Рабочая программа по химии
рабочая программа по химии на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РТ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Казанский торгово-экономический техникум»
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР __________ Е.В. Шмындина ________________20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии 2 курс
основной профессиональной образовательной программы
специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»
квалификация: технолог-техник
ОДОБРЕНО |
Цикловой комиссией общеобразовательных и естественно – математических дисциплин |
Председатель ЦК |
_________А.Ф. Шакирова |
Протокол № ____ от ____________20___ |
Казань, 2016
СОДЕРЖАНИЕ стр
- ПАСПОРТ ТИПОВОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 28
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 30
1. ПАСПОРТ ТИПОВОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
Область применения типовой рабочей программы
Типовая рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 «Технология продукции общественного питания» Квалификация - техник-технолог.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл дисциплин базовой части ФГОС СПО по специальности «Технология продукции общественного питания». Предшествующей дисциплиной является «Химия», изученная в школьном курсе.
Последующими дисциплинами являются «Организация производства»,. «Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве». «Физиологии питания», ПМ.01 «Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции», ПМ.02 «Организация процесса приготовления приготовление сложной холодной кулинарной продукции ПМ. 03 «Организация процесса приготовления и приготовление сложной горячей кулинарной продукции», ПМ.04 «Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий», ПМ.05 «Организация процесса приготовления, и приготовление сложных холодных и горячих десертов», ПМ.06 «Организация работы структурного подразделения», ПМ.07 «Выполнение работ по рабочей профессии повар, кондитер».
1.3. Цели и задача учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Целью изучения учебной дисциплины является усвоение теоретических знаний в области органической, аналитической, физической и коллоидной химии для приобретения базисных знаний, обеспечивающих возможность обоснованного подбора сырья и технологий производства продукции общественного питания, формирование умений их применять в практических условиях.
Задачи освоения учебной дисциплины:
- усвоение основных понятий в области органической, аналитической, физической и коллоидной химии;
- изучение основных законов химии; теоретических основ органической, физической и коллоидной химии;
приобретение умений работы в лаборатории с соблюдением правил техники безопасности;
применение методов количественного и качественного анализа, а также физико-химических методов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
метапредметных:
использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
предметных:
сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности;
использовать свойства органических веществ, дисперсных и коллоидных систем для оптимизации технологического процесса;
описывать уравнениями химических реакций процессы, происходящие при производстве продовольственных продуктов;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции; использовать лабораторную посуду и оборудование; выбирать метод и ход химического анализа, подбирать реактивы и аппаратуру;
проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;
выполнять количественные расчеты состава вещества по результатам измерений;
соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия и законы химии;
теоретические основы органической, физической, коллоидной химии; понятие химической кинетики и катализа;
классификацию химических реакций и закономерности их протекания; обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов;
окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена; гидролиз солей» диссоциацию электролитов в водных растворах, понятие о сильных и слабых электролитах;
тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения; характеристики различных классов органических веществ, входящих в состав сырья и готовой пищевой продукции;
свойства растворов и коллоидных систем высокомолекулярных соединений;
дисперсные и коллоидные системы пищевых продуктов; роль и характеристики поверхностных явлений в природных и технологических процессах; *
основы аналитической химии;
основные методы классического количественного и физико - химического анализа;
назначение и правила использования лабораторного оборудования и аппаратуры;
методы и технику выполнения химических анализов; приемы безопасной работы в химической лаборатории.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение типовой рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 181 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 118 часов; самостоятельной работы обучающегося 63 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины в виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 181 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 118 | |
в том числе: | ||
лабораторные работы | 54 | |
практические занятая | 14 | |
контрольные работы | - | |
курсовая работе (проект) | - | |
Самостоятельная работе обучающегося (всего) | 63 | |
в том числе: | ||
подготовка к практическим занятиям | 23 | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 10 | |
подготовка зачету | 20 | |
поиск необходимой информации в Интернет | 10 | |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «ХИМИЯ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | |
Цели, задачи и структура учебной дисциплины. Химия: понятие, цели, задачи и значение в подготовке технологов общественного питания. Правила и техника выполнения лабораторных работ, правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ, порядок ведения лабораторного журнала. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Изучите цели, задачи, предмет учебной дисциплины. Рассмотрите значение химии в подготовке технологов общественного питания. Рассмотрите правила и технику выполнения лабораторных работ и правила техники безопасности. | 1 | ||
Раздел 1. Теоретические основы органической химии | 28 | ||
Тема 1.1. Классы органических соединений | Содержание учебного материала | 2 | |
Органическая химия: понятие, её роль в формировании профессиональных компетенций технологов предприятий общественного питания. Явление изомерии органических соединений. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Электронные представления в органической химии, типы химических связей. Классификация реакций органических соединений. Реакция замещения, присоединения, отщепления, разложения, молекулярные перегруппировки. Кислотность и основность. Классификация органических соединений. Функциональные группы органических соединений. Важнейшие классы органических соединений. Токсические свойства отдельных органических соединений. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Определите понятие «органическая химия» и выявите еб роль в формировании профессиональных компетенций технолога предприятия общественного питания. Изучите изомерию органических соединений н теорию химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Рассмотрите типы химических связей. Разработайте схему «Классификация реакций органических соединений». Охарактеризуйте и составьте уравнения реакций замещения, присоединения, отщепления, разложения. Разработайте схему «Классификация органических соединений» и охарактеризуйте важнейшие классы. Изучите кислотность, основность, функциональные группы органических соединений. | 2 | ||
Тема 1.2. Углеводороды | Содержание учебного материала | 2 | |
Алканы: понятие, гомологический ряд предельных углеводородов. Общая формула. Изомерия. Первичный, вторичный и третичный атомы углерода. Номенклатура предельных углеводородов. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Закон перехода количественных изменений в качественные. Цепные реакции. Окисление и дегидрирование, превращения при высоких температурах. Алкены; понятие, гомологический ряд этиленовых углеводородов. Общая формула. Изомерия: структурная и пространственная (цис-, транс- изомерия). Номенклатура. Физические и химические свойства. Каталитическое гидрирование. Алкины: понятие. Общая формула. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства. Присоединение водорода, галогеноводородов, воды, спиртов, карбоновых кислот, синильной кислоты. Алкадиены: понятие, классификация, номенклатура. Углеводороды с сопряженными двойными связями. Физические свойства. Особенности химического поведения алкадиенов с сопряженными двойными связями. Реакции присоединения водорода, галогенов, галогеноводородов. | 2 | ||
Практические занятия Определение физических и химических свойств углеводородов. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Определите понятия «алканы» и «гомологический ряд предельных углеводородов». Укажите их общую формулу. Выявите номенклатуру предельных углеводородов. Изучите физические и химические свойства предельных углеводородов, а также закон перехода количественных изменений в качественные. Дайте сравнительную характеристику алкенов, алкинов, алкадиенов по общим формулам, химическим и физическим свойствам. Изучите структурную и пространственную изомерию, каталитическое гидрирование алкенов. | 2 | ||
Тема 1.3. Производные углеводородов | Содержание учебного материала | 2 | |
Галогенпроизводные: понятие, классификация. Физические и химические свойства. Оксисоедннеиия и их производные. Классификация алифатических спиртов. Одноатомные спирты. Классификация. Изомерия. Понятие о первичных, вторичных и третичных спиртах. Номенклатура спиртов. Физические и химические свойства. Водородная связь, ее влияние на температуру кипения и растворимость спиртов. Образование простых а сложных эфиров. Многоатомные спирты. Классификация. Двухатомные спирты (гликоли). Физические и химические свойства. Глицерин: понятие, общая формула, назначение. Физические свойства глицерина. Химические свойства: образование глицератов, галогенгидринов, сложных эфиров, дегидратация, окисление. Фенолы: понятие. Физические и химические свойства. Образование простых и сложных эфиров. Оксосоединения: понятие. Строение, номенклатура, свойства альдегидов и кетонов. Карбоновые кислоты и их производные. Классификация карбоновых кислот. Краткая характеристика одноосновных кислот. Высшие жирные кислоты, мыла, жиры: понятия, свойства, краткая характеристика | 2 | ||
Практические занятия Определение Физических и химических свойств производных углеводородов. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Изучите понятие и классификацию галогенпронзводных, их физические и химические свойства. Рассмотрите оксисоединения и их производные. Разработайте схему «Классификация алифатических спиртов». Охарактеризуйте общую формулу, физические и химические свойства одноатомных спиртов. Составьте схему «Классификация одноатомных и многоатомных спиртов». Укажите их применение в предприятиях общественного питания. Охарактеризуйте по следующим признакам: общая формула, физические и химические свойства, значение, классификация: глицерина, фенолов, карбоновых кислот и их производных. | 2 | ||
Тема 1.4. Аминокислоты | Содержание учебного материала | 2 | |
Аминокислоты: понятие, значение, общая формула, классификация. Физические и химические свойства. Полипептиды: понятие, общая формула, связь с аминокислотами и белками. | 2 | ||
