Исследование участка реки Оки и прилегающей территории
методическая разработка по химии (10, 11 класс) на тему
В настоящее время в мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Актуальными они являются и в нашей местности. Поэтому была продолжена исследовательская работа по изучению реки Оки и прилегающей территории на участке с. Константиново (пристань) – с. Кузьминское (шлюз), начатая в 1998 г., повторное исследование - в 2006 г.
Такое направление было выбрано не случайно. Как известно, природа всегда была вдохновителем искусства, источником великих творений во все времена существования человечества. В лучших произведениях литературы, примером являются стихи нашего земляка С.А. Есенина, отражены картины природы. Однако мы видим и другое: вырубаются молоденькие елочки на крутых берегах, после «нашествия» туристов немало мусора и битого стекла, засоряются родники. Оставаться равнодушными нельзя. Нужно не только знать тот край, где ты живешь, но и бороться за его красоту и чистоту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reka_oka.doc | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « КУЗЬМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА»
Тема:
«Исследование участка реки Оки и
прилегающей территории»
категория: научно-практическая разработка
Автор: Манечкина Екатерина
Научный руководитель:
Павлова Наталия Викторовна -
учитель химии, биологии и экологии
СЛДЕРЖАНИЕ
1. Введение …………………………………………………………………… 2. Обследование выбранного участка, определение результатов …… 2.1 Визуальное исследование водоема ……………………………… 2.2 .Физико-химический анализ ………………………………………. 2.3. Обследование территории вблизи водоема …………………… 3. Выводы по итогам проделанной работы ……………………………… 4. Список литературы ……………………………………………………… 5. Приложения ………………………………………………………………... | 3 4 4 5 7 8 9 10 - 18 |
Введение. В настоящее время в мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Актуальными они являются и в нашей местности. Поэтому была продолжена исследовательская работа по изучению реки Оки и прилегающей территории на участке с. Константиново (пристань) – с. Кузьминское (шлюз), начатая в 1998 г., повторное исследование - в 2006 г.
Такое направление было выбрано не случайно. Как известно, природа всегда была вдохновителем искусства, источником великих творений во все времена существования человечества. В лучших произведениях литературы, примером являются стихи нашего земляка С.А. Есенина, отражены картины природы. Однако мы видим и другое: вырубаются молоденькие елочки на крутых берегах, после «нашествия» туристов немало мусора и битого стекла, засоряются родники. Оставаться равнодушными нельзя. Нужно не только знать тот край, где ты живешь, но и бороться за его красоту и чистоту.
Цели:
- выявление экологических проблем на исследуемой территории;
- участие в природоохранных мероприятиях.
Задачи:
- выявление источников загрязнения окружающей среды на исследуемой территории;
- подсчет количества несанкционированных свалок на данной территории;
- проведение экологического мониторинга;
- комплексное исследование р. Оки; сравнение с результатами исследований 1998, 2006 г.г.
- выявление родников, исследование качества воды
До начала практических работ были собраны историко-культурные сведения, так как село Константиново – родина нашего земляка С. Есенина.
Широкой прямой улицей пролегло Константиново вдоль крутого, холмистого правого берега Оки. Не прерывая этой улицы, подошла вплотную д. Волхона, а дальше большое село Кузьминское. Приезжему человеку не понять, где кончается одно село и начинается другое. Кто бывал здесь обязательно помнит: с высокого берега через Оку открываются раздольные и изумительно красивые заливные луга. За ними, у кромки леса, серебрится узкая, как клинок, полоска старицы. В незапамятные времена Ока текла вдали от Константинова. Однако, постепенно размывая устье безымянного ручья, впадавшего в нее с юга, мощными усилиями раздвигая берег, Ока затем по - хозяйски улеглась в чужое ложе и круто повернула к селу. Старики утверждают, что случилось это примерно 200 лет назад.
Исследование на выбранном участке реки проводилось в одно и то же время, а именно с марта по май соответственно в 1998, 2006, 2014 г.г. по методике Рямовой А.М. и др. «Исследование (проведение мониторинга) состояния пресноводных водоемов». Этот выбор был обусловлен тем, что в 1998 году данный участок реки был исследован при помощи этой же методики.
2. Обследование выбранного участка, определение результатов.
2.1. Визуальное исследование водоема.
Перед выполнением практических исследований была собрана информация об изучаемом водоеме.
