Рабочая программа по химии
рабочая программа по химии (8, 9 класс) на тему
Данная программа составлена к учебнику Рудзитиса. Предназначена для работы в 8-9 классах, при 2 часах в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Екатериновка муниципального
района Красноярский Самарской области
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
Директор школы Зам.директора по УВР на заседании М/О
________ Бореева Н.А. _________ Захарова И.А. протокол от
«___»__________20___г. «___»_________20___г. «___»_________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ
для 8 – 9 классов
Учитель: Тыганова Л.А.
При составлении программы курса химии использована авторская программа среднего общего образования по химии для базового изучения химии в 8-9 классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана
В ходе реализации программы выпускник научится:
- характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
- описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
- раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
- различать химические и физические явления;
- называть химические элементы;
- определять состав веществ по их формулам;
- определять валентность атома элемента в соединениях;
- определять тип химических реакций;
- называть признаки и условия протекания химических реакций;
- выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
- составлять формулы бинарных соединений;
- составлять уравнения химических реакций;
- соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
- пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
- вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
- характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
- получать, собирать кислород и водород;
- распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
- раскрывать смысл закона Авогадро;
- раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
- характеризовать физические и химические свойства воды;
- раскрывать смысл понятия «раствор»;
- вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
- приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
- называть соединения изученных классов неорганических веществ;
- характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
- определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
- составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
- проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
- характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
- раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
- объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
- составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
- раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
- характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
- определять вид химической связи в неорганических соединениях;
- изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
- раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
- определять степень окисления атома элемента в соединении;
- раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
- объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
- составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
- определять возможность протекания реакций ионного обмена;
- проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
- определять окислитель и восстановитель;
- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
- называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
- классифицировать химические реакции по различным признакам;
- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
- проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
- распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
- называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
- оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
- определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
- прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
- использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
- критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
- осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
Содержание курса
8 класс.
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) (54 часа)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.
Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Анализ воды. Синтез воды.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.
Ознакомление с образцами оксидов.
Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практические работы
- Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
- Очистка загрязнённой поваренной соли.
- Получение и свойства кислорода
- Получение водорода и изучение его свойств.
- Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
- Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Расчетные задачи:
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.
Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (7 часов)
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.
Раздел 3. Строение вещества (7 часов)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.
Демонстрации:
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
9 класс
Повторение основных вопросов 8 класса (4 часа)
Периодический закон и Периодическая система Химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома.
Химическая связь. Строение вещества. Типы кристаллических решеток.
Химические свойства основных классов неорганических веществ. Расчеты по химическим уравнениям.
Демонстрации.
- Таблица «Виды связей»
- Таблица «Типы кристаллических решеток»
Тема 1. Электролитическая диссоциация (14 часов)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.
Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.
Демонстрации.
- Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
- Таблица «Электролиты»
- Таблица «Количественные отношения в химии».
- Таблицы «ОВР», «Многообразие ОВР».
- Некоторые химические свойства кислот, солей, оснований.
- Таблица «Гидролиз водных растворов солей»
Лабораторные опыты.
- Реакции обмена между растворами электролитов.
- Качественные реакции на ионы.
Практическая работа.
- Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая
диссоциация».
Расчетные задачи
- Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Тема 2. Кислород и сера (5 ч)
Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.
Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI).
Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Демонстрации.
- Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.
- Получение пластической серы.
Лабораторные опыты.
- Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.
Расчетные задачи.
- Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
- Расчеты по уравнениям с использованием закона объемных отношений.
Тема 3: Основные закономерности химических реакций (6 ч)
Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения, расчеты по ним.
Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных условий: от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры, катализатора. Химическое равновесие, условия его смещения. Решение задач.
Демонстрации.
- Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости химических реакций от различных факторов.
- Таблицы «Обратимые реакции», «Химическое равновесие», «Скорость химической реакции».
Расчетные задачи.
- Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема 4. Азот и фосфор (13 ч)
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов.
Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Минеральные удобрения.
