В помощь обучающимся
консультация по химии на тему
Данный опорный материал, поможет ученикам запомнить основной материал по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Шпаргалки для учеников | 477.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Признаки основных классов неорганических соединений
1. Оксиды.
1.1. Состоят из двух элементов.
1.2. На втором месте в формуле всегда кислород (с валентность II).
2. Кислоты.
2.1. На первом месте в формуле атомы водорода.
2.2. На втором – кислотный остаток.
3. Основания.
3.1. На первом месте в формуле атомы металла.
3.2. На втором – одна или несколько гидроксогрупп.
4. Соли:
Средние: 4.1. На первом месте в формуле атомы металла.
4.2. На втором – кислотный остаток.
Кислые: 4.3. На первом месте – атомы металла и водорода.
4.4. На втором – кислотный остаток.
Основные: 4.5. На первом месте – атомы металла.
4.6. На втором – гидроксогруппы и кислотный остаток.
Классификация основных классов неорганических соединений
КЛАСС | ПРИЗНАК | ТИП | ХАРАКТЕР |
Оксиды Солеобр. Оксиды | образование солей |
| образуют соли |
| не обр. соли | ||
химические свойства |
| соотв. кислоты | |
| соотв. основания | ||
| |||
Кислоты | по основности (по числу ат. Н) |
| один атом Н |
| два и более ат. Н | ||
по содержанию атомов О |
| не сод. атомы О | |
| сод. атомы О | ||
Основания | по кислотности по числу гр.ОН |
| одна гр. ОН |
| 2 и более гр.ОН | ||
по раствор-сти в Н2О |
| раствор-ся в Н2О | |
| не раств. в Н2О | ||
Соли | по составу |
| Ме + кислот. ост. |
| Ме+Н+кисл. ост. | ||
| Ме+ОН+кисл.ост. |
Памятка для определения типа оксида
ТИП | ВАЛЕНТНОСТЬ ЭЛЕМЕНТА | |
НЕМЕТАЛЛ | МЕТАЛЛ | |
Кислотные | любая | V, VI, VII |
Основные | - | I, II (кроме BeO и ZnO) |
Амфотерные | - | III, IV (+BeO и ZnO) |
Несолеобразующие | СО, SiO, N2O, NO |
Наиболее важные кислотные оксиды и соответствующие им кислородосодержащие кислоты и их соли
Оксид | Кислота | Название соли | ||
формула | название | формула | название | |
В2О3 | оксид бора (III) | НВО3 | борная | борат |
СО2 | оксид углерода (IV) | Н2СО3 | угольная | карбонат |
SiO2 | оксид кремния (IV) | Н2SiO3 | кремниевая | силикат |
N2O3 | оксид азота (III) | НNO2 | азотистая | нитрит |
N2O5 | оксид азота (V) | НNO3 | азотная | нитрат |
Р2О3 | оксид фосфора (III) | Н3РО3 | фосфористая | фосфит |
Р2О5 | оксид фосфора (V) | Н3РО4 | фосфорная | фосфат |
SO2 | оксид серы (IV) | Н2SO3 | сернистая | сульфит |
SO3 | оксид серы (VI) | Н2SO4 | серная | сульфат |
Сl2O | оксид хлора (I) | НСlO | хлорноватистая | гипохлорит |
Сl2O3 | оксид хлора (III) | НСlO2 | хлористая | хлорит |
Сl2O5 | оксид хлора (V) | НСlO3 | хлорноватая | хлорат |
Сl2O7 | оксид хлора (VII) | НСlO4 | хлорная | перхлорат |
CrO3 | оксид хрома (VI) | Н2CrO4 Н2Cr2O7 | хромовая дихромовая | хромат ди(би)хромат |
MnO3 | оксид марганца (VI) | Н2MnO4 | марганцовистая | манганат |
Mn2O7 | оксид марганца (VII) | Н MnO7 | марганцовая | перманганат |
Важнейшие бескислородные кислоты и их соли
Формула | Название кислоты | Название соли |
HF | фтороводородная (плавиковая) | фторид |
HCl | хлороводородная (соляная) | хлорид |
HBr | бромоводородная | бромид |
HI | йодоводородная | иодид |
H2S | сероводородная | сульфид |
НCN | циановодородная (синильная) | цианид |
Строение атома и периодическая система
1. Основные элементарные частицы, входящие в состав атома
ЧАСТИЦА | ОБОЗНАЧЕНИЕ | ЗАРЯД | МАССА |
Протон | p | +1 | 1 |
Нейтрон | n | 0 | 1 |
Электрон | e | -1 | <<<1 (1/1840) |
2. Физический смысл структурных элементов периодической системы
ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ | ФИЗИЧЕСКИЙ СМЫСЛ |
Порядковый номер | Равен заряду ядра атома. Показывает число протонов в ядре атома. Равен общему числу электронов в атоме. |
Номер периода | Показывает (равен) число энергетических уровней (электронных слоев) в атоме |
Номер группы | Показывает на число электронов на внешнем энергетическом уровне в атомах элементов главных подгрупп. Показывает значение высшей валентности (степени окисления) элемента. Показывает на максимальное число электронов, которые могут участвовать в образовании химической связи |
Атомная масса | Складывается из числа протонов и числа нейтронов (Ar=N(p)+N(n)) |
3. Закономерности изменения свойств элементов в периодической системе
ХАРАКТЕРИСТИКА | ПО ПЕРИОДУ (СЛЕВА НАПРАВО) | ПО ГРУППЕ (СВЕРХУ ВНИЗ) |
Заряд ядра | возрастает | возрастает |
Радиус атома | убывает | возрастает |
Число валентных электронов | возрастает | не изменяется |
Электроотрицательность | возрастает | убывает |
Металлические (восстановительные) свойства | убывают | возрастают |
Неметаллические (окислительные) свойства | возрастают | убывают |
Энергия ионизации | возрастает | убывает |
Сродство к электрону | возрастает | убывает |
Длина однотипных связей (Э – О, Э – Н, Э – Hal и т.д.) | убывает | возрастает |
Энергия однотипных связей | возрастает | убывает |
4. Энергетические уровни в атомах
УРОВЕНЬ | МАХ ЧИСЛО ЭЛЕКТРОНОВ | ПОДУРОВНИ | УСЛОВНАЯ ЗАПИСЬ | ЧИСЛО ЯЧЕЕК |
1 | 2 | s | s2 | 1 |
2 | 8 | s p | s2 p6 | 1, 3 |
3 | 18 | s p d | s2 p6 d10 | 1, 3, 5 |
4 | 32 | s p d f | s2 p6 d10 f14 | 1, 3, 5, 7 |
5. Ряд состояний Клечковского (последовательность заполнения электронами энергетических уровней в реальных атомах)
ПЕРИОД | ЗАПОЛНЯЕМЫЕ ПОДУРОВНИ | ПРИМЕЧАНИЕ |
1 | 1 s (Н и Не) | Завершается 1 э.у. |
2 | 2 s (Li и Ве) 2 p (от В до Ne) | Завершается 2 э.у. |
3 | 3 s (Na и Mg) 3 p (от Al до Аr) | Остаются вакантным 3 d-подуровень |
4 | 4 s (К и Са) 3 d (от Sc до Zn) 4 p (от Ga до Кr) | Завершается 3 э.у. Остаются вакантными 4 d- и 4 f-подуровни |
5 | 5 s (Rb и Sr) 4 d (от Y до Cd) 5 p (от In до Хе) | Остаются вакантными 4 f-, 5 d- и 5 f -подуровни |
6 | 6 s (Cs и Ва) 5 d (La) 4 f (лантаноиды) 5 d (от Hf до Hg) 6 p (от Tl до Rd) | Завершается 4 э.у. Остаются вакантными 5 f-, 6 d- и 6 f- подуровни |
Необходимо помнить:
- что в пределах современной периодической системы полностью электронами заполняются только 4 энергетических уровня;
- что седьмой период не завершен, однако, после его полного наполнения элементами, он будет аналогичен шестому.
