Рабочая программа по химии (для обучающихся 11 кл.)
рабочая программа по химии (11 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Г.Е. Рудзитис. Химия. 8-11 классы/
Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. Основы общей химии 11 класс: –
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programa_himiya_11_kl._35_chasov_rudzitis.docx | 82.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»
Ключевского района Алтайского края
«ПРИНЯТО» Руководитель МО _______________Г.В. Старкова Протокол № ___ от «___» августа 2015 г. | «СОГЛАСОВАНО» Замдиректора по УВР _______________О.Н. Алтухова «___» августа 2015 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Ключевская СОШ №1» ________________Н.Г. Жихарева Приказ №_____ |
Рабочая программа по
ХИМИИ
(для обучающихся 11 кл.)
Базовый уровень (35 часа в год, 1 час в неделю)
2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Г.Е. Рудзитис. Химия. 8-11 классы/
Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. Основы общей химии 11 класс: –
13-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
Составитель: Видершпан И. П., учитель химии
высшей квалификационной категории
Ключи 2015
Пояснительная записка
Настоящая программа по химии составлена для учащихся 11 класса на базовом уровне в объеме 35 часов (1час в неделю)
Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по химии для базового изучения химии в X – XI классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.
Программа рассчитана на 1час в неделю
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.
Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.
В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.
В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества.
Курс о химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Формы и методы, технологии обучения
В методике обучения химии используются такие методы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, наблюдение, демонстрации, лабораторные опыты, практическая работа). При использовании каждого метода познавательная деятельность учащихся может носить как репродуктивный, так и творческий характер. В методике химии такие методы, как лекция, рассказ, беседа используются в репродуктивном, поисковом или проблемном планах.
Лекции проводятся при изучении наиболее сложного, малоизвестного учащимся материала. В лекции, как правило, излагается значительный по объему учебный материал, содержащий теоретические положения и следствия из них, факты, широкие обобщения.
Рассказ – это более живое, описательное повествование, раскрывающее историю научного поиска, дающее сведения об ученом, современное состояние проблем охраны окружающей среды. Хороший рассказ учителя служит для учащихся моделью идеального ответа.
Беседа – учебная деятельность делится на фрагменты, к которым ставятся вопросы, небольшие проблемы, демонстрации химического взаимодействия веществ, ориентирующие школьников на творческую познавательную деятельность.
Работа с книгой должна быть направлена на решение конкретной задачи: найти ответ на вопрос, ознакомиться с описанием явления и объяснить его, рассмотреть рисунок и найти в нем проявление закономерности, прочитать небольшой текст и составить схему.
При обучении химии велико значение наблюдений и экспериментов, практических работ, позволяющих успешно сочетать теоретические познания с эмпирическими, практические действия с интеллектуальными.
Усвоение учащимися химической системы знаний, выработка умений, воспитание и развитие осуществляются в различных формах обучения. Урок – основная форма организации обучения. Исходя из дидактических целей, можно выделить следующие типы уроков: вводный, изучение нового материала, обобщающий, учетно-проверочный. Виды урока с учетом характера деятельности учителя и учащихся: урок-лекция, урок объяснительный, проблемный с использованием химического эксперимента, использования технических средств (мультимедиапроектора, персональных компьютеров).
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов, соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных, контрольных работ как в традиционной, так и в тестовой формах.
В зависимости от этапа образовательного процесса на уроках химии используются разнообразные формы и методы проверки и оценивания результатов обучения. При проведении текущего контроля используются методы: устный опрос, работа у доски, диктант,
самостоятельная работа, лабораторная работа; во время тематического контроля – тестирование, самостоятельная работа, зачёт; итоговый контроль проводится с использованием письменного тестирования, выполнения контрольной и практической работ.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ХИМИИ
Контроль знаний, умений, навыков
1. Оценка теоретических знаний.
Отметка «5» :
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4» ;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З» :
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2» :
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
Отметка «1»:
- работа не выполнена
2. Оценка экспериментальных умений.
