Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Рабочая программа по учебному предмету «Химия», 8 класс составлена в соответствии требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по химии 8 класс, М.: Просвещение», 2008г., учебно – методического комплекса учебного предмета «Химия», 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_himii_8_klass.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Статус программы

        Рабочая программа по учебному предмету «Химия», 8 класс составлена в соответствии требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по химии 8 класс, М.: Просвещение», 2008г., учебно – методического комплекса учебного предмета «Химия», 8 класс.

        Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  • Закон «Об образовании»
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
  • Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
  • Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
  • Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 192 с. – (Современное образование).
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;
  • Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).

        Структура

        Программа по химии состоит из трех взаимосвязанных между собой отделов: пояснительная записка, основное содержание курса, требования к знаниям и умениям учащихся.

        Место предмета в базисном учебном плане

         Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования. Учебный предмет изучается в 8 классе, рассчитан на 70 часов (2ч в неделю), в том числе на контрольные работы – 4 часа, практические работы 4 часа, лабораторные работы – 6 часов.

        Курс «Химия» имеет комплексный характер, включает основы общей, неорганической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся.

Цели:

  • освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.

Задачи обучения:

  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;
  • создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
  • обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;
  • способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсии;
  • продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.
  • создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы.

Содержание учебного предмета

«Химия», 8 класс

         Тема 1. Первоначальные химические понятия (19ч.)

          Химия в системе наук. Связь химии с другими науками. Вещества. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления. Молекулы и атомы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химические элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса. Вычисления по химическим формулам. Валентность. Составление химических формул по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Количество вещества. Молярная масса. Число Авогадро. Молярная масса. Вычисление по химической формуле вещества: относительной молекулярной массы, отношения масс, массовых долей элементов. Вычисление молярной массы вещества по формуле, вычисление массы и количества вещества.

Демонстрации: Занимательные опыты, различные виды химической посуды, предметы, сделанные из различных веществ, приборы для измерения массы, плотности жидкости, температуры, твердости. Однородные и неоднородные смеси, способы их разделения.

Физические и химические явления (растирание сахара в ступке, кипение воды, горение свечи, изменение цвета и выпадение осадка при взаимодействии различных веществ).

        Тема 2 «Кислород. Оксиды. Горение» (6ч).

         Кислород как химический элемент и простое вещество. Физические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Окисление. Оксиды. Понятие о катализаторе. Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. Топливо и способы его сжигания. Тепловой эффект химической реакции. Закон сохранения массы и энергии. Охрана воздуха от загрязнений. Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации: Ознакомление с физическими свойствами кислорода. Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа. Ознакомление с различными видами топлива (Коллекция «Топливо»).

        Тема 3. Водород (4 ч) Водород.

        Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.

        Тема 4. Растворы. Вода (4 ч)

        Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

        Тема 5 «Важнейшие классы неорганических соединений» (8 ч).

         Состав и строение оксидов, кислот, оснований, солей. Классификация, физические и химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Способы получения и области применения оксидов, кислот, оснований, солей. Генетическая связь между оксидами , основаниями, кислотами и солями.

        Тема 6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов» (7ч)

        Классификация химических элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксид которых проявляет амфотерные свойства. Естественные семейства химических элементов: щелочные металлы, галогены, инертные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Порядковый номер элемента. Состав атомных ядер. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Периодическая система химических элементов. Большие и малые периоды. Группы и подгруппы. Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атомов. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

        Тема 7 «Химическая связь» (6ч).

         Понятие о химической связи и причинах её образования. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связи. Ионная связь. Кристаллические решетки. Степень окисления. Процессы окисления, восстановления. Окислительно-восстановительные реакции. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.

        Тема 8 «Закон Авогадро. Объемные отношения газов» (4ч)

        Решение расчетных задач

        Тема 9 «Галогены» (12ч).

        Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Соляная кислота и ее свойства. Биологическое значение галогенов. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.

Требования к уровню подготовки обучающихся

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической); роль химии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.

Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету «Химия», 8 класс:

Учащиеся должны знать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций;
  • основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянство состава, периодический закон.

