Презентация к уроку химии в 9 классе по теме "Метан как представитель предельных углеводородов"
презентация к уроку по химии (9 класс) на тему
Презентация к уроку химии в 9 классе по теме "Метан как представитель предельных углеводородов" (по программе к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана). В презентации представлены материалы для изучения и закрепления нового материала, задания для проверки полученных на уроке знаний, занимательные задания по теме урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metan_kak_predstavitel_predelnyh_uglevodorodov.rar | 2.63 МБ |
Подписи к слайдам:
,
,
,
,
МЕТАН
Цели:
Познакомиться с классом органических соединений Предельные углеводороды.Познакомиться с представителями класса, их физическими свойствами, нахождением в природе.На примере метана изучить особенности строения и химические свойства предельных.
УГЛЕВОДОРОДЫ –
Органические соединения в состав которых входят атомы только двух элементов – углерода и водорода.
Валентность
Углерод – валентность IVВодород – валентность I
↓
↓
↓
↓
↓ ↑
↓
↓
2 хим. связи
4 хим. связи
СОСТОЯНИЕ АТОМА УГЛЕРОДА
основное
возбуждённое
АЛКАНЫ(Предельны, Насыщенные, Парафины)
Общая формула – CnH2n + 2ПАРАФИНЫ (от лат. parrum affinis – малоактивный).
Метан встречается в заболоченных водоемах;Скапливается в каменноугольных шахтах;Его называют «болотным» газом;Является основным компонентом природного газа (80-97%).Другие Парафины входят в состав нефти и природного газа.
Метан – простейший представитель предельных
Физические свойства метана
Газ без цвета и запахаПлохо растворим в водеГорюч, взрывоопасенТоксиченВ два раза легче воздуха: D(CH4) = 0,53
Горение метана
«Врата ада» - кратер Дарваза (Туркменистан) искусственного происхождения.
Химическая активность очень низкая.Не взаимодействует с водой, кислотами и щелочами.
Горение метана
CH4 + O2 → CO2 + H2O + 890 кДж
2
2
Разлагается при нагревании
CH4 → C + H2
t
2
Под действием света реагирует с хлором
CH4 + Cl2 → CH3Cl + HCl
хлорметан
hv
CH3Cl + Cl2 → CH2Cl2 + HCl
hv
дихлорметан
CH2Cl2 + Cl2 → CHCl3 + HCl
трихлорметан
hv
CHCl3 + Cl2 → CCl4 + HCl
тетрахлорметан
hv
Метан – топливо и химическое сырьё.Хлорметан – используется в качестве хладагента в холодильных установках;Дихлорметан, трихлорметан и тетрахлорметан – используются в качестве растворителей;Тетрахлорметан (хлороформ) – используется в медицине.
(от греч. Homologi – «сходный») – вещества, имеющие сходные строение и свойства, но по составу отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп -CH2. Гомологический ряд – это ряд химических соединений одного структурного типа, отличающихся друг от друга по составу на определенное число повторяющихся структурных единиц — так называемую гомологическую разность. Группу -СН2 называют гомологической разностью.
Что такое радикал?
Свободные радикалы в химии — частицы (как правило, неустойчивые), содержащие один или несколько неспаренных электронов на внешней электронной оболочке. При этом радикал не имеет заряда.
Гомологический ряд алканов
«Да – нет»
Выпишите номера верных утверждений:1. Алканы и предельные углеводороды – одни и те же вещества2. Гексан – твердое вещество3. Бензин имеет формулу4. Парафины относятся к предельным углеводородам5. Метан – это природный газ6. Этилен – это алкан.7. Метан вступает в реакции замещения.8. Метан не используют в качестве газового топлива в быту, так как он не имеет запаха9. Алканы имеют общую формулу Cn H2n - 210. Углерод в алканах находится в состоянии sp3 – гибридизацию
Верные ответы «Да – нет»
1, 4, 5, 7, 10.
Выполните тестовые задания:
1. Гомологами являются: а) С2Н6 и С2Н4 б) С3Н8 и С5Н12 в) С4Н8 и С7Н16 г) СН4 и С6Н102. Алкан, молекула которого содержит 6 атомов углерода имеет формулу: а) С6Н14 б) С6Н10 в) С6Н12 г) С6Н63. Реакция метана с хлором является: а) экзотермической; б) реакцией присоединения; в) реакцией замещения; г) каталитической реакцией.4. Метан взаимодействует с веществами: а) раствором KMnO4 б) Cl2 в) O2 г) H2O д) HCl е) NaOH5. К свойствам метана относятся: а) хорошая растворимость в воде; б) высокая температура кипения;в) горючесть; г)электропроводность; д) взрывоопасность; е) способность разлагаться при нагревании.
