Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Настоящая рабочая программа базового курса «Химия» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования утвержденного приказом МО РФ №1312 от 09.03.2004 года, приказом МО и НРТ от 19.08.15 №1063/15 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке учебного плана основного общего и среднего общего образования для образовательных организаций Республики Татарстан». Приказом МБОУ «Кутлу-Букашская СОШ» об утверждении учебных планов №194 о/д от 29.08.15. Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, автор Н.Н.Гара, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Н.Н.Гара Программы общеобразовательных учреждений. Химия.-М.;Просвещение, 2008.-56с.) Учебник: Рудзитис Г.Е. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М.:Просвещение, 2007,2008.
Актуальность изучения программы состоит в том, что программе заложено условия для формирования социально-компетентной личности школьников. Программа направлена прежде всего, на повышение роли предмета в духовном и гражданском становлении личности и одновременно на усиление практической направленности обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_9_klass.doc | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа базового курса «Химия» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования утвержденного приказом МО РФ №1312 от 09.03.2004 года, приказом МО и НРТ от 19.08.15 №1063/15 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке учебного плана основного общего и среднего общего образования для образовательных организаций Республики Татарстан». Приказом МБОУ «Кутлу-Букашская СОШ» об утверждении учебных планов №194 о/д от 29.08.15. Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, автор Н.Н.Гара, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Н.Н.Гара Программы общеобразовательных учреждений. Химия.-М.;Просвещение, 2008.-56с.) Учебник: Рудзитис Г.Е. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М.:Просвещение, 2007,2008.
Актуальность изучения программы состоит в том, что программе заложено условия для формирования социально-компетентной личности школьников. Программа направлена прежде всего, на повышение роли предмета в духовном и гражданском становлении личности и одновременно на усиление практической направленности обучения.
Изучение химии в основной школе направлено:
• на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
• на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Распределение времени по темам программы дано ориентировочно. Учитель может изменять его в пределах годовой суммы часов.
Содержание курса химии 9 класса
68 ч/год (2 ч/нед.)
Тема 1. Электролитическая диссоциация (11ч)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.
Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Тема 2. Кислород и сера (9 ч)
Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.
Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.
Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 3. Азот и фосфор (10 ч)
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Минеральные удобрения.
Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.
Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
Практические работы
• Получение аммиака и изучение его свойств.
• Определение минеральных удобрений.
Тема 4. Углерод и кремний (7 ч)
Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.
Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.
Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.
Практическая работа. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Тема 5. Общие свойства металлов (15 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.
Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).
Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.
Практические работы
• Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов».
• Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 6. Органическая химия (10 ч.)
Первоначальные представления
об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
Углеводороды
Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.
Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.
Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.
Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства. Ацетилен, его получение, свойства.
Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Спирты
Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.
Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты.
Карбоновые кислоты. Жиры
Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.
Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.
Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.
Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.
Углеводы
Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.
Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.
Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал.
Белки. Полимеры
Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о ферментах и гормонах.
Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.
Химия и здоровье. Лекарства.
Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.
Тема 7. Химия и жизнь (5 ч.)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать:
• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
• называть химические элементы, соединения изученных классов;
• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
• характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
• определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
• составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
• распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;
• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
• приготовления растворов заданной концентрации.