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4» :
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
Отметка «1»:
- работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения
3. Оценка умений решать экспериментальных задач
Отметка «5»:
- план решения составлен правильно
- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования
- дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4» :
- план решения составлен правильно
-правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснениях и выводах.
Отметка «3»:
- план решения составлен правильно
- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, нодопущена несущественная ошибка в объяснениях и вывода
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»:
- задача не решена.
4. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
5. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
Отметка «1»:
- работа не выполнена
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
6. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
7. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
8. Критерии и нормы оценивания тестов (в том числе автоматизированный контроль)
Перевод результатов тестового контроля в бальную систему оценок:
Результат теста,% | Отметка в 5 балльной шкале | ||
90 - 100% | «5» | ||
71 - 89% | «4» | ||
50 - 70 % | «3» | ||
меньше 50% | «2» |
Оценивание в системе автоматизированного тестирования «Ассистент II»:
Количество баллов за каждое задание теста рассчитывается по формуле:
, где КВП – количество выбранных правильных вариантов в задании; ОКП – общее количество правильных вариантов в задании; КВН – количество выбранных неверных вариантов в задании. Затем рассчитывается % набранных баллов от максимально возможного количества: , где – сумма набранных баллов за тест, Б – максимально возможное количество баллов за тест.
Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплексом:
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания | ||
Основная школа | Старшая школа | ||||
Базовый уровень(А) | Профиль (Б) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Номенклатура:
(книгопечатная продукция) Стандарт основного общего образования по химии | Д | |||
2 | Стандарт среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) | Д | |||
3 | Стандарт (полного) общего образования по химии (профильный уровень) | Д | |||
4 | Примерная программа основного общего образования по химии | Д | |||
5 | Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) | Д | |||
6 | Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) | Д | |||
7 | Авторские рабочие программы по разделам химии | Д | Д | Д | |
8 | Методические пособия для учителя | Д | Д | Д | |
9 | Учебники по химии (базовый уровень) Для 8 класса Для 9 класса | Р Р | Р | ||
10 | Учебники по химии (баз. уровень) Для 10 класса Для 11 класса | Р Р | |||
11 | Учебники по химии (профиль) Для 10 класса Для 11 класса | Р | |||
12 | Рабочие тетради для учащихся (8,9,10, 11 класса) | Р | Р | Р | |
13 | Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля (8,9,10, 11 класса) | Р | Р | Р | |
14 | Сборник задач по химии | Р | Р | Р | |
15 | Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (8,9,10, 11 кл) | Р | Р | Р | |
16 | Справочник по химии | П | П | П | |
17 | Энциклопедия по химии | П | П | П | |
18 | Атлас по химии | П | П | П | |
11 |
Комплект портретов ученых-химиков | Д | Д | Д | Постоянная экспозиция |
22 | Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»). | Д | Д | Д | Постоянная экспозиция |
33 | Серия инструктивных таблиц по химии | Д | Д | Д | Сменная экспозиция |
44 | Серия таблиц по неорганической химии | Д | Д | Д | Сменная экспозиция |
