Блок кейсов по теме" Генетическая связь"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Кейсы для уроков по теме "Генетическая связь неорганических веществ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blok_keysov_po_teme_geneticheskaya_svyaz.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Блок кейсов по теме "Генетическая связь между основными классами неорганичексих соединений".


Кейс №1

Одним из наиболее распространённых в природе веществ является вода. Без воды невозможна жизнь на Земле. Наша планета названа голубой потому, что две третьих её поверхности занимает вода. Организм человека примерно на 65% - 75% состоит из воды. Нормальная жизнедеятельность любого живого организма невозможна без пресной воды. Для хозяйственной деятельности человек также использует только пресную воду. На пресную воду приходится 2,6% от её общего содержания, да и то основная часть пресной воды сосредоточена только в виде льда, полярных шапок Северного и Южного полюсов и недоступна для потребления. Доля жидкой воды, доступной для использования, составляет всего 0,014% от общих запасов воды.

– Что является источником пресной воды?

– Каков качественный и количественный состав молекул воды?

– Почему в природе нет чистой воды?

– В каких агрегатных состояниях встречается вода в природе?

– Какими физическими свойствами обладает вода?

– Каковы основные источники загрязнения воды?

– Каковы методы очистки воды?

– Каковы способы получения чистой воды в лаборатории, в промышленности?

– При каких условиях протекают химические реакции получения воды в лаборатории, в промышленности?

– Почему вода является универсальным растворителем?

– С какими веществами может взаимодействовать вода? Какие вещества при этом образуются? Напишите уравнения возможных реакций и назовите полученные вещества.

Кейс №2

Во вселенной самым распространённым элементом является водород. На его долю приходится около 75% от всей массы Вселенной, или свыше 90% всех её атомов. На Земле водород в свободном состоянии практически не встречается, он образует с углеродом все органические вещества, т.е. входит в состав живой оболочки Земли – биосферы. В земной коре – литосфере – массовое содержание водорода составляет всего лишь 0,88% от всей её массы, т.е. он занимает девятое место среди всех химических элементов. Но по числу атомов, приходящихся на долю водорода, ему принадлежит почётное третье место. Только в высших слоях атмосферы содержится молекулярный водород в свободном состоянии; его содержание составляет меньше миллионной части общего объёма воздушной оболочки Земли.

– На основании положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева охарактеризовать строение атома водорода.

– Какие изотопы водорода вам известны?

– Охарактеризуйте физические свойства водорода.

– С какими веществами может взаимодействовать водород? Напишите уравнения возможных реакций и назовите продукты реакций.

– Какие степени окисления проявляет водород при взаимодействии с металлами, с неметаллами?

– Почему водород практически не встречается на Земле в свободном состоянии?

– Почему водород назвали водородом?

Кейс №3

В 1825 году был получен металл, который ценился дороже золота. Погремушка сыны Наполеона III была изготовлена из этого металла, а самый богатый королевский двор Европы имел столовые приборы, изготовленные из этого металла. По распространённости в природе он занимает четвёртое место среди всех элементов и первое среди металлов(8,8% от массы земной коры). Он стал вторым по значению металлом XX века после железа. Кстати, по объёму производства он занимает второе место в мире после выплавки чугуна и стали. Он входит в состав различных пиротехнических смесей.

– О каком металле идёт речь?

– Каково положение этого металла в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

– Каково строение атома этого металла?

– Какими физическими свойствами он обладает?

– В какие химические реакции вступает это вещество и какие вещества при этом образуются? Напишите уравнения возможных реакций и назовите продукты реакций.

– Почему при обычных условиях изделия из этого металла устойчивы к воздействию факторов окружающей среды?

– Почему до конца XIX века этот металл был на вес золота?

– На каких свойствах этого металла основано его применение в народном хозяйстве?

– Почему посуду из этого металла называют посудой бедняков?

Кейс №4

Серовато – белый порошок энергично взаимодействует с водой с выделением большого количества тепла и называется негашеной известью. Это вещество находит широкое применение в строительстве, химической промышленности, сельском хозяйстве, металлургии, водоочистке.

– Назовите это вещество.

– К какому классу соединений относится данное вещество?

– Каков качественный и количественный состав этого вещества?

– Какие вещества образуются при взаимодействии негашеной извести с кислотными оксидами, с кислотами? Запишите уравнения возможных реакций и назовите продукты реакций.

– Что образуется при взаимодействии негашеной извести с водой? Составьте уравнение реакции.

– Почему эту реакцию называют гашением?

Кейс №5

Едкий натр, каустическая сода, гидроксид натрия. Это всё названия одного и того же вещества. Это бесцветные кристаллы находящие широкое применение в химической, текстильной, мыловаренной и многих других отраслях промышленности. Оно гигроскопично, хорошо растворяется в воде с выделением большого количества теплоты, при попадании на кожу вызывает сильные ожоги, особенно опасно при попадании в глаза.

