Разработка урока-конференции "Глобальное потепление - быть или не быть?
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Буханова Евгения Юрьевна

Данный урок может проводиться в 10 классе при изучении темы "Углеводороды". В форме ролевой игры с использованием инновационных технологий учащиеся научатся рещать задачи по термохимическому уравнению, обсудят глобальные экологические проблеммы современности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_buhanova_e.yu_.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Буханова Евгения Юрьевна

Район

Московский

Место работы

МБОУ СОШ № 178

Должность

Учитель химии и биологии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Химия, базовый уровень

Класс

10 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

 Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. -М, Дрофа, 2010.  - 78с.  

Рекомендована Министерством   образования и науки Российской Федерации                             

 Габриелян О.С., Химия . 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Габриелян О.С. – 4-е изд. стереотип.. – М,  Дрофа, 2007-2011, 191 с.

Тема учебного занятия

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок-конференция  «Глобальное потепление. Быть или не быть?»

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Изучаемая тема «Глобальное потепление. Быть или не быть?»

Органическая химия.10 ч.

  1. Предельные углеводороды
  2. Непредельные углеводороды
  3. Урок-конференция  «Глобальное потепление. Быть или не быть?»

Воздейст

Учебная задача

 На основе ролевого взаимодействия провести анализ одной  из экологических проблем современности, связанную с глобальным потеплением.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Цель – предмет (предметный результат)

Закрепление понятия о количестве вещества и единицах его измерения: моль, молярная масса, закон сохранения массы веществ и энергии, формулы, связывающие эти величины.Показ взаимосвязи физико-химических величин: массы, количества вещества, тепловой эффект химической реакции на примере конкретных веществ и смесей газов, которые окружают нас в повседневной жизни (природный газ, бензин, другие виды топлива).

Цель – способ (метапредметный результат)

Развитие абстрактного и логического мышления, математических и творческих способностей, художественного вкуса, использование средств интернета и компьютерных технологий при составлении и защите презентаций.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в осознании ценности формирования экологической культуры и экологического типа мышления на примере анализа проблем, связанных с глобальным потеплением; навыков безопасного здоровьесберегающего поведения в окружающей среде. Воспитание умения работать в команде, организованности и самодисциплины, быстрота реакции, формирование мировоззрения, экологической грамотности, исследование психологического климата в коллективе.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт  работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях;

- владеют техникой публичного выступления

- знают химические свойства основных классов неорганических и органических веществ, пути трансформации биогенных элементов в атмосфере, основные экологические законы

- могут осуществлять интеграцию химических, биологических и экологических знаний  и субъектного опыта для решения  контекстных заданий, выявлять экологические проблемы и их последствия, возникающие при взаимодействии человека и природы;

-обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением

- владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);

- могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их;

- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

  • заполнение маршрутного листа на раздаточном материале
  • фронтальная работа в эвристической беседе
  • выполнение тестовых заданий и ситуационной задачи
  • выполнение ситуационной задачи
  • участие в разрешении проблемной ситуации
  • выступление с презентацией
  • участие в разрешении проблемной ситуации
  • участив дискуссии
  • выполнение расчетных задач

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

  1. Горбенко Н.В., Тупикин Е.И., Шустов С.Б. Химические аспекты экологии: методические рекомендации для учителя.
  2. Учебник   Габриелян О.С.,   Химия – 9 класс     Дрофа, 2010.  

 

  1. В презентациях учеников

http://www.ecology.ru  экология России;

http://www.ecology.spb.ru – российская экологическая страница

http://enwl.net.ru – все и всем об экологии

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

История учения о глбальном потеплении http://refstar.ru/data/r/id.23075_1.html 

Автомобильное топливо как угроза глобального потепления

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Парниковый эффект

http://www.chemistry.narod.ru/razdeli/eco/8.htm 

Экологические проблемы современности http://fcior.edu.ru/card/5666/krugovorot-azota-v-prirode.html  

Происхождение нефти и природного газа  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bed08f99-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?interface=pupil&class=51&subject=31&rub_guid[]=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09&rub_guid[]=4842a792-b504-427a-53c5-c94cd3e47e34 

