Открытые уроки химии
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Коробицина Татьяна Ивановна

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение материала по теме: «Строение атома. Виды химической связи»

Цель: 1. контроль и оценка изученного материала.

          2. создание условий для вовлечения всех учащихся в активную учебную деятельность.

          3. Развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: раздаточный материал, схемы – рисунки, цветная бумага, клей, ножницы,    

                          цветные карандаши.

Деление на группы произвольное.

                                                ХОД УРОКА:

  1. Постановка задач урока.

- обобщить изученный материал по теме: Строение атома. Виды химической связи.

2. Показ технологической карты.(крепится на доску).

Строение атома.

Расположение электронов по энергетическим уровням.

Виды связи.

Механизм образования связи.

Свойства веществ.

  1. Используя цветное обозначение, изготовьте макет строения атома по выбору учителя. (3 конверта с номером атома –3, 2, 6).

Электрон – синий

Протон – красный

Нейтрон – зеленый.

Презентация ответа. Оценка ответов товарищами и учителем.

2. Напишите на листе бумаги расположение электронов по энергетическим уровням элементов, имеющих следующие порядковые номера 1, 11, 9, 7.

Презентация ответа. Оценка ответов товарищами и учителем.

3. Используя прием «Цветок подсолнуха» опишите виды связи.

Презентация ответа. Оценка ответов товарищами и учителем.

4. Используя прием «Скелет рыбы» изобразите механизм образования связи. Презентация ответа. Оценка ответов товарищами и учителем.

5. Используя прием «Цветок подсолнуха» опишите свойства веществ, учитывая вид связи. Презентация ответа. Оценка ответов товарищами и учителем.

6. Оценивание работы на уроке (самооценка, взаимооценка, оценка учителя).

7. Д\З параграф 15, проблема, гипотезы, подтверждение гипотез, задание 1-4 по выбору.

8. Благодарю за урок и те знания, которые вы показали и пусть по жизни вас ведет мудрая русская поговорка: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Диоксид углерода превращается в угольную кислоту и ее соли.

Цели урока: 1.  На основе ранее полученных знаний сформировать понятие о          

                                 кислотах,   солях, областях применения диоксида углерода.

                           2. Учить использовать понятия: оксиды, кислоты, соли.

                     3.  Химическое мышление – проследить взаимосвязь между оксидами,

                    кислотами, солями.

                     4. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

                           5. Создать условия для осознания положительных и отрицательных  

                                свойств  диоксида углерода.

                                                  Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

доска

Создание проблемной ситуации

Прочтите, пожалуйста диалог, который идет  между нашими друзьями. Чему будет посвящено наше исследование

Можем мы сейчас говорить о свойствах диоксида

Мы будем говорить о свойствах диоксида углерода.

Сейчас нам не хватает знаний.

Тема записана на доске.

Формулирование

проблемы

Какую проблему мы поставим сегодня на уроке.

Изучить свойства диоксида углерода.

Гипотезы

Какие у вас будут гипотезы

по решению проблемы

Предлагают свои версии( с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная)

Записыва-ются на доске

Актуализация знаний

Какие основные понятия мы сегодня будем использовать

Перечисляют основные понятия

Записыва-ются на доске

Поиск решения

Прочтите параграф № 35 и найдите подтверждение или опровержение гипотез

Самостоятельная работа учащихся в парах. Запись в тетрадь фактов подтверждающих гипотезы.

Применение нового знания

Подтверждение гипотез

Ответить на вопросы1-3 к параграфу.

Повторение основных понятий.

Запись уравнений реакций на доске

Получение диоксида углерода - демонстрация опыта

Подтверждают или опровергают гипотезы.

Выбирают вопрос на свое усмотрение.

Проговаривают записанные на доске определения.

По желанию учащихся.

По желанию учащихся.

Вывод -примерное решение учебной проблемы

Какой теперь ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать.

Какие гипотезы оказались верными.

Как было найдено решение

проблемы.

Домашнее задание

Параграф № 36, задание 1-4 по выбору.



Предварительный просмотр:

Тема: «Обобщение по теме: «Кислородсодержащие органические соединения»»

Цель: Обобщить знания учащихся по теме:«Кислородсодержащие органические соединения»»

       Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме
  2. Расширить кругозор детей
  3. Способствовать воспитанию понимания гармоничного развития окружающего мира.