Общая характеристика: «Ока – является самым крупным и многоводным правым притоком Волги и принадлежит бассейну Каспийского моря. Исток реки расположен на территории Орловской области. Общая длина Оки составляет 1478 км, на территории Рязанской области – 485 км, в районе – около 50 км. Ширина реки колеблется от 200 до 650 метров, глубина – от 4 до 7 метров, скорость течения около 0,1 – 0,5 м/с. Река – равнинная, преобладающее питание – снеговое. Долина реки ассиметричная, с правым крутым коренным берегом и террасами на левобережье. Пойма плоская. Левобережная пойма шириной 3-5 км занята заливными лугами, часто заболоченными, пересечена многочисленными старицами, озерами. Здесь встречаются участки, покрытые кустарником и лиственным лесом. Средний многолетний расход воды в реке составляет 538 м3/сек. Начало ледостав наблюдается в конце ноября. Начало весеннего ледохода – в конце марта – начале апреля. Средняя продолжительность подъема воды составляет 21-35 дней. Средняя продолжительность спада около 40 дней. Река судоходна. Наиболее крупными притоками Оки на территории района являются левобережные Солотча, Митяевка, Чернавка, Исток и правобережные Вожа, Осетр.
На реке в районе села Кузьминское летом 1914 года был построен Кузьминский гидроузел – шлюз и плотина. На их базе в 1945-1948 гг. методом народной стройки сооружена межколхозная ГЭС мощностью 1000 кВт»
Общая длина обследуемого участка р. Ока в пределах сел Константиново (пристань) - Кузьминское (до Кузьминского гидроузла) примерно 5 км (см. карта – Приложение № 1).
От Селец река течет на северо-восток, затем резко поворачивает к юго-западу, а напротив крутого федякинского бугра берег Оки украшает широкая излука, после которой река устремляется на восток. У с. Константиново река делает два крутых колена, напоминающих латинскую букву зет. Только у реки углы излук плавно округлы.
Между Окой и старицей раскинулись заливные луга. Хорошо видны выделяющиеся луговые озера и участки, густо заросшие кустарником.
Ширина реки в разных местах неодинакова. В районе Кузьминского шлюза она составляет примерно 350 м. Глубина также отличается. Встречаются отмели, в районе гидроузла глубина составляет примерно 2,2 м, но местами достигает 9 м. Скорость течения от 0,2 до 0,5 м/с. Левый берег низменный, правый – высокий, крутой. В нашей местности Ока извилиста с широкими долинами и поймами. Питание и режим реки смешанные: весной за счет снеговых вод, летом и осенью - дождевых, зимой – грунтовых.
На обследуемом участке находятся два населенных пункта. Это село Кузьминское, население – 492 человека (на 01.01.2014), село Константиново – 357 жителей (на 01.01.2014).
Издавна по Оке перевозились сотни тысяч тонн народнохозяйственных грузов. По нашим данным до 1996 года за навигацию (май-октябрь) через Кузьминский шлюз проходило до 1000 судов, в том числе многочисленные пассажирские суда. В 1998 г. их поток сократился в пять раз по сравнению с 1990 г. В 2006 году составил 327 судов за навигацию, в 2014 г. – 386.
Следующим этапом работы было выяснение возможных источников загрязнения воды. Одним из них являлся Константиновский молокозавод, который до 1998 года работал на полную мощность. В настоящее время завод не работает. Отходы предприятия непрерывно поступали в отстойники, их три. До настоящего времени отстойники сохранились, не уменьшился запах, который от них исходит. Оттуда стоки попадали в Оку. Другая причина загрязнения – канализационные сооружения на территории музея- заповедника С.Есенина и ресторана «Русская быль». Третья причина – периодические сбросы с химических предприятий, находящихся выше по р. Оке, о чем свидетельствуют данные, полученные из средств массовой информации.
2.2. Физико-химический анализ.
Для проведения физико-химического анализа на обследуемом участке были взяты пробы воды. Для этого использовались чистые бутыли, которые предварительно споласкивали водой из исследуемого водоема. Бутыли закрывали пробкой, нумеровали и прилагали к ним сопроводительные записи, в которых указывалось название водоема, время взятия пробы. Исследования воды проводились в школьной химической лаборатории:
а. Определение реакции воды.
Для этого в три пробирки наливали испытываемую воду и помещали в одну из них красный лакмус, в другую – синий, в третью – универсальный индикатор. Через пять минут индикаторы вынули и сравнили с такими же бумажками, смоченными в дистиллированной воде.
Результат: реакция среды воды – кислая, рН=5,5.
