Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Рабочая прграмма к учебнику О.С. Габриеляна 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по химии 9 класс | 63.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по химии для 9 класса
к учебнику О.С. Габриеляна
учителя
МОУ «Старо-Татауровская СОШ»
Поповой Марины Борисовны
первой квалификационной категории
9 класс. Химия.
Рабочая программа.
Пояснительная записка.
Программа составлена на основании федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Контрольных работ -5
Практических работ-6
Резервное время -4 часа.
Форма итоговой аттестации - контрольная работа.
Цели и задачи курса:
- усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии; химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
В результате изучения химии ученик должен: знать / понимать
Требования к уровню подготовки учащихся
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Методический блок
В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология.
В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:
- технологии развития критического мышления через чтение и письмо
- компьютерных технологий (создания презентаций POWERPOINT по некоторым темам курса ,использование CD-дисков по предмету;
- технологии проектной деятельности (создание информационных проектов).
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:
индивидуальная (консультации);
групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
Данная программа предусматривает установление межпредметных связей с некоторыми предметами, изучаемыми в 9 класссе: устанавливаются межпредметные связи при изучении физических свойств неорганических соединений соединений, при изучении строения атома – с физикой; при изучении вопросов применения неорганических соединений и их физиологического действия на организм – с биологией; при решении расчетных задач – с математикой. На втором году обучения (9 класс) введение дополнительных химических понятий чередуется с рассмотрением строения и свойств неорганических веществ. В специальном разделе кратко рассматриваются элементы органической химии и биохимии в объеме, предусмотренном обязательным минимумом. При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:
- лекции с использованием презентаций по теме или материалов CD-дисков по неорганической химии;
- домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение расчетных задач разной сложности по индивидуальным карточкам).
Система контроля по курсу 9 класса включает защиту практических работ, проведение самостоятельных работ и 4 контрольных работ, Итоговую контрольную работу. Для отработки навыков составления формул неорганических веществ, названия веществ по систематической номенклатуре, а также составлении уравнений химических реакций с участием неорганических веществ применяются дидактические карточки, которые также могут использоваться для оперативного контроля.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Повторение основных вопросов курса
8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
ТЕМА 1
Металлы (16 часов)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
Практикум № 1
Свойства металлов и их соединений (3 часа)
1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
ТЕМА 2
Неметаллы (22 часа)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Практикум № 2
Свойства неметаллов и их соединений (2 ч)
4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 5. Получение, собирание и распознавание газов.
ТЕМА 3
Органические соединения (11 часов)
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.
ТЕМА 4
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (4 часа)
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления.
СИСТЕМА ФОРМ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5» :
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4» ;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо ванию учителя.
Отметка «З» :
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2» :
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые уча щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4» :
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с ве ществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен ная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необ ходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Практическая часть (состоит из 6 практических работ)
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Представленные в рабочей программе практические работы проводятся на отдельных уроках.
Практическая работа №1
по теме: «Осуществление цепочки химических превращений металлов»
Цель: повторение правил ТБ, изучение способов получения и свойства металлов.
Оборудование: лабораторный штатив, держатель, лабораторная посуда, реагенты
Ход работы
1.Инструкция по технике безопасности
2.Задание 1. Получение гидроксида алюминия и изучение его амфотерных свойств.
3. Задание 2. Подтверждение качественного состава хлорида кальция.
4. Задание 3.Изучение способов получения сульфата железа(II).
Практическая работа №2
по теме: « Получение и свойства соединений металлов»
Цель: повторение правил ТБ, распознавание и получение веществ
Оборудование: лабораторный штатив, держатель, лабораторная посуда, реагенты
Ход работы
1.Инструкция по технике безопасности
2. Задание 1. Опытным путем определите какие вещества в какой из пробирок (по вариантам).
3. Задание 2. Подтверждение качественного состава железного купороса.
4. Задание 3. Получение оксида железа (III)
Практическая работа №3
по теме: «Решение экспериментальные задач на распознавание и получение веществ»
Цель: повторение правил ТБ, распознавание и получение веществ
Оборудование: лабораторный штатив, держатель, лабораторная посуда, реагенты
Ход работы
1.Инструкция по технике безопасности
2. Задание 1. Подтверждение качественного состава серной кислоты.
3. Задание 2.Изучение взаимодействия цинка и серной кислоты.
4. Задание 3. Распознавание соляной, серной кислоты и гидроксида натрия.