Состав воздуха http://school-collection.edu.ru/catalog/res/23e76231-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/?interface=pupil&class=51&subject=31&rub_guid[]=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09&rub_guid[]=4842a792-b504-427a-53c5-c94cd3e47e34 

Фотохимический смог http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bed08fa6-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?interface=pupil&class=51&subject=31&rub_guid[]=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09&rub_guid[]=4842a792-b504-427a-53c5-c94cd3e47e34

Решение ситуационных задач по термохимическому уравнению http://school-collection.edu.ru/catalog/res/23e76235-aae9-11db-abbdческие

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, персональный компьютер


Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия

Психолого – педагогическое обоснование

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности

Фасилитационный подход 

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (решение заданий кроссворда)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: частично-поисковый

По характеру управления учебной работой: фронтальный опрос.

Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Опора на уже имеющиеся знания  обучающихся из курсов химии, биологии и экологии.

1.3. Создание проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение(проблемная ситуация)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности

В старшей школе наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций с акцентированием практического и общественно - социального значения полученных знаний.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

        Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

1. Организационный этап  2 мин.

2. Целеполагание – 1 мин.

3. Актуализация знаний – 4 мин.

4. Повторение и применение знаний в новой ситуации  23 мин.

5. Обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся. – 12 мин

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 3 мин.

Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрации ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия), репродуктивный (решение задачи по образцу)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия, соревнование.

Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль

Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

У старших подростков продолжают развиваться различные виды мышления

  • теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций)
  • наглядно-образное (использование материализированных (рисунки, схемы, формулы, уравнения) образов  объектов.)
  • словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование)

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (мультимедийная презентация, демонстрация ЭОР)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (решение задач по образцу)

По характеру управления учебной работой:  самостоятельно, под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха

В старшем подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности:

  • деятельность, связанная с формированием мировоззрения (в данном уроке-вопросы формирования аксиологической составляющей экологической культуры)
  • деятельность по овладению системой научных понятий в контексте профессионального самоопределения

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репородуктивные (программированное обучение – тест, ситуационная задача), продуктивные (проблемный и частично-поисковый-ситуационная задача)

По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа

Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная письменная работа и письменный самоконтроль)

Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий.

Контекстное обучение, компетентностный подход (использование компетентностно-ориентированных заданий -ситуационная задача)

тестовый контроль

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости.

Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для  решения ситуационной  задачи, адекватной открытому способу.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль, рейтинговая оценка.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся

Для старшеклассников  характерна способность  анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), владение действиями (знаю как?), понимание смысла изученного (знаю зачем?) и понимание степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся  готовятся к учебной деятельности

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Ранее мы познакомилсь с типологией химических реакций в органической химии, номенклатурой органических соединений.

Давайте разгадаем кроссворд и узнаем фамилию ученого, открывшего закон природы, который может дать нам ответ на один из глобальных экологических вопросов современности «Быть или не быть глобальному потеплению?»

Разрешают проблемную ситуацию, разгадывают кроссворд.

Коментируют выполненное задание.

В процессе беседы отвечают на вопросы, поставленные учителем.

1.3. Создание проблемной ситуации

Прав ли был М.В.Ломоносов, когда провозгласил: «Все перемены в Натуре случающиеся такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько же присовокупится к другому. Так, ежели где убудет материи, то умножится в другом месте; сколько часов положит кто на бдение, столько же сну отнимет…»

Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемной ситуации, используя имеющийся набор знаний, применяют  логические операции. Самостоятельно создают  алгоритм  деятельности при решении поставленной проблемы.

Для решения проблемы у учащихся имеется определённый минимум исходных знаний.из курса химии, биологии и экологии..

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

 Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности

Сегодня на уроке вы проанализируете с использованием знаний по химии других смежных наук экологическую проблему современности – глобальное потепление в форме урока конференции, на которой вы выступите с предварительно полученными заданиями, прорешаете задачи и придете к определенному выводу. В качестве разминки предлагается решение кроссворда.

Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы. Это побуждает их к самостоятельному рассуждению, правильному использованию терминов и понятий, грамотному владению химическим и биологическим языком

2.2. Выступление с презентациями команд

  1. «История учения о глобальном потеплении» Организация Историко-гуманитарное наследие
  2. «Оледенение или потепление ожидает нашу планету?» Институт прикладной химии
  3. «Добыча и переработка природного газа и нефти – одна из угроз глобального потепления» Газодобывающая компания Ространснефть
  4. «Автомобильное топливо как угроза глобального потепления» Союз автомобилистов
  5. «Культура поведения в природе – залог чистоты окружающей среды» Туристическая организация «Чистый лес»
  6. «Последствия парникового эффекта для планеты» Экологическая организация «Вместе в будущее»

Оценивают презентации, задают вопросы.

Используются материализированные образы химических объектов. (рисунки пособия, ЭОР, таблицы) записывают в тетрадях комментарии и уравнения химических реакций.

2.3. Экспериментальное решение задачи по инструкции.

  1. Поместите в колбу с водой и термометром 2 таблетки гидроперита. Добавьте катализатор оксид марганца (IV). Закройте крышечкой колбу. Как изменилась to ? 
  2. Какой газ выделяется? Вспомните как доказать его наличие. Проведите опыт, предварительно убрав термометр из колбы.
  3. Какие термохимические реакции происходят в данном эксперименте?

Дают комментарии интегративного характера, соединяя знания из курсов химии 8 класса, оценивая их с экологических позиций.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу, включающую ситуационную задачу и тесты. (См. приложение) 

Самостоятельно выполняют предложенную ситуационную задачу и тестовые задания. Как правило, это не вызывает затруднения. 

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Проводится рейтинговая оценка команд, а также вклад каждого участника по маршрутному листу.

На основе  анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Комментирование отметок, указание на достижения и недоработки обучающихся

Подведение итогов урока.

  1. Домашнее задание
  1. Ситуационная задача
  1. Проконсультируйтесь с учителем физики и решите задачу:

Задача.  Хватит ли 1 кг сухих дров, чтобы нагреть на костре 1 литр воды для приготовления чая в походе, если удельная теплоемкость воды 4200Дж/кго

Применение знаний в новой ситуации с практической направленностью.

Задания приведены в приложениях

        Ценность данного урока заключается в межпредметной связи химии с экологией, информатикой, общественными дисциплинами, а также в формировании активной жизненной позиции обучающихся, компетентном взгляде на окружающий мир, природные явления, которые взаимосвязаны друг с другом. Материалы урока доказывают, что современному человеку требуется внимательное, вдумчивое  отношение к природе, научный подход к анализу материалов средств массовой информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме:"Понятие бытия во фразеологии"

Теоритическая значимость данной работы заключается в обосновании понятия бытия во фразеологии. Пракическая значимость определяется возможностью применения ее результатов на практических занятиях на ан...

Методическая разработка по теме:"Понятие бытия во фразеологии"

Теоритическая значимость данной работы заключается в обосновании понятия бытия во фразеологии. Практическая значимость определяется возможностью применения ее результатов на практических занятиях по а...

Методическая разработка по теме:"Понятие бытия во фразеологии"

Теоритическая значимость данной работы заключается в обосновании понятия бытия во фразеологии. Практическая значимость определяется возможностью применения ее результатов на практических занятиях по а...

Методическая разработка конкурсной программы «Здоровым быть здорово!»

Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, связанных с формированием навыков здорового образа жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Проблема сохранения здоровья остае...

Методическая разработка урока: «Если хочешь быть здоров!»

урок нравственности. 20 минут работы в класс и 20 минут подвижных народных игр...

Методическая разработка урока Каким должен быть политик

Методическая разработка открытого урока "Каким должен быть политик", 11 класс, учебник Кузовлева И.П....

Методическая разработка урока "Глобальное потепление и проблемы окружающей среды"

Урок посвящен изучению проблем, вызванных глобальным потеплением....