Тематическое планирование уроков химии в 9 классе, 2 часа в неделю, 2015-2016 уч.год
№ урока | Дата по план | Дата факттич | Тема урока | Тип урока | Вид контроля | Обязательные элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Дом задание |
Тема 1 | Электролитическая диссоциация | 11 часов | |||||||
1 | 01.09 04.09 | Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах | УИНЗ | Фронтальный опрос. Письменная работа по ДМ: Л.М.Брейгер | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. | Знать определения понятий «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация». Уметь объяснять причину электропроводности водных растворов солей, кислот, щелочей и иллюстрировать примерами изученные понятия. | РРЗ Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ | § 1 с 13 в 1-5 з 1 | |
2 | 04.09 07.09 | Сильные и слабые электролиты | УИНЗ | Текущий опрос. Работа с ДМ: А.М.Радецкий | Гидратная теория растворов. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. | Знать определения понятий «степень электролитической диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты». Понимать, в чем состоит разница между сильным и слабым электролитами. | § 3 с 13 в 9-10 | ||
3 | 08.09 11.09 | Диссоциация кислот, щелочей и солей | КУ | Демонстрация – Плакат «Диссоциация кислот и солей» | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. | Знать определение понятий «кислота», «основание», «соль» с точки зрения теории электролитической диссоциации. Уметь объяснять общие свойства кислотных и щелочных растворов наличием в них ионов водорода и гидроксид-ионов соответственно, а также составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей. | Д определение индикаторами наличия ионов водорода и гидроксид-ионов | § 2 с 13 в 6-8 з 2 | |
4 | 11.09 14.09 | Реакции ионного обмена | КУ | Лабораторные опыты: - реакция обмена между электролитами - качественные реакции на ионы | Реакции ионного обмена. | Знать определение реакций ионного обмена, условия их протекания. Уметь составлять полные и сокращенные ионные уравнения необратимых реакций и разъяснять их сущность, приводить примеры реакций ионного обмена, идущих до конца. | Лабораторный опыт 1 Реакции обмена между растворами электролитов. | § 4 с 22 в 1-5 з 1-2 | |
5 | 15.09 18.09 | КУ | Лабораторный опыт 2 Распознавание хлорид-ионов | ||||||
6 | 18.09 21.09 | Решение расчетных задач | КУ | Решение расчетных задач | РРЗ Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества | ||||
7 | 22.09 25.09 | Окислительно-восстановительные реакции | УИНЗ | Демонстрация: - транспаранты «Процессы окисления-восстановления» | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. | Знать определения окислительно-восстановительной реакции, окислителя, восстановителя. Уметь уравнивать окислительно-восстановительные реакции, разъяснять процессы восстановления и окисления, приводить примеры окислительно-восстановительных реакций, различать реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные. | § 5 с 22 в 6-8 з 3 | ||
8 | 25.09 28.09 | УИНЗ | |||||||
9 | 29.09 02.10 | Гидролиз солей | КУ | Текущий опрос. Работа с ДМ: А.М.Радецкий Работа 3. | Гидролиз солей. | Знать определение гидролиза солей. Уметь составлять уравнения реакций гидролиза солей и определять характер среды растворов солей по их составу. | Демонстрация Действие индикаторов на растворы солей | § 6 с 22 в 9 подгот к пр.раб с 24 | |
10 | 02.10 05.10 | Практическая работа 1 Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» | п/р | Практическая работа №1 | Уметь применять теоретические знания на практике, объяснять наблюдения и результаты проводимых опытов. | Практическая работа 1 | Подготовка к контр.раб | ||
11 | 06.10 09.10 | Контрольная работа 1 по теме «Электролитическая диссоциация» | к/р | Контрольная работа №1 | 9-КР-1 | ||||
Тема 2 | Кислород и сера | 9 часов | |||||||
12 | 09.10 12.10 | Подгруппа кислорода | КУ | Фронтальный опрос | Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.
| Знать закономерности изменения свойств элементов в А-группах, определение понятия простых веществ подгруппы кислорода, объяснять, почему число простых веществ в несколько раз превосходит число химических элементов, характеризовать роль озона в атмосфере. | § 7 § 8 с 31 в 1-3 з 1 | ||
13 | 13.10 16.10 | Сера. | КУ | Текущий опрос | Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. | Знать физические и химические свойства серы, ее аллотропные модификации. Уметь составлять уравнения реакций, подтверждающих окислительные и восстановительные свойства серы, сравнивать свойства простых веществ серы и кислорода, разъяснять эти свойства в свете предствавлений об окислительно-восстановительных процессах. | § 9 § 10 с 31 в 3-6 з 2 | ||
14 | 16.10 19.10 | Сероводород. Сульфиды | КУ | Текущий опрос Работа с ДМ: А.М.Радецкий | Сероводородная кислота и ее соли. | Знать способы получения сероводорода в лаборатории и его свойства. Уметь записывать уравнения реакций, характеризующих свойства сероводорода, проводить качественную реакцию на сульфид-ион. | Лабораторный опыт 2 Распознавание сульфид-ионов в растворе | § 11 с 34 в 1-2 з 1, 2 | |
