Открытое районное внеклассное мероприятие "Ваше тело просит воды".
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Мероприятие способствует активизации учащихся, развитию умений систематизировать информацию, работать в группах, логически мыслить, исследовать объект, развивает коммуникативные умения, воспитывает культуру потребления воды для поддержания здоровья. Представители групп заранее выполняли различные задания. В работе групп использовались презентация, эксперимент. Экспериментальная часть имела цель: установить качество питьевой воды в г. Чехове.Ребята ещёбольше узнали о воде, которая необходима нам как сама жизнь и надеюсь, этот разговор и сделанные рекомендации помогут им сохранить свое здоровье. Они исследовали качество питьевой воды в г. Чехове Московской области по:I Органическим показателям II Химическим показателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deryabina_l.v._vashe_telo_prosit_vody.docx | 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4
Московская область г. Чехов
Открытое районное внеклассное мероприятие
Ваше тело просит воды
Выполнила: учитель химии
Дерябина Л.В.
г. Чехов, 2013г.
Цели мероприятия:
• образовательная: изучить физические свойства воды, нахождение в природе, роль воды в природе и жизнедеятельности живых организмов, способах очистки воды, обеззараживания природной воды, применение воды в быту и деятельности человека, показать взаимосвязь химической науки с другими науками (биологией, географией, физикой), провести исследование качества местной питьевой воды;
• воспитательная: воспитывать бережное отношение к водным ресурсам и потреблению воды в быту, культуру потребления воды для поддержания здоровья.
• развивающая: развивать навыки работы с текстом, информацией, в группах, умения выделять главное, обобщать материал, создавать структурно-логические схемы (кластеры), грамотно излагать свои мысли.
Ход мероприятия
Учащиеся сидят за столами в группах по 6-8 человек.
Звучит музыка «Вода, вода, кругом вода» (Э.Хиль)
Представители групп заранее выполняли различные задания.
В работе групп используется презентация, эксперимент, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
1.Стадия вызова
Учитель зачитывает цитату: "У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать…"
Вопрос к учащимся: Как вы думаете, о чем идет речь?
Учащиеся высказывают свое мнение, которое фиксируется на доске.
Учитель читает дальше, если учащиеся не догадались: "… Это самое главное вещество для жизни на земле…"
Ожидаемый ответ учащихся: Вода.
Учащиеся предлагают тему беседы, учитель задает учащимся следующие вопросы: Какие ассоциации вызывает у вас слово вода?
Учащиеся высказывают свои ассоциации, которые фиксируются доске в виде кластера.
2.Стадия реализации смысла
Ученик читает слова о воде (слайд №1)
Шум прибоя
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И все это - только вода.
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода.
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкой это,
А, в сущности – только вода.
Слова 1 ведущего с демонстрацией слайдов презентации:
Бесконечное многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов, торжественные и нежные краски небосвода при восходе солнца. Эта привычная и всегда необыкновенная симфония цвета связана с рассеиванием и поглощением солнечного света водяными парами в атмосфере.
Горные цепи сложены гигантскими танцами сотен различных городов, и геологи знают, что большинство из них созданы величайшим строителем природы – водой.
Непрерывно изменяется облик земли. На месте, где возвышались горы, расстилаются бескрайние равнины, их создает великий преобразователь – вода. (слайд №3 и №4)
Безгранично многообразие жизни. Она повсюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Среди необозримого множества веществ вода с ее физико-химическими свойствами занимает совершенно особое, исключительное место. Почти все физико-химические свойства воды – исключение в природе. Она самое уникальное и удивительное вещество на свете.
Слова 2 ведущего. Вода составляет большую часть массы живых организмов. Так в теле человека на долю воды приходится 2\3 массы, а в медузе ее содержание превышает 99 %. Для большинства организмов потеря 1\20 части воды оказывается смертельным.
Десятки видов молекул растворенных в природной воде, превращают ее в чудо природы, в колыбель жизни и связующее звено между неорганической материей и живым веществом.
Вода - это самое главное вещество для жизни на земле. Согласно современным представлениям, само происхождение жизни связывается с морем. Во всяком организме вода представляет собой среду, в которой протекают химические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организма. Практически все биохимические реакции в каждой живой клетке - это реакции в водных растворах. Также с водой удаляются из нашего организма ядовитые шлаки; вода, выделяемая потовыми железами и испаряющаяся с поверхности кожи, регулирует температуру нашего тела.