Практические занятия Определение физических и химических свойств аминокислот. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Изучите понятие и значение аминокислот, их физические и химические свойства. Рассмотрите классификацию аминокислот. Охарактеризуйте полипептиды, их связь с аминокислотами и белками. | 2 | ||
Тема 1.5. Углеводы | Содержание учебного материала | 2 | |
Углеводы: понятие, назначение, химическая природа, классификация. Распространение углеводов в природе и их практическое значение. Моносахариды и дисахариды. Классификация. Краткая характеристика глюкозы, фруктозы и сахарозы. Химические свойства моносахаридов. Полисахариды: крахмал и целлюлоза, общая формула, химические и физические свойства. Распространение в природе. Продукты гидролиза крахмала. Применение крахмала и декстринов в предприятиях общественного питания. | 2 | ||
Практические занятия Определение физических и химических свойств углеводов. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Определите понятие, назначение и химическую природу углеводов. Охарактеризуйте моносахариды и дисахариды, их химические свойства. Укажите их общую химическую формулу. Рассмотрите полисахариды: крахмал и целлюлозу по физическим и химическим свойствам. Приведите их общую формулу. Укажите продукты гидролиза полисахаридов. Напишите реферат на одну из ниже приведенных тем:
| 2 | ||
Раздел 2. Теоретические основы физической химии | 38 | ||
Тема 2.1. Основные понятия и законы термодинамики. Термохимия | Содержание учебного материала | 2 | |
Термодинамика: понятие, предмет. Основные понятия термодинамики: система, фаза, виды систем» параметры состояния систем, виды процессов. Внутренняя энергия системы, теплота, работа. Первый закон термодинамики для изобарного и изохорного процессов. Энтальпия: понятие. Термохимия: понятие, экзо - и эндотермические реакции. Термохимические уравнения, их особенности. Энтальпия образования, разложения, сгорания, растворения. Тепловой эффект реакции. Основные законы термохимии. Закон Лавуазье-Лапласа, закон Гесса и следствие из него. Термохимические расчеты, их значение в энергетике биохимических и физиологических процессов. Второй закон термодинамики, направление химических процессов. Самопроизвольные процессы. Свободная и связанная энергия. Энтропия: понятие. | 2 | ||
Практические занятия Решение задач на расчет энтальпий химических реакций. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Укажите основные понятия и предмет термодинамики. Рассмотрите внутреннюю энергию системы, теплоту и работу. Изучите первый закон термодинамики и понятие энтальпии. Охарактеризуйте понятие «термохимия», экзо- и эндотермические реакции. Изучите основные законы термохимии и термохимические расчеты. Изучите второй закон термодинамики и направления химических процессов. | 2 | ||
Тема 2.2 Агрегатные состояния веществ, их характеристика | Содержание учебного материала | 2 | |
Типы химических связей. Агрегатные состояния веществ, их общая характеристика. Газообразное состояние вещества: понятие, особенности. Идеальный газ: понятие, основные законы идеального газа. Реальные газы. Критическое состояние. Изотерма реального газа. Сжижение газов, их применение. Жидкое состояние вещества: понятие. Свойства жидкостей, изотропность, внутреннее строение, ассоциация молекул, температура кипения. Поверхностное натяжение: понятие. Методы определения поверхностного натяжения. Поверхностно-активные вещества: понятие, их роль в технологии продукции общественного питания (эмульгирование, ценообразование). Вязкость жидкостей: понятие, ее зависимость от различных факторов. Методы определения относительной вязкости. Влияние вязкости на качество пищевых продуктов (супы, желированные блюда, каши, студни и др.). Твердое состояние вещества: понятие. Кристаллическое и аморфное состояния. Образование и разрушение кристаллов. Сублимация: понятие, ее значение в консервировании пищевых продуктов. | 2 | ||
Лабораторная работы Определение поверхностного натяжения жидкостей. Расчет погрешностей. Определение вязкости жидкостей. | 4 | ||
Тема 2.3. Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие | Самостоятельная работа обучающихся Изучите типы химических связей. Охарактеризуйте агрегатное, газообразное и жидкое состояние веществ. Сравните их. идеального газа. Изучите изотермы реального газа, их критическое состояние и сжижение газов. молекул и температуру кипения. Изучите понятие «поверхностное натяжение» и укажите методы его определения. Определите понятие вязкость жидкостей и факторы, влияющие на неб. Установите влияние вязкости на свойства пищевых продуктов. Дайте понятие «твердое состояние веществ» и сравните их кристаллическое и аморфное состояние. Укажите понятие «сублимация» и ев значение в консервировании пищевых продуктов Содержание учебного материала | 4 2 | |
Химическая кинетика: понятие, предмет. Скорость химической реакции. Влияние природы реагирующих веществ, площади поверхности, температуры и концентрации на Правило Вант-Гоффа. Закон действующих масс. Влияние температуры на процессы приготовления пищи, хранение пищевого сырья и Катализ и катализаторы. Катализаторы положительные и отрицательные, условия их Обратимые я необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия, ее физический смысл. Принцип Ле Шателье. Впияние температуры, давления и концентрации на смешение химического равновесия. | 2 | ||
Лабораторная робота Определение зависимости скорости реакций от температуры и концентрации реагирующих веществ. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Определите понятие «химическая кинетика» и ев предмет. Рассмотрите скорость химических реакций, влияющие на них факторы, правило Вант-Гоффа и закон действующих масс. Выявите влияние температур на процессы приготовления пищи, потери при хранении сырья и готовой продукции. Рассмотрите катализ, катализаторы и ферменты. Изучите обратимые и необратимые химические реакции и химическое равновесие; факторы, влияющие на его смешение. | 2 | ||
