Урок химии в 8 классе по теме: Оксиды, классификация, химические свойства.
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему
урок химии в 8 классе по теме: Оксиды, классификация, химические свойства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8klass_oksidy_himicheskie_svoystva.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 8 классе.
Учитель химии Пушкарёва Галина Андреевна
Тема: Оксиды, классификация, химические свойства.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
1) Образовательные – сформировать понятие об оксидах; на примере оксидов закрепить знания о химической номенклатуре для бинарных соединений; изучить физические свойства и классификацию оксидов; рассмотреть значение оксидов в природе и жизни человека; познакомить учащихся с основными способами получения оксидов.
2) Развивающие – продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при работе с различными источниками информации; формировать умения сравнивать, выявлять общие и существенные признаки веществ, делать выводы; повысить мотивационную активность путем интеграции учебных предметов.
3) Воспитательные – продолжить формирование у учащихся грамотной речи при ответах и представлении учебных презентаций; воспитывать ответственность за результаты работы; формировать коммуникативные качества обучающихся при организации работы в парах; формировать самостоятельность, познавательный интерес, ценностное отношение к химии как науке и учебному предмету; прививать любовь к родному краю и к окружающей среде.
Задачи урока:
1) Изучить основные правила химической номенклатуры оксидов и научиться давать им названия.
2) Познакомить учащихся с классификацией оксидов на основании их физических и химических свойств.
3)Сформировать понятия «кислотный оксид», «основный оксид», «солеобразующий оксид», «несолеобразующий оксид».
4) Актуализировать знания учащихся о реакции горения при рассмотрении основных способов получения оксидов.
5) Расширить кругозор учащихся о значении оксидов в природе и деятельности человека.
Методы: словесно-наглядный (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации по теме урока); частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, выполнение заданий в листах успеха, заполнение таблиц и схем); контроль знаний.
План урока:
1. Понятие об оксидах.
2. Номенклатура оксидов.
3. Классификация оксидов по химическим свойствам.
6. химические свойства оксидов.
7. Закрепление изученного материала.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Садитесь. Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.
-Я бы хотела начать наш урок с загадок
1. Она и дождь, и град, и снег,
Туман и гололед.
Носитель благ, предвестник бед,
И радуга, и лед.
Что это за оксид? (ВОДА)
2. Меня дает огонь в печи,
И пламя маленькой свечи,
И стоит только сделать вдох,
Чтоб я на свет явиться смог. ( УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ, СО2)
Скажите к каким классам химических веществ относятся углекислый газ и вода? (оксиды)
Еще одна загадка:
Их получают путем горения
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один - кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед.
Какие это вещества? (ОКСИДЫ)
Давайте теперь подумаем, о чём мы будем говорить на уроке?
Ученик: об оксидах
Учитель: я немного конкретизирую тему. Откройте тетради и запишите тему:
Оксиды, способы получения, классификация.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии
Давайте вспомним что такое оксиды? (это сложные вещества, состоящие из двух элементов одним из которых является кислород в степени окисления -2)
как строится название оксидов: сначала слово оксид, далее называется элемент, который соединен с кислородом и указывается его валентность.
давайте вспомним классификацию оксидов.
- На какие 2 группы делятся оксиды? ( Солеобразующие и несолеобразующие ).
-А солеобразующие оксиды в свою очередь делятся на какие группы? ( Основные, кислотные).
Я буду показывать карточки, а вы будете называть оксид и группу, к которой он относится.
( Работа с карточками).
- Молодцы! Мы вспомнили номенклатуру и классификацию оксидов.
-А сейчас выполните следующее задание:
С какими из веществ будут реагировать представленные оксиды:
Оксиды Вещества
1.Н2О А Са(ОН)2
2.СО2 Б HCl
3.СuO B Ca
Г H2SO4
Ключ : 1-В 2- А 3-БГ
3. Выявление места и причин затруднения
-Вы справились с заданием ? Да. Частично.
- С какой частью работы вы легко справились? ( С той, что касается воды.)
- Где возникли затруднения? ( Не знаем точно, с какими из веществ будут реагировать оксид углерода (IV) и оксид меди (II). Что необходимо для выполнения задания? (Необходимо знать химические свойства оксидов)
4. изучение нового материала.
1.Изучение химических свойств основных оксидов (О.О.):
а) взаимодействие основных оксидов (О.О.) с кислотами, образуется соль и вода
Na2O + 2HCl = 2NaCl + H2O
б) взаимодействие основных оксидов(О.О.) с водой образуется гидроксид
Na2O + H2O = 2NaOH
в) взаимодействие основных оксидов (О.О.) с кислотными оксидами (К.О.) образуется соль
Na2O + CO2 = Na2CO3
Физминутка
2. Изучить химические свойства кислотных оксидов (К.О.)
