План-конспект урока "Свойства карбоновых кислот"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Свойства карбоновых кислот
ФИО Олешкова Светлана Алексеевна, МБОУ «Яренская СОШ»
Предмет химия
Класс 10
Базовый учебник О. С. Габриелян. Химия. 10
Цель урока: формирование новых знаний по теме « Свойства карбоновых кислот, как одного из класса кислородсодержащих органических соединений».
Задачи урока:
Образовательные:
1.Рассмотреть общие свойства карбоновых кислот в сравнении со свойствами минеральных кислот.
2.Сравнить физические свойства спиртов и карбоновых кислот.
Развивающие: развивать интеллектуальные умения – выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, использовать ранее накопленные знания по химии в контексте нового материала, расширять научную лексику в результате введения в активный словарь новых терминов, продолжать формирование умений оформлять результаты своей работы и делать обобщения на основании полученных результатов.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные умения, формировать научное мировоззрение, интерес к предмету, поддерживать устойчивую мотивацию к изучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета и использования эор.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Необходимое техническое оборудование: компьютеры, м/м проектор
Структура и ход урока: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения, первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Организаци-онный | Приветствие. Отмечает отсутствующих. | Отчёт дежурного | 1 мин. | |
2 | Постановка цели | Организует фронтальную игру «Черный ящик» ( прил. 1). Какое вещество мы будем изучать? | Формулируют тему, цели и задачи урока. Записывают число и тему урока в рабочей тетради. | 3 мин | |
3 | Актуализации знаний | Ресурс 1 | Учитель организует фронтальную работу учащихся, задавая вопросы по повторению пройденного материала | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы | 3 мин |
4 | Изучение нового материала | Ресурсы 5, 2 Ресурс 4 Ресурс 7 Ресурс 6 | Демонстрирует коллекцию карбоновых кислот. Задаёт вопросы: Как изменяются агрегатное состояние, рас-творимость в воде в пределах гомологического ряда? Почему? Задаёт фронтальный воп-рос: Вспомните, с какими веществами взаимодейст-вуют неорганические кис-лоты? Будет ли уксусная кислота вступать в ана-логичные реакции? Вспомним правила техники безопасности. Демонстрирует слайды презентации. Фронт. вопрос: с какими веществами ещё взаимо-действует уксусная кислота? | Учащиеся фронтально отвечают на вопросы, делают вывод о сходстве физических свойств со спиртами, объясняют причину. Фронтальные ответы. Выполняют лаборатор-ный опыт (парная рабо-та) по инструктивной карте (прил. 2) В тетрадь записывают уравнения реакций, взаимопровер-ка. Самопроверка. Формулируют вывод. Ученик записывает уравнение на доске, остальные – в тетради. | 25 мин |
5 | Первичное закрепление и систематизация знаний | Ресурс 3 | Для проверки усвоения темы предлагает уча-щимся пройти тест | Выполняют тест индивидуально | 10 мин |
6 | Подведение итогов обучения | Выставление оценок, комментирование работы на уроке. | Отвечают на вопрос: что нового я узнал сегодня на уроке? | 2 мин | |
7 | Определение домашнего задания | Записывает на доске домашнее задание, комментирует | Записывают домашнее задание в дневниках | 1 мин |
Приложение 1. Игра «Чёрный ящик».
Учитель: вы уже знаете строение функциональной группы, номенклатуру карбоновых кислот . А хорошо ли вам знакомы отдельные представители этого класса соединений?
У меня в черном ящике находится удивительное, но хорошо вам знакомое вещество. Название этого вещества древними греками отождествлялось с самим представлением о кислом. Нам оно хорошо известно в жидком агрегатном состоянии, но при охлаждении ниже 17 °С превращается в бесцветные кристаллы, похожие на лед ( достаёт бутылку с уксусной кислотой).
В черном ящике находится вещество, которым богаты плоды цитрусовых. В мякоти апельсина его около 2 %, в лимоне – 6 %. Было впервые выделено в 1784 г. К.Шееле (лимонная кислота). В черный ящик можно поместить апельсины, лимоны, пакетики с лимонной кислотой.
Лабораторный опыт. Исследование свойств уксусной кислоты
• Опыт №1 . Диссоциация уксусной кислоты в водном растворе.