55 | Серия таблиц по органической химии | Д | Д | Д | Сменная экспозиция |
66 | Серия таблиц по химическим производствам | Д | Д | Д | Серия должна содержать таблицы по производству основных продуктов химической промышленности: серной кислоты, аммиака, а также по производству чугуна, стали, алюминия. Сменная экспозиция |
1 | III. Информационно-коммуникативные средства Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса химии | Для учителя, учащихся и домашнего пользования | |||
2 | Электронные библиотеки по курсу химии | Для учителя, учащихся и домашнего пользования | |||
3 | Электронные базы данных по всем разделам курса химии | Для учителя, учащихся и домашнего пользования | |||
1 |
пособия (могут быть в цифровом и компьютерном виде) Комплект видеофильмов по неорганической химии (по всем разделам курса) | Д | Д | Д | |
2 | Комплект видеофильмов по органической химии (по всем разделам курса) | Д | Д | Д | |
3 | Комплект слайдов (диапозитивов) по неорганической химии (по всем разделам курса) | Д | Д | Д | |
4 | Комплект слайдов (диапозитивов по органической химии) | Д | Д | Д | |
5 | Комплект транспарантов по неорганической химии: строение атома, строение вещества, химическая связь | Д | Д | Д | Используется метод наложения |
6 | Комплект транспарантов по органической химии: строение органических веществ, образование сигма и пи-связей. | Д | Д | Д | Все серии транспарантов подлежат разработке |
7 | Комплект транспарантов по химическим производствам | Д | Д | Д | |
8 | Комплект фолий (кодопленок) по основным разделам неорганической и органической химии | Д | Д | Д | |
1 |
Видеокамера на штативе | Д | Д | ||
2 | Видеомагнитофон (видеоплеер) | ||||
3 | Графопроектор (оверхедпроектор) | Д | Д | Д | |
4 | Компьютер мультимедийный | Д | Д | П | С пакетом прикладных программ (текстовых таблиц, графических и презентационных); с возможностью подключения к Интернет; аудио и видео выходы, приводами для чтения и записи компакт-дисков. Оснащен акустической колонкой, магнитофоном и наушниками |
5 | Диапроектор (слайд-проектор) | Д | Д | Д | |
6 | Мультимедийный проектор | Д | Д | Должен входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения при наличии финансовых возможностей | |
7 | Набор датчиков к компьютеру | Д | П | П | Датчики для измерения физико-химических параметров: температуры, давления, электрической проводимости, рН |
8 | Телевизор (с диагональю экрана не менее 72см) | Д | Д | Д | |
9 | Эпипроектор | Д | Д | ||
10 | Экран проекционный | Д | Д | Д | Размер не менее 1200 см |
11 | Автоматизированное рабочее место учителя АРМ | Д | Д | Д | Приобретается при наличии финансовых возможностей образовательного учреждения. При наличии его в образовательном учреждении перечисленные выше технические средства не приобретаются |
Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента Общего назначения | |||||
1 | Аппарат (установка) для дистилляции воды | Д | Д | Д | |
2 | Весы (до 500кг) | Д | Д | Д | |
3 | Нагревательные приборы (электроплитка, спиртовка) | Д | Д | Д | |
4 | Доска для сушки посуды | Д | Д | Д | |
5 | Комплект электроснабжения кабинета химии | Д | Д | Д | |
1 | Демонстрационные Набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии | Д | Д | Д | Должен содержать готовые узлы для монтажа приборов |
2 | Набор деталей для монтажа установок, иллюстрирующих химические производства | Д | Д | Р | |
3 | Столик подъемный | Д | Д | Д | |
4 | Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21 | Д | Д | Д | |
5 | Штатив металлический ШЛБ | Д | Д | Д | |
6 | Экран фоновый черно-белый (двусторонний) | Д | Д | Д | Подлежит разработке |