Если налить в стакан холодную воду из-под крана и поставить в теплое место, на стенках появятся пузырьки газа. Газы были растворены в холодной воде и выделились при нагревании. Это кислород, азот, углекислый газ. Кислород необходим всем организмам для дыхания, а углекислый газ - растениям для фотосинтеза. Кроме того, кислород обеспечивает разложение органических остатков. Когда же в воде его мало, органические остатки окисляются не полностью. Образующиеся соединения придают воде специфический запах тины.
Слова 1 ведущего:
Согласно всеобщей декларации прав человека право на чистую воду, ее охрану и информацию о качестве воды - основные права человека, защищающие не только его здоровье, но и жизнь.
Вода занимает 71% поверхности планеты, и общие запасы ее огромны. Россия занимает 1-е место в мире по запасам пресных вод. Тем не менее, проблема загрязнения водоемов и нехватки питьевой воды в России и на Земле одна из самых актуальных.
Почему?
Одна из причин в том, что 96,5% воды на Земле – солена морская вода.
Подземные, поверхностные, атмосферные воды составляют 3,5 всей воды на Земле.
На долю пресных вод приходится примерно 2,5% от планетарных запасов воды.
И, наконец, из всех запасов пресной воды для использования человеком доступно только 0,3%!
Остальная часть пресной воды пребывает в замершем состоянии в ледовом покрове (68,7%), содержится в почвенной влаге и в глубинных недоступных подземных водах (30,1%).
Мировые запасы пресной воды не увеличиваются, а ее потребление постоянно растет. В мире 70% пресной воды используется в с/х, промышленности.
К сожалению, большая часть сточных вод не подвергается полной очистке.
Слова 2 ведущего:
В связи с этим 22 февраля 1993 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций объявила 22 марта Всемирным днем воды (водных ресурсов).
Цель – привлечь к проблемам нехватки питьевой воды.
Так как система пресной воды, в том числе питьевой претерпевает острый кризис, Всемирная организация здравоохранения объявила прошедшее десятилетие десятилетием питьевой воды.
Слова 1 ведущего:
К сегодняшнему мероприятию каждая группа исследовала свой круг вопросов. Общей задачей было не только осветить теоретическую часть вопроса, но и дать конкретные практические рекомендации, которые необходимо всем соблюдать.
Слово предоставляется группе «Санитарный надзор»
«Санитарный надзор»
1. По данным ВОЗ примерно 80% всех инфекционных болезней в мире связано с неудовлетворительным количеством питьевой воды и нарушениями санитарно- гигиенических норм водоснабжения.
В природе вода не может быть химически чистой, так называемой дистиллированной водой, которая вымывает из организма все соли, она вредна для всего живого.
Вода
Благоволила литься!
Она
Блистала столь чиста,
Что ни напиться, ни умыться
И это было неспроста
Ей
Не хватало ивы, тала
И горечи цветущих лоз
Ей водорослей не хватало
И рыбы жирной от стрекоз
Ей
Не хватало быть волнистой
Ей не хватало течь везде
Ей жизни не хватало
Чистой
Дистиллированной воде!
(Л. Мартынов)
2.Обладая свойствами универсального растворителя, она постоянно несет большое количество соединений.
С помощью простого опыта посмотрим, какая вода течет из наших кранов.
Опыт. Зажигаем спиртовку, капаем из пипетки на предметное стекло капельку водопроводной воды, подносим стекло к самой горячей части пламени спиртовки и даем воде испариться (белые разводы).
Делаем вывод: Водопроводная вода - это смесь веществ. Она может восполнить наш организм нужными химическими элементами.
Очень важно, чтобы они были полезны человеку. Например, кальций, магний и другие. Они играют важную роль в процессах формирования костей, свертываемости крови, сокращении сердечной мышцы, передачи нервных импульсов, работе мембран и т.д.
Установлено, что в местах с пониженным содержанием кальция в питьевой воде сердечные заболевания наиболее распространены. В то же время употребление жесткой воды увеличивает опасность мочекаменной болезни, неблагоприятно влияет на состояние сосудов. Избыток ионов кальция в организме приводит к отложению солей в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника, суставах конечностей.
3. К токсичным минеральным элементам относятся ртуть, свинец, алюминий, мышьяк, кадмий и железо в превышенной дозе.
Ионы тяжелых металлов, попадая по вине самого же человека в почву и воду, а затем в наш организм, становятся поражающим фактором, отравляют организм.