15 | 20.10 23.10 | Сернистый газ. Сернистая кислота, сульфиты | КУ | Текущий опрос | Оксид серы(IV). Сернистая кислота и ее соли. | Знать свойства сернистого газа, сернистой кислоты. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства этих веществ, объяснять причину выпадения кислотных дождей, проводить качественную реакцию на сульфит-ион. | Лабораторный опыт 3 Распознавание сульфит-ионов в растворе | § 12 с 34 в 3-5 | |
16 | 23.10 26.10 | Оксид серы(VI). Серная кислота, сульфаты | КУ | Работа по карточкам | Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. | Знать свойства разбавленной серной кислоты. Уметь записывать уравнения реакций, характеризующих свойства разбавленной серной кислоты и разъяснять их в свете представлений теории ЭД и ОВР, проводить качественную реакцию на сульфат-ион. | Лабораторный опыт 4 Распознавание сульфат-ионов в растворе | § 13 с 38 в 2, 3а з 1, 2 | |
17 | 27.10 30.10 | Окислительные свойства концентрированной серной кислоты | УИНЗ | Тестирование | Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. | Знать свойства концентрированной серной кислоты и способ разбавления концентрированной серной кислоты. Уметь отличать концентрированную кислоту от разбавленной, устанавливать зависимость между свойствами серной кислоты и ее применением. | Д взаимодействие конц серной кислоты с бумагой и сахарозой | § 13 с 38 в 1, 3б подгот овка к пр. раб | |
18 | 30.10 09.11 | Решение расчетных задач «на избыток» | УЗЗ | Работа с ДМ: А.М.Радецкий | РРЗ Расчеты по уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке | ||||
19 | 10.11 13.11 | Практическая работа 2 Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» | п/р | Практическая работа №2 | Уметь применять теоретические знания на практике, объяснять наблюдения и результаты проводимых опытов. | Практическая работа 2 | Повт § 13 | ||
20 | 13.11 16.11 | Скорость химических реакций | УИНЗ | Текущий опрос. Работа с ДМ: А.М.Радецкий. стр.44 | Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. | Знать определения скорости химической реакции и ее зависимость от условий протекания реакции, определения понятий «химическое равновесие», «прямая реакция», «обратная реакция», условия смещения химического равновесия. | § 14 с 42 в 1-5 | ||
Тема 3 | Азот и фосфор | 10 часов | |||||||
21 | 17.11 20.11 | Подгруппа азота | КУ | Фронтальный опрос | Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. | Уметь применять знание ПСХЭ и строения атома при характеристике химических элементов. Знать свойства азота. Уметь объяснять причину химической инертности азота, составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства азота, разъяснять их с точки зрения представлений об окислительно-восстановительных процессах. Иметь представление об оксидах азота. | § 15 § 16 с 52 в 1-5 з 2 | ||
22 | 20.11 23.11 | Аммиак. | УИНЗ | Текущий опрос. Работа по карточкам. | Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. | Знать механизм образования иона аммония, химические свойства аммиака. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства аммиака, разъяснять их с точки зрения представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах. | Д Получение аммиака и его растворение в воде | § 107 с 2 в 6-11 з 1 | |
23 | 23.11 27.11 | Соли аммония | КУ | Текущий опрос | Соли аммония. | Знать качественную реакцию на ион аммония. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства солей аммония, разъяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации. | Лабораторный опыт 5 Взаимодействие солей аммония со щелочами. | § 18 с 52 в 12-14 подгот к практич раб | |
24 | 27.11 30.11 | Решение задач «на выход» продукта | УИНЗ | Текущий опрос. Работа с ДМ: А.М.Радецкий с.50 | РРЗ Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного | ||||
27 | 01.12 04.12 | Практическая работа 3 Получение аммиака и изучение его свойств | п/р | Практическая работа №3 | Уметь получать аммиак реакцией ионного обмена и доказывать опытным путем, что собранный газ – аммиак, анализировать результаты опытов и делать обобщающие выводы. | Практическая работа 3 | Оформление работы | ||
26 | 04.12 07.12 | Азотная кислота. | КУ | Текущий опрос. Письменная с/р | Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота. | Знать строение молекулы азотной кислоты. Уметь составлять уравнения химических реакций, лежащих в основе производства азотной кислоты и разъяснять закономерности их протекания. | § 19 с 59 в 3-6 з 1-2 | ||
27 | 08.12 11.12 | Окислительные свойства азотной кислоты | КУ | Текущий опрос. Письменная с/р | Окислительные свойства азотной кислоты. | Знать окислительные свойства азотной кислоты. Уметь составлять уравнения реакций между разбавленной и концентрированной азотной кислотой и металлами, объяснять их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. | § 19 с 59 в 1, 6а, 7 з 3 | ||
28 | 11.12 14.12 | Нитраты | КУ | Текущий опрос. Работа с КИМ, ОГЭ | Соли азотной кислоты | Знать качественную реакцию на нитрат-ион. Уметь отличать соли азотной кислоты от хлоридов, сульфатов, сульфидов и сульфитов. | Д качественная реакция на нитрат-ион | § 20 с 59 В 2, 8, 9 | |
29 | 15.12 18.12 | Фосфор. | КУ | Текущий опрос. | Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора.
