Рабочая программа по химии
рабочая программа по химии ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года №19993);
● Приказ N 74 от 1 февраля 2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312;
● Приказ N 889 от 30 августа 2010 г «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации» от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
● Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241);
● Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089 (в редакции от 19 октября 2009 № 427);
● Приказ Управления образования и науки Липецкой области «О базисных учебных планах общеобразовательных учреждений Липецкой области, на 2014/2015 учебный год» от 23.04.2014 №385;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (одобрена 11 ноября 2011 г. на заседании президиума правительства РФ);
- Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью) с.Дмитряшевка Хлевенского района» (редакция 12.05.2014 г.).
- Локальные акты школы-интерната.
- - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 “О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений”;
- Учебный план и календарный учебный план ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Дмитряшевка» на 2014-2015 уч .год;
Цели и задачи рабочей программы:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получения новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среды;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды;
- создать условия для формирования учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей, добиться понимания школьниками практической значимости химических знаний;
- коррекция познавательной и эмоционально-волевой сфер, развитие речевой активности обогащения химического словаря словаря;
- способствовать развитию мышления, наблюдательности, познавательного интереса, логического мышления, формированию умения кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян – 8-е изд., стереотипное – М.:Дрофа, 2011).
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы.
Программа содержит сведения, предусмотренные стандартом химического образования. В ней имеются все разделы и темы, изучаемые в основной общеобразовательной школе. Представлено значительное число лабораторных и практических работ, облегчающих восприятие учебного материала. Данная программа имеет межпредметные связи с другими изучаемыми предметами, что способствует интеграции образования. Программа позволяет раскрыть роль химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании, защите окружающей среды от загрязнений промышленными и бытовыми отходами.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
8 класс. Изучаются « Введение», главы: «Атомы химических элементов», «Простые вещества», « Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами».
9 класс - главы: « Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»- учебник. 8 кл. «Общая характеристика химических элементов и химических реакций», часть главы «Металлы»- учебник. 9 кл.
10 класс – часть главы «Металлы» и главы: «Неметаллы», «Обобщение знаний по химии за курс основной школы».
Это связано с речевыми и психико-физическими возможностями детей с ОНР, с особенностью учебного плана школы - интернат, где программа основного общего образования реализуется за 10 лет.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
Из них: 8 класс: контрольных работ – 5, практических работ – 4, лабораторных работ – 6.
9 класс: контрольных работ – 4, проверочная работа-1, практических работ – 2, лабораторных работ – 10.
10 класс: контрольных работ – 4, проверочная работа-1, практических работ – 6, лабораторных работ – 7.
Место и роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток).
Содержание курсов 9 и 10 классов раскрыты сведения о свойствах металлов и неметаллов. Курс знакомит учащихся с органическими веществами. Значительное место с содержании курса отводится химическому эксперименту, он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Форма организации учебного процесса – поурочная.
Технологии обучения.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании объяснительно-иллюстративное обучения, разноуровневого дифференцированного обучения, проблемного обучения, игровых технологий, информационных технологий обучения в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.
Механизм формирования ключевых компетенций.
Формирование учебно-познавательной компетенции направлено на то, чтобы ученик овладел навыками продуктивной деятельности: владение приемами действий, работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов), составление формул, уравнений реакций, произведение расчетов, описание проделанных экспериментов, сравнение свойств веществ, составление плана, заполнение предложенных таблиц, подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Для формирования коммуникативной компетенции и компетенции сотрудничества, социального взаимодействия используются коллективные формы работы, уроки - публичные формы общения, школьники учатся строить отношения с окружающими, устанавливать контакты, работать в команде, в процессе выступлений развивают речь.
Для формирования компетенции решения проблем используются технологии проблемного обучения, уроки на основе исследовательской деятельности, различные формы практических и лабораторных работ.
Для формирования информационной компетенции обучающиеся учатся работать с учебной, научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, готовят сообщения и доклады; у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, сохранять и передавать ее.
