль обучения.
В старшей профильной школе элективные курсы направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации, продолжению соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности.
Издательство «Дрофа» выпускает сборники программ элективных курсов всех типов с подробными пояснительными записками, в которых обозначены цели и задачи курса, содержанием курсов, требованиями к результатам обучения, списками литературы:
Предлагаемые программы следует рассматривать как ориентировочные.
Учитель может изменять последовательность изучения тем, количество часов, отведенных на их изучение.
Учитель вправе разработать свой элективный курс, программа которого должна пройти экспертизу на муниципальном (обсуждена кожуунным методическим объединением учителей химии) и региональном (в Министерстве образования РТ) уровнях.
Проектно-исследовательская деятельность
Активно использую метод проектов, позволяющий обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации. Деятельность в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и её осуществление.
Правильно организованная исследовательская деятельность позволяет значительно повысить познавательный интерес учащихся, который выражается в способности к творчеству, саморазвитию, самореализации.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение определенного результата и его рефлексию.
Педагог в процессе работы над проектом играет роль партнера и помощника, направляющего деятельность учащихся. Главное в деятельности педагога – заинтересовать ребенка, вовлечь его в атмосферу поиска, а также создать необходимые условия для успешного выполнения детьми индивидуальных и коллективных проектов.
Структура деятельности учителя и ученика при работе над проектами существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения
При организации проектно-исследовательской деятельности по предмету необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности школьников. Поэтому темы проектных работ лучше выбирать из содержания данного учебного предмета или из близких к нему областей. Для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая школьникам, обеспечивающая мотивацию включения их в самостоятельную работу. Тема проекта должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Олимпиады, конкурсы, научно — практические конференции учащихся по химии
Конференции учащихся как особая форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности. Основной элемент конференции – доклады и сообщения учащихся. Они могут сопровождаться демонстративным экспериментом.
Научно – практические конференции учащихся важная составная часть в системе внеурочной работы. Содержание своих сообщений на конференции учащиеся черпают в значительной мере из научно – популярной литературы, поэтому уровень выполняемых работ намного выше.
Конференции могут быть посвящены или отдельным темам школьного курса химии или вопросам, выходящим за пределы школьной программы, но представляющим достаточно широкий интерес.
Некоторые конференции целесообразно проводить совместно с учителями других дисциплин.
Домашние опыты и эксперименты.
Развитие самостоятельности и познавательного интереса учащихся к химии может осуществляться при выполнении ими домашней работы. В домашние задания целесообразно включать элементы исследования, проведение ―мысленного эксперимента или выполнение эксперимента, который возможен в домашних условиях.
При подборе домашнего задания нужно исходить их того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным.
Внеурочная деятельность – это особая форма взаимовоздействия учителя и ученика. Это такое взаимодействие, когда учащийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное «я». Это процесс сотрудничества, сотворчества учителя и ученика
Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют высокий познавательный интерес к предстоящей работе.
Постановка целей и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажде познания нового. Если учитель создает условия для удовлетворения таких потребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу.
Желание каждого учителя — привить любовь и интерес к своему предмету. Однако школьная программа по химии в значительной степени способствует запоминанию и не всегда развивает познавательный интерес учащихся.
Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности химии способствует правильно организованная внеурочная деятельность.
- Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Использование раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Она способствует в полной мере реализовать требования федеральных образовательных стандартов общего образования.
- Одним из направлений формирования гармоничной личности в условиях новых стандартов является научно-познавательная и проектная деятельность. Как учитель химии при работе с детьми я обращаю внимание на проектно - исследовательскую деятельность.
- Биология и химия – это те науки, которые позволяют максимально развивать творческие и интеллектуальные способности ребенка. Воспитать ученика способного мыслить ярко, неординарно, обладающего гибкостью мышления, высоким уровнем обобщения и логизации, умеющего видеть необычное в обычном, а привычное в новом. А это позволит вывести ученика на новый уровень интеллектуального творчества и экологической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Технология деятельностного метода и её реализация на уроках ИЗО в начальной школе и внеурочной деятельности ( в рамках реализации ФГОС )."
Введение системы ФГОС в обучающий процесс , позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных пот...
Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО, ФГОС НОО общественных объединений обучающихся на 2013-2018
Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка ...
«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС .»
Выступление на РМО учителей географии....
Актуальные проблемы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
Данная разработка содержит доклад по теме: "Актуальные проблемы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС" ...
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"
quot;Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"...
Актуальные проблемы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС»
Все сферы че¬ло¬ве¬че¬ской жизни за¬тра¬ги¬ва¬ет время, к этому числу от¬но¬сит¬ся и об¬ра¬зо¬ва¬ние, ко¬то-рое тре¬бу¬ет пе¬ри¬о¬ди¬че¬ско¬го об¬нов¬ле¬ния. Те¬перь уже всем по¬нят¬но: в «новое» врем...
Статья по обществознанию на тему: "Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС".
В современном мире ускорение темпов общественного развития вызывает необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Современное образование должно способствовать формированию чело...