Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса "Занимательная химия"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Кубова Роза Хаджиметовна

Внеклассное мероприятие для 8 класса "Занимательная химия " повышает мотивацию к учению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занимательная химия для учащихся 8 класса.

Задачи:

Образовательная: повышение мотивации к учению, выявление готовности учащихся применять полученные знания на практике в сходных и несходных ситуациях.

Воспитательные: способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности, вырабатывать умение правильной самооценки, формировать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности, учить общаться в коллективе.

Развивающие: развивать память на основе различных приемов запоминания на примере химического материала, внимание, умение сопоставлять.

Сценарий игры.

Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы встретились, чтобы получить удовольствие от игры трех замечательных команд.

Химики! А что это значит? Это бессонные ночи, огромные тома книг, постоянные разговоры о химии, это химическая лаборатория дома и это родители, которые говорят: «Кошмар! Наш ребенок – химик! Разве это счастье? Разве это жизнь?»

Вы хотите спросить: почему же становятся химиками?

 Да потому, что химия вездесуща, за ней будущее. Это бесконечные ночи, тома книг, постоянные разговоры о химии, химическая лаборатория дома и это родители, которые говорят: «Представьте, наш ребенок – химик! И это счастье, у него счастливая будущая жизнь!»

Добро пожаловать в химики!

Сегодня за право называться химиками сражаются команды 8-х классов.

 На столах у игроков цветные таблички с названием команд

Ведущий.

Позвольте вам представить команды:

1._____________,

2. _____________,

3 _____________.

/Капитаны команд представляют свои команды, эмблемы и девизы, если есть/.

На столах игроков Периодическая таблица Д.И. Менделеева, чистые листы бумаги, маркеры, ручки.

Все наши конкурсы будут посвящены только химии. Наш конкурс будут оценивать строгое и справедливое жюри «Три С» - Судьи Справедливые, Строгие в составе:  

1.

2.

3.

Критерии оценивания:

  • организованность;
  • дисциплинированность;
  • сплоченность игроков;
  • быстрота выполнения;
  • активность игроков;
  • внимание;
  • правильность и четкость ответа;
  • химическая грамотность;
  • умение аргументировать ответ.

Ведущий.

 Девизом нашей игры могут послужить слова Конфуция: 

Перед человеком  к разуму три пути:

Путь размышления - это самый благородный;

Путь подражания - это самый легкий;

Путь личного опыта - это самый тяжелый.

Химия – это самая необычная и интересная наука на свете. Она полна  разных тайн и чудес. А люди, знающие химию – настоящие волшебники. Проверим это? Приглашается учитель химии.

Учитель химии.

Разминка

Я могу отгадать любой задуманный вами химический элемент. На слайде предлагаю выбрать химический элемент  и записать его порядковый номер. Удвойте  порядковый номер. К произведению прибавьте 5. Сумму умножьте на 5. Тот, кому я передам предмет, сообщит мне результат, а я назову загаданный номер.

 (Ответ. Нужно отбросить последнюю цифру и отнять от полученного числа 2 – получится порядковый номер загаданного элемента).

Конкурс капитанов.

Ведущий. Приглашаются капитаны команд. «Глазомер». Капитаны-химики должны обладать хорошим глазомером, поэтому им предлагается налить в два разных по вместимости и форме сосуда одинаковый объем воды, не используя мерную посуду.

Жюри.

Подводит итоги.

Конкурс 1

Конкурс «Найди лишнее». 

Перед вами знаки химических элементов и их русские названия. Необходимо быстро определить, какой символ лишний.

Конкурс 2.

Конкурс «Скорая помощь».

 Необходимо определить, какие химические элементы зашифрованы, записать их символы.

МАИЛЮНИЙ

Алюминий

АНТРИЙ

Натрий

РОМБ

Бром

СОЛОДИКР

Кислород

Конкурс 3.

Конкурс «Три + два». Перед вами схема, которая показывает, что все слова, которые здесь скрыты, состоят из пяти букв, причем оканчиваются они на буквы рий. Найдите те слова, которые скрыты.

Конкурс 4.

Конкурс «Ребусы».

Конкурс 5.

Конкурс «Шифровка».

Перед вами зашифрованное имя ученого

Кислород

Магний

Свинец

Азот

Водород

Железо

Медь

Цинк

В

У

Е

А

Л

А

З

Ь

Чтобы его расшифровать сделайте следующие действия: определите относительную атомную массу каждого элемента, расположенного на слайде, затем расположите их в порядке возрастания относительных атомных масс. Ответ. Лавуазье.