Для формирования компетенции личностного самосовершенствования обучающиеся изучают правила работы с лабораторным оборудованием, экологической культуры, правила охраны труда, учатся заботится о собственном здоровье.
При формировании социально-трудовой компетенции используются технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, которые позволяют обучающимся адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности, развивают у школьников уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.
Виды и формы контроля:
- устный опрос в форме беседы;
- тематическое тестирование;
- индивидуальный контроль (карточки-задания);
- промежуточная аттестация в форме тестовых заданий
- лабораторные работы;
- проверочные работы;
- практические работы;
- контрольные работы.
Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических и контрольных работ.
Программе соответствуют учебники: Химия 8 и 9 классы. О.С.Габриелян – рекомендованы Министерством образования и науки РФ М.: Дрофа, 2013г.
Содержание программы
8класс
(70 часов, 2 часа в неделю; резервное время 1 час)
Введение (8 ч)
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Охрана труда.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: сводных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.
Краткие сведения по истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М.В.Ломоносова, А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная массы.
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы, подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Атомы химических элементов (10 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атома.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома –образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтрона в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном уровне.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов.
Электроотрицательность. Понятие о полярной ковалентной связи. Валентность
Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Простые вещества (12 ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе. Важнейшие простые вещества-металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые веществ - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса.
Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ -аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия.
Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества-миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная масса вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярный объем газов», «молярная масса», «число Авагадро»
Лабораторные опыты.
«Ознакомление с коллекцией металлов». «Ознакомление с неметаллами».
Соединение химических элементов (20 ч)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.
Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул.
Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Изменение окраски индикаторов.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей.
Лабораторные опыты
«Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды», «Ознакомление с коллекцией солей», «Качественная реакция на углекислый газ»
Практические работы
«Приёмы обращения с лабораторным оборудованием», «Очистка загрязненной поваренной соли», «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»
Изменения, происходящие с веществами (19 ч)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществом.
Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, выпаривание и возгонка веществ.
Явления, связанные с изменением состава вещества, химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света-реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Знание индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения и обмена.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Лабораторный опыт
«Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом»
Практические работы
« Признаки химических реакций».
9 класс
(70 часов, 2 часа в неделю, резервное время 1 час)
Повторение (8 ч)
Охрана труда. Составление формул. Классы неорганических веществ, их свойства. Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям.
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (24 ч)
Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Степень электрической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения ТЭД. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.
Кислота, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете ТЭД. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете ТЭД.
Соли, их диссоциация и свойства в свете ТЭД.
Окислительно-восстановительные реакции.
Определение степеней окисления для элементов образующих вещества разных классов.
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Лабораторные опыты
« Реакции характерные для растворов кислот, оснований, солей и оксидов».
Практическая работа
«Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»
«Решение экспериментальных задач»
Общая характеристика химических элементов и химических реакций (18 ч)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д.И.Менделеева.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции Катализаторы и катализ.
Лабораторные опыты
«Зависимость скорости реакции от различных факторов», «Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца(IV)», «Замещение железом меди в растворе сульфата меди»
Металлы (19ч)
Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Щелочные металлы – простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов. Их свойства и применение в народном хозяйстве.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые металлы. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов. Их свойства и применение в народном хозяйстве
Лабораторные опыты
«Рассмотрение образцов металлов», «Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей»
10 класс
(68 часов, 2 часа в неделю; резервное время – 1час)
Повторение (6 ч)
Охрана труда. Металлы. Неметаллы – галогены. Классы неорганических веществ, их свойства. Характеристика химического элемента. Решение задач.
Неметаллы (39 ч)
Кислород. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV и VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные свойства соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Силикаты в Липецкой области. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Лабораторные опыты
«Исследование поверхностного натяжения воды» «Ознакомление с составом минеральной воды», «Свойства разбавленной серной кислоты», « Свойств аммиака», «Соли аммония», «Свойства разбавленной азотной кислоты», «Ознакомление с образцами изделий из керамики».
