"Фосфор и его соединения"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Тавказахова Роза Магометовна

. Тему сегодняшнего урока вы узнаете, угадав о каком веществе идет речь.

В 1669 году гамбургский алхимик Х.Браун занимался поисками философского камня, способного превратить неблагородные металлы в золото. При перегонке сухого остатка от выпаривания мочи было получено вещество, которое в темноте испускало голубоватый свет.

- Что же это за вещество?

Конечно же, речь идет о фосфоре. Так впервые был получен белый фосфор.

Итак, тема урока “Фосфор и его соединения”.

Немало легенд и “жутких” историй связано с фосфором. Вспомним хотя бы известный рассказ Артура Конан Дойля “Собака Баскервилей”. Вот что увидел доктор Ватсон:

“Это была собака, огромная, черная как смоль. Ее пасть светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза метали искры, по загривку вырывался мерцающий огонь.
Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_himii_na_temu.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по химии на тему "Фосфор и его соединения"

                                                                               Учитель: Тавказахова Роза Магометовна


Цель урока:

  • Познакомить учащихся с фосфором и его соединениями;
  • Повторить понятие “Аллотропия”;
  • Рассмотреть аллотропные модификации фосфора;
  • Закрепить понятия “хим элемент”, “простое вещество”.
  • Развивать познавательную активность учащихся.

Оборудование и реактивы:

  • Красный фосфор, метилоранж, вода, сосуд для сжигания веществ, спички, ложка для сжигания веществ.
  • На столах уч-ся растворы К3РО4, AgNO3, пробирки.
  • Мультимедийное пособие “Химия, 9 класс” (Просвещение), диск № 1, урок24.
  • Учебник: автор – О. С.Габриелян.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: словесно-наглядные.

Ход урока

I. Организация начала урока.

II. Изучение нового материала:

2.1. Тему сегодняшнего урока вы узнаете, угадав о каком веществе идет речь.

В 1669 году гамбургский алхимик Х.Браун занимался поисками философского камня, способного превратить неблагородные металлы в золото. При перегонке сухого остатка от выпаривания мочи было получено вещество, которое в темноте испускало голубоватый свет.

- Что же это за вещество?

Конечно же, речь идет о фосфоре. Так впервые был получен белый фосфор.

Итак, тема урока “Фосфор и его соединения”.

Немало легенд и “жутких” историй связано с фосфором. Вспомним хотя бы известный рассказ Артура Конан Дойля “Собака Баскервилей”. Вот что увидел доктор Ватсон:

“Это была собака, огромная, черная как смоль. Ее пасть светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза метали искры, по загривку вырывался мерцающий огонь.
Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
- Фосфор, – сказал я.
- Да, и какой-то особый препарат, подтвердил Холмс. Без запаха, чтобы у собаки не исчезло чутье.”

Так давайте поближе познакомимся с фосфором.

2.2. Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ.

2.3. Нахождение в природе.

Фосфор слишком активный элемент, чтобы существовать в природе в свободном виде. Важнейшие минералы – фосфориты и апатитыФосфор входит в состав нервных и костных тканей. Особенно богаты им мозговые клетки. В сутки человеку необходимо примерно 2 г. фосфора.

2.4. Аллотропные модификации.

- Ребята , что называется аллотропией?

- С какими аллотропными модификациями мы же познакомились? (Элемент кислород образует два простых вещества: кислород и озон; сера существует в трех аллотропных модификациях: ромбическая, моноклинная, пластическая).

Элемент фосфор образует три аллотропных видоизменения: белый, красный и черный.

Работа в группах.

Задание: дайте характеристику (работа с учебником)

1 группа – белому фосфору (стр 136),
2 группа – красному фосфору (стр 137-138),
3 группа – черному фосфору (стр 138)

По следующему плану:

Характер особенности

Белый

Красный

Черный

1. Тип кристаллич решетки

 

 

 

2. Внешний вид

 

 

 

3. Ядовит(или нет)

 

 

 

4. В чем растворяется

 

 

 

5. Летучесть

 

 

 

6. t воспламенения.

