Урок по химии на тему "Синтетические волокна"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Целью изучения данной темы является формирование у студентов понятия о синтетических волокнах, отличие их от природных и искусственных волокон. Студенты изучают классификацию, строение ,свойства, методы переработки и основные направления в области производства искусственных и синтетических волокон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinteticheskie_volokna.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Синтетические волокна»
Задачи обучения: формирование понятия синтетических волокон, представление отличия их от искусственных волокон, обобщение и систематизация знаний о волокнах, их классификации, строении, свойствах и методах их переработки, формирование знания основных направлений в области производства искусственных и синтетических волокон.
Задачи развития: объяснение применения данных волокон, исходя из свойств и строения, умение записывать в общем виде уравнения получения синтетических волокон, развитие умения сравнивать, обобщать, высказывать суждения о свойствах веществ на основе их строения.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Комбинированный
Методы обучения: показательный, диалогический
преподавания: объяснительный, стимулирующий
учения: практический, частично – поисковый
Оборудование: учебник «Органическая химия» под ред. Л.А. Цветкова, видеослайды «Синтетические волокна», персональный компьютер, раздаточный материал «Классификация волокон», рефераты, коллекции «Волокна», «Шерсть и продукты ее переработки», образцы волокон, тканей и нитей, таблица ярлыков, журнал с иллюстрациями одежды, плакат «Формулы волокон».
Планируемые результаты обучения:
На уроке учащиеся приобретают следующие навыки: знание классификации волокон, ознакомление с образцами, свойствами, способами получения и применения синтетических волокон – капрона и лавсана, развитие навыков наблюдения, сравнения и обобщения, умение применять полученные знания на уроках химии в повседневной жизни.
План урока.
Вводная часть
а) организационная часть
б) фронтальная беседа
- Как классифицируют волокна?
- Какие Вы знаете волокна? Где их применяют?
- Почему сейчас все больше используют синтетические волокна?
Основная часть
а) постановка задач урока
б) обобщение знаний о ВМС
в) объяснение нового материала
г) лабораторный опыт
д) закрепление знаний, умений, навыков
Закрепление пройденного материала
1. Классификация волокон
- Демонстрация образцов волокон, историческая справка, краткая характеристика их свойств (знакомство с коллекциями «Шерсть и продукты ее переработки», « Волокна»)
2.1) Хлопковое волокно получают из субтропического растения – хлопчатника. Еще в V веке до нашей эры Геродот писал: « В Индии есть растение, которое дает шерсть белее и мягче шерсти овец…». Говорят, что в прежние времена хлопок собирали монахи в новолуние, так как под действием солнечного света и кислорода воздуха коробочки хлопчатника раскрываются рано и начинается окисление молекул целлюлозы – основы хлопка. Хлопковое волокно легкое, достаточно прочное, мягкое, гигроскопичное. Почему хлопок обладает такими свойствами? Если посмотреть на волокно под микроскопом, видно, что оно состоит из нескольких скрученных элементарных волоконец. В поперечном сечении волокна видно, что между волоконцами есть полые пространства, поэтому хлопок хорошо впитывает и испарят влагу. Хорошая гигроскопичность хлопка связана также с его строением: гидроскогруппы целлюлозы образуют с молекулами воды водородные связи.
Хлопок – волокно растительного происхождения.
2.2) Древние китайские рукописи свидетельствуют, что шелк был известен в 2600 г. до нашей эры китайскому императору Хуан – Ти. Секрет производства шелка хранился в строгой тайне, пока в 555 г. до нашей эры христианские монахи не вывезли коконы шелкопряда в полой трости. Шелк вырабатывают многочисленные пауки и гусеницы. Нити, которые прядут некоторые пауки, настолько тонки и прочны, что долгое время только они считались единственным подходящим материалом для изготовления настроечных полосок телескопов и биноклей. Важнейшее значение имеет тутовый шелкопряд. Кокон тутового шелкопряда состоит из двойной непрерывной нити, длиной от 300 до 3000 метров. Основа нити – белок – фибрион шелка (78%). Элементарные фибрионовые нити, склеенные белковым веществом – серецином ( 22%). Куколку из кокона убивают струей горячего воздуха. При погружении кокона в воду серецин размягчается, так что вращающиеся в водяной бане щетки могут захватывать концы шелковых нитей из коконов. Соединяют 4-10 нитей – наматывают их на катушки и высушивают. Из 3 –4 тысяч метров волокна получают 900 метров шелковой нити.
Если говорит о ткани, сделанной из шелка, то она издревле была самой изысканной и дорогой.
Из нее шили одежду только представители привилегированных сословий.
Изделия из шелка блестят, они гладкие и издают шелест. Почему? Вид волокна под микроскопом показывает, что волокно шелка – моноволокна. Треугольное поперечное сечение каждого волокна способствуют тому, что они отражают свет во всех направлениях, подобно граням алмаза.