Даже малые концентрации свинца в организме ведут к снижению умственных способностей. В Германии были проведены исследования, которые наглядно доказали, что у детей, которые долго жили вблизи производств, используемых свинец, умственные способности значительно ниже, чем у их сверстников из экологически чистых районов.
Один из немецких исследователей видит симптомы свинцового отравления в росте насилия, преступности, характерном для современных больших городов.
Горожане, живущие вблизи автомагистралей с интенсивным движением, подвергаются риску аккумулировать в своем организме всего лишь за несколько лет такое количество свинца, которое значительно превышает допустимые пределы. В одном из индустриальных районов Швейцарии, те, кто проживал рядом с шоссе (5-6 тыс. машин в день), приблизительно в девять раз больше заболевали раком, чем жившие на расстоянии 400 м от того же самого шоссе.
4. О гигиенических нормативах на питьевую воду.
В настоящее время в РФ основным регламентирующим документом в области санитарного контроля воды являются ГОСТ2874-82, ГОСТ2761-84.
О качестве воды можно судить по ее органическим свойствам (мы можем определить с помощью наших органов чувств), химическому составу и характеру микрофлоры.
Органолептически мы устанавливаем прозрачность воды, ее цвет, запах, вкус и температуру.
Прозрачность определяется по способности воды пропускать свет. Вода считается достаточно прозрачной, если через 30-сантиметровый ее слой можно прочитать обычный шрифт.
Запах и вкус подземных вод зависит от растворенных в них минеральных солей, газов. Они определяются в баллах:
1 балл-весьма слабый запах и привкус, обнаружить который может только дегустатор.
2 балла - также слабый запах и вкус, человек ощутит их, если обратит на это внимание.
3 балла - уже заметный запах и привкус, который вызывает у потребителя неодобрение.
4 балла - ясно выраженный запах и привкус.
5 баллов - запах и привкус очень сильные.
В норме – 2 балла.
Температура воды влияет на утоление жажды. Наилучший эффект вызывает вода с температурой 8-12 градусов, действует освежающе, стимулирует функции кишечника.
В соответствии с государственным стандартом вода считается безопасной в эпидемиологическом отношении, если в 1 кубическом сантиметре воды находится не более 100 не болезнетворных бактерий, а в 1 кубическом дециметре воды – не более 3 бактерий группы кишечной палочки. Такое соотношение называется коли – индексом.
Жесткость воды должна быть не выше 20 и не ниже 6.
Об органическом загрязнении питьевой воды говорят в тех случаях, когда в ней обнаруживают хлориды, сульфаты, аммиак, нитраты, нитриты.
Вода не должна содержать химических веществ и других опасных для организма элементов.
5. Исследования
Мы исследовали качество питьевой воды в г. Чехове Московской области по:
I Органическим показателям
II Химическим показателям:
Водородный показатель (РН). Питьевая вода должна иметь РН=7 (6,5-8,5)
Жесткость воды (7-10)
Содержание нитратов и нитритов (ПДК нитритов – 3,3 мг/л; нитратов – 45мг/л)
Содержание хлоридов и сульфатов (ПДК – 350мг/л)
Содержание катионов тяжелых металлов (ПДК РВ -0; железо – 0,3мг/л; Сu – 0,1 мг/л)
Содержание фенолов (ПДК 0,1 мг/л в не хлорированной воде; 1,001 мг/л в хлорированной воде)
Содержание микроорганизмов.
Таблица (слайд №5)
Показатели | Октябрь Проба | Март Проба | Норма ПДК |
I Органические | |||
Цвет | ---- | --- | ---- |
Прозрачность | 25 см | 25 см | 25-30 см |
Запах и вкус | 2 балла | 2 балла | 2 балла |
Содержание взвешенных частиц | 5 мг/л | 3мг/л | 10мг/л |
II Химические | |||
Водородный показатель | 7,2 | 7,4 | 6-9 |
Жесткость | 7 мг/л | 7,3 мг/л | 7-9 мг/л |
Нитраты | 12 мг/л | 16,2 мг/л | 45 мг/л |
Хлориды | 25 мг/л | 25,4 мг/л | 350 мг/л |
Свинец | 0 | 0 | 0,03 мг/л |
Цинк | 0,024 мг/л | 0,024 мг/л | 1 мг/л |
Кадмий | 0 | 0 | 0,001 мг/л |
Ртуть | 0 | 0 | 0,00005 мг/л |
Железо | 0,20 мг/л | 0,25 мг/л | 0,3 мг/л |
Вывод:
По всем показателям питьевая вода в нашем городе пригодна для потребления.