| Знать аллотропные модификации фосфора, свойства белого и красного фосфора. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства фосфора. | Д красный фосфор. Получение белого фосфора. Горение фосфора в кислороде | § 21 с 70 в 1, 5 з 2, 3 | |
30 | 18.12 21.12 | Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота, фосфаты | КУ | Текущий опрос. | Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения. | Знать свойства фосфорного ангидрида и фосфорной кислоты. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксида фосфора V и фосфорной кислоты, разъяснять их в свете представлений об ЭД и ОВР. Знать качественную реакцию на фосфат-ион. Понимать значение минеральных удобрений для растений. | Д качественная реакция на фосфат-ион Д азотные и фосфорные удобрения Лабораторная работа 6 Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями. | § 9 с 50-53 В 2, 3, 4, 6 | |
Тема 4 | Углерод и кремний | 7 часов | |||||||
31 | 22.12 25.12 | Подгруппа углерода | КУ | Фронтальный опрос | Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и | Знать строение атомов элементов IVA-группы, уметь их сравнивать. Иметь представление об аллотропных модификациях углерода. | Д кристаллические решетки алмаза и графита | § 24 § 25 С 90 в 1-4, 7 з 1-2 | |
32 | 25.12 11.01 | Химические свойства углерода. | КУ | Текущий опрос. Работа с ДМ: А.М.Радецкий | Химические свойства углерода. | Знать свойства простого вещества углерода, иметь представление об адсорбции. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства углерода. | § 25 с 90 в 5, 6, 8, 9 з 4 | ||
33 | 12.01 15.01 | Угарный газ. | УИНЗ | Текущий опрос. Работа с ДМ: А.М.Радецкий | Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. | Знать строение и свойства оксида углерода II, его физиологическое действие на организм человека. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства оксида углерода II. | § 26 С 90 в 10-13 з 1 с 91 | ||
34 | 15.01 18.01 | Углекислый газ. Угольная кислота, карбонаты | КУ | Текущий опрос. Работа с ДМ: А.М.Радецкий | Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. | Знать свойства оксида углерода IV и угольной кислоты. Уметь составлять уравнение реакции, характеризующей превращение карбонатов в гидрокарбонаты, проводить качественные реакции на оксид углерода IV и карбонат-ион. | Лабораторный опыт 7 Распознавание карбонат-ионов в растворе | § 27-29 с 90-91 в 14-20 з3 | |
35 | 18.01 22.01 | Практическая работа 4 Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. | п/р | Практическая работа №4 | Уметь получать и собирать оксид углерода IV в лаборатории и доказывать наличие данного газа. Уметь распознавать соли угольной кислоты. | Практическая работа 4 | Повт § 27-29 рефераты «Стекло», «Керамика», «Цемент» | ||
36 | 22.01 25.01 | Кремний и его соединения | КУ | Текущий опрос. Работа с ДМ: А.М.Радецкий | Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент. | Знать свойства кремния, оксида кремния IV, кремниевой кислоты, причину различия физических свойств высших оксидов углерода и кремния. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства кремния, оксида кремния IV, кремниевой кислоты. Иметь представление о силикатной промышленности. | Д стекло и изделия из стекла Д ознакомление с образцами природных силикатов | § 30- § 33 с 101 в 1, 3-5, 8, 9 подготовка к контр раб | |
37 | 26.01 29.01 | Контрольная работа 2 по темам «Кислород и сера», «Азот и фосфор», «Углерод и кремний» | к/р | Контрольная работа №2 | |||||
Тема 5 | Общие свойства металлов | 15 часов | |||||||
38 | 29.01 01.02 | Общая характеристика металлов | КУ | Текущий опрос. | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов. | Уметь характеризовать строение атомов металлов, применять знания о металлической связи для разъяснения физических свойств металлов. | Д образцы металлов | § 34, § 36 с 112 в 1-4, 8, 9 з 1, 2 | |
39 | 02.02 05.02 | Химические свойства металлов. | КУ | Текущий опрос | Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов. | Уметь пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов, составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства металлов, объяснять свойства металлов в свете представлений об ОВР | Д взаимодействие металлов с растворами солей | § 37 с 112 в 11, 12 з 4 | |
40 | 05.0208.02 | Решение расчетных задач по исходным веществам, содержащим примеси | УИНЗ | Текущий опрос. Работа с ДМ: А.М.Радецкий. с.50 | РРЗ Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей. | ||||
