Контрольная работа по химии по теме "Металлы" для учащихся 9 класса по программе ОСГабриеляна
тест по химии (9 класс) на тему
Контрольная работа (в форме теста) по теме "Металлы" , два варианта, спецификация, ответы, работа на 45 минут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
контрольный тест по химии | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №58
г. Иваново
Контрольно – измерительные материалы по химии
2014 – 2015 учебный год
Контрольная работа по химии для 9 класса
тема «Металлы»
(тестовая работа в 2-х вариантах)
(базовый курс, учебник – Габриелян О.С.)
Составила: Тихомирова И.П.
Характеристика заданий, используемых в контрольной работе контрольной работы по теме: «Металлы» для 9 класса по химии.
В работу включены задания, ориентированные на проверку усвоения элементов содержания четырех блоков учебного материала: «Вещество», «Химическая реакция», «Элементарные основы неорганической химии», «Познание и применение веществ и химических реакций». С учетом объема, который занимает каждый из блоков в изученных разделах курса химии, распределение заданий в работе следующее: «Вещество» - 5 заданий (42%), «Химическая реакция» - 3 (25%), «Элементарные основы неорганической химии» - 2 (17%), «Познание и применение веществ и химических реакций» - 2 (17%).
Рекомендации по оцениванию заданий и работы в целом
Верное выполнение каждого задания части 1 работы и первого задания части 2, т.е. заданий с выбором ответа, оцениваются одним баллом.
Задание с выбором ответа считается выполненным, если учащимся указан код правильного ответа. Максимальная оценка за верное выполнение заданий с кратким ответом два балла. Задание с кратким ответом на соответствие или на множественный выбор считается выполненным верно, если из пяти предлагаемых ответов учащийся выбирает два правильных. В других случаях (выбран один правильный ответ; среди двух выбранных ответов один неправильный; выбрано более двух ответов, среди которых один правильный) выполнение задания оценивается одним баллом. Если же среди выбранных ответов нет ни одного правильного, задание считается невыполненным. Учащийся получает 0 баллов. Задание с кратким ответом в форме расчетной задачи считается выполненным верно, если в ответе учащегося указана правильная последовательность цифр (число).
Задание с развернутым ответом предусматривает проверку усвоения трех элементов содержания. Наличие в ответе каждого из этих элементов оценивается одним баллом (3-0 баллов).
Оценка работы по пятибалльной шкале определяется на основе суммарного числа баллов, полученных за выполнение задания: «5» - 13-15 баллов, «4» - 10-12 баллов, «3» - 7-9, «2» - 1-6.
Рекомендации по организации и проведению контрольной работы по химии
Время выполнения работы. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет для каждого задания:
- части 1 – 2 мин;
- части 2 – до 5 мин;
- части 3 – до 10 мин.
Общая продолжительность работы составляет 40 мин.
На время выполнения работы в пользование каждому учащемуся должны быть предоставлены:
- таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»;
- таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»;
- таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов»;
- калькулятор.
Учащимся должна быть сообщена необходимая информация о структуре работы, особенностях выполнения заданий, различных по содержанию и форме записи ответа.
Примерный план контрольной работы по теме: «Металлы» для 9 класса по химии.
Номер задания в работе | № блока | Проверяемые элементы содержания | Тип задания | Оценка задания в баллах |
Часть 1 | ||||
Содержательная линия «Вещество» | ||||
1 | I | Простые и сложные вещества | ВО | 1 |
2 | I | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы | ВО | 1 |
3 | I | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых двадцати элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Физический смысл порядкового номера химического элемента в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева | ВО | 1 |
4 | I | Типы кристаллических решеток: атомная, молекулярная, ионная и металлическая | ВО | 1 |
Содержательная линия «Химическая реакция» | ||||
5 | I | Классификация химических реакций по различным признакам. Химические уравнения | ВО | 1 |
6 | I | Свойства ионов. Качественные реакции на катионы. | ВО | 1 |
Содержательная линия «Элементарные основы неорганической химии» | ||||
7 | I | Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов | ВО | 1 |
8 | I | Взаимосвязь неорганических веществ различных классов | ВО | 1 |
Содержательная линия «Познание и применение веществ и химических реакций» | ||||
Часть 2 | ||||
Содержательна линия «Вещество» | ||||
9 | II | Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе | ВО | 1 |
Содержательная линия «Химическая реакция» | ||||
10 | II | Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие | КО | 2 |
Содержательная линия «Познание и применение веществ и химических реакций» | ||||
11 | II | Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы, количества вещества и объема одного из веществ, участвующих в реакции | КО | 1 |
Часть 3 | ||||
Содержательная линия «Познание и применение веществ и химических реакций» | ||||
12 | III | Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов, взятого в избытке | РО | 3 |
Итого баллов | 15 | |||
Всего заданий ВО - 9, КО - 2, РО - 1 |
Обозначения типов заданий: ВО - с выбором ответа, КО - с кратким ответом, РО - с развернутым ответом.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение контрольной работы по химии отводится 40 минут.
