Уровневый контроль знаний на уроках химии.
статья по химии на тему
Современные требования к процессу обучения вызывают у учителя необходимость постоянно работать над совершенствованием организации и методики проведения уроков. Как показывает опыт, осуществление дифференцированного подхода к учащимся способствует повышению эффективности процесса обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urovnevyy_kontrol_znaniy_na_urokah_himii.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Уровневый контроль знаний на уроках химии.
Учитель химии
МБОУ «СОШ №26»
г. Астрахани
Бакулина Т.П.
Современные требования к процессу обучения вызывают у учителя необходимость постоянно работать над совершенствованием организации и методики проведения уроков. Как показывает опыт, осуществление дифференцированного подхода к учащимся способствует повышению эффективности процесса обучения.
Различные аспекты проблемы дифференцированного обучения являются предметом исследований в психологии, возрастной физиологии, педагогике. В теоретической и прикладной психологии исследуются психологичекие основы индивидуализации и дифференциации обучения; среди таких основ называются уровень обученности и обучаемости, уровень общих умственных способностей, скорость усвоения, индивидуальный стиль умственной деятельности, психофизичесие особенности учащихся. Исследуются и анализируются физиолого-гигиенические последствия уровневой дифференциации.
Положительный потенциал дифференциации:
а) позволяет выровнять развитие слабых, делает обучение посильным;
б) слабый не ощущает своей слабости, сильный должен прилагать больше усилий при учебной работе;
в) учителю легче подбирать дидактический материал, который соответствует различным уровням в классе;
г) научно-обоснованные основания для дифференциации позволяют учитывать индивидуальные, интеллектуальные, психофизические особенности учащихся.
Химия, как учебный предмет средней школы наряду с другими предметами формирует личность учащихся. Для достижения этой главной цели, стоящей перед общеобразовательной школой, обучение химии ставит перед собой задачи, решение которых осуществляется с позиций единства общеобразовательной, воспитывающей и развивающей функций обучения.
Одной из таких задач является: привитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке в ее фронтальных, групповых и индивидуальных формах.
Развитие учащихся возможно только с учетом их индивидуальных особенностей – а именно через уровневую дифференциацию.
Контроль результатов обучения – важная часть процесса обучения. Его задача заключается в том, чтобы определить, в какой мере достигнуты цели обучения. От того, насколько умело учитель использует дифференцированный подход к контролю знаний, зависит успех его деятельности.
Во всех случаях контроль результатов обучения должен определяться важным критерием уровня усвоения. Последние зависят от целей и требований к обучению:
- Низкий – уровень узнавания и воспроизведения объекта изучения.
- Средний – уровень, характеризующийся умением найти необходимый путь решения познавательной задачи.
- Высокий уровень – умение ставить перед собой задачу и решить ее, используя необходимые мыслительные приемы.
Развивающий характер дифференцированных заданий будет реализован в большей мере, если в работе с ними будут учтены индивидуальные особенности учащихся, проявляемые в особенностях нервной системы, в отношении к различным видам учебной работы, от чего зависят личные успехи каждого в успеваемости.
Для успешного осуществления индивидуального подхода к учащимся большое внимание уделяю прежде всего их изучению. Для этого использую наблюдения за учениками в процессе урока, при выполнении ими различных видов самостоятельных работ, результаты индивидуальных бесед, тесное сотрудничество с психологом, классным руководителем. Опираясь на данные сведения учащихся делю на три уровня: I – низкий, II – средний, III – высокий. Деление на уровни условное. Если по результатам контрольной, самостоятельной работ ( с правом выбора учащимися уровня) я вижу, что учащийся не справился со своим уровнем, то после работы над ошибками он переводится на уровень ниже. Это способствует устранению некоего барьера непреодолимости выполнения заданий. Если учащийся показывает более высокие знания, то при следующей работе он может получить задания более высокого уровня. То есть, в зависимости от запаса знаний, перевожу учащихся из одной группы в другую.
Задания каждой контрольно, самостоятельной работ сгруппированы в три уровня. В I уровень включаю задания, проверяющие усвоение необходимого минимума конкретных знаний по химии. Выполнение заданий этой программы требует от учащихся репродуктивной деятельности, поэтому оцениваю работу на «3». Задания, выполнение которых требует от учащихся способности применять знания в новых ситуациях, умения совершать логические операции, включены во второй уровень. Оцениваю их на «4». III уровень содержит задания, требующие целостного восприятия материала, самостоятельно проводить обобщение и сравнение, иногда способности свободно пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях. Оцениваю их на «5».
Уровневый контроль знаний, как одна из составляющих дифференциации адаптирует учебный процесс к особенностям ученика, темпу его продвижения, специфике памяти, мышления, учитывает интересы и познавательные потребности учащихся. Все это должно способствовать удовлетворению ученика учебным процессом. Повышается психологическая комфортность обучения и снижается уровень тревожности. Рост мотивации связан с возникновением ситуаций успеха в учебной деятельности учеников, устранением пробелов в знаниях, приобретением общеучебных умений и навыков, способствующих успешному усвоению знаний. Если у ребенка начинает получаться выполнение необходимых учебных действий, естественно, он с большим желанием возьмется за выполнение задания.
Известно, что все дети разные – и по способностям и по темпам продвижения, по интересам и познавательным потребностям.
Каждый школьник талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Важно создать условия для того, чтобы он раскрылся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренировка и выработка устойчивых навыков работы с тестами при контроле и оценке знаний обучающихсяна уроках химии и биологиис целью подготовки учащихся к ЕГЭ"
Данная презентация может оказать методическую помощь при подготовке обучающего семинара по вопросу использования тестовой технологии...
Использование элементов дистанционного обучения при использовании системы СИНТЕЗ для контроля знаний учащихся по химии
Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся. Действительно, проверка и оценка зн...
Текущий контроль знаний при обучении химии с использованием системы интерактивного опроса и голосования Hitachi Verdict.
Статья о целесообразности использования системы интерактивного опроса и голосования при текущем контроле знаний при обучении химии....
Мастер-класс "Контроль знаний на уроках химии"
Материал содержит презентацию....
Тестовые задания для проведения оперативного контроля знаний по дисциплине "Химия" для всех специальностей среднего профессионального образования технического профиля на базе основного общего образования
Данный материал включает тестовые задания и варианты простых расчётных задач по темам: "Классификация неорганических соединений" и "Химические реакции". Данные задания могут быть использованы как для ...
Повышение качества знаний учащихся через организацию системы контроля знаний в обучении химии
Работая в школе, собираю крупицы педагогической мудрости, ищу различные формы, методы, приёмы контроля знаний учащихся, которые помогли бы сделать обучение химии более эффективным, о...
Методические рекомендации по организации контроля знаний по предмету «Химия»
Назначение контроля знанийПод контролем знаний автором данной работы подразумевался объективный контроль, который обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов и может быть выполнен с...