41 | 09.02 12.02 | Щелочные металлы | КУ | Текущий опрос. Работа с ДМ: А.М.Радецкий. с.59 | Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений. | Уметь характеризовать щелочные металлы по положению в ПСХЭ и строению атомов, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства щелочных металлов и их соединений и объяснять их в свете представлений об ЭД и теории ОВР. | Д взаимодействие калия и натрия с водой | § 39 с 118 в 1-5, 7, 8, 11 з 2, 3 | |
42 | 12.02 15.02 | Щелочноземельные металлы | КУ | Текущий опрос. Работа с ДМ: А.М.Радецкий. с.61 | Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. | Уметь характеризовать элементы IIA-группы по положению в ПСХЭ и строению атомов. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства кальция и его соединений и объяснять их в свете представлений об ЭД и теории ОВР. Знать качественную реакцию на ион кальция. | Д природные соединения кальция Д взаимодействие кальция с водой Д качественная реакция на ион кальция | § 40, 41 (1ч) с 125 в 1-12 з 1, 2 | |
43 | 16.02 19.02 | Жесткость воды и способы ее устранения | УИНЗ | Текущий опрос. Работа с ДМ: А.М.Радецкий. Защита проектов. | Жесткость воды и способы ее устранения. | Знать, чем обусловлена жесткость воды. Уметь разъяснять способы устранения жесткости воды. | § 41 (2ч) с 125 в 13, 14 з 3, 4 | ||
44 | 19.02 22.02 | Алюминий. | КУ | Текущий опрос. Работа с ДМ: А.М.Радецкий. с.61 | Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. | Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства алюминия, объяснять эти реакции в свете представлений теории ОВР. | Д взаимодействие алюминия с водой | § 42 (1ч) с 130 в 1-7 з 1, 2 | |
45 | 23.02 26.02 | Амфотерность оксида и гидроксида алюминия | УИНЗ | Текущий опрос. Работа с КИМ, ОГЭ. | Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. | Уметь доказывать амфотерный характер соединения, составлять уравнения соответствующих химических реакций и объяснять их в свете представлений об ЭД. | Лабораторный опыт 8 Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами | § 42 (2ч) с 130 в 8-11 з 3 | |
46 | 26.02 29.02 | Обобщение и применение знаний | УОИСЗ | Текущий опрос. Работа с ДМ: А.М.Радецкий. | Знать свойства и применение металлов IA-IIIA-групп ПС. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих их свойства и свойства их соединений. | § 39-§ 42 повторить | |||
47 | 01.03 04.03 | Железо | КУ | Текущий опрос. Работа с ДМ: А.М.Радецкий. с.64-65 | Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. | Знать строение атома железа, физические и химические свойства железа. Уметь разъяснять свойства железа в свете представлений об ОВР и ЭД. | Д сжигание железа в кислороде и хлоре. | § 43 с 135 в 1-3 з 1, 4 | |
48 | 04.03 07.03 | Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III) | КУ | Текущий опрос. Работа с ДМ: А.М.Радецкий. с.64-65 | Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III). | Знать свойства соединений Fe2+ и Fe3+. Уметь составлять уравнения реакций в свете представлений об ЭД и ОВР. | Лабораторный опыт 9 Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами. | § 44 с 135-136 в 6-11 з 3 | |
49 | 08.03 11.03 | Металлургия | КУ | Текущий опрос. | Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. | Знать особенности состава и свойств чугуна и стали. Уметь разъяснять проблемы безотходных производств в металлургии. | § 35 с 147 в 1-3, 5, 6, 11, 14 з 3, 4, 6 | ||
50 | 11.03 14.03 | Сплавы | КУ | Защита проектных работ. | Знать состав и строение сплавов, отличие сплавов от металлов. Уметь объяснять, почему в технике широко используют сплавы. | Д образцы сплавов | § 38 с 112 в 13-15 з 2, 3 § 45-47 повт | ||
51 | 15.03 18.03 | Практическая работа 5 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения» | п/р | Практическая работа №5 | Уметь выполнять экспериментальные задачи индивидуально разными способами, выбирать наиболее рациональный ход решения, делать выводы на основании наблюдений. | Практическая работа 5 | Подготовка к контр. раб.. | ||
52 | 18.03 01.04 | Контрольная работа 3 по теме «Металлы и их соединения» | к/р | Контрольная работа №3 | |||||
Тема 6 | Первоначальные представления об органических веществах | 10 часов | |||||||