Должны уметь:

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядного) номера химического элемента, номер

  • группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева: закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных групп;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соотношениях;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева, уравнения химических реакций;
  • обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.


Наименование

раздела

Тема урока

Кол-

во

часов

Дата

   8-а                  8-б

Корректировка

программы

Основные понятия

   

1.Первоначальные химические понятия.

19 ч.

2. Кислород. Горение.

6 ч.

3.    Водород.

4 ч.

4. Растворы. Вода.

4 ч.

5. Обобщение о важнейших классах неорганических соединений.

8 ч.

6. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева.

7 ч.

7. Химическая связь. Строение веществ.

6 ч.

8. Закон Авогадро. Молярный объем газов.

4 ч.

9.      Галогены.

112 ч.

1. Предмет химии. Вещества и их свойства.

2. Смеси.

3. Правила техники безопасности при работе в хим. лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием.

4. Практическая работа №1 «Очистка поваренной соли»

5. Физические и химически явления. Химические реакции.

6. Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества.

7,8. Химические элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов.

9. Закон постоянства состава веществ.

10. Химические формулы. Относительная молекулярная масса.

11,12. Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности.

13. Атомно-молекулярное учение.

14. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

15. Типы химических реакций.

16. Количество вещества. Моль. Молярная масса.

17,18. Повторение, обобщение и коррекция знаний, умений и навыков.

19. Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные химические понятия»

20. Кислород в природе. Получение кислорода.

21. Физические и химические свойства кислорода. Его применение.

22. Практическая работа «Получение и свойства кислорода».

23. Воздух, его состав.

24. Тепловой эффект химических реаций.

25. Молярный объем газа.

26,27. Водород, его общая характеристика. Получение водорода.

Л/Р «Получение и свойства водорода».

28,29. Свойства и применение водорода.

Л/Р «Взаимодействие водорода с оксидом меди».

30. Вода-растворитель. растворы

31. Вода.

32.  Повторение, обобщение и коррекция  ЗУН по темам 2-4.

33. Контрольная работа №2 по темам 2-4.

34. Оксиды.

35,36. Основания.

Л/Р «Свойства растворимых и нерастворимых оснований».

37,38. Кислоты.

Л/Р «Действие кислот на индикаторы».

39. Соли.

40. Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме: Важнейшие классы неорганических соединений».

41. Классификация химических элементов.

42. Периодический закон Д.И. Менделеева.

 Периодическая таблица химических элементов.

43,44. Строение атома.

45,46. Значение Периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

47. Л/Р «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот т щелочей».

48.Электроотрицательность химических элементов.

49. Основные виды химической связи.

50. Кристаллические решетки.

51. Степень окисления.

52,53.  Повторение, обобщение и коррекция  ЗУН по темам 5-7.

54.  Контрольная работа №3 по темам 5-7.

55,56. Закон Авогадро.

57,58.  Объемные отношения газов при химических реакциях.

59. Положение галогенов в ПСХЭ и строение их атомов.

60. Хлор

61. Хлороводород.

62. Соляная кислота и ее соли.

Л/Р «Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов».

63. Сравнительная характеристика галогенов.

64. Практическая работа «Получение соляной кислоты и опыты с ней».

65,66. Повторение, обобщение и коррекция  ЗУН по темам 8-9.

67.  Контрольная работа №4 по темам 8-9.

68,69. Подготовка к итоговой контрольной работе

70. Итоговое тестирование

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

2

1

2

2

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

   

   

   

   

02.09.

03.09.

09.09.

10.09.

17.09.

18.09.

24.09.

25.09.

01.10.

02.10.

08.10.

09.10.

15.10.

16.10.

22.10.

23.10.

29.10.

30.10.

12.11.

13.11.

19.11.

20.11.

26.11.

27.11.

03.12.

04.12.

10.12.

11.12.

17.12.

18.12.

24.12.

25.12.

14.01.

15.01.

21.01.

22.01.

28.01.

29.01.

04.02.

05.02.

11.02.

12.02.

18.02.

19.02.

04.03.

05.03.

11.03.

12.03.