7 | Набор флаконов (250 – 300 мл для хранения растворов реактивов) | Д | Д | Д | |
1 | Специализированные приборы и аппараты Аппарат (прибор) для получения газов | Д | Д | Д | |
2 | Аппарат для проведения химических реакций АПХР | Д | Д | Д | |
3 | Горелка универсальная ГУ | Д | Д | Д | |
4 | Источник тока высокого напряжения (25 кВ) | Д | Д | Д | |
5 | Набор для опытов по химии с электрическим током | Д | Д | Д | |
6 | Комплект термометров (0 – 100 0С; 0 – 360 0С) | Д | Д | Д | |
7 | Озонатор | Д | Д | Д | |
8 | Прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ | Д | Д | Р | |
9 | Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий | Д | Д | Р | |
10 | Прибор для окисления спирта над медным катализатором | Д | Д | Р | |
11 | Прибор для определения состава воздуха | Д | Д | Р | |
12 | Прибор для получения галоидоалканов и сложных эфиров | Д | Д | Р | |
13 | Прибор для собирания и хранения газов | Д | Д | Д/Р | |
14 | Прибор для получения растворимых твердых веществ ПРВ | Д | Д | Д | |
15 | Термометр электронный | Д | Д | Р | |
16 | Эвдиометр | Д | Д | Д | |
17 | Установка для перегонки | Д | Д | Р | |
18 | Установка для фильтрования под вакуумом | Р | На группу 3 – 5 человек | ||
1 | Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии Весы | Р | Р | Р | |
2 | Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента | Р | Р | Р | |
3 | Набор для экологического мониторинга окружающей среды | Р | 1 набор на группу 3 – 5 человек | ||
4 | Набор посуды и принадлежностей для курса «Основы химического анализа» | Р | |||
5 | Набор банок для хранения твердых реактивов (30 – 50 мл) | Р | Р | Р | Из расчета 10 банок на 2-х или 1-го учащегося (профиль) |
6 | Набор склянок (флаконов) для хранения растворов реактивов | Р | Р | Р | Из расчета 16 флаконов на 2- или 1-го учащегося (профиль) |
7 | Набор приборок (ПХ-14, ПХ-16) | Р | Р | Р | Из расчета 10 шт ПХ-14 и 2 шт ПХ-16 на 2-х или 1-го уч-ся (профиль) |
8 | Набор по электрохимии лабораторный | Р | Р | Р | Подлежит разработке |
9 | Набор по тонкослойной хроматографии | Р | Подлежит разработке | ||
10 1 | Нагреватели приборы (электрические 42 В, спиртовки (50 мл) | Р | Р | Р | |
11 | Прибор для получения газов | Р | Р | Р | |
12 | Прибор для получения галоидоалканов и сложных эфиров | Р | Р | Р | |
13 | Штатив лабораторный химический ШЛХ | Р | Р | Р | |
1 | VII. Модели Набор кристаллических решеток: алмаза, графита, диоксида углерода, железа, магния, меди, поваренной соли, йода, льда | Д | Д | Д | Кристаллические решетки иода и льда подлежат разработке |
2 | Набор для моделирования строения неорганических веществ | Д/Р | Д/Р | Р | |
3 | Набор для моделирования строения органических веществ | Д/Р | Д/Р | Р | |
4 | Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации) | Для работы с моделями используется магнитная доска | |||
5 | Набор для моделирования электронного строения атомов | Р | |||
6 | Набор для моделирования строения атомов и молекул (в виде кольцегранников) | Д/Р | |||
1 | Модели-электронные стенды Справочно-информационный стенд «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». | Д |
VIII.Натуральные объекты коллекции | |||||
1 | Алюминий | Р | Р | Р | |
2 | Волокна | Р | Р | Р | |
3 | Каменный уголь и продукты его переработки | Р | Р | Р | |
4 | Каучук | Р | Подлежит разработке | ||
5 | Металлы и сплавы | Р | Р | Р | Р |
6 | Минералы и горные породы | Р | Р | Р | |
7 | Набор химических элементов | Р | |||
8 | Нефть и важнейшие продукты ее переработки | Р | Р | Р | |
9 | Пластмассы | Р | Р | Р | |
10 | Стекло и изделия из стекла | Р | Р | Р | |
11 | Топливо | Р | Р | Р | |
12 | Чугун и сталь | Р | Р | Р | |
13 | Шкала твердости | Р | Р | Р | |
