Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
НИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 9 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ О.С.ГАБРИЕЛЯНА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД САРАНСК 2014 |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Николаевская СОШ»
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры естественно научного образования Зав.кафедрой ___________ /Мещерякова Н.В./ Протокол № __ от «_____»_______2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ «Николаевская СОШ» __________ / Девяткина С.А./ «_____»_______2014 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Николаевская СОШ» _________/ И.П. Комодина/ «___» ______________2014г |
Рабочая программа по химии. 9 класс.
Учитель химии: Сафонова Н.В.
Николаевская средняя школа
2014-2015 учебный год
Учебник: Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
Дидактический материал:
1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 классе
Пояснительная записка
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
- Повторение основных вопросов курса химии VIII класса и введение в курс IX класса – 10 часов вместо 6 часов за счет включения практической работы № 1;
- тема 1 «Металлы» - 16 часов вместо 15 часов, за счет введения практических работ №2 и №3, решения задач на «выход продукта», также уменьшено количество часов на изучение металлов IА, IIА групп, алюминия;
- тема 2 «Неметаллы» - 32 часа, за счет введения практических работ №№ 4,5,6, решения задач на «избыток», темы «Минеральные удобрения». Также уменьшено количество часов на изучение серы и ее соединений, серной кислоты.
- тема 5 «Органические соединения» вместо 7 часов – 8 часов.
2. Отсутствует практикум по неорганической химии после темы «Неметаллы», так как практические работы распределены по всему курсу химии IX класса.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
Рабочая программа по химии. 9 класс.
(2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 2 часа - резервное время)
УМК О.С.Габриеляна.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | из них | Дата | |
Практические работы | Контрольные работы | ||||
1. | Повторение основных вопросов курса 8 класса. | 9 | 1 (Пр/р № 1) | 1 | |
2. | Тема 2. Металлы | 16 | 2 (Пр/р № 2,3) | 1 | |
3. | Тема 3. Неметаллы | 27 | 3 (Пр/р № 4,5,6) | 1 | |
4. | Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. | 7 | - | 1 | |
5. | Резервные уроки | 6 | |||
6. | Итого | 68 | 6 | 4 |
Рабочая программа по химии. 9 класс (2ч. в неделю, всего 68 часов)
Повторение основных вопросов курса
химии VIII класса и введение в курс IX класса (9 ч.)
№ п/п | Тема урока | Вводимые химические понятия | Оборудование, химический эксперимент | Задание по учебнику | Требования к уровню подготовки выпускников | Дата прове- дения. План/факт. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Повторение свойств классов соединений в свете ТЭД и ОВР | Характеристика свойств основных классов неорганических соединений в свете ТЭД и ОВР. | Получение и свойства NaOH, HCl | Упр. 2 (с.8) | . Знать/понимать: -химические понятия: ЭД, реакция окисления и восстановления, электролиты и неэлектролиты, вещества восстановители и окислители. -основные законы химии: Теория электролитической диссоциации. Уметь: - называть: соединения изученных классов | ||
2-3 | Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Самостоятельная работа (20мин.) | Строение атома. Характер простого вещества, высшие оксиды и гидроксиды, летучие водородные соединения, их характер. | Работа с ПСХЭ. | § 1. Упр.1 § 1. Упр.5,6 | Знать/понимать: -химические понятия: вещество, классификация веществ. Уметь: называть: соединения изученных классов; -характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов; - определять: принадлежность веществ к определённому классу соединений;- составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
4 | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд амфотерного металла. Зависимость свойств от величины ст.ок. Зеркальные антиподы. Al(OH)3+3H+ H3AlO3+3OH- | Вместо соли алюминия можно взять алюмокалиевые квасцы (хорошо растворяются в щелочи) | § 2. Подготовиться к практ. работе №2 | Знать/понимать: -химические понятия: амфотерность, амфотерные (переходные) металлы, амфотерные гидроксиды (двойственность свойств) | ||
5 | Осуществление цепочки химических превращений | Практическая работа №1. | Получение Zn(OH)2 и изучение его свойств | С.125 | Уметь: составлять уравнения реакций по цепочке превращений (ряд последовательных превращений) | ||
6 | Периодический закон и ПСХЭ в свете учения о строении атома | Открытие периодического закона, его значение. | Работа с ПСХЭ | § 3. Упр.2 | Знать/понимать: -химические понятия: химический элемент, атом; -основные законы химии: Периодический закон. Уметь: - называть: химические элементы по их символам; - объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода., закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп. | ||
7 | Решение задач «на примеси» | Вычисление объёма (или массы) продукта реакции по известной массе (или объёму) исходного вещества, содержащего примеси. | § 1, Задача 7 | Уметь: - решать расчетные задачи: вычисления по уравнениям химических реакций когда одно из веществ содержит примеси | |||
8 | Закрепление изученного, подготовка к контрольной работе № 1 | §1-3, повт. задачи «на примеси» | |||||
9 | Контрольная работа № 1 |
Тема 2. Металлы (16 ч)
№ п/п | Тема урока | Вводимые химические понятия | Оборудование, химический эксперимент | Задание по учебнику | Требования к уровню подготовки выпускников | Дата прове- дения. План/факт | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1-2 (10-11) | Положение металлов в ПСХЭ. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Сплавы. | Металлическая кристаллическая решётка, металлическая химическая связь. Сплавы черные и цветные. | Коллекция металлов и сплавов | § 7-9 Упр 1 с.55 §10 Упр 2,4 С.69 | Уметь: -характеризовать: положение металлов в периодической системе химических элементов и особенности строения их атомов; общие физические свойства металлов; связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка). | ||
3 (12) | Общие химические свойства металлов. | Восстановительные свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов | Реакции между металлами и неметаллами (Mg, Zn,Fe, О2, S) , растворами кислот и солей, щелочными металлами с водой | §11 Упр. 5,7. Задачи 2,3 | Уметь: характеризовать: химические свойства металлов; - составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями).
| ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
4-5 (13-14) | Металлы в природе. Общие способы получения металлов | Пиро-, гидро-, электрометаллургия. Самородные металлы, важнейшие руды. Особенности окисления натрия, железа. | Коллекция руд. Восстановление металлов водородом, углём | §12. Упр.3,4. Задача 6 | Знать/понимать: -химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: - составлять: уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием. | ||
6 (15) | Коррозия металлов. | Способы борьбы с коррозией (20% получаемых металлов гибнет от коррозии). Гальванический элемент. | Батарейки (коррозия-благо) Составление гальванической пары | §13. Упр.1, 2, 6 | Знать/понимать: - сущность явления коррозии, способы борьбы с ней. | ||
7 (16) | Общая характеристика щелочных металлов | Нахождение в природе, способы получения (электролиз), строение атомов, физические и химические свойства, важнейшие соединения. Калийные удобрения. | Взаимодействие щелочных металлов с водой, коллекция соединений: гидроксиды, карбонаты и др. | §14. Упр.1, 5 | Уметь: - называть: соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли); - объяснять: закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочных металлов; - характеризовать: щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов; связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни: NaCI – консервант пищевых продуктов. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
8 (17) | Общая характеристика элементов II группы главной подгруппы. | Щелочноземельные металлы. Жёсткость воды. СМС содержат PO43-(связывают ионы кальция) Известь гашёная, негашёная, известняк. | Изучение свойств известковой воды. Жёсткая вода (мыло не мылится, волосы секутся, крупы не развариваются). | § 15 . Упр.5 Задача 3 | Уметь: - называть: соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли); - объяснять: закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов; - характеризовать: щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов; связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов. | ||
9 (18) | Алюминий | Нахождение в природе, способы получения (электролиз), строение атомов, физические и химические свойства, важнейшие соединения, применение. Амфотерность. Бокситы, глина. | Коллекция изделий из алюминия, серебрянка, взаимодействие алюминия с кислотами, растворами солей, щелочей. Получение гидроксида алюминия, доказательство его амфотерности. | § 16. Упр.5,6 . Задача 7 | Уметь: - называть: соединения алюминия по их химическим формулам; - характеризовать: алюминий по его положению в периодической системе химических элементов; физические и химические свойства алюминия; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия. | ||
10-11 (19-20) | Железо | Строение атома, железная руда, свойства, биологическое значение железа, применение, важнейшие соли, амфотерность, генетические ряды железа (II, III), качественные реакции на ионы железа. | Взаимодействие железа с кислородом, серой, растворами кислот, солей. Качественные реакции на ионы железа, получение гидроксидов железа, изучение их свойств. | § 17. Упр. 4,6 | Уметь: - называть: соединения железа по их химическим формулам; - характеризовать: особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов; физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III); области применения железа; | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
12 (21) | Получение и свойства соединений металлов. | Практическая работа № 2 | Качественные реакции на ионы Ca2+, AI3+, Fe2+, Fe3+ и др. | С. 126 | Уметь: - характеризовать: химические свойства металлов и их соединений; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений; - обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами. | ||
13 (22) | Экспериментальные задачи на распознавание и получение веществ | Практическая работа № 3 | С. 127 | ||||
14 (23) | Решение задач на «выход продукта» | Задачи на массовую и объёмную долю выхода | Упр.1 С.8 | Уметь: решать расчетные задачи: вычисления по уравнениям химических реакций когда известна массовая или объемная доля примесей | |||
15 (24) | Подготовка к контрольной работе | § 7-17 | |||||
16 (25) | Контрольная работа № 2 по теме: «Металлы» |
Тема 3. Неметаллы. (27 ч.)