Тема 2.4. Свойства растворов | Содержание учебного материала | 2 | |
Растворы: понятие, их общая характеристика. Способы выражения концентраций. Механизм растворения. Сольватная (гидратная) теория растворов Д.И. Менделеева. Растворимость газов в жидкостях, зависимость от температуры и давления. Использование этих факторов в технологических процессах. Растворимость жидкостей, ее зависимость от различных факторов. Растворимость в двухслойных жидкостях. Экстракция: понятие, ее практическое применение в технологических процессах. Растворимость твердых веществ, зависимость от температуры и степени измельчения. Использование этих факторов в технологии продукции общественного питания. Свойства разбавленных растворов. Диффузия. Зависимость скорости диффузии от различных факторов. Значение диффузии в технологических процессах и физиологии питания. Осмос и осмотическое давление. Закон Вант-Гоффа. Плазмолиз, плазмоптис и тургор в живых клетках. Растворы изотические, гипертонические, гипотонические. Значение осмоса в природе технологических и физиологических процессах. Замерзание и кипение растворов. Первый и второй законы Рауля, их значение. Свойства растворов электролитов. Теория электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации, ее зависимость от температуры и концентрации раствора. 'Константа диссоциации: понятие, ее зависимость от температуры. Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Нейтральная, кислая, щелочная среда. Водородный показатель. Способы определения pH среды. Значение pH среды в технологических процессах. Буферные растворы: понятие, использование. | 2 | ||
Лабораторные работы Определение тепловых эффектов растворения различных веществ в воде. Определение pH среды различными методами. | 2 | ||
Практические занятия Решение задач: расчеты концентраций растворов, осмотического давления, температур кипения, замерзания, pH среды. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Определите понятие и дайте общую характеристику растворов. Изучите механизм растворения и сольватную теорию растворов Д.И.Менделеева. Рассмотрите растворимость газов и жидкостей в жидкостях и факторы, влияющие на неб. Рассмотрите растворимость твердых веществ и факторов, влияющих на них. Сравните процессы диффузии и осмоса. Изучите закон Вант - Гоффа. Сравните плазмолиз, плазмоптис и тургор и выявите их значение в физиологических и технологических процессах. Сравните процессы замерзания и кипения. Изучите первый и второй закон Рауля. Изучите свойства растворов электролитов и теорию электролитической диссоциации. Укажите понятие константа диссоциации и выявите её зависимость от температуры. Рассмотрите диссоциацию воды и pH. Соотнесите: среда: pH 10 а. нейтральная pH 7 б. кислая pH 2 в. Щелочная Дайте понятие «буферные растворы» и укажите их использование. | 2 | ||
Тема 2.5. Поверхностные явления. Адсорбция | Содержание учебного материала | 2 | |
Дисперсные системы: понятие. «Коллоидно-химическое» восприятие мира. Общие свойства пограничных слоёв. Термодинамическая характеристика поверхности. Определение адсорбции, виды сорбции. Характеристика процесса адсорбции: зависимость от температуры, площади поверхности; избирательный характер. Адсорбция на поверхности раствор-газ. Уравнение Гиббса, его анализ. Поверхностно-активные и поверхностно-неактивные вещества. Роль поверхностно-активных веществ в эмульгировании, ценообразовании, их использование в санитарии. Адсорбция газов и растворенных веществ твердыми адсорбентами. Зависимость адсорбции от величины площади поверхности адсорбента, от температуры, его природы и природы растворителя. Удельная адсорбция. Гидрофильные и гидрофобные поверхности. Молекулярная, ионная и ионообменная адсорбция. Применение адсорбции в технологических процессах и санитарии. Хроматография: понятие, использование. | 2 | ||
Лабораторная работа Исследование процессов адсорбции активированным углем различных веществ из растворов. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Определите понятие «дисперсные системы». Изучите общие свойства пограничных слоев, термодинамическую характеристику поверхности и адсорбцию, виды сорбции. Охарактеризуйте процесс адсорбции и влияющие на него факторы. Рассмотрите адсорбцию на поверхности раствор-газ и проанализируйте уравнение Гиббса. Разберите поверхностно-активные и поверхностно-неактивные вещества, их роль. Изучите адсорбцию газов и растворенных веществ твердыми адсорбентами, ей применение. | 2 | ||
Раздел 3. Теоретические основы коллоидной химии | 25 | ||
Тема 3.1. Предмет коллоидной химии. Дисперсные системы | Содержание учебного материала | 1 | |
Коллоидная химия: основные понятия. Значение коллоидной химии и связь с другими дисциплинами. Дисперсные системы: определение, примеры. Характеристика дисперсных систем: степень дисперсности и удельная поверхность. Классификация по степени дисперсности. Общая характеристика классов. Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию, примеры. Использование и роль коллоидно-химических процессов в технологии продукции общественного питания. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Определите основные понятия в области коллоидной химии. Рассмотрите значение коллоидной химии и её межпредметные связи. Определите понятие «дисперсные системы» и приведите их примеры. Охарактеризуйте дисперсные системы по степени дисперсности. Разработайте схемы «Классификация дисперсных систем по степени дисперсности», «Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию». Дайте общую характеристику классов. | 2 | ||
