Блок кейсов по теме" Генетическая связь"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Кейсы для уроков по теме "Генетическая связь неорганических веществ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blok_keysov_po_teme_geneticheskaya_svyaz.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Блок кейсов по теме "Генетическая связь между основными классами неорганичексих соединений".
Кейс №1
Одним из наиболее распространённых в природе веществ является вода. Без воды невозможна жизнь на Земле. Наша планета названа голубой потому, что две третьих её поверхности занимает вода. Организм человека примерно на 65% - 75% состоит из воды. Нормальная жизнедеятельность любого живого организма невозможна без пресной воды. Для хозяйственной деятельности человек также использует только пресную воду. На пресную воду приходится 2,6% от её общего содержания, да и то основная часть пресной воды сосредоточена только в виде льда, полярных шапок Северного и Южного полюсов и недоступна для потребления. Доля жидкой воды, доступной для использования, составляет всего 0,014% от общих запасов воды.
– Что является источником пресной воды?
– Каков качественный и количественный состав молекул воды?
– Почему в природе нет чистой воды?
– В каких агрегатных состояниях встречается вода в природе?
– Какими физическими свойствами обладает вода?
– Каковы основные источники загрязнения воды?
– Каковы методы очистки воды?
– Каковы способы получения чистой воды в лаборатории, в промышленности?
– При каких условиях протекают химические реакции получения воды в лаборатории, в промышленности?
– Почему вода является универсальным растворителем?
– С какими веществами может взаимодействовать вода? Какие вещества при этом образуются? Напишите уравнения возможных реакций и назовите полученные вещества.
Кейс №2
Во вселенной самым распространённым элементом является водород. На его долю приходится около 75% от всей массы Вселенной, или свыше 90% всех её атомов. На Земле водород в свободном состоянии практически не встречается, он образует с углеродом все органические вещества, т.е. входит в состав живой оболочки Земли – биосферы. В земной коре – литосфере – массовое содержание водорода составляет всего лишь 0,88% от всей её массы, т.е. он занимает девятое место среди всех химических элементов. Но по числу атомов, приходящихся на долю водорода, ему принадлежит почётное третье место. Только в высших слоях атмосферы содержится молекулярный водород в свободном состоянии; его содержание составляет меньше миллионной части общего объёма воздушной оболочки Земли.
– На основании положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева охарактеризовать строение атома водорода.
– Какие изотопы водорода вам известны?
– Охарактеризуйте физические свойства водорода.
– С какими веществами может взаимодействовать водород? Напишите уравнения возможных реакций и назовите продукты реакций.
– Какие степени окисления проявляет водород при взаимодействии с металлами, с неметаллами?
– Почему водород практически не встречается на Земле в свободном состоянии?
– Почему водород назвали водородом?
Кейс №3
В 1825 году был получен металл, который ценился дороже золота. Погремушка сыны Наполеона III была изготовлена из этого металла, а самый богатый королевский двор Европы имел столовые приборы, изготовленные из этого металла. По распространённости в природе он занимает четвёртое место среди всех элементов и первое среди металлов(8,8% от массы земной коры). Он стал вторым по значению металлом XX века после железа. Кстати, по объёму производства он занимает второе место в мире после выплавки чугуна и стали. Он входит в состав различных пиротехнических смесей.
– О каком металле идёт речь?
– Каково положение этого металла в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
– Каково строение атома этого металла?
– Какими физическими свойствами он обладает?
– В какие химические реакции вступает это вещество и какие вещества при этом образуются? Напишите уравнения возможных реакций и назовите продукты реакций.
– Почему при обычных условиях изделия из этого металла устойчивы к воздействию факторов окружающей среды?
– Почему до конца XIX века этот металл был на вес золота?
– На каких свойствах этого металла основано его применение в народном хозяйстве?
– Почему посуду из этого металла называют посудой бедняков?
Кейс №4
Серовато – белый порошок энергично взаимодействует с водой с выделением большого количества тепла и называется негашеной известью. Это вещество находит широкое применение в строительстве, химической промышленности, сельском хозяйстве, металлургии, водоочистке.
– Назовите это вещество.
– К какому классу соединений относится данное вещество?
– Каков качественный и количественный состав этого вещества?
– Какие вещества образуются при взаимодействии негашеной извести с кислотными оксидами, с кислотами? Запишите уравнения возможных реакций и назовите продукты реакций.
– Что образуется при взаимодействии негашеной извести с водой? Составьте уравнение реакции.
– Почему эту реакцию называют гашением?
Кейс №5
Едкий натр, каустическая сода, гидроксид натрия. Это всё названия одного и того же вещества. Это бесцветные кристаллы находящие широкое применение в химической, текстильной, мыловаренной и многих других отраслях промышленности. Оно гигроскопично, хорошо растворяется в воде с выделением большого количества теплоты, при попадании на кожу вызывает сильные ожоги, особенно опасно при попадании в глаза.
