Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Kseniya_Panova

Примерная рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, автор Г.Е. Рутзитис «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_8_klass.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей учебной программе

Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.

Такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально полученные знания на богатом практическом материале.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 Место предмета в базисном учебном плане:

Примерная рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, автор Г.Е. Рутзитис «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. 2 часа резервных которые предполагается использовать для обобщения и повторения материала перед контрольной работой за учебный год.

УМК учителя:

  • Литература для учащихся
  1. Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.
  2. Н.Е. Кузнецова, А.Н.Левкин « Задачник по химии  8-9 кл.» М.; « Вентана – Граф» , 2000 – 2007.
  3. И.Г. Хомченко  « Сборник задач и упражнений по химии для  средней школы»  М.; « Новая Волна», 2001 – 2005.
  4. CD-ROM  Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы.-М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2002г.
  5. CD-ROM  Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия.1999, 2000, 2002, 2004, 2005, 2006 с изменениями и джополнениями. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006г.
  6. CD-ROM  Учебное электронное издание Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория. МарГТУ, Лаборатория систем мультимедия, 2004г.
  7. CD-ROM  Обучающие энциклопедии. Химия для всех. Общая и неорганическая химия. РНПО РОСУЧПРИБОР АО «ИНТОС», Курс, 1998г

Интернет-материалы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://edu. 1c.ru Система программ «1С: Образование 3.0»

http://www.ravnovesie.com, www.salebook.ru Обучающие курсы «Ваш репетитор».

http://v.SCHOOL.ru Библиотека электронных наглядных пособий.

         ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:

           Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;

Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений. 

Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

 Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе, строении вещества, закономерностях протекания реакций и их классификации.

 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Примерная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, порводиьт элементарный химический эксперимент.

 Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологи где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

           уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

 

Результаты обучения в курсе «Неограническая химия» в 8 классе:

Требования к уровню подготовки

В результате изучения данного предмета в 8 классе учащийся должен знать:

  • основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества),
  • Основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,
  • Основные виды химической связи,
  • Типы кристаллических решеток,
  • Факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия,
  • Типологию химических реакций по различным признакам,
  • Сущность электролитической реакции,
  • Названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления – восстановления.

Учащиеся должны уметь:

  • Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная  и молекулярная массы, количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
  • Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно – восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в Ом числе и в сете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между ставом вещества и его свойствами;
  • Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
  • Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

Тематическое планирование по предмету «химия» 8 класс

(2 ч в неделю) (всего 68 часов)

Тема урока

Основные образовательные понятия

ИКТ

Д/З

Виды контроля

Первоначальные химические понятия (23 ч)

1.

Предмет химии. Вещества и их свойства.

Химия как наука, вещество, физическое тело, смеси

K&M

У1(С1-2)

Стр. 5-12 вопр. 1-6 табл с. 9

2.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Отстаивание, декантация, фильтрование, центрифугирование, перегонка, раствор, выпаривание, дистилляция, кристаллизация, хроматография

K&M

У1(С3-4)

Стр. 13-20 вопр. 1-2, 10

Контроль основных понятий и терминов

3.

Физические и химические явления.

Химическая реакция, признаки химических реакций

K&M

У1(С5-6)

Стр. 21-25 вопр. 1-6

Контроль основных понятий и терминов

4.

Практическая работа №1

Приемы безопасной работы с оборудование и веществами. Строение пламени.

K&M

У2(С1)

§4-5 вопр. с.21-22 №2,4,11,13

Контроль основных понятий и терминов

5.

Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества

Атомы, молекулы, вещества молекулярного и немолекулярного строения

K&M

У2(С2-5)

§6-8 вопр. 14 , 17 стр. 22

Контроль основных понятий и терминов

6.

Химические элементы. Относительная атомная масса

Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. а.е.м.

Контроль практических навыков

7.

Практическая работа №2

Получение очищенной поваренной соли

Стр. 22

вопр. 19 (таб)

Контроль умений решать задачи

8.

Закон постоянства состава

Формулировка закона, развитие навыков для решения химических задач

K&M

У3(С1-2)

§9 вопр 1-3 стр. 27

Контроль основных понятий и терминов

9.