Конкурс 6.

Конкурс «Выбери букву» - получишь слово при правильном ответе. Явления химические и физические, выбери правильный ответ и поставь соответствующую букву в слово. Собери из полученных букв слово.

Конкурс 7.

Конкурс «Крестики-нолики». Соедините в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении три клетки по признаку, который является одинаковым для всех элементов в клетках.

Конкурс 8.

Конкурс «Угадай словечко».

Названия некоторых химических элементов входят в состав часто употребляемых словосочетаний, многие из которых пришли из литературных произведений. Определи эти элементы и запиши буквы вместо пропусков. Напишите символы этих элементов.

Игра с болельщиками.

«Ассорти». Вам предстоит перевести с химического языка общепринятые выражения.

1

Не все то аурум, что блестит.

2

Белый, как карбонат кальция.

3

Куй феррум, пока горячо

4

Слово – аргентум,  молчание – аурум.

5

Купрумного гроша не стоит.

6

С тех пор много оксида водорода утекло.

Ведущий .

После того, как вы справились с заданием, нужно немного отдохнуть и мы предлагаем вам сделать несколько упражнений. А для того, чтобы вы не расставались с химией, вспомним о правилах, которые помогают выжить в химической лаборатории.

Ведущий .

Восьмиклассник к нам пришел

И спросила кроха:

«Что такое хорошо?

И что такое плохо?»

Ты в химкабинет пришел,

Так запомни, кроха,

Безопасность – хорошо!

Быть безруким плохо!

Если ты во все подряд

Окунаешь пальчик,

Про такого говорят:

«Бестолковый мальчик!»

Ведущий .

Правил безопасности много есть, друзья,

Расскажу Вам главные  

Ведь без них нельзя!

Опыт можно проводить только с разрешенья,

Так как могут не простить

Ваши прегрешенья.

(Наклоны головой вперед и назад).

Чтоб разбавить кислоту

Лил в нее водицу?

Плохо! Видно за версту –

Это не годится!

(Круговые движения рук  в суставе).

Из-под крана воду пить –

Все - равно, что «Ваниш».

Жажду можно утолить,

 Но козленком станешь!

(Поднимания и опускания на цыпочках).

Конкурс капитанов.

Завершает вечер конкурс капитанов. У всех людей довольно хорошо развита и зрительная, и слуховая память. Для того чтобы выяснить, какая память преобладает у вас, выполните следующий тест. Прочитайте пары слов, запомните их. Попытайтесь по первым словам в паре восстановить вторые. У кого это быстрее и лучше получится, тот и будет победителем в этом туре.

Завершение вечера. Подведение итогов.

Учитель химии.

Наш вечер окончен. Просим наше уважаемое жюри огласить результаты нашего мероприятия. Ведущий просит всех присутствующих написать на бумаге впечатления от проведенного мероприятия, написав на бумаге только наречия, например, прекрасно, уныло….плохо, взволнованно, организованно, сплоченно, весело, легко, смело, умело…

Слово предоставляется учителю химии.

 Закончить игру хотелось бы словами Менделеева, которые он адресовал молодежи: 

Берегитесь больше всего своих же гордых мыслей. Гордитесь только тем, что сделано для других, не кичитесь этим, гордитесь внутри себя, этой гордостью возвышайтесь, она не дает забыться. Удовольствие пролетит, оно – себе, труд оставит след долгой радости – он другим. Учение – себе, плод учения – другим. Сами, трудясь, вы сделаете все для близких и для себя. И если успеха не будет, будет неудача, не беда. Попробуйте еще раз!

 До новых встреч!

Литература:

  1. Романова М. И. В гостях у юных химиков. Химия № 07 1-15 апреля 2010.
  2. Курганский С.М. Увлекательная химия: внеклассная работа по химию. 8-11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011. - 248 с.
  3. Занимательные задачи по химии /под редакцией Н.Е. Дерябиной. – м.;6 ИПО «У Никитских ворот», -48 с.: ил.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эпиграф урока «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь» А. Дистервег (немецкий педагог)

Слайд 2

Угадайте вещество В чёрном ящике – вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека. Это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке. В год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг. этого вещества. Это вещество- символ гостеприимства и радушия русской нации. Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

Слайд 3

Знаете ли вы, что… Толщина пласта соли в Соль- Илецке превышает 1,5 км. Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем 130 м. А для территории Европы этого количества хватило бы для слоя толщиной около 5 км.