Реактивы | |||||
1 | Набор № 1 ОС «Кислоты» Кислота серная 4,800 кг Кислота соляная 2,500 кг | Д/Р | Д/Р | Д/Р | Для учащихся только растворы |
2 | Набор № 2 ОС «Кислоты» Кислота азотная 0,300 кг Кислота ортофосфорная 0,050 кг | Д/Р | Д/Р | Д/Р | Для учащихся только растворы |
3 | Набор № 3 ОС «Гидроксиды» Аммиак 25%-ный 0,500 кг Бария гидроксид 0,050 кг Калия гидроксид 0,200 кг Кальция гидроксид 0,500 кг Натрия гидроксид 0,500 кг | Аммиак учащимся выдается 5%-ный раствор | |||
4 | Набор № 4 ОС «Оксиды металлов» Алюминия оксид 0,100 кг Бария оксид 0,100 кг Железа (III) оксид 0,050 кг Кальция оксид 0,100 кг Магния оксид 0,100 кг Меди (II) оксид (гранулы) 0,200 кг Меди (II) оксид (порошок) 0,100 кг Цинка оксид 0,100 кг | Д/Р | Д/Р | Д/Р | |
5 | Набор № 5 ОС «Металлы» Алюминий (гранулы) 0,100 кг Алюминий (порошок) 0,050 кг Железо восстановл. (порошок) 0,050 кг Магний (порошок) 0,050 кг Магний (лента) 0,050 кг Медь (гранулы, опилки) 0,050 кг Цинк (гранулы) 0,500 кг Цинк (порошок) 0,050 кг Олово (гранулы) 0,500 кг | Д/Р | Д/Р | Д/Р | Порошки металлов учащимся использовать запрещено |
6 | Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы» Кальций 10 ампул Литий 5 ампул Натрий 20 ампул | Д | Д | Д | |
7 | Набор № 7 ОС «Огнеопасные вещества» Сера (порошок) 0,050 кг Фосфор красный 0,050 кг Фосфора (V) оксид 0,050 кг | Д | Д | Д | |
8 | Набор № 8 ОС «Галогены» Бром 5 ампул Йод 0,100 кг | Д | Д | Д | |
9 | Набор № 9 ОС «Галогениды» Алюминия хлорид 0,050 кг Аммония хлорид 0,100 кг Бария хлорид 0,100 кг Железа (III) хлорид 0,100 кг Калия йодид 0,100 кг Калия хлорид 0,050 кг Кальция хлорид 0,100 кг Лития хлорид 0,050 кг Магния хлорид 0,100 кг Меди (II) хлорид 0,100 кг Натрия бромид 0,100 кг Натрия фторид 0,050 кг Натрия хлорид 0,100 кг Цинка хлорид 0,050 кг | Д/Р | Д/Р | Д/Р | |
10 | Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды» Алюминия сульфат 0,100 кг Аммония сульфат 0,100 кг Железа (II) сульфид 0,050 кг Железа (II) сульфат 0,100 кг 7-ми водный Калия сульфат 0,050 кг Кобольта (II) сульфат 0,050 кг Магния сульфат 0,050 кг Меди (II) сульфат безводный 0,050 кг Меди (II) сульфат 5-ти водный 0,100 кг Натрия сульфид 0,050 кг Натрия сульфит 0,050 кг Натрия сульфат 0,050 кг Натрия гидросульфат 0,050 кг Никеля сульфат 0,050 кг Натрия гидрокарбонат 0,100 кг | Д/Р | Д/Р | Д/Р | |
11 | Набор № 11 ОС «Карбонаты» Аммония карбонат 0,050 кг Калия карбонат (поташ) 0,050 кг Меди (II) карбонат основной 0,100 кг Натрия карбонат 0,100 кг Натрия гидрокарбонат 0,100 кг | Д/Р | Д/Р | Д/Р | |
12 | Набор № 12 ОС «Фосфаты. Силикаты» Калия моногидроортофосфат (калий фосфорнокислый двухзамещенный) 0,050 кг Натрия силикат 9-ти водный 0,050 кг Натрия ортофосфат трехзамещенный 0,100 кг Натрия дигидрофосфат (натрий фосфорнокислый однозамещенный) 0,050 кг | Д/Р | Д/Р | Д/Р | |
13 | Набор № 13 ОС «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа». Калия ацетат 0,050 кг Калия ферро(II) гексацианид (калий железистосинеродистый) 0,050 кг Калия ферро (III) гексационид (калий железосинеродистый 0,050 кг Калия роданид 0,050 кг Натрия ацетат 0,050 кг Свинца ацетат 0,050 кг | Д/Р | Д/Р | Д/Р | |
14 | Набор № 14 ОС «Соединения марганца» Калия перманганат (калий марганцевокислый) 0,500 кг Марганца (IV) оксид 0,050 кг Марганца (II) сульфат 0,050 кг марганца хлорид 0,050 кг | Д/Р | Д/Р | Д/Р | |
15 | Набор № 15 ОС «Соединения хрома» Аммония дихромат 0,200 кг Калия дихромат 0,050 кг Калия хромат 0,050 кг Хрома (III) хлорид 6-ти водный 0,050 кг | Д | Д | Д | |
16 | Набор № 16 ОС «Нитраты» Алюминия нитрат 0,050 кг Аммония нитрат 0,050 кг Калия нитрат 0,050 кг Кальция нитрат 0,050 кг Меди (II) нитрат 0,050 кг Натрия нитрат 0,050 кг Серебра нитрат 0, 020 кг | Д | Д | Д | |