Практическая работа №4
по теме: «Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода»
Практическая часть выполняется по инструкции в учебнике(стр. :186)
Практическая работа №5
по теме: «Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа азота и углерода»
Практическая часть выполняется по инструкции в учебнике.(стр. 187)
Практическая работа №6
по теме: «Получение, собирание и распознавание газов»
Цель: повторение правил ТБ, получение, собирание и распознавание газов
Оборудование: лабораторный штатив, держатель, лабораторная посуда, реагенты
Ход работы
1.Инструкция по технике безопасности
2. Задание 1. Получение, собирание и распознавание водорода.
3. Задание 2. Получение, собирание и распознавание аммиака.
4. Задание 3. Получение, собирание и распознавание кислорода.
5. Задание 3. Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)
2.Изготовление моделей водородов.
Учебно-тематический план
№ п\п | Раздел, тема | Всего, час. | В том числе | |
Форма контроля | практ. работы | |||
1 | Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса | 6 | Входной контроль К.р.№1 | |
2 | Тема 1. Металлы | 20 | К.р.№2 | Пр.р.,№1,2,3 |
3 | Тема 2. Неметаллы | 25 | К.р.№3 | Пр.р.,№1,2 |
4 | Тема 3. Органические соединения | 13 | К.р.№4 | Пр.р.№1 |
5 | Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 4 | К.р.№ 5 | |
Итого | 68 | 5 | 6 |
Календарно-тематическое планирование по химии 9 класс (2 часа в неделю )
№ п/п Дата проведения | факт | Тема урока | Тип урока | Формы и методы | Химический эксперимент: Д-демонстрации, Л - лабораторные | Задание на дом | |||||||||
дата | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 5 | 8 | 9 | ||||||||||
1 | Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева | Повторение и обобщение знаний | Беседа с элементами объяснения учителя | § 1, упр. 1-5 | |||||||||||
2 | Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений Амфотерные оксиды и гидроксиды | Урок закрепления изученного (урок –практикум) Повторение и обобщение знаний | Беседа с элементами объяснения учителя | Д. Получение и характ. свойства основн. и кислотн оксидов; основания и кислоты (CaO и SO2; Ca(OH)2 H2SO4) Д. Свойства гидроксидов хрома Л. Получение и свойства амфотерного Гидроксида (Zn(OH)2 илиAI(OH)3 | § 2, упр. 1-3 § 2, упр.4 | ||||||||||
3 | Периодический закон и система элементов Д.И.Менделеева | Повторение и обобщение знаний | Беседа с элементами объяснения учителя | § 3, упр. 7-10 | |||||||||||
4. | Свойства оксидов и оснований в свете теории ЭД и процессов окисления и восстановления. | Повторение и обобщение знаний | Беседа с элементами объяснения учителя | §35-43 (по учебнику 8 кл) | |||||||||||
5 | Реакции ионного обмена. Решение упражнений. | Повторение и обобщение знаний | Беседа с элементами объяснения учителя | §35-43 (по учебнику 8 кл) | |||||||||||
6 | Контрольная работа №1 по повторению. Входной контроль | Контроль знаний | Тестирова ние | ||||||||||||
1/7 | Положение элементов-металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева и особенности строения атомов. Физические свойства металлов | Обобщение и систематизация знаний | Строение атомов металлов, особенности металлической химической связи | Объяснять строение атомов металлов, положение их в ПСХЭ Д.И.Менделеева | § 4, упр. 1-6, § 5, упр. 1-3 § 6 | ||||||||||
2/8 | Общие химические свойства металлов | Изучение нового материала | Химические свойства металлов | Составлять уравнения ОВР | §8, упр. 1,3,4,5 | ||||||||||
3/9 | Решение упражнений по теме « Химические свойства металлов» | Отработка материала | Химические свойства металлов | Составлять уравнения | |||||||||||
4/10 | Сплавы | Изучение нового материала | Понятие сплава, их виды, значение | Давать характеристику сплавов | § 7, упр.1-3 | ||||||||||
5/11 | Металлы в природе. Общие способы их получения | Изучение нового материала | Понятие металлургии, ее разновидности | Применять полученные знания | § 9, упр. 1-6 | ||||||||||
6/12 | Общие понятия о коррозии металлов | Изучение нового материала | Понятие коррозии, ее виды | Объяснять причины и механизм коррозийных процессов | § 10, упр. 2,6,7 | ||||||||||