                                               Ход  урока:

В начале урока учащиеся выполняют тест.

1 вариант.

  1. Основной составляющей частью духов и одеколонов является растворитель

          а) глицерин                                         в) этанол

          б) вода                                                 г) изометилацетат

2.   Самки обезьян привлекают самцов выделением кислоты

          а) глицерин                                         в) этанол

          б) вода                                                 г) изометилацетат

3.   Используют как хороший растворитель

          а) глицерин                                         в) этанол

          б) вода                                                 г) изометилацетат

4.  Носителями приятных запахов являются

           а) карбоновые кислоты                      в) альдегиды

           б) эфирные масла                               г) спирты.

2 вариант.

1. Основной составляющей частью лаков для ногтей является растворитель

          а) глицерин                                         в) этанол

          б) вода                                                 г) изометилацетат

2.  Комаров привлекает к теплокровным выделение кислоты

          а) глицерин                                         в) этанол

          б) вода                                                 г) изометилацетат

3.  Уксусным спиртом издавна называли

          а) глицерин                                         в) этанол

          б) вода                                                 г) изометилацетат

4.  Ванилин, запах которого человек может обнаружить при наименьшей концентрации в воздухе является

          а) карбоновой кислотой                            в) альдегидом

          б) сложным эфиром                                   г) спиртом.

Класс делится на 6 групп и в течение урока каждая группа выполняет определенное задание.

1 задание. Каждая группа получает текст с дополнительной информацией по теме. Прочтите полученную информацию и подготовьте сообщение для одноклассников.

                                                       1 группа.

Запахи имеют историю.

     Много веков назад арабы знали различные способы получения душистых вещест,  из растений и выделений животных. Благовония, душистые настои,  бальзамы и мази широко применяли в Древней Греции и Риме.

     После античных времен духи снова появились только в эпоху Возрождения.

      При дворе французского короля дамы в изобилии расходовали благовония, чтобы заглушить неприятный запах, исходящий от тела. В те времена не принято было мыться: считалось, что частые омовения тела вредны для здоровья. Известно, что король Франции Людовик14 за 78 прожитых лет мылся всего 4 раза. Испанская королева  Католическая гордилась тем, что за всю жизнь мылась только 2 раза. В одном из городов Ирана посетителей удивляет необыкновенным ароматом  мечеть, построенная несколько сот лет назад. По преданию в раствор, скрепивший камни стен, был добавлен мускус.

   На Руси в качестве благовоний долгое время использовали сушенные травы и цветы, древесную смолу, в некоторых лесистых районах умели получать кедровое и пихтовое масла.

                                                                      2 группа.

               Натуральные и синтетические душистые вещества.

    Все душистые вещества делят на натуральные и синтетические. Из природных ароматических веществ сейчас чаще всего используют эфирные масла, мускус, амбру.

    В растениях душистые вещества обычно содержатся в особых клетках  цветов, листьев, кожуре, плодах, древесине. Содержание эфирных масел в растениях колеблется от 0,1 до 10%.

   Эфирные масла – сложные вещества душистых органических веществ (терпенов, сложных эфиров, альдегидов, спиртов), плохо растворимы в воде, но легко растворимые в спирте. Так, розовое масло   содержит более 200 различных соединений. Чтобы выделить 1 килограмм розового масла, необходимо переработать около 3 тонн лепестков роз.

   Мускус – продукт, вырабатываемый из желез самца оленя кабарги. Для получения 1 килограмма мускуса надо уничтожить 30 тысяч животных.

   Поэтому современная парфюмерия использует синтетическое сырье.   К 2000 году налажено производство аналогов всех натуральных душистых веществ, а также тех, которые в природе не встречаются – это около 500 наименований. Каждый год производится более 100 тысяч тонн благовоний.

                                                                   3 группа.

Природа благовоний. Классификация запахов. Свойства  душистых веществ.

Способность различать запахи называют обонянием. В носу у человека около 50 млн рецепторов обонятельного эпителия (у собаки свыше 200млн), представляющих собой оголенные нервные окончания. Это свидетельствует о том, что обоняние – одно из самых древних и примитивных чувств. Ощущение запаха возникает только при вдохе (надо нюхать). Ученые предполагают, что молекула пахнущего вещества приближается к рецептору и «укладывается» в особую щель, которая имеет форму, соответствующую форме данной молекулы (принцип ключа и замка), т.е. молекулы веществ, имеющих запах одного типа, должны иметь сходное пространственное строение.