№ п/п | Тема урока | Вводимые химические понятия | Оборудование, химический эксперимент | Задание по учебнику | Требования к уровню подготовки выпускников | Дата прове- дения. План/факт | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1-2 (26-27) | Общая характеристика неметаллов. | Положение в ПС, особенности строения атомов, ЭО, аллотропия (O, S, P, C).Ряд активности неметаллов, получение неметаллов (электролиз воды, фракционная перегонка воздуха, магнийтермия оксида кремния). | Взаимодействие неметаллов с металлами, окислителями (азотная кислота, бертолетова соль) | §18 Упр. 1-4 | Знать/понимать: -химическую символику: знаки химических элементов-неметаллов. Уметь: - называть: химические элементы-неметаллы по их символам; -объяснять: закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп; - характеризовать: неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов; особенности строения атомов неметаллов; связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ; - определять: тип химической связи в соединениях неметаллов | ||
3 (28) | Водород | Положение в ПС, строение атома и молекулы, свойства, получение, применение. | Получение водорода, качественное обнаружение. Показ к/ф «Водород» | § 19 Упр 3,4 с.142 | Знать/понимать: - химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: - объяснять: двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; - характеризовать: физические свойства водорода; химические свойства водорода в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода; -распознавать опытным путём: водород среди других газов; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с водородом. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
4-5 (29-30) | Общая характеристика галогенов. | Строение атомов и молекул галогенов. Качественные реакции на галогенид - ионы. Биологическое значение и применение. | Коллекция простых веществ-галогенов. Получение и свойства хлороводорода. Качественные реакции на галогенид-ионы. | §22,24. Упр.4,5. с. 166 §23 Упр.2-4 с. 173 Упр 3 с.179 | Знать/понимать: - химическую символику: знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов. Уметь: - объяснять: закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы; - характеризовать: особенности строения атомов галогенов; физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей галогенов; - определять: степень окисления галогенов в соединениях; тип химической связи в соединениях галогенов; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с хлором. | ||
6 (31) | Кислород. | Нахождение в природе, аллотропия, свойства, применение, получение. Катализаторы. | Получение, собирание и распознавание кислорода. Горение веществ в кислороде. | §25. Упр.1, 2 с.187 | Знать/понимать: - химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: - объяснять: строение атома кислорода по его положению в периодической системе химических элементов; - характеризовать: физические свойства кислорода; химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами; - определять: тип химической связи в молекуле кислорода и в оксидах; степень окисления атома кислорода в соединениях; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода; - распознавать опытным путём: кислород среди других газов; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с кислородом (условия горения и способы его прекращения). | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
7-8 (32-33) | Сера и её соединения. | Строение атома серы, аллотропия. Получение оксидов серы их свойства и применение. Сероводород, сульфиды, сернистая кислота, сульфиты. | Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений серы. Получение сероводорода и сернистого газа. Показ к/ф «Сера» | §26, Упр 1,3 с.194 §27 (до серной кислоты). Упр 1,2 с.203 | Уметь: - объяснять: строение атома серы по её положению в периодической системе химических элементов; закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в пределах главной подгруппы; - характеризовать: физические свойства серы; химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом, водородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; - определять: тип химической связи в соединениях серы; степень окисления атома серы в соединениях; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути). | ||
9 (34) | Серная кислота и её соли. | Свойства серной кислоты в свете ТЭД и ОВР. Сравнение свойств разб. и конц. серной кислоты. Получение и применение. | Свойства серной кислоты разб. и конц. (взаимодействие с медью, обугливание органических веществ). Качественная реакция на сульфат- ион. | §27. Упр.3,4,5. с.204 | Уметь: - называть: серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам; - характеризовать: физические свойства концентрированной серной кислоты; химические свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей; - определять валентность и степень окисления серы в серной кислоте и в сульфатах; - составлять: химические формулы сульфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью); - распознавать опытным путём: серную кислоту среди растворов веществ других классов; сульфат-ион среди других ионов; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с концентрированной серной кислотой (растворение). | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
10 (35) | Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода» | Практическая работа № 4. | Подгот. к пр. раб.№4 с.259-260 | ||||
