Разработка урока "Вода - удивительное вещество на Земле"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Кузнецова Татьяна Викторовна

Разработка урока "Вода - удивительное вещество на Земле" посвящена Всемирному Дню Водных ресурсов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_11_klass.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное общеобразовательное учреждение  общеобразовательная школа №53

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район Московской области

     

  Конспект урока

«Роль воды в биосфере»

в 11  классе

                                   

Подготовила

                                  учитель химии

Кузнецова

 Татьяна  Викторовна

 

 

пос. Октябрьский

2014 г.

Урок по теме «Роль воды в биосфере»

( в контексте с литературой)

11  класс

(базовый уровень)

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя

невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая,

что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима

для жизни: ты – сама жизнь».

Антуан де Сент-Экзюпери

Тип урока: комбинированный

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель:

Дидактическая: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях путем выполнения системы заданий для самостоятельной работы.

Задачи урока: 

Образовательные:

–познакомить учащихся с ролью воды в биосфере во всех ее проявлениях;

– повторить понятия о свойствах воды.

Развивающие:

– способствовать развитию умения выделять главное,

– способствовать развитию логического мышления учащихся через сравнение, обобщение и установление причинно-следственных связей в процессе выполнения заданий.

Воспитательные:

– способствовать пониманию учащимися ценности собственных наработок, приобретенных в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы;

– в процессе взаимодействия школьников на уроке создать возможность для коллективного обсуждения результатов работы и осознания каждым его вклада в общий результат урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Деятельность учителя. Приветствует учащихся, определяет их готовность к уроку, создает позитивный настрой.

Деятельность учащихся. Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку.

2. Целеполагание и мотивация

Деятельность учителя. Совместно с учащимися определяет тему урока: «Роль воды в биосфере»

Деятельность учащихся. Слушают учителя, осмысливают информацию.

3. Актуализация знаний

Деятельность учителя.

1. Какое строение имеет молекула воды? За счет какой химической связи она образуется?

2. Какая связь называется водородной? Как она определяет физические свойства воды?

3. Какие аномалии физических свойств воды вы знаете? Какую роль они играют в природе?

4. Растворение называют физико-химическим процессом. Как растворимость характеризует свойства вещества? Как по этому признаку делятся вещества ?

5. Какие вещества называются гидрофильными, а какие – гидрофобными? Приведите примеры.

6. Перечислите химические свойства воды, иллюстрируя их уравнениями соответствующих реакций. Какую роль играют эти свойства в природе?

4. Изучение нового материала

1. Деятельность учителя. Рассказ о роли воды в  биосфере (вода – колыбель жизни).

Вода составляет около 70 % массы клеток. У отдельных организмов, например медуз, содержание воды более 95 %. В теле взрослого человека вода составляет 60 %, в теле рыб – до 75 %, а у растений – от 50 до 90 %.

Учащийся читает стихотворение:

Вода-это сила,
Вода-это слабость,
Вода-это жизнь для всех нас.
Вас покоряет,
Нас укрощает
всех она любит

 сила – Вода!


Деятельность учителя.

Какие круговороты воды в природе вам известны?

Деятельность учащихся.

Учащиеся отвечают. Учитель комментирует.

Деятельность учителя: Важная роль воды в организации жизни на Земле

давно была отмечена человеком. Аристотель включил ее в число четырех основных начал природы (огонь, воздух, вода, земля). Учитель читает стихи о воде:

Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

Океаны и реки, озёра и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.

2. Деятельность учителя. Рассказ о воде как среде обитания живых организмов.

Задание классу: работаем с текстом учебника.

Деятельность учащихся.

Делятся на три группы: «планктон», «нектон» и «бентос». Готовятся дать характеристику этим группам водных организмов.  Озвучивают результаты работы.

3. Деятельность учителя. Рассказ о воде – основе биохимических процессов.

Учащийся читает стихи:

Вода – компьютер зарожденья,

Начало и конец судьбы людей.

Содержит кластеры – молекулы Вселенной,

В любой из них ген-код людей.

Водные кластеры – хранители ячеек,

Их назначенье всё запоминать.

Чем дольше помните о цели,

Короче время получать.

Борис Сердюк

Деятельность учителя : дает понятие «Гидролиз».

А)Белковый обмен

Б)Углеводный обмен

В)Жировой обмен

Г) Энергетический  обмен.