   На основе этой теории предложена классификация запахов:

гнилостный

острый

эфирный

мятный

цветочный

мускусный

камфорный.

Молярная масса душистых веществ, как правило, не превышает 300 г\моль. Запах более выражен у тех веществ, молекулы которых имеют разветвленный углеродный скелет. Приятный запах присущ соединениям, молекулы которых содержат более 6 атомов углерода в цепи. На силу и характер запахов влияют различные виды изомерии. Иногда запах зависит от концентрации вещества.

                                                               4 группа.

Значение запахов для человека.

Наш организм не безразличен к запахам. Если воздух загрязнен дымом, плохо пахнет, мозг подает сигнал тревоги, носовая щель сужается, и в легкие поступает меньше воздуха. Аромат цветов, леса, моря вдыхать приятно, мы чувствуем, как легко дышится, когда воздух приятно пахнет.

    Неприятный запах испорченной пищи предупреждает нас: «Не бери в рот! Опасно!» о пожаре предупреждает запах дыма.

  Одежда впитывает запахи табачного дыма, пищи, духов. Часто по запаху одежды можно определить профессию человека. У курящих острота обоняния ниже, чем у некурящих. Огорчение и волнение притупляют обоняние. Во влажном воздухе запах ощущается сильнее.

   К запахам можно привыкнуть. Неумеренные дозы и слишком продолжительное воздействие неприятных запахов могут безвозвратно лишить человека обоняния.

   Химическое соединение, запах которого человек может обнаружить при наименьшей концентрации вещества в воздухе -  это ванилин. Достаточно 2х10 г ванилина на 1 литр воздуха, чтобы мы почувствовали его присутствие.

                                                       5 группа.

Влияние запахов на человека.

Разгадка  таинственного влечения человеческих особей к себе подобным кроется в том, что молекулы пахнущих веществ возбуждают древние структуры головного мозга – обонятельные центры и лимбическую систему. Люди способны выделять не только притягивающие ароматические вещества (аттрактанты), но и отталкивающие (репелленты).

  Аттрактанты чаще выделяются тогда, когда человек находится в хорошем настроении, репелленты – во время депрессии, стрессов, ссор, когда человек ощущает страх и дискомфорт. По-видимому, существует запах страха, об этом писал А. Вознесенский: «Когда человек боится, выделяется адреналин. Это знают собаки и с лаем бегут за ним». Науку о лечении запахами называют ароматерапией. Замечено, что запахи мирта, лимона. Мяты оказывают тонизирующее действие на нервную систему, ароматы розы, жасмина , лаванды – успокаивающее. Запахи пиридина и толуола повышают остроту ночного зрения, а запахи бензола и гераниола – остроту слуха.

                                                               6 группа.

Значение запахов для животных.

Животные используют обоняние для поисков пищи, запах для них средство коммуникации, взаимодействия полов.

   Акула способна за 1 километр почуять в воде запах капли крови. Лосось находит место своего рождения по запаху за сотни километров. Собаки ищейки различают до 500 тысяч запахов, может обнаружить масляную кислоту в воздухе при ее содержании 0,1 г\см3.

Моль чует запах за 10-11 км. Комаров привлекает запах молочной кислоты, содержащейся в поте человека. Сильный запах сложных эфиров очень мудро используют пчелы. Ужалив жертву, они вместе с ядом впрыскивают в ранку смесь сложных эфиров, характерный аромат которой и побуждает других пчел устремиться к месту укуса.

 Некоторые виды клопов и муравьев для предупреждения соплеменников об опасности выделяют гексаналь. Самки обезьян для привлечения самцов выделяют уксусную и пропионовую  кислоту.

 В Бразилии обитают бабочки, которые издают сильный и приятный запах. Поэтому их специально держат дома для ароматизации воздуха.

                                                              2 задание

                         1 группа.

 Используя учебную и справочную литературу,  найдите и запишите формулы веществ:

Фенилэтиловый спирт (запах розы)

Коричный спирт (запах гиацинта)

Терпиниола (запах сирени)

Линалоола (запах ландаша)

                            2 группа.

 Используя учебную и справочную литературу,  найдите и запишите формулы веществ:

Централя (запах лимона)

Обепина (запах цветов боярышника)

Ванилина (запах ванили)

Бензальдигида (запах горького миндаля)

                                3 группа.