– Какова формула этого вещества?
– К какому классу соединений оно относится?
– Почему его называют гидроксидом?
– Почему гидроксид натрия называется щелочью, едким натром?
– Как и почему изменяет окраску индикаторов водный раствор этого вещества?
– Какие типы реакций характерны гидроксиду натрия?
– Что является продуктами реакций взаимодействия гидроксида натрия с кислотными оксидами, кислотами? Запишите уравнения возможных реакций и назовите продукты реакций.
– С какими ещё веществами взаимодействует гидроксид натрия? Приведите примеры.
– Какие ещё гидроксиды существуют? Почему их так называют?
Кейс №6
Соляная кислота (раствор хлористого водорода в воде) применяется в гидрометаллургии и гальванопластике, для очистки поверхности металлов при паянии и лужении, для получения хлоридов различных металлов. Составная часть желудочного сока: разведённую соляную кислоту назначают внутрь главным образом при заболеваниях, связанных с недостаточной кислотностью желудочного сока.
– Химическое название соляной кислоты?
– Какой класс соединений называют кислотами?
– На какие группы делятся кислоты?
– С какими веществами взаимодействуют кислоты?
– Какие типы реакций характерны кислотам?
– С какими металлами взаимодействуют кислоты?
– Что является продуктами взаимодействия кислот с металлами, основными оксидами, основаниями? Запишите уравнения возможных реакций и назовите продукты реакций.
Кейс №7
На Земле живут три брата
Из семейства Карбонатов
Старший брат – красавец МРАМОР,
Славен именем Карары,
Превосходный зодчий. Он
Строил Рим и Парфенон.
Всем известен ИЗВЕСТНЯК,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом,
Возводя за домом дом.
И способен, и умел
Младший мягкий братец МЕЛ.
Как рисует, посмотри,
Этот СаСО3!
Любят братцы порезвиться,
В жаркой печке прокалиться.
СаО да СО2 образуется тогда.
Это углекислый газ,
Каждый с ним знаком из вас,
Выдыхаем мы его.
Ну а это СаО –
Жарко обожженная ИЗВЕСТЬ НЕГАШЕНАЯ.
Добавляя к ней воды,
Тщательно мешая,
Чтобы не было беды,
Руки защищаем.
Круто замешенная ИЗВЕСТЬ, но ГАШЕНАЯ!
Известковым молоком
Стены белятся легко.
Светлый дом повеселел,
Превратив известку в мел.
Фокус – покус для народа:
Стоит лишь подуть сквозь воду,
Как она легко – легко
Превратится в молоко!
А теперь довольно ловко
Получаю газировку:
Молоко плюс уксус. Ай!
Льётся пена через край!
Все в заботах, все в работе
От зари и до зари –
Эти братья Карбонаты,
Эти СаСО3!
(Е.С.Ножко, А.П.Сугатов,
учителя средней школы г.
Белогорск, Республика Крым)
– К какому классу соединений относятся карбонаты?
– Как складываются названия солей?
– Какими химическими связями образованы соли?
– При взаимодействии каких веществ образуются соли?
– Какими химическими свойствами обладают соли?
– О каких ещё классах соединений говорится в стихотворении? Выпишите их и назовите.
– Запишите как можно больше реакций, упомянутых в данном тексте. Укажите типы реакций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
11 кл. А. Блок Урок по поэме А. Блока "Двенадцать"
План урока в 11 кл. по поэме А. Блока "Двенадцать". Опыт подробного комментирования...
Урок литературы в 11 классе на тему: "Это всё - о России" (А.Блок). Тема Родины в творчестве А.Блока.
Урок-семинар представляет собой корректировку и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта....
Романтический мир раннего Блока.А. Блок и символизм.(11 класс)
Урок разработан по учебнику литературы 11 кл. под редакцией Журавлева. Он содержит анализ ранней лирики А Блока из различных сборников,а также прослеживает постепенный переход поэта от символизма...
Урок по лирике А.Блока « Земная из земных» любовь в поэзии А.Блока
Тема любви в лирике А.А. Блока освещена в учебниках, но не достаточно глубоко. На мой взгляд, до учащихся не донесён сложный эволюционный путь этой темы в его творчестве.. Ибо Блок н...
В.В Маяковский. Анализ стихотворения "Нате!" (литературоведческий блок и методический блок)
Подробный анализ стихотворения В.В. Маяковского "Нате!" с методическими рекомендациями....
"Кейс как основной элемент технологии кейс - стади и современное средство обучения"
В статье рассматривается сущность понятия "кейс",его классификация, структура, алгоритм написания....
Статья на тему: "Использование технологии кейс-стади как средство обеспечения межпредметных связей в школе"
В данной статье представлена краткая информация о технологии кейс-стади. Представлена структура учебного кейса. И пример кейса....