Конспект урока по теме "Основания"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_osnovaniya_04.12.2015microsoft_word.docx | 72.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 35
Конспект урока
по теме «Основания»
(8 класс)
Урок подготовлен и проведен
учителем химии
первой квалификационной
категории
Ждановой Н.В.
Рязань – 2015
Тема урока: «Основания».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: создать содержательные и организационные условия для восприятия. осмысления. осознания и первичного запоминания характеристики класса неорганических соединений-оснований (состав, классификация, номенклатура, физические свойства, правила техники безопасности при работе со щелочами, действие индикаторов на основания и применение) .
Задачи:
- обучающие: систематизировать и развивать представления об основаниях, изучить физические свойства, действие индикаторов на основания и применение, совершенствовать навыки проведения эксперимента.
-развивающие: развивать самостоятельность мышления, интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать по аналогии, выдвигать предположения, делать выводы).
-воспитательные: повышать положительную мотивацию учащихся в изучении химии, формировать научное мировоззрение, экологическое мышление, воспитывать культуру общения, активизировать познавательную деятельность
Планируемые результаты урока.
Личностные:
- в ценностно-ориентационной сфере — позитивное отношение к труду, целеустремленность;
- мотивация на дальнейшее изучение материала;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;
- в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения,
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Предметные:
Учащиеся в результате усвоения урока
будут знать:
определения: основания, гидроксогруппа, щёлочи, индикаторы, а также правила техники безопасности при работе со щелочами ;
будут уметь:
- находить формулы оснований среди других классов и называть их;
- работать с таблицей растворимости;
- выполнять опыты по распознаванию оснований среди других классов неорганических веществ с помощью индикаторов;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и её представления в различных формах;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учащиеся в результате усвоения урока
получат возможность:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических реакций;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- безопасного обращения со щелочами, лабораторным оборудованием.
Реактивы и оборудование:
- карточки-задания, инструктивные карты (на столах учащихся), таблица Д.И. Менделеева и растворимости;
- пробирки с твердыми веществами – NaOH, Ca(OH)2 , Fe(OH)3,
- вода, растворы индикаторов: лакмуса, фенолфталеина, метилоранжевого – во флаконах,
- раствор NaOH, Cu(OH)2 – во флаконах,
- для докладчиков(лакмусовая бумажка, гидроксиды натрия , калия и кальция –тв.,прибор для собирания газов, р-р соляной кислоты, мел, известковая вода),
- планшетка для капельного анализа,
- фоновый экран,
- компьютер,
- проектор,
- интерактивная доска
-презентация к уроку.
Ход урока:
1.Организационный момент (1 мин).
Приветствие, отсутствующие.
2.Мотивация(1 мин).
Учитель: «Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное»
(Н.И. Пирогов)
Слайд№1
3.Актуализация знаний (3 мин).
Учитель
Сегодня вам предстоит совершить увлекательное путешествие в одну химическую страну. Но прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить свой багаж знаний.
Фронтальный опрос в форме игры «Попади в цель»:
- Дайте определения оксидам и назовите их общую формулу?
- В каком случае при названии оксида валентность указывается в скобках?
- Назовите предложенные вещества: CO2, MgO, LiOH
Ответы учащихся
Слайд№2
Учитель
С какой проблемой вы столкнулись и как найти выход?
Ответы учащихся
4.Целеполагание (3 мин).
Учитель
Решите анаграмму, определите тему урока (страну- путешественницу).
ОСАНВОНИЯ
Ответы учащихся
Слайд№3
Учитель
Сформулируйте цель и задачи урока.
Ответы учащихся ( цель: изучить класс оснований;
задачи: узнать общую формулу оснований, классификацию, номенклатуру, физические свойства, правила техники безопасности при работе с основаниями, взаимодействие с веществами , применение)
5.Открытие нового знания (теоретическая часть) (12 мин).
Учитель
Мы начинаем наше путешествие в страну «Основания».
Слайд№4
Станция №1 Информационная
Обратите внимание, у вас на столах находятся пробирки с твердыми веществами. На пробирках написаны формулы:
NaOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3. Запишите их в тетрадь.
Слайд№5
Учитель
Внимательно посмотрите, в чем между ними сходство и отличие?
Ответы учащихся
Учитель
Выведите общую формулу для класса оснований.
Ответы учащихся(Me(OH)n,)
Слайд№6
Учитель
Исходя из представленных формул ответьте на вопросы:
1.Что такое ОН? (для ответа воспользуйтесь пар.19,с.98)
2.От чего зависит число ОН?
3.Какова валентность ОН?
Ответы учащихся
Учитель
Зная общую формулу оснований, сформулируйте определение для класса оснований.
Слайд№7
Учитель
Номенклатура оснований. Расшифруйте схему, которая поможет правильно назвать формулы ранее записанных оснований.
Слайд№8
Ответы учащихся
Учитель
Используя данный алгоритм назовите формулы оснований.
Ответы учащихся
Учитель
Сделаем паузу и проведём физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (использование офтальмотренажёра)
Учитель
Химия- экспериментальная наука. Прежде чем приступить к экспериментальной части необходимо изучить правила техники безопасности при работе с основаниями.
6. Открытие нового знания (экспериментальная часть) (13 мин).
Станция №2 Опытная
Слайд№9
Учитель
У вас на столах – инструкторские карточки, в которых прописан план работы по выполнению экспериментальной части (Приложение 1).
Работа в парах
Слайд№10-11
Ответы учащихся
Учитель
На нашем пути в страну Оснований встретились незнакомцы. Наверное, они для нас приготовили что-то интересное! Давайте их послушаем.
Ответы учащихся (сообщение 1-О лакмусе, сообщение 2-О гидроксидах натрия и калия, сообщение 3-О гидроксиде кальция)
(Приложение 2)..
Слайд№12,13,14.
7.Первичное закрепление (8 мин).
Станция №3 Конечная
1.Старая рукопись (самостоятельная работа учащихся с самопроверкой по эталону)
Учитель
В архиве нашли старую рукопись. Но она оказалась испорченной: во многих местах текст трудно разобрать. Восстановите записи.
- В состав формул оснований входят ………и ………
- В названии оснований в конце указывается валентность, если …………
- Основания делятся на …………и …………
- Вещества, меняющие окраску в зависимости от среды называют………..
- …………. действуют только на …… основания .
Слайд№15
- В состав формул оснований входят металл и гидроксогруппа.
- В названии оснований в конце указывается валентность, если она переменная.
- Основания делятся на растворимые и нерастворимые.
- Вещества, меняющие окраску в зависимости от среды индикаторы.
- Индикаторы действуют только на растворимые основания.
Слайд№16
Критерии оценивания:
«5» -5 правильных ответов,
«4»- 4 правильных ответов,
«3»- 3 правильных ответа,
«2»- менее 3-ёх.
Учащиеся оценивают себя.
Слайд№17
Учитель
Подводит итоги написания работы.
2.«Химическая экспертиза»
В химическую лабораторию поступили склянки с растворами без этикеток. Из накладной стало известно, что это склянки с дистиллированной водой и щёлочью. Как определить каждое из веществ и правильно наклеить этикетки?
Ответы учащихся
Слайд№18
Домашнее задание (1 мин).
§19, раб. тетр. с.83 №4,5 .
Творческое задание составить интеллект-карту «Применение оснований»
Слайд№19
8.Подведение итогов. Рефлексия(2 мин).
Обсуждение (достигли цели, решили задачи).
Выставление оценок за урок.
Учитель
Необходимо дополнить фразы.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Слайд№20
Учитель
Урок окончен. Можете быть свободны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....