В пробирку налейте 2-3 мл раствора уксусной кислоты и капните в неё 1 каплю индикатора лакмуса. Что наблюдаете? Напишите уравнение диссоциации уксусной кислоты.
• Опыт №2. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.
В пробирку поместите порошок магния, взятый на кончике шпателя, и прилейте к нему 2-3 мл раствора уксусной кислоты. Какие наблюдаете признаки реакции? Запишите уравнение реакции.
• Опыт №3. Взаимодействие уксусной кислоты с оксидами металлов.
В пробирку поместите порошок оксида меди (II), взятый на кончике шпателя и прилейте к нему 2-3 мл раствора уксусной кислоты. Нагрейте содержимое пробирки. Какие произошли изменения? Запишите уравнение реакции.
• Опыт №4 Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.
В пробирку поместите 2 мл раствора гидроксида натрия. Добавьте к этому раствору 1 каплю индикатора фенолфталеина. Что наблюдаете? К данному раствору добавьте 3-4 мл раствора уксусной кислоты (до исчезновения окраски). Запишите уравнение реакции.
• Опыт №5. Взаимодействие уксусной кислоты с солями более слабых кислот.
В пробирку поместите немного карбоната натрия и добавьте к нему 2-3 мл раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
На основе проведённых опытов сделайте вывод.
Тест – закрепление «Карбоновые кислоты»
Отметьте правильные ответы (их может быть несколько) в таблице.
1. Раствор уксусной кислоты реагирует с веществами:
а) NН3; б) FeO; в) Na2CO3; г) ZnO; д) CO.
2. Предельные одноосновные карбоновые кислоты имеют общую формулу:
а) СnН2nO; б) СnН2nO2; в) СnН2n+2O;
г) СnН2nO3; д) СnН2n–2O2.
3. Следующие признаки верно отражают физические свойства уксусной кислоты:
а) газообразное вещество;
б) имеет характерный запах;
в) хорошо растворяется в воде;
г) при комнатной температуре бесцветная жидкость;
д) плохо растворяется в воде.
4. Соли уксусной кислоты называются:
а) формиаты; б) цитраты; в) пропионаты;
г) ацетаты; д) оксалаты.
5. При взаимодействии уксусной кислоты с карбонатом натрия образуются вещества:
а) Н2СО3; б) СО2; в) Н2О;
г) СН3СООNa; д) NaОН.
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Гомологический ряд карбоновых кислот | Инф. | Иллюстр. | |
2 | Образование водородных связенй | Инф. | Анимация | |
3 | Карбоновые кислоты | Контр. | тест | http://fcior.edu.ru/card/1116/testy-po-teme-karbonovye-kisloty.html |
4 | Химические свойства кислот | Инф. | Иллюстр. | http://fcior.edu.ru/card/9001/himicheskie-svoystva-kislot.html |
5 | Растворимость карбоновых кислот | Инф. | видео | |
6 | Получение уксусноэтилового эфира | Инф. | видео | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2638df79-e8e5-0109-e2e2-cd2fa153a7bb/index.htm |
7 | Правила ТБ | Инф. | анимация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5aa-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_05.swf |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."
«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...
План-конспект урока с использованием ЭОР "Обобщение и систематизация знаний по теме "Карбоновые кислоты"
Основной формой обучения химии в школе сегодня остается урок, и очень важно включить возможности интернет в деятельность учащихся, учителей, реализовать потенциал современных средств информационных те...
Раздел: Карбоновые кислоты. Тема урока: Представители карбоновых кислот вокруг нас. Химия 10 класс
Урок химии на тему "Представители карбоновых кислот вокруг нас" ориентирован на изучение программного материала в 10 классе по курсу Органической химии. Может быть использован как для общеобразов...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Производство азотной кислоты»
Цель урока - ознакомление учащихся с промышленным получением азотной кислоты....
План-конспект урока "Химические свойства карбоновых кислот"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА«Химические свойства карбоновых кислот» ФИО автора: Ганин Дмитрий Андреевич.Место работы: ГБОУ Школа №2065.Должность: учитель химии.Предмет: химия.Класс: 10.Учебник: Рудз...
Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."
Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...
План-конспект урока по теме: "Карбоновые кислоты" для учащихся 10 класса
Дать понятие о карбоновых кислотах и их классификации. Разобрать строение карбоксильной группы. Рассмотреть номенклатуру и изомерию карбоновых кислот, нахождение в природе, физические и химические сво...
- Мне нравится (1)