Химические формулы. Относительная молекулярная масса

Химические формулы. Коэффициент, индекс. Молекулярная масса.

§10 вопр. 4-5 стр 27

Контроль основных понятий и терминов

10-11

Решение задач

Мr

Вопр 9,11

Контроль основных понятий и терминов, Контроль умений решать задачи

12.

Валентность.

Высшая валентность, низшая валентность, составление химических формул

K&M

У3(С4)

§11-12 вопр 3-4 стр 32

13.

Составление химических формул по валентности

K&M

У3(С4-5)

§12 вопр 6-7 стр 32

Контроль основных понятий и терминов, Контроль умений решать задачи

14.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы

Уравнение химической реакции, коэффициенты, материальный баланс химических реакций

§13-14 вопр 1,2 стр 42

Контроль основных понятий и терминов,

15.

Химические уравнения

Составление химических реакций.

§15

Контроль умений написания химических формул основных классов неорганических соединений

16.

Решение задач

Химические уравнения

Стр 43 вопр 3

Контроль умений решать задачи

17.

Типы химических реакций

Основные типы реакций

§16 вопр 5 стр 43

18.

Решение задач

Типы химических реакций

Контроль умений писать уравнения химических реакций, контроль умений написания химических формул основных классов неорганических соединений

19.

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

Моль. Молярная масса. вычисления по химическим уравнениям

K&M

У4(С2-3)

§17 вопр 4 стр 42

Контроль основных понятий и терминов, контроль умений написания химических формул основных классов неорганических соединений

20-21

Решение задач

Моль. Молярная масса. вычисления по химическим уравнениям

Стр 43 вопр 11-12

Контроль основных понятий и терминов Контроль умений решать задачи

22

Обобщение по теме «Первоначальные химические понятия

23.

Контрольная работа №1

Кислород. Горение. (6ч)

1.

Кислород. Получение, свойства применение.

Характеристика кислорода. Нахождение в природе. Физ. И хим. Свойства области применения

K&M

У6(С1-6)

§18-21 вопр. 11 зад. 1 стр 54

Контроль основных понятий и терминов

2.

Воздух и его состав.

Состав воздуха, горение веществ в воздухе и кислороде. Условия возникновения и прекращения горения.

K&M

У6(С7)

§22 вопр 7,10 стр 50

Контроль основных понятий и терминов

3.

Практическая работа №3

Получение и свойства кислорода

Контроль практических навыков

4.

Тепловой эффект химических реакций

Экзо- и эндотермические реакции. количество теплоты. Сохранение энергии в химических реакциях

§23 вопр 12 с60 зад 1

Контроль основных понятий и терминов

5.

Решение задач

Тепловой эффект

с.60 зад. 2

Контроль основных понятий и терминов, Контроль умений решать задачи

6.

Топливо и способы его сжигания

Виды топлива, сжигание топлива, охрана атмосферы.

§24 вопр. 11 с. 60

Контроль основных понятий и терминов, Контроль умений написания химических формул основных классов неорганических соединений

Водород. (5ч)

1.

Водород как простое вещество.

Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, получение, применение.

K&M

У6С(8-12)

§25-27

Контроль основных понятий и терминов

2.

Практическая работа №4

Получение водорода и опыты с ним.

Контроль практических навыков

3.

Решение задач

Водород

С 67 вопр 9,11

Контроль умений писать уравнения химических реакций, контроль умений решать задачи

4.

Обобщение по темам «Кислород», «Водород»

Контроль основных понятий и терминов, Контроль умений решать задачи

5.

Контрольная работа №2

Вода. Водные растворы. (5ч)

1.

Вода – растворитель.

Раствор, растворение, концентрация, способы выражения концентрации растворов.

K&M

У7(С5-7)

§28 вопр 3-4 зад 1

Контроль основных понятий и терминов

2.

Решение задач

Растворы

Контроль умений писать уравнения химических реакций, Контроль умений решать задачи

3.

Вода.

Физические и химические свойства, нахождение в природе, применение

K&M

У7(С2-4)

§29 вопр 5-6 зад 1

Контроль основных понятий и терминов

4

Решение задач

Свойства воды

Контроль умений написания химических формул основных классов неорганических соединений, Контроль умений решать задачи

5.