Демонстрации.
- Получение аммиака и его растворение в воде. Обнаружение аммиака.
- Качественные реакции на соли аммония, нитраты.
- Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.
- Видеофильм «Фосфор».
Лабораторные опыты.
- Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с
азотными и фосфорными удобрениями.
- Горение фосфора, взаимодействие оксида фосфора с водой.
- Качественная реакция на фосфат – ион.
Практические работы
- Получение аммиака и изучение его свойств.
- Определение минеральных удобрений.
Тема 5. Углерод и кремний (5 ч)
Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов.
Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.
Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Демонстрации.
- Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.
- Получение оксида углерода (IV) и его взаимодействие со щелочью.
Лабораторные опыты.
- Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов
и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.
Практическая работа.
- Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Расчетные задачи.
- Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.
Тема 6. Общие свойства металлов (3 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.
Демонстрации.
- Образцы металлов, взаимодействие металлов с неметаллами.
Тема 7: Металлы главных подгрупп I –III групп ПСХЭ Д.И. Менделеева (5 ч)
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Демонстрации.
- Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия.
- Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой.
Тема 8: Железо – элемент побочной подгруппы VIII группы ПСХЭ Д.И. Менделеева (3 ч)
Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).
Демонстрации.
- Знакомство с рудами железа.
- Получение гидроксидов железа и их взаимодействие с кислотами.
- Качественные реакции на ионы железа.
Практические работы
- Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Тема 9: Промышленные способы получения металлов (2 ч)
Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Понятие о коррозии металлов и способах защиты от нее (обзорно).
Тема 10: Органические соединения (8 ч)
Первоначальные представления об органических веществах. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
Предельные углеводороды. Метан, этан. Состав, строение, физические и химические свойства. Применение. Понятие о гомологах и гомологических рядах.
Непредельные углеводороды. Состав, строение, физические и химические свойства. Применение.
Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
Кислородсодержащие органические вещества: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы (общие сведения).
Общие понятия об аминокислотах и белках.
Демонстрации.
- Модели молекул органических соединений, схемы, таблицы.
- Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.
- Образцы нефти и продуктов их переработки.
- Видеоопыты по свойствам основных классов веществ.
Расчетные задачи.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям
элементов.
Тематический план
8 класс
Разделы программы | Количество часов |
Основные понятия химии (уровень атомно – молекулярных представлений) | 54 (51 + 3 часа резервного времени) |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома | 7 |
Строение вещества. Химическая связь. | 7 |
Итого: | 68 |
9 класс
Разделы программы | Количество часов |
9 класс | |
Повторение основных вопросов 8 класса | 4 |
Электролитическая диссоциация | 14 |
Кислород и сера | 5 |
Основные закономерности химических реакций | 6 |
Азот и фосфор | 13 |
Углерод и кремний | 5 |
Общие свойства металлов | 3 |
Металлы главных подгрупп I –III групп ПСХЭ Д.И. Менделеева | 5 |
Железо – элемент побочной подгруппы VIII группы ПСХЭ Д.И. Менделеева | 3 |
Промышленные способы получения металлов | 2 |
Органические соединения | 8 |
Всего: 68 |
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ урока | Дата | Тема урока | Предполагаемый результат |
1. | Предмет химии. Техника безопасности на уроках химии. | Дать понятие о предмете химии. Сформировать первоначальные представления: а) о веществе, а также о простых и сложных веществах; б) начать формировать умение характеризовать вещества, используя для этого их физические свойства. | |
2. | Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент | Сформировать первоначальные представления: о методах наблюдение и эксперимент | |
3. | Практическая работа №1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием. | Познакомить уч-ся с лабораторным оборудованием, приемами обращения с ним. Рассмотреть правила техники безопасности в кабинете химии | |
4. | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей | Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.) | |
5. | Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли. | Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ | |
6. | Физические и химические явления. Химические реакции. | Познакомиться с важнейшими хим. понятиями: физические и химические явления, химическая реакция; умение отличать химические реакции от физических явлений | |