Практические работы
«Получение собирание и распознавание водорода», «Получение собирание и распознавание кислорода», «Экспериментальные задачи по теме Подгруппа кислорода»», « Получение аммиака и исследование его свойств», «Получение углекислого газа и изучение его свойств», «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода»»
Повторение (22 ч)
Металлы и неметаллы, их свойства и применение. Основные классы неорганических соединений. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей. Типы химических реакций. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Органические вещества. Круговорот веществ в природе. Охрана окружающей среды. Решение расчетных задач.
Тематическое планирование
8класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Цели и задачи |
1 | Введение | 8 | Сформировать представление о предмете. О физических и химических явлениях. Дать понятие о знаках. Познакомить со структурой ПСХЭ Д.И. .Менделеева. Научить записывать формулы и вычислять относительную молекулярную массу |
2 | Атомы химических элементов | 10 | Сформировать знания о строении атома. Объяснить смысл порядкового номера. Сформировать представление об ЭО. Объяснить механизм образования химической связи |
3 | Простые вещества | 12 | Закрепить знания о строении атомов и простых веществ металлов и неметаллов Сформировать знания о количестве вещества, молярной массе и молярном объеме |
4 | Соединения химических элементов | 20 | Сформировать знания об основных классах неорганических соединений. Дать понятие о чистых веществах и смесях. Научить рассчитывать массовую и объемную долю компонентов раствора |
5 | Изменения, происходящие с веществами |
19 | Дать понятие о химических реакциях. Научить записывать химические уравнения, производить расчеты по уравнениям. Познакомить типами химических реакций |
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечания | |||
факти чески | по плану | ||||||
Тема «Введение» | |||||||
1 | Предмет химии. Вещества. | 1 | 02.09 | 02.09 | |||
2 | Превращение веществ. Роль химии в жизни человека | 1 | 06.09 | 06.09 | |||
3 | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева Знаки химических элементов. | 1 | 09.09 | 09.09 | |||
4 | Химические формулы. Относительная атомная масса | 1 | 13.09 | 13.09 | |||
5 | Относительная молекулярная масса | 1 | 16.09 | 16.09 | |||
6,7 | Вычисления по химической формуле | 2 | 20.09 23.09 | 20.09 23.09 | |||
8 | Контрольная работа | 1 | 27.09 | 27.09 | |||
Тема «Атомы химических элементов» | |||||||
9 | Основные сведения о строении атома | 1 | 30.09 | 30.09 | |||
10 | Изотопы | 1 | 04.10 | 04.10 | |||
11 | Строение электронных оболочек атомов | 1 | 07.10 | 07.10 | |||
12 | Ионная связь | 1 | 11.10 | 11.10 | |||
13 | Ковалентная неполярная связь | 1 | 14.10 | 14.10 | |||
14 | Ковалентная полярная связь | 1 | 18.10 | 18.10 | |||
15 | Металлическая химическая связь | 1 | 21.10 | 21.10 | |||
16 | Составление формул по валентности | 1 | 25.10 | 25.10 | |||
17 | Обобщение знаний по теме «Атомы химических элементов» | 1 | 28.10 | 28.10 | |||
18 | Контрольная работа | 1 | 01.11 | 01.11 | |||
Тема «Простые вещества» | |||||||
19 | Простые вещества – металлы | 1 | 11.11 | 11.11 | |||
20 | Простые вещества-металлы. Лабораторная работа «Ознакомление с коллекцией металлов» | 1 | 15.11 | 15.11 | |||
21 | Простые вещества – неметаллы | 1 | 18.11 | 18.11 | |||
22 | Простые вещества-неметаллы. Лаб. опыт «Ознакомление с коллекцией неметаллов» | 1 | 22.11 | 22.11 | |||
23,24 | Количество вещества. Молярная масса | 2 | 25.11 29.11 | 25.11 29.11 | |||
