Разработка урока-конференции "Глобальное потепление - быть или не быть?
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Данный урок может проводиться в 10 классе при изучении темы "Углеводороды". В форме ролевой игры с использованием инновационных технологий учащиеся научатся рещать задачи по термохимическому уравнению, обсудят глобальные экологические проблеммы современности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_buhanova_e.yu_.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Буханова Евгения Юрьевна |
Район | Московский |
Место работы | МБОУ СОШ № 178 |
Должность | Учитель химии и биологии |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | Химия, базовый уровень |
Класс | 10 класс |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. -М, Дрофа, 2010. - 78с. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации Габриелян О.С., Химия . 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Габриелян О.С. – 4-е изд. стереотип.. – М, Дрофа, 2007-2011, 191 с. |
Тема учебного занятия | |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Урок-конференция «Глобальное потепление. Быть или не быть?» |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Изучаемая тема «Глобальное потепление. Быть или не быть?» Органическая химия.10 ч.
Воздейст |
Учебная задача | На основе ролевого взаимодействия провести анализ одной из экологических проблем современности, связанную с глобальным потеплением. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | |||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | ||||
Цель – предмет (предметный результат) | Закрепление понятия о количестве вещества и единицах его измерения: моль, молярная масса, закон сохранения массы веществ и энергии, формулы, связывающие эти величины.Показ взаимосвязи физико-химических величин: массы, количества вещества, тепловой эффект химической реакции на примере конкретных веществ и смесей газов, которые окружают нас в повседневной жизни (природный газ, бензин, другие виды топлива). | ||||
Цель – способ (метапредметный результат) | Развитие абстрактного и логического мышления, математических и творческих способностей, художественного вкуса, использование средств интернета и компьютерных технологий при составлении и защите презентаций. | ||||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся убедятся в осознании ценности формирования экологической культуры и экологического типа мышления на примере анализа проблем, связанных с глобальным потеплением; навыков безопасного здоровьесберегающего поведения в окружающей среде. Воспитание умения работать в команде, организованности и самодисциплины, быстрота реакции, формирование мировоззрения, экологической грамотности, исследование психологического климата в коллективе. | ||||
Исходное состояние обучающихся: | - имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях; - владеют техникой публичного выступления - знают химические свойства основных классов неорганических и органических веществ, пути трансформации биогенных элементов в атмосфере, основные экологические законы - могут осуществлять интеграцию химических, биологических и экологических знаний и субъектного опыта для решения контекстных заданий, выявлять экологические проблемы и их последствия, возникающие при взаимодействии человека и природы; -обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением - владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия); - могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их; - могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности | ||||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | ||
|
|
|
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | |||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы | |
|
| http://www.ecology.ru экология России; http://www.ecology.spb.ru – российская экологическая страница http://enwl.net.ru – все и всем об экологии Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru | История учения о глбальном потеплении http://refstar.ru/data/r/id.23075_1.html Автомобильное топливо как угроза глобального потепления Парниковый эффект http://www.chemistry.narod.ru/razdeli/eco/8.htm Экологические проблемы современности http://fcior.edu.ru/card/5666/krugovorot-azota-v-prirode.html Происхождение нефти и природного газа http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bed08f99-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?interface=pupil&class=51&subject=31&rub_guid[]=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09&rub_guid[]=4842a792-b504-427a-53c5-c94cd3e47e34 Решение ситуационных задач по термохимическому уравнению http://school-collection.edu.ru/catalog/res/23e76235-aae9-11db-abbdческие | ||
Техническое обеспечение | Мультимедийный проектор, персональный компьютер |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия | Психолого – педагогическое обоснование | |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Подготовка учащихся к учебной деятельности Фасилитационный подход По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем | Создание комфортной психологической атмосферы урока | |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (решение заданий кроссворда) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: частично-поисковый По характеру управления учебной работой: фронтальный опрос. Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале | Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из курсов химии, биологии и экологии. | ||
1.3. Создание проблемной ситуации | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение(проблемная ситуация) По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности | В старшей школе наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций с акцентированием практического и общественно - социального значения полученных знаний. | ||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) 1. Организационный этап 2 мин. 2. Целеполагание – 1 мин. 3. Актуализация знаний – 4 мин. 4. Повторение и применение знаний в новой ситуации – 23 мин. 5. Обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся. – 12 мин 6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 3 мин. | Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока. | |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрации ЭОР) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия), репродуктивный (решение задачи по образцу) По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия, соревнование. Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире | У старших подростков продолжают развиваться различные виды мышления