Тема 3.2. Коллоидные растворы | Содержание учебного материала | 2 | |
Коллоидные растворы (золи): понятие, виды, общая характеристика. Методы получения коллоидных растворов: диспергирование, конденсация, цептизация. Применение этих методов для получения пищевых продуктов. Очистка золей: диализ, электродиализ, ультрафильтрация; их применение. Строение коллоидных частиц. Правило Пескова - Фаянса. Оптические свойства золей: опалесценция, эффект Фарадея - Тиндаля, окраска золей. Молекулярно-кинетические свойства золей: броуновское движение, диффузия, осмотическое давление, седиментация. Центрифугирование: понятие, использование. Электрокинетические явления. Электроосмос и электрофорез, их использование. Устойчивость и коагуляция золей. Факторы, вызывающие коагуляцию. Коллоидная защита. Пептизация. | 2 | ||
Лабораторные работы Получение коллоидных растворов. Исследование строения мицелл и свойства коллоидных растворов. | 2 | ||
Практические занятия Составление формул и схем строения мицелл. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Определите понятие «коллоидные растворы (золи)» и охарактеризуйте их виды. Изучите методы получения коллоидных растворов и их применение для получения пищевых продуктов. Рассмотрите разные способы очистки золей и их применение. Изучите строение коллоидных частиц и правило Пескова - Фаянса. Сравните оптические и молекулярно-кинетические свойства золей. Изучите электрокинетические явления и их использование. Рассмотрите устойчивость и коагуляцию золей и факторы, вызывающие коагуляцию. | 2 | ||
Тема 3 3. Грубодисперсные системы | Содержание учебного материала | 2 | |
Эмульсии: понятие, примеры, классификация. Строение эмульсий. Устойчивость, природа и роль эмульгатора. Получение и общие свойства эмульсий. Деэмульгирование. Состав и строение пищевых эмульсий. Пены: понятие, строение и устойчивость. Роль пенообразователей. Получение и разрушение пен. Виды пен, примеры. Состав и строение пищевых пен. Порошки, суспензии, пасты: понятие, строение, методы получения. Характеристика пищевых продуктов, относящихся к этим системам. Влияние размера частиц на качество; значение в технологических процессах и рационе питания. Аэрозоли, дымы, туманы: понятия, примеры. Значение аэрозолей. Загрязнение окружающей среды дисперсными системами; защита окружающей среды. — | 2 | ||
Лабораторная работа Получение устойчивых эмульсий и пен, выявление роли стабилизаторов. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Определите понятие «эмульсии» и приведите их примеры. Разработайте схему «Классификация эмульсий». Изучите строение и свойства эмульсий. Укажите природу и роль эмульгаторов в образовании эмульсий. Определите понятия «пены», «порошки», «суспензии и пасты» и сравните их состав и строение. Приведите примеры этих грубодисперсных систем в пищевых продуктах и продукции общественного питания. Определите понятия «аэрозоли», «дымы» и «туманы». Укажите их значение в предприятиях общественного питания. Рассмотрите загрязнение окружающей среды дисперсными системами и укажите способы её защиты. | 2 | ||
Тема 3.4. Набухание пищевых полимеров. Студни | Содержание учебного материала | 2 | |
Набухание и растворение полимеров, характеристика процессов. Особенности протекания процесса в зависимости от характера среды и температуры. Студни, их характеристика и свойства, методы получения, синерезис студней. | 2 | ||
Лабораторные работы Изучение процессов набухания и студнеобразования желатина, крахмала различных видов. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Охарактеризуйте процессы набухания я растворение полимеров. Выявите особенности протекания процесса в зависимости от характера среды и температуры. Охарактеризуйте студни, их свойства, методы получения и синерезис. | 2 | ||
Раздел 4. Основы аналитической ХИМИИ | 88 | ||
Глава 1. Качественный анализ | 48 | ||
Тема 4.1.1. Классификация катионов и анионов. Первая аналитическая группа катионов | Содержание учебного матерном | 2 | |
Теория электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, оснований, солей. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Загон действия масс, его применение в аналитической химии. Методы качественного и количественного анализа и условия их проведения. Классификация катионов и анионов. Общая характеристика катионов первой аналитической группы. Значение катионов первой аналитической группы в осуществлении химико - технологического контроля. Частные реакции катионов первой аналитической группы. Реакции катионов натрия (действие дигидроантимоната калия; реакция окрашивания пламени); калия (действие дигидротарграта натрия и кобальтинетрита натрия (гексанитрокобальтата натрия), реакция окрашивания пламени); аммония (действие щелочей, реактива Несслера, реакция разложения аммонийных солей). Систематический ход анализа смеси катионов первой аналитической группы. | 2 | ||
Лабораторные работы Проведение частных реакций катионов первой аналитической труппы. Анализ смеси катионов первой группы. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Изучите теорию электролитической диссоциации и закон действия масс. Рассмотрите сильные и слабые электролиты и реакции ионного обмена. Разберите методы качественного и количественного анализа и условия их проведения. Разработайте схему «классификация катионов и анионов». Дайте характеристику катионов первой аналитической группы. Выявите значение катионов первой группы при проведении химико - технологического контроля в предприятиях общественного питания. Изучите частные реакция катионов первой аналитической группы. | 2 | ||
Тема 4.1.2. Вторая аналитическая группа катионов | Содержание учебного материала | 2 | |