б. Определение цвета воды.
В цилиндр налили 40 мл профильтрованной испытуемой воды и сравнили цвет с белой бумагой.
Результат: цвет воды светло желтый.
в. Определение запаха.
В широкогорлую колбу емкостью 150 мл налили 2/3 объема испытуемой воды, закрыли колбу стеклом, нагрели, затем встряхнули, производя вращательные движения, сняли стекло и определили обонянием интенсивность запаха по 5 бальной шкале: 1 – очень слабый, 2 – слабый, 3 – заметный, 4 – отчетливый, 5 – очень сильный.
Результат: запах слабый.
г. Определение прозрачности.
Прозрачность зависит от содержания в воде механических взвешенных веществ. Хорошо перемешанную нефильтрованную воду налили в бесцветный цилиндр высотой 40см и шириной 5см с плоским дном и рассматривали над хорошо освещенным листом бумаги.
Результат: вода недостаточно прозрачная.
д. Определение мутности.
При отсутствии специального прибора характеризуется лишь качественным описанием: слабая муть, заметная, сильная.
Результат: слабая.
е. Определение хлоридов.
Налили 1/3 пробирки испытуемой воды, подкислили 2 каплями азотной кислоты и прибавили несколько капель 10% раствора нитрата серебра.
Результат: наблюдали образование белой мути, что говорит о присутствии хлоридов.
ж. Определение сульфатов.
Наливали 1/3 пробирки испытуемой воды, прибавляли 2 капли соляной кислоты и несколько капель 10% раствора хлорида бария. Раствор нагрели до кипения.
Результат: Появилась белая муть, частично выпадающая в осадок, что указывает на присутствие сульфат-ионов.
з. Определение жесткости.
Жесткость определяли в полевых условиях с помощью мыльного раствора приблизительно. Для этого в колбу с исследуемой водой добавили мыльный раствор, резко встряхнули.
Результат: процесс пенообразования происходит, вода достаточно мягкая.
Для наглядности, полученные данные были сведены в таблицу:
исследуемые параметры | 1998 год | 2006 год | 2014 год |
реакция воды | кислая; рН=5 | кислая; рН=5 | кислая; рН=5,5 |
цвет | светло-желтый | светло-желтый | светло-желтый |
запах | слабый | очень слабый | слабый |
прозрачность | недостаточно прозрачная | недостаточно прозрачная | недостаточно прозрачная |
мутность | слабая | слабая | слабая |
наличие хлоридов | присутствуют | присутствуют | присутствуют |
наличие сульфатов | присутствуют | присутствуют | присутствуют |
жесткость | достаточно мягкая | достаточно мягкая | достаточно мягкая |
Таким образом, в результате исследований выяснили, что реакция среды в реке кислая, вода содержит примеси ионов, что, несомненно, влияет на жизнедеятельность живых организмов. Показатели качества воды практически одинаковы, отличие лишь по кислотности: от 5 (1998, 2006 г.г.) до 5,5 (2014 г.).
2.3. Обследование территории вблизи водоема.
На выбранном участке проводились работы по выявлению количества свалок на берегу, кострищ, стихийных пляжей. Проводилось наблюдение за поверхностью воды на предмет наличия водомерок, а также сине-зеленых водорослей, ряски. Велся учет околоводных птиц: уток, куликов, трясогузок. Выявлялась примерная степень повреждения растительного покрова на берегу.
Одним из важных этапов работы было выявление и подсчет количества несанкционированных свалок. Их 3 (по сравнению с 2006 г. - не изменилось, в 1998 г. – не были обнаружены). Кроме того на исследуемой территории увеличилось количество небольших по площади замусоренных участков (их 4), в 1998г. – 1, в 2006 – 2 (Приложение №5).
Тревожным является тот факт, что там скапливается различный по своему составу мусор: гниющие пищевые отходы, изделия из пластмассы, строительный мусор, отработанные батарейки, изделия из стекла и др. Как известно, скорость разложения различных видов отходов и пути их включения в круговорот веществ различны. Свалки вызывают неприятное зрелище, а также при гниении появляется неприятный запах. Нередко жители поджигают мусор, забывая, что не весь мусор горит. Так изделия из пластмассы – полиэтиленовые пакеты, пенопласт, пластмассовая тара содержат ядовитый хлор. При их поджигании в воздух попадают ядовитые вещества диоксины, способствующие образованию злокачественных опухолей. Не редко жители закапывают несгораемый мусор вблизи свалки или недалеко от своего земельного участка, не думая о том, что со временем вокруг этого места плодородная почва может превратиться в мусорную яму. Особую опасность представляют пустые консервные банки, тара из-под пива, представляющие угрозу для животных (травмы). Кроме того, в банках постоянно накапливается вода, в которой развиваются личинки кровососущих насекомых. Разлагающиеся пищевые отходы привлекают мух - переносчиков инфекционных заболеваний. Под действием ядовитых веществ изменяется внешний вид растений. Так, например, у одуванчика меняется изрезанность листовой пластинки. Таким образом, страдает вся живая природа.
