Проблемное обучение на уроке химии
статья по химии (9 класс) на тему
Я рассказываю о проблемном обучении на уроках химии, о тудностях, возникающих в ходе урока т о решениях проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 80 с УИОП
Мастер-класс
Проблемное обучение на уроках химии
Черня Клара Михайловна
Учитель химии
Г. Хабаровск 2012 год
Проблемное обучение на уроках химии способствует подготовке самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, готовой к самостоятельной деятельности. Данная технология формирует у учащегося умения:
- Выдвигать и точно формировать учебные гипотезы;
- Использовать имеющиеся химические теории и законы для объяснения известных фактов и явлений;
- Правильно формулировать определения химических понятий;
- Логически последовательно и компактно излагать свои мысли, делая правильные умозаключения на основе фактов и выстраивая цепочки рассуждений, ведущих к обобщающим выводам;
- Производить операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, абстракции, конкретизации, обобщения, систематизации, интеграции.
Продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и самоанализ результатов – проектирование, – помогает решать различные проблемы, где бы они ни возникли, позволяет избежать ошибок, сделать выбор оптимальным.
В каждодневной ситуации, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственные решения.
Тема урока: Химические свойства щелочей с точки зрения теории электролитической диссоциации.(8кл.)
Цель:
-научить учащихся ставить цель урока, выдвигать проблему, составлять план ее реализации
- Актуализация знаний.
- Вопросы по повторению:
-Какие вещества называются щелочами?
-Что вы знаете о свойствах щелочей?
-Каких знаний вам не хватает для полной характеристики щелочей?
-Как диссоциируют щелочи в водных растворах?
-Чем определяются свойства электролитов?
В ходе фронтальной беседы учащиеся уточняют и согласовывают тему урока, ставят учебную цель (изучить химические свойства щелочей) и выявляют проблему (какие ионы определяют химические свойства щелочей).
- Изучение нового материала.
- Учащиеся предлагают изучить химические свойства щелочей, выполнив лабораторную работу, работая в парах.
Лабораторная работа.
Запишите химическую формулу гидроксида натрия и найдите его среди выданных реактивов.
Опыт № 1.
- Налейте в пробирки с лакмусовой (красной) бумажкой и фенолфталеиновой (белой) бумажкой по 1 мл. раствора гидроксида натрия. Как изменится цвет? Занесите результат в тетрадь. Запишите уравнение диссоциации гидроксида натрия в тетрадь.
- Подумайте:
- Какой ион обязательно образуется при диссоциации оснований?
- Как его обнаружить в растворе?
Опыт № 2.
- Налейте в пустую пробирку 2-3 мл. раствора гидроксида натрия и добавьте 2 капли фенолфталеина. Затем прилейте раствор соляной кислоты до обесцвечивания.
- Запишите уравнение происходящей реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
- Подумайте, какой ион от основания участвует в этой реакции? Какое уравнение это подтверждает?
Опыт № 3.
- Налейте в пустую пробирку 2-3 мл. раствора гидроксида натрия и добавьте 1 каплю фенолфталеина. Затем через стеклянную трубку в течение 2 минут продувайте в малиновый раствор выдыхаемый воздух (углекислый газ) до обесцвечивания.
- Запишите уравнение происходящей реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
- Продумайте, какой ион от основания участвует в этой реакции? Какое уравнение это подтверждает?
Опыт № 4.
- Налейте в пробирку 2-3 мл. раствора хлорида железа (III) и добавьте немного раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете?
- Запишите уравнение происходящей реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде .
- Продумайте, какой ион от основания участвует в этой реакции? Какое уравнение это подтверждает?
В случае затруднения по написанию уравнений реакции учащиеся обращаются к учебнику.
Дополнительные разъяснения проводит учитель.
- Заключение (анализ и обобщение полученных результатов).
Вопросы:
- С какими веществами реагируют щелочи?
- Какие ионы участвуют во всех химических реакциях, характерных для щелочей?
- Почему все щелочи обладают общими химическими свойствами?
- Какие вещества необходимо взять, чтобы осуществить на практике сокращенные ионные уравнения:
- Cu 2+ + 2OH- = Cu(OH)2
- SO3 + 2OH- = SO4 2- + H2O
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов проблемного обучения на уроках химии
Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Высоки...
Проблемное обучение на уроках химии
Под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разреше...
Проблемное обучение на уроках химии
при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся...
Проблемное обучение на уроках химии
В данной презентации представлены элементы проблемного обучения на уроках химии....
Проблемное обучение на уроках химии
Методические рекомендации. Проблемное обучение....
Реализация технологии проблемного обучения на уроках химии (на примере 9 классов)
В работе описывается актуальность проблемного обучения в современной школе, мотивация выбора, соотношение личного опыта с достижениями педагогической науки и практики, противоречия, возникающие на сов...
Применение технологии проблемного обучения на уроках химии
Проблемные вопросы при постановке химического эксперимента заставляют учащихся строить гипотезы, разрешать теоретические вопросы, делать правильные выводы, прогнозировать свойства веществ. Ясность и ч...