Рабочая программа по химии
рабочая программа по химии ( класс) на тему

Рабочая программа по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_himii.doc387 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:

  • Федеральный закон  «Об образовании в Российской  Федерации» от 29 декабря  2012 года № 273-ФЗ;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года №19993);

● Приказ N 74 от 1 февраля 2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312;

● Приказ N 889 от 30 августа 2010 г «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации» от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

● Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241);

● Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089 (в редакции от 19 октября 2009 № 427);

● Приказ Управления  образования и науки Липецкой области «О базисных учебных планах общеобразовательных учреждений Липецкой области, на 2014/2015 учебный год» от 23.04.2014  №385;

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (одобрена 11 ноября 2011 г. на заседании президиума правительства РФ);
  • Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области  «Специальная школа-интернат для обучающихся  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью) с.Дмитряшевка Хлевенского района» (редакция 12.05.2014 г.).
  • Локальные акты школы-интерната.
  • - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.  
  •  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ;
  •  Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 “О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений”;
  •  Учебный план и календарный учебный план ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Дмитряшевка»  на 2014-2015 уч .год;

Цели и задачи рабочей программы:

- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получения новых материалов;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среды;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды;

- создать условия для формирования учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей, добиться понимания школьниками практической значимости химических знаний;

 - коррекция познавательной и эмоционально-волевой сфер, развитие речевой активности обогащения химического словаря словаря;

- способствовать развитию мышления, наблюдательности, познавательного интереса, логического мышления, формированию умения кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян – 8-е изд., стереотипное – М.:Дрофа, 2011).

Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы.

Программа содержит сведения, предусмотренные стандартом химического образования. В ней имеются все разделы и темы, изучаемые в основной общеобразовательной школе. Представлено значительное число лабораторных и практических работ, облегчающих восприятие учебного материала. Данная программа имеет межпредметные связи с другими изучаемыми предметами, что способствует интеграции образования. Программа позволяет раскрыть роль химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании, защите окружающей среды от загрязнений промышленными и бытовыми отходами.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

8 класс. Изучаются « Введение», главы: «Атомы химических элементов», «Простые вещества»,  « Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами».

9 класс - главы: « Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»- учебник. 8 кл. «Общая характеристика химических элементов и химических реакций», часть главы  «Металлы»- учебник. 9 кл.

10 класс – часть главы «Металлы» и главы: «Неметаллы», «Обобщение знаний по химии за курс основной школы».

 Это связано с речевыми и психико-физическими возможностями детей с ОНР, с особенностью учебного плана школы - интернат, где программа основного общего образования реализуется за 10 лет.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.

 Из них: 8 класс: контрольных работ – 5, практических работ – 4, лабораторных работ – 6.

9 класс: контрольных работ – 4, проверочная работа-1, практических работ – 2, лабораторных работ – 10.

10 класс: контрольных работ – 4, проверочная работа-1, практических работ – 6, лабораторных работ – 7.

Место и роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

 Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток).

Содержание курсов 9 и 10 классов раскрыты сведения о свойствах металлов и неметаллов. Курс знакомит учащихся с органическими веществами. Значительное место с содержании курса отводится химическому эксперименту, он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Форма организации учебного процесса – поурочная.

Технологии обучения.

 Данная рабочая программа может быть реализована при использовании объяснительно-иллюстративное обучения, разноуровневого дифференцированного обучения, проблемного обучения, игровых технологий, информационных технологий обучения в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.

Механизм формирования ключевых компетенций.

 Формирование учебно-познавательной компетенции направлено на то, чтобы ученик овладел навыками продуктивной деятельности: владение приемами действий, работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов), составление формул, уравнений реакций, произведение расчетов, описание проделанных экспериментов, сравнение свойств веществ, составление плана, заполнение предложенных таблиц, подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

 Для формирования коммуникативной компетенции и компетенции сотрудничества, социального взаимодействия используются коллективные формы работы, уроки - публичные формы общения, школьники учатся строить отношения с окружающими, устанавливать контакты, работать в команде, в процессе выступлений развивают речь.

 Для формирования компетенции решения проблем используются технологии проблемного обучения, уроки на основе исследовательской деятельности, различные формы практических и лабораторных работ.