7. | Атомы и молекулы, ионы. | Формирование знаний уч-ся о составе атома и атомного ядра, ионов и молекул. | |
8. | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. | Умение характеризовать кристаллические решетки. | |
9. | Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. | Умение характеризовать важнейшие химические понятия:химический элемент, классификация веществ (на простые и сложные вещества). | |
10. | Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. | Умение характеризовать важнейшие химические понятия: химический элемент, относительная атомная масса. | |
11. | Закон постоянства состава веществ | Умение характеризовать основные законы химии: закон постоянства состава веществ. | |
12. | Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. | Умение характеризовать понятия об относительной атомной и молекулярной массах. Умение рассчитывать относительную молекулярную массу. | |
13. | Массовая доля химического элемента в соединении. | Умение вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | |
14. | Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. | Умение определять валентность и значение валентности некоторых химических элементов; называть бинарные соединения. | |
15. | Составление химических формул бинарных соединений по валентности. | Умение составлять формулы бинарных соединений по известной валентности элементов. | |
16. | Атомно-молекулярное учение. | Умение характеризовать основные положения атомно-молекулярного учения, понимать его значение | |
17. | Закон сохранения массы веществ. | Умение характеризовать основные законы химии: сохранения массы веществ; пониматьего сущность и значение | |
18. | Химические уравнения. | умение составлять уравнения хим. реакций. | |
19. | Типы химических реакций | умение определять реагенты и продукты реакции; расставлять коэффициенты в уравнениях реакций на основе закона сохранения массы веществ | |
20. | Повторение и обобщение по теме «Первоначальные химические понятия» | 1.Закрепление знаний и расчетных навыков уч-ся. 2.Умение решать типовые примеры контрольной работы. | |
21. | Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные химические понятия». | Умение овладения навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий | |
22. | Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. | Умение характеризовать кислород как химический элемент и простое вещество; распознавать опытным путем кислород Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни | |
23. | Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. | Умение объяснить сущность круговорота кислорода в природе, применение кислорода; уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства кислород | |
24. | Практическая работа №3. Получение и свойства кислорода. | Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ | |
25. | Озон. Аллотропия кислорода | Умение объяснить сущность аллотропии кислорода. | |
26. | Воздух и его состав. | Умение характеризовать состав воздуха Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. | |
27. | Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. | Умение характеризовать водород как химический элемент и простое вещество, распознавать опытным путем водород | |
28. | Химические свойства водорода. Применение. | Умение составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства водорода, называть продукты реакции | |
29. | Практическая работа №4. «Получение водорода и исследование его свойств» | Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ | |
30. | Вода. Методы определения состава воды. | Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни | |
31. | Физические и химические свойства воды. | Умение характеризовать свойства воды (химические свойства основных классов неорганических веществ), взаимодействие воды с основными и кислотными оксидами; составлять уравнения химических реакций, характерных для воды | |
32. | Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. | Умение давать определение понятия растворы, виды растворов, свойства воды как растворителя; представление о сущности процесса получения кристаллов из растворов солей | |
33. | Массовая доля растворенного вещества. | Умение характеризовать сущность понятия массовая доля растворенного вещества в растворе; уметь вычислять массовую долю вещества в растворе | |
34. | Решение расчетных задач «Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе» | Умение вычислять массовую долю вещества в растворе | |
35. | Практическая работа №5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества | Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ | |
36. | Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». | Умение применять полученные знания для решения задач | |
37. | Контрольная работа по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». | Умение овладения навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий | |
38. | Моль — единица количества вещества. Молярная масса. | Умение вычислять молярную массу по формуле соединения, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции | |
39. | Вычисления по химическим уравнениям. | Умение вычислять: количество вещества или массу по количеству вещества или массе реагентов или продуктов реакции | |
40. | Закон Авогадро. Молярный объем газов. | Умение вычислять: количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов и продуктов реакции; (находить объём газа по известному количеству вещества (и производить обратные вычисления)) | |
41. | Относительная плотность газов | Умение вычислять относительную плотность газов | |
42. | Объемные отношения газов при химических реакциях | Умение проводить расчеты на основе уравнений реакций, уметь вычислять: количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов и продуктов реакции (находить объем газа по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции) | |
43. | Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. | Умение называть соединения изученных классов (оксидов); определять принадлежность веществ к определенному классу соединений (оксидам); характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов); составлять формулы неорганических соединений изученных классов (оксидов) | |
44. | Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение. | Умение называть соединения изученных классов (оснований), определять принадлежность веществ к определенному классу соединений (основаниям) | |
45. | Химические свойства оснований. | Умение составлять формулы неорганических соединений изученных классов (оснований); уравнения химических реакций (характерных для оснований); характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ (оснований) | |
46. | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | Умение характеризовать химические свойства основных классов неорганических соединений (амфотерных неорганических соединений) | |
47. | Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот. | Умение называть соединения изученных классов (кислот); определять принадлежность веществ к определенному классу соединений (кислот); умение составлять формулы неорганических соединений изученных классов | |
48. | Химические свойства кислот | Умение составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства кислот; умение распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей | |
49. | Соли. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей | Умение составлять формулы неорганических соединений изученных классов (солей); умение называть соединения изученных классов (солей); определять принадлежность веществ к определенному классу соединений (солей); умение составлять формулы неорганических соединений | |
50. | Свойства солей | Умение характеризовать свойства изученных классов неорганических веществ (солей); умение составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства солей | |
51. | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | Умение: характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ; определять принадлежность веществ к определенному классу соединений составлять формулы неорганических соединений изученных классов | |
52. | Практическая работа №6.Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» | Умение применять полученные знания для решения практических задач, соблюдая правила безопасного обращения с веществами | |
53. | Повторение и обобщение по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» | 1.Закрепление знаний и расчетных навыков уч-ся. 2.Умение решать типовые примеры контрольной работы. | |
54. | Контрольная работа №3 по теме: «Основные классы неорганических соединений». | Умение овладения навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий | |
55. | Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. | Умение характеризовать важнейшие химические понятия: химический элемент, классификация веществ | |
56. | Периодический закон Д. И. Менделеева. | Умение характеризовать основные законы химии: периодический закон. | |
57. | Периодическая система химических элементов. | Умение объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп | |
58. | Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. | Умение объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе. | |
59. | Расположение электронов по энергетическим уровням. | Умение характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы | |
60. | Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева | Умение понимать основные законы химии: периодический закон, его сущность и значение | |
61. | Повторение и обобщение по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. | 1.Закрепление знаний и расчетных навыков уч-ся. 2.Умение решать типовые примеры. | |
62. | Электроотрицательность химических элементов | Умение объяснять химические понятия: электроотрицательность химических элементов, химическая связь, ион Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям | |
63. | Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи | Умение объяснять понятия: химическая связь, ковалентная связь и её разновидности (полярная и неполярная); понимать механизм образования ковалентной связи; уметь определять: тип химической связи в соединениях | |
64. | Ионная связь | Умение понимать механизм образования связи; уметь определять: тип химической связи в соединениях | |
65. | Окислительно-восстановительные реакции | Умение определять степени окисления химических элементов в соединениях, окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель; иметь представление об электронном балансе | |
66. | Повторение и обобщение по теме: «Строение веществ. Химическая связь» | 1.Закрепление знаний и расчетных навыков уч-ся. 2.Умение решать типовые примеры контрольной работы. | |
67. | 7. | Контрольная работа №4 по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь» | Умение овладения навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий |
68. | Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся за курс химии 8 класса | 1.Закрепление знаний и расчетных навыков уч-ся. 2.Умение решать типовые примеры контрольной работы. |
9 класс
№ урока | Дата | Наименование раздела и урока | Планируемый результат |
1 | Техника безопасности в кабинете химии. Строение атома. | Раскрывать научный и мировоззренческий смысл периодического закона. Описывать и характеризовать табличную форму ПСХЭ. Составлять электронно-графические формулы химических элементов. Знать состав ядра. | |
2-3 | Химическая связь. Строение вещества. | Понимать смысл понятия электроотрицательности химических элементов. Характеризовать физическую природу химической связи. | |
4 | Основные классы неорганических веществ, их связь между собой. | Распознавать состав, свойства, классификацию неорганических соединений, производить необходимые расчеты. | |
5 | Расчеты по химическим уравнениям. | Применять закон сохранения массы и энергии для составления химических уравнений. Распознавать типы химических реакций. Применять формулы для необходимых вычислений. | |
6-7 | Электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, степень диссоциации. | Знать свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла. Уметь составлять уравнения диссоциации. | |
8-9 | Реакции ионного обмена. | Знать основные признаки необратимых реакций. Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена полные и сокращенные. | |
10 | Расчеты по уравнениям хим. реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. | Уметь производить расчеты по химическим уравнениям, применять формулы. | |
11-12 | Окислительно-восстановительные реакции. | Знать процессы окисления/восстановления. Уметь составлять окислительно-восстановительные уравнения реакций. Уметь применять метод электронного баланса. | |
13-14 | Химические свойства кислот, оснований, солей в свете ТЭД. Гидролиз солей. | Объяснять сущность процессов ЭД. Уметь составлять уравнения диссоциации оснований, кислот, солей и гидролиза. | |
15-16 | Обобщающий урок по теме: ТЭД. | Объяснять сущность процессов ЭД. Уметь составлять уравнения диссоциации и гидролиза. Уметь применять метод электронного баланса. | |
17 | Решение экспериментальных задач по теме «Электролиты». | Осуществлять практически реакции ионного обмена. Сознательно соблюдать правила ТБ. | |
18 | Электролитическая диссоциация. | Объяснять сущность процессов ЭД. Уметь составлять уравнения диссоциации и гидролиза. Уметь применять метод электронного баланса. | |
19 | Общая характеристика подгруппы кислорода. Сера. | Знать строение молекулы серы, физические, химические свойства серы, ее аллотропные видоизменения. | |
20-21 | Соединения серы. | Распознавать аллотропные видоизмения серы. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства серы, серной кислоты. | |
22-23 | Подгруппа кислорода. | Осуществлять практически реакции, характеризующие свойства элементов подгруппы кислорода. Соблюдать правила ТБ. | |
24 | Тепловой эффект хим. реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям. | Уметь распознавать и объяснять тепловые эффекты. Составлять термохимические уравнения реакций. | |
25-26 | Скорость химических реакций. | Называть факторы, влияющие на скорость химических реакций. Уметь выявлять признаки протекания химических реакций. | |
27 | Химическое равновесие. Условия его смещения. | Называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия. Уметь применять принцип Ле-Шателье при составлении реакций. | |
28 | Обобщение и систематизация знаний. Решение задач | Называть факторы, влияющие на скорость химических реакций, на смещение химического равновесия. Уметь применять принцип Ле-Шателье при составлении реакций. | |
29 | Подгруппа кислорода и закономерности протекании хим. Реакций. | Называть факторы, влияющие на скорость химических реакций, на смещение химического равновесия. Уметь применять принцип Ле-Шателье при составлении реакций. | |
30 | Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Свойства азота. | Знать строение молекулы азота, физические, химические свойства азота. Давать характеристику элементам подгруппы азота. | |