Слайд 4

Тема урока: Соли

Слайд 5

1 2 1 2 3 4

Слайд 6

Н 2 О (ж ) Н 2 О (тв) Н 2 О (г ) Al 2 O 3 (глинозём) CaO ( негашеная изв.) F e 2 O 3 CuO MgO

Слайд 7

– это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов . Cu(OH) 2 NaOH

Слайд 8

- это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка. уксусная лимонная Н 2 S О 4 лимонная Н 3 ВО 3 HCl HNO 3 муравьиная

Слайд 9

CuSO 4 MgSO 4 CaCO 3 (мел ) KNO 3 KCl (сильвин) FeTiO 3 (ильменит ) KMnO 4 FeCl 3

Слайд 10

Состав солей Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков . KCl Na 2 SO 4 AlPO 4 MgS Какие виды ионов входят в состав солей? К Cl Na SO 4 Al PO 4 Mg S Na

Слайд 11

Cl Na Приправа к пище Консервирующее вещество Производство мыла,СМС Соленая на вкус. Хорошо растворяется в воде. Высокая температура плавления. Поваренная соль

Слайд 12

NaCl CaCO 3 BaSO 4 Mg(NO 3 ) 2 Na 2 SO 4 Соли Оксиды С a О P 2 О 5 Fe 2 О 3 C О 2 Cu О Основания Кислоты С a( О H) 2 С u( О H) 2 Na О H Ba( О H) 2 K О H H 2 S О 4 H 3 P О 4 HCl H 2 C О 3 Интеллектуальная разминка Установите соответствие между классами веществ и формулами соединен ий HNO 3

Слайд 13

В трех пробирках под номерами находятся: кислота, щелочь и соль. Определите содержание каждой пробирки. Экспериментальная задача: «Распознавание веществ»

Слайд 14

Составление формулы соли 1. Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды С a 2+ PO 4 3- 2. Найти наименьшее общее кратное значений зарядов С a 2+ PO 4 3- 2*3 = 6 3. Разделить полученное число: а) на заряд металла и записать индекс справа внизу от знака металла; б) на заряд кислотного остатка и записать индекс кислотного остатка 2*3 = 6 6 : 2 = 3 (индекс) С a 2+ 3 PO 4 3- 6 : 3 = 2 (индекс) С a 2+ 3 ( PO 4 3- ) 2 4. Проверка : произведение значения заряда металла на его индекс должно быть равно аналогичному произведению кислотного остатка С a 2+ 3 ( PO 4 3- ) 2 ( 2 +) ∙ 3 = 6 + (3 -) ∙ 2 = 6 – (6 +) + (6-)= 0 Порядок действий Пример

Слайд 15

Составление формул солей : OH Na + + (OH) Al 3+ ( )

Слайд 16

Са SO 4 N0 3 PO 4 S CO 3 Проверка CaS Са S О 4 Проверка Проверка Проверка Проверка Са 3 ( PO 4 ) 2 Ca(NO 3 ) 2 CaCO 3 карбонат кальция Тренажер «Соли кальция» Составьте формулы солей, укажите зарядов ионов, назовите вещества.

Слайд 17

Домашнее задание: §29; задание 1- 4.

Слайд 18

Спасибо за работу! Всего доброго!



Предварительный просмотр:

УРОК «СОЛИ»

(8 класс)

Цель урока: Изучение состава, строения и номенклатуры солей.

Задачи урока:

образовательные: актуализировать знания учащихся по темам "Степень окисления", "Оксиды", "Основания", "Кислоты"; формирование практических умений: определять вещества разных классов с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, щелочей, соблюдая правила техники безопасности;

развивающие: культура речи и письма, познавательных и общеучебных умений и навыков; развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, исследовательских и практических навыков, развитие критического мышления;

воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, умение работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Методы, приемы работы: Словесно-наглядные, диалогические методы, практический  эксперимент.

Оснащение урока:

презентация "Соли", компьютер, проектор, интерактивная доска; оборудование для лабораторного опыта: штатив с пробирками под номерами (кислота, щелочь, поваренная соль); индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин;

                                Ход урока

       I. Организационный момент.  Мотивационно - ориентировочный этап.

Эпиграф урока (Слайд 1)

"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь"

А. Дистервег (немецкий педагог)

Мы живем с вами в мире веществ и их превращений, поэтому должны знать не только состав и применение веществ, но и влияние их на организм человека и окружающий нас мир.

С некоторыми классами веществ вы уже знакомы и сегодня приступим к изучению соединений нового класса.

II. Вводная часть. Нацеливание на изучение новой темы.

Чтобы узнать, что это за класс, давайте попробуем отгадать вещество в чёрном  ящике.

