МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
статья по химии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_iz_metodicheskogo_vestnika_no_1_2015.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
И.А. Стрижова,
учитель химии высшей квалификационной категории
МОАУ «Лицей № 1 г. Новотроицка Оренбургской области»
МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ
КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ
КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
В современном образовании актуальной остается проблема качества. Диагностирование качества знаний и умений учащихся нуждается в систематическом отслеживании степени обученности. Это необходимо для решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом материале, коррекции в ходе учебного процесса и прогнозирования содержания и технологии обучения.
Для получения объективной информации о результатах обучения и выявления условий повышения успеваемости учеников, а также их готовности овладевать знаниями всю жизнь необходимо создание системы мониторинга, главное назначение которого – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, позволяющей вносить изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.
Целью проведения мониторинга на уроках химии является улучшение состояния химической и общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Задачи:
- определение достижений учащихся по темам изучаемого курса;
- реализация индивидуальных возможностей учащихся;
- отслеживание результатов учебной деятельности по предмету.
Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений,
доступность и открытость полученной информации. В обучении используется базовый, тематический мониторинг. Базовый мониторинг состоит из входной, текущих и итоговой контрольных работ.
Успех изучения любой темы зависит от степени усвоения тех понятий, терминов и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию можно получить, применяя вводное диагностирование. Такой предварительный контроль знаний необходим для того, чтобы зафиксировать исходный уровень обученности и сравнить его с достигнутым уровнем.
В начале обучения в 9 классе проводится вводная диагностическая работа, которая позволяет выявить знания учащихся по химии на начало учебного года, проанализировать сложные для восприятия темы, подобрать методы и формы работы по коррекции знаний. Это необходимо делать для успешного обучения, так как курс химии 9 класса тесно связан с ранее изученным материалом.
Результаты контрольных работ заносятся в таблицу:
№ п/п | Ф. И. | Входная диагнос-тика | Контроль-ная ра-бота № 1 | Контроль-ная ра-бота № 2 | Контроль-ная ра-бота № 3 | Итоговая работа | Приме-чание |
1. | |||||||
2. |
На основании мониторинга делается сравнительный анализ и отслеживается динамика изменения успешности каждого ученика. В этом помогает тематический мониторинг, который особенно важен при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ и ЕГЭ. Для мониторинга промежуточных результатов обучения составляется таблица, в которой выделяются крупные темы и разделы, знание которых проверяется разными формами контроля. Это тесты разного вида, химические диктанты, зачеты, эксперимент, лабораторные работы. Некоторые темы представлены в таблице:
№ п/п | Ф.И. | Тема, раздел | ||||||||
Строение | Строение | Химическая | Классы | Свойства соединений | Свойства и их соединений | Способы | Гидролиз | Окислительно-восстановительные реакции | ||
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. |
В процессе обучения химии у школьников формируется умение решать задачи разных типов. Такие умения тоже отслеживаются, а для удобства заносятся в таблицу (приведен пример таблицы для десятиклассников с некоторыми типами задач):
№ п/п | Ф. И. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | |||||||
2. |
- Тип задач: задачи на вывод формулы вещества по известным массовым долям элементов, входящих в его состав.
- Задачи на выведение формулы, если известен класс вещества.
- Задачи на выведение формулы, если известны продукты горения.
- Задачи на выведение формулы по уравнению реакции.
- Задачи с использованием закона объемных отношений.
- Задачи на смеси, если ее компоненты не реагируют друг с другом.
В зависимости от типа класса количество типов задач может быть разным.
Мониторинг позволяет получить объективную динамику химического образования ученика за определенный период обучения; возможность корректировать работу, знать сильные и слабые стороны ученика и класса в целом и влиять на них, контролировать качество знаний, полученных учениками, с учетом их индивидуальных возможностей.
Тематический мониторинг опирается на мониторинг урока.