17 | Набор № 17 ОС «Индикаторы» Лакмоид 0,020 кг Метиловый оранжевый 0,020 кг Фенолфталеин 0,020 кг | Д/Р | Д/Р | Д/Р | |
18 | Набор № 18 ОС «Минеральные удобрения» Аммофос 0,250 кг Карбамид 0,250 кг Натриевая селитра 0,250 кг Кальциевая селитра 0,250 кг Калийная селитра 0,250 кг Сульфат аммония 0,250 кг Суперфосфат гранулированный 0,250 кг Суперфосфат двойной гранулированный 0,250 кг Фосфоритная мука 0,250 кг | Д/Р | Д/Р | Д/Р | |
19 | Набор № 19 ОС «Углеводороды» Бензин 0,100 кг Бензол 0,050 кг Гексан 0,050 кг Нефть 0,050 кг Толуол 0,050 кг Циклогексан 0,050 кг | Д | Д | Д | |
20 | Набор № 20 ОС «Кислородсодержащие органические вещества» Ацетон 0,100 кг Глицерин 0,200 кг Диэтиловый эфир 0,100 кг Спирт н-бутиловый 0,100 кг Спирт изоамиловый 0,100 кг Спирт изобутиловый 0,100 кг Спирт этиловый 0,050 кг Фенол 0,050 кг Формалин 0,100 кг Этиленгликоль 0,050 кг Уксусно-этиловый эфир 0,100 кг | Д | Д | Д | |
21 | Набор № 21 ОС «Кислоты органические» Кислота аминоуксусная 0,050 кг Кислота бензойная 0,050 кг Кислота масляная 0,050 кг Кислота муравьиная 0,100 кг Кислота олеиновая 0,050 кг Кислота пальмитиновая 0,050 кг Кислота стеариновая 0,050 кг Кислота уксусная 0,200 кг Кислота щавелевая 0,050 кг | Д/Р | Д/Р | Д/Р | |
22 | Набор № 22 ОС «Углеводы. Амины» Анилин 0,050 кг Анилин сернокислый 0,050 кг Д-глюкоза 0,050 кг Метиламин гидрохлорид 0,050 кг Сахароза 0,050 кг | Д | Д | Д | |
23 | Набор № 23 ОС «Образцы органических веществ» Гексахлорбензол техн. 0,050 кг Метилен хлористый 0,050 кг Углерод четыреххлористый 0,050 кг Хлороформ 0,050 кг | Д | Д | Д | |
24 | Набор № 24 ОС «Материалы» Активированный уголь 0,100 кг Вазелин 0,050 кг Кальция карбид 0,200 кг Кальция карбонат (мрамор) 0,500 кг Парафин 0,200 кг. | Д | Д | Д | |
1 | IX. Специализированная мебель Доска аудиторская с магнитной поверхностью и с приспособлениями для крепления таблиц | ||||
2 | Стол демонстрационный химический | ||||
3 | Стол письменный для учителя (в лаборантской) | ||||
4 | Стол препараторский (в лаборантской) | ||||
5 | Стул для учителя – 2 шт (в кабинете и лаборантской) | ||||
6 | Столы двухместные лабораторные ученические в комплекте со стульями разных ростовых размеров) | ||||
7 | Стол компьютерный | При наличии АРМ не приобретается | |||
8 | Подставка для технических средств обучения (ТСО) | При наличии АРМ не приобретается | |||
9 | Шкафы секционные для хранения оборудования | ||||
10 | Раковина-мойка – 2 шт (в кабинете и лаборантской) | ||||
11 | Доска для сушки посуды | ||||
12 | Шкаф вытяжной | ||||
13 | Стенды экспозиционные |
Тематический план
учебного предмета «Химия»
(вариант: 1 ч в неделю; 17,5 учебных недели)
№пп | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | ||||
Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы | Другое | Приме чание | |||
Теоретические основы химии | |||||||
1 | Важнейшие химические понятия и законы | 3 | |||||
2 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атомов | 3 | |||||
3 | Строение вещества | 5 | Опыт 1. растворов заданной молярной концентрации | ||||
4 | Химические реакции | 6 | Опыт 2. Проведение реак- ций ионного обмена для характеристики свойств электролитов. | Контрольная работа № 1 | |||
Неорганическая химия | |||||||
5 | Металлы | 7 | Опыт 3.Взаимодействие цинка и железа с раство- рами кислот и щелочей. Опыт 4.Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями) | ||||
6 | Неметаллы | 3 | Опыт 5. Знакомство с образцами неметаллов, их природными соединениями (работа с коллекциями) Опыт 6. Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов. | Контрольная работа № 2 | |||