6. Очистка питьевой воды в быту.
Но поскольку водопроводная вода в силу разумных причин может изменить свой состав и чтобы себя обезопасить, мы хотим предложить методы очистки воды в быту: (слайд №6)
Самый простой и доступный для всех метод – отстаивание. При этом в течение определенного времени улетучивается статочный хлор, который применяется для обеззараживания воды, происходит осаждение крупных частиц. Если осадок желтеет, то в воде много железа.
Следующий метод – кипячение – обеззараживания воды. Гибнут вирусы, бактерии. К сожалению, при этом, происходит дегазация воды. Поэтому кипяченая вода безвкусна и малополезна для кишечной флоры.
Реже используют метод вымораживания воды; вода из вымерзшей фракции (талая вода) обладает целебными свойствами.
Применение бытовых фильтров.
2500 лет назад древние персы пользовались серебряными сосудами для хранения воды. Ионы Аg убивают микробов.
2 ведущий: Нередко в походах нет поблизости источника питьевой воды, которая необходима также и для приготовления пищи. Слово предоставляется группе «Туристы», которые изучили простейшие способы очистки воды в природных условиях.
«Туристы»
На доске три ведра на магнитах. Ребята с помощью магнитов прикрепляют картинки к ведрам.
1-ый турист:
Наполним ведро водой из природного источника. Добавим в него 5 столовых ложек поваренной соли. Размешаем соль до растворения. Даем постоять 1 час; 1,5 часа.
За это время погибнут некоторые виды микробов и осядут соли тяжелых металлов. Поэтому может появиться осадок. Профильтруем раствор, и полученную воду можно использовать для приготовления пищи.
2- ой турист:
В ведро с природной водой добавили 1 флакон йодной настойки. Размешали и кипятим 40-60 минут. Осторожно. Йод испарится, вода будет годна для питья.
3- ий турист:
В ведро с природной водой насыпали 100-200 гр. Хвои одного из хвойных деревьев (ели, сосны, пихты, туи, кедра) или молодой веточки можжевельника. Другие хвойные не применять! Кипятим 30-40 минут. Потом добавьте в ведро щепотку ольховой (дубовой, ивовой, сосновой) коры и прокипятите 10-15 минут. Выпадает бурый осадок на дне. Остужаем и фильтруем раствор. Вода пригодна к потреблению.
1 ведущий:
Сок жизни – так называл воду итальянский художник Леонардо да Винчи – это определение вполне соответствует действительности. Без воды немыслимы очищения организма от шлаков, регуляция температуры тела, транспортировка раб. крови. Вода поддерживает кислотную основу равновесия организма. Большинство тканей и органов состоит из воды. Обо всем, об этом нам расскажет группа физиологов.
Слово предоставляется группе «Физиология»
«Физиология»
1 ученик. В организме взрослого человека массой 70 кг воды 50 кг, а тело новорожденного на ¾ состоит из воды. Интересно сравнить такие цифры: сердце содержит 80%, а кровь 83%, хотя сердечная мышца твердая, плотная, а кровь – жидкость. Объясняется это способностью некоторых тканей связывать большое количество воды. Вода жизненно необходима. При голодании человек может потерять весь свой жир, 50% белка, но потеря тканями 10% воды смертельна.
Каждые сутки взрослый человек потребляет в среднем 2 л воды. Но для нормальной работы ему нужно потреблять впятеро больше. Где берут ткани нашего тела столько воды? Они ее создают сами. Эта внутренняя вода постоянно образуется за счет окисления питательных веществ.
2 ученик. Ощущение сухости во рту воспринимается часто как чувство жажды, хотя в организме может и не быть обезвоживания. Это доказано опытами на животных, у которых под влиянием атропина полностью прекращалось выделение слюны. Животные испытывали чувство жажды, однако в их организме воды было достаточно. Первое ощущение жажды появляется при уменьшении слюнотечения на 15%, сильное чувство жажды – при снижении количества слюны на 20% и мучительное чувство жажды – при снижении ее количества на 50%. Наблюдались случаи, когда человек, не приученный к нормальному утолению жажды, выпивал 5-6 литров воды за 8 часов. В то время как другой только 0.5 л, находясь в тех же условиях.