Творческое  задание учащихся: "Угадайте вещество" (Cлайд 2)

В чёрном ящике -

  • вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека;
  • это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке;
  • в год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг  этого вещества;
  • это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации;
  • говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

Это-……(соль).

        "Знаете ли вы, что: "(Cлайд 3)

Толщина пласта соли в г. Соль- Илецк превышает 1,5 км.

Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем130 м.

А для территории Европы этого количества хватило бы для слоя толщиной около 5 км.

Поваренная соль - представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса. Итак, какая тема урока сегодня?  

Тема урока: Соли    (Слайд 4) 

III. Проверка знаний учащихся. (Актуализация знаний о различных классах неорганических соединений.) Все вещества делят на простые и сложные. Какие классы сложных веществ вам известны? (Слайд 5) Что такое оксиды?  Что общего в их составе?  (Слайд 6) Какие вещества называют основаниями? Что общего в их составе? (Слайд 7) Какие вещества называют кислотами? Что общего в составе кислот? (Слайд 8)

IV. Основной этап. Овладение знаниями по новой теме.

Соли. (Слайд 9) Выделите существенные признаки состава солей и попробуйте сформулировать определение солей. (Слайд 10)

  Какая связь существует в этих соединениях?   Что такое ионы?  Из каких ионов состоит формула поваренной соли? (Слайд 11)

"Интеллектуальная разминка" (Слайд 12) Установите соответствие между названием класса и его представителями:

СaО,  CО2,  BaSO4 , H24 , HCl , H23 ,Fe2О3 , CaCO3 , Сa(ОH)2 , P2О5 , Сu(ОH)2 , KОH , Na2SO4 , CuО,  Mg(NO3)2  , NaОH , H34 , NaCl , Ba(ОH)2, HNO3 

 Как распознать вещества, относящиеся к разным классам? Что такое индикаторы?

Экспериментальная задача (лабораторный опыт) (Слайд 13)

 На столах в 3-х пробирках под номерами прозрачные растворы: гидроксид натрия, соляная кислота и поваренная соль. Определите содержимое каждой пробирки.  (Работают в паре, используя таблицу "Окраска индикаторов").

       Составление формул солей. Пошаговый алгоритм составления формул солей (Слайды 14, 15) (интерактив).

Алгоритм действий при составлении формулы соли

  1. Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды.
  2. Найти наименьшее общее кратное значений зарядов.
  3. Разделить полученное число:

-на заряд металла и записать индекс внизу справа от знака металла;

-на заряд кислотного остатка и записать индекс кислотного остатка.

 Проверка: произведение значения заряда металла на его индекс должно быть равно аналогичному произведению кислотного остатка. (Примеры)

Номенклатура солей (Слайд 16)

V. Закрепление изученного материала.

1. Тренажер "Составление формул солей кальция".

Задание: составьте формулы солей, назовите вещества (Слайд 17) (интерактивное задание).

  2. Составление обратных генетических рядов (Слайд 18) (интерактивное задание).

Для соли составить формулы соответствующего ей основания и кислоты.  Для последних напишите формулы соответствующих им оксидов,  а для них, в свою очередь, формулы соответствующих им металла и неметалла.

                       ?                     ?                       ?  

Al2(SO4)3      основание           оксид металла                 металл

     

                      ?                      ?                        ?  

                            кислота               оксид неметалла              неметалл

 VI. Подведение итогов урока.

        VII. Домашнее задание:                (Слайд 19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Выбираем президента страны Химия"

"Выбираем президента страны Химия" интеллектуальная игра в девятом классепо теме "Закономерности в периодической системе на примере подгруппы кислорода"Содержание игрысоставлено на основе сведений об ...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5ЫХ КЛАССОВ «ЭКСКУРСИЯ В КАБИНЕТ ХИМИИ»

Данное внеклассное мероприятие проводится для учащихся 5ых классов при изучении темы «Вещества. Физические и химические явления.» в курсе Природоведения по программе Плешакова, Сонина. Экскурсия может...

Внеклассное мероприятие                  «Самый лучший  знаток химии». 

Данное мероприятие можно провести как среди школьников одной возрастной категории, так и среди любителей науки химии. Это мероприятие решает следующие задачи которые говорят сами за себя.  Образо...

Внеклассное мероприятие" Викторина " Занимательная органическая химия " 10 класс.

Викторина для учащихся 10 класса«Занимательная органическая химия»           Цель работы: Повторить, обобщить и  систематизировать  знания у...