 Для формирования информационной компетенции обучающиеся учатся работать с учебной, научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, готовят сообщения и доклады; у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, сохранять и передавать ее.

 Для формирования компетенции личностного самосовершенствования обучающиеся изучают правила работы с лабораторным оборудованием, экологической культуры,  правила охраны труда, учатся заботится о собственном здоровье.

 При формировании социально-трудовой компетенции используются технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, которые позволяют обучающимся адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности, развивают у школьников уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

Виды и формы контроля:

- устный опрос в форме беседы;

- тематическое тестирование;

- индивидуальный контроль (карточки-задания);

- промежуточная аттестация в форме тестовых заданий

- лабораторные работы;

- проверочные работы;

- практические работы;

- контрольные работы.

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических и контрольных работ.

Программе соответствуют учебники: Химия 8 и 9 классы. О.С.Габриелян – рекомендованы Министерством образования и науки РФ М.: Дрофа, 2013г.

Содержание программы

                                                                    8класс

                               (70 часов, 2 часа в неделю; резервное время 1 час)

 

Введение (8 ч)

 Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Охрана труда.

 Понятие о химическом элементе и формах его существования: сводных атомах, простых и сложных веществах.

 Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

 Краткие сведения по истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М.В.Ломоносова, А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева.

 Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная массы.

 Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы, подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Атомы химических элементов (10 ч)

 Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атома.

 Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь  понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

 Изменение числа протонов в ядре атома –образование новых химических элементов.

 Изменение числа нейтрона в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

 Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном уровне.

 Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

 Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

 Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

 Взаимодействие атомов неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов.

 Электроотрицательность. Понятие о полярной ковалентной связи. Валентность

 Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Простые вещества (12 ч)

 Положение металлов и неметаллов в периодической системе. Важнейшие простые вещества-металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

 Важнейшие простые веществ - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса.

 Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ -аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия.

 Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества-миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная масса вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

 Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярный объем газов», «молярная масса», «число Авагадро»

Лабораторные опыты.

        «Ознакомление с коллекцией металлов». «Ознакомление с неметаллами».


                                     Соединение химических элементов (20 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.

 Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул.

 Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.

 Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Изменение окраски индикаторов.

 Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества.

 Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

 Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей.

Лабораторные опыты

  «Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды», «Ознакомление с коллекцией солей», «Качественная реакция на углекислый газ»

Практические работы

«Приёмы обращения с лабораторным оборудованием», «Очистка загрязненной поваренной соли»,  «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»

Изменения, происходящие с веществами (19 ч)

 Понятие явлений как изменений, происходящих с веществом.

 Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, выпаривание и возгонка веществ.

 Явления, связанные с изменением состава вещества, химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света-реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Знание индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

 Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения и обмена.

 Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

 Лабораторный опыт

«Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом»

 Практические работы

  « Признаки химических реакций».

                                                                    9 класс

(70 часов, 2 часа в неделю, резервное время 1 час)

 

Повторение (8 ч)

 Охрана труда. Составление формул. Классы неорганических веществ, их свойства. Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (24 ч)

 Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов.

 Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Степень электрической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

 Основные положения ТЭД. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.

 Кислота, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете ТЭД. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

 Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете ТЭД.

 Соли, их диссоциация и свойства в свете ТЭД.

 Окислительно-восстановительные реакции.

 Определение степеней окисления для элементов образующих вещества разных классов.

 Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Лабораторные опыты

« Реакции характерные для растворов кислот, оснований, солей и оксидов».

Практическая работа

 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»

«Решение экспериментальных задач»

Общая характеристика химических элементов и химических реакций (18 ч)

 Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д.И.Менделеева.

 Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции Катализаторы и катализ.

Лабораторные опыты

«Зависимость скорости реакции от различных факторов», «Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца(IV)», «Замещение железом меди в растворе сульфата меди»

Металлы (19ч)

 Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение.

 Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Щелочные металлы – простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов. Их свойства и применение в народном хозяйстве.

 Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые металлы. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов. Их свойства и применение  в народном хозяйстве

 

Лабораторные опыты

«Рассмотрение образцов металлов», «Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей»

                                                                          10 класс

 (68 часов, 2 часа в неделю; резервное время – 1час)

 

Повторение (6 ч)

 Охрана труда. Металлы. Неметаллы – галогены. Классы неорганических веществ, их свойства. Характеристика химического элемента. Решение задач.