Полученные количественные и качественные данные о водоеме и прилегающих к нему территориях были сведены в таблицу комплексного обследования р. Оки на выбранном участке.
Эти данные можно сравнить с данными таких же исследований, проведенных в 1998 и 2006 годах, которые проводились по тем же методикам (Приложения № 2, 3, 4).
В результате выявлено, что степень загрязнения обследуемого участка р. Оки по-прежнему сильная (Приложение №6).
На исследуемом участке имеется 3 родника (Приложение № 1). Было проведено исследование физико-химических качеств воды по методике, указанной выше. Результаты приведены в таблице:
свойство | №1 | №2 | №3 |
цвет | не имеет | не имеет | не имеет |
прозрачность | прозрачная | прозрачная | прозрачная |
запах | слабый | слабый | ощутимый |
рН | 4.5 | 6 | 5,5 |
ионы хлора | присутствуют (незначительно) | присутствуют (незначительно) | присутствуют (значительно) |
сульфат - ионы | легкое помутнение | легкое помутнение | более сильное помутнение |
электропроводность | 4,0 | 3,8 | 4,1 |
Из трех исследованных родников по всем показателям ближе к питьевой воде один - №2, однако использовать эту воду можно только после проведения анализа в СЭС.
Выводы по итогам проделанной работы:
- вода в р. Оке сильно загрязнена, но степень загрязнения не повышается. Положительным моментом является прекращение работы Константиновского молокозавода;
- главными источниками загрязнения являются канализационные сооружения в с. Константиново, стоки из отстойников молокозавода, а также предприятия, находящиеся выше по р. Оке, допускающие вредные сбросы;
- велико антропогенное воздействие на природу: кострища, мусор, несанкционированные свалки; увеличение количества оврагов;
- качество воды из родников невысокое.
Учащимися нашей школы проводится работа по улучшению экологического состояния нашей местности, а именно:
- посадка деревьев с целью укрепления берега;
- очистка родников, их благоустройство;
- очистка берега от мусора;
- разъяснительная работа среди населения о вреде выжигания травы весной и др.
Положительным результатом является то, что при проведении исследований мы – учащиеся овладеваем дополнительными экологическими знаниями, умениями, навыками, экологической культурой.
Данная работа не является одногодичным проектом. В перспективе предполагается дальнейшее наблюдение за данным участком, а для получения наиболее точных результатов – применение и других методик для определения качества вод и уровня загрязненности прилегающей территории.
ЛИТЕРАТУРА
- Бухвалов В.А. и др. «Экологическая экспертиза», М., Просвещение, 1996.-192с.
- Бухвалов В.А. и др. «Методы экологических исследований», М., Просвещение, 1996.-168с.
- Кожин И.И. Рыбновская земля. Историко-краеведческие очерки. Рязань, «Русское слово», 2005.-679с.
- Кривцов В.А. и др. «География Рыбновского района Рязанской области»: Учебное пособие для учащихся 8-9-х классов общеобразовательной школы. Рязань. РГПУ,2005.-92с.
- Рямова А.М. и др. Проведение школьных экологических исследований: Методические рекомендации. Рязань, РИРО, 1997.-30с.
Комплексное исследование водоема (1998 год).