25 | Решение задач | 1 | 02.12 | 02.12 | |||
26,27 | Молярный объем газов | 2 | 06.12 09.12 | 06.12 0912 | |||
28 | Решение задач | 1 | 13.12 | 13.12 | |||
29 | Контрольная работа | 1 | 16.12 | 16.12 | |||
30 | Анализ контрольной работы | 1 | 20.12 | 20.12 | |||
31,32 | Степень окисления | 2 | 23.12 27.12 | 23.12 27.12 | |||
Тема «Соединения химических элементов» | |||||||
33 | Бинарные соединения – оксиды и летучие водородные соединения | 1 | 13.01 | ||||
34 | Основания. Лаб. опыт «Качественная реакция на углекислый газ» | 1 | 17.01 | ||||
35 | Кислоты | 1 | 20.01 | ||||
36 | Кислоты. Лаб. опыт «Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды» | 1 | 24.01 | ||||
37 | Соли. | 1 | 27.01 | ||||
38 | Соли. Лаб. опыт «Ознакомление с коллекциями солей» | 1 | 31.01 | ||||
39 | Кристаллические решетки | 1 | 03.02 | ||||
40 | Чистые вещества и смеси | 1 | 07.02 | ||||
41 | Практическая работа «Приемы обращения с лабораторным оборудованием» | 1 | 10.02 | ||||
42 | Практическая работа «Очистка загрязненной поваренной соли» | 1 | 14.02 | ||||
43,44 | Массовая и объемная доля компонента в смеси | 2 | 17.02 21.02 | ||||
45, 46 | Расчеты, связанные с понятием «доля» | 2 | 24.02 28.02 | ||||
47 | Практическая работа «Приготовление раствора и расчет его массовой доли в растворе» | 1 | 03.03 | ||||
48 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» | 1 | 07.03 | ||||
49 | Контрольная работа | 1 | 10.03 | ||||
50 | Анализ контрольной работы | 1 | 14.03 | ||||
Тема «Изменения, происходящие с веществами» | |||||||
51 | Физические явления | 1 | 17.03 | ||||
52 | Химические реакции | 1 | 21.03 | ||||
53,54 | Химические уравнения | 2 | 31.03 04.04 | ||||
55 | Реакции разложения | 1 | 07.04 | ||||
56 | Реакции соединения | 1 | 11.04 | ||||
57 | Реакции замещения | 1 | 14.04 | ||||
58 | Реакции замещения. Лаб. опыт «Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом» | 1 | 18.04 | ||||
59,60 | Реакции обмена | 2 | 21.04 25.04 | ||||
61 | Типы химических реакций на примере свойств воды | 1 | 28.04 | ||||
62 | Практическая работа «Признаки химических реакций» | 1 | 02.05 | ||||
63,64 | Расчеты по химическим уравнениям | 1 | 05.05 12.05 | ||||
65 | Обобщение знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами» | 1 | 16.05 | ||||
66 | Контрольная работа | 1 | 19.05 | ||||
67 | Анализ контрольной работы | 1 | 23.05 | ||||
68,69 | Повторение | 1 | 26.05 30.05 |
Тематическое планирование
9класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Цели и задачи |
1 | Повторение | 8 ч | Актуализация и систематизация знаний |
2 | Растворение. Растворы. Свойства растворов | 24 ч | Познакомить учащихся с растворение как физико-химическим процессом. Дать понятие об электролитах и неэлектролитах, электролитической диссоциации. Научить записывать ионные уравнения реакций. Обобщить знания об оксидах, кислотах, щелочах и солях |
3 | Общая характеристика химических элементов и химических реакций | 18ч | Познакомить с характеристикой элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Дать понятие о скорости реакции и катализаторах |
4 | Металлы | 19 ч | Закрепить знания учащихся о физических и химических свойствах металлов. Рассмотреть способы получения. Дать понятие о коррозии и способах защиты от неё. Рассмотреть строение атомов, простых веществ и соединений щелочных и щелочноземельных металлов |
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечания | |||
факти чески | по плану | ||||||
Тема «Повторение» | |||||||