3 ученик. Обильное потение с последующим обильным введением воды нарушает способность клеток тела удерживать воду. Возникает как бы замкнутый круг – чем больше человек пьет, тем больше потеет, тем острее ощущает чувство жажды. Нужно приучить себя к правильному потреблению воды. Если чувствуешь жажду, пить нужно за полчаса до еды или спустя 2 часа после приема пищи.
Интересным был опыт в пустыне Каракумы. Две группы людей совершали поход. Одной группе участников похода дали леденцы, в которые входила лимонная кислота, другой их не давали. Воды получили все поровну. Первой группе хватило воды, а второй пришлось выделить дополнительный паек. Сильную жажду в первой группе утоляли с помощью леденцов. Их кислый вкус вызывал отделение слюны, и чувство жажды исчезало.
4 ученик. Ложную жажду легче утолить, просто смочив рот водой, чем выпить целый стакан воды.
Особенно не следует принимать много жидкости за обедом, поскольку избыток воды усложняет работу сердца, разжижает желудочный сок. Опыты над животными показали, что введение большого количества воды за короткое время вызывали своеобразное «водное отравление». Если собаке в течение 1 часа вводить 100г воды на 1 кг массы тела. То она может погибнуть. Признаки водного отравления имели место у рабочих горячих цехов – потеря чувствительности, рвота, судороги, понос.
5 ученик. Очевидно, для поддержания здоровья и нормальной работоспособности необходимо избегать как недостатка, так и избытка жидкостей. Любое отклонение от нормы оборачивается для человека бедой. Вот почему гигиене питья медики уделяют большое внимание. Приведем несколько рекомендаций для тех, кто будет участвовать в походе или работать (в поле) в жаркое время года.
Утром после завтрака рекомендуется пить чай или другие напитки до полного утоления жажды. Затем в течение 2 часов воду пить не рекомендуется. Сухость во рту можно устранять полосканиями рта и горла водой. В течение третьего и четвертого часа можно выпить около одного стакана жидкости небольшими глотками. Непосредственно перед обедом выпить еще один стакан жидкости, поесть и после обеда утолить жажду полностью. Режим во вторую часть дня такой же. Спустя 2 часа после еды от питья полезно воздержаться, в следующие 2 часа выпивать не более одного стакана воды небольшими порциями, а за ужином полностью утолить жажду.
6 ученик. Выпитая вода не сразу утоляет жажду, так как всасывается она только спустя 10-15 минут. Лучше утолять жажду слегка подсоленной водой. Следует чаще полоскать рот слегка подкисленной ягодными и фруктовыми соками водой и сдерживать себя от частого и обильного потребления воды. Приятно освежает газированная вода.
2 ведущий. Да, действительно. Приятно в жаркий день выпить холодную фруктовую газировку. Но что же мы употребляем, покупая «Пепси», «Спрайт»? Так ли это полезно? Слово группе экспертов.
«Эксперты»
1 ученик. Еще недавно газированные фруктовые воды и соки называли «очевидным фактором прогресса». Однако в последнее время в торговую сеть поступает множество напитков, лишь имитирующих натуральные фруктовые вкусы. Это продукты «иллюзорные». Их искусственные компоненты подобраны так, чтобы создать иллюзию натурального вкуса. Важнейшую роль среди них играют красители, подсластители и другие добавки.
2 ученик. Практически во всех напитках вместо сахара используются цикламат, аспартам. В США они были официально запрещены еще в 1969 году, так как было доказано, что эти подсластители вызывают у крыс рак мочевого пузыря. В 1979 году они были реабилитированы. В России их применение разрешено. Поэтому покупать такие напитки или нет – дело потребителя.
3 ученик. Я провел оценку качества воды «Яблочный вкус» от Фиесты. (слайд №7)
Среди добавок оказались следующие:
Е 150 – краситель, отмечен как подозрительный;
Подсластители: Е 951 – вызывает кишечные расстройства; Е 952 – запрещен к применению;
Е 954 – канцероген.
Отсюда вывод: освежившись такой водичкой, можно серьезно навредить своему организму.
4 ученик. Я провел оценку качества воды КС со вкусом зеленого яблока и получил следующие результаты:
(Слайд №8) Красители:
Е 102 – опасный по ряду причин; Е104 – подозрительный; Е 131 – канцероген.
Подсластители:
Е 951- вызывает кишечные расстройства; Е952 – запрещен; Е 954 – канцероген.
Такую воду я бы не рекомендовал к потреблению.