№ п/п | Ф.И. | Подготовка к уроку | Умение задать вопрос | Умение предложить способ решения | Умение объяснять | Умение оценить работу одно-классника | Само-оценка |
1. | |||||||
2 |
Для учащихся с повышенными потребностями в обучении мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. недостаточно верно выполнить задание и получить результат, необходимо уметь объяснять, видеть ошибки, искать новые подходы к выполнению заданий.
Для учащихся, испытывающих сложность в обучении, мониторинг является своего рода «накопителем» достижений, обеспечивает стабильность усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности. Успех учащегося не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика. С помощью мониторинга можно наблюдать развитие мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.
Главная цель мониторинга – не оценка, а помощь ученикам. Но процесс усвоения знаний заканчивается определенным результатом, который оценивается итоговым контролем (ОГЭ и ЕГЭ в выпускных классах, итоговая работа в 10 классе). Поэтому учащиеся, зная результаты тематического, базового мониторинга, мониторинга уроков, стараются улучшить свой результат.
Результаты ЕГЭ по химии выпускников Стрижовой И.А.
Уч. год | Число учащихся, сдававших ЕГЭ | Минимальный балл | Средний балл | Максим. балл | Число учащихся, |
2010-2011 | 27 | 47 | 69,5 | 98 | 1 |
2011-2012 | 15 | 45 | 70,4 | 100 | 3 |
2012-2013 | 27 | 48 | 80,4 | 100 | 10 |
2013-2014 | 27 | 48 | 74 | 100 | 3 |
Мониторинг результатов сдачи экзамена по химии в форме ГИА
Уч. год | Число уч-ся | Сдавало ГИА | В % от обучающихся | «5» | «4» | «3» | % | % |
2010-2011 | 84 | 46 | 55 | 15 | 24 | 7 | 100 | 85 |
2011-2012 | 50 | 37 | 74 | 15 | 17 | 5 | 100 | 85 |
2012-2013 | 30 | 29 | 97 | 15 | 12 | 2 | 100 | 93 |
Результаты сдачи экзамена по химии показывают, что мониторинг знаний учащихся необходим.
Литература:
1. Болотник Л.В.Общая концепция мониторинга уровня подготовки учащихся по предметам школьного цикла. «Школа 2100» Выпуск 4. – М: «Баласс», 2000.
2. Власова Н.А., учитель начальных классов, МОУ Гимназия № 42 г. Пенза. Мониторинг знаний учащихся как способ анализа уровня освоения учебного материала по предмету. Электронное периодическое издание «Преемственность в образовании».
3. Колиниченко И. Мониторинг и его результаты. Газета «Начальная школа». № 10, 2003.
4. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий образовательного мониторинга» (М.: Педагогическое общество России, 1999.)
5. Общая методика обучения химии / Под ред. Л.А. Цветкова.
В 2-х т. т. 1 – М.: Просвещение, 1981.
6. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии. – М.: Владос, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально - дифференцированный подход к обучению на основе СНИТ как средство повышения эффективности усвоения знаний учащихся по химии.
В статье рассматривается вопрос применения СНИТ в обучении учащихся на уроках химии. Автор подробно описывает свой опыт использования компьютера на разных этапах урока с учётом индивидуально - д...
Влияние алгоритмированного обучения на качество знаний учащихся по химии
Цели и задачи данной работы: раскрыть теорию и практику применения разнообразных алгоритмов, представленных в виде текстовых предписаний, таблиц, блок-схем, текстовых заданий разного типа. Польз...
Тема: Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения
Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, дл...
Мониторинг знаний учащихся по русскому языку как один из способов повышения качества обучения
В данной статье автор поделился своими формами и приемами проведения мониторинга по русскому языку. Более подробно излагается способ проведения базового мониторинга, который состоит из входного, проме...
Система мониторинга при подготовке к ОГЭ как один из способов повышения качества ГИА.
Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на инф...
Внутришкольная диагностика (мониторинг) знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения
Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выяв...
Мониторинг знаний учащихся по химии
Данный материал необходим для мониторинга...