Ответы к тестовым заданиям:
1. б2. а3. а,в4. б,в5. в, д, е
Проверь себя:
«Зашифрованное письмо» Прочитав предложения, найдите в них названия предельных углеводородов. 1. Цветок Таня посадила в красивый белый горшок. 2. Смета на строительство нового объекта была утверждена. 3. Красивое ожерелье, но на ней оно выглядело тускло и безлико. 4. В деревне про панночку ходили самые невероятные слухи.
Проверь себя:
«Зашифрованное письмо» Прочитав предложения, найдите в них названия предельных углеводородов. 1. Цветок Таня посадила в красивый белый горшок. 2. Смета на строительство нового объекта была утверждена. 3. Красивое ожерелье, но на ней оно выглядело тускло и безлико. 4. В деревне про панночку ходили самые невероятные слухи.
РАЗГАДАЙТЕ РЕБУСЫ
НАЗВАНИЯ КАКИХ АЛКАНОВ ЗАШИФРОВАНЫ?
ОКТАН
БУТАН
ЭТАН
ДЕКАН
ОКТАН
НОНАН
Выполни самостоятельно:
1.Гомологический ряд алканов описывается общей формулой: а) СnH2n-2 б) CnH2n в) СnH2n+2 г) CnH2n+12. В пропане связи углерод-углерод: а) одинарные б) двойные в) полуторные г) Пи-связи3. Молекула метана имеет форму: а) пирамиды б) параллелепипеда в) тетраэдра г) конуса4. Для алканов характерна гибридизация: а) SP б) SP2 в) SP4 г)SP35. Угол между атомами углерода в алканах составляет:а) 120 градусов б) 90 градусов в) 109 градусов г) 110 градусов6. Установите соответствие:1. Пропан а) СН3-СН2-СН2-СН2-СН2-СН2-СН2- СН32. Пентан б) СН3-СН2-СН33. Бутан в) СН3-СН2-СН2-СН34. Октан г) СН3-СН2-СН2-СН2-СН37. Формулы только алканов записаны в ряду:а) С3Н6, С2Н4, С6Н14 б) С4Н10, С2Н6, С3Н8в) С2Н2, С3Н8, С6Н6 г) С6Н6, С4Н8, С2Н6
Правильные ответы:
1
2
3
4
5
6
7
В
А
В
Г
В
1-б, 2-а,3-г4-в
Б
Изучить § 52Учить записи в тетрадиВыполнить задание №2, 4 стр. 183Составить кроссворд по теме урока
Домашнее задание:
Оцени свою работу на уроке:
Перевод баллов в отметку:33-38 баллов – «5»25-32 балла – «4»18-24 баллов – «3»Менее 18 баллов – Старайся! У тебя всё получится!
Рефлексия
Закончите предложение:Было интересно…Было трудно…Я выполнял задания…Я понял, что…Теперь я могу…Я почувствовал, что…Я приобрёл…Я научился…У меня получилось…Я смог…Я попробую…Меня удивило…Урок дал мне для жизни…Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку химии 9 класс "Фосфор. Соединения фосфора"
Презентация к уроку химии 9 класса "Фосфор. Соединения фосфора" + тестовый опрос по предыдущей теме "Фосфор его физические и химические свойства" . Во время объяснения нового материала вовлекают...
Век медный, бронзовый, железный. Презентация к уроку химии 9 класс.
Презентация по химии предназначена для вводного урока в тему «Металлы» в 9 классе и полностью соответствует параграфу учебника химии О.С. Габриеляна. Она является хорошим наглядным пособие...
Кремний и его соединения. Презентация к уроку химии 9 класс
Материал данной презентации подобран для урока химии в 9 классе по теме " Кремний и его содинения", полностью соответствует учебнику химии О.С.Габриеляна и позволяет в доступной и на...
Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления"
Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления" позволит ввести новые понятия: физические и химические явления; познакомить с признаками химических реакций и условиями их протекани...
Презентация к уроку химии 8 класс на тему Соли
Конспект урока Соли 8 класс и презентация к уроку...
Презентация к уроку химии 8 класс "Классификация неорганических веществ"
Данная презентация используется учителем для более полного раскрытия темы "Классификация неорганических веществ"...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...