Приложение № 2
№ п/п | Основные характеристики | Оценка в баллах (да) | Оценка в баллах (нет) |
1 | Физическое загрязнение: | ||
Обилие наносов на дне | + | ||
Свалки отбросов на берегу | + | ||
Наличие кострищ | + | ||
Стихийно возникающие пляжи | + | ||
2 | Химическое загрязнение, реакция среды: | ||
кислая | + | ||
щелочная | + | ||
радужные и маслянистые пятна на поверхности | + | ||
азотистые и фосфорные соединения за счет смыва удобрений и органических остатков (бурное развитие водорослей) | + | ||
3 | Биологическое загрязнение: | ||
наличие сине-зеленых водорослей (цветение воды) | + | ||
наличие ряски в водоеме | + | ||
4 | Степень повреждения растительности на берегу (вытаптывание, поломки) больше 50% | + | |
5 | Отсутствие околоводных птиц: | ||
уток | + | ||
куликов | + | ||
трясогузок | + | ||
6 | Отсутствие водомерок на поверхности воды | + | |
7 | Вывод о степени загрязненности водоема на основе данных: | ||
Степень загрязнения: | |||
очень сильная | 12 - 15 баллов | ||
сильная | 6 - 11 баллов | ||
средняя | 3 - 5 баллов | ||
слабая | 1 - 2 балла | ||
Так как количество баллов соответствует 9, то степень загрязнения сильная |
Комплексное исследование водоема (2006 год).
Приложение № 3
№ п/п | Основные характеристики | Оценка в баллах (да) | Оценка в баллах (нет) |
1 | Физическое загрязнение: | ||
обилие наносов на дне | + | ||
свалки отбросов на берегу | + | ||
наличие кострищ | + | ||
стихийно возникающие пляжи | + | ||
2 | Химическое загрязнение, реакция среды: | ||
кислая | + | ||
щелочная | + | ||
радужные и маслянистые пятна на поверхности | + | ||
азотистые и фосфорные соединения за счет смыва удобрений и органических остатков (бурное развитие водорослей) | + | ||
3 | Биологическое загрязнение: | ||
наличие сине-зеленых водорослей (цветение воды) | + | ||
наличие ряски в водоеме | + | ||
4 | Степень повреждения растительности на берегу (вытаптывание, поломки) больше 50% | + | |
5 | Отсутствие околоводных птиц: | ||
уток | + | ||
куликов | + | ||
трясогузок | + | ||
6 | Отсутствие водомерок на поверхности воды | + | |
7 | Вывод о степени загрязненности водоема на основе данных: | ||
Степень загрязнения: | |||
очень сильная | 12 - 15 баллов | ||
сильная | 6 - 11 баллов | ||
средняя | 3 - 5 баллов | ||
слабая | 1 - 2 балла | ||
Так как количество баллов соответствует 6, то степень загрязнения сильная |
Комплексное исследование водоема (2014 год).
Приложение № 4
№ п/п | Основные характеристики | Оценка в баллах (да) | Оценка в баллах (нет) |
1 | Физическое загрязнение: | ||
обилие наносов на дне | + | ||
свалки отбросов на берегу | + | ||
наличие кострищ | + | ||
стихийно возникающие пляжи | + | ||
2 | Химическое загрязнение, реакция среды: | ||
кислая | + | ||
щелочная | + | ||
радужные и маслянистые пятна на поверхности | + | ||
азотистые и фосфорные соединения за счет смыва удобрений и органических остатков (бурное развитие водорослей) | + | ||
3 | Биологическое загрязнение: | ||
наличие сине-зеленых водорослей (цветение воды) | + | ||
наличие ряски в водоеме | + | ||
4 | Степень повреждения растительности на берегу (вытаптывание, поломки) больше 50% | + | |
5 | Отсутствие околоводных птиц: | ||
уток | + | ||
куликов | + | ||
трясогузок | + | ||
6 | Отсутствие водомерок на поверхности воды | + | |
7 | Вывод о степени загрязненности водоема на основе данных: | ||
Степень загрязнения: | |||
очень сильная | 12 - 15 баллов | ||
сильная | 6 - 11 баллов | ||
средняя | 3 - 5 баллов | ||
слабая | 1 - 2 балла | ||
Так как количество баллов соответствует 8, то степень загрязнения сильная |
Приложение №
Исследование (проведение мониторинга) состояния пресноводных водоемов.
1.1. ВИЗУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДОЕМА
Перед непосредственным выполнением практических исследований необходимо собрать следующую информацию об изучаемом водоеме: название, географическое положение; физико-географические особенности района, в котором расположен водоем: рельеф, геологическое строение, климат, растительный покров; для рек указывать исток, устье и принадлежность к бассейну речной системы; расположение населенных пунктов и промышленных предприятий; указать количество людей, проживающих в населенных пунктах и дать примерную характеристику производственной деятельности предприятий.
После проведения этой работы переходят к изучению основных параметров, характеризующих конкретный водоем.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШИРИНЫ РЕКИ
Ширину небольших рек измеряют с помощью шнура, натянутого с одного берега на другой.