11 (36) | Азот. | Строение атома и молекулы азота, свойства, биологическое значение. | Показ к/ф «Азот».Образцы природных соединений азота. | § 28. Упр. 1,2,4 | Уметь объяснять: строение атома азота по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; - характеризовать: физические свойства азота; химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; - определять: тип химической связи в молекуле азота и в его соединениях; степень окисления атома азота в соединениях; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота. | ||
12-13 (37-38) | Аммиак. Соли аммония. | Строение молекулы аммиака, свойства, получение, распознавание. Нашатырный спирт. Образование иона аммония. | Получение и распознавание аммиака, качественная реакция на ион аммония. | § 29-30, Упр. 7,8 с.216 Упр. 1,5 с.219 | Знать/понимать: - химическую символику: формулу аммиака. Уметь называть: аммиак, соли аммония по их химическим формулам; - характеризовать: физические и химические свойства аммиака и солей аммония; - определять: валентность и степень окисления атома азота в аммиаке; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом) и солей аммония; - распознавать опытным путём: аммиак среди других газов; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт). | ||
14-15 (39-40) | Кислородные соединения азота. | Свойства азотной кислоты с позиций ТЭД и ОВР. Строение молекулы азотной кислоты. | Показ к/ф «Азот». Проведение реакций с разб. и конц. азотной кислотой. | § 31 Упр.1,2,4 с.224 | Знать/понимать: - химическую символику: формулу азотной кислоты, формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV). Уметь: - характеризовать: свойства азотной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и ОВР; свойства оксидов азота;- определять: валентность и степень окисления азота в азотной кислоте, степень окисления атомов азота и тип химической связи в оксидах азота. - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты, оксида азота (IV); уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью); - распознавать опытным путём: азотную кислоту среди растворов веществ других классов; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с концентрированной азотной кислотой; экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди). | ||
16 (41) | Фосфор. | Строение атома. Нахождение в природе, аллотропия, применение | Показ к/ф «Фосфор». Горение красного фосфора, переход в белый фосфор. | §32 (до соединений фосфора) Упр.2,7 с.231 | Уметь: - объяснять: строение атома фосфора по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы; - характеризовать: химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; - определять: тип химической связи в соединениях фосфора; степень окисления атома фосфора в соединениях; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора. | ||
17 (42) | Соединения фосфора. | Фосфорный ангидрид. Фосфорные кислоты, соли, удобрения: суперфосфат, костная мука. | Свойства фосфорной кислоты с позиций ТЭД. Качественная реакция на фосфат-ион. | § 32. Упр. 1,5 | Уметьназывать: оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам; - характеризовать: химические свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты в свете теории электролитической диссоциации; народнохозяйственное значение фосфатов; - определять: принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в фосфатах; - составлять: химические формулы фосфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного кислотного оксида; уравнения химических реакций, характеризующие свойства ортофосфорной кислоты. | ||
18 (43) | Углерод | Строение атома, аллотропия, сорта аморфных углеродов: кокс, сажа, активир. уголь. Адсорбция. | Адсорбция чернил активир. углем, модели кристаллических решёток алмаза и графита, горение угля, восстановление CuO | §33. Упр. 5,8 | Уметь: - объяснять: строение атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; - характеризовать: химические свойства углерода (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; - определять: тип химической связи в соединениях углерода; степень окисления атома углерода в соединениях; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода. | ||
19 (44) | Оксиды углерода | Строение молекул, свойства, получение и применение | Получение, собирание и распознавание CO2 | §34. (до угольной кислоты) Упр. 1,3 | Знать/понимать: - химическую символику: формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV). Уметь: - называть: оксиды углерода по их химическим формулам; - характеризовать: физические свойства оксидов углерода; химические свойства оксида углерода (IV) (как типичного кислотного оксида); - определять: принадлежность оксидов углерода к определённому классу соединений; степень окисления атома углерода и тип химической связи в оксидах; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида углерода (IV); - распознавать опытным путём: углекислый газ среди других газов; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с оксидом углерода (II). | ||
20 (45) | Угольная кислота и её соли | Строение, свойства, получение угольной кислоты. Карбонаты: кальцит, сода, поташ. | Показ к\ф «Углерод». Качественная реакция на карбонаты, переход карбонат → гидрокарбонат | §34 Упр.4,5,6 | Знать/понимать: - химическую символику: формулу угольной кислоты. Уметь: - называть: соли угольной кислоты по их химическим формулам; - характеризовать: химические свойства угольной кислоты; народнохозяйственное значение карбонатов; - определять: принадлежность угольной кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления углерода в угольной кислоте; - составлять: химические формулы карбонатов и гидрокарбонатов; уравнения химических реакций превращения карбонатов в гидрокарбонаты и наоборот; - распознавать опытным путём: карбонат-ион среди других ионов. | ||