Общая характеристика второй аналитической группы катионов. Значение катионов второй группы в проведении химико-технологического контроля. Групповой реактив*, понятие, условия его применения. Гидролиз солей. Произведение растворимости (ПР), условие образования осадков. Частные реакции катионов второй группы. Реакции катионов бария (действие группового реактива - карбоната аммония, серной кислоты, хромата калия; реакция окрашивания пламени); кальция (действие группового реактива - карбоната аммония, оксалата аммония; реакция окрашивания пламени); магния (действие группового реактива - карбоната аммония, гидрофосфата натрия, щелочей). Систематический ход анализа смеси катионов второй аналитической группы. | 2 | ||
Лабораторные работы Проведение частных реакций катионов второй аналитической группы (бария, кальция, магния). Анализ смеси катионов второй аналитической группы. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Дайте общую характеристику второй аналитической группы. Выявите значение катионов второй группы проведении химико - технологического контроля. Рассмотрите понятие «групповой реактив» и условия его провидения. Изучите гидролиз солей и произведение растворимости, условия образования осадков. Проведите частные реакции катионов второй аналитической группы. Прорешайте задачи на правило произведения растворимости (по заданию преподавателя). | 4 | ||
Теш 4.1-3. Третья аналитическая группа катионов | Содержание учебного материала | 2 | |
Общая характеристика третьей аналитической группы катионов. Значение катионов третьей аналитической группы в осуществлении химико-технологического контроля. Сущность окисления-восстановления. Составление уравнений окислительно - восстановительных реакций методом электронного баланса. Амфотерность. Групповой реактив и условия его применения. Частные реакции катионов третьей аналитической группы. Реакции катионов железа (III) (действие группового реактива - сульфида аммония, щелочей, гексацианоферрата (II) калия, роданида аммония); марганца (действие группового реактива - сульфида аммония, щелочей, реакция окисления марганца внсмутахом натрия), хрома (действие группового реактива - сульфида аммония, щелочей, реакция окисления хрома перекисью водорода), цинка (действие группового реактива - сульфида аммония, щелочей, сероводорода), алюминия (действие группового реактива - сульфида аммония, щелочей, гидроксида аммония, хлорида аммония). Систематический ход анализа смеси катионов третьей аналитической группы. | 2 | ||
Лабораторные работы Проведение частных реакций катионов третьей аналитической группы. Анализ смеси катионов третьей аналитической группы. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Дайте общую характеристику третьей аналитической группы. Выявите значение катионов третьей группы при проведении химико - технологического контроля. Изучите сущность окисления-восстановления. Составьте уравнение окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Изучите амфотерность. Рассмотрите понятие «групповой реактив» и условия его проведения. Проведите частные реакции катионов третьей аналитической группы. | 4 | ||
Тема 4.1.4. Четвертая аналитическая группа катионов | Содержание учебного материала | 2 | |
Общая характеристика катионов четвертой аналитической группы. Значение катионов четвертой аналитической группы в осуществлении химико-технологического контроля. Групповой и подгрупповой реактивы и условия их применения. Частные реакции катионов четвертой аналитической группы. Реакции катионов серебра (действие группового реактива - сероводорода, соляной кислоты, хромата калия); свинца (действие группового реактива - сероводорода, соляной кислоты, иодида калия); меди (действие группового реактива - сероводорода, гидроксида аммония, реакция окрашивания пламени). Систематический ход анализа смеси катионов четвертой аналитической группы. | 2 | ||
Лабораторные работы Проведшие частных реакций катионов четвертой аналитической группы. Анализ смеси катионов четвертой аналитической группы. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Дайте общую характеристику четвертой аналитической группы. Выявите значение катионов четвертой группы при проведении хнмнхо - технологического контроля. Рассмотрите понятие «групповой реактив», «подгрупповой реактив» и условия его проведения. Проведите частные реакции катионов четвертой аналитическое группы. Проанализируйте систематический ход анализа катионов четвертой аналитической группы. | 4 | ||
Тема 4.1.5. Анионы. Анализ сухой соли | Содержание учебного материала | 2 | |
Классификация анионов. Значение анионов в осуществлении химико - технологического контроля. Частные реакции анионов первой группы. Реакции сульфат –иона (действие хлорида бария); сульфит -иона (действие хлорида бария, окислителей: растворов иода или перманганата калия); карбонат-иона (действие хлорида бария, кислот). Частные реакции анионов второй группы. Реакции хлорид -иона (действие нитрата серебра); сульфид-нона (действие нитрата серебра, соляной кислоты Частные реакции айвовое третьей группы. Реакции нитрат –иона (действие сульфата железа (II) в кислой среде); нитрит -иона (действие перманганата калия в кислой среде). Систематический ход анализа соли. | 2 | ||
Лабораторные работы Проведение частных реакций анионов первой, второй, третьей групп Анализ сухой соли (один образец). | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Разработайте схему «Классификация анионов». Выявите значение анионов при проведении химико-технологического контроля. Проведите частные реакции анионов первой группы. Проведите частные реакции анионов второй группы. Проведите частные реакции анионов третьей группы. Проанализируйте систематический ход анализа соли. | 4 | ||