Работа состоит из трех частей и включает 12 заданий. Часть 1 содержит 8 заданий (1-8). К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 включает 3 задания (9-11). К одному из них (9) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. На задание 10 нужно записать ответ в виде последовательности букв, а на задание 11 - в виде числа.
Часть 3 содержит 1 наиболее сложное задания (12), на которые следует дать полный (развернутый) ответ.
Ориентировочное время на выполнение заданий части 1 составляет 15 мин, части 2 - 15 мин, части 3 - 10 мин.
Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов.
Задание, которое не удается выполнить сразу, можно в целях экономии времени пропустить и перейти к следующему. К пропущенному заданию вы можете вернуться снова, если останется время.
Выполнение различных по сложности заданий оценивается 1, 2 или 3 баллами. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Контрольная работа №2 по теме: «Металлы».
1 вариант
При выполнении заданий этой части работы обведите кружочком тот вариант ответа, который вы выбрали как правильный.
- О железе как о простом веществе говорится в предложении
- железо входит в состав гемоглобина
- яблоки содержат железо
- алюминий вытесняет железо из растворов его солей
- железо входит в состав железной окалины
- Количество электронов на внешнем уровне атома алюминия равно
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
- Ион, в составе которого 20 протонов и 18 электронов имеет заряд
1) 2- 2) 4+ 3) 3+ 4) 2+
- Металлическую кристаллическую решетку имеет
1) йод 2) медь
3) поваренная соль 4) кремний
- Реакция взаимодействия цинка с соляной кислотой относится к реакциям
- окислительно-восстановительным, обмена
- обратимым, замещения
- окислительно-восстановительным, замещения
- необратимым, обмена
6. Ионы серебра Аg+ можно обнаружить в растворе с помощью
1) нитрата серебра 2) соляной кислоты 3) гидроксида натрия 4) лакмуса
- Алюминий вступает во взаимодействие с
- нитратом бария
- сульфатом меди (II)
- хлоридом калия
- сульфатом кальция
- Схеме превращений веществ
металл→ основный оксид→ соль→ металл
соответствуют левые части уравнений химических реакций под номерами
а) СuО + НСl→ б) Сu + О2 → в) CuO + H2→ г) CuCl2 + Fe →
1) а, б, в 2) б, в, г 3) а, в, г 4) б, а, г
При выполнений задания 9 обведите тот вариант ответа, который вы выбрали как правильный.
- Металлические свойства ярче выражены у
1) калия 2) бериллия 3) бария 4) кальция
При выполнении задания 10 запишите в алфавитном порядке буквы, соответствующие выбранному вами ответу.
- В системе Fe2O3(T) + 3CO(Г) ↔ 2Fe(T) + 3CO2(Г)+ Q на смещение химического равновесия в сторону продуктов реакции не влияет
А) понижение температуры
Б) уменьшение концентрации CO2
В) повышение давления
Г) увеличение концентрации CO2
Д) катализатор
- При взаимодействии цинка массой 13 г с кислородом образовалось________ г оксида. (запишите в ответе число с точностью до целых)
- Смесь медных и алюминиевых стружек массой 5 г обработали разбавленной серной кислотой, взятой в избытке. При этом выделилось 3 л (н.у.) водорода. Какова массовая доля металлов в исходной смеси?
Контрольная работа №2 по теме: «Металлы».
2 вариант
При выполнении заданий этой части работы обведите кружочком тот вариант ответа, который вы выбрали как правильный.