21-22 (46-47) | Кремний и его соединения. | Строение атома, аллотропия кремния, кремниевая кислота, силикаты | Показ к\ф «Кремний в природе», получение H2SiO3, силикатов | § 35. Упр.1 | Знать/понимать: - химическую символику: формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. Уметь: - называть: оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам; - характеризовать: химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете теории электролитической диссоциации; народнохозяйственное значение силикатов; - определять: принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в силикатах; - составлять: химические формулы силикатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. | ||
23 (48) | Силикатная промышленность. | Производство стекла, фарфора, цемента, бетона | Показ к\ф «Силикатная промышленность». Коллекция изделий силикатной промышленности | § 35. Упр.4 | |||
24 (49) | Подгруппа азота и углерода | Практическая работа № 5 | Подгот. к пр. раб.№5 с.260-262 | Уметь: - характеризовать: химические свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода; - обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами. | |||
25 (50) | Получение, собирание и распознавание газов. | Практическая работа № 6 | Подгот. к пр. раб.№6 с.262-265 | Уметь: - характеризовать: способы получение, собирания и распознавания важнейших газов; - составлять: уравнения химических реакций получения газов; - обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием | |||
26-27 (51-52) | Подготовка и выполнение контрольной работы №3 по теме «Неметаллы: галогены, подгруппы кислорода и азота». | § 22-32 (повт). |
Тема № 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7ч.)
№ п/п | Тема урока | Вводимые химические понятия | Оборудование, химический эксперимент | Задание по учебнику | Требования к уровню подготовки выпускников | Дата прове- дения. План/факт | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 (53) | Периодический закон и ПСХЭ в свете учения о строении атома. | Периодический закон Д.И.Менделеева. ПСХЭ– графическое отображение Периодического закона. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева | ПСХЭ | § 36. Упр.1-10 | Знать/понимать:
химический элемент, атом;
Периодический закон. Уметь:
химические элементы по их символам;
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов | ||
2 (54) | Электроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества. | ЭО. Степень окТипы химических связей, типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. | Д. Кристаллические решётки алмаза и графита. | § 37 Упр.1-10 | Знать/понимать:
атом, молекула, ион, химическая связь. Уметь:
связь между составом, строением и свойствами веществ;
тип химической связи в соединениях. | ||
3 (55) | Классификация химических реакций. Скорость химических реакций. | Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). | Взаимодействие тиосульфата натрия с серной кислотой при различных температуре и концентрации. Каталитическое разложение перекиси водорода. | § 38 Упр.1-10 | Знать/понимать:
уравнения химических реакций;
химическая реакция, классификация реакций. Уметь:
типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена;
уравнения химических реакций. | ||
4 (56) | Диссоциация электролитов. Ионные уравнения. | Катион, анион. Определения кислот, оснований и солей с позиций ТЭД. Запись молекулярных и ионных уравнений реакций с использованием таблицы растворимости. Правило Бертолле. | Примеры реакций обмена, идущих до конца. Испытания растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов. | §39 Упр.1-10 | Знать/ понимать химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация. Уметь объяснять: сущность реакций ионного обмена, - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца, составлять: полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена. | ||
5 (57) | Окислите-льно- восстано-вительные реакции. Метод электронного баланса. | Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. Окислитель, восстановитель. | Взаимодействие простых веществ, металлов с кислотами и солями. | § 40. Упр.1-10 | Знать/ понимать: - химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; определять степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов. | ||
6 (58) | Классификация веществ. | Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла. Оксиды (основные и кислотные), гидроксиды (основания и кислоты), соли: состав, классификация. | Коллекции оксидов, оснований, солей | § 41 Упр.1-10 | Знать/понимать:
формулы химических веществ; Уметь:
соединения изученных классов;
сущность реакций ионного обмена;
химические свойства простых веществ и основных классов неорганических соединений;
состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определённому классу соединений;
формулы неорганических соединений изученных классов. | ||
7 (59) | Характеристика химических свойств неорганических веществ | Свойства оксидов, оснований, кислот и солей с позиций ТЭД и ОВР. | Примеры реакций, характеризующих свойства оксидов, оснований, кислот и солей. | § 42. Упр.1-10 | Уметь: характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ, - составлять: уравнения реакций, характеризующие свойства неорганических веществ. Уметь распознавать кислоты, основания и оксиды по их свойствам, составлять реакции, исходя из их свойств. | ||
60-62 | Подготовка и выполнение итоговой контрольной работы №4 . Работа над ошибками. | ||||||
63-68 | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...