Гидролиз солей
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Цели урока:
1. Образовательная
Ø Cформировать представление о гидролизе неорганических веществ;
Ø Формировать умение определять тип соли, тип гидролиза, реакцию среды растворов
Ø Научить составлять уравнения гидролиза солей образованных сильной кислотой и сильным основанием, сильной кислотой и слабым основанием, Слабой кислотой и сильным основанием, слабой кислотой и слабым основанием
Ø Показать биологическую роль гидролиза в процессах жизнедеятельности живых организмов
2. Воспитательная
Ø Воспитывать убеждённость в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью
Задачи урока:
1.учебные:
Ø Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами.
Ø Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии
Ø Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека
Ø Научить экспериментально подтверждать гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты и соли сильного основания и слабой кислоты.
2.развивающие:
Ø развивать способность к догадке, творческие способности;
Ø развивать у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность,
3.воспитательные
Ø содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности
Ø Развивать интерес к предмету и процессу познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_gidroliz.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Громова Ольга Ильинична МОУ «Лямбирская СОШ №1»
Конспект урока по химии в 11 классе «Гидролиз неорганических веществ»
с использованием информационно-коммуникационных технологий
(презентация прилагается)
УМК Учебник. О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2007.
Цели урока:
- Образовательная
- Cформировать представление о гидролизе неорганических веществ;
- Формировать умение определять тип соли, тип гидролиза, реакцию среды растворов
- Научить составлять уравнения гидролиза солей образованных сильной кислотой и сильным основанием, сильной кислотой и слабым основанием, Слабой кислотой и сильным основанием, слабой кислотой и слабым основанием
- Показать биологическую роль гидролиза в процессах жизнедеятельности живых организмов
- Воспитательная
- Воспитывать убеждённость в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью
Задачи урока:
1.учебные:
- Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами.
- Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии
- Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека
- Научить экспериментально подтверждать гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты и соли сильного основания и слабой кислоты.
2.развивающие:
- развивать способность к догадке, творческие способности;
- развивать у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность,
3.воспитательные
- содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности
- Развивать интерес к предмету и процессу познания.
Тип урока. Изучение нового материала, лекция с элементами самостоятельной работы, эксперимент
Вид урока. Проблемно-исследовательский
Место урока в программной теме. Тема 2. Химические реакции. Урок № 22
Реактивы и оборудование: NaCl, Na2CO3, NH4Cl, NH4CN, лакмус, пробирки.
Компьютер, проектор, диск с презентациями поэтапного показа схем проведения опыта по гидролизу солей и анализа его результатов.
Пояснительная записка: Данный урок является 22 уроком 2 раздела «Химические реакции» УМК Учебник. О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2007.
Урок разработан с применением технологии критического мышления.
Ход урока.
I.Организационный этап (1 минута.)
Приветствие учеников, знакомство с изучаемой темой, постановка цели.
Единственный путь,
Ведущий к знанию,-
Это деятельность.
«Шоу»
II Этап проверки домашнего задания (5 минут)
Подготовка учащихся к восприятию лекции.
Прежде чем мы с вами начнём такую серьёзную тему как гидролиз, давайте совершим экскурс в пройденный материал. И так поговорим о классах веществ.
1.Какие классы веществ вы изучили? (кислоты, основания и соли). 2.Приведите примеры кислот и оснований . (NaOH, KOH, NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4, HI, HBr, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2)).(Слайд № 2)
3.Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
4.Исходя из приведённых выше формул выпишите отдельно сильные и слабые электролиты (сильные: NaOH, KOH, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4, HI, HBr;
слабые: , NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2
5.Что показывает степень электролитической диссоциации?
6.Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде?
Какие вы знаете индикаторы? (Слайд №4)
Что представляют собой соли? (производные кислот и осноаний0
III. .Этап изучения новых знаний и способов деятельности (30 минут)
Вы знаете, что любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания и кислоты. А основания и кислоты как вы заметили, имеют разную степень диссоциации, следовательно, может образоваться четыре типа солей. (Слайд №5,6). Мы только что выяснили, что в кислотах и основаниях индикаторы меняют свой цвет. А что будет, если мы проверим растворы солей на индикатор?
