Гидролиз солей
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Громова Ольга Ильинична

 Цели урока:

1.      Образовательная

Ø Cформировать представление о гидролизе неорганических веществ;

Ø Формировать умение определять тип соли, тип гидролиза, реакцию среды растворов

Ø Научить составлять уравнения гидролиза солей образованных сильной кислотой и сильным основанием, сильной кислотой и слабым основанием, Слабой кислотой и сильным основанием, слабой кислотой и слабым основанием

Ø Показать биологическую роль гидролиза в процессах жизнедеятельности живых организмов

2.     Воспитательная

Ø Воспитывать убеждённость в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью

Задачи урока:

1.учебные:

Ø Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами.

Ø Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии

Ø Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека

Ø Научить экспериментально подтверждать гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты и соли сильного основания и слабой кислоты.

2.развивающие: 

Ø развивать способность к догадке, творческие способности;

Ø развивать у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность,

3.воспитательные

Ø содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности

Ø Развивать интерес к предмету и процессу познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_gidroliz.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Громова Ольга Ильинична МОУ «Лямбирская СОШ №1»

Конспект урока по химии в 11 классе «Гидролиз неорганических веществ»

с использованием информационно-коммуникационных технологий

(презентация прилагается)

УМК Учебник. О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень».  – М.: Дрофа, 2007.

Цели урока:

  1.  Образовательная
  • Cформировать представление о гидролизе неорганических веществ;
  • Формировать умение определять тип соли, тип гидролиза, реакцию среды растворов
  • Научить составлять уравнения гидролиза солей образованных сильной кислотой и сильным основанием, сильной кислотой и слабым основанием, Слабой кислотой и сильным основанием, слабой кислотой и слабым основанием
  • Показать биологическую роль гидролиза в процессах жизнедеятельности живых организмов
  1. Воспитательная
  • Воспитывать убеждённость в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью

Задачи урока:

1.учебные:

  • Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами.
  • Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии
  • Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека
  • Научить экспериментально подтверждать гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты и соли сильного основания и слабой кислоты.

2.развивающие:  

  • развивать способность к догадке, творческие способности;
  • развивать у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность,

3.воспитательные

  • содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности
  • Развивать интерес к предмету и процессу познания.

Тип урока. Изучение нового материала, лекция с элементами самостоятельной работы, эксперимент

 Вид урока. Проблемно-исследовательский

Место урока в программной теме. Тема 2. Химические реакции. Урок № 22

Реактивы и оборудование: NaCl, Na2CO3, NH4Cl, NH4CN, лакмус, пробирки.

Компьютер, проектор, диск с презентациями поэтапного показа схем проведения опыта по гидролизу солей и анализа его результатов.

Пояснительная записка: Данный урок является 22 уроком 2 раздела «Химические реакции» УМК Учебник. О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень».  – М.: Дрофа, 2007.

 Урок разработан с применением технологии критического мышления.  

Ход урока.

I.Организационный этап (1 минута.)

Приветствие учеников, знакомство с изучаемой темой, постановка цели.

Единственный путь,

Ведущий к знанию,-

Это деятельность.

«Шоу»

II Этап проверки домашнего задания (5 минут)

Подготовка учащихся к восприятию лекции.

Прежде чем мы с вами начнём такую серьёзную тему как гидролиз, давайте совершим экскурс в пройденный материал. И так поговорим о классах веществ.

1.Какие классы веществ вы изучили? (кислоты, основания и соли). 2.Приведите примеры кислот и оснований . (NaOH, KOH, NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4, HI, HBr, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2)).(Слайд № 2)

3.Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?

4.Исходя из приведённых выше формул выпишите отдельно сильные и слабые электролиты (сильные: NaOH, KOH, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4, HI, HBr;

слабые: , NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2

 (Слайд №3)

5.Что показывает степень электролитической диссоциации?

6.Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде?

Какие вы знаете индикаторы? (Слайд №4)

Что представляют собой соли? (производные кислот и осноаний0

III. .Этап изучения новых знаний и способов деятельности (30 минут)

Вы знаете, что любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания и кислоты. А основания и кислоты как вы заметили, имеют разную степень диссоциации, следовательно, может образоваться четыре типа солей. (Слайд №5,6). Мы только что выяснили, что в кислотах и основаниях индикаторы меняют свой цвет. А что будет, если мы проверим растворы солей на индикатор?