53 | 01.04 04.04 | Первоначальные сведения о строении органических веществ. | УИНЗ | Текущий опрос. Упражнения и задания к § 48, 49 | Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. | Знать основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова. уметь записывать структурные формулы органических веществ на примере алканов. | § 48 § 49 до с 151 с 163 в 1, 3, 4 | ||
54 | 05.04 08.04 | Изомерия. | КУ | Текущий опрос | Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений. | Знать причины многообразия органических веществ, основные признаки классификации органических соединений. Уметь определять изомеры из предложенного перечня структурных формул органических веществ, ориентироваться в классификации органических соединений. | Лабораторный опыт 10 Изготовление моделей углеводородов | § 49 со с 151 § 50 с 163 в 2, 5, 8 з 1 | |
55 | 08.04 11.04 | Предельные углеводороды | УИНЗ | Текущий опрос | Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение. | Знать отдельных представителей алканов (метан, этан, пропан, бутан), их физические и химические свойства, определения гомологов, гомологического ряда. Уметь составлять структурные формулы алканов. | Д Модели молекул органических соединений. | § 51 с 163 в 6, 7 з 1 | |
56 | 12.04 15.04 | Непредельные углеводороды | КУ | Текущий опрос. Упражнения и задания к § 52 | Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды. | Знать структурную формулу этилена, его физические и химические свойства, качественные реакции на непредельные углеводороды. Уметь составлять структурные формулы гомологов этилена. | Д Качественные реакции на этилен. | § 52 с 156-157 с 163 в 8-10 з 2 | |
57 | 15.04 18.04 | Природные источники углеводородов. | КУ | Текущий опрос. Упражнения и задания к § 54 | Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения. | Знать важнейшие природные источники углеводородов: природный газ и нефть. Уметь составлять уравнения реакций получения органических веществ из природных источников углеводородов. | Д Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки. | § 54 с 163 в 14-17 | |
58 | 19.04 22.04 | Решение расчетных задач на определение формулы | с/р | Самостоятельная работа. | РРЗ Определение формулы по массовым долям элементов | ||||
59 | 22.04 25.04 | Спирты | КУ | Текущий опрос. Упражнения и задания к § 55 | Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение. Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение. | Знать определение спиртов, общую формулу спиртов, физиологическое действие метанола и этанола на организм. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства спиртов. Знать определение многоатомных спиртов, их применение. Уметь записывать структурные формулы этиленгликоля и глицерина. | § 55 | ||
60 | 26.04 29.04 | Карбоновые кислоты | УИНЗ | Текущий опрос. Упражнения и задания к § 56 | Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение. Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота. | Знать формулы муравьиной и уксусной кислот. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих общие свойства кислот, на примере муравьиной и уксусной кислот. Знать формулы пальмитиновой и стеариновой кислот. | § 56 | ||
61 | 29.04 02.05 | Жиры. Углеводы. Белки. | КУ | Текущий опрос. | Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров. Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья. Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о ферментах и гормонах. | Знать состав, физические свойства, применение и биологическую роль жиров, углеводов, белков. | Д Качественные реакции на белки. | ||
62 | 03.05 06.05 | Полимеры | КУ | Тематический опрос. | Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров. | Д Образцы изделий из полиэтилена | |||
Тема 7 | Химия и жизнь | 5 часов | |||||||
63 | 06.05 09.05 | Химия и человек | КУ | Текущий опрос. Проектная работа. | Химия и здоровье. Лекарства. | Лабораторный опыт 11 Знакомство с образцами лекарственных препаратов | |||
Химия и здоровье | |||||||||
64 | 10.05 13.05 | Химия и пища | КУ | Текущий опрос | |||||
65- 66 | 13.05 16.05 17.05 20.05 | Химия и окружающая среда | КУ | Проектная работа | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | ||||
67 | 20.05 23.05 | Химия в повседневной жизни | КУ | Итоги курса химии 9 класса. | Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. | Лабораторный опыт 12 Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены. | |||
68 | 24.05 | Итоговый урок | КУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...