а) взаимодействие кислотных оксидов (К.О.) с основаниями образуется соль и вода
P2O5 + 6NaOH = 2Na3PO4 + 3H2O
б) взаимодействие кислотных оксидов(К.О.) с водой образуется кислота
P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
в) взаимодействие кислотных оксидов (К.О.) с основными оксидами (О.О) образуется соль
P2O5 + 3Na2O = 2Na3PO4
г) вытеснение менее летучими кислотными оксидами более летучих из их солей
SO3 + Na2CO3 = Na2SO4 + CO2
Предлагаю работу в группах. Учащиеся с помощью учебника выполняют, полученные задания:
-1 группа:
Допишите уравнения реакций взаимодействия основных оксидов с кислотами : МgO+ Н2SO4=
-2 группа:
Допишите уравнения реакций взаимодействия активных основных оксидов с водой: CaO+H2O=
-3группа:
Допишите уравнения реакций взаимодействия кислотных оксидов c растворимыми основаниями:
SO3+NaOH=
-4группа:
Допишите уравнения реакций взаимодействия кислотных оксидов с водой:
СО2+Н2О=
-5группа:
Допишите уравнения реакций взаимодействия кислотных оксидов с основными оксидами:
BaO+CO2=
-6 группа: Допишите уравнения реакций вытеснения более летучих кислотных оксидов из их солей менее летучими
ВаСО3+SiO2=
(На выполнение заданий в группе отводится 3 минуты, далее представитель группы выходит и записывает на доску выполненное задание, остальные ребята переписывают уравнение реакции в тетрадь, таким образом, все химические свойства оксидов появляются в тетради у каждого ученика).
Для того, чтобы проверить как вы усвоили новую тему, я предлагаю вам ребята выполнить самостоятельную работу.
5. Самостоятельная работа
Вариант №1
1.Формула основного оксида : А) Na2O Б)CO2 В)SO3
2. Какой из кислотных оксидов не взаимодействует с водой А)SO2 Б)CO2 В)SiO2
3. Допишите уравнение реакции ВаО +Н2О
4. Допишите уравнение реакции: СаО+СО2
Вариант №2
1.Формула кислотного оксида : А) Na2O Б)МgO В)SO3
2. Какой из основных оксидов не взаимодействует с Н2О А)Na2О Б) СаO В) Fe2O3
3. Напишите реакцию взаимодействия Н2О+ СО2
4. Допишите уравнение реакции: МgО + H2SO4
Вариант №3 ( для слабых учеников)
1.Формула кислотного оксида : А) К2O Б)SO2
2. Какой из основных оксидов не взаимодействует с Н2О А)Li2О Б) FeO
3.Допишите уравнение реакции Н2О+SO3
4. С каким из соединений будет взаимодействовать Li2O A)NaОH Б)H2SO4
6. Включение в систему знаний и повторение
Чтобы закрепить полученные знания я предлагаю вам выполнить следующее заданием
- Осуществите схему превращений:
1.Са → CaO → Ca(OH)2 2.P →P2O5 → H3PO4 3. Cu → CuO→ CuSO4
7. Рефлексия учебной деятельности
Учитель: Молодцы, вы сегодня хорошо работали. Мы все вместе узнали что-то новое, а каждый для себя совершил какое-то открытие. Поделитесь этим открытием, закончив предложения:
1)Сегодня на уроке мне удалось узнать, что……………………………
2) Мне было трудно………………………………………………………..
3) теперь я могу…………………………………………………………….
8 Домашнее задание. §45, 46 на стр. 164 выберите задание, которое вы сможете выполнить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока химии 9 класс по теме "Общие химические свойства металлов"
Разработка урока с применением ЭОР...
Урок химии в 10 классе по теме: "Строение и химические свойства глюкозы". Инструкции к проведению эксперимента.
Урок химии в 10 классе по теме: "Строение и химические свойства глюкозы". Инструкции к проведению эксперимента....
Презентация к уроку химии 11 класс по теме "Химическое равновесие"
Презентация демонстрирует влияние внешних факторов на смещение химического равновесия. Для наглядного восприятия изменения температуры, давления и концентрации использована анимация....
Урок-игра «Химическое лукошко» по теме «Урок-упражнение по теме «Кислоты. Классификация. Химические свойства с точки зрения Электролитической Диссоциации».
Данный конспект урока можно использовать при закреплении знаний учащихся по теме "Кислоты. Классификация. Химические свойства кислот". Урок проходит в игровой форме живо и очень интересно....
Лекция №10 для подготовки к ЕГЭ для 11 (профильного) класса по теме " Оксиды, получение и свойства"
Материал для подготовке к ЕГЭ для 11 (профильного) класса. Классификация, свойства и получение оксидов....
Открытый урок в 6 классе по теме:"Натуральные и химические волокна. Свойства тканей из натуральных и химических волокон."
Материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. Ведь прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из котор...
Технологическая карта урока химии 8 класса по теме «Химические уравнения» в соответствии с требованиями ФГОС
В статье транслируется опыт проектирования технологической карты урока химии 8 класса по теме "Химические уравнения", соответствующего ФГОС ООО. Технологическая карта определяет главные цели...