Учащимся предлагается экспериментально исследовать среду четырёх выданных растворов (NaCl, Na2CO3, AlCl3, Al2S3)/

Почему в одном случае индикатор меняет цвет, а в другом нет?

(Учащиеся предполагают среду раствора)

Давайте попробуем разобраться с этим в месте.

Вам были выданы растворы солей. Что кроме соли ещё присутствует в растворе?

-Совершенно верно, вода.

Вода вступает в реакцию с солями, она их разлагает.

Разложение-лиз, вода–гидро. Вот и пришли мы с вами к изучаемой на этом уроке теме Гидролиз

  • Гидролизом называется взаимодействие веществ с водой, при котором составные части вещества соединяются с составными частями воды. (Слайд № 7)

Гидролизу подвержены соединения различных классов. Рассмотрим один случай – гидролиз солей. В реакцию гидролиза вступают соли, образованные слабой кислотой и сильным основанием, сильной кислотой и слабым основанием, слабой кислотой и слабым основанием. Соли образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются.

  1. Рассмотрим примеры, когда соль образованна одноосновной кислотой и однокислотным основанием.
  1. Пример: (слабая кислота и сильное основание). (Слайд № 8,9)

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли.  

    NaCN + НОН НCN + NaOH

Полное ионно–молекулярное уравнение

Н+ + CN-   +  Na+ + HOH НCN  + Na+ + OH-

Краткое ионно–молекулярное уравнение

 CN-  + НОН  НCN + ОН- ; ОН- > Н+=> среда щелочная

          Рн > 7.

Сила побеждает!

По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:

  • Вывод: Соль сильного основания и слабой кислоты при гидролизе даёт в растворе гидроксид ионы (ОН-). Реакция идёт по аниону

2)Пример: Соль сильного основания и слабой кислоты при гидролизе даёт в растворе гидроксид ионы (ОН-) и кислые соли.  (Слайд № 10,11)

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли

Na2CO3 ↔ 2Na+ + СO32–

Н2O ↔ Н+ + ОН

Полное ионно–молекулярное уравнение

2Na+ + СO32– + Н2O ↔ 2Na+ + HCO3 + ОН

Краткое ионно-молекулярное уравнение

СO32– + Н2O ↔ НСO3 + ОНОН- > Н+ среда щелочная,  Рн > 7.

Молекулярное уравнение.

Na2CO3+ Н2O  NaHCO3 + NaОН.

При этом гидролиз не доходит до конца, т.к. накопление в растворе гидроксид-ионов препятствует образованию угольной кислоты(Н2СО3).

3) Пример: (сильная кислота и слабое основание). (Слайд №12,13)

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли

NH4Cl  NH4+ + Cl-

Полное молекулярно-ионное уравнение

NH4+ + Cl- + НОН  NH4 ОН +Н+ +  Cl-

Краткое ионно-молекулярное уравнение

NH4+ + НОН  NH4 ОН +Н+;  Н+ > ОН- => среда кислая,  Рн < 7

 По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:

  • Вывод: При гидролизе соли образованного слабым основанием и сильной кислотой – среда кислая, в растворе ионы водорода (Н+). Реакция идёт по катиону.

4) Пример: Соли сильных кислот и слабых оснований гидролизуются ступенчато с образованием основных солей и в водном растворе накапливаются ионы водорода; 

(Слайд № 14,15)

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли

            АlCl3 Аl+3 + 3Cl

Н2O ↔ Н+ + ОН

Полное ионно–молекулярное уравнение

Аl+3 + 3Cl - + НОН  3Cl - +Н+ + Аl ОН +2

Краткое ионно-молекулярное уравнение

Аl+3 + НОН   Н+ + Аl ОН +2;  Н+ > ОН- => среда кислая,  Рн < 7.

Молекулярное уравнение.

 АlCl3 + НОН  Аl (ОН)Cl2 +НCl

Вторая ступень:

Аl(ОН)Cl2 Аl ОН +2 + 2Cl

Полное ионно–молекулярное уравнение

АlОН +2 + 2Cl - + НОН  2Cl - +Н+ + Аl(ОН)2+

Краткое ионно-молекулярное уравнение

АlОН +2+ НОН  Н+ + Аl(ОН)2+; Н+ > ОН- => среда кислая,  Рн < 7.

Молекулярное уравнение.