 Используя учебную и справочную литературу,  найдите и запишите формулы веществ:

Бензилацетета (запах жасмина)

Изоамилацетата (запах груши)

Бутилацетата (запах ананаса)

Метилантранилата (запах цветов апельсина)

                                    4 группа.

 Используя учебную и справочную литературу,  найдите и запишите формулы веществ:

Иононина (запах фиалки)

Дигидрожасмона (запах жасмина)

Ацетофенона (запах черемухи)

Оксифенилона (запах малины)

                                    5 группа.

 Используя учебную и справочную литературу,  найдите и запишите формулы веществ:

Молочной кислоты (запах кислого молока)

Масляной кислоты (запах прогорклого масла)

Изовалериановой кислоты (запах валерианы)

Уксусной кислоты (запах уксуса)

                                   6 группа.

 Используя учебную и справочную литературу,  найдите и запишите формулы веществ:

Фенилэтилформиата (запах хризантемы)

Дифенилоксида (запах герани)

Изоэвгенола (запах гвоздики)

         3 задание.

Прочтите текст и определите название данного вещества.

                                         1 группа.

Вещество является основной составной частью духов и одеколонов (80%), используется  для приготовления многих лекарственных препаратов, экстрактов, настоек, как антисептик в медицине, как ракетное топливо.

                                          2 группа.

Газообразное вещество с острым удушливым запахом, токсично, раздражает слизистые оболочки дыхательных путей, глаз. Оно хорошо растворимо в воде, его 40% раствор называют формалином и используют для сохранения анатомических препаратов, дезинфекции помещений,  при дублении кож, для производства смол и пластилина.

                                           3 группа.

Жидкое вещество, входит в состав фантазийных духов, служит растворителем в лаках для ногтей. Торговое название – «грушевая эссенция». Используется в приготовлении фруктовых вод и кондитерских изделий.

 

                                                  4 группа.

Вещество известно издавна под названием уксусный спирт. При тяжелых случаях сахарного диабета выделяется как продукт обмена веществ с мочой и выдыхаемым воздухом. Из него получают бездымный порох, снотворные средства и душистое вещество с запахом фиалки. Хороший растворитель.

                                                   

                                                     5 группа.

Вещество встречается в растениях, моче, поте, желчи, коже животных. В организме человека ежедневно образуется 400г этого вещества.

Это первая кислота, полученная и используемая человеком. Необходима для получения ацетона, искусственного шелка, аспирина, красок, растворителей и душистых веществ. Торговое название «уксусная эссенция».

                                                      6 группа.

Старинное название вещества – серный эфир. Это бесцветная легкоподвижная жидкость со своеобразным запахом, малорастворимая в воде, горючая, взрывоопасная, ядовитая. Применяется в медицине для наркоза и как растворитель.

    Повторно выполняется тест, данный в начале урока. Дети сравнивают результаты теста.

Оценивают свою работу на уроке. Дают оценку работы каждого участника группы.

В завершении урока выполняется рефлексивный тест.

Рефлексивный тест.

  1. Я узнал(а) много нового.
  2. Мне это пригодится в жизни.
  3. На уроке было над, чем подумать.
  4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил(а) ответы.
  5. На уроке  я поработал(а) добросовестно и достиг(ла)  цели урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку химии "Самородные металлы". 8 класс.

Данная презентация сопровождает изучение учебного материала на уроке химии в 8 классе по теме: "Самородные металлы"....

открытый урок химии в 8 классе "Кислоты, их состав, классификация и значение"

Открытый урок химии в 8 классе по теме  "Кислоты, их состав, классификация и значение" с мультимедийной презентацией предолагает первое знакомство с кислотами. Разработан по программе О.С. Г...

Открытый урок химии в начальной школе

Лабораторная работа  "Очистка воды"...

Открытый урок химии в начальной школе

Лабораторная работа "Горение. Пожар"...

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ система Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА. ОТКРЫТЫЙ УРОК ХИМИЯ 8 класс

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ система Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА. ОТКРЫТЫЙ УРОК   ХИМИЯ 8 класс...

Открытый урок химии в 8 классе по теме: "Свойства кислорода. Оксиды."

Тема: Свойства кислорода. Оксиды. Цель урока: Изучить физические и химические свойства кислорода. Уметь записывать уравнения реакций кислорода с фосфором, серой, железом. Дать понятие об оксидах. Умет...