7 | Генетическая связь неорганических и органических веществ. практикум | 2 | Практ.раб. № 1 Решение экспериментальных задач по неорганической химии Практ.раб. № 2 Решение экспериментальных задач по органической химии Практ.раб. № 3 Решение практических расчетных задач. Практ.раб. № 4 Получение, собирание и распознавание газов. | ||||
Итого | 29 | 4 | 2 |
Тематический поурочный план
учебного предмета «Химия»
(вариант: 1 ч в неделю; 17,5 учебных недели)
№ урока | Темы раздела, урока, лабораторной работы, др. | Планируемые образовательные результаты изучения темы | Кол-во часов | Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке | |
Теоретические основы химии | |||||
1 | Важнейшие химические понятия и законы | Знать химические законы, их практическое значение и взаимосвязь, классификацию неорганических веществ. Уметь различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» | 3 | ||
1 | 1 не- деля 09 | Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества. Инструктаж по ПТБ. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||
2 | 2 не- деля 09 | Химические законы. | Комбинированный урок | ||
3 | 3 не- деля 09 | Решение расчетных задач. | Урок формирования умений и навыков | ||
2 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атомов | Знать структуру ПС, определение периодическо-го закона и его значение, валентности в свете строения атомов, валентные возможности водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных х. э., расположение электронов на уровнях и подуровнях. Уметь составлять электронные и графические формулы х.э.по положению в ПС и строению атома. | 3 | ||
1 | 4 не- деля 09 | Строение электронных оболочек атомов химических элементов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||
2 | 5 не- деля 09 | Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева водорода, ланта-ноидов, актиноидов и искусственно полученных химических элементов | Комбинированный урок | ||
3 | 1 не- деля 10 | Валентность. Валентные возможно- сти и размеры атомов химических элементов. | Комбинированный урок | ||
3 | Строение вещества | Знать определение химической связи, ее основ ные характеристики, виды, механизмы образова- ния. Уметь определять вид химической связи, состав- лять схемы ее образования, определять тип кристаллической решетки. | 4 (5) | ||
1 | 2 не- деля 10 | Виды химической связи. Ионная и ковалентные связи. Кристаллические решетки. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||
2 | 3 не- деля 10 | Металлическая и водородная связи. Кристаллические решетки. | Комбинированный урок | ||
3 | 4 не- деля 10 | Причины многообразия веществ. | Комбинированный урок | ||
4 | 5 не- деля 10 | Дисперсные системы. Решение расчетных задач. | Урок формирования умений и навыков | ||
4 | Химические реакции | Знать признаки и классификации химических реакций, понятие скорости, факторы, влияющие на скорость реакции, определение состояния химического равновесия, факторы, влияющие на смещение химического равновесия. Уметь классифицировать химические реакции, объяснять действие фактора, влияющего на реакции и на смещение химического равновесия. | 7 | ||
1 | 2 не- деля 11 | Классификация химических реакций. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||
2 | 3 не деля 11 | Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. | Комбинированный урок | ||
3 | 4 не- деля 11 | Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным способом. | Комбинированный урок | ||
4 | 1 не- деля 12 | Электролитическая диссоциация. Водородный показатель. | Урок формирования умений и навыков | ||
5 | 2 не- деля 12 | Гидролиз органических и неорганических веществ. | Урок формирования умений и навыков | ||
