Урок-исследование "Углеводы"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Урок изучения нового материала очень важен для восприятия темы или даже раздела химии, поэтому наша задача: заинтересовать ученика, заставить его мыслить, искать. Это возможно, если урок будет соответствовать новым стандартам и будет построен на принципе : «Вот тебе маршрут, а идти ты по нему должен сам». Уроки – исследования очень актуальны и интересны, на них повышается самооценка обучающегося, меняется статус: из ученика он превращается в исследователя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_issledovanie_tema_uglevody.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Новотулка»
Урок - исследование по химии
Автор:
Жданова Лариса Николаевна
учитель химии I категории
20015 год
Урок - исследование « Глюкоза: химические свойства и применение»
Цели:
дидактические – обобщение и закрепление знаний о классификации углеводов, строении молекулы глюкозы. Исследовать химические свойства глюкозы.
воспитывающие – воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, общительности, коммуникабельности;
развивающие (познавательные) – развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, проявлять творческие способности, мотивировать учебную деятельность.
I Актуализация опорных знаний. подготовка к изучению нового материала
Задание 1 (экспериментальная задача) к демонстрационному столу вызывается 1 учащийся.
Докажите опытным путем с помощью предложенных реактивов, что изюм содержит глюкозу. Проведите соответствующие химические реакции, отметьте их признаки. Какое строение молекулы глюкозы доказывают проведенные реакции.
Учитель. Пока идет подготовка к ответам на поставленные вопросы, мы времени зря терять не будем, а вспомним все химические понятия, которые вы должны знать по теме «Глюкоза» и без которых невозможно изучение в дальнейшем всей темы «Углеводы». Я называю химическое понятие, а вы даете ему быстро краткую и четкую формулировку, т.е. сейчас мы проведем химическую понятийную разминку.(Змейка)
Химическая понятийная разминка (химические понятия, которые предлагались учащимся)
1) У г л е в о д ы – органические вещества, молекулы которых состоят из атомов углерода, водорода и кислорода, отвечающие общей формуле Cn(H2O)m, где n, > l 3.
2) Ф о т о с и н т е з – процесс, проходящий в хлоропластах под действием солнечного света, в результате которого из углекислого газа и воды образуются углеводы и выделяется кислород.
3) Б р о ж е н и е – расщепление моносахаридов под влиянием биологических катализаторов (ферментов, вырабатываемых микроорганизмами).
4) Г и д р и р о в а н и е – присоединение водорода.
5) В и н о г р а д н ы й с а х а р – глюкоза.
6) Ф р у к т о з а – изомер глюкозы.
7) М о н о с а х а р и д ы – углеводы, которые содержат в углерод-углеродных цепях от трех до шести атомов углерода и не способны подвергаться гидролизу.
8) Дисахариды – углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов
9.) Полисахариды – углеводы,которые гидролизуются с образованием множествамолекул моносахоридов,чащевсего глюкозы.
10)Альдегидоспирт – вещество, имеющее в своем составе , одновременно и гидроксильные , и альдегидные группы.
II. Усвоение новых знаний
Давайте более подробно разберем процессы, которые происходят при решении экспериментальной задачи. Итак, какие же реакции провел ученик, решая задачу?
Пожалуйста ,кто желает повторить и объяснить с помощью хим. уравнений?
Выходит желающий , демонстрирует качественные реакции на многоатомные спирты. Записывает уравнения реакций.
1) CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2 NaCl
Теперь добавим к полученному осадку глюкозу
2) Cu(OH)2+ 2 CH2 OH-(CHOH)4 –COH = комплексная соль алкоголят или сахарат
Мы видим , что осадок растворился и образовался раствор синего цвета. Данная реакция доказывает, что в состав глюкозы входят несколько гидроксогрупп, которые могут вступать в химические реакции.
Учитель: в то же время в глюкозе есть и альдегидные группы, поэтому мы можно проводить реакции, характерные для этого класса органических соединений.
Давайте нагреем синий раствор, полученный в первом опыте.
Вызывается желающий из учеников.
t
2Cu(OH)2+ CH2 OH-(CHOH)4 –COH = CH2 OH-(CHOH)4 –COOH + Cu2O + H2 O
Глюконовая кислота
Учитель: Кроме этого глюкоза применяется в производстве зеркал и елочных украшений. Какой тип xимических реакций лежит в основе этого производства? Проведите реакцию у себя на столе, напишите уравнение реакции.
аммиачный раствор, t
Ag2 O+ CH2 OH-(CHOH)4 –COH CH2 OH-(CHOH)4 –COOH +2 Ag
Учитель: В начале XX в. доктора уже знали, что сахар – это «белая смерть», однако очень медленная и сладкая. Те же доктора, хорошенько изучив таблицу Д.И.Менделеева, нашли несколько полноценных заменителей сахара, не отличающихся от него по вкусу, но не вызывающих диабета и разрушения зубов.
Как называется один из заменителей сахара? Вы узнаете, разгадав шараду:
Слог мой первый метлой выметают.
Слогом вторым информатик считает.
В целом скажу, дорогие друзья,
Для многих больных вместо сахара я. (сорбит)
Как же связана глюкоза с заменителем сахара?
Глюкоза может восстанавливаться в соответствующий спирт сорбит.
CH2 OH-(CHOH)4 –COH + H2 Ni CH2 OH-(CHOH)4 –CH2 OH
сорбит
А сейчас перейдем к специфическим свойствам глюкозы. Это спиртовое, молочнокислое и маслянокислое брожение.
Брожение – это процесс расщепления молекулы глюкозы под действием ферментов и микроорганизмов на молекулы с меньшей молекулярной массой.
Послушайте задание: Полученное при брожении глюкозы соединение С3Н6О3 в реакции с натрием образует соединение состава С3Н4Na2О3, c карбонатом кальция – С6Н10СаО6. Назовите это соединение и напишите уравнения соответствующих реакций. Ученики решают задачу.
Ответ.
Да, вы правы, это пример молочнокислого брожения. Давайте испытаем индикаторами рН среды молочнокислых продуктов и сливочного масла.
При спиртовом брожении образуется этанол
C6 H12 O6 дрожжи C2 H5 OH +CO2
Из курса биологии вы знаете, что глюкоза является своеобразным аккумулятором солнечной энергии. Поразмышляйте, что происходит с глюкозой в организме человека?
Ответ: C6 H12 O6 + 6О2 6СО2 + 6Н2О + Q
Изучите текст учебника на стр 205,о применении глюкозы и составьте схему в тетради.
III . Подведение итогов урока
Анализ урока, необходимо дать оценку достижения цели, знаний учащихся.
IV. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Учебник стр203 – 205,упр9 -11; подготовить сообщение «Углеводы : биологическое значение и применение человеком»
Литература:
- О.С.Габриелян «Химия. 10 класс»;
- О.С. Габриелян «Настольная книга учителя. Химия 10 класс»
- О.Боброва «Моносахариды. Глюкоза»
- Г.И.Штремплер «Химия на досуге»