– Какова формула этого вещества?

– К какому классу соединений оно относится?

– Почему его называют гидроксидом?

– Почему гидроксид натрия называется щелочью, едким натром?

– Как и почему изменяет окраску индикаторов водный раствор этого вещества?

– Какие типы реакций характерны гидроксиду натрия?

– Что является продуктами реакций взаимодействия гидроксида натрия с кислотными оксидами, кислотами? Запишите уравнения возможных реакций и назовите продукты реакций.

– С какими ещё веществами взаимодействует гидроксид натрия? Приведите примеры.

– Какие ещё гидроксиды существуют? Почему их так называют?

Кейс №6

Соляная кислота (раствор хлористого водорода в воде) применяется в гидрометаллургии и гальванопластике, для очистки поверхности металлов при паянии и лужении, для получения хлоридов различных металлов. Составная часть желудочного сока: разведённую соляную кислоту назначают внутрь главным образом при заболеваниях, связанных с недостаточной кислотностью желудочного сока.

– Химическое название соляной кислоты?

– Какой класс соединений называют кислотами?

– На какие группы делятся кислоты?

– С какими веществами взаимодействуют кислоты?

– Какие типы реакций характерны кислотам?

– С какими металлами взаимодействуют кислоты?

– Что является продуктами взаимодействия кислот с металлами, основными оксидами, основаниями? Запишите уравнения возможных реакций и назовите продукты реакций.

Кейс №7

На Земле живут три брата
Из семейства Карбонатов
Старший брат – красавец МРАМОР,
Славен именем Карары,
Превосходный зодчий. Он
Строил Рим и Парфенон.

Всем известен ИЗВЕСТНЯК,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом,
Возводя за домом дом.

И способен, и умел
Младший мягкий братец МЕЛ.
Как рисует, посмотри,
Этот СаСО
3!

Любят братцы порезвиться,
В жаркой печке прокалиться.
СаО да СО
2 образуется тогда.
Это углекислый газ,
Каждый с ним знаком из вас,
Выдыхаем мы его.
Ну а это СаО –
Жарко обожженная ИЗВЕСТЬ НЕГАШЕНАЯ.

Добавляя к ней воды,
Тщательно мешая,
Чтобы не было беды,
Руки защищаем.
Круто замешенная ИЗВЕСТЬ, но ГАШЕНАЯ!

Известковым молоком
Стены белятся легко.
Светлый дом повеселел,
Превратив известку в мел.

Фокус – покус для народа:
Стоит лишь подуть сквозь воду,
Как она легко – легко
Превратится в молоко!

А теперь довольно ловко
Получаю газировку:
Молоко плюс уксус. Ай!
Льётся пена через край!

Все в заботах, все в работе
От зари и до зари –
Эти братья Карбонаты,
Эти СаСО
3!

(Е.С.Ножко, А.П.Сугатов,
учителя средней школы г.
Белогорск, Республика Крым)

– К какому классу соединений относятся карбонаты?

– Как складываются названия солей?

– Какими химическими связями образованы соли?

– При взаимодействии каких веществ образуются соли?

– Какими химическими свойствами обладают соли?

– О каких ещё классах соединений говорится в стихотворении? Выпишите их и назовите.

– Запишите как можно больше реакций, упомянутых в данном тексте. Укажите типы реакций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 кл. А. Блок Урок по поэме А. Блока "Двенадцать"

План урока в 11 кл. по поэме А. Блока "Двенадцать". Опыт подробного комментирования...

Урок литературы в 11 классе на тему: "Это всё - о России" (А.Блок). Тема Родины в творчестве А.Блока.

Урок-семинар представляет собой корректировку и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта....

Романтический мир раннего Блока.А. Блок и символизм.(11 класс)

Урок разработан по учебнику литературы 11 кл. под редакцией Журавлева. Он содержит анализ ранней лирики А Блока из различных сборников,а также прослеживает постепенный переход поэта от символизма...

Урок по лирике А.Блока « Земная из земных» любовь в поэзии А.Блока

Тема любви в лирике А.А. Блока освещена в учебниках, но  не достаточно глубоко. На мой взгляд, до учащихся не донесён сложный  эволюционный путь этой темы в его творчестве.. Ибо Блок н...

В.В Маяковский. Анализ стихотворения "Нате!" (литературоведческий блок и методический блок)

Подробный анализ стихотворения В.В. Маяковского "Нате!" с методическими рекомендациями....

"Кейс как основной элемент технологии кейс - стади и современное средство обучения"

В статье рассматривается сущность понятия "кейс",его классификация, структура, алгоритм написания....

Статья на тему: "Использование технологии кейс-стади как средство обеспечения межпредметных связей в школе"

В данной статье представлена краткая информация о технологии кейс-стади. Представлена структура учебного кейса. И пример кейса....