Молекулярные массы неорганических соединений
H+ | Li+ | K+ | Na+ | NH4+ | Ba2+ | Ca2+ | Mg2+ | Sr2+ | Al3+ | |
OH¯ | 18 | 24 | 56 | 40 | 34 | 171 | 74 | 58 | 122 | 78 |
F¯ | 20 | 26 | 58 | 42 | 36 | 175 | 78 | 62 | 126 | 84 |
Cl¯ | 36,5 | 42,5 | 74,5 | 58,5 | 52,5 | 208 | 111 | 95 | 159 | 133,5 |
Br¯ | 81 | 87 | 119 | 103 | 97 | 297 | 200 | 184 | 248 | 267 |
I¯ | 128 | 134 | 166 | 150 | 144 | 391 | 294 | 178 | 342 | 408 |
S¯ | 34 | 46 | 110 | 78 | 66 | 169 | 72 | 56 | 120 | 150 |
HS¯ | 34 | 40 | 72 | 56 | 50 | 203 | 106 | 90 | 154 | - |
SO32¯ | 82 | 94 | 158 | 126 | 114 | 217 | 120 | 104 | 168 | - |
HSO3¯ | 82 | 88 | 120 | 104 | 98 | 299 | 202 | 186 | 250 | - |
SO42¯ | 98 | 110 | 174 | 142 | 130 | 233 | 136 | 120 | 184 | 342 |
HSO4¯ | 98 | 104 | 136 | 120 | 114 | - | - | - | 282 | - |
NO3¯ | 63 | 69 | 101 | 85 | 79 | 261 | 164 | 148 | 212 | 213 |
NO2¯ | 47 | 54 | 85 | 69 | 63 | 229 | 132 | 116 | 180 | - |
PO43¯ | 98 | 116 | 212 | 164 | - | 601 | 310 | 262 | 454 | 122 |
HPO42¯ | 98 | 110 | 174 | 142 | 130 | 233 | 136 | 120 | 184 | - |
H2PO4¯ | 98 | 104 | 136 | 120 | 114 | 331 | 234 | 218 | 282 | - |
CO32¯ | 62 | 74 | 138 | 106 | 94 | 197 | 100 | 84 | 148 | - |
HCO3¯ | 62 | 68 | 100 | 84 | 78 | 259 | 162 | 146 | 210 | - |
SiO32¯ | 78 | 90 | 154 | 122 | - | 213 | 116 | 100 | 164 | - |
О2¯ | 18 | 30 | 94 | 64 | - | 153 | 56 | 40 | 104 | 102 |
Условные обозначения:
‹―› нет достоверных сведений о существовании соединения
Cr3+ | Fe2+ | Fe3+ | Mn2+ | Zn2+ | Ag+ | Hg+ | Hg2+ | Pb2+ | Sn2+ | Cu2+ |
103 | 90 | 107 | 89 | 99 | 125 | 218 | 235 | 241 | 153 | 98 |
109 | 94 | 113 | 93 | 103 | 127 | 220 | 239 | 245 | 157 | 102 |
158.5 | 127 | 162.5 | 126 | 136 | 143.5 | 236.5 | 272 | 278 | 190 | 135 |
292 | 216 | 296 | 215 | 225 | 188 | 281 | 361 | 367 | 279 | 224 |
- | 310 | - | 309 | 319 | 235 | 328 | 455 | 461 | 373 | 318 |
200 | 88 | 208 | 87 | 97 | 248 | 434 | 233 | 239 | 151 | 96 |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
344 | 136 | - | - | 145 | 296 | 482 | 281 | 287 | - | - |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
392 | 152 | 400 | 151 | 161 | 312 | 498 | 297 | 303 | 215 | 160 |
- | - | - | - | - | - | - | - | 401 | - | - |
238 | 180 | 236 | 179 | 189 | 170 | 263 | 325 | 331 | 243 | 188 |
- | - | - | - | - | 154 | - | - | - | - | - |
147 | 358 | 151 | 355 | 385 | 419 | 698 | 793 | 811 | 547 | 382 |
- | 152 | - | 151 | - | - | - | - | 303 | 215 | - |
- | 250 | - | 249 | 259 | 205 | - | - | 401 | - | - |
- | 116 | 292 | 115 | 125 | 276 | - | 261 | 267 | - | 124 |
- | 178 | - | - | - | - | - | - | 329 | - | - |
- | 132 | - | 131 | 141 | - | - | 277 | 283 | - | - |
152 | 72 | 160 | 71 | 81 | 232 | 418 | 117 | 223 | 135 | 80 |
Некоторые формулы и обозначения
- Основные формулы, связанные с понятием «моль».
ФОРМУЛА | ОБОЗНАЧЕНИЯ |
ν=N/NA N=ν•NA | ν – количество вещества (моль), N – число структурных единиц вещества (молекул, атомов и др.), NA - число Авогадро (число структурных единиц в 1 моль вещества: NA = 6,02•1023 моль-1) |
ν=m/М m=ν•М | ν – количество вещества (моль), m – масса вещества, М – молярная масса вещества |
ν=V/Vm V=ν•Vm | ν – количество вещества (моль), V – объем газообразного вещества, Vm – молярный объем газа (Vm=22,4 л/моль при нормальных условиях (н.у.) |
- Формулы для вычисления содержания какого-либо компонента в соединении или смеси.
ФОРМУЛА | ОБОЗНАЧЕНИЯ |
ωкомп=(mкомп/mобщая)•100% mкомп= ωкомп•mобщая/100% | ωкомп – массовая доля какого-либо компонента (часть, процент), mкомп – масса данного компонента, mобщая – общая масса образца |
ω(Э)=(Аr(Э)•n/Мr)•100 % | ω(Э) – массовая доля элемента в соединении (в массовых долях или процентах), Аr – атомная масса элемента, n – число атомов элемента в формульной единице соединения, Мr – молекулярная масса соединения |
ωприм=(mприм/mтехн)•100 % mприм= ωприм•mтехн/100% | ωприм – массовая доля примесей в техническом образце (в массовых долях или процентах), mприм – масса примесей, mтехн – масса технического образца (технический образец состоит из чистого вещества и примесей) |
- Формулы для вычисления практического выхода реакции по отношению к теоретическим расчетам.
ФОРМУЛА | ОБОЗНАЧЕНИЯ |
ωпр=(mпр/mт)•100 % ωпр=(Vпр/Vт)•100 % ωпр=(νпр/νт)•100 % mпр= ωпр• mт/100 % | ωпр – массовая доля практического выхода продукта реакции от теоретически возможного (в массовых долях или процентах), mпр (Vпр, νпр) – практическая масса (объем, количество) вещества (т.е. полученная экспериментальным путем), mпр (Vт, νт) – теоретическая масса (объем, количество) вещества (т.е. полученная путем теоретических расчетов) |
- Формулы для расчетов с газообразными веществами.
