Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

              Рабочая программа по химии в 9 классе составлена на основе Примерной программы  основного общего образования  по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.:Вентана-Граф, 2007.–192 с. – Современное образование.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_himii_9_klass.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

              Рабочая программа по химии в 9 классе составлена на основе Примерной программы  основного общего образования  по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.:Вентана-Граф, 2007.–192 с. – Современное образование.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.

              Программа  рассчитана на  70 часов в IX классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных -  3 часа, практических работ - 4 часов, лабораторных опытов - 6.

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  • Закон «Об образовании»
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
  • Письмо   Минобразования   России от 20.02.2004   г.   №   03-51-10/14-03   «О введении федерального   компонента государственных образовательных   стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
  • Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;
  • Письмо Минобрнауки России  от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт   http:/ www. vestnik. edu. ru).

        Цели и задачи:

        В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по химии:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
  • В рабочей программе заложены возможности предусмотренного Стандартом формирования обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Содержание курса

        Тема 1. Электролитическая диссоциация (9 ч)

     Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.       Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

        Тема 2. Кислород и сера (8 ч)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Тема 3. Азот и фосфор (11 ч)

     Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

  • Получение аммиака и изучение его свойств.
  • Определение минеральных удобрений.

Тема 4. Углерод и кремний (11 ч)

     Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Тема 5, 6,7,8. Общие свойства металлов (16ч)

     Положение металлов в периодической системе химических элементов   Д. И. Менделеева.  Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 9. Краткий обзор важнейших органических соединений (15  ч)

     Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.                                                                                                                                                                             Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

Карбоновые кислоты. Жиры Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.

Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.

Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.                                                                                                                  Углеводы

Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.                                                                                                                                            Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.                                       Белки. Полимеры Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах. Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.           

                                                                                                                                                 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии ученик должен

 знать / понимать:

--химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

-важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

-основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,  

периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,

     номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической  

     системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах  

     малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород; растворы кислот и щелочей, хлорид- ионы.
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовление растворов заданной концентрации.

Формирование  общеучебных умений и навыков учащихся

Учебно - организационные:

  • уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;
  • владеть техникой консультирования;
  • уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнять
  • заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.); анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.

Учебно - интеллектуальные:

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
  • уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать
  • взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
  • уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка;
  • уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.

Учебно - информационные:

  • уметь применять справочный аппарат книги
  • самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;
  • уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.

Учебно - коммуникативные:

  • связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;
  • излагать материал из различных источников;
  • владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.


п/п

  Наименование

      раздела  

     Тема урока

Кол-  

 во

часов

Дата

Корректировка программы

Основные понятия

  I

 I

I

  III

  IV

  V

VI

VII

VIII

IX

 

   

Электролитическая диссоциация.

9 ч.

Кислород и сера.

8 ч.

Азот и фосфор.

11 ч.

Углерод и кремний.

11ч.

Общие свойства металлов.

3 ч.

Металлы IА – IIА групп  ПСХЭ Д.И. Менделеева.

            6ч.

Железо.

               3ч

Металлургия.

                 4ч.

Краткий обзор важнейших органических соединений.

(15ч)

1. Сущность процесса электролитической диссоциации..

2. Диссоциация кислот, солей и щелочей.

3. Слабые и сильные электролиты.

4. Реакции ионного обмена.

5. Лаб/раб. «Реакции обмена между растворами электролитов»

6. Окислительно-восстановительные реакции.

7. Гидролиз солей.

Лаб/раб. «Отношение солей к воде».

8. П/раб. «Решение экспериментальных задач по теме: Электролитическая диссоциация».

9. Обобщение по теме: «Электролитическая диссоциация».

10. Положение кислорода и серы в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение простых веществ.

11.  Положение кислорода и серы в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение простых веществ.

12. Сероводород. сульфиды.

13. Оксид серы (iV) и (VI).

Сернистая и серная кислоты.

14. Скорость химической реакции. Химическое равновесие.

15. П/раб. «Экспериментальные задачи по теме: Подгруппа кислорода».

16. Обобщение по темам:

I и II.

17. Контрольная работа №1 по темам: I и II.

18. Положение азота и фосфора в ПСХЭ Д.И. Менделеева

19. Азот. Аммиак.

20,21. Соли аммония.

Лаб/раб. «Взаимодействие солей аммония со щелочами».

22. Азотная кислота.

23. Соли азотной кислоты.

24. Фосфор.

25. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота.

26. Минеральные удобрения.

27. П/раб. «Определение минеральных удобрений».

28. Обобщение по теме: «Азот и фосфор»

29. Положение углерода и кремния в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Углерод.

30. Оксид углерода (II) и (IV).

31. Угольная кислота и ее соли.

Лаб/раб. «Качественная реакция на карбонат ион».

32. Кремний и его свойства.

33. Кремниевая кислота и ее соли.

34. Силикатная промышленность

35. П/раб. «Получение оксида углерода и изучение его свойств».

36. Обобщение по темам:

III и IV.

37.  Контрольная работа №2 по темам: III и IV.

38,39. Интеллектуальная игра «Кислород. Оксиды. Горение»

38. Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Нахождение в природе.

39. Физические и химические свойства металлов.

40. Сплавы.

Лаб/раб. «Взаимодействие металлов с растворами солей».

41. Характеристика щелочных металлов.

42. Положение магния и кальция  в ПСХЭ Д.И. Менделеева

43. Кальций и его соединения.