 

 

 

Обсуждение (диск, №24, стр 2).

2.5. Химические свойства фосфора.

2P +3Mg = Mg3P2
2P+3Cl
2=2PCl3

Демонстрационный опыт: “Горение фосфора”.

4P+5O2=2P2O5
P
2O5+3H2O =2H3PO4

(Обсуждение опыта).

Качественная реакция на фосфат-ион.

Лабораторный опыт (стр 141):

К3РО4+АgNO3=

Напишите уравнение в ионно-молекулярном виде.

2.6. Применение.

Фосфор используют для получения ядохимикатов, фосфорной кислоты, удобрений, моющих средств и для производства спичек.

(Диск, №24, стр 7).

Сообщение уч-ся “История создания спичек”:

Мы каждый день встречаемся с чудом. С тем самым чудом, которое титан Прометей принес людям , за что был наказан разгневанными богами. Чудо это хранится в скромной деревянной коробочке и называется спичками. В 1806 году французский химик К.Бертолле обнаружил, что полученная им соль энергично реагирует с H2 SOи в этот момент может воспламенится горючее вещество. Современник К.Бертолле Шансель нашел этому открытию неожиданное применение- он создал первую “макательную” спичку. Это была лучинка с головкой из бертолетовой соли, сахара, серы и клея. Если такую головку смочить серной кислотой, бертолетовая соль начинает разлагаться:

2KClO=2 KCl+3O2

Выделяющийся кислород воспламеняет серу, сахар и спичка загорается.

1848 год стал годом рождения современных спичек. Итак, я чиркнула спичкой. Что же при этом произошло?

Прежде всего, воспламеняется коробок. В состав коричневой намазки входит красный фосфор (под действием тепла происходит аллотропное превращение: красный – белый) и мелкоизмельченное стекло (для трения). Чтобы коробок не воспламенился используют флегматизаторы. Спичечная головка, как и много лет назад состоит из бертолетовой соли и серы.

III. Закрепление (обучающее тестирование).

1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме фосфора:

1) 2,8,3;
2) 2,5;
3) 2,8,5;
4) 2,8,8,5.

2. Высшая степень окисления фосфора равна:

1) +1;
2) +2;
3) +3;
4) +5.

3. Общая формула, соответствующая высшему оксиду фосфора:

1) R2O;
2) RO;
3) R
2 O3;
4) R
25.

4. Формула летучего водородного соединения фосфора:

1) RH3;
2) RH
4;
4) H
2R;
5) HR.

5. Фосфорная кислота взаимодействует с :

1) Цинком;
2) Медью;
3) Гидроксидом калия;
4) Соляной кислотой;
5) Оксидом магния.

IV. Домашняя работа: § 28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фосфор и его соединения.

Конспект урока по теме "фосфор и его соединения"...

Презентация химия 9 класс: "Фосфор и его соединения"

Презентация химия 9 класс: "Фосфор и его соединения"...

Конспект урока по химии в 9 классе "Фосфор и его соединения"

Конспект урока может  использователься к  учебникам  по химии в 9 классе различных авторов. Предлагаемый  урок  является комбинированным. совмещает в себе технологии: развиваю...

Фосфор и его соединения

Аннотация к уроку в 9 классе по теме «Фосфор»Методы и приемы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, использование компьютерных технологий.Изучение материала  проходит на базе имеющих...

Фосфор и его соединения.

Фосфор и его соединения....

Разработка конспекта урока по химии "Фосфор и его соединения"

Ознакомление учащихся с фосфором и его соединениями, повторение понятие "Аллотропия", рассмотрение аллотропных модификаций фосфора. Формированте на метапредметном уровне системы знаний об образуемых э...

"Фосфор и его соединения"

Урок химии в 9 классе по модульной технологии на тему "Фосфор и его соединения"...