Аl(ОН)Cl2 + НОН  НCl + Аl(ОН)2Cl

По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:

До конца гидролиз не идёт, так как  накапливающиеся в растворе ионы водорода препятствуют образованию слабого основания (Аl(ОН)3). Реакция идёт по катиону.

Сложнее протекает гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой. При этом в реакции гидролиза участвуют и катионы, и анионы соли, связывающие соответственно гидроксид – ионы и ионы водорода воды. Поэтому реакция среды в результате гидролиза определяется относительной силой образующихся слабой кислоты и слабого основания и, в частности, может быть близка к нейтральной, хотя гидролиз протекает практически полностью.  

5)Пример: (слабое основание и слабая кислота) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли. 

(Слайд № 16,17)

Al2S3 + 6H2O-->2Al(OH)3 + 3H2S

По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:Такие соли в водных растворах существовать не могут гидролизуются в растворе до свободной кислоты и свободного основания.. Гидролиз по катиону и аниону.

6)Пример: (слабое основание и слабая кислота) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли. 

 СН3СОО NH4   СН3СОО- + NH4+

Полное ионно-молекулярное уравнение

                   СН3СОО- + NH4+ + НОН  СН3СООН + NH4 ОН

Для того чтобы определить среду в данном процессе мы должны узнать константы ионизации образующихся веществ (в справочнике).

Константы ионизации уксусной кислоты и гидроксида аммония равны соответственно: К(СН3СООН) = 1,76×10-5 и К(NH4 ОН) = 1,79×10-5 => среда при гидролизе этой соли нейтральная.

NH4CN   NH4+ + CN-

NH4+ + CN- + НОН  NH4ОН + НCN

К(НCN) = 7,2×10-10  => среда щелочная.

Гидролиз формиата аммония:

         НСОО NH4   НСОО- + NH4+

         НСОО- + NH4+ + НОН  НСООН + NH4 ОН

К(НСООН) = 1,8×10-4 а К(NH4 ОН) = 1,79×10-5 => среда слабо кислая.

По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:

  • Итак, при гидролизе солей, образованных одноосновными кислотами и однокислотными основаниями, единственными продуктами гидролиза будут кислота и основание.

7). Пример:  Рассмотрим гидролиз соли образованной  сильной кислотой и сильным основанием (NаCl).(Слайд № 19,20)

Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли

Ученики делают вывод: Соли образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются

IV.этап первичной проверки понимания изученного

Учитель проверяет понимание ключевых моментов урока таких, как: Что происходит с солями в водном растворе? Какого типа соли бывают? Что такое гидролиз?

V этап закрепление изученного материала  (работа в группах-6 групп) (5минут)

. Задание: ( Слайд № 20)

1•        Какую реакцию будут иметь водные растворы следующих солей:

1 вариант                                                   2 вариант

а)        нитрата цинка (II)                                 а) хлорид меди (II)

б)        сульфата калия                                          б) сульфита натрия

в)        сульфида натрия                                      в) нитрата бария

  • Составьте упрощенную схему гидролиза этих солей.
  • Составьте ионное уравнение гидролиза этих солей.
  1.   учащимся предлагается поменяться с соседом тетрадями, проверить задания и выставить друг другу оценки (или проверить и самим себе поставить оценку).

. Ответы на вопросы (Слайд № 22-24)

VI.этап обобщения и систематизации(работа в группах-4 группы, обмениваются результатами),  (2 минуты)

  1. Кислую среду имеет водный раствор:
  1. Na3PO4
  2. KCl
  3. Na2CO3
  4. ZnSO4
  1. Щелочную среду имеет водный раствор:
  1. FeCl3
  2. K2SO4
  3. Na2CO3
  4. BaCl2 
  1. Одинаковую реакцию среды имеют растворы карбоната натрия и
  1. нитрата бария
  2. силиката калия
  3. сульфата натрия
  4. хлорида алюминия
  1. Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой,
  1. Гидролизуется по катиону
  2. Гидролизуется по аниону
  3. Не подвергается гидролизу
  4. Полностью разлагается водой

 

VII этап информации о домашнем задании  (1 минута)

1. § 18, № 1-11.