31-32 | Аммиак, его свойства. Производство аммиака. | Знать строение молекулы аммиака, физические, химические свойства аммиака. | |
33 | Решение задач на определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретич. возможного. | Уметь применять правила, законы и формулы для необходимых расчетов. | |
34 | Азотная кислота. | Знать получение, применение кислоты. особенности окислительных свойств конц.кислоты. | |
35-36 | Соли аммония. Нитраты. | Знать состав, получение, свойства, применение солей аммония. | |
37-38 | Фосфор и его соединения. Минеральные удобрения. | Знать строение атома, свойства аллотропных видоизменений. Определять состав оксидов, ортофосфорной кислоты и ее солей. Характеризовать виды фосфорных удобрений. | |
39-40 | Обобщение и систематизация знаний по теме 4. | Знать состав соединений азота и фосфора, характеризовать элементы подгруппы. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих с-ва элементов, производить необходимые расчеты. | |
41 | Подгруппа азота. | Осуществлять практически реакции, характеризующие свойства элементов подгруппы азота. Соблюдать правила ТБ. | |
42 | Подгруппа азота | Знать состав соединений азота и фосфора, характеризовать элементы подгруппы. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих с-ва элементов, производить необходимые расчеты. | |
43 | Общая характеристика подгруппы углерода. Углерод и кремний. | Знать строение молекулы углерода, физические, химические свойства углерода и его аллотропных видоизменений. Давать характеристику элементам подгруппы. | |
44 | Оксиды углерода и кремния. | Знать строение атомов углерода и кремния. Объяснять способы получения и применение оксидов углерода. | |
45 | Угольная и кремниевая кислоты. Карбонаты. Силикаты. | Знать состав карбонатов, гидрокарбонатов, силикатов, их взаимопревращение. Характеризовать основы производства стекла, фарфора, цемента. | |
46 | Решение задач на вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси | Уметь применять правила, законы и формулы для необходимых расчетов. | |
47 | Обобщение и повторение темы 5. Силикатная промышленность. | Знать строение атомов углерода и кремния, состав карбонатов, гидрокарбонатов, силикатов, их взаимопревращение. Характеризовать основы производства стекла, фарфора, цемента. | |
48-49 | Общая характеристика металлов. Химические свойства. | Уметь характеризовать металлы, исходя из положения в ПСХЭ. Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства металлов. | |
50 | Повторение и обобщение знаний по теме 6. Коррозия металлов. | Уметь характеризовать металлы, исходя из положения в ПСХЭ. Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства металлов. Знать виды коррозии металлов и атикорразионные способы защиты металлов. | |
51 | Общая характеристика металлов I-III групп. | Характеризовать металлы главных подгрупп, особенности их соединений. | |
52-53 | Соединения металлов (оксиды, гидроксиды, соли). Жесткость воды. Амфотерность. | Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов . | |
54 | Обобщение и систематизация знаний. (ИКТ) | Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов. | |
55 | Металлы главных подгрупп | Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов, производить расчеты по уравнениям. | |
56 | Железо и его соединения. | Характеризовать свойства железа, особенности его соединений. Знать строение атома. | |
57-58 | Железо и его соединения | Осуществлять реакции, характеризующие свойства железа и его соединений. Соблюдать правила ТБ. | |
59-60 | Понятие о металлургии. Способы промышленного получения металлов. Электролиз. | Объяснять научность методов металлургии, электролиз. | |
61 | Многообразие органических веществ. | Распознавать классы органических в-в. Объяснять причины многообразия. Знать основные положения теории строения А.М.Бутлерова. | |
62-63 | Углеводороды. Природные источники углеводородов. | Знать гомологические ряды, номенклатуру, виды изомерии углеводородов, основные типы реакций. | |
64-65 | Кислородсодержащие органические вещества. | Знать гомологические ряды, номенклатуру, виды изомерии кислородсодержащихуглеводородов, основные типы реакций. | |
66 | Белки. Обобщение и систематизация знаний по теме «Органические соед.» (ИКТ) | Знать гомологические ряды, номенклатуру, виды изомерии кислородсодержащихуглеводородов, основные типы реакций. | |
67 | Итоговая контрольная работа. | Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов, неметаллов, производить расчеты по уравнениям, электронно-графические формулы элементов. Распознавать классы органических в-в, знать гомологические ряды, номенклатуру, виды изомерии, типы реакций. | |
68 | Вклад российских ученых в развитие химической науки и производства. | Осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений и опытов. Знать многогранность научной деятельности и интересов российских ученых. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
- Мне нравится (1)