ФОРМУЛА | ОБОЗНАЧЕНИЯ |
DН2=Mr(го)/Mr(Н2) Mr(го)=DН2•2 | DН2 – плотность газообразного вещества по водороду, Mr(го) – молекулярная (или молярная) масса газообразного вещества, Mr(Н2)=2 |
Dвозд=Mr(го)/Mrвозд Mr(го)=Dвозд•29 | Dвозд – плотность газообразного вещества по воздуху, Mr(го) – молекулярная (или молярная) масса газообразного вещества, Mrвозд=29 |
DО2=Mr(го)/Mr(О2) Mr(го)=DО2•32 | Dо2 – плотность газообразного вещества по кислороду, Mr(го) – молекулярная (или молярная) масса газообразного вещества, Mr(О2)=32 |
DN2=Mr(го)/MrN2 Mr(го)=DN2•28 | DN2 – плотность газообразного вещества по азоту, Mr(го) – молекулярная (или молярная) масса газообразного вещества, Mr(N2)=28 |
Dго1=Mrго1/Mrго2 Mrго1=Dго1•Mrго2 | общий вид формул для расчета относительной плотности газообразных веществ |
- Формулы для решения задач с применением растворов.
ФОРМУЛА | ОБОЗНАЧЕНИЯ |
ωв-ва=(mв-ва/mр-ра)•100 % mв-ва= ωв-ва•mр-ра/100 % mр-ра= (mр-ра•100 %)/ ωв-ва | ωв-ва – массовая доля растворенного вещества (в массовых долях или процентах), mв-ва – масса растворенного вещества, mр-ра – масса раствора |
mр-ра= mв-ва+ mН2О | mв-ва – масса растворенного вещества, mр-ра – масса раствора, mН2О – масса воды, взятой для растворения вещества (для приготовления раствора) |
СM=ν/Vр-ра ν= СM •Vр-ра | СM – молярная концентрация вещества (моль/л), ν – количество растворенного вещества, Vр-ра – объем раствора (л) |
m=ρ•V V=m/ρ ρ=m/V | m – масса раствора, ρ – плотность раствора, V – объем раствора |
ωсм= [mв-ва(1)+ mв-ва(2)]/ [mр-ра(1)+ mр-ра(2)]•100 % | формула смешения заданных растворов |
ωсм= [V1•ρ1•ω1+ V2•ρ2•ω2]/ [V1•ρ1+ V2•ρ2]•100 % | формула смешения заданных растворов в общем виде (через объем и плотность раствора) |
Физико-химические величины и единицы измерения.
НАЗВАНИЕ ВЕЛИЧИНЫ | ОБОЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ | ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ |
Атомная масса (относительная) | Ar | а.е.м. (атомные единицы массы: не указываются) |
Время | τ | с (секунда) |
Выход продукта | ωпр | % или м.д. (проценты или массовые доли) |
Количества вещества | ν | моль |
Количество теплоты | Q | кДж (килоджоуль) |
Масса | m | г (грамм) |
Масса раствора | mр-ра | г (грамм) |
Массовая доля растворенного вещества | ω | % или м.д. (проценты или массовые доли) |
Массовая доля примесей | ωприм | % или м.д. (проценты или массовые доли) |
Молекулярная масса (относительная) | Mr | а.е.м. (атомные единицы массы: не указываются) |
Молярная масса | М | г/моль (грамм на моль) |
Молярная концентрация | СМ | моль/л (моль на литр) |
Молярный объем | VМ | л/моль (литр на моль) |
Объем газа | V | л или м3 (литр или метр кубический) |
Объем раствора | Vр-ра | мл или л (миллилитр или литр) |
Плотность | ρ | г/мл (грамм на миллилитр) |
Плотность газообразного вещества (относительная) | D | безразмерная |
Плотность раствора | ρр-ра | г/мл (грамм на миллилитр) |
Порядковый номер | Z | безразмерная |
Скорость реакции | v | моль/лс (моль на литр в секунду) |
Степень диссоциации | ά | безразмерная |
Температура Цельсия | t | 0С (градус по Цельсию) |
Тепловой эффект реакции | Q0 | кДж/моль (килоджоуль на моль) |
Число Авогадро | NА | моль-1 |
Число химических частиц | N | безразмерная |
Энтальпия стандартная | Н0 | кДж/моль (килоджоуль на моль) |
Элементарные частицы:
| +11p 01n -10е |
Некоторые элементы химической кинетики
- Гомогенная система – это реакционная система, в которой реагенты находятся в одной фазе (агрегатном состоянии).
- Гетерогенная система – это реакционная система, в которой реагенты находятся в разных фазах (агрегатных состояниях).
- Для гомогенной реакции:
где v – скорость реакции (моль/л·с), Δυ – изменение количества вещества, V – объем (л), t – время (с).
- Для гетерогенной реакции:
где v – скорость реакции (моль/см2·с), Δυ – изменение количества вещества, S– площадь поверхности фаз (см2), t – время (с).
- Если в формуле Δυ реагента реакции, то в уравнении берут знак «минус» ("-"), если продукта, то знак «плюс» ("+").
- Факторы, влияющие на скорость реакции:
6.1. Природа реагирующих веществ.
6.2. Концентрация реагентов реакции: скорость реакции прямо пропорциональна произведению концентрации реагентов (для гомогенной системы) и концентрации только газообразных или жидких реагентов (для гетерогенной системы).
6.3. Изменение давление: оказывает влияние на скорость реакции только при наличии газообразных реагентов, при этом с увеличением давления скорость реакции возрастает, при уменьшении – уменьшается.
6.4. Изменение температуры: влияние температуры на скорость реакции определяется правилом Вант-Гоффа, согласно которому:
где v(t1) и v(t2) – скорости реакции при температуре t1 и t2 соответственно, Δt= t2 – t1 – изменение температуры, γ – температурный коэффициент (имеет значения в пределах от 2 до 4).
Химически активные реагенты | ↑ | Химически неактивные реагенты | ↓ |
Повышение концентрации реагентов | ↑ | Понижение концентрации реагентов | ↓ |
Увеличение поверхности твердых реагентов | ↑ | Уменьшение поверхности твердых реагентов | ↓ |
Повышение температуры | ↑ | Понижение температуры | ↓ |
Катализаторы | ↑ | Ингибиторы | ↓ |
↑ - увеличение скорости, ↓ - уменьшение скорости.
- Химическое равновесие характеризуется следующим:
т.е. скорость прямой реакции равна скорости обратной реакции (прямая реакция идет с образованием продуктов реакции, обратная – с образованием реагентов реакции).
- Химическое равновесие любой системы можно характеризовать константой равновесия, которая для каждой системы постоянна и определена.
- Константа равновесия равна отношению концентраций продуктов реакции к концентрациям реагентов реакции (только газообразных или жидких).
- Условия смещения химического равновесия (смещение в сторону продуктов реакции – вправо ( →), в сторону реагентов – влево (←)):
10.1. Влияние изменения концентрации: увеличение концентрации реагентов реакции (уменьшение концентрации продуктов или удаление продукта из сферы реакции) смещает равновесие вправо ( →), наоборот – влево (←).