Практическая работа №5

Приготовление растворов с заданной концентрацией

Контроль практических навыков

Основные классы неорганических соединений. (9ч)

1.

Оксиды

Классификация, номенклатура, свойства, получение, применение.

K&M

У8(С1-6)

§30 вопр 1, 3 стр 80

Контроль основных понятий и терминов

2.

Основания

Классификация, номенклатура, свойства, получение, применение.

K&M

У9(С1-4)

§31 вопр 3, 7 стр 86

Контроль умений написания химических формул основных классов неорганических соединений Контроль умений решать задачи,

3.

Кислоты

Классификация, номенклатура, свойства, получение, применение, индикаторы.

K&M

У10(С1-5)

§32 вопр. 7, 9 зад 2 стр 91

Контроль умений писать уравнения химических реакций

4.

Соли

Классификация, номенклатура, свойства, получение, применение.

K&M

У11(С1-5)

§33 вопр 2-3 стр 97

Контроль умений писать уравнения химических реакций, Контроль умений решать задачи,

5.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Генетическая связь

K&M

У12(С1-7)

Стр. 96-97 вопр. 10 стр 98

Контроль основных понятий и терминов

6-7

Решение задач

Генетическая связь

Контроль умений писать уравнения химических реакций, Контроль умений решать задачи,

8.

Практическая работа №6

Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»

Контроль практических навыков

9.

Контрольная работа №3

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева (7ч)

1.

Классификация химических элементов

Металлы, неметаллы, амфотерные элементы, группы элементов

§34 вопр 1-2 стр 105

Контроль основных понятий и терминов

2.

Периодический закон, периодическая система

Формулировки закона, строение ПС

§35-36 вопр. 1-2 стр 110

Контроль основных понятий и терминов

3.

Решение задач

Периодическая система

Вопр 3 стр 110

Контроль умений писать уравнения химических реакций, Контроль умений решать задачи,

4.

Строение атома

Элементарные частицы, изотопы, энергетические уровни

§37 стр 110-113

Контроль основных понятий и терминов

5.

Движение электронов в атоме

Орбиталь, заполнение орбиталей

§37 стр 113-118 вопр 6-7 с 120

Контроль основных понятий и терминов

6-7

Решение задач

Атомные орбитали

Контроль умений писать уравнения химических реакций, Контроль умений решать задачи,

Химическая связь. Строение веществ. (6ч)

1.

ОЭО

Понятие, значение ОЭО

§40 вопр 1 с 126

Контроль основных понятий и терминов

2.

Основные типы химической связи

Ковалентная, ионная

K&M

У15(С1-4,7

§41 вопр 3,7 стр 126

Контроль основных понятий и терминов

3.

Кристаллические решетки

Типы кристаллических решеток, аморфное состояние вещества

§42 вопр 1-2 стр 133

Контроль основных понятий и терминов

4.

Решение задач

Контроль умений писать уравнения химических реакций, Контроль умений решать задачи,

5.

Степень окисления

Процессы окисления и восстановления

§43 вопр 4-5 стр 132

Контроль основных понятий и терминов

6.

Решение задач

Степень окисления

Контроль умений писать уравнения химических реакций, Контроль умений решать задачи,

Закон Авогадро. Молярный объем газа (4ч)

1

Закон Авогадро

Формулировка, значение, относительная плотность.

§44

Контроль основных понятий и терминов

2

Объемные отношения газов при химических реакциях

Молярный объем газа

§45 вопр 1-2 зад 1-2 стр 136

Контроль основных химических законов.

3

Решение задач

Молярный объем газа

Контроль умений писать уравнения химических реакций, Контроль умений решать задачи,

4

Контрольная работа №4

Галогены (4ч)

1.

Общая характеристика галогенов. Хлор

Положение в ПС, строение атомов

§46-47 вопр 1-2 стр 145

Контроль основных понятий и терминов

2

Хлороводород. Соляная кислота

Строение, получение, свойства, применение

§48-49 вопр 3-4 стр 149

Контроль основных классов неорганических соединений

3

Решение задач

Контроль умений писать уравнения химических реакций, Контроль умений решать задачи,

4

Итоговая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...