1 | Правила охраны труда при работе в кабинете химии | 1 | 02.09 | 02.09 | |||
2 | Периодическая система химических элементов | 1 | 05.09 | 05.09 | |||
3,4 | Классы неорганических веществ | 2 | 09.09 12.09 | 09.09 12.09 | |||
5 | Реакции соединения и разложения | 1 | 16.09 | 16.09 | |||
6 | Реакции замещения и обмена | 1 | 19.09 | 19.09 | |||
7 | Решение расчетных задач | 1 | 23.09 | 23.09 | |||
8 | Контрольная работа | 1 | 26.09 | 26.09 | |||
Тема «Растворение. Растворы. Свойства растворов» | |||||||
9 | Растворение. Растворимость веществ в воде | 1 | 30.09 | 30.09 | |||
10 | Электрическая диссоциация | 1 | 03.10 | 03.10 | |||
11 | Основные положения ТЭД | 1 | 07.10 | 07.10 | |||
12 | Ионные уравнения. | 1 | 10.10 | 10.10 | |||
13 | Ионные уравнения. Лаб.опыт «Получение нерастворимого гидроксида» | 1 | 14.10 | 14.10 | |||
14 | Кислоты, их классификация и свойства. Лаб.опыт «Взаимодействие кислот с основаниями» | 1 | 17.10 | 17.10 | |||
15 | Основания, их классификация и свойства. Лаб.опыт Взаимодействие щелочей с солями | 1 | 21.10 | 21.10 | |||
16 | Оксиды, их классификация. Лаб.опыт «Взаимодействие основных оксидов с кислотами» | 1 | 24.10 | 24.10 | |||
17 | Соли, их классификация и свойства. Лаб.опыт «Взаимодействие солей с кислотами» | 1 | 28.10 | 28.10 | |||
18 | Проверочная работа | 1 | 31.10 | 31.10 | |||
19,20 | Генетическая связь между классами неорганических веществ | 2 | 11.11 14.11 | 11.11 14.11 | |||
21 | Практическая работа «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов » | 1 | 18.11 | 18.11 | |||
22 | Классификация химических реакций | 1 | 21.11 | 21.11 | |||
23 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | 25.11 | 25.11 | |||
24,25 | Составление окислительно-восстановительных реакций | 2 | 28.11 02.12 | 28.11 02.12 | |||
26 | Практическая работа «Решение экспериментальных задач» | 1 | 05.12 | 05.12 | |||
27 | Решение расчетных задач по уравнениям реакций | 1 | 09.12 | 09.12 | |||
28 | Обобщение знаний | 1 | 12.12 | 12.12 | |||
29 | Контрольная работа | 1 | 16.12 | 16.12 | |||
30 | Анализ контрольной работы | 1 | 19.12 | 19.12 | |||
31,32 | Повторение изученного материала | 2 | 23.12 26.12 | 23.12 26.12 | |||
Тема «Общая характеристика химических элементов и химических реакций» | |||||||
33 | Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева | 1 | 13.01 | ||||
34 | Характеристика металла | 1 | 16.01 | ||||
35 | Характеристика неметалла | 1 | 20.01 | ||||
36.37 | Амфотерные оксиды и гидроксиды | 2 | 23.01 27.01 | ||||
38,39 | Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева | 2 | 30.01 03.02 | ||||
40.41 | Химическая организация природы | 2 | 06.02 10.02 | ||||
42 | Химические реакции. Лаб. опыт «Замещение железом меди в растворе сульфата меди» | 1 | 13.02 | ||||
43 | Скорость химической реакции | 1 | 17.02 | ||||
44 | Скорость химической реакции. Лаб. опыты «Зависимость скорости реакции от различных факторов» | 1 | 20.02 | ||||
45 | Катализаторы и катализ, | 1 | 24.02 | ||||
46 | Катализаторы и катализ. Лаб. опыт «Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца» | 1 | 27.02 | ||||
47,48 | Решение задач | 1 | 03.03 06.03 | ||||
49 | Контрольная работа | 1 | 10.03 | ||||
50 | Анализ контрольной работы | 1 | 13.03 | ||||
Металлы | |||||||
51,52 | Век медный, бронзовый ,железный | 2 | 17.03 20.03 | ||||
53 | Положение металлов в периодической системе Д.И .Менделеева и строение их атомов | 1 | 31.03 | ||||
54 | Физические свойства металлов | 1 | 03.04 | ||||
55 | Физические свойства металлов. Лаб. опыт «Ознакомление с коллекцией металлов» | 1 | 07.04 | ||||
56 | Сплавы | 1 | 10.04 | ||||
57 | Химические свойства металлов | 1 | 14.04 | ||||
58 | Химические свойства металлов. Лаб. опыт «Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами» | 1 | 17.04 | ||||
59,60 | Получение металлов | 2 | 21.04 24.04 | ||||
61 | Коррозия металлов | 1 | 28.04 | ||||
62 | Щелочные металлы | 1 | 05.05 | ||||
63 | Соединения щелочных металлов | 1 | 08.05 | ||||
64 | Бериллий, магний и щелочноземельные металлы | 1 | 12.05 | ||||
65 | Соединения щелочноземельных металлов | 1 | 15.05 | ||||
66 | Решение задач | 1 | 19.05 | ||||
67 | Контрольная работа | 1 | 22.05 | ||||
68 | Анализ контрольной работы | 1 | 26.05 | ||||
69 | Повторение | 1 | 29.05 |
Тематическое планирование
10класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Цели и задачи |
1 | Повторение | 6 ч | Актуализация и систематизация знаний |
2 | Неметаллы | 39 ч | Рассмотреть положение неметаллов в ПСХЭ, строение их атомов и простых веществ, Познакомить со свойства и применением важнейших соединений. Показать их роль в природе и жизни человека |
3 | Обобщение знаний за курс основной школы | 22 ч | Обобщение и систематизация знаний за курс основной школы подготовка к экзаменам |
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечания | |
факти чески | по плану | ||||
Тема «Повторение» | |||||
1 | Классы неорганических веществ | 1 | 02.09 | 02.09 | |
2 | Правила охраны труда при работе в кабинете химии | 1 | 05.09 | 05.09 | |
3 | Химические свойства оксидов и оснований, кислот и солей | 1 | 09.09 | 09.09 | |
4 | Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ | 1 | 12.09 | 12.09 | |
5 | Решение расчетных задач | 1 | 16.09 | 16.09 | |
6 | Контрольная работа | 1 | 19.09 | 19.09 | |
Тема «Неметаллы» | |||||
7 | Неметаллы: атомы и простые вещества | 1 | 23.09 | 23.09 | |
8 | Водород | 1 | 26.09 | 26.09 | |
9 | Практическая работа «Получение, собирание и распознавание водорода» | 1 | 30.09 | 30.09 | |
10 | Вода. Лаб.опыт «Поверхностное натяжение воды» | 1 | 03.10 | 03.10 | |
11 | Вода | 1 | 07.10 | 07.10 | |
12 | Вода в жизни человека. Лаб.опыт «Ознакомление с составом минеральной воды» | 1 | 10.10 | 10.10 | |
13 | Галогены | 1 | 14.10 | 14.10 | |
14,15 | Соединения галогенов | 2 | 17.10 21.10 | 17.10 21.10 | |
16 | Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов | 1 | 24.10 | 24.10 | |
17 | Проверочная работа | 1 | 28.10 | 28.10 | |
18 | Повторение | 1 | 31.10 | 31.10 | |
19 | Кислород | 1 | 11.11 | 11.11 | |
20 | Практическая работа «Получение, собирание и распознавание кислорода» | 1 | 14.11 | 14.11 | |
21 | Сера | 1 | 18.11 | 18.11 | |
22 | Соединения серы. | 1 | 21.11 | 21.11 | |
23 | Соединения серы. Лаб.опыт «Свойства разбавленной серной кислоты» | 1 | 25.11 | 25.11 | |
24 | Практическая работа. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода» | 1 | 28.11 | 28.11 | |
25 | Азот | 1 | 02.12 | 02.12 | |
26 | Аммиак. Лаб.опыт «Соли аммония», «Свойств аммиака» | 1 | 05.12 | 05.12 | |
27 | Соли аммония. Лаб.опыт «Соли аммония» | 1 | 09.12 | 09.12 | |
28 | Практическая работа «Получение, собирание и распознавание аммиака» | 1 | 12.12 | 12.12 | |
29 | Кислородные соединения азота. | 1 | 16.12 | 16.12 | |
30 | Кислородные соединения азота. Лаб.опыт «Свойства разбавленной азотной кислоты» | 1 | 19.12 | 19.12 | |
31 | Контрольная работа | 1 | 23.12 | 23.12 | |
32 | Анализ контрольной работы | 1 | 26.12 | 26.12 | |
33 | Фосфор | 1 | 13.01 | ||
34 | Соединения фосфора | 1 | 16.01 | ||
35 | Углерод | 1 | 20.01 | ||
36,37 | Кислородные соединения углерода | 2 | 23.01 27.01 | ||
38 | Практическая работа «Получение собирание и распознавание оксида углерода» | 1 | 30.01 | ||
39 | Кремний и его соединения. Лаб. опыт «Ознакомление с образцами изделий из керамики» | 1 | 03.02 | ||
40 | Практическая работа «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода» | 1 | 06.02 | ||
41,42 | Решение расчетных задач | 2 | 10.02 13.02 | ||
43 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы» | 1 | 17.02 | ||
44 | Контрольная работа | 1 | 20.02 | ||
45 | Анализ контрольной работы | 1 | 24.02 | ||
Обобщение знаний по химии за курс основной школы | |||||
46,47 | Периодическая система Д.И. Менделеева и строение атома | 2 | 27.02 03.03 | ||
48,49 | Электроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества | 2 | 06.03 10.03 | ||
50,51 | Классификация химических реакций | 2 | 13.03 17.03 | ||
52 | Скорость химической реакции | 1 | 20.03 | ||
53 | Диссоциация электролитов в водных растворах | 1 | 31.03 | ||
54,55 | Ионные уравнения реакций | 2 | 03.04 07.04 | ||
56,57 | Окислительно-восстановительные реакции | 2 | 10.04 14.04 | ||
58,59 | Неорганические вещества, их номенклатура и классификация | 2 | 17.04 21.04 | ||
60,61 | Характерные химические свойства оксидов и гидроксидов | 2 | 24.04 28.04 | ||
62,63 | Характерные химические свойства кислот и солей | 2 | 05.05 08.05 | ||
64 | Решение расчетных задач | 1 | 12.05 | ||
65 | Контрольная работа | 1 | 15.05 | ||
66 | Анализ контрольной работы | 1 | 19.05 | ||
67 | Викторина «Химия и …» | 1 | 22.05 |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии ученик должен знать/понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия : химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные химические законы: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
Уметь:
-называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять : физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Литература и средства обучения
- Химия. 8 класс. О.С. Габриелян – М.: Дрофа,2013
- Химия. 9 класс О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2013
- Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2003.
- Знаменательная химия. Тематические кроссворды. 8-11 классы О.В. Галичкина – Волгоград, Издательство «Учитель».
- Колтун М. Мир химии, - М.: Детская литература, 1999
- Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с.
- Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект).
- Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256с.
- Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2005.
- Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. »/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.
- . Курганский С. М. Интеллектуальные игры по химии. М.: 5 за знания, 2006
- Виртуальная химическая лаборатория. 8-9 классы.
- Таблица растворимости кислот, солей и оснований в воде.
- Таблица. Электрохимический ряд напряжений металлов.
- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
- Настольная книга учителя. 9 класс О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2006
- Комплект таблиц «Начала химии»
Интернет-ресурсы:
1.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
2.http://him.1september.ru/index.php– журнал «Химия».
3.http://him.1september.ru/urok/-Материалы к уроку.
4. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
5. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
6.http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
7. www.drofa.ru- Электронное приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...