Учащимся предлагается экспериментально исследовать среду четырёх выданных растворов (NaCl, Na2CO3, AlCl3, Al2S3)/
Почему в одном случае индикатор меняет цвет, а в другом нет?
(Учащиеся предполагают среду раствора)
Давайте попробуем разобраться с этим в месте.
Вам были выданы растворы солей. Что кроме соли ещё присутствует в растворе?
-Совершенно верно, вода.
Вода вступает в реакцию с солями, она их разлагает.
Разложение-лиз, вода–гидро. Вот и пришли мы с вами к изучаемой на этом уроке теме Гидролиз
- Гидролизом называется взаимодействие веществ с водой, при котором составные части вещества соединяются с составными частями воды. (Слайд № 7)
Гидролизу подвержены соединения различных классов. Рассмотрим один случай – гидролиз солей. В реакцию гидролиза вступают соли, образованные слабой кислотой и сильным основанием, сильной кислотой и слабым основанием, слабой кислотой и слабым основанием. Соли образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются.
- Рассмотрим примеры, когда соль образованна одноосновной кислотой и однокислотным основанием.
- Пример: (слабая кислота и сильное основание). (Слайд № 8,9)
Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли.
NaCN + НОН→ НCN + NaOH
Полное ионно–молекулярное уравнение
Н+ + CN- + Na+ + HOH→ НCN + Na+ + OH-
Краткое ионно–молекулярное уравнение
CN- + НОН → НCN + ОН- ; ОН- > Н+=> среда щелочная
Рн > 7.
Сила побеждает!
По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:
- Вывод: Соль сильного основания и слабой кислоты при гидролизе даёт в растворе гидроксид ионы (ОН-). Реакция идёт по аниону
2)Пример: Соль сильного основания и слабой кислоты при гидролизе даёт в растворе гидроксид ионы (ОН-) и кислые соли. (Слайд № 10,11)
Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли
Na2CO3 ↔ 2Na+ + СO32–
Н2O ↔ Н+ + ОН–
Полное ионно–молекулярное уравнение
2Na+ + СO32– + Н2O ↔ 2Na+ + HCO3– + ОН–
Краткое ионно-молекулярное уравнение
СO32– + Н2O ↔ НСO3– + ОН– ОН- > Н+ среда щелочная, Рн > 7.
Молекулярное уравнение.
Na2CO3+ Н2O → NaHCO3 + NaОН.
При этом гидролиз не доходит до конца, т.к. накопление в растворе гидроксид-ионов препятствует образованию угольной кислоты(Н2СО3).
3) Пример: (сильная кислота и слабое основание). (Слайд №12,13)
Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли
NH4Cl → NH4+ + Cl-
Полное молекулярно-ионное уравнение
NH4+ + Cl- + НОН → NH4 ОН +Н+ + Cl-
Краткое ионно-молекулярное уравнение
NH4+ + НОН → NH4 ОН +Н+; Н+ > ОН- => среда кислая, Рн < 7
По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:
- Вывод: При гидролизе соли образованного слабым основанием и сильной кислотой – среда кислая, в растворе ионы водорода (Н+). Реакция идёт по катиону.
4) Пример: Соли сильных кислот и слабых оснований гидролизуются ступенчато с образованием основных солей и в водном растворе накапливаются ионы водорода;
Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли
АlCl3→ Аl+3 + 3Cl –
Н2O ↔ Н+ + ОН–
Полное ионно–молекулярное уравнение
Аl+3 + 3Cl - + НОН → 3Cl - +Н+ + Аl ОН +2
Краткое ионно-молекулярное уравнение
Аl+3 + НОН → Н+ + Аl ОН +2; Н+ > ОН- => среда кислая, Рн < 7.
Молекулярное уравнение.
АlCl3 + НОН → Аl (ОН)Cl2 +НCl
Вторая ступень:
Аl(ОН)Cl2 →Аl ОН +2 + 2Cl –
Полное ионно–молекулярное уравнение
АlОН +2 + 2Cl - + НОН → 2Cl - +Н+ + Аl(ОН)2+
Краткое ионно-молекулярное уравнение
АlОН +2+ НОН → Н+ + Аl(ОН)2+; Н+ > ОН- => среда кислая, Рн < 7.
Молекулярное уравнение.