Глава 2. Количественный анализ | 40 | ||
Тема 4.2.1. Методы количественного анализа | Содержание учебного материала | 2 | |
Количественный анализ: понятие, сущность, методы. Точность вычислений в количественном анализе. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Раскройте понятие, сущность и методы количественного яияпиэд. Рассмотрите точность вычислений в количественном анализе. | 2 | ||
Тема 4.2.2. Гравиметрический (весовой) метод анализа | Содержание учебного материала | 2 | |
Аналитические и техиохимические весы и правила взвешивания на них. Операции весового анализа: подготовка вещества к анализу, взятие и растворение навески, высушивание и прокаливание осадка. Посуда и оборудование весового метода анализа. Вычисления в весовом анализе. | 2 | ||
Лабораторная работа Определение кристаллизационной воды в кристаллогидратах. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Изучите устройство аналитических и технохимнческих весов и порядок работы на Них. Проведите взвешивание на этих весах. Укажите последовательность и составьте схему операций весового анализа. Составьте перечень посуды и оборудования, необходимого для весового анализа, Произведите вычисления в весовом анализе. | 2 | ||
Тема 4. 2. 3 Титриметрический (объемный) метод анализа. Метод нейтрализации. Теория индикаторов | Содержание учебного материала | 2 | |
Сущность я методы объемного анализа. Способы выражения концентрации растворов (нормальная концентрация, титр, титр по определяемому веществу) и вычисления в объемном анализе. Титрование, титрованные растворы. Измерительная посуда объемного анализа и ее назначение. Сущность метода нейтрализации, его индикаторы: интервал перехода индикатора, показатель титрования; выбор индикатора, кривые титрования. Способы приготовления стандартных растворов. | 2 | ||
Лабораторные работы Приготовление рабочего раствора щелочи и стандартного раствора щавелевой кислоты. Определение нормальности и титра раствора щелочи. Контрольная задача. Определение содержания серной кислоты в растворе. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Раскройте понятие, сущность н методы объемного анализа. Рассмотрите способы выражения концентрации растворов. Составьте перечень посуды и оборудования, необходимого дм объемного анализа. Проведите титрование с использованием титрованных растворов. Рассмотрите назначение измерительной посуды объемного анализа. Изучите сущность методы нейтрализации и его индикаторы. | 4 | ||
Тема 4.2.4. Метод окисления- восстановления | Содержание учебного материала | 2 | |
Сущность окислительно - восстановительньх методов я их значение в проведении химико-технологического контроля. Эквиваленты окислителей н восстановителей, их определение и использование в расчетных задачах. Перманганатометрия: понятие, ее сущность. Иодометрия: понятие, ее сущность. | 2 | ||
Лабораторные работы Приготовление рабочего раствора перманганата калия и установление нормальной концентрации и титра по щавелевой кислоте. Контрольная задача. Определение содержания железа в соли Мора. Установление нормальной концентрат» я тигра тиосульфата по дихромату калия. Контрольная задача. Определение содержания меди в растворе сульфата меди (II). (№1 и №2 или №3 и №4 - по выбору преподавателя) | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Изучите сущность окислительно-восстановительных методов. Выявите их значение при проведении химико-технологического контроля. Рассмотрите эквиваленты окислителей и восстановителей. Разберите понятие и сущность перманганатометрии. Разберите понятие и сущность иодометрии. | 2 | ||
Тема 4.2.5. Методы осаждения и комплексоно - образования | Содержание учебного материала | 2 | |
Сущность методов осаждения. Аргентометрия (метод Мора): понятие, условия применения метода и его значение в проведении химико-технологического контроля. Сущность метода комплексонообразования и его значение в осуществлении химикотехнологического контроля. | 2 | ||
Лабораторные работы Приготовление рабочего раствора нитрата серебра и установление нормальной концентрации. Определение содержания хлорида натрия в растворе. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Изучите сущность методов осаждения. Изучите сущность аргентометрии, условия его применения и значение при проведении химико-технологического контроля. Изучите сущность комллексонообразования и значение при проведении химико - технологического контроля. | 2 | ||
Тема 4.2.6. Физико-химические методы анализа | Содержание учебного материала | 2 | |
Сущность физико-химических методов анализа и их особенности; применение этих методов в химико-технологическом контроле. Сущность и значение колориметрического метода; сущность и общая характеристика методов стандартных серий и калибровочного графика. Приборы колориметрического метода анализа. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Изучите сущность физико-химических методов анализа и его особенности. Изучите сущность колориметрического метода и общую характеристику методов стандартных серий и калибровочного графика. Выявите значение указанных методов при проведении химико - технологического контроля. Изучите приборы колориметрического метода анализа. | 2 | ||
Всего: | 181 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории
Химии.
Оборудование лаборатории: учебная мебель, аппарат для дистилляции воды; баня комбинированная лабораторная; весы лабораторные «аналитические»; весы лабораторные «технические»; печь муфельная; шкаф сушильный; плитка электрическая лабораторная; фотоколориметр; кодоскоп; графопроектор; вискозиметры капиллярные стеклянные ВПЖ; сталагмометры капиллярные; рН-метр; термометры лабораторные (от -30°с до +70°с); химические реактивы и посуда, необходимая для проведения лабораторных работ.
