Урок-исследование "Углеводы"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Жданова Лариса Николаевна

Урок изучения нового материала очень важен для восприятия темы или даже раздела химии, поэтому наша задача: заинтересовать ученика, заставить его мыслить, искать. Это возможно, если урок будет соответствовать новым стандартам  и будет построен на принципе : «Вот тебе маршрут, а идти ты по нему должен сам». Уроки – исследования очень актуальны и интересны, на них повышается самооценка обучающегося, меняется статус: из ученика он превращается в исследователя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_issledovanie_tema_uglevody.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа с.Новотулка»

        

Урок - исследование по химии

        Автор:

Жданова Лариса Николаевна

учитель химии I категории

        

20015 год

Урок  - исследование « Глюкоза: химические свойства и применение»

Цели: 

дидактические – обобщение и закрепление знаний о классификации углеводов, строении молекулы глюкозы. Исследовать химические свойства глюкозы.

воспитывающие – воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, общительности, коммуникабельности;

развивающие (познавательные) – развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, проявлять творческие способности, мотивировать учебную деятельность.

 

I Актуализация опорных знаний. подготовка к изучению нового материала

Задание 1 (экспериментальная задача) к демонстрационному столу вызывается 1 учащийся.

Докажите опытным путем с помощью предложенных реактивов, что изюм содержит глюкозу. Проведите соответствующие химические реакции, отметьте их признаки. Какое строение молекулы глюкозы доказывают проведенные реакции.

Учитель. Пока идет подготовка к ответам на поставленные вопросы, мы времени зря терять не будем, а вспомним все химические понятия, которые вы должны знать по теме «Глюкоза» и без которых невозможно изучение в дальнейшем всей темы «Углеводы». Я называю химическое понятие, а вы даете ему быстро краткую и четкую формулировку, т.е. сейчас мы проведем химическую понятийную разминку.(Змейка)

Химическая понятийная разминка (химические понятия, которые предлагались учащимся)

1) У г л е в о д ы – органические вещества, молекулы которых состоят из атомов углерода, водорода и кислорода, отвечающие общей формуле  Cn(H2O)m, где n, > l 3.

2) Ф о т о с и н т е з – процесс, проходящий в хлоропластах под действием солнечного света, в результате которого из углекислого газа и воды образуются углеводы и выделяется кислород.

3) Б р о ж е н и е – расщепление моносахаридов под влиянием биологических катализаторов (ферментов, вырабатываемых микроорганизмами).

4) Г и д р и р о в а н и е – присоединение водорода.

5) В и н о г р а д н ы й с а х а р – глюкоза.

6) Ф р у к т о з а – изомер глюкозы.

7) М о н о с а х а р и д ы – углеводы, которые содержат в углерод-углеродных цепях от трех до шести атомов углерода и не способны подвергаться гидролизу.

8) Дисахариды – углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов

9.) Полисахариды – углеводы,которые гидролизуются с образованием множествамолекул моносахоридов,чащевсего глюкозы.

10)Альдегидоспирт – вещество, имеющее в своем составе , одновременно и гидроксильные , и альдегидные группы.

II. Усвоение новых знаний

Давайте более подробно разберем процессы, которые происходят при решении экспериментальной задачи. Итак, какие же реакции провел ученик, решая задачу?

Пожалуйста ,кто желает повторить и объяснить с помощью хим. уравнений?

Выходит желающий , демонстрирует качественные реакции на многоатомные спирты. Записывает  уравнения реакций.

1)  CuCl2  + 2NaOH = Cu(OH)2     + 2 NaCl

 Теперь добавим к полученному осадку глюкозу

                                                   

2) Cu(OH)2+  2 CH2 OH-(CHOH)4 –COH     =  комплексная соль алкоголят или сахарат

                                               

Мы видим , что осадок растворился и  образовался раствор синего цвета. Данная реакция доказывает, что в состав глюкозы входят несколько гидроксогрупп, которые могут вступать в химические  реакции.

 

 Учитель: в то же время в глюкозе есть и альдегидные группы, поэтому мы можно проводить реакции, характерные для этого класса органических соединений.

Давайте нагреем синий раствор, полученный в первом опыте.

Вызывается желающий из учеников.

                                                              t

2Cu(OH)2+ CH2 OH-(CHOH)4 –COH = CH2 OH-(CHOH)4 –COOH + Cu2O  + H2 O

                                                                     Глюконовая кислота

Учитель: Кроме этого глюкоза применяется в производстве зеркал и елочных украшений. Какой тип xимических реакций лежит в основе этого производства? Проведите реакцию у себя на столе, напишите уравнение реакции.

                                                                        аммиачный раствор, t

Ag2 O+ CH2 OH-(CHOH)4 –COH             CH2 OH-(CHOH)4 –COOH +2 Ag

Учитель: В начале XX в. доктора уже знали, что сахар – это «белая смерть», однако очень медленная и сладкая. Те же доктора, хорошенько изучив таблицу Д.И.Менделеева, нашли несколько полноценных заменителей сахара, не отличающихся от него по вкусу, но не вызывающих диабета и разрушения зубов.

Как называется один из заменителей сахара? Вы узнаете, разгадав шараду:

Слог мой первый метлой выметают.

Слогом вторым информатик считает.

В целом скажу, дорогие друзья,

    Для многих больных вместо сахара я.            (сорбит)

        Как же связана глюкоза с заменителем сахара?

 Глюкоза может восстанавливаться в соответствующий спирт сорбит.

CH2 OH-(CHOH)4 –COH + H2    Ni        CH2 OH-(CHOH)4 –CH2 OH

        сорбит

         А сейчас перейдем к специфическим свойствам глюкозы. Это спиртовое, молочнокислое и маслянокислое брожение.

Брожение – это процесс расщепления молекулы глюкозы под действием ферментов и  микроорганизмов на молекулы с меньшей молекулярной массой.

Послушайте задание: Полученное при брожении глюкозы соединение С3Н6О3 в реакции с натрием образует соединение состава С3Н4Na2О3, c карбонатом кальция – С6Н10СаО6. Назовите это соединение и напишите уравнения соответствующих реакций. Ученики решают задачу.

Ответ.

Да, вы правы, это пример молочнокислого брожения. Давайте испытаем индикаторами рН среды молочнокислых продуктов и сливочного масла.

При спиртовом брожении образуется этанол

C6 H12 O6    дрожжи            C2 H5 OH +CO2

Из курса биологии вы знаете, что глюкоза  является своеобразным аккумулятором солнечной энергии. Поразмышляйте, что происходит с глюкозой в организме человека?

Ответ: C6 H12 O6    + 6О2         6СО2 + 6Н2О + Q

 Изучите текст учебника на стр 205,о применении глюкозы и составьте схему в тетради.

III . Подведение итогов урока

Анализ урока, необходимо дать оценку достижения цели, знаний учащихся.

IV. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Учебник стр203 – 205,упр9 -11; подготовить сообщение «Углеводы : биологическое значение и применение человеком»

Литература:

  1. О.С.Габриелян «Химия. 10 класс»;
  2. О.С. Габриелян «Настольная книга учителя. Химия 10 класс»
  3. О.Боброва «Моносахариды. Глюкоза»
  4. Г.И.Штремплер «Химия на досуге»