Химия и эстетическое воспитание
статья по химии на тему

Лукина Татьяна Александровна

На уроках химии мы ставим перед собой задачу развития творческих способностей учащихся. При этом сталкиваемся с рядом проблем. Как можно решить эти проблемы, попробуем разобраться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_i_esteticheskoe_vospitanie.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Лукина Т.А.

Химия и эстетическое воспитание

Иркутская обл., Братск

МБОУ «СОШ M5» муниципального образования г. Братска

        Грош цена вашей химии, если она застилает от вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усеченная химия, если хотите — выхолощенная. Любая замкнутость свидетельствует об ограниченности... Химик, не воспринимающий поэзии, искусства — плохой химик.

        На уроках химии мы ставим перед собой задачу развития творческих спо-собностей обучающихся. При этом сталкиваемся с рядом проблем. Вся современная система образования нацелена на формирование логического мышления. В основном это мышление образное, которое не может правильно отражать внешний мир.

        Разрешать эти проблемы на уроках химии помогает поэзия. Ведь поэзия и наука неразрывно связаны между собой. Поэзию нужно воспринимать не как красивую рамочку для уроков химии, а как волшебный луч, способный оживить, одухотворить, сделать ярче краски научной картины мира и самое главное, углубить её философский смысл. Как у У. Блейка:

В одном мгновенье видеть вечность,

Открытый мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность

И небо - в чашечке цветка.

        В настоящей химии есть большая красота и элегантность — это безусловно. Химические реакции, как правило, красивы — это несомненно способствует оживлению урока, сильно влияет на эмоциональную сферу. Стараюсь проводить эксперимент на уроке так, чтобы он не приобрел развлекательный характер, внедряю в обучение проблемный и исследовательский опыты, которые дают возможность не только устанавливать новые факты, но также исправлять ошибки в знаниях обучающихся, уточнять и корректировать понимание ими отдельных вопросов химии, подводить их к выводам обобщающего характера. Особенно это удается в старших классах - 10 и 11.

        Программа информатизации образования в настоящее время набирает обороты. Появляются новые обучающие программы. Ведь все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Применение новых ИКТ технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал обучающихся на позитивное развитие, эффективным методом представления и изучения любого материала являются компьютерные презентации. Использование компьютера на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью велению времени. В умелых руках учителя компьютер стал принципиально новым средством обучения, замечательным инструментом для развития творческих способностей обучающихся. Главное в этом деле - компетентность и умеренность.

        Материал химии - благодатное поле для применения технологий мультимедиа. Благодаря использованию презентаций, на смену иллюстративно-объяснительным методам обучения и механического усвоения фактологических знаний приходит умение самостоятельно приобретать знания.

        Но главная моя задача, чтобы ученик не превратился в автомат, а мог мыслить и работать по предложенному алгоритму. Поэтому (не боюсь этого сказать) наряду с информационными методами обучения использую и традиционные.

        Использую компьютер с целью осуществления тренировки в процессе усвоения материала, самоподготовки обучающихся, дифференциации, проведения лабораторных работ в условиях имитации в комплексной программе реального опыта или эксперимента, т.к. улучшается наглядность подачи материала за счет цвета, звука, движения, темп урока ускоряется на 10-15% за счет усиления эмоциональной составляющей, обучающиеся проявляют интерес к предмету и легко усваивают материал.

        При изучении химии важно развивать представление обучающихся о мире и месте человека в нем через интеграцию химических знаний и умений со знаниями смежных наук, в том числе и русского языка. Учу школьников осуществлять перенос имеющихся знаний из области русского языка на химический материал, тем самым давая понять, что все науки взаимосвязаны и необходимы.

        Отдаю предпочтение творческим работам — написанию химических загадок, сочинений, эссе, сказок, созданию книжек. В реальном обучении перечисленные виды творчества, которые я использую на уроке - единое целое, взаимно дополняют друг друга и обогащают самостоятельную поисковую деятельность обучающихся, активизируют и стимулируют умственную деятельность школьников.

        Как красиво звучит стихотворение о глюкозе.

Певица Глюкоzа ...Ну хороша!

И фигура и душа!

Её послушайте совет

Ведь он хорош и спору нет!

Чтоб быть вечно молодым.

Слегка красивым, не больным

Принимать нужно глюкозу

Только очень осторожно.

Содержится в соке винограда,

Используется для мармелада,

И в душистых пряниках,

И в карамельках сладеньких,

От организма истощенья

Ешь глюкозу, не варенье!

И будешь снова ты опять

Словно звездочка сиять!!!

        

        Мне удалось сделать обучение более комфортным для обучающихся и подчинить изучение предмета естественно-научного цикла гуманитарному профилю образования.

        Урок химии... Как похож и не похож он на другие уроки! Каждый урок химии - это путешествие в мир веществ, их свойств и превращений. А сделать это путешествие увлекательным помогает современный кабинет химии, в котором важная роль отводится комнатным растениям.

Ведь мы едины с природой.

Ветви деревьев сродни человеческим венам.

Весна, когда вскроются почки,

Вновь прилетают ласточки, вселяет в нас радость.

Любуйтесь окружающим миром - сегодня и всегда!

(Элен Эксли)

        Ведь растения - фильтры воздуха, мастера хорошего настроения - заряжают позитивной энергией, обворожительные красавицы - герани улучшают кровообращение. Кроме гигиенической и санитарной функции растения выполняют эстетико-психологическую функцию - воздействуют на человека красотой форм и цветом, окраской листьев, цветов.

        Моей ученицей был проведен социологический опрос обучающихся 9-11 классов: в каком кабинете более комфортно, уютно, легко? Кабинетом - лидером оказался наш кабинет химии - 76,7% респондентов ответили положительно. И в этом ведущую роль сыграли мои многочисленные любимцы: фиалки, кротоны, бровалии, гибискусы, эухарисы, гелиотроп, мирт, антуриумы, герани, ахименосы и т.д. Ведь близость к цветам, созерцание их неповторимой совершенной и тонкой красоты смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера. Это очень актуально, т.к. школа объявляет главной ценностью душу живую - ребенка. Важно не только проникнуть в мир ребенка, важно не сломать мир его души. Если он впустил тебя в этот мир, береги его доверие!

        Я хочу, чтобы у ребенка на моих уроках складывалась целостная картина мира и понимание роли человека в этом мире.

Все уроки, как люди, похожи и разны.

Если к ним приглядеться с различных сторон,

Ведь бывают они, как мучительный сон.

Но порой расцветут ваши милые лица

И живым любопытством глаза озарит,

И в десятках голов моя мысль шевелится,

И в десятках сердец моё сердце стучит.

        Чтобы о нас говорили: учитель - это не тот, кто тебя учит, это тот у кого ты учился. Химии и жизни.

(Николай Платэ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ЭСТЕТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ  С ЭСТЕТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ....

Доклад на ШМО "Эстетического цикла " По теме: " Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта"

                                      Эстетическое воспитание средствами физической куль...

Эстетическое воспитание –это эстетическое отношение к децствительности

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все ду­ховные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступа...

Воспитание патриотизма в образовательном процессе отдела эстетического воспитания

Статья о воспитании патриотизма в старшем хоре музыкально-хоровой студии...