Химия и эстетическое воспитание
статья по химии на тему
На уроках химии мы ставим перед собой задачу развития творческих способностей учащихся. При этом сталкиваемся с рядом проблем. Как можно решить эти проблемы, попробуем разобраться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_i_esteticheskoe_vospitanie.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Лукина Т.А.
Химия и эстетическое воспитание
Иркутская обл., Братск
МБОУ «СОШ M5» муниципального образования г. Братска
Грош цена вашей химии, если она застилает от вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усеченная химия, если хотите — выхолощенная. Любая замкнутость свидетельствует об ограниченности... Химик, не воспринимающий поэзии, искусства — плохой химик.
На уроках химии мы ставим перед собой задачу развития творческих спо-собностей обучающихся. При этом сталкиваемся с рядом проблем. Вся современная система образования нацелена на формирование логического мышления. В основном это мышление образное, которое не может правильно отражать внешний мир.
Разрешать эти проблемы на уроках химии помогает поэзия. Ведь поэзия и наука неразрывно связаны между собой. Поэзию нужно воспринимать не как красивую рамочку для уроков химии, а как волшебный луч, способный оживить, одухотворить, сделать ярче краски научной картины мира и самое главное, углубить её философский смысл. Как у У. Блейка:
В одном мгновенье видеть вечность,
Открытый мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
В настоящей химии есть большая красота и элегантность — это безусловно. Химические реакции, как правило, красивы — это несомненно способствует оживлению урока, сильно влияет на эмоциональную сферу. Стараюсь проводить эксперимент на уроке так, чтобы он не приобрел развлекательный характер, внедряю в обучение проблемный и исследовательский опыты, которые дают возможность не только устанавливать новые факты, но также исправлять ошибки в знаниях обучающихся, уточнять и корректировать понимание ими отдельных вопросов химии, подводить их к выводам обобщающего характера. Особенно это удается в старших классах - 10 и 11.
Программа информатизации образования в настоящее время набирает обороты. Появляются новые обучающие программы. Ведь все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Применение новых ИКТ технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал обучающихся на позитивное развитие, эффективным методом представления и изучения любого материала являются компьютерные презентации. Использование компьютера на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью велению времени. В умелых руках учителя компьютер стал принципиально новым средством обучения, замечательным инструментом для развития творческих способностей обучающихся. Главное в этом деле - компетентность и умеренность.
Материал химии - благодатное поле для применения технологий мультимедиа. Благодаря использованию презентаций, на смену иллюстративно-объяснительным методам обучения и механического усвоения фактологических знаний приходит умение самостоятельно приобретать знания.
Но главная моя задача, чтобы ученик не превратился в автомат, а мог мыслить и работать по предложенному алгоритму. Поэтому (не боюсь этого сказать) наряду с информационными методами обучения использую и традиционные.
Использую компьютер с целью осуществления тренировки в процессе усвоения материала, самоподготовки обучающихся, дифференциации, проведения лабораторных работ в условиях имитации в комплексной программе реального опыта или эксперимента, т.к. улучшается наглядность подачи материала за счет цвета, звука, движения, темп урока ускоряется на 10-15% за счет усиления эмоциональной составляющей, обучающиеся проявляют интерес к предмету и легко усваивают материал.
При изучении химии важно развивать представление обучающихся о мире и месте человека в нем через интеграцию химических знаний и умений со знаниями смежных наук, в том числе и русского языка. Учу школьников осуществлять перенос имеющихся знаний из области русского языка на химический материал, тем самым давая понять, что все науки взаимосвязаны и необходимы.
Отдаю предпочтение творческим работам — написанию химических загадок, сочинений, эссе, сказок, созданию книжек. В реальном обучении перечисленные виды творчества, которые я использую на уроке - единое целое, взаимно дополняют друг друга и обогащают самостоятельную поисковую деятельность обучающихся, активизируют и стимулируют умственную деятельность школьников.
Как красиво звучит стихотворение о глюкозе.
Певица Глюкоzа ...Ну хороша! И фигура и душа! Её послушайте совет Ведь он хорош и спору нет! Чтоб быть вечно молодым. Слегка красивым, не больным Принимать нужно глюкозу Только очень осторожно. | Содержится в соке винограда, Используется для мармелада, И в душистых пряниках, И в карамельках сладеньких, От организма истощенья Ешь глюкозу, не варенье! И будешь снова ты опять Словно звездочка сиять!!! |
Мне удалось сделать обучение более комфортным для обучающихся и подчинить изучение предмета естественно-научного цикла гуманитарному профилю образования.
Урок химии... Как похож и не похож он на другие уроки! Каждый урок химии - это путешествие в мир веществ, их свойств и превращений. А сделать это путешествие увлекательным помогает современный кабинет химии, в котором важная роль отводится комнатным растениям.
Ведь мы едины с природой. Ветви деревьев сродни человеческим венам. Весна, когда вскроются почки, Вновь прилетают ласточки, вселяет в нас радость. Любуйтесь окружающим миром - сегодня и всегда! (Элен Эксли) |
Ведь растения - фильтры воздуха, мастера хорошего настроения - заряжают позитивной энергией, обворожительные красавицы - герани улучшают кровообращение. Кроме гигиенической и санитарной функции растения выполняют эстетико-психологическую функцию - воздействуют на человека красотой форм и цветом, окраской листьев, цветов.
Моей ученицей был проведен социологический опрос обучающихся 9-11 классов: в каком кабинете более комфортно, уютно, легко? Кабинетом - лидером оказался наш кабинет химии - 76,7% респондентов ответили положительно. И в этом ведущую роль сыграли мои многочисленные любимцы: фиалки, кротоны, бровалии, гибискусы, эухарисы, гелиотроп, мирт, антуриумы, герани, ахименосы и т.д. Ведь близость к цветам, созерцание их неповторимой совершенной и тонкой красоты смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера. Это очень актуально, т.к. школа объявляет главной ценностью душу живую - ребенка. Важно не только проникнуть в мир ребенка, важно не сломать мир его души. Если он впустил тебя в этот мир, береги его доверие!
Я хочу, чтобы у ребенка на моих уроках складывалась целостная картина мира и понимание роли человека в этом мире.
Все уроки, как люди, похожи и разны.
Если к ним приглядеться с различных сторон,
Ведь бывают они, как мучительный сон.
Но порой расцветут ваши милые лица
И живым любопытством глаза озарит,
И в десятках голов моя мысль шевелится,
И в десятках сердец моё сердце стучит.
Чтобы о нас говорили: учитель - это не тот, кто тебя учит, это тот у кого ты учился. Химии и жизни.
(Николай Платэ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.
Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ЭСТЕТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ЭСТЕТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ....
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....
Доклад на ШМО "Эстетического цикла " По теме: " Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта"
Эстетическое воспитание средствами физической куль...
Эстетическое воспитание –это эстетическое отношение к децствительности
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступа...
Воспитание патриотизма в образовательном процессе отдела эстетического воспитания
Статья о воспитании патриотизма в старшем хоре музыкально-хоровой студии...