2. Пользуясь следующей таблицей, приведите свои примеры солей, которые будут иметь, кислую, щелочную и нейтральную реакцию, и напишите к ним ионные уравнения гидролиза. (Приложение 2)

3.Выполните задания которае опубликованы на сайте «В контакте. Ru», в заметках, материал ЕГЭ выполнить (Приложение 1)

VIII.   Заключительный этап урока(1 мин.)

РЕФЛЕКСИЯ

1)Рефлексия

T.: Возьмите таблички. (Они заранее разложены на столах учащихся). Возьмите ручки и поставьте плюсы, если вы считаете, что степень ваших знаний и умений изменилась, сможете ли вы теперь без помощи учителя определять среду раствора солей?

2)Подведение итогов (1 мин.)

Беседа учителя с учащимися.

Учитель рассказывает о большом практическом значении гидролиза для человека, касаясь органических веществ: спиртов, сложных эфиров, жиров, мыла, крахмала, целлюлозы, которые учащиеся подробно изучали в 10 классе.

Подводится контроль результатов работы учащихся на уроке с аргументацией поставленных оценок: пояснением активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания. (Учитель выставляет отметки.)  

Спасибо за урок, до свидания.

.

Разработка

Конспект урока по химии в 11 классе

 «Гидролиз в неорганической химии».

 УМК Учебник. О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень».  – М.: Дрофа, 2007.

 

 

План-конспект урока по химии разработан

 учителем высшей квалификационной категории

 МОУ «Лямбирская СОШ №1»

Громовой Ольгой Ильиничной

(педагогический стаж -31 год)

Дополнительная учебная литература для учащихся:

1.О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, А.Г.Введенская. «Общая химия  в тестах, задачах и упражнениях. 11 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений», М.: Дрофа, 2008.

2. О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. Химия. Материалы для подготовки к ЕГЭ. », М.: Дрофа, 2008.

3. О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, П.В.Решетов Задачи по химии и способы их решения 10-11 классы. М.: Дрофа, 2006.

Учебно- методическое обеспечение

  1.  поурочные планы по учебнику О.С. Габриелян, Г.Г. Лысовой./ авт.-сост. В.Г. Денисова.- Волгоград: Учитель, 2005
  2. Методическое пособие/О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова.-3-е изд. Стереотип., Москва Дрофа. 2004, химия 11 класс:

- оборудование и приборы:

  1. Компьютер
  2. Интерактивная доска
  3. Мультимедийный проектор

- электронные пособия:

Электронные диски «Кирилл и Мифодий»  

  1. http://festival.1september.ru 
  2.  http://www.xumuk.ru/
  3. Приложение «Химия», сайт www.prosv.ru  (рубрика «Химия»).
  4. Мультимедиа учебный курс «1С:Образовательная коллекция. Общая химия»
  5. Учебное электронное издание «Химия(8-11 класс) Виртуальная лаборатория»
  6. СD «1С- репетитор Химия».
  7. Интернет-школа Просвещение. ru, online курс по УМК О.С.Габриеляна и др.    (www.ihternet-school.ru)
  8. .«1С:Образовательная коллекция.Химия для всех ХХI. Химические опыты со взрывами и без»

Учебно-методическое обеспечение для учащихся:

1. Школьный практикум. Химия 10-11 класс/ М.М. Зуева, Н.Н. Гара, 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2003, Химия.

2. Тесты для повторения и подготовки.-Никитюк Т.В., Никитюк А.М., Остроумова И.Г./Саратов: Лицей, 2006,

3. http://interneturok.ru/

4. http://www.shishlena.ru/

5. http://school-collection.edu.ru/

6. http://nigma.ru

7. http://www.xumuk.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Гидролиз солей"

Тест содержит вопросы по теме "Гидролиз солей", и составлен он по типу ЕГЭ. Использую его в профильном 11 классе для проверки знаний по этой теме. Вопросы взяты из КИМов разных лет. Приводятся вариант...

Презентация: " Гидролиз солей"

В данной презентации рассматривается материал по гидролизу солей  с использованием виртуальной лаборатории....

Презентация: " Гидролиз солей"

В данной презентации рассматривается материал по гидролизу солей  с использованием виртуальной лаборатории....

Гидролиз солей. 11 класс.

Презентация урока в 11 классе по общей химии.Тема: гидролиз солей.2011 год, Санкт-Петербург. ...

Гидролиз солей

Изучение нового материала, лекция с элементами самостоятельной работы, эксперимент.  Считаю, что данный тип урока является наиболее оптимальным для рассмотрения этой темы, так как необходим...

ТЕСТ «Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная»

Тест «Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная» для 11 класса (профиль)...