10.2. Влияние изменения температуры: увеличение температуры смещает равновесие в сторону эндотермического процесса (-Q или +ΔHr), уменьшение – в сторону экзотермического процесса (+Q или -ΔHr).
10.3. Влияние изменение давление: оказывает на смещение равновесия, если в системе есть хотя бы одно газообразное вещество: увеличение давления смещает равновесие в сторону меньших объемов, уменьшение – в сторону больших объемов.
Химическая связь и строение вещества
- Длина связи (если связи однотипны) можно условно определить числом энергетических уровней: если сумма э.у. меньше, то и длина связи меньше и, наоборот, если сумма э.у. больше, то и длина больше.
- Энергию связи необходимо соотносить с длиной связи: больше длина связи меньше энергия связи и наоборот.
- Прочность молекулы соотносить с кратностью связи: кратность увеличивается, растет прочность молекулы.
- Полярность связи соотносить с разностью в электроотрицательности: чем больше разность, тем связь полярнее и наоборот.
- Полярность молекулы соотносить с геометрической формой молекулы: если молекула имеет правильную геометрическую форму, то даже при полярных связях такая молекула неполярна.
- Тип гибридизации атома в неорганическом веществе можно определить следующим образом: сначала сложить число химических связей при этом атоме и число неподеленных электронных пар, затем из этой суммы вычесть число двойных связей. Если в результате получилась цифра 2, то тип гибридизации sp, цифра 3 – sp2, цифра 4 – sp3.
- Валентность определяется количеством общих электронных пар независимо от способа их образования.
- Типы ван-дер-ваальсовых взаимодействий:
- ориентационное: диполь - диполь;
- индукционное: диполь – неполярная молекула;
- дисперсионное: неполярная – неполярная молекула.
- Геометрия молекул (для неорганических соединений):
Число валент. электр. | Число связ. электр. пар | Число непод. электр. пар | Общее число электр. пар | Расположение орбиталей | Расположение атомов |
4 | 2 | 0 | 2 | линейное | линейное |
6 | 3 | 0 | 3 | плоское тригональное | плоский треугольник |
8 | 4 | 0 | 4 | тетраэдрическое | тетраэдр |
8 | 3 | 1 | 4 | тригональная пирамида | |
8 | 2 | 2 | 4 | уголковая | |
10 | 5 | 0 | 5 | тригонально-бипирамидальное | тригональная бипирамида |
10 | 4 | 1 | 5 | ||
10 | 3 | 2 | 5 | ||
10 | 2 | 3 | 5 | линейное | |
12 | 6 | 0 | 6 | октаэдрическое | октаэдр |
12 | 5 | 1 | 6 | квадратная пирамида | |
12 | 4 | 2 | 6 | плоский квадрат |
- Типы гибридизации и их характеристики в органической химии:
Тип гибри диза ции | Число гибрид. орбит. | Число негибр. орбит. | Крат ность связи | Длина связи (нм) | Энерг. связи (кДж) | Тип образ. связей | Вал. угол | Геом. форма мол-лы |
sp3 | 4 | 0 | 1(−) | 0,154 | 369 | σ сигма | 109028/ | тетра-эдр |
sp2 | 3 | 1 | 2(=) | 0,134 | 712 | σ сигма π пи | 1200 | Плос кий треу голь ник |
sp | 2 | 2 | 3(≡) | 0,120 | 962 | σ сигма 2π 2 пи | 1800 | линейная |
- Вещества молекулярного строения имеют молекулярную кристаллическую решетку (в узлах молекулы).
- Вещества немолекулярного строения имеют атомную (в узлах атомы), ионную (в узлах ионы) и металлическую (в узлах Катины металла, а между ними валентные электроны) кристаллические решетки.
Кислоты, основания, соли в свете теории электролитической диссоциации
№ | Тип соединения | Ионы | Характер диссоциации (диссоциируют) | |
катион | анион | |||
1 1.1 1.2 1.3 1.4 | Кислоты | Н+ | кислотного остатка | зависит от типа кислоты |
одноосновные: сильные | Н+ | кислотного остатка | необратимо | |
слабые | Н+ | кислотного остатка | обратимо | |
многоосновные: сильные | ступенчато | |||
Н+ | кислого и среднего кислотного остатка | по первой: необратимо по остальным: обратимо | ||
слабые | Н+ | кислого и среднего кислотного остатка | по всем ступеням: обратимо | |
2 2.1 2.2 | Основания | металла | ОН- | зависит от типа основания |
сильные (щелочи) | металла | ОН- | необратимо в одну ступень | |
слабые | металла, основного иона металла | ОН- | ступенчато обратимо по всем ступеням | |
3 | Амфотерные гидроксиды | Н+ | ОН- | обратимо по всем ступеням |
4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 | Соли | металл | кислотный остаток | зависит от типа и состава соли |
средние | металл | кислотный остаток | необратимо полностью | |
кислые | металл, Н+ | кислотный остаток | ступенчато: по первой: необратимо, по остальным: обратимо | |
основные | металл | ОН-, кислотный остаток | ступенчато: по первой: необратимо, по остальным: обратимо | |
двойные | двух различных металлов | кислотный остаток | полностью, практически необратимо | |
смешанные | металл | двух различных кислотных остатка | полностью, практически необратимо | |
комплексные | сложный (комплексный) катион | сложный (комплексный) анион | по внешней сфере: полностью и необратимо, по внутренней: обратимо |
Гидролиз солей
№ | Тип соли | Тип гидролиза | Реакция среды | рН | |
основание | кислота | ||||
1 | сильное | сильная | не протекает | нейтральная | 7 |
2 | сильное | слабая | по аниону обратимый | щелочная | >7 |
3 | слабое | сильная | по катиону обратимый | кислая | <7 |
4 | слабое | слабая | по катиону и по аниону (чаще необратимый) | зависит от силы основания и кислоты | 7 >7 <7 |
Порядок составления ОВР методом электронного баланса
- Составить схему реакции, т.е. записать формулы реагентов и продуктов реакции.
- Определить элементы, которые изменяют степень окисления.
- Составить электронный баланс, т.е. схемы отдачи и присоединения электронов.
- Определить НОК для количества отданных и присоединенных электров.
- Подобрать коэффициенты в уравнениях электронного баланса.
- Расставить коэффициенты в молекулярном уравнении реакции перед формулами веществ, элементы которых упоминаются в электронном балансе.
- Расставить коэффициенты перед формулами остальных веществ.
- Указать процессы окисления и восстановления.
- Указать формулы окислителя и восстановителя (если окислитель или восстановитель сложное вещество, то указать за счет какого элемента).
Необходимо помнить:
- что если окислитель и восстановитель в реагентах или продуктах реакции простое вещество и его молекула двухатомна (Н2, О2, N2, F2, Cl2, Br2, I2), то в схеме электронного баланса надо брать сразу два атома.
- что число отданных восстановителем электронов и число присоединенных окислителем электронов равны.
- что элемент в максимальной степени окисления может быть только окислителем, в минимальной – восстановителем, в промежуточной проявлять окислительно-восстановительную двойственность.
- что процесс отдачи электронов называется окислением, процесс присоединения электронов – восстановлением.
- что при повышении степени окисления элемент отдает электроны, при повышении присоединяет.