Аl(ОН)Cl2 + НОН → НCl + Аl(ОН)2Cl
По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:
До конца гидролиз не идёт, так как накапливающиеся в растворе ионы водорода препятствуют образованию слабого основания (Аl(ОН)3). Реакция идёт по катиону.
Сложнее протекает гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой. При этом в реакции гидролиза участвуют и катионы, и анионы соли, связывающие соответственно гидроксид – ионы и ионы водорода воды. Поэтому реакция среды в результате гидролиза определяется относительной силой образующихся слабой кислоты и слабого основания и, в частности, может быть близка к нейтральной, хотя гидролиз протекает практически полностью.
5)Пример: (слабое основание и слабая кислота) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли.
Al2S3 + 6H2O-->2Al(OH)3 + 3H2S
По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:Такие соли в водных растворах существовать не могут гидролизуются в растворе до свободной кислоты и свободного основания.. Гидролиз по катиону и аниону.
6)Пример: (слабое основание и слабая кислота) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли.
СН3СОО NH4 → СН3СОО- + NH4+
Полное ионно-молекулярное уравнение
СН3СОО- + NH4+ + НОН → СН3СООН + NH4 ОН
Для того чтобы определить среду в данном процессе мы должны узнать константы ионизации образующихся веществ (в справочнике).
Константы ионизации уксусной кислоты и гидроксида аммония равны соответственно: К(СН3СООН) = 1,76×10-5 и К(NH4 ОН) = 1,79×10-5 => среда при гидролизе этой соли нейтральная.
NH4CN → NH4+ + CN-
NH4+ + CN- + НОН → NH4ОН + НCN
К(НCN) = 7,2×10-10 => среда щелочная.
Гидролиз формиата аммония:
НСОО NH4 → НСОО- + NH4+
НСОО- + NH4+ + НОН → НСООН + NH4 ОН
К(НСООН) = 1,8×10-4 а К(NH4 ОН) = 1,79×10-5 => среда слабо кислая.
По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:
- Итак, при гидролизе солей, образованных одноосновными кислотами и однокислотными основаниями, единственными продуктами гидролиза будут кислота и основание.
7). Пример: Рассмотрим гидролиз соли образованной сильной кислотой и сильным основанием (NаCl).(Слайд № 19,20)
Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли
Ученики делают вывод: Соли образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются
IV.этап первичной проверки понимания изученного
Учитель проверяет понимание ключевых моментов урока таких, как: Что происходит с солями в водном растворе? Какого типа соли бывают? Что такое гидролиз?
V этап закрепление изученного материала (работа в группах-6 групп) (5минут)
. Задание: ( Слайд № 20)
1• Какую реакцию будут иметь водные растворы следующих солей:
1 вариант 2 вариант
а) нитрата цинка (II) а) хлорид меди (II)
б) сульфата калия б) сульфита натрия
в) сульфида натрия в) нитрата бария
- Составьте упрощенную схему гидролиза этих солей.
- Составьте ионное уравнение гидролиза этих солей.
- учащимся предлагается поменяться с соседом тетрадями, проверить задания и выставить друг другу оценки (или проверить и самим себе поставить оценку).
. Ответы на вопросы (Слайд № 22-24)
VI.этап обобщения и систематизации(работа в группах-4 группы, обмениваются результатами), (2 минуты)
- Кислую среду имеет водный раствор:
- Na3PO4
- KCl
- Na2CO3
- ZnSO4
- Щелочную среду имеет водный раствор:
- FeCl3
- K2SO4
- Na2CO3
- BaCl2
- Одинаковую реакцию среды имеют растворы карбоната натрия и
- нитрата бария
- силиката калия
- сульфата натрия
- хлорида алюминия
- Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой,
- Гидролизуется по катиону
- Гидролизуется по аниону
- Не подвергается гидролизу
- Полностью разлагается водой
VII этап информации о домашнем задании (1 минута)
1. § 18, № 1-11.