- К сложным веществам относится каждое из веществ группы
- серная кислота, хлорид натрия, спирт, озон
- кремний, фосфор, сера, железная окалина
- соляная кислота, гидроксид натрия, оксид фосфора, мел
- вода, алмаз, железо, графит
- Щелочью является гидроксид элемента, который в ПСХЭ находится
1) в 3-м периоде, IIIА группе 2) в 4-м периоде, IА группе
3) во 2-м периоде, IIА группе 4) в 3-м периоде IIА группе
- В атоме брома число электронных слоев и число электронов внешнего слоя соответственно равны
1) 4, 5 2) 3, 7 3) 4, 7 4) 4, 6
- Самым пластичным является вещество, у которого кристаллическая решетка
1) молекулярная 2) ионная
3) атомная 4) металлическая
- К окислительно-восстановительным не относится реакция, уравнение которой
- CuCl2 + Fe = FeCl2 + Cu
- CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
- 2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2↑
- 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2↑
- Реактивом на катион Ва2+ является раствор
1) гидроксида натрия 2) соляной кислоты 3) нитрата серебра 4) серной кислоты
- Гидроксид цинка взаимодействует с каждым из двух веществ:
- с нитратом бария и соляной кислотой
- с соляной кислотой и гидроксидом натрия
- хлоридом калия и гидроксидом калия
- с магнием и азотной кислотой
- С помощью соляной кислоты можно осуществить превращение
1) Сu → CuCl2 2) Fe → FeCl3 в) Na2SO4 → NaСl г) Fe → FeCl2
Часть 2
При выполнений задания 9 обведите тот вариант ответа, который вы выбрали как правильный.
- Металлические свойства усиливаются в ряду элементов
1) B → Be → Li 2) O → N → C 3) As → P → N 4) Se → S → O
При выполнении задания 10 запишите в алфавитном порядке буквы, соответствующие выбранному вами ответу.
- Необратимые химические реакции возможны между веществами
А) хлорид железа(II) и нитрат кальция
Б) цинк и серная кислота
В) оксид меди (II) и азотная кислота
Г) гидроксид бария и хлорид калия
Д) медь и сульфат железа (II)
- При восстановлении 0,5 моль оксида меди (II) водородом образуется ________ г меди и вода. (в ответе число с точностью до целых).
- Какой объем водорода выделится при взаимодействии 30 г технического кальция, содержащего 10% примесей и воды
Ответы и решения
№ вар. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
I | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 1 | В, Д | 16,2 |
II | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 1 | Б, В | 32 |
Задания с развернутым ответом
1вариант. Смесь медных и алюминиевых стружек массой 5 г обработали разбавленной серной кислотой, взятой в избытке. При этом выделилось 3 л (н.у.) водорода. Какова массовая доля металлов в исходной смеси?
Элементы ответа:
1. Составлено уравнение химической реакции:
2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2↑
- Рассчитана масса алюминия:
m(Al)= 54∙3/ 67,2 = 2,41(г)
- Определена массовая доля металлов в исходной смеси:
ω (Al)= 2,41/5 ∙ 100%= 48,2%
ω (Сu)= 51,8%
2 вариант. Какой объем водорода выделится при взаимодействии 30 г технического кальция, содержащего 10% примесей и воды?
Элементы ответа:
1. Составлено уравнение химической реакции:
Са + 2Н2О = Са(ОН)2 + Н2↑
2. Определена масса кальция в техническом образце.
3.Рассчитан объем водорода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки итоговых контрольных работ по химии для 9-11 классов
Итоговые контрольные работы по химии для 9-11 классов...
Контрольная работа по химии , 1 полугодие 8 класс.
Назначение проверочной работы - оценить уровень подготовки по химии обучающихся 8 класса общеобразовательного учреждения с целью определения уровня обученности. Проверочная работавыстроен...
Контрольная работа по химии "Решение задач" 9 класс
Контрольная работа на 2 варианта. Задачи представлены по химическому уравнению реакции с использванием понятия "массовая доля вещества в растворе". Такого типа задачи предлагают на экзамене по химии в...
Итоговая контрольная работа по химии за курс 10 класса по программе Новошинского И.И. и Новошинской Н.С..
Данная контрольная работа разработана в соответствии с содержанием УМК Химия 10 класс авторов Новошинского И.И. и Новошинской Н.С., базовый уровень для непрофильных классов. Контрольная работа с...
Итоговая контрольная работа по химии за курс 8 класса
Приведены демонстрационный и контрольные варианты заданий....
Авторские контрольные работы по химии для 9-го класса
Представлена авторская разработка контрольных работ по химии для 9-го класса в соответствии с программой по химии для основной общеобразовательной школы О. С. Габриеляна по ФГОС. В контрольной р...
Контрольная работа по химии на тему: "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)
Контрольная работа по химии на тему: "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)...