Деятельность учащихся. Записывают схемы процессов в тетради.

4.  Деятельность учителя.  Рассказ о воде как важнейшем  участнике создания биогеоценозов. 

Без воды на Планете не мыслимо что-то живое
И вода вездесуща – и в недрах, и по над землей,
И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.

5.  Деятельность учителя.  Рассказ о воде как важнейшем  регуляторе климата Земли.

Деятельность учащихся.

Группа учащихся читает заранее подготовленные стихи о воде:

Вода… Разве это не счастье
В зной прохладу ее ощутить?
Оказавшись у жажды во власти,
Силу чистой воды оценить.

Разве это не счастье, скажите,
Когда в ритме мирской суеты
Вы у моря беспечно лежите,
Наслаждаясь мерцаньем воды?

Или просто, устав в одночасье
От метелей и длинных ночей,
Вас вернет в состояние счастья
Своей песней весенний ручей.

Когда пылью окутает город
И в полях засыхают хлеба,
Каждой каплею дождик нам дорог.
Разве это не счастье – вода?

Иль осенней промозглой порою,
Когда душу съедает печаль,
Мы, опять же, спасаясь водою,
Пьем горячий живительный чай.

Новой жизни – среда обитанья, -
В материнской утробе малыш.
Основной элемент мирозданья,
Все чем дышишь и чем дорожишь.

От росинки на нежном листочке –
И до радуги после дождя.
От едва не раскрывшейся почки –
До плодов, тех, что дарит земля.

Так давайте ценить это чудо,
Чтоб с водою в гармонии жить.
А она с благодарностью будет
Нам любовью за это платить!

6.  Деятельность учителя.  Рассказ о воде как абиотическом факторе в жизни растений.

Деятельность учащихся. Делятся на группы: «ксерофиты», «мезофиты», «гигрофиты», «гидрофиты»». Готовятся дать характеристику этим группам растений.  Озвучивают результаты работы.

7.  Деятельность учителя.  Рассказ о воде как абиотическом факторе в жизни животных.

Деятельность учащихся. Слушают рассказ учителя.

5. Творческие задания (домашние заготовки учащихся)

А) Подборка загадок о воде

Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
***

Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир. 
***
Книзу летит капельками, 
А кверху - невидимкою. 
***
В жаркий день
Самой желанной бывает.
***
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
***
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
***
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
***
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.


Б) Подборка пословиц, народных «закличек» о воде.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба!
Вода к низу,
А дитя к верху!

Дождик, лей! Дождик, лей! На меня и на людей! На меня по ложке, На людей по плошке, А на лешего в бору — Лей по целому ведру!

Туча, туча, Дождь не прячь! Лейся, дождик, Дам калач!

6. Систематизация знаний

1. Какие типы круговорота воды в природе вы знаете? Охарактеризуйте каждый.

2. Какие группы океанических живых организмов вы знаете? Назовите представителей.

3. В каких биохимических процессах участвует вода?

4. Что такое гидролиз? Какую роль процессы гидролиза играют в обмене веществ? А какую –в обмене энергии?

5. Какое значение имеет вода в создании биогеоценозов?

6. Как вода определяет климат на планете?

7. На какие группы по отношению к содержанию воды в окружающей среде делятся растения?

7.Подведение итогов, сообщение домашнего задания.

Творческое задание: подготовить синквейны о воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока "Вода-удивительное вещество"

Разработка интегрированного урока химии-географии-биологии "Вода-удивительное вещество", есть презентация...

Презентация к интегрированному уроку "Вода-удивительное вещество"

Презентация "Вода - удивительное вещество является дополнением к конспекту урока"...

Вода- самое удивительное вещество на Земле

Материал к уроку о воде( химиия, биология ,географи)...

Обобщающий урок по теме "Вода - самое удивительное вещество на Земле"

Обобщающий урок по теме "Вода - самое удивительно вещество на Земле" по природоведению в 5 классе. Данная разработка включает в себя текст урока. Этот урок разработан с учетом возрастных осо...

Конспект урока по химии 8 класса по теме "Вода - удивительное вещество на планете Земля"

Учащиеся познакомятся на уроке с химическими и физическими свойствами воды, научатся писать уравнения реакций, характеризующие химические свойства воды, проведут исследование физических свойств воды. ...