Статья "Новые подходы в обучении химии при переходе на ФГОС"
учебно-методический материал по химии на тему
Уже скоро учителя химии должны будут преподавать свой предмет в соответствии с требованиями ФГОС. В данной статье некоторые рассуждения на эту тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_antontseva_i.g.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
И.Г. Антонцева
учитель химии, директор
МБОУ «СОШ № 9 имени М.И. Баркова»
г. Братск
Новые подходы в обучении химии при переходе на ФГОС
Приоритетной задачей преподавания школьного курса химии на этапах основного и среднего (полного) общего образования является совершенствование методики формирования следующих видов деятельности:
- познавательной деятельности, предполагающей:
- использование для познания окружающего мира наблюдений, измерений, эксперимента;
- приобретение умений различать факты, гипотезы, причины и следствия, доказательства;
-приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
-выявление характерных причинно-следственных связей;
-творческое решение учебных и практических задач;
- информационно-коммуникативной деятельности, предполагающей:
- развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее;
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации,
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика).
- рефлексивной деятельности, предполагающей:
- приобретение умений контроля и оценки своей деятельности,
- умения предвидеть возможные результаты своих действий;
- объективное оценивание своих учебных достижений;
- учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни.
Все это является основой преподавания химии при переходе на ФГОС. Результаты образования по ФГОС определяются как предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты – это знания, умения и навыки предмета химии в соответствии с примерной программой; метапредметные результаты – это УУД (универсальные учебные действия), межпредметные и надпредметные умения; личностные результаты – социально и нравственно обусловленные внешние и внутренние качества человека. Требования к результатам образования по ФГОС предполагают переход от предметных знаний к освоению метапредметных компетенций и от них к личностным. Таким образом, УУД, как часть метапредметных результатов, означает умение учиться не только под руководством учителя, но и самостоятельно. И, как следствие, приводят к достижении определенных личностных результатов. Следует иметь ввиду, что оценивать метапредметные и личностные результаты можно как «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»; так и на «высоком», «среднем», «низком» уровнях либо «не развито» (отсутствует).
Выпускник современной школы должен уметь ставить перед собой учебную задачу, решать ее самостоятельно, при необходимости прибегая к помощи наставника. Достичь этого можно лишь при тщательном продумывании каждого урока химии. Проектирование урока химии означает:
- определение цели как ожидаемых результатов (предметных, метапредметных, личностных), решаемых на данном этапе учебного процесса;
- определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, способов взаимодействия учащихся);
- прогнозирование возможных действий учеников.
Как учебный предмет, химия дает нам много возможностей для развивающего обучения. У нас много заданий на развитие внимания, памяти , мышления. Например: во время проведения химических опытов, мы обращаем внимание детей на изменение цвета, агрегатного состояния веществ, на образование осадка или выделение газа. Тем самым мы развиваем внимательность учащихся, а потом закрепляем это в заданиях : допиши пропуски в уравнениях реакций, исправь ошибки в тексте, найди лишнее вещество в предложенном ряду и т. д. Мышление мы развиваем с помощью таких заданий, как : из перечисленных веществ выдели те вещества, которые проявляют только окислительные свойства, или установите признак, объединяющий данные вещества и т. д.
Это все должно найти свое отражение в структуре урока. Если раньше, традиционно структура урока выглядела так:
- изучение нового материала
- закрепление пройденного материала
- контроль и оценка знаний
- домашнее задание
- обобщение и систематизация знаний,
то сегодня современный урок выглядит так:
- организационный блок (постановка цели, задач урока, вводное слово учителя)
- мотивационный блок (проведение опыта, рассмотрение объекта, изображения)
- информационный блок (работа с учебником, схемами, диаграммами, с ЭОР-ами)
- аналитический блок (обобщение, обсуждение, сравнение)
- оценочный блок (оценка, самооценка, взаимооценка)
- рефлексивный блок (отношение к уроку, выделение трудностей, присвоение опыта).
Таким образом, новый стандарт предполагает овладение учеником не только основ химии, но и самостоятельное добывание знаний в течение всей жизни.
Список литературы:
- ФГОС: основное общее образование //http://www.standart.edu.ru
- М.М. Поташник, М.В. Левит. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России,2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметное обучение в условиях перехода на ФГОС
Метапредметное обучение. Что это?...
Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения Содержание:Глава I. Личностно-ориентированное развивающее обучение1.1....
доклад на тему "Технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС"
технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС...
Современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС, как средство повышения качества образования
В статье описываются современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС....
Особенности организации образовательного процесса обучения географии при переходе на ФГОС общего образования
Выступление на школьном методическом объединении учителей географии....
Выступление по теме «Системно-деятельностный подход в обучении химии в свете требований ФГОС»
Собственная учебная деятельность школьников, важнейшая составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой &quo...