- что элемент, отдающий электроны является восстановителем, присоединяющий электроны – окислителем.
- что правильность расстановки коэффициентов в ОВР (т.е. правильность уравнивания ОВР) можно проверить по числу атомов кислорода: если количество атомов кислорода в левой и правой частях уравнении ОВР равны, значит коэффициенты расставлены верно.
Важнейшие окислители и восстановители
в неорганической химии
№ | Название вещества | Формула | Тип (окислитель или восстановитель) | Элемент, определяющий тип вещества |
1 | Металлы – как простые вещества | восстановители | Степень окисления: 0 | |
2 | Водород | Н2 | восстановитель (кроме образования гидридов металлов) | Степень окисления: 0 |
3 | Бескислородные кислоты | HCl HBr HI H2S | восстановители | За счет кислотообразующих элементов в низшей степени окисления (Cl-, Br-, I-, S2-) |
4 | Фтор | F2 | окислитель | Степень окисления: 0 |
5 | Кислород | О2 | окислитель (кроме реакции с фтором) | Степень окисления: 0 |
6 | Перманганат калия | КМnО4 | окислитель | За счет Мn+7 (в высшей степени окисления) |
7 | Хромат и дихромат калия | К2СrО4 К2Сr2О7 | окислитель | За счет Cr+6 (в высшей степени окисления) |
8 | Азотная кислота | НNО3 | окислитель | За счет N+5 (в высшей степени окисления) |
9 | Серная кислота | Н2SО4 | окислитель | За счет S+6 (в высшей степени окисления) |
10 | Перхлораты, перброматы | СlО4- ВrО4- | окислитель | За счет Сl+7 или Вr+7 (в высшей степени окисления) |
Порядок определения степени окисления
по формуле
- Сначала проставить степень окисления для элемента (или группы атомов) с постоянной степенью окисления.
- Умножить данное значение степени окисления на соответствующий индекс.
- Разделить полученное число на индекс определяемого элемента (или группы атомов).
- Получено значение искомой степени окисления.
Необходимо помнить:
- что существуют элементы с постоянной и переменной степенью окисления.
- что постоянную степень окисления в соединениях проявляют металлы главных подгрупп, значение которой равно номеру группы.
- что элементы с переменной степенью окисления имеют максимальную степень окисления, равную номеру группы, минимальную, равную 8-№ группы, и промежуточные значения (причем только положительные), которые определяются числом неспаренных электронов в возбужденном состоянии.
- что максимальная степень окисления всегда положительна, а минимальная отрицательна (для неметаллов) или равна нулю (для металлов).
- что элемент, образующий простое вещество проявляет степень окисления, равную нулю.
- что суммарное значение степеней окисления всех элементов в соединении равно нулю.
- что степень окисления группы атомов (кислотного остатка, гидроксогруппы, комплексного иона) равна заряду соответствующего иона, а также сумма положительных и отрицательных степеней окисления равна заряду иона.
- что кислород в соединениях проявляет степень окисления -2, кроме пероксидов (степень окисления -1) и с фтором (степень окисления +2 или +6).
Типы химических реакций
По числу реагентов и продуктов реакции
- Реакции соединения.
- Реагенты - два и более веществ (простых или сложных).
- Продукты – одно вещество (причем только сложное).
- Реакции разложения.
- Реагенты – одно вещество (причем только сложное).
- Продукты – два и более веществ (простых или сложных).
- Реакции замещения.
- Реагенты – одно простое и одно сложное вещества.
- Простое вещество замещает часть сложного.
- Продукты – одно простое (которое было частью сложного), одно сложное вещества.
- Реакции обмена.
- Реагенты – два сложных вещества.
- Вещества обмениваются своими составными частями.
- Продукты – два сложных вещества.
По изменению степеней окисления элементов
- Реакции, протекающие без изменения степеней окисления элементов.
- В процессе реакции элементы, образующие вещества, не меняют степени окисления.
- К таким реакциям относятся все реакции обмена и часть реакций соединения и разложения.
- Окислительно-восстановительные реакции.
- В процессе реакции элементы могут изменять степени окисления.
- Чаще всего изменяют степени окисления два (реже 3-4) элемента.
- К таким реакциям относятся все реакции замещения и часть реакций соединения и разложения.
По тепловому эффекту
- Эндотермические.
- В результате реакции поглощается тепло (или энергия).
- В уравнении реакции ставится знак -Q (или +ΔHr).
- К таким реакциям относятся большинство реакций разложения.
- Экзотермические.
1. В результате реакции выделяется тепло (или энергия).
2. В уравнении реакции ставится знак +Q (или -ΔHr).
3. К таким реакциям относятся реакции окисления, нейтрализации, большинство реакций соединения.
По направлению процесса
- Необратимые.
- Протекают только в одном направлении: от реагентов к продуктам.
- Продукты между собой взаимодействовать не могут.
- Обратимые.
- Протекают в двух направлениях: от реагентов к продуктам и, наоборот, от продуктов к реагентам.
- Продукты могут реагировать между собой.
Реакции в органической химии
- Реакции замещения.
- Атом или группа атомов замещается на атомы атакующего реагента (чаще неорганического).
- Углеродный скелет не изменяется.
- Реакции присоединения.
- К молекуле органического соединения (в месте разрыва кратной связи или цикла) присоединяется атом или группа атомов атакующего реагента.
- Углеродный скелет не изменяется (в случае разрыва кратной связи) и может изменяться (в случае разрыва цикла).
- Реакции отщепления (элиминирования).
- От молекулы органического соединения отщепляется атом или группа атомов.
- Углеродный скелет не изменяется.
- Реакция расщепления (крекинг).
- Происходит разрыв связей С-С.
- Углеродная цепь может как укорачиваться, так и удлиняться.
- Реакция изомеризации.
- Изменение строения молекулы органического соединения.
- Углеродная цепь может как укорачиваться, так и удлиняться.
- Реакция полимеризации.
- Образование полимера из мономера.
- Побочный неорганический продукт реакции не образуется.
- Реакция поликонденсации.
- Образование полимера из мономера.
- Образуется побочный неорганический продукт – вода.
- Реакция окисления.
- Горение с образованием углекислого газа и воды.
- Неполное или частичное окисление (чаще с разрывом углеродной цепи) с образованием органических продуктов реакции.
План – характеристика
свойств металла и его соединений
- Указать положение металла в периодической системе элементов:
- Указать заряд ядра (Z).
- Указать число элементарных частиц: протонов, нейтронов, электронов.
- Указать номер периода, группы; подгруппу.
Полученные данные занести в таблицу.
Z | p | n | e | № периода | № группы | Подгруппа |
- Составить электронно-графическую формулу атома металла, определить возможные валентные состояния, указать проявляемые валентности в основном и возбужденном состояниях.
Полученные данные занести в таблицу.
Основное состояние | Проявляемая валентность | Возбужденное состояние | Проявляемая валентность |
- Составить ряд возможных степеней окисления, определить минимальную, максимальную и промежуточные значения степеней окисления, указать свойства (окислительные и восстановительные).
Полученные данные занести в таблицу.
min | Свойства | Промежуточные | Свойства | max | Свойства |
- Охарактеризовать физические свойства простого вещества, образованного данным металлом при нормальных условиях:
- Агрегатное состояние.
- Цвет.
- Плотность (легкий, тяжелый).
