Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса "Занимательная химия"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Внеклассное мероприятие для 8 класса "Занимательная химия " повышает мотивацию к учению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеклассное мероприятие "Занимательная химия" | 30.88 КБ |
урок в 8 классе по теме "Соли" | 1.83 МБ |
конспект урока "Соли" по химии 8 класс. | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература:
- Романова М. И. В гостях у юных химиков. Химия № 07 1-15 апреля 2010.
- Курганский С.М. Увлекательная химия: внеклассная работа по химию. 8-11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011. - 248 с.
- Занимательные задачи по химии /под редакцией Н.Е. Дерябиной. – м.;6 ИПО «У Никитских ворот», -48 с.: ил.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Угадайте вещество В чёрном ящике – вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека. Это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке. В год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг. этого вещества. Это вещество- символ гостеприимства и радушия русской нации. Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.
Знаете ли вы, что… Толщина пласта соли в Соль- Илецке превышает 1,5 км. Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем 130 м. А для территории Европы этого количества хватило бы для слоя толщиной около 5 км.
Тема урока: Соли
1 2 1 2 3 4
Н 2 О (ж ) Н 2 О (тв) Н 2 О (г ) Al 2 O 3 (глинозём) CaO ( негашеная изв.) F e 2 O 3 CuO MgO
– это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов . Cu(OH) 2 NaOH
- это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка. уксусная лимонная Н 2 S О 4 лимонная Н 3 ВО 3 HCl HNO 3 муравьиная
CuSO 4 MgSO 4 CaCO 3 (мел ) KNO 3 KCl (сильвин) FeTiO 3 (ильменит ) KMnO 4 FeCl 3
Состав солей Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков . KCl Na 2 SO 4 AlPO 4 MgS Какие виды ионов входят в состав солей? К Cl Na SO 4 Al PO 4 Mg S Na
Cl Na Приправа к пище Консервирующее вещество Производство мыла,СМС Соленая на вкус. Хорошо растворяется в воде. Высокая температура плавления. Поваренная соль
NaCl CaCO 3 BaSO 4 Mg(NO 3 ) 2 Na 2 SO 4 Соли Оксиды С a О P 2 О 5 Fe 2 О 3 C О 2 Cu О Основания Кислоты С a( О H) 2 С u( О H) 2 Na О H Ba( О H) 2 K О H H 2 S О 4 H 3 P О 4 HCl H 2 C О 3 Интеллектуальная разминка Установите соответствие между классами веществ и формулами соединен ий HNO 3
В трех пробирках под номерами находятся: кислота, щелочь и соль. Определите содержание каждой пробирки. Экспериментальная задача: «Распознавание веществ»
Составление формулы соли 1. Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды С a 2+ PO 4 3- 2. Найти наименьшее общее кратное значений зарядов С a 2+ PO 4 3- 2*3 = 6 3. Разделить полученное число: а) на заряд металла и записать индекс справа внизу от знака металла; б) на заряд кислотного остатка и записать индекс кислотного остатка 2*3 = 6 6 : 2 = 3 (индекс) С a 2+ 3 PO 4 3- 6 : 3 = 2 (индекс) С a 2+ 3 ( PO 4 3- ) 2 4. Проверка : произведение значения заряда металла на его индекс должно быть равно аналогичному произведению кислотного остатка С a 2+ 3 ( PO 4 3- ) 2 ( 2 +) ∙ 3 = 6 + (3 -) ∙ 2 = 6 – (6 +) + (6-)= 0 Порядок действий Пример
Составление формул солей : OH Na + + (OH) Al 3+ ( )
Са SO 4 N0 3 PO 4 S CO 3 Проверка CaS Са S О 4 Проверка Проверка Проверка Проверка Са 3 ( PO 4 ) 2 Ca(NO 3 ) 2 CaCO 3 карбонат кальция Тренажер «Соли кальция» Составьте формулы солей, укажите зарядов ионов, назовите вещества.
Домашнее задание: §29; задание 1- 4.
Спасибо за работу! Всего доброго!
Предварительный просмотр:
УРОК «СОЛИ»
(8 класс)
Цель урока: Изучение состава, строения и номенклатуры солей.
Задачи урока:
образовательные: актуализировать знания учащихся по темам "Степень окисления", "Оксиды", "Основания", "Кислоты"; формирование практических умений: определять вещества разных классов с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, щелочей, соблюдая правила техники безопасности;
развивающие: культура речи и письма, познавательных и общеучебных умений и навыков; развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, исследовательских и практических навыков, развитие критического мышления;
воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, умение работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный.
Методы, приемы работы: Словесно-наглядные, диалогические методы, практический эксперимент.
Оснащение урока:
презентация "Соли", компьютер, проектор, интерактивная доска; оборудование для лабораторного опыта: штатив с пробирками под номерами (кислота, щелочь, поваренная соль); индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин;
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивационно - ориентировочный этап.