2. Пользуясь следующей таблицей, приведите свои примеры солей, которые будут иметь, кислую, щелочную и нейтральную реакцию, и напишите к ним ионные уравнения гидролиза. (Приложение 2)
3.Выполните задания которае опубликованы на сайте «В контакте. Ru», в заметках, материал ЕГЭ выполнить (Приложение 1)
VIII. Заключительный этап урока(1 мин.)
РЕФЛЕКСИЯ
1)Рефлексия
T.: Возьмите таблички. (Они заранее разложены на столах учащихся). Возьмите ручки и поставьте плюсы, если вы считаете, что степень ваших знаний и умений изменилась, сможете ли вы теперь без помощи учителя определять среду раствора солей?
2)Подведение итогов (1 мин.)
Беседа учителя с учащимися.
Учитель рассказывает о большом практическом значении гидролиза для человека, касаясь органических веществ: спиртов, сложных эфиров, жиров, мыла, крахмала, целлюлозы, которые учащиеся подробно изучали в 10 классе.
Подводится контроль результатов работы учащихся на уроке с аргументацией поставленных оценок: пояснением активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания. (Учитель выставляет отметки.)
Спасибо за урок, до свидания.
.
Разработка
Конспект урока по химии в 11 классе
«Гидролиз в неорганической химии».
УМК Учебник. О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2007.
План-конспект урока по химии разработан
учителем высшей квалификационной категории
МОУ «Лямбирская СОШ №1»
Громовой Ольгой Ильиничной
(педагогический стаж -31 год)
Дополнительная учебная литература для учащихся:
1.О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, А.Г.Введенская. «Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. 11 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений», М.: Дрофа, 2008.
2. О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. Химия. Материалы для подготовки к ЕГЭ. », М.: Дрофа, 2008.
3. О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, П.В.Решетов Задачи по химии и способы их решения 10-11 классы. М.: Дрофа, 2006.
Учебно- методическое обеспечение
- поурочные планы по учебнику О.С. Габриелян, Г.Г. Лысовой./ авт.-сост. В.Г. Денисова.- Волгоград: Учитель, 2005
- Методическое пособие/О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова.-3-е изд. Стереотип., Москва Дрофа. 2004, химия 11 класс:
- оборудование и приборы:
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Мультимедийный проектор
- электронные пособия:
Электронные диски «Кирилл и Мифодий»
- http://festival.1september.ru
- http://www.xumuk.ru/
- Приложение «Химия», сайт www.prosv.ru (рубрика «Химия»).
- Мультимедиа учебный курс «1С:Образовательная коллекция. Общая химия»
- Учебное электронное издание «Химия(8-11 класс) Виртуальная лаборатория»
- СD «1С- репетитор Химия».
- Интернет-школа Просвещение. ru, online курс по УМК О.С.Габриеляна и др. (www.ihternet-school.ru)
- .«1С:Образовательная коллекция.Химия для всех ХХI. Химические опыты со взрывами и без»
Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
1. Школьный практикум. Химия 10-11 класс/ М.М. Зуева, Н.Н. Гара, 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2003, Химия.
2. Тесты для повторения и подготовки.-Никитюк Т.В., Никитюк А.М., Остроумова И.Г./Саратов: Лицей, 2006,
5. http://school-collection.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Гидролиз солей"
Тест содержит вопросы по теме "Гидролиз солей", и составлен он по типу ЕГЭ. Использую его в профильном 11 классе для проверки знаний по этой теме. Вопросы взяты из КИМов разных лет. Приводятся вариант...
Презентация: " Гидролиз солей"
В данной презентации рассматривается материал по гидролизу солей с использованием виртуальной лаборатории....
Презентация: " Гидролиз солей"
В данной презентации рассматривается материал по гидролизу солей с использованием виртуальной лаборатории....
Гидролиз солей. 11 класс.
Презентация урока в 11 классе по общей химии.Тема: гидролиз солей.2011 год, Санкт-Петербург. ...
Гидролиз солей
Изучение нового материала, лекция с элементами самостоятельной работы, эксперимент. Считаю, что данный тип урока является наиболее оптимальным для рассмотрения этой темы, так как необходим...
Тест "Гидролиз солей. Среда водных растворов:кислая, нейтральная, щелочная" ЕГЭ РЕЖИМ ОБУЧАЮЩИЙ. 11 класс
Тест для учащихся 11 класса для подготовке к ЕГЭ. РЕЖИМ ОБУЧАЮЩИЙ....
ТЕСТ «Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная»
Тест «Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная» для 11 класса (профиль)...