5 ученик. Я провел оценку качества воды «Пепси» и обнаружил следующее:
Краситель Е 150 – подозрительный;
Регулятор кислотности Е 338 может вызывать расстройство желудка. Поэтому, покупая данную газировку, не отправляйтесь далеко от дома.
1 ведущий. Сегодня мы еще больше узнали о воде, которая необходима нам как сама жизнь и надеемся, этот разговор и наши рекомендации помогут вам сохранить сое здоровье. Очень хорошо по этому поводу сказал французский писатель и летчик Антуан де Сент – Экзюпери:
(слайд №9) "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что необходимо для жизни: ты сама жизнь. Ты исполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца."
3. стадия рефлексия.
Данная стадия может быть проведена путем возвращения к ассоциациям учащихся, озвученным в начале урока, и выбора из них действительно правильных суждений, отвержения ошибочных (эти суждения стираются с доски, в результате на доске остаются только правильные гипотезы).
Учащимся можно предложить составить синквейн. Например:
Вода
Прозрачная, пресная
Оживляет, освежает, растворяет
Обитает во всех живых организмах
Жизнь
Либо можно предложить учащимся домашнее задание в различной форме, на данном уроке было предложено мини-сочинение по теме "Я - вода" (свойства воды).
Приведем выдержки из некоторых наиболее интересных работ.
"… Я - вода. Я - везде. Я - река, озеро, море, океан. Без меня не может быть жизни на Земле. Я обитаю в каждом человеке, во всех живых организмах. У меня нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, я - прозрачна. Я – единственное вещество, которое может встречаться в природе в трех агрегатных состояниях - твердом, жидком и газообразном. Практически все химические превращения на Земле происходят с моим участием. Я - второй по величине природный ресурс, используемый человеком…."
"… Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой окраски. Голубым цветом изображают воду, то есть меня. Я - удобная дорога. По рекам и океанам ходят корабли и лодки. Именно поэтому издавна многие народы селились по берегам рек. Я оживляю пустыни, повышаю урожай. Я - важный помощник человека. Чистой воды на земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства…"
"Привет! Меня зовут вода. Я существую на Земле и помогаю всем живым существам. В человеке меня 65-75 %, если он потеряет хотя бы 10-12% влаги, то он может погибнуть.
Я имею самую большую теплоемкость. Я очень плохой проводник электричества, если я не содержу растворимые во мне соли. Значение моей электропроводности можно использовать, чтобы контролировать мою чистоту…"
Литература
1. Муранов А. Голубые очи планеты. – Л: Детская литература, 1977г.
2. Лопатина А., Скребцова М. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. – М.: Амрита-Русь, 2007г.
3.Синюков В.В. Вода известная и неизвестная. – М.: Знание, 1987г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие интеллектуальный марш-бросок вода остаётся прозрачной
данное мероприятие направлено на повышение уровня информированности школьников в вопросе защиты воды как важнеййшего природного источника жизнеобеспечения человека...
Разработка открытого районного внеклассного мероприятия в рамках общешкольного проекта «Славянский базар» для учащихся 9 -11 кл. Рождество и Новый год в Британии, России, Америке
Данное мероприятие знакомит участников с традициями встречи Рождества и Нового года в Британии, США и России....
Внеклассное мероприятие по географии "День воды"
данное мероприятие подготовлено к Всемирному Дню водных ресурсов, который отмечается 22 марта. Цель проведения: привлечение внимания детей к проблемам охраны воды, развитие творческих способностей, во...
Сценарий открытого районного внеклассного мероприятия по английскому языку "Путешествие в страну английского и русского фольклора"
Данное мероприятие предназначено для учащихся начального и среднего школьного звена и проводится в форме концерта с использованием песенно-игровых методов работы, ИКТ. Мероприятие проводят учащи...
Сценарий городского и районного внеклассного мероприятия "Фестиваль детского творчества на иностранных языках"
Подробная разработка мероприятия "Фестиваль детского творчества на иностранных языках". Мероприяти проводится на русском языке,участники выступают на иностранных языках. Во время мероприятия...
Сценарий внеклассного мероприятия "Туган телем - татар теле"
Посредствам родного слова от каждого детского сердца протягиваются нити к тому великому и вечному, имя которому - народ; к тайнам его языка, его культуре, славе его многочисленных поколений......
Внеклассное мероприятие "Вздоровом теле-здоровый дух!"
Данное внеклассное мероприятие рассчитано на категорию учащихся 8-9 классов. Мероприятие объединяет урок физического воспитания и английского языка...