7/13 | Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы Щелочные металлы | Изучение нового материала | Характеристику щелочных металлов | Давать характеристику по предложен. плану, записывать уравнения химических реакций, характериз. их свойства | §11 до соединений щелочных металлов, упр. 1-2 | ||||||||||
8/14 | Соединения щелочных металлов | Изучение нового материала | Химические свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов, области их применения | Составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства щелочных металлов и их соединений | §11 до конца, упр. 3, по желанию 4,5 | ||||||||||
9/15 | Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы | Изучение нового материала, комбинированный | Строение атомов щелочноземельных металлов, физические и химические свойства | Составлять схемы строения атомов, уравнения химических реакций, решать расчетные задачи | §12 до соединения щелочноземельных металлов, упр. 1,6,9 | ||||||||||
10/16 | Соединения щелочноземельных металлов и магния | Изучение нового материала, комбинированный | Химические свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов, области их применения | Составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства щелочноземельных металлов и их соединений | §12 до конца, упр. 5, 8 | ||||||||||
11/17 | Алюминий, его физические и химические свойства | Изучение нового материала, комбинированный | Строение атома, физические и химические свойства алюминия | Составлять схемы строения атома, уравнения химических реакций, решать расчетные задачи | §13 до соединений алюминия, упр. 3,4,7 7 | ||||||||||
12/18 | Соединения алюминия | Изучение нового материала, комбинированный | Химические свойства оксида и гидроксида алюминия, области их применения | Составлять схемы строения атома, уравнения химических реакций, решать расчетн. задачи | §13 до конца, упр 8, по желанию упр. 6 | ||||||||||
13/19 | Решение задач на расчёт выхода продукта от теоретически возможного | Практическая работа №1 Определение выхода продукта реакции | |||||||||||||
14/20 | Практическая работа №2 Соединения металлов 1-3А групп | ||||||||||||||
15/21 | Железо, его физические и химические свойства | Изучение нового материала, комбинированный | Положение железа в периодической системе, строение атома железа, свойства железа как простого вещества | Объяснять особенности строения и свойств элементов побочных подгрупп | §14 до соединений железа, упр. 4,5,6, | ||||||||||
16/22 | Соединения железа Fe2+ Fe3+ | Изучение нового материала, комбинированный | Особенности свойств соединений железа (II) и (III | Составлять генетические ряды железа (II) и (III) | §14 до конца упр. 2а, 8-по желанию | ||||||||||
17/23 | Решение задач и упражнений по теме Соединения железа | ||||||||||||||
18/24 | П.Р.3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ» Т.Б. | ||||||||||||||
19/25 | Обобщение по теме «Металлы» | Обобщение и систематизация знаний | Особенности строения и свойств металлов главных и побочных подгрупп | Составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства металлов, решать расчетн. задачи | Подготовиться к к/р по теме «Металлы» | ||||||||||
20/26 | Контрольная работа № 2 по теме «Металлы» | Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа | |||||||||||||
1/27 | Общая характеристика неметаллов | Обобщение и систематизация знаний | Беседа с элементами рассказа учителя, с/ р учащихся в р.т. | Строение атомов неметаллов, особенности химической связи немет-в | §15, упр. 1-6 | ||||||||||
2/28 | Химические элементы в клетках живых организмов. Водород | Изучение нового материала, | Беседа с элементами рассказа учителя, | макро- и микроэлементы | §16, упр. 1-3 | ||||||||||
3/29 | Общая характеристика галогенов | Изучение нового материала, комбинированный | Беседа с элементами рассказа учителя, с/ р уч-ся в р.т. | Строение атомов галогенов | § 17, упр. 1-8, § 19, упр. 1,2 | ||||||||||
4/30 | Соединения галогенов | Изучение нового материала, комбинированный | Беседа с элементами рассказа учителя, с/ р уч-ся в р.т. | Свойства галогенов | § 18, упр. 1-7 | ||||||||||
5/31 | Решение задач на избыток и недостаток | решения задач | с/ р учащихся в р.т. | Основные алгоритмы решения задач | |||||||||||
6/32 | Практическая работа № 1 Осуществление цепочки химических превращений | Обобщение и систематизация знаний, практическая работа | с/р, практический | Химические свойсва веществ основных классов соединений | Отчет о работе | ||||||||||
7/33 | Кислород. Вода | Изучение нового материала, комбинированный | Беседа с элементами рассказа учителя, с/ р учащихся в р.т | Важнейшие свойства кислорода и области его применения | § 20, упр. 2,3,6 | ||||||||||
8/34 | Сера, ее физические и химические свойства | Изучение нового материала, комбинированный | Беседа с элементами рассказа учителя, с/ р уч-ся в р.т. | Строение серы, понятие аллотропия | § 21, упр. 2,3,6 | ||||||||||
9/35 | Соединения серы | Изучение нового материала, комбинированный | Беседа с элементами рассказа учителя, с/ р уч-ся в р.т. | Свойства оксидов серы | § 22, оксиды серы (IV) и (VI), упр. 1,2,5,6 | ||||||||||
10/36 | Серная кислота и её соли | Изучение нового материала, комбинированный | Объяснительно-иллюстративный | Свойства серной кислоты, её солей, значение их в народном хоз-ве | § 22 до конца, упр. 3,4,8 | ||||||||||
11/37 | Практическая работа № 2 Экспериментальные задачи на определение веществ | Практическая работа | с/р, практический | Свойства анионов и катионов (качественные реакции) | Отчет о работе | ||||||||||
12/38 | Азот и его свойства | Изучение нового материала, комбинированный | Беседа с элементами рассказа учителя, с/ р уч-ся в р.т. | Строение азота, его биологическую роль | § 23, упр. 1-5 | ||||||||||
13/39 | Аммиак и его свойства | Изучение нового материала, комбинированный | Объяснительно-иллюстративный, беседа, с/р учащихся по выполнению заданий и упражнений | Строение и свойства аммиака; механизм образования донорно-акцептор. связи | § 24, упр. 1-7 | ||||||||||
14/40 | Азотная кислота и ее свойства | Изучение нового материала, комбинированный | Объяснительно-иллюстративный | Свойства азотной кислоты, её солей, значение их в народном хозяйстве | § 26 до солей аммония, упр. 1-5 | ||||||||||
15/41 | Соли азотистой и азотной кислот | Изучение нового материала, комбинированный | Беседа с элементами рассказа и объяснен. учителя, решение задач | Состав и свойства солей азотной и азотистых кислот | § 26 до конца, упр. 6,7 | ||||||||||
16/42 17/43 | Фосфор Соединения фосфора Фосфорная кислота. Фосфорные и азотные удобрения | Изучение нового материала, комбинированный Изучение нового материала, комбинированный | Беседа с элементами рассказа учителя, с/ р учащихся в р.т. Беседа с элементами рассказа и объяснения учителя, решение задач | Строение атома фосфора, его биологическую роль как простого вещества, аллотропные модификации фосфора | § 27, упр. 1-3 упр. 4-7 | ||||||||||
многообразие соединений фосфора, их свойства, области применения | |||||||||||||||
18/44 | Углерод | Изучение нового материала, комбинированный | Беседа с элементами рассказа учителя, с/ р учащихся в р.т. | Строение атома углерода, его аллотропные модификации | § 28, упр.1-8 | ||||||||||
19/45 | Оксиды углерода (II) и (IV) Карбонаты | Изучение нового материала, комбинированный Изучение нового материала, комбинированный | Беседа с элементами рассказа учителя, с/ р учащихся в р.т. Беседа с элементами рассказа и объяснения учителя, решение задач | Строение и свойства оксидов углерода многообразие соединений углерода, их свойства, области применения | § 29 упр. 1-8 | ||||||||||
20/46 | Кремний и его соединения | ||||||||||||||
21/47 | Силикатная промышленность | ||||||||||||||
22/48 | Практические работы № 6 Получение , собирание и распознавание газов » | Обобщение и систематизация знаний, практическая работа | с/р, практический | Способы получения, собирания газов | Отчет о работе | ||||||||||
23/49 | Практическая работа Соединения серы, галогенов, азота | Обобщение и систематизация знаний, практическая работа | с/р, практический | Способы получения, собирания газов | Отчет о работе | ||||||||||
24/50 | Обобщение по теме «Неметаллы» | Обобщение и систематизация знаний | Выполнение заданий и упражнений, решение расчетных задач | Особенности строения и свойств металлов главных и побочных подгрупп | |||||||||||
25/51 | Контрольная работа№3 по теме «Неметаллы» | Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа | с/р | ||||||||||||
1-2 52-53 | Общие представления об органических веществах. Предмет органической химии. Строение атома углерода. | Первоначальные сведения о строении ОВ. Теория .витализма Понятие об изомерии и гомологическом ряде. Изготовление моделей УВ | §31, упр. 1-6 | ||||||||||||
3/54 | Предельные Углеводороды . | Строение алканов, номенклатура, особенности физических и химических свойств | §32, упр. 1-6 | ||||||||||||
4/55 | Непредельные Углеводороды | Строение алкенов на примере этилена, номенклатура, особенности физических и химических свойств | §33, упр.1-6 | ||||||||||||
5/56 | Практическая работа Шаростержневые виды моделей молекул веществ и другие | ||||||||||||||
6/57 | Понятие о спиртах на основе реакции гидратации этилена и взаимодействия этилена с раствором перманганата калия | Объяснительно-иллюстративный | §36, упр. 1-5 | ||||||||||||
7/58 | Окисление альдегида в кислоту и понятие об одноосновных карбоновых кислотах | Объяснительно-иллюстративный | §37, упр 1-6, §38,упр. 1-4.6 | ||||||||||||
8/59 | Понятие о сложных эфирах. Жиры | Объяснительно-иллюстративный | §38, упр. 2,3 §39, упр. 1-5 | ||||||||||||
9/60 | Реакции поликонденсации аминокислот. Белки | Беседа с элементами рассказа учителя | §40, упр. 2-5 | ||||||||||||
10/61 | Углеводы | Беседа с элементами рассказа учителя | §41, упр. 1-6 | ||||||||||||
11/62 | Полимеры | Беседа с элементами рассказа учителя | §42, упр. 1-5 | ||||||||||||
12/63 | Обобщение знаний учащихся по органической химии | Выполнение заданий и упражнений, решение задач | Повт. Материал §§31-42 | ||||||||||||
13/64 | Контрольная работа №4Органические вещества | ||||||||||||||
1/65 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете строения атома | Беседа, сравнение, обобщение выполнение заданий и упражнений | Зад. В р.т. | ||||||||||||
2/66 | Химические реакции | Беседа, сравнение, обобщение выполнение заданий и упражнений | Зад. В р.т. | ||||||||||||
3/67 | Классы химических соединений в свете ТЭД | Беседа, сравнение, обобщение выполнение заданий и упражнений | Зад. В р.т. | ||||||||||||
4/68 | Контрольная работа №5 по теме «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» |
Исходными документами для составления учебной рабочей программы послужили:
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004,№ 1089;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013учебный год
Учебно-методическое обеспечение:
- Габриелян О. С. Химия-9: учебник для общеобразовательного учреждения.- М.: Дрофа, 2010-2011.
- Габриелян О.С. Химия 9: рабочая тетрадь.- М. Дрофа,2011.
- Габриелян О.С. Химия 9: Настольная книга учителя. М.: Дрофа, 2003.
- Контрольные и проверочные работы. Химия. К уч-ку О.С. Габриеляна.9кл. – М.; Дрофа 2004
- Методическое пособие 8-9 кл. Химия. О.С. Габриелян- М.; Дрофа 2001
- Рассказы о металлах. С. И. Венецкий.- М. «Металлургия»
- Рабочая тетрадь по химии 9кл.С.-Петербург. «М и М»
- Я познаю мир. Химия. Л.А.Савина. АСТ-ЛТД, 1997.
- 2400 задач по химии для школьников и поступающих в ВУЗы. Кузменко Н.Е. М. Дрофа. 1999.
10. Химия. Развернутое тематическое планирование по программе О.С.Габриеляна. 8-11 классы. Ширшина Н.В. Волгоград. «Учитель» 2009
Условные обозначения:
Р.Т. – рабочая тетрадь С.Р. - самостоятельная работа
К.Р. – контрольная работа
П.Р. – практическая работа ПСХЭ - периодич. система хим. элементов
Дополнительная литература для учителя и учащихся
- Некрасова Л. И. Химия. 9 класс: карточки заданий к учебнику О. С. Габриеляна. Саратов: Лицей, 2004.
- Химия: поурочные планы по учебнику О. С. Габриеляна / авт.-сост. В. Г. Денисова. – Волгоград, 2007
3.Денисова, В. Г. Материалы для подготовки к ЕГЭ по химии за курс основной школы. – Волгоград: Учитель, 2004.
4. Ширшина, Н. В. Химия. 9 класс: тестовые задания для подготовки к итоговой аттестации. – Волгоград: Учитель, 2004.
Степин, Б. Д., Аликберова, Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.
5.Назарова Т.С. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. Б-ка учителя химии. 96 с.: ил.
6.CD-ROM диски
- 1С:репетитор – химия
- Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 кл
- Электронный учебник для подготовки к ЕГЭ
- неорганическая химия 8-9кл
- Мультимедийный курс на CD-ROM Химия 7-11 класс
6.Химические Интернет-ресурсы (химоза, занимательная химия ,ЕГЭ сеть творческих учителей, открытый класс , сайт М.А.Ахметова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...