18.03.

19.03.

01.04.

02.04.

08.04.

09.04.

15.04.

16.04.

22.04.

23.04.

29.04.

30.04.

06.05.

07.05.

13.05.

14.05.

20.05.

21.05.

27.05.

28.05.

03.06.

04.06.

03.09.

05.09.

10.09.

12.09.

17.09.

19.09.

24.09.

26.09.

01.10.

03.10.

08.10.

10.10.

15.10.

17.10.

22.10.

24.10.

29.10.

31.10.

12.11.

14.11.

19.11.

21.11.

26.11.

28.11.

03.12.

05.12.

10.12.

12.12.

17.12.

19.12.

24.12.

26.12.

14.01.

16.01.

21.01.

23.01.

28.01.

30.01.

04.02.

06.02.

11.02.

13.02.

18.02.

20.02.

04.03.

06.03.

11.03.

13.03.

18.03.

20.03.

01.04.

03.04.

08.04.

10.04.

15.04.

17.04.

22.04.

24.04.

29.04.

30.04.

06.05.

08.05.

13.05.

15.05.

20.05.

22.05.

27.05.

29.05.

03.06.

05.06.

Наука химия. Задачи химии.

Однородные неоднородные смеси. Дистилляция. Хроматография.

Правила техники безопасности.

Физические и химические явления. Хим. реакции.

Молекулы. Атомы. Кристалл.

Химический элемент.

Относительная атомная масса.

Постоянный состав.

Химическая формула. Молекулярная масса.

Валентность. Постоянная и переменная валентность.

Атомно-молекулярное учение.

Закон сохранения массы веществ. Химическое уравнение.

Реакции разложения, соединения, замещения, обмена.

Моль. Молярная масса вещества.

Кислород как химический элемент. Катализаторы.

Горение. Оксиды.

Правила тех. безопасности.

Медленное окисление.

Эффект реакции. Термохимическое уравнение.

Молярный объем. Закон Авогадро.

Водород.

Гремучий газ. Сероводород.

Раствор. Взвеси. Суспензии. Эмульсии.

Состав воды. Свойства воды.

Оксиды: основные, амфотерные, кислотные.

Основания. Щелочи.

Растворимые и нерастворимые основания.

Кислоты. Классификация кислот.

Основные соли. Двойные соли.

Правила техники безопасности.

Металлы. Неметаллы. ПСХЭ.

Периодический закон.

Периодическая таблица. Группа. Подгруппа. Период.

Атом. Протоны. Нейтроны. Электроны.

Правила техники безопасности.

Электроотрицательность.

Химическая связь. Ионная. Ковалентная.

Кристаллическая решетка.

Окислительно-восстановительные реакции.

Закон Авогадро.

Галогены.

Хлорирование. Хлорная известь.

Хлороодород.

Правила техники безопасности.

Возгонка. Конденсация.

Правила техники безопасности.


УМК

1. Учебник для общеобразовательных учреждений Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс. – М.: Просвещение, 2008г;

2. Дидактический материал по химии для 8-9 классов. Пособие для учителя. Радецкий А. М., Горшкова В. П. – М.: Просвещение, 2008г;

3. Химия – задачник с “помощником”. 8-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Гара Н. Н., Габрусева Н. И. – М.: Просвещение, 2008г.

4. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8класс. –М.: ВАКО,2007.-368с.

Литература для учителя

1. Брейгер Л.М., Химия. 8-9класс: дидактический материал, самостоятельные итоговые контрольные работы/Л.М.Брейгер. –Волгоград: Учитель, 2004г.

2. Горковенко М.Ю. Химия.9 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея и др., Г.К.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2005г. – 368с

3. Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.

4. Химия в школе: науч. метод. журн. – М.: Российская академия образования, изд-во «Центрхимпресс». – 2005-2006г.

Литература для учащихся

1. Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2008.-176с.

3. Гара Н. Н., Габрусева Н. И. Химия – задачник с “помощником”. 8-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008г.

4. Хомченко И.Г. « Сборник задач и упражнений по химии для средней школы» М.; « Новая Волна», 2001 – 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...