6 | 3 не- деля 12 | Обобщение и повторение. Решение расчетных задач. | Урок повторения и систематизации знаний | ||
7 | 4 не- деля 12 | Контрольная работа № 1 по теме «Теоретические основы химии» | Урок проверки знаний | ||
Неорганическая химия | |||||
5 | Металлы | Знать строение, свойства, способы получения веществ металлов, характеристику металлов главных и побочных подгрупп ПС, исходя из положения в ПС и строению атома. Уметь характеризовать химические э. металлов главных и побочных подгрупп, их свойства по положению в ПС и строению. атома и в сравнении друг с другом. | 7 | ||
1 | 2 не- деля 01 | Положение металлов в периодичес- кой системе химических элементов Д.И.Менделеева. Общие свойства металлов и их сплавов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||
2 | 3 не- деля 01 | Общие способы получения металлов. Решение расчетных задач. | Урок формирования умений и навыков | ||
3 | 4 не- деля 01 | Электролиз растворов и расплавов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||
4 | 1 не- деля 02 | Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. | Комбинированный урок | ||
5 | 2 не- деля 02 | Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||
6 | 3 не- деля 02 | Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||
7 | 4 не- деля 02 | Оксиды и гидроксиды металлов. | |||
6 | Неметаллы | Знать строение, свойства, способы получения простых веществ неметаллов, характеристику неметаллов главных и побочных подгрупп ПС, исходя из положения в ПС и строению атома. Уметь характеризовать химические э.неметаллов главных и побочных подгрупп, их свойства по положению в ПС и строению. атома и в сравнении друг с другом. | 4 | ||
1 | 1 не- деля 03 | Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства неметаллов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||
2 | 2 не- деля 03 | Оксиды неметаллов и Кислородосодержащих кислот. | Комбинированный урок | ||
3 | 3 не- деля 03 | Водородные соединения неметаллов | Комбинированный урок | ||
4 | 4 не- деля 03 | Контрольная работа № 2 по темам «Металлы» и «Неметаллы» | Урок проверки знаний | ||
Генетическая связь неорганических и органических веществ. практикум | Уметь применять ЗУН при превращениях одних веществ в другие, проводить химические эксперименты | 6 | |||
1 | 1 не- деля 04 | Генетическая связь неорганических и органических веществ. | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | ||
2 | 2 не- деля 04 | Решение экспериментальных задач по неорганической химии. | Урок практикум Практическая работа | ||
3 | 3 не- деля 04 | Решение экспериментальных задач по органической химии. | Урок практикум Практическая работа | ||
4 | 4не- деля 04 | Решение практических расчетных задач | Урок практикум Практическая работа | ||
5 | 2 не- деля 05 | Получение, собирание и распознавание газов. | Урок практикум Практическая работа | ||
6 | 3 не- деля 05 | Бытовая химическая грамотность | Комбинированный урок | ||
Всего уроков | 34+1 | ||||
Из них: -уроков-контрольных работ; - уроков-практических работ; | 2 3 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения химии на базовом уровне учащиеся должны знать/понимать:
- важнейшие химические понятия : вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворяя, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; тепловой эффект реакции, скорость химических реакций, катализ, химическое равновесие, углеводородный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуры;
- определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды, водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
- использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...