Примерную ширину больших рек можно определить двумя способами.
В основу первого способа положен принцип построения двух равных прямоугольных треугольников. Для этого на противоположном берегу реки выбирают хорошо заметный объект и становятся против него. Повернувшись на 90 градусов, проходят определенное количество шагов /например 50/ вдоль берега. На этом месте устанавливают рейку высотой не менее 150 см. Не меняя направления, от рейки отмеряют такое же количество шагов, и, повернувшись на 90 градусов, т.е. спиной к реке, отходят от берега, пока не достигнут точки, из которой отмеченный объект на противоположной стороне реки и рейка будут видны на одной прямой. Расстояние от берега до этой точки будет равно ширине реки. Это расстояние можно измерить рулеткой.
В основу второго способа положено построение двух подобных треугольников. Травинку или палочку длиной 10 – 12 см берут за середину и держат в вытянутой руке. На противоположном берегу выбирают два объекта таким образом, чтобы травинка как бы касалась концом этих объектов /смотреть одним глазом/. То место, где вы находитесь в данный момент, будет исходной точкой. Сложите травинку пополам, возьмите за середину и, удерживая ее на вытянутой руке, отходите от берега до тех пор, пока промежуток между выбранными предметами не закроется сложенной травинкой. Эта точка будет конечной. Расстояние между исходной и конечной точкой будет соответствовать ширине.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛУБИНЫ РЕКИ
При наличии слабого течения для измерения глубины используют шнур с тяжелым грузом. На шнур наносят разметку в сантиметрах. Груз, подвешенный на шнуре через равные промежутки, опускают до дна и фиксируют отметку на шнуре, на уровне которой находится вода. При наличии сильного течения глубину реки измеряют шестом, который имеет разметку в сантиметрах. Измерение глубины реки принято осуществлять от левого берега к правому.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ТЕЧЕНИЯ РЕКИ
Определение скорости течения реки проводят с помощью поверхностных поплавков, которые представляют собой деревянные диски диаметром 10 – 12 см и толщиной 4 – 6 см.
Перпендикулярно оси реки вешками (высота не менее 150 см) отмечают 4 створа вниз по течению. Каждый створ представляет собой 4 вешки, расположенные на |одной прямой: 2 вешки на своем берегу и 2 вешки на противоположном. Первый створ называется пусковым, второй - верхним, третий - главным, четвертый - нижним. Через главный створ обязательно натягивают промерную веревку (с одного берега на другой) со свешивающимися над водой, хорошо заметными метками, которые указывают определенное расстояние от уреза воды. Расстояние между створами должно быть примерно равно ширине реки. Поплавок бросают в реку перед пусковым створом. Расстояние между пусковым и верхним створами служит для того, чтобы поплавок принял скорость течения реки. С помощью секундомера отмечают время прохождения поплавка от верхнего до главного створа и от главного до нижнего. Следующий поплавок пускают только тогда, когда предыдущий пройдет нижний створ. В процессе пуска поплавки равномерно распределяют по ширине русла реки в следующем порядке: у левого берега, между левым берегом и серединой, на середине реки, между серединой и правым берегом, у правого берега реки. Для вычисления скорости реки в конкретном месте расстояние между верхним и нижним створами делят на продолжительность хода поплавка. Средняя скорость реки равна среднему арифметическому скоростей движения всех поплавков.
1.2. ОТБОР ПРОБ, ДЛЯ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ ВОДОЕМА
Для взятия проб используются чистые бутыли, предварительно сполоснув их водой из исследуемого водоема. При этом пользуются специальным прибором (батометром) или бутылями с грузом, у которых пробка открывается веревкой на заданной глубине. Забор воды осуществляют на любой глубине, где предполагают проводить исследования.
Бутыль, наполненную исследуемой водой, закрывают пробкой, нумеруют и прилагают к ней сопроводительный бланк, в которой указывают название водоема, его расположение, время взятия пробы, состояние погоды в этот момент. Для проведения бактериологического анализа пробы берут с глубины 15 – 20 см в объеме 250 – 500 мл.
При взятии этих проб необходимо соблюдать особые правила:
а) применять только стерильную посуду;
б) горловину посуды закрывать ватой и обертывать бумагой;
в) посуду вместе с грузом простерилизовать и завернуть в бумагу;
г) перед закупориванием бутылки с водой ватную пробку обжигают;
д) при заборе воды ватную пробку вынимают, удерживая пальцами через бумагу.