44. Алюминий.

45. П/раб. «Решение экспериментальных задач».

46. Обобщение по теме:

«Металлы IА – IIА»

47. Положение железа в  ПСХЭ Д.И. Менделеева.

48.Соединения железа.

Лаб/раб. «Получение гидроксида железа и взаимодействие его с кислотами.

49. П/раб. «Решение экспериментальных задач».

50. Понятие о металлургии. Металлы в современной технике.

51. Производство стали.

52. Обобщение по теме: «Металлургия».

53. Контрольная работа №3 по теме: «Металлы»

54. Органическая химия.

55. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова.

56. Предельные углеводороды.

57.  Непредельные углеводороды.

58. Природные источники углеводородов.

59. Спирты.

60. Карбоновые кислоты. Эфиры. Жиры.

61. Углеводы.

62. Аминокислоты. Белки.

63. Полимеры.

64. Лекарства.

65. Обобщение по теме: «Органическая химия».

66. Обобщение за курс

9 класса.

67, 68. Итоговое тестирование за курс

 9 класса.

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

   

    1

 

    1

    1

    1

    1

    1

    1

   1

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

1

    1

    1

    1

    1

    1

2

    1

    1

    1

    1

   

1

    1

    1

    1

    1

     1

     1

     1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

   

    1

    1

   

    1

    2

03.09.

05.09.

10.09.

12.09.

17.09.

19.09.

24.09.

26.09.

01.10.

03.10.

08.10.

10.10.

15.10.

17.10.      

22.10.

24.10.

29.10.

31.11.

12.11.

14.11.

19.11.

21.11.

26.11.

28.11.

03.12.

05.12.

10.12.

12.12.

17.12.

19.12.

24.12.

26.12.

14.01.

16.01.

21.01.

23.01.

28.01

29.01.

29.01.

30.01.

04.02.

06.02.

11.02.

13.02.

18.02.

20.02.

25.02.

27.02.

04.03.

06.03.

11.03.

13.03.

18.03.

20.03.

01.04.

03.04.

08.04.

10.04.

15.04.

17.04.

22.04.

24.04.

29.04.

06.05.

08.05.

13.05.

15.05.

20.05.

22.05

22.05

Электролиты. Неэлектолиты. Электролитическая диссоциация.

Кислоты, основания, соли с точки зрения электролитической диссоциации.

Степень диссоциации.

Валентные электроны.

Правила тех.безопасности

Окислительно-восстановительные реакции.

Правила техники безопасности.

Аллотропия

Пластическая сера.

Сероводород. Сероводородная кислота.

Гидросульфиты.

Обратимые реакции. Принцип Ле -Шателье.

 

Правила техники безопасности.

Соли аммония.

Правила тех. Безопасности.

Нитраты.

Химические и физические свойства.

Ортофосфаты.

Макроэлементы. Микроэлементы.

Правила техники безопасности.

Аллотропия. Алмаз, графит. Адсорбция.

Углекислый газ. Газированная вода.

Карбонаты. Гидрокарбонаты.

Кремнезем. Каолинит.

Силикаты.

Правила техники безопасности.

В рамках предметной недели

Металлы. Металлическая связь.

Электрохимический ряд напряжения металлов.

Основные оксиды. Амфотерные оксиды.

Коррозия.

Сплавы.

   Щелочные металлы.

Оксиды. Гидроксиды. Соли.

Оксид, гидроксид и соли алюминия.

Правила техники безопасности.

Правила техники безопасности.

Чугун. Сталь.

Органическая химия

Изомерия.

Гомологический ряд.

Алкены. Алкины.

Природный газ. Нефть. Каменный уголь.

Метанол. Этанол.

Глюкоза. Фруктоза.

Аминокислоты. Белки.

Наркотические анальгетики. Антибиотики. Ноотропные препараты.


ЛИТЕРАТУРА

      Литература для учащихся:

  1. Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.
  2. Габрусева Н.И. Химия: 9 кл.: рабочая тетр.: пособие для учащихся/ Н.И.Габрусева. – М.: Просвещение, 2008. – 95 с.
  1. Хомченко И.Г.    Решение задач по химии. - М.:  ООО «Изд-во Новая Волна»: Издатель Умеренков, 2002.
  2. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы // четв. издание - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.

Литература для учителя:

  1. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. -56с.
  2. Гара Н.Н. Химия: уроки в 8  кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 11 с.
  3. Титова И. М. Уроки химии V111 класс. : Пособие для учителя. СПб.: КАРО, 2002.
  4. Рыбникова З.Д., Рыбников А.В. Неорганическая химия. 8-9 классы: Ключевые темы. Конспекты занятий. Контрольные и проверочные работы. - М.: Айрис-пресс, 2004.
  5. Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: пособие для учителя / Н.Н. Гара. - М.: Просвещение, 2008.
  6. Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для  8-9 классов: пособие для учителя.  – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.
  7. Егоров А.С. Все виды расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. - Ростов н/Д: Феникс,2003.
  8. Городничева И.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-11 класс. М.: Аквариум, 1997.
  9. Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / И.И. Новошинский., Н.С. Новошинская. М: ООО «Издательство Оникс»: «Издательство «Мир И Образование», 2006.
  10. Лидин Р.А. Тесты по химии для обучения и текущего контроля знаний: 8-9 кл.: Кн. Для учителя / Р.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...