2.3) Шерсть – волокно волосяного покрова овец и коз, верблюдов и других животных. Ее находили в раскопках древних славянских племен IV - V века. Длина волокон шерсти от 5 до20 сантиметров. Причиной того, что на ощупь шерсть колючая, является чешуйчатая поверхность волокон.
2.4) В XIX столетии возникла необходимость производства искусственного шелка. Первым попытался получит искусственный шелк в 1880 году французский граф Луи Илер Берниго де Шардоне. Зная, что в состав хлопка входит макромолекулы целлюлозы, он обработал хлопок азотной кислотой, получив нитроцеллюлозу, и растворил в смеси спирта и эфира. Образовалась спиртообразная жидкость, из которой формировали волокна. Но материал, полученный Шардоне, имел обыкновение вспыхивать вблизи огня. В 1884 году Шардоне изобрел способ формирования негорючих волокон. В 1889 году изделия из «шелка Шардоне» были представлены на международной выставке в Париже.
Впоследствии были разработаны способы получения других искусственных волокон из целлюлозы.
2.5) Вискозу получают из древесной целлюлозы. Древесину превращают в щепу, долго варят под давлением, отделяют от сопутствующих веществ. Полученную клетчатку обрабатывают гидроксидом натрия и сероуглеродом. Полученная вязкая жидкость называется вискозой. Вискозное волокно формируют, пропуская вискозу через фильеры. При этом щелочь нейтрализуется, восстанавливается целлюлоза. И так, вискозное волокно - искусственное (полученное на основе природного полимера). По внешнему виду вискозное волокно напоминает шелк.
2.6) Важные преимущества синтетических волокон перед натуральными заключаются в том, что для их получения можно использовать разнообразное сырье; кроме того, свойства волокна можно изменять, регулируя условия процесса и варьируя химический состав полимера; производство таких волокон рентабельно и не зависит от климатических условий. Многие синтетические волокна бывают более прочны, эластичны и устойчивы к истиранию, чем природные. Недостатки синтетических волокон – худшие, чем у природных, санитарно – гигиенические свойства, это обусловлено низкой гигроскопичностью и электризуемостью.
3.Синтетические волокна – капрон и лавсан
- Сырье.
- Химизм процесса.
- Свойства волокна и применение на основе этих свойств.
(Демонстрация видеослайдов презентации «Синтетические волокна»)
- Лабораторный опыт
«Изучение свойств синтетических волокон»
Поместите в четыре пробирки немного капронового волокна. В первую пробирку прилейте азотную кислоту, во вторую – серную кислоту, в третью – раствор гидроксида натрия, а в четвертую – ацетон. Через 10 минут содержимое пробирок перемешайте стеклянной палочкой.
Задания для самостоятельного вывода.
Как влияют на капрон вещества в первой, второй, третьей и четвертой пробирках? Заполните таблицу.
Волокно | Действие кислот и щелочей | Действие растворителей | ||
азотной кислоты | серной кислоты | гидроксида натрия | ацетона | |
- Обзор журнала «Одежда» и работа с ярлыками на одежде.
- Демонстрация коллекции моделей (реклама изделий из изученных волокон)
- Промышленные предприятия Кукморского района и их продукция( Кукморская швейная фабрика №6, меховая фабрика « Мелита», Кукморский валено – войлочный комбинат)
Обобщение материала и подведение итогов урока.
Задание на дом:
§ 3 стр. 34-36 читать, выполнить упр. 7-12, 10 – письменно, стр.36(уч. под ред. Рудзитиса)
§ 49 читать( уч. под ред. Цветкова)
§ 31 читать( уч. под ред. Новошинская)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: "Материаловедение. Текстильные волокна. 5 класс"
Первый урок в 5 классе по теме "Материаловедение"....
Урок технологии по теме "Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них"
Разработка модульного урока по теме "Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них"....
План-конспект урока технологии по теме НАТУРАЛЬНЫЕ ВОЛОКНА ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, 6 кл
Рекомендуется для учителей работающих по программе В. Д. Симоненко.В плане подробно раскрывается история волокон животного происхождения, имеется практическая работа для закрепления материала «Ср...
Урок в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"
Комбинированный урок-исследование , проблемный с элементами игры.Образовательные задачи урока: Способствовать формированию понятия о внешних признаках шерстяных и шёлковых тканей; ф...
Технологическая карта урока технологии 5 класс Текстильные волокна
Знакомство с основами материаловедения, с видами растений, используемых для получения тканей, классификацией волокон, этапами производства ткани....
урока для 6 класса "Натуральные волокна животного происхождения"
В работе используется программа основного общего образования"Технология.Обслуживающий труд", автор О,А. Кожина.Урок проводится в 6 классе, в рамках темы "Элементы материаловедения...
Урок технологии в 6 классе "Волокна животного происхождения"
Раздел «Материаловедение»...