В том случае, если анализ воды нельзя осуществить сразу на месте взятия проб, допускается их хранение и транспортировка при соблюдении следующих правил:
а) хранить и транспортировать пробы можно не более 6 часов при температуре воды 1 – 5 градусов;
б) при перевозке не опрокидывать пробы и не замачивать пробки;
в) бактериологический анализ проводят не позднее 2-х часов с момента взятия пробы.
1.3. ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВОДНОЙ СРЕДЫ
1.Определение цвета воды
Характеристики цветности воды осуществляются как качественными, так и количественными методами. Для качественной характеристики профильтрованную исследуемую воду наливают в бесцветный цилиндр в количестве не менее 40 мл. Затем сравнивают ее на белом фоне с таким же объемом дистиллированной воды, сходящейся в другом цилиндре. На основании этого сравнения дают качественную оценку цвета воды: бесцветная, темно-желтая, бурая и т.д.
2. Определение запаха воды,
При определении запаха воды оцениваются его качественные характеристики и интенсивность.
Для качественной характеристики запаха исследуемую воду приливают в широкогорлую колбу в количестве 150 – 200 мл до 2/3 объема колбы. Закрыв колбу часовым стеклом, нагревают воду до температуры 40 – 50 градусов. После этого снимают стекло и с помощью обоняния определяют характер запаха: хлорный, гнилостный, затхлый, навозный, рыбный, сероводородный, землистый (запах влажной почвы), болотный (запах торфа), аптечный (запах йодоформа), 'углеводородный (запах нефти) и др.
Оценку интенсивности запаха проводят одновременно с качественной оценкой по пятибалльной шкале.
Интенсивность | Описательное определение запаха |
отсутствует | не ощущается |
очень слабый | обычно не замечается, но обнаруживается привычным наблюдателем |
слабый | обнаруживается, если обратить на него внимание исследователя |
заметный | легко замечается и вызывает неодобрительные отзывы о воде |
отчетливый | обращает на себя внимание и вызывает отказ от питья |
очень сильный | делает воду совершенно не пригодной для питья |
3. Определение прозрачности воды
Для определения прозрачности воды используют шрифт Снеллина N 1 или диск Секки. Изучение воды с помощью шрифта Снеллина проводят следующим образом. Исследуемую воду взбалтывают и наливают в цилиндрический сосуд с прозрачным |дном, который имеет тубус для выпуска воды. Сосуд с водой помещают на печатный 'шрифт Снеллина N 1 и смотрят сверху вниз через столб воды. С помощью тубуса осторожно выпускают воду до тех пор, пока не будет отчетливо различаться шрифт. Оценку прозрачности дают в сантиметрах высоты водного столба.
Определение прозрачности этим способом проводят быстро, пока не осели взвешенные частицы.
ШРИФТ СНЕЛЛИНА N 1
0,1
Научная санитарная оценка питьевой воды и источников
водоснабжения представляет собой одну из самых
сложных проблем санитарной экспертизы
5 4 1 7 8 3 0 9
Определение прозрачности воды с помощью диска Секки проводят непосредственно на водоеме. Диск Секки представляет собой металлический диск, диаметром 20 см, разделенный на 4 сектора, выкрашенные в черный и белый цвета. Диск опускают в воду с теневой стороны от лодки с помощью веревки, привязанной ik центру диска и размеченной в сантиметрах. Отмечают глубину, на которой нельзя уже более различить его контрастные секторы. Соответствующая глубина является: оценкой прозрачности и называется прозрачностью по диску Секки.
4. Определение температуры воды
Температуру воды определяют с помощью термометров, резервуары которых помещены в чашечки, куда попадает вода. Эти чашечки исключают влияние колебаний температуры на различных уровнях водоисточника и температуры воздуха. Термометр опускают на нужную глубину, держат там его 10 – 15 минут и после этого производят отсчет по шкале термометра.
5. Определение вкуса воды
Вкус воды определяют при температуре 15 – 20 градусов. Для этого воду набирают в рот маленькими порциями, держат в нем несколько секунд и определяют |вкус, не проглатывая ее. Характер вкуса определяется произвольно (соленый, горький, сладкий, кислый). Оценка интенсивности дается по пятибалльной шкале.
Привкус | Балл |
Отсутствует | 0 |
Очень слабый | 1 |
Слабый | 2 |
Заметный | 3 |
Отчетливый | 4 |
Очень сильный | 5 |
Определение вкуса осуществляется только при полной уверенности в безвредности воды. Если возникнут сомнения, воду следует прокипятить в течение 5 'минут, охладить до температуры 15-20 градусов и затем пробовать на вкус.