Технические средства обучения: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; таблицы растворимости солей.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы «
Основные источники:
- Алексашин Ю.В., Шпак Н.Е. Общая химия: Учебное пособие, 2-е изд.- М; ИТК «Дашков и К», 2011
- Белик В.В. Физическая н коллоидная химия (6-е изд., стер.) учебник. - М.: Академия, 2011
- Вершинин В.И. Аналитическая химия (1 -е изд.) учебник - М.: Академия, 2011
- Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии (5-е изд., стер.) учеб. пособие. - М.: Академия, 2011
- Горбунцова С.В., Оробейко Е.С., Федоренко Е.В., Муллоярова Э.А. Физическая и коллоидная химия (в общественном питании): Учебное пособие - ("ПРОФИль") (ГРИФ) - М.: Инфра-М, Альфа-М, 2010
- Ерохин Ю.М. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом) (7-е изд., стер.) учеб. пособие - М.: Академия, 2010
- Жебентяев А.И., Жерносек А.К., Талуть И.Е. Аналитическая химия. Химические методы анализа: Учебное пособие - 2-е изд., стер. – ("Высшее образование") - М.: Инфра - М, 2011
- Иванов В.Г. Органическая химия (6-е изд., стер.) учеб. пособие - М.: Академия, 2010
- Иванов В.Г. Сборник задач и упражнений по органической химии (1-е изд.) учеб. пособие - М.: Академия, 2007
- Ищенко А.А. Аналитическая химия / Под ред. Ищенко А.А. (7-е изд., стер.) учебник - М.: Академия, 2011
- Ищенко А.А. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа: В 2 т. / Под ред. Ищенко А.А. (1-е изд.) учебник - М.: Академия, 2010
- Федоренко Е.В., Богомолова И.В. Органическая химия: Учеб. пособие - М.: ИД РИОР, 2011
Дополнительные источники:
- Барсукова 3. А. Аналитическая химия. М., Высшая школа, 1990.
- Бел и к В.В., Киевская К.И. Физическая и коллоидная химия. - М.: Академия, 2005
- Воскресенский А. Г., Солодкин И. С., Семиколенов Г.Ф. Сборник задач и упражнений по аналитической химии. М., Просвещение, 1985 Глинка Н.Л. Сборник задач и упражнений по химии - М.; 2005 Гурецкая В.Л. Органическая химия. - М.: Высшая школа, 1983 Евстратова К.И. и др. Физическая и коллоидная химия. ~ М.: Просвещение, 1986
- Жванко Ю.Н., Панкратова Г.В., Мамедова З.И. Аналитическая химия и техно-химический контроль в общественном питании. М., Высшая школа. 1989.
- Зимон А,Д. Популярная физическая химия. - М.: Радэкон, 2000 Иванова М.А., Богомолова И.В., Федоренко Е.В., Белоглазкина М.В Аналитическая химия и физико-химические методы анализа: Учебное пособие - М.: ИД РИОР, 2006
- Ипполитов В.Г. Физическая химия / Под ред. Ипполитова Е.Г. (1 -е изд.) учебник - М.: Академия, 2005
- Карякин Н.В. Основы химической термодинамики (1-е изд.) учеб. пособие. - М.: Академия, 2003
- Ковалев К.И., Куткина rvi.H., Кравцова В.А. Технология приготовления пищи. - М.: Деловая литература, 2005
- Краткий справочник физико-химических величин. - СПб.: Спец.литер.,
- 1998
- Липатников В.Е., Казаков К.М. Физическая и коллоидная химия. - М.: Высшая школа, 1981
- Лукьянов А.Б. Физическая и коллоидная химия. - М.: Высшая школа, 1988
- Москвин Л.В. Аналитическая химия: В 3 т. / Под ред. Москвина Л. (1-е изд.) учебник. - М.: Академия, 2010
- Рыбакова Ю.С. Лабораторные работы по физической и коллоидной химии. - М.: Высшая школа, 1988
- Фридрихсберг Д.А. Курс коллоидной химии. - М.: Химия, 1984
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности; использовать свойства органических веществ, дисперсных и коллоидных систем для оптимизации технологического процесса; описывать уравнениями химических реакций процессы, лежащие в основе производства продовольственных продуктов; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции; использовать лабораторную посуду и оборудование; выбирать метод и ход химического анализа, подбирать реактивы и аппаратуру; проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений; выполнять количественные расчеты состава вещества по результатам измерений; соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Знания: основные понятия и законы химии; теоретические основы органической, физической, коллоидной химии; понятие химической кинетики и катализа; классификацию химических реакций и закономерности их протекания; обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов; окислительно-восстановительные реакции» реакции ионного обмена; гидролиз солей, диссоциацию электролитов в водных растворах, понятие о сильных и слабых тепловой эффект химических термохимические уравнения; характеристика различных классов органических веществ, входящих в состав сырья и готовой пищевой продукции; свойство растворов и коллоидных систем высокомолекулярных соединений; дисперсные и коллоидные системы пищевых продуктов; роль и характеристики поверхностных явлений в природных и технологических процессах; основы аналитической химии; основные методы классического количественного и физико - химического анализа; назначение я правила использования лабораторного оборудования и аппаратуры; методы и технику выполнения химических анализов; приемы безопасной работы в химической лаборатории. | Текущий устный и письменный контроль по тестам I, II и III уровней (по темам) Проверка 'правильности решения ситуационных задач Оценка выполнения практических заданий Самоконтроль с помощью заданий для самостоятельной работы Тестирование по темам Устный контроль Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета и экзамена |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...