Неметаллы (39 ч)

Кислород. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV и VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

 Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Азотные удобрения.

 Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные свойства соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

 Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе  и жизни человека.

 Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Силикаты в Липецкой области. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Лабораторные опыты

 «Исследование поверхностного натяжения воды» «Ознакомление с составом минеральной воды»,  «Свойства разбавленной серной кислоты», « Свойств аммиака», «Соли аммония», «Свойства разбавленной азотной кислоты», «Ознакомление с образцами изделий из керамики».

Практические работы

«Получение собирание и распознавание водорода», «Получение собирание и распознавание кислорода», «Экспериментальные задачи по теме Подгруппа кислорода»», « Получение аммиака и исследование его свойств», «Получение углекислого газа и изучение его свойств», «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода»»

Повторение (22 ч)

 Металлы и неметаллы, их свойства и применение. Основные классы неорганических соединений. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей. Типы химических реакций. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Органические вещества. Круговорот веществ в природе. Охрана окружающей среды. Решение расчетных задач.

     

Тематическое планирование

8класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Цели и задачи

1

Введение

        8

Сформировать представление о предмете. О физических и химических явлениях. Дать понятие о знаках. Познакомить со структурой ПСХЭ Д.И. .Менделеева. Научить записывать формулы и вычислять относительную молекулярную массу

2

Атомы химических элементов

        10

Сформировать знания о строении атома. Объяснить смысл порядкового номера. Сформировать представление об ЭО. Объяснить механизм образования химической связи

3

Простые вещества

        12

Закрепить знания о строении атомов и простых веществ металлов и неметаллов Сформировать знания о количестве вещества,  молярной массе и молярном объеме

4

Соединения химических элементов

       20

Сформировать знания об основных классах неорганических соединений. Дать понятие о чистых веществах и смесях. Научить рассчитывать массовую и объемную долю компонентов раствора

5

Изменения, происходящие с веществами

       

       19

Дать понятие о химических реакциях. Научить записывать химические уравнения, производить расчеты по уравнениям. Познакомить типами химических реакций

                                           

                                      Календарно-тематическое планирование

8 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечания

факти

чески

по плану

Тема «Введение»

1

Предмет химии. Вещества.

1

02.09

02.09

2

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека

1

06.09

06.09

3

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева Знаки химических элементов.

1

09.09

09.09

4

Химические формулы. Относительная атомная масса

1

13.09

13.09

5

Относительная молекулярная масса

1

16.09

16.09

6,7

Вычисления по химической формуле

2

20.09

23.09

20.09

23.09

8

Контрольная работа

1

27.09

27.09

Тема «Атомы химических элементов»

9

Основные сведения о строении атома

1

30.09

30.09

10

Изотопы

1

04.10

04.10

11

Строение электронных оболочек атомов

1

07.10

07.10

12

Ионная связь

1

11.10

11.10

13

Ковалентная неполярная связь

1

14.10

14.10

14

Ковалентная полярная связь

1

18.10

18.10

15

Металлическая химическая связь

1

21.10

21.10

16

Составление  формул по валентности

1

25.10

25.10

17

Обобщение знаний по теме «Атомы химических элементов»

1

28.10

28.10

18

Контрольная работа

1

01.11

01.11

Тема «Простые вещества»

19

Простые вещества – металлы

1

11.11

11.11

20

Простые вещества-металлы. Лабораторная работа «Ознакомление с коллекцией металлов»

1

15.11

15.11

21

Простые вещества – неметаллы

1

18.11

18.11

22

Простые вещества-неметаллы. Лаб. опыт «Ознакомление с коллекцией неметаллов»

1

22.11

22.11

23,24

Количество вещества. Молярная масса

2

25.11

29.11

25.11

29.11

25

Решение задач

1

02.12

02.12

26,27

Молярный объем газов

2

06.12

09.12

06.12

0912

28

Решение задач

1

13.12

13.12

29

Контрольная работа

1

16.12

16.12

30

Анализ контрольной работы

1

20.12

20.12

31,32

Степень окисления

2

23.12

27.12

23.12

27.12

Тема «Соединения химических элементов»

33

Бинарные соединения – оксиды и летучие водородные соединения

1

13.01

34

Основания. Лаб. опыт «Качественная реакция на углекислый газ»

1

17.01

35

Кислоты

1

20.01

36

Кислоты. Лаб. опыт «Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды»

1

24.01

37

Соли.

1

27.01

38

Соли. Лаб. опыт «Ознакомление с коллекциями солей»

1

31.01

39

Кристаллические решетки

1

03.02

40

Чистые вещества и смеси

1

07.02

41

Практическая работа «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

1

10.02

42

Практическая работа «Очистка загрязненной поваренной соли»

1

14.02

43,44

Массовая и объемная доля компонента в смеси

2

17.02

21.02

45, 46

Расчеты, связанные с понятием «доля»

2

24.02

28.02

47

Практическая работа «Приготовление раствора и расчет его массовой доли в растворе»

1

03.03

48

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»

1

07.03

49

Контрольная работа

1

10.03

50

Анализ контрольной работы

1

14.03

Тема «Изменения, происходящие с веществами»

51

Физические явления

1

17.03

52

Химические реакции

1

21.03

53,54

Химические уравнения

2

31.03

04.04

55

Реакции разложения

1

07.04

56

Реакции соединения

1

11.04

57

Реакции замещения

1

14.04

58

Реакции замещения. Лаб. опыт «Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом»

1

18.04

59,60

Реакции обмена

2

21.04

25.04

61

Типы химических реакций на примере свойств воды

1

28.04

62

Практическая работа «Признаки химических реакций»

1

02.05

63,64

Расчеты по химическим уравнениям

1

05.05

12.05

65

Обобщение знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

1

16.05

66

Контрольная работа

1

19.05

67

Анализ контрольной работы

1

23.05

68,69

Повторение

1

26.05

30.05

                                              Тематическое планирование

9класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Цели и задачи

1

Повторение

     8 ч

Актуализация и систематизация знаний

2

Растворение. Растворы. Свойства растворов

    24 ч

Познакомить учащихся с растворение как физико-химическим процессом. Дать понятие об электролитах и неэлектролитах, электролитической диссоциации. Научить записывать ионные уравнения реакций. Обобщить знания  об оксидах, кислотах, щелочах и солях

3

Общая характеристика химических элементов и химических реакций

       18ч

Познакомить с характеристикой элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Дать понятие о скорости реакции и катализаторах

4

Металлы

    19 ч

Закрепить знания учащихся о физических и химических свойствах металлов. Рассмотреть способы получения. Дать понятие о коррозии и способах защиты от неё. Рассмотреть строение атомов, простых веществ и соединений щелочных и щелочноземельных металлов

Календарно-тематическое планирование

9 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечания

факти

чески

по плану

Тема «Повторение»

1

Правила охраны труда при работе в кабинете химии

1

02.09

02.09

2

Периодическая система химических элементов

1

05.09

05.09

3,4

Классы неорганических веществ

2

09.09

12.09

09.09

12.09

5

Реакции соединения и разложения

1

16.09

16.09

6

Реакции замещения и обмена

1

19.09

19.09

7

Решение расчетных задач

1

23.09

23.09

8

Контрольная работа

1

26.09

26.09

Тема «Растворение. Растворы. Свойства растворов»

9

Растворение. Растворимость веществ в воде

1

30.09

30.09

10

Электрическая диссоциация

1

03.10

03.10

  11

Основные положения ТЭД

1

07.10

07.10

12

Ионные уравнения.

1

10.10

10.10

13

Ионные уравнения. Лаб.опыт «Получение нерастворимого гидроксида»

1

14.10

14.10

14

Кислоты, их классификация и свойства. Лаб.опыт «Взаимодействие кислот с основаниями»

1

17.10

17.10

15

Основания, их классификация и свойства. Лаб.опыт Взаимодействие щелочей с солями

1

21.10

21.10

16

Оксиды, их классификация. Лаб.опыт «Взаимодействие основных оксидов с кислотами»

1

24.10

24.10

17

Соли, их классификация и свойства. Лаб.опыт «Взаимодействие солей с кислотами»

1

28.10

28.10

18

Проверочная работа

1

31.10

31.10

19,20

Генетическая связь между классами неорганических веществ

2

11.11

14.11

11.11

14.11

21

Практическая работа «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов »

1

18.11

18.11

22

Классификация химических реакций

1

21.11

21.11

23

Окислительно-восстановительные реакции

1

25.11

25.11

24,25

Составление окислительно-восстановительных реакций

2

28.11

02.12

28.11

02.12

26

Практическая работа «Решение экспериментальных задач»

1

05.12

05.12

27

Решение расчетных задач по уравнениям реакций

1

09.12

09.12

   28

Обобщение знаний

1

12.12

12.12

29

Контрольная работа

1

16.12

16.12

30

Анализ контрольной работы

1

19.12

19.12

31,32

Повторение изученного материала

2

23.12

26.12

23.12

26.12

Тема «Общая характеристика химических элементов и химических реакций»

  33

Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева

1

13.01

34

Характеристика металла

1

16.01

35

Характеристика неметалла

1

20.01

36.37

Амфотерные оксиды и гидроксиды

2

23.01

27.01

38,39

Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева

2

30.01

03.02

40.41

Химическая организация природы

2

06.02

10.02

42

Химические реакции.

Лаб. опыт «Замещение железом меди в растворе сульфата меди»

1

13.02

43

 Скорость химической реакции

1

17.02

44

Скорость химической реакции. Лаб. опыты  «Зависимость скорости реакции от различных факторов»

1

20.02

45

Катализаторы и катализ,

1

24.02

46

Катализаторы и катализ. Лаб. опыт «Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца»

1

27.02

47,48

Решение задач

1

03.03

06.03

49

Контрольная работа

1

10.03

50

Анализ контрольной работы

1

13.03

Металлы

51,52

Век медный, бронзовый ,железный

2

17.03

20.03

53

Положение металлов в периодической системе Д.И .Менделеева и строение их атомов

1

31.03

54

Физические свойства металлов

1

03.04

55

Физические свойства металлов. Лаб. опыт «Ознакомление с коллекцией металлов»

1

07.04

56

Сплавы

1

10.04

57

Химические свойства металлов

1

14.04

58

Химические свойства металлов. Лаб. опыт «Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами»

1

17.04

59,60

Получение металлов

2

21.04

24.04

61

Коррозия металлов

1

28.04

62

Щелочные металлы

1

05.05

63

Соединения щелочных металлов

1

08.05

64

Бериллий, магний и щелочноземельные металлы

1

12.05

65

Соединения щелочноземельных металлов

1

15.05

66

Решение задач

1

19.05

67

Контрольная работа

1

22.05

68

Анализ контрольной работы

1

26.05

69

Повторение

1

29.05

Тематическое планирование

10класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Цели и задачи

1

Повторение

       6 ч

Актуализация и систематизация знаний

2

Неметаллы

     39 ч

Рассмотреть положение неметаллов в ПСХЭ, строение их атомов и простых веществ, Познакомить со свойства и применением важнейших соединений. Показать их роль в природе и жизни человека

3

Обобщение знаний за курс основной школы

     22 ч

Обобщение и систематизация знаний за курс основной школы подготовка к экзаменам

Календарно-тематическое планирование

10 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечания

факти

чески

по плану

Тема «Повторение»

1

Классы неорганических веществ

1

02.09

02.09

2

Правила охраны труда при работе в кабинете химии

1

05.09

05.09

3

Химические свойства оксидов и оснований, кислот и солей

1

09.09

09.09

4

Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ

1

12.09

12.09

5

Решение расчетных задач

1

16.09

16.09

6

Контрольная работа

1

19.09

19.09

Тема «Неметаллы»

7

Неметаллы: атомы и простые вещества

1

23.09

23.09

8

Водород

1

26.09

26.09

9

Практическая работа «Получение, собирание и распознавание водорода»

1

30.09

30.09

10

Вода.  Лаб.опыт «Поверхностное натяжение воды»

1

03.10

03.10

11

 Вода

1

07.10

07.10

12

Вода в жизни человека. Лаб.опыт «Ознакомление с составом минеральной воды»

1

10.10

10.10

13

Галогены

1

14.10

14.10

14,15

Соединения галогенов

2

17.10

21.10

17.10

21.10

16

Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов

1

24.10

24.10

17

Проверочная работа

1

28.10

28.10

18

Повторение

1

31.10

31.10

19

Кислород

1

11.11

11.11

20

Практическая работа «Получение, собирание и распознавание кислорода»

1

14.11

14.11

21

Сера

1

18.11

18.11

22

Соединения серы.

1

21.11

21.11

23

Соединения серы. Лаб.опыт «Свойства разбавленной серной кислоты»

1

25.11

25.11

24

Практическая работа. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

1

28.11

28.11

25

Азот

1

02.12

02.12

26

Аммиак. Лаб.опыт «Соли аммония», «Свойств аммиака»

1

05.12

05.12

27

Соли аммония. Лаб.опыт «Соли аммония»

1

09.12

09.12

28

Практическая работа «Получение, собирание и распознавание аммиака»

1

12.12

12.12

29

Кислородные соединения азота.

1

16.12

16.12

30

Кислородные соединения азота. Лаб.опыт «Свойства разбавленной азотной кислоты»

1

19.12

19.12

31

Контрольная работа

1

23.12

23.12

32

Анализ контрольной работы

1

26.12

26.12

33

Фосфор

1

13.01

34

Соединения фосфора

1

16.01

35

Углерод

1

20.01

36,37

Кислородные соединения углерода

2

23.01

27.01

38

Практическая работа «Получение собирание и распознавание оксида углерода»

1

30.01

39

Кремний и его соединения. Лаб. опыт «Ознакомление с образцами изделий из керамики»

1

03.02

40

Практическая работа «Экспериментальные  задачи по теме «Подгруппы азота и  углерода»

1

06.02

41,42

Решение расчетных задач

2

10.02

13.02

43

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»

1

17.02

44

Контрольная работа

1

20.02

45

Анализ контрольной работы

1

24.02

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

46,47

Периодическая система Д.И. Менделеева и строение атома

2

27.02

03.03

48,49

Электроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества

2

06.03

10.03

50,51

Классификация химических реакций

2

13.03

17.03

52

Скорость  химической реакции

1

20.03

53

Диссоциация электролитов в водных растворах

1

31.03

54,55

Ионные уравнения реакций

2

03.04

07.04

56,57

Окислительно-восстановительные реакции

2

10.04

14.04

58,59

Неорганические вещества, их номенклатура и классификация

2

17.04

21.04

60,61

Характерные химические свойства оксидов и гидроксидов

2

24.04

28.04

62,63

Характерные химические свойства кислот и солей

2

05.05

08.05

64

Решение расчетных задач

1

12.05

65

Контрольная работа

1

15.05

66

Анализ контрольной работы

1

19.05

67

Викторина «Химия и …»

1

22.05

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения химии ученик должен знать/понимать:

- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

- важнейшие химические понятия : химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная  массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций,  электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

- основные химические законы: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

Уметь:

-называть: химические элементы, соединения изученных классов;

- объяснять : физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы; уравнения химических реакций;

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовления растворов заданной концентрации.

Литература и средства обучения

  1. Химия. 8 класс. О.С. Габриелян – М.: Дрофа,2013
  2. Химия. 9 класс О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2013
  3. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2003.
  4. Знаменательная химия. Тематические кроссворды. 8-11 классы О.В. Галичкина – Волгоград, Издательство «Учитель».
  5. Колтун М. Мир химии, - М.: Детская литература, 1999
  6. Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с.  
  7. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект).
  8. Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256с.  
  9. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия  в  тестах,   задачах,   упражнениях.   8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2005.
  10. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. »/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.

 

  1. . Курганский С. М. Интеллектуальные игры по химии. М.: 5 за знания, 2006
  2. Виртуальная химическая лаборатория. 8-9 классы.
  3. Таблица растворимости кислот, солей и оснований в воде.
  4. Таблица. Электрохимический ряд напряжений металлов.
  5. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
  6. Настольная книга учителя. 9 класс О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2006
  7. Комплект таблиц «Начала химии»

     

                                                   Интернет-ресурсы:

 1.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых    ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).

 2.http://him.1september.ru/index.php– журнал «Химия».

 3.http://him.1september.ru/urok/-Материалы к уроку.

 4. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

 5. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и   Мефодий»

 6.http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека

 7. www.drofa.ru- Электронное приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...