- Промышленное значение (черный, цветной, благородный).
- Температуру плавления (легкоплавкий, тугоплавкий).
- Механические свойства (ковкость, пластичность).
Полученные данные занести в таблицу.
Агрег. сост. | Цвет | Плотность | Пром. значение | t (пл) | Мех. св-ва |
- Охарактеризовать химические свойства простого вещества – металла. Составить уравнения реакций взаимодействия:
- С неметаллами (кислородом, водородом, галогенами, серой, азотом).
- С водой.
- С растворами кислот.
- С концентрированными кислотами.
- С растворами солей.
- С растворами щелочей.
- Охарактеризуйте основные методы получения металла.
- Охарактеризовать свойства соединений металла (общие и специфические).
- Указать формулы оксида (или оксидов), графические формулы, их характер. Составить уравнения реакций, характеризующих свойства оксидов, методы получения. Ответ составить по плану:
- Молекулярная и графическая формулы. Название.
- Характер (основной, амфотерный, кислотный).
- Уравнения реакций, характеризующих химические свойства.
- Методы получения.
- Указать формулы гидроксида (или гидроксидов), графические формулы, их характер. Составить уравнения реакций, характеризующих свойства гидроксидов, методы получения. Ответ составить по плану:
1. Молекулярная и графическая формулы. Название.
- Характер (основной, амфотерный, кислотный).
- Уравнения реакций, характеризующих химические свойства.
- Методы получения.
- Поведение солей металла в растворе (диссоциация, гидролиз). Ответ составить по плану:
- Формула соли.
- Сила электролита. Уравнение диссоциации.
- Тип гидролиза.
- Уравнение гидролиза. Реакция среды.
План – характеристика
свойств неметалла и его соединений
- Указать положение неметалла в периодической системе элементов:
1.1. Указать заряд ядра (Z).
1.2. Указать число элементарных частиц: протонов, нейтронов, электронов.
1.3. Указать номер периода, группы; подгруппу.
Полученные данные занести в таблицу.
Z | p | n | e | № периода | № группы | Подгруппа |
- Составить электронно-структурную формулу атома неметалла, определить возможные валентные состояния, указать проявляемые валентности в основном и возбужденном состояниях.
Полученные данные занести в таблицу.
Основное состояние | Проявляемая валентность | Возбужденное состояние | Проявляемая валентность |
- Составить ряд возможных степеней окисления, определить минимальную, максимальную и промежуточные значения степеней окисления, указать свойства (окислительные и восстановительные).
Полученные данные занести в таблицу.
min | Свойства | Промежуточные | Свойства | max | Свойства |
- Охарактеризовать физические свойства простого вещества, образованного данным неметаллом при нормальных условиях:
4.1. Агрегатное состояние, цвет, запах, вкус.
4.2. Растворимость в воде.
4.3. Для газов: легче или тяжелее воздуха (Mr(возд)=29).
4.4. Определить плотность (для газов) по водороду и по воздуху.
4.5. Степень опасности.
Полученные данные занести в таблицу.
Агр. Сост. | Цвет | Запах | Вкус | Раст-ть в воде | Mr | D(Н2) | D(возд) | Степень опасности |
- Охарактеризовать аллотропные видоизменения.
Полученные данные занести в таблицу.
Формула | Основные физические свойства | Основные химические свойства |
- Охарактеризовать химические свойства простого вещества – неметалла. Составить уравнения реакций взаимодействия:
6.1. С металлами.
6.2. С водородом.
6.3. С кислородом.
- С другими неметаллами.
- Охарактеризовать свойства соединений неметалла (общие и специфические).
- Указать формулы оксида (или оксидов), графические формулы, их характер. Составить уравнения реакций, характеризующих свойства оксидов, методы получения. Ответ составить по плану:
- Молекулярная и графическая формулы. Название.
- Характер (основной, кислотный).
- Уравнения реакций, характеризующих химические свойства.
- Методы получения.
- Указать формулы гидроксида (или гидроксидов), графические формулы, их характер. Составить уравнения реакций, характеризующих свойства гидроксидов, методы получения. Ответ составить по плану:
- Молекулярная и графическая формулы. Название.
- Характер (основной, амфотерный, кислотный).
- Уравнения реакций, характеризующих химические свойства.
- Методы получения.
- Поведение солей неметалла в растворе (диссоциация, гидролиз). Ответ составить по плану:
- Формула соли.
- Сила электролита. Уравнение диссоциации.
- Тип гидролиза.
- Уравнение гидролиза. Реакция среды.
Порядок уравнивания различных уравнений реакций.
- Взаимодействие простых веществ с кислородом.
- Первым уравнивают кислород.
- Вторым – элемент, образующий простое вещество.
- Взаимодействие оксидов с водой.
- Первым уравнивают элемент, образующий оксид (металл или неметалл).
- Вторым – водород.
- Кислород уравнивается сам собой.
- Взаимодействие кислотных оксидов и оксидов металлов (основных или амфотерных).
- Первым уравнивают элемент, образующий кислотный оксид (неметалл).
- Вторым – металл.
- Кислород уравнивается сам собой.
- Взаимодействие кислотных оксидов и щелочей.
- Первым уравнивается элемент, образующий кислотный оксид (неметалл).
- Вторым – металл.
- Третьим – водород.
- Кислород уравнивается сам собой.
- Взаимодействие оксидов металлов и кислот.
- Первым уравнивается металл.
- Вторым – кислотный остаток.
- Третьим – водород.
- Кислород уравнивается сам собой.
- Взаимодействие кислот и металлов.
- Первым уравнивается металл.
- Вторым – кислотный остаток.
- Третьим – водород.
- Кислород уравнивается сам собой.
- Взаимодействие кислот и оснований.
- Первым уравнивается металл.
- Вторым – кислотный остаток.
- Третьим – водород.
- Кислород уравнивается сам собой.
- Взаимодействие кислот и солей.
- Первым уравнивается металл.
- Вторым – кислотный остаток кислоты – реагента.
- Третьим – кислотный остаток кислоты – продукта.
- Водород и кислород уравниваются сами собой.
- Взаимодействие оснований и солей.
- Первым уравнивают металлы.
- Вторым - кислотный остаток.
- Третьим – гидроксогруппу.
- Взаимодействие солей и металлов.
- Первым уравнивают металл соли-реагента.
- Вторым – кислотный остаток.
- Третьим – металл-реагент.
- Взаимодействие солей и солей.
- Первым уравнивают металлы (по усмотрению).
- Вторым – кислотные остатки (по усмотрению).
Взаимодействие веществ друг с другом.
Ме | Вода | Кисл. оксид | Осн. оксид | Кис лота | Осно вание | Соль | Амф. соед. | |
Ме | ─ | + пр. 1 | ─ | ─ | + пр. 2 | ─ | + пр. 3 | ─ |
Вода | + пр. 1 | ─ | + пр. 4 | + пр. 5 | ─ | ─ | + пр. 6 | ─ |
Кисл. оксид | ─ | + пр. 4 | ─ | + | ─ | + пр. 7 | ─ | + пр. 8 |
Осн. оксид | ─ | + пр. 5 | + | ─ | + | ─ | ─ | + |
Кис лота | + пр. 2 | ─ | ─ | + | ─ | + | + пр. 9 | + |
Осно вание | ─ | ─ | + пр. 7 | ─ | + | ─ | + пр. 10 | + |
Соль | + пр. 3 | + пр. 6 | ─ | ─ | + пр. 9 | + пр. 10 | + пр.11 | ─ |
Амф. соед. | ─ | ─ | + пр. 8 | + | + | + | ─ | ─ |
Правила к таблице.