| ||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (мультимедийная презентация, демонстрация ЭОР) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (решение задач по образцу) По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха | В старшем подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности:
| ||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репородуктивные (программированное обучение – тест, ситуационная задача), продуктивные (проблемный и частично-поисковый-ситуационная задача) По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная письменная работа и письменный самоконтроль) Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий. Контекстное обучение, компетентностный подход (использование компетентностно-ориентированных заданий -ситуационная задача) тестовый контроль | В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости. Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной задачи, адекватной открытому способу. | ||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль, рейтинговая оценка. | ||
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся | Для старшеклассников характерна способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), владение действиями (знаю как?), понимание смысла изученного (знаю зачем?) и понимание степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку | Учащиеся готовятся к учебной деятельности |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Ранее мы познакомилсь с типологией химических реакций в органической химии, номенклатурой органических соединений. Давайте разгадаем кроссворд и узнаем фамилию ученого, открывшего закон природы, который может дать нам ответ на один из глобальных экологических вопросов современности «Быть или не быть глобальному потеплению?» | Разрешают проблемную ситуацию, разгадывают кроссворд. Коментируют выполненное задание. В процессе беседы отвечают на вопросы, поставленные учителем. | |
1.3. Создание проблемной ситуации | Прав ли был М.В.Ломоносов, когда провозгласил: «Все перемены в Натуре случающиеся такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько же присовокупится к другому. Так, ежели где убудет материи, то умножится в другом месте; сколько часов положит кто на бдение, столько же сну отнимет…» | Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемной ситуации, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции. Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленной проблемы. Для решения проблемы у учащихся имеется определённый минимум исходных знаний.из курса химии, биологии и экологии.. | |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности Сегодня на уроке вы проанализируете с использованием знаний по химии других смежных наук экологическую проблему современности – глобальное потепление в форме урока конференции, на которой вы выступите с предварительно полученными заданиями, прорешаете задачи и придете к определенному выводу. В качестве разминки предлагается решение кроссворда. | Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы. Это побуждает их к самостоятельному рассуждению, правильному использованию терминов и понятий, грамотному владению химическим и биологическим языком |
2.2. Выступление с презентациями команд |
| Оценивают презентации, задают вопросы. Используются материализированные образы химических объектов. (рисунки пособия, ЭОР, таблицы) записывают в тетрадях комментарии и уравнения химических реакций. | |
2.3. Экспериментальное решение задачи по инструкции. |
| Дают комментарии интегративного характера, соединяя знания из курсов химии 8 класса, оценивая их с экологических позиций. | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу, включающую ситуационную задачу и тесты. (См. приложение) | Самостоятельно выполняют предложенную ситуационную задачу и тестовые задания. Как правило, это не вызывает затруднения. | |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Проводится рейтинговая оценка команд, а также вклад каждого участника по маршрутному листу. | На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Комментирование отметок, указание на достижения и недоработки обучающихся | Подведение итогов урока. | |
|
|
Задача. Хватит ли 1 кг сухих дров, чтобы нагреть на костре 1 литр воды для приготовления чая в походе, если удельная теплоемкость воды 4200Дж/кго | Применение знаний в новой ситуации с практической направленностью. |
Задания приведены в приложениях
Ценность данного урока заключается в межпредметной связи химии с экологией, информатикой, общественными дисциплинами, а также в формировании активной жизненной позиции обучающихся, компетентном взгляде на окружающий мир, природные явления, которые взаимосвязаны друг с другом. Материалы урока доказывают, что современному человеку требуется внимательное, вдумчивое отношение к природе, научный подход к анализу материалов средств массовой информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме:"Понятие бытия во фразеологии"
Теоритическая значимость данной работы заключается в обосновании понятия бытия во фразеологии. Пракическая значимость определяется возможностью применения ее результатов на практических занятиях на ан...
Методическая разработка по теме:"Понятие бытия во фразеологии"
Теоритическая значимость данной работы заключается в обосновании понятия бытия во фразеологии. Практическая значимость определяется возможностью применения ее результатов на практических занятиях по а...
Методическая разработка по теме:"Понятие бытия во фразеологии"
Теоритическая значимость данной работы заключается в обосновании понятия бытия во фразеологии. Практическая значимость определяется возможностью применения ее результатов на практических занятиях по а...
Методическая разработка конкурсной программы «Здоровым быть здорово!»
Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, связанных с формированием навыков здорового образа жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Проблема сохранения здоровья остае...
Методическая разработка урока: «Если хочешь быть здоров!»
урок нравственности. 20 минут работы в класс и 20 минут подвижных народных игр...
Методическая разработка урока Каким должен быть политик
Методическая разработка открытого урока "Каким должен быть политик", 11 класс, учебник Кузовлева И.П....
Методическая разработка урока "Глобальное потепление и проблемы окружающей среды"
Урок посвящен изучению проблем, вызванных глобальным потеплением....