Эпиграф урока (Слайд 1)
"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь"
А. Дистервег (немецкий педагог)
Мы живем с вами в мире веществ и их превращений, поэтому должны знать не только состав и применение веществ, но и влияние их на организм человека и окружающий нас мир.
С некоторыми классами веществ вы уже знакомы и сегодня приступим к изучению соединений нового класса.
II. Вводная часть. Нацеливание на изучение новой темы.
Чтобы узнать, что это за класс, давайте попробуем отгадать вещество в чёрном ящике.
Творческое задание учащихся: "Угадайте вещество" (Cлайд 2)
В чёрном ящике -
- вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека;
- это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке;
- в год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества;
- это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации;
- говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.
Это-……(соль).
"Знаете ли вы, что: "(Cлайд 3)
Толщина пласта соли в г. Соль- Илецк превышает 1,5 км.
Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем130 м.
А для территории Европы этого количества хватило бы для слоя толщиной около 5 км.
Поваренная соль - представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса. Итак, какая тема урока сегодня?
Тема урока: Соли (Слайд 4)
III. Проверка знаний учащихся. (Актуализация знаний о различных классах неорганических соединений.) Все вещества делят на простые и сложные. Какие классы сложных веществ вам известны? (Слайд 5) Что такое оксиды? Что общего в их составе? (Слайд 6) Какие вещества называют основаниями? Что общего в их составе? (Слайд 7) Какие вещества называют кислотами? Что общего в составе кислот? (Слайд 8)
IV. Основной этап. Овладение знаниями по новой теме.
Соли. (Слайд 9) Выделите существенные признаки состава солей и попробуйте сформулировать определение солей. (Слайд 10)
Какая связь существует в этих соединениях? Что такое ионы? Из каких ионов состоит формула поваренной соли? (Слайд 11)
"Интеллектуальная разминка" (Слайд 12) Установите соответствие между названием класса и его представителями:
СaО, CО2, BaSO4 , H2SО4 , HCl , H2CО3 ,Fe2О3 , CaCO3 , Сa(ОH)2 , P2О5 , Сu(ОH)2 , KОH , Na2SO4 , CuО, Mg(NO3)2 , NaОH , H3PО4 , NaCl , Ba(ОH)2, HNO3
Как распознать вещества, относящиеся к разным классам? Что такое индикаторы?
Экспериментальная задача (лабораторный опыт) (Слайд 13)
На столах в 3-х пробирках под номерами прозрачные растворы: гидроксид натрия, соляная кислота и поваренная соль. Определите содержимое каждой пробирки. (Работают в паре, используя таблицу "Окраска индикаторов").
Составление формул солей. Пошаговый алгоритм составления формул солей (Слайды 14, 15) (интерактив).
Алгоритм действий при составлении формулы соли
- Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды.
- Найти наименьшее общее кратное значений зарядов.
- Разделить полученное число:
-на заряд металла и записать индекс внизу справа от знака металла;
-на заряд кислотного остатка и записать индекс кислотного остатка.
Проверка: произведение значения заряда металла на его индекс должно быть равно аналогичному произведению кислотного остатка. (Примеры)
Номенклатура солей (Слайд 16)
V. Закрепление изученного материала.
1. Тренажер "Составление формул солей кальция".
Задание: составьте формулы солей, назовите вещества (Слайд 17) (интерактивное задание).
2. Составление обратных генетических рядов (Слайд 18) (интерактивное задание).
Для соли составить формулы соответствующего ей основания и кислоты. Для последних напишите формулы соответствующих им оксидов, а для них, в свою очередь, формулы соответствующих им металла и неметалла.
? ? ?
Al2(SO4)3 основание оксид металла металл
? ? ?
кислота оксид неметалла неметалл
VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание: (Слайд 19)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Выбираем президента страны Химия"
"Выбираем президента страны Химия" интеллектуальная игра в девятом классепо теме "Закономерности в периодической системе на примере подгруппы кислорода"Содержание игрысоставлено на основе сведений об ...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5ЫХ КЛАССОВ «ЭКСКУРСИЯ В КАБИНЕТ ХИМИИ»
Данное внеклассное мероприятие проводится для учащихся 5ых классов при изучении темы «Вещества. Физические и химические явления.» в курсе Природоведения по программе Плешакова, Сонина. Экскурсия может...
Внеклассное мероприятие «Самый лучший знаток химии».
Данное мероприятие можно провести как среди школьников одной возрастной категории, так и среди любителей науки химии. Это мероприятие решает следующие задачи которые говорят сами за себя. Образо...
Внеклассное мероприятие" Викторина " Занимательная органическая химия " 10 класс.
Викторина для учащихся 10 класса«Занимательная органическая химия» Цель работы: Повторить, обобщить и систематизировать знания у...
Внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов «Химия – детям. Занимательная химия»
методическая разработка по химии для начальной школы...
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов «Увлекательная химия».
Занимательные опыты по химии....