- С водой реагируют только щелочные и щелочно-земельные металлы.
- С растворами кислот реагируют металлы, стоящие в ряду активности до водорода (Н).
- Каждый впереди стоящий металл вытесняет позади стоящий из растворов солей.
- С водой не реагирует оксид кремния (SiO2).
- С водой реагируют оксиды только щелочных и щелочно-земельных металлов.
- Взаимодействие солей с водой – это гидролиз.
- Кислотные оксиды реагируют только со щелочами.
- Кислотные оксиды реагируют только с амфотерными оксидами.
- Реакция между солью и кислотой возможна, если кислота по свойствам сильнее кислоты, образующей соль; и идет до конца, если образуется нерастворимая соль и раствор кислоты или растворимая соль и одна из следующих кислот: H2SiO3 (нерастворима) или H2SO3 (распадается на Н2О и SО2), или H2СO3 (распадается на Н2О и СО2), или Н2S (очень слабая кислота).
- Реакция между солью и основанием возможна только в том случае, если оба вещества растворимы (или малорастворимые); и идет до конца, если один из продуктов реакции выпадает в осадок (см. схему).
соль(1) + основание(2) → соль (2) + основание (2)
р-р р-р 1) р-р нер-р↓
2) нер-р↓ р-р
- Реакция между солями возможна только в том случае, если оба вещества растворимы; и идет до конца, если один из продуктов реакции выпадает в осадок (см. схему).
соль (1) + соль (2) → соль (3) + соль (4)
р-р р-р 1) р-р нер-р↓
2) нер-р↓ р-р
Условные обозначения
Прочерк – реакция не возможна.
Крестик – реакция возможна в любом случае и всегда и дет до конца.
Крестик с цифрой – реакция протекает по определенным правилам.
Распознавание ионов.
№ | Ион | Реактив | Признак определения |
1 | Н+ (Н3О+) | лакмус | красный |
метилоранж | розовый | ||
2 | ОН‾ | фенолфталеин | малиновый |
метилоранж | желтый | ||
3 | Li+ | изменение окраски пламени | ярко-красное |
4 | Na+ | изменение окраски пламени | желтое |
5 | К+ | изменение окраски пламени | фиолетовое |
6 | Са2+ | изменение окраски пламени | кирпично-красное |
7 | Ва2+ | изменение окраски пламени | желто-зеленое |
SO2−4 | белый мелкокристаллический осадок | ||
8 | NH4+ | щелочь при подогреве | выделяется NH3 – газ с характерным запахом |
9 | Fe2+ | К3[Fe(CN)6] – красная кровяная соль | Fe3[Fe(CN)6]2 – осадок темно-синего цвета – турнбулева синь |
щелочь | Fe(ОН)2 – осадок темно-зеленого цвета, на воздухе буреет | ||
10 | Fe3+ | К4[Fe(CN)6] – желтая кровяная соль | Fe4[Fe(CN)6]3 - осадок темно-синего цвета – берлинская лазурь |
NH4CNS | Fe(CNS)3 – раствор кроваво-красного цвета | ||
щелочь | Fe(ОН)3 – осадок бурого цвета (ржавчина) | ||
11 | Al3+ | щелочь | При недостатке щелочи образуется белый осадок Al(ОН)3, который растворяется в избытке щелочи |
12 | Cu2+ | щелочь | Cu(ОН)2 – осадок ярко-синего цвета (желеобразный) |
13 | F‾ | Ag+ | нет реакции |
14 | Cl‾ | Ag+ | AgCl – белый творожистый осадок |
15 | Br‾ | Ag+ | AgBr – осадок бледно-желтого цвета |
16 | I‾ | Ag+ | AgI – осадок желтого цвета |
17 | S2- | Рb2+ | PbS – осадок черного цвета |
18 | SО42- | Ва2+ | ВаSО4 – белый мелкокристаллический осадок |
19 | СО32- | Н+ | выделяется СО2 (наблюдается характерное вскипание) |
20 | NO3‾ | Cu2+ | выделяется NO2 – газ бурого цвета (ядовит) |
21 | SiO32- | Н+ | Н2SiО3 – студенистый осадок (гель) |
22 | CrO42- | цвет кристаллов | желтого цвета |
23 | Cr2O72- | цвет кристаллов | оранжевого цвета |
24 | MnО42- | окраска воды | темно-зеленое окрашивание |
25 | MnО7‾ | окраска воды | малиновое окрашивание |
Порядок составления
уравнений реакций ионного обмена
- Написать формулы реагентов реакции.
- Проверить, возможна ли реакция между данными веществами. Если реакция возможна, то следует переходить к следующим пунктам плана.
- Определить продукты реакции.
- Проверить, идет ли реакция до конца. Если реакция идет до конца, то следует переходить к следующим пунктам плана.
- Согласно зарядам ионов составить формулы веществ.
- Расставить коэффициенты в уравнении реакции. Получена молекулярная форма реакции.
- Указать вещество, определяющее реакцию (газ, осадок, малодиссоциирующее вещество).
- Согласно таблице растворимости веществ составить полную ионную форму реакции.
- В полной ионной форме подчеркнуть повторяющиеся ионы.
- Неподчеркнутые ионы выписать. Получена краткая ионная форма реакции, которая и отображает сущность данной реакции обмена.
Необходимо помнить:
- что на ионы распадаются только растворимые вещества;
- что нерастворимые вещества на ионы не распадаются;
- что малорастворимые вещества могут как распадаться на ионы, так и не распадаться в зависимости от реакции;
- что осадок показывают стрелочкой вниз, а газообразное вещество – стрелочкой вверх, малодиссоциирующее веществе никак не определяют на бумаге;
- что коэффициенты в молекулярной форме реакции и в ионных не всегда совпадают.
Порядок составления
уравнений реакций гидролиза солей
- Определить тип соли: каким основанием (слабым или сильным) и кислотой (слабой или сильной) образована данное вещество.
- Исходя из типа соли, определить механизм протекания гидролиза (по катиону, по аниону, не протекает). В случае протекания гидролиза следует переходить к следующим пунктам плана.
- Составить уравнение диссоциации соли.
- Составить уравнение диссоциации воды, учитывая, что она – слабый электролит.
- Записать взаимодействие полученных ионов. Получено ионное уравнение гидролиза.
- Составить молекулярное уравнение гидролиза с учетом взаимодействия оставшихся и полученных ионов.
- Определить реакцию среду (рН).
Необходимо помнить:
- что гидролизу подвергаются только соли, содержащие слабый ион;
- что тип гидролиза определяет слабый ион;
- что с ионами воды в первую очередь взаимодействует слабый ион;
- что между собой соединяются разнополюсные ионы (плюс с минусом и наоборот);
- что реакцию среды определяет сильный ион.
Качественные реакции на органические вещества и функциональные группы
№ | Вещества | Функциональные и другие группы атомов | Реагенты | Наблюдаемые явления |
1 | вещества, содержащие непредельную связь (кроме аренов) | >С═С< С≡С─ >С═С═С< | Br2(aq) | обесцвечивание бромной воды |
КМnO4 (р-р) | обесцвечивание розового раствора | |||
2 | арены: бензол | Br2(aq) КМnO4 (р-р) | обесцвечивание растворов не наблюдается | |
толуол (фенол и анилин) | Br2(aq) | обесцвечивание бромной воды | ||
3 | одноатомные спирты | одна гидроксогруппа ─ОН | NaOH | реакция не протекает |
подкисленный раствор К2Cr2О7 | зеленая окраска | |||
4 | фенолы | гр. ─ОН связана с бензольным кольцом | NaOH | реакция протекает (отличие от спиртов) |
FeCl3 раствор | изменение окраски (в случае фенола – фиолетовое окрашивание) | |||
5 | вещества, содержащие две и более гидроксогрупп | ─(ОН)n | Cu(ОН)2 (свеже- приготов- ленный) | Cu(ОН)2 растворяется, образуется раствор ярко-синего цвета |
6 | вещества, содержащие альдегидо группу | ─С═О │ Н | Ag2О (р-р в NH4ОН) | «серебряное зеркало" на стенках пробирки |
Cu(ОН)2 (свежепри- приготов- ленный) | выпадает осадок кирпично-красного цвета | |||
6 | альдегид, кетон | ─С═О ─С═О │ │ Н
| 2,4,6-динитрофенил гидразин | желтый осадок |
7 | карбоновая кислота | ─С═О │ ОН | Nа2СО3 | выделение газа |
8 | крахмал | I2 раствор | сине-фиолетовое окрашивание | |
9 | белки (цветные реакции на остатки аминокислот) | на фенильный радикал | HNO3 (конц.) | желтое окрашивание |
на пептидную связь | CuSO4(насыщ) +HNO3(конц) | ярко-фиолетовое окрашивание | ||
на содержание серы | Pb(СН3СОО)2 +NаОН | осадок черного цвета |
Условия протекания реакций в органической химии
№ | Тип взаимодействия | Условия реакции | Особенности протекания реакции |
1 | галогенирование алканов: фторирование | УФ | со взрывом |
хлорирование | УФ | только на свету | |
бромирование | УФ | медленно | |
иодирование | УФ | обратимо | |
2 | крекинг метана | 5000С | образуется этилен |
10000С | полный крекинг | ||
15000С | образуется ацетилен | ||
крекинг алканов | t=6000С Cr2O3+Al2O3 | образуются алкены | |
3 | изомеризация | t, кислоты Льюиса (AlCl3, т.д.) | характерны для большинства углеводородов |
4 | нитрование алканов | HNO3(го) t=400-5000С | образуется смесь изомерных нитроалканов и нитроалканов с меньшим числом атомов С в основной цепи |
HNO3(р-р) t=1400С | реакция М.И.Коновалова | ||
5 | окисление алканов | невысокие температуры, катализаторы | образуются кислородосодержащие вещества |
6 | реакция Вюрца | t, мет. Nа | получение алканов с более длинной цепью |
7 | гидрирование непредельных углеводородов | t, катализаторы Ni или Pt | |
8 | гидратация алкенов | t=3000С, Н+ (кислая среда: Н2SО4 или Н3РО4) | получение спиртов |
9 | взаимодействие с кислородом алкенов | t, катализатор (Ag) | образуются эпоксиды |
10 | реакция Вагнера (неполное окисление) | р-р КмnО4 в щелочной среде | образуются диолы |
11 | реакция Лебедева | t=4250С, Al2O3, ZnO | получение мономера для СДК |
12 | дегидрирование алканов | t=500-6000С, Cr2O3, Al2O3 | получение непредельных углеводородов |
13 | гидратация алкинов: реакция Кучерова (гидратация ацетилена) | Нg2+ (Н+) | образуется ацетальдегид |
(с числом атомов С больше 2) | Нg2+ (Н+) | образуются кетоны | |
14 | тримеризация алкинов: ацетилена | t=4000С, С(акт) | образуется бензол |
гомологов ацетилена | t, H2SО4(конц) | образуются гомологи бензола | |
15 | реакция Фриделя-Крафтса | AlCl3 | образуются гомологи бензола |
16 | действие на галогеналканы щелочью | в спиртовом растворе | образуется непредельный углеводород |
в водном растворе | образуется спирт | ||
17 | реакция этерификации | t=1400С, Н2SО4 (конц) | процесс обратим |
18 | дегидратация спиртов | t=1700С, Н2SО4 (конц) | образование алкенов |
19 | «реакция серебряного зеркала» | t, NH4ОН | реагент – аммиачный р-р оксида серебра |
Молекулярные массы алканов и их производных
R | Н | Cl | Br | ОН | ─С═О │ Н | ─С═О │ ОН | NO2 | NH2 |
Н | 2 | 36,5 | 81 | 18 | 30 | 46 | — | 17 |
СН3 | 16 | 50,5 | 95 | 32 | 44 | 60 | 61 | 31 |
С2Н5 | 30 | 64,5 | 109 | 46 | 58 | 74 | 75 | 45 |
С3Н7 | 44 | 78,5 | 123 | 60 | 72 | 88 | 89 | 59 |
С4Н9 | 58 | 92,5 | 137 | 74 | 86 | 102 | 103 | 73 |
С5Н11 | 72 | 106,5 | 151 | 88 | 100 | 116 | 117 | 87 |
С6Н13 | 86 | 120,5 | 165 | 102 | 114 | 130 | 131 | 101 |
С7Н15 | 100 | 134,5 | 179 | 116 | 128 | 144 | 145 | 115 |
С8Н17 | 114 | 148,5 | 193 | 130 | 142 | 158 | 159 | 129 |
С9Н19 | 128 | 162,5 | 207 | 144 | 156 | 172 | 173 | 143 |
С10Н21 | 142 | 176,5 | 221 | 158 | 170 | 186 | 187 | 157 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая помощь обучающимся при подготовке к экзаменам
В этой статье даются советы,как вести работу с педагогами и родителями выпусных классов. Даются рекомендации для учителей и родителей....
Тесты по русскому языку в помощь обучающимся 9 классов. Подготовка к ГИА
Тесты предназначены для поворения темы "Типы подчинительной связи в словосочетании"...
Оказание психологической помощи обучающимся, оказавшимся в кризисной ситуации
Виды кризисных ситуаций, коррекционная работа по оказанию психологической помощи выхода из кризиса...
ОБЖ. В помощь обучающимся и родителям лицея №102.
Учебники ОБЖ по федеральному перечню, по которым ведется обучение по курсу ОБЖ в лицее №102 в 2014 – 2015 учебном году. Учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством ...
Методический проект (исследование) "Скорая помощь по математике с помощью обучающих конспектов"
В данном исследовательском проекте рассмотрен эффективный способ помощи учащимся 5-9 классов в преодолении трудностей в обучении математике как при изучении нового материала, так и при его...
Программа Ип ППс помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, воспитании, развитии
Программа Ип ППс помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, воспитании, развитии. Программа по естесствознанию 5 класс. по биологии 6 класс и 7 класс включают основные требования ...
Профессиональная ориентация обучающихся 9 классов Программа организации диагностической и консультативной помощи обучающимся в профессиональном самоопределении.
Одним из направлений воспитательной деятельности педагогического коллектива на основной ступени образования является воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения обучающихся к образован...