1.4 ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ХИМИЧЕСКИХ СВОЙТСВ ВОДЫ
1. Определение содержания в воде хлоридов (связанного хлора).
Для обнаружения хлоридов в пробирку с исследуемой водой добавляют 2 – 3 капли азотной кислоты и приливают азотнокислое се ребро. На небольшое количество солей указывает появление легкой белой мути. При большой концентрации образуется белый творожистый осадок, нерастворимый в азотной кислоте.
2. Определение содержания солей железа.
К 10 мл исследуемой воды добавляют последовательно 1 – 2 капли 35% раствора перекиси водорода, 1 – 2 капли концентрированной соляной или серной кислоты и 0,2 мл (4 – 5 капель) 25% раствора роданистого аммония. О содержании солей железа судят по интенсивности окрашивания раствора, при наблюдении сверху и сбоку.
Окрашиваний при наблюдении сбоку | Окрашивание при наблюдении сверху | Содержание солей железа, мг/л |
отсутствует | отсутствует | менее 0,05 |
едва заметное желтовато-розовое | чрезвычайно слабое желтовато-розовое | 0,1 |
очень слабое желтовато-розовое | слабо-желтовато-розовое | 0,25 |
едва заметное желтовато-розовое | чрезвычайно слабое желтовато-розовое | 0,1 |
очень слабое желтовато-розовое | слабо-желтовато-розовое | 0,25 |
слабое желтовато-розовое | слабое желтовато-розовое | 0,5 |
слабое желтовато-розовое | желтовато-розовое | 1,0 |
сильно-желтовато-розовое | желтовато-красное | 2,5 |
слабое желтовато- красное | ярко-красное | 5,0 |
Для открытых водоемов ПДК – 0,5 мг/л, для вод подземных источников – 1,0 мг/л.
3. Определение жесткости воды.
Жесткость воды обусловлена наличием в ней солей кальция и магния. Различают |три вида жесткости:
а) общая жесткость – жесткость сырой воды, обусловленная всеми соединениями кальция и магния;
б) постоянная жесткость – жесткость воды после одночасового кипячения, которая зависит от содержания различных солей, не дающих осадка при кипячении;
в) устранимая жесткость – жесткость воды, устранимая при кипячении, т.е. часть общей жесткости, которую можно вычислить по разности между величинами •общей и постоянной жесткости.
В полевых условиях с помощью мыльного раствора можно дать приблизительную характеристику жесткости воды.
Для этого в сосуд с исследуемой водой добавляют мыльный раствор, резко встряхивают несколько раз. Чем мягче вода, тем лучше происходит процесс пенообразования. В очень жесткой воде пена не образуется вообще.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на тему: "Гидротопонимы участка реки Люлех"
Исследовательская работа учащихся на тему: Гидротопонимы участка реки Люлех"...
Ландшафтный дизайн участка земли пришкольной территории
Предлагаю творческий проект "Ландшафтный дизайн участка земли пришкольной территории", в котором отражены этапы работы обучающихся над разработкой эскизов оформления земельного участка. Лу...
Комплексное изучение участка реки Калаус, протекающей в Апанасенковском районе
Речная сеть на территории Ставропольского края распределена неравномерно. В Апанасенковском районе небольшое количество рек и их малая водообеспеченность являются следствием большой сухости клим...
Методические рекомендации по исследованию экологического состояния школьных территорий г.Новотроицка
Методические рекомендации по исследованию экологического состояния школьных территорий г.Новотроицка для биологов школ города и педагогов, осуществляющих работу по благоустройству школьных территорий....
Проектная работа " Исследование радиационного фона на территории Зубово-Полянского района РМ "
Цели проекта: Изучить дополнительный материал о радиации и рассмотреть ее воздействие на человека; Определить факторы радиационного техногенного воздействия на окружающую среду; Экспериментально измер...
Исследовательский проект на тему: "Исследование шумовоги загрязнения на территории Измайловского лесопарка"
Данный проект занял 1 место на экологическом фестивале "Рассвет - 2015" и участвовал в городском конкурсе "Бережем планету вместе", где был отмечен членами жюри....
"Методика проведения экологического мониторинга на примере снегохимического исследования участка местности».
Одной из эффективных форм организации исследовательской деятельности учащихся является - экологический мониторинг, как комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния...