Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Рабоча программа по химии 9 класса создана по сборнику нормативных документов. Химия. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_9_kl_gabrielyan_2_chasa.doc | 285.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старотябердинская средняя общеобразовательная школа имени М.К. Кузьмина»
Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан
«Согласовано» Руководитель МО __________ / / Протокол № ____ от «___» ___________ 2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Старотябердинская сош» ______________ /Л.А. Русова/ «___» ____________ 2015 г. | «Утверждено» Директор МБОУ Старотябердинская сош» ________ /А.Г. Васильев/ Приказ № _______ от «___» ____________ 2015 г. |
Рабочая программа
по химии в 9 классе
учителя химии
Яковлева Виктора Ивановича
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
« » августа 2015 г.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений по химии для 9 классов и программы О.С. Габриеляна «Программа курса химии для общеобразовательных школ, 8 - 11 кл., 2005 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014. – 319с.;
Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю в первом полугодии и 2 часа во втором полугодии, т.е. 68 занятий в год. Курс химии в 9 классе ведется на базовом уровне в соответствии с лицензией школы на ведение образовательной деятельности по программ основного общего образования.
Изучение химии в 9 классе основано на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний о химической символике, химических понятиях, фактах, основных законах и теориях;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде
Курс 9 класса начинается темой «Введение». В которой обобщаются вопросы курса 8 класса и дается понятие о переходных элементах и амфотерности.
В теме «Металлы» рассматриваются общие свойства химических элементов металлов, групп щелочных и щелочно-земельных металлов, в теме «Неметаллы» - подгруппы кислорода, галогенов, азота и углерода. Учащиеся получают представление о наиболее важных в народно-хозяйственном отношении веществ.
При изучении учебного материала химии элементов повторяются, развиваются и обобщаются полученные в 8 классе основные понятия, законы и теории курса. Курс 9 класса завершается темой «Знакомство с органическими веществами».
В ходе изучения курса большое внимание уделяется формированию практических умений и навыков. Планирование содержит 6 практических работ и 5 контрольных работ.
При решении расчетных задач продолжается формирование умения решать расчетные задачи изученных типов и новых типов - вычисление массовой доли выхода и задачи на избыток и недостаток, комбинированных задач и задач повышенной сложности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучений данного предмета в 9 классе учащиеся должны
знать/понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание изучаемого курса
Раздел химии | Количество часов |
Введение. Общая характеристика химического элемента. | 3 |
Скорость химической реакции. Химическое равновесие. | 7 |
Металлы | 15 |
Неметаллы | 22 |
Химический практикум | 5 |
Органические вещества | 18 |
Раздел 1. Введение
Цель: повторить основные вопросы курса химии 8 класса: строение атома и периодический закон, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, основные классы неорганических соединений, познакомить с понятиями «переходные элементы», «амфотерность», строением и свойствами амфотерных оксидов и гидроксидов.
Раздел 2. Скорость химической реакции
Цель: познакомить учащихся с понятием скорости химической реакции, углубить понятие химической реакции, признаки протекания химических реакций, классификации химических реакций по наличию и отсутствию катализатора, катализаторы.
Раздел 3. Металлы
Цель: рассмотреть особенности строения атомов металлов, строением и свойствами простых веществ и закономерностями их изменения, раскрыть основные способы получения, переработки и использования металлов в практической деятельности человека.
Этот раздел включает элементарные основы неорганической химии: знание щелочных и щелочноземельных металлов и их соединений, алюминий, амфотерность оксида и гидроксида алюминия, железо, оксиды, гидроксиды и соли железа.
Раздел 4. Неметаллы
Цель: познакомить с особенностями строения атома элементов – неметаллов, особенностями их свойств и свойств их соединений, рассмотреть подгруппы неметаллов и закономерности изменения свойств элементов и их соединений в них, познакомить с применением неметаллов и их соединений в деятельности человека.
Этот раздел включает элементарные основы неорганической химии: Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей. Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода. Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли. Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод. Аллотропия углерода. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.
Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.
Раздел 5 Химический практикум
Цель: Уметь: охарактеризовать химические свойства металлов, неметаллов и их соединений; составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов, неметаллов и их соединений; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами
Раздел 6. Органические вещества
Цель: дать первоначальное представление о многообразии веществ в мире, в том числе и органических, раскрыть особенности их строения и свойств, биологическую роль в природе, значение в технике, жизни человека.
Этот раздел включает первоначальные представления об органических веществах: Основные сведения о химическом строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этен. Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Представления о полимерах (полиэтилен, белки).
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
1 | Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системы Д.И. Менделеева | 1 | Изучение нового материала | Строение атома. Характер простого вещества; состав и характер высшего оксида, гидроксида; состав летучего водородного соединения. | Самостоятельная работа | Знать/понимать: Уметь:
соединения изученных классов;
схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. | Получение и изучение характерных свойств основного и кислотного оксидов, название кислот. | § 1, упр. 1-10 | 01.09 | |
2 | Переходные элементы | 1 | комбинированный | Понятие о переходных элементах. Амфотерность. | Текущий контроль | Уметь составлять: Уравнения реакций соединений | Получение и изучение свойств амфотерного гидроксида цинка или алюминия | § 2 упр. 1-4 | 03.09 | |
3 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | 1 | комбинированный | Открытие | Самостоятельная работа периодической системой | Знать/понимать: химические понятия: химический элемент, атом; основные законы химии: Периодический закон. | § 3 упр. 1-11 | 08.09 | ||
1. Скорость химических реакций. Химическое равновесие (7ч). | ||||||||||
4 | Скорость химических реакций | 1 | Изучение нового материала | Единицы скорости химических реакций. Гомогенные и гетерогенные процессы. | Текущий контроль | Знать/понимать: химические понятия: скорость гомогенной и гетерогенной реакции | Взаимодействие порошка и гранул цинка с соляной кислотой. | § 29, упр. 1-5 | 12.09 |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
5 | Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры | 1 | Комбинированный | Закон действующих масс веществ | Текущий контроль | Уметь: объяснять основные факторы влияющих на скорость реакции | Взаимодействие Zn, Mg, Fe c HCl. | § 30, упр.. 1-6 | 15.09 | |
6 | Катализ и катализаторы | 1 | комбинированный | Понятие о катализе, катализаторах и ингибиторах. Ферменты как биологические катализаторы | Текущий контроль | Уметь: характеризовать химические понятия: катализ катализаторы, ингибиторы. | Разложение пероксида водорода в присутствии MnO2 | § 31, упр. 1-5 | 19.09 | |
7 | Обратимые и необратимые реакции | 1 | Изучение нового материала | Понятие о обратимости химических реакций. Условия протекания необратимых реакций | Компьютерное тестирование | Уметь: составлять уравнения обратимых и необратимых реакций. | Примеры обратимых и необратимых реакций | § 32, упр. 1-5 | 22.09 | |
8 | Химическое равновесие | 1 | комбинированный | Понятие о химическом равновесии как характеристике обратимых реакций. Принцип Ле ателье | Текущий контроль | Уметь решать расчетные задачи на химическое равновесие, объяснять понятие химическое равновесие | Смещение равновесия химической реакции, протекающей между роданидом аммония и хлоридом железа (III) | § 33, упр. 1-5 | 26.09 | |
9 | Обобщение и систематизация знаний по теме | 1 | Урок обобщения и повторения | Решение задач и упражнений. Контроль знаний по теме | Самостоятельная работа с дидактическими карточками | 29.09 |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
10 | Контрольная работа №1 «Скорость химических реакций. Химическое равновесие» | 1 | Контроль знаний | Дидактический материал. Письменный отчет о работе | Усвоение пройденного материала | 03.10 | ||||
2. Металлы (15ч). | ||||||||||
11 | Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева. Физические свойства металлов. | 1 | Изучение нового материала | Особенности строения атомов металлов и характерное свойство металлов – восстановительная способность. Деление элементов на металлы и неметаллы | Текущий контроль | Уметь: характеризовать свойства металлов; связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка). | Образцы изделий из металлов, коллекции | § 4-6, упр. 1-6 | 06.10 | |
12 | Химические свойства металлов | 1 | комбинированный | Текущий контроль | Уметь составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях | Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. Горение Na, Mg, Fe. | § 8, упр. 1, 3, 4, 5 | 10.10 |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
13 | Общие понятия о коррозии металлов | 1 | комбинированный | Понятие о коррозии металлов и сплавов. Химическая и электрохимическая коррозия. Способы защиты от коррозии | Уметь составлять уравнения реакции коррозии металлов. | § 10, упр.2, 6, 7, 8 | 13.10 | |||
14 | Сплавы | 1 | комбинированный | Особенности свойств сплавов. Черные сплавы – чугун и сталь. Цветные сплавы – бронза, латунь. | Текущий контроль | Коллекция сплавов | § 7, упр. 1-3 | 17.10 | ||
15 | Получение металлов | 1 | комбинированный | Металлы в природе. Руды металлов. | Текущий контроль (устный опрос) | Знать/понимать: химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. | Коллекция образцов руд черных и цветных металлов. | § 9, упр. 1-6 | 20.10 | |
16 | Щелочные металлы | 1 | комбинированный | Строение атомов щелочных металлов. Физические и химические свойства в сравнении | Текущий контроль | Уметь составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидро. | Образцы щелочных металлов. Взаимодействие Li и Na с водой. | § 11, упр 1-2 | 24.10 |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
17 | Соединения щелочных металлов | 1 | комбинированный | Обзор важнейших соединений щелочных Ме | Текущий контроль самостоятельная работа | Уметь объяснять: закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочных металлов; | Распознавание солей Na+ и K+ по окраске пламени. | § 11, упр3,4,5 | 27.10 | |
18 | Щелочноземельные металлы | 1 | комбинированный | Характеристика щелочноземельных металлов | Текущий контроль | Уметь: называть: соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли); | Образцы щелочноземельных металлов | § 12, упр. 1, 6, 9 | 31.10 | |
19 | Соединения щелочноземельных металлов: оксиды и гидроксиды. Соли щелочноземельных металлов | 1 | комбинированный | Соединения кальция. Оксиды: их строение и основные свойства, получение, применение | Текущий контроль компьютерное тестирование | Уметь составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов. | Изучение свойств негашеной и гашеной извести. | § 12, упр 5, 8 | 10.11 | |
20 | Алюминий, его физические и химические свойства | 1 | комбинированный | Строение атома. Алюминий – простое вещество | Текущий контроль | Уметь: называть: соединения алюминия по их химическим формулам; | Коллекции изделий из алюминия и сплавов алюминия | § 13, упр. 3, 4, 7 | 14.11 |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
21 | Соединения алюминия | 1 | комбинированный | Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Глинозем | Текущий контроль тест по дидактическим карточкам | Уметь составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия. | Получение и изучение свойств гидроксида алюминия | § 13 упр. 6, 8 | 17.11 | |
22 | Железо, его физические и химические свойства | 1 | комбинированный | Железо – простое вещество, физич. свойства и техническое значение | Текущий контроль срез знаний в форме ГИА | Уметь составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и (III). | Горение железа в хлоре и кислороде. Взаимодействие железа с растворами кислот и солей | § 14, упр. 4, 5, 6 | 21.11 | |
23 | Генетическая связь ионов железа со степенью окисления (2+, 3+) | 1 | комбинированный | Качественные реакция на ионы Fe2+, Fe3+. | Текущий контроль | Получение Fe(OH)2, Fe(OH)3 и изучение их свойств | § 14, упр. 2(а), 8 | 24.11 | ||
24 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы» | 1 | Урок обобщение и повторение | Решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе | Контрольный тест в форме ГИА | 28.11 | ||||
25 | Контрольная работа № 2 по теме «Металлы и их свойства» | 1 | Контроль в форме ГИА | 01.12 | ||||||
3. Неметаллы (22 ч) | ||||||||||
26 | Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух | 1 | Изучение нового материала | Положение неметаллов в периодической системе элементов, особенности строения их | Устный опрос | Знать/понимать: химическую символику: знаки химических элементов-неметаллов. Уметь: | Коллекция образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях. Получение озона | § 15, упр. 1 - 6 | 05.12 | |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
атомов | называть: химические элементы-неметаллы по их символам; | |||||||||
27 | Галогены | 1 | комбинированный | Строение атомов галогенов, их степени окисления. Строение молекул галогенов | Контрольный тест по теме кислород | Уметь: объяснять: закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы; | Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей | § 17, упр. 1-8, § 19, упр. 1-2 | 08.12 | |
28 | Соединение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений | 1 | комбинированный | Галогеноводороды. Хлороводород и соляная кислота. Биологическая роль фтора, хлора, брома и иода | Контрольный тест по теме галогены | Уметь использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении в быту йода (спиртовой раствор) и поваренной соли. | Получение и изучение свойств HCl. Качественная реакция на галогениды | § 18, упр. 1-7 | 12.12 | |
29 | Кислород. | 1 | комбинированный | Кислород в природе – в атмосфере, литосфере, гидросфере. Получение и применение кислорода | Контрольный тест по теме соединения галогенов | Уметь характеризовать: физические свойства кислорода; химические свойства | Получение кислорода разложением KMnO4 и H2O2; собирание и распознавание кислорода | § 20, упр. 1-6, 7 и 8 | 15.12 | |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами; | ||||||||||
30 | Сера | 1 | комбинированный | Строение атома серы. Аллотропия. Физические свойства ромбической серы | Тест по теме кислород | Уметь составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы; | Получение пластической серы. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом | § 21, с. 96-98, упр. 2, 3, 6 | 19.12 | |
31 | Сера в природе. Применение серы. Сероводород | 1 | комбинированный | Сера в природе: самородная, сульфидная и сульфатная. Биологическое значение серы | Компьютерное тестирование по теме сера | Уметь использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: удаления и обезвреживания разлитой ртути | Получение и изучение свойств сероводорода. Качественная реакция на сульфид ион | § 21, 22 стр. 98 упр, 1-5 | 22.12 | |
32 | Оксиды серы (IV) и (VI) | 1 | Комбинированный урок | Получение и свойства оксидов серы как кислотных оксидов | Текущий контроль | Уметь определять: принадлежность оксидов серы к кислотным оксидам;
реакции взаим. оксидов с водой, с основ. оксидами, щелочами; | Получение SO2 при горении серы и по реакции меди с конц. H2SO4 | § 22, с. 101 упр, 1, 2, 5, 6 | 26.12 |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
33 | Серная кислота. Соли серной кислоты | 1 | Комбинированный урок | Характеристика свойств серной кислоты с позиций электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций | Текущий контроль самостоятельная работа | характеризовать: физические свойства концентрированной серной кислоты; химические свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; | Разбавление конц. H2SO4. Качественная реакция на сульфат ионы | § 22, упр, 3, 4, 8 | 12.01 | |
34 | Азот | 1 | Урок изучения новой темы | Строение атомов азота. Физические и химические свойства азота | Тест по теме производство серной кислоты | Уметь характеризовать: физические свойства азота; химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; | Корни культур бобовых растений с клубеньками | § 23, упр. 1-5 | 16.01 | |
35 | Аммиак | 1 | комбинированный | Строение молекулы аммиака. Физические свойства, получение, собирание, распознавание. | Тест в форме ГИА по теме азот | Уметь составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом); | Получение, собирание и распознавания аммиака. Растворение аммиака в воде. Взаимодействие аммиака с хлороводородом | § 24, упр, 1-7 | 19.01 | |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
36 | Соли аммония | 1 | комбинированный | Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония | Текущий контроль | Уметь определять: принадлежность солей аммония к определённому классу соединений; тип химической связи в солях аммония; | Получение солей аммония. Химическая возгонка хлорида аммония. Качественная реакция на NH+4 | § 25, упр. 1-5 | 23.01 | |
37 | Азотная кислота и его свойства | 1 | комбинированный | Состав и хим. Свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислит. св-в конц. кислоты – взаимодействие с медью. | Самостоятельная работа по теме соли аммиака | Уметь характеризовать: физические свойства азотной кислоты; химические свойства азотной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; | Взаимодействие конц. HNO3 с медью. Химические свойства как электролита | § 26, упр.1-5 с. 118 – 120 | 26.01 | |
38 | Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения | 1 | комбинированный | Нитраты и их свойства (разложение при нагревании). | Тест по теме производство азотной кислоты | Уметь характеризовать: химические свойства солей азотной кислоты (разложение при нагревании); | Образцы нитратов и нитритов. Качественное обнаружение NO-3 и NO-2 | § 26, упр. 6, 7 | 30.01 | |
39 | Фосфор | 1 | Изучение нового материала | Строение атома фосфора. Аллотропия: красный и белый фосфор. | Текущий контроль устный опрос | Уметь составлять: уравнения химических реакций, характеризующие | Получение белого фосфора из красного. Воспламенение белого фосфора | § 27, с. 122-123, упр. 1-3 | 02.02 | |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
Химические свойства фосфора | свойства фосфора. | |||||||||
40 | Соединения фосфора | 1 | комбинированный | Оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота. Фосфаты, дигидрофосфаты и гидрофосфаты. | Тест по теме фосфор | Уметь характеризовать: химические свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты в свете теории электролитической диссоциации; | Получение оксида фосфора при горении фосфора. Качественная реакция на PO3-4 | § 27, с. 123 упр. 1-3 | 06.02 | |
41 | Углерод | 1 | Изучение новой темы | Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз и графит. Аморфный углерод и его сорта: кокс, сажа, уголь древесный | Текущий контроль | Уметь составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода определять: тип химической связи в соединениях углерода; | Модели кристаллических решеток алмаза и графита. Горение угля в кислороде. Восстановление меди из ее оксида углем | § 28, упр. 1-8 | 09.02 | |
42 | Оксид углерода (II) и (IV) | 1 | комбинированный | Строение молекул CO и CO2 физические и химические свойства | Компьютерное тестирование по теме углерод | Уметь распознавать опытным путём: углекислый газ среди других газов;использовать знания в практической деят. для: безопасного обращения с оксидом углерода (II). | Получение , собирание и распознавание CO2 | § 29, с. 134-136, упр. 1-5 | 13.02 | |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
43 | Карбонаты | 1 | комбинированный | Карбонаты: кальцит, сода, поташ – их значение и применение. Распознавание. | Текущий контроль | Уметь определять: принадлежность угольной кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; | Коллекция карбонатов. Качественная реакция на CO2-3 переход карбоната кальция в гидрокарбонат и обратно | § 29, с. 136 упр. 6-8 | 16.02 | |
44 | Кремний | 1 | комбинированный | Строение атома, сравнение его свойства со свойствами атома углерода. Силикаты, алюмосиликаты | Текущий контроль | Уметь характеризовать: химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете теории электролитической диссоциации; | § 30, с. 138-141, | 20.02 | ||
45 | Силикатная промышленность | 1 | комбинированный | Производство стекла, фосфора, цемента. | Самостоятельная работа по теме кремний | Уметь объяснять производство солей кремневой кислоты. | Коллекция изделий из стекла, керамики и цемента | § 30, стр. 141 упр. 5, 6 | 23.02 | |
46 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы» | 1 | Урок обобщения и закрепления | Решение задач и упражнений по теме «Цепочки переходов», подготовка к контрольной работе | Контрольный тест | 27.02 | ||||
47 | Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы» | 1 | 01.03 |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
4. Химический практикум (5 ч) | ||||||||||
48 | Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств | 1 | Прак. работа | Отчет о практической работе | Уметь обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; | Пр. работа №1 | 05.03 | |||
49 | Получение аммиака и исследование его свойств | 1 | Прак. работа | Отчет о практической работе | Уметь: характеризовать: способы получение, собирания и распознавания важнейших газов; | Пр. работа №2 | 08.03 | |||
50 | Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов | 1 | Прак. работа | Отчет о практической работе | Уметь: составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ. | Пр. работа №3 | 12.03 | |||
51 | Практическое осуществление переходов | 1 | Прак. работа | Отчет о практической работе | Уметь составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений; | Пр. работа №4 | 15.03 | |||
52 | Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов | 1 | Прак. работа | Отчет о практической работе | использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с в-ва. | Пр. работа №5 | 19.03 | |||
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
5. Органические вещества (18 ч) | ||||||||||
53 | Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова | 1 | Изучение новой темы | Органическая химия – химия соединений углерода. Природные и синтетические органические вещества. | Устный опрос | Уметь определять: валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. | Образцы природных и синтетических веществ | § 31, упр. 1-6 | 02.04 | |
54 | Предельные углеводороды | 1 | комбинированный | Представители предельных углеводородов – метан, этан, пропан. Изомерия, изомеры | Текущий контроль | Уметь характеризовать: связь между составом, строением и свойствами метана и этана; химические свойства метана (горение), этана (горение и дегидрирование); | Горение метана, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия | § 32, упр. 1, 2, 4, 5 | 05.04 | |
55 | Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи | 1 | Комбинированный урок | Гомологический ряд алкенов: общая формула, свойства двойной связи | Тест по теме алканы | Уметь характеризовать: связь между составом, строением и свойствами этилена; химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом); | Получение этилена, горение, взаимодей. Этилена с бромной водой и раствором перманганата калия | § 33, упр. 1-6 | 09.04 |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
56 | Непредельные углеводороды. Ацетилен | 1 | Изучение новой темы | Тройная связь | Компьютерное тестирование по теме алкены | Уметь определять: принадлежность этина к непредельным углеводородам; | Получение ацетилена из карбида кальция. Горение ацетилена. Взаимодей. ацетилена с растворами брома и перманганата калия | § 34, упр. 1-6 | 12.04 | |
57 | Спирты Самостоятельная работа. | 1 | комбинированный | Функциональная гидроксильная группа – OH. Номенклатура, амфотерность, общая формула | Текущий контроль | Уметь составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение); | Образцы метанола, этанола, этиленгликоля, глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты | § 36, упр. 1, 2, 4, 5 | 16.04 | |
58 | Ароматические углеводороды. Бензол | 1 | Изучение нового материала | Физические и химические свойства: реакции замещения брома, нитрование, присоединение хлора. Пестициды, их виды | Самостоятельная работа по теме спирты | Уметь характеризовать: связь между составом и свойствами бензола; химические свойства бензола (реакция горения, бромирования); | Горение бензола, отсутствие обесцвечивания бромной воды и раствора перманганата калия | § 35, упр. 1, 3, 5 | 19.04 | |
59 | Альдегиды | 1 | Комбинированный урок | Функциональная альдегидная группа – COH, реакция Кучерова | Тест по теме Арены | Уметь составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства этаналя | Формалин, ацетальдегид, реакция «серебряного зеркала» | § 37, упр. 1-3, | 23.04 |
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||||||
60 | Предельные одноосновные карбоновые кислоты | 1 | Урок изучения нового материала | Функциональная карбоксильная группа – COOH, ацетаты, жирные кислот | Самостоятельная работа по теме альдегиды | Уметь составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты. | Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидом металла, основанием и солью (карбонатом) | § 38, упр. 1, 5 с. 176 – 178 | 26.04 | ||
61 | Жиры | 1 | Комбинированный урок | Жиры как сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и жирных кислот, омыление жиров, мыла | Текущий контроль | Уметь использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни. Составлять реакции гидролиза жиров. | Растворимость жиров, доказательство непредельности у жидких жиров | § 39, упр. 1-5 | 30.04 | ||
62 | Аминокислоты | 1 | Изучение нового материала | Амфотерность аминокислот: их взаимодействие с кислотами и щелочами. | Тест по теме кислородосодержащие органические соединения | Уметь составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства глицина. | § 40, упр. 1 стр. 183-184 | 03.05 | |||
63 | Реакции поликонденсации аминокислот | 1 | комбинированный | Пептидная связь, полипептиды, распознавание белков | Тест по теме белки | Уметь записывать реакции поликонденсации | Цветные реакции белков, растворение и осаждение белков, денатурация белков | § 40, упр. 2-5 | 07.05 | ||
64 | Углеводы | 1 | Изучение нового материала | Состав углеводов, моносахариды, дисахариды, полисахариды | Уметь характеризовать состав, физические свойства и применение | Образцы углеводов, реакция «серебренного зеркала», взаимодействие глюкозы с гидроксидом | § 41, упр. 3, 5, 6 | 10.05 | |||
№ п/п | Тема урока, их организационные формы | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия (впервые вводимые) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Химический эксперимент | Задание на дом | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||||||
глюкозы | меди (II) | ||||||||||
65 | Крахмал и целлюлоза | 1 | Комбинированный урок | Физические свойства и нахождение в природе, сравнение, гидролиз | Компьютерное тестирование по теме углеводы | Уметь характеризовать состав, физические свойства полисахаридов | Взаимодействие крахмала с иодом, гидролиз | § 41 | 14.05 | ||
66 | Полимеры | 1 | Комбинированный урок | Высокомолекулярные соединения, природные и синтетические полимеры, пластмассы и волокна | Коллекция пластмасс и волокон, каучуков и биополимеров | § 42, упр. 1-5 | 17.05 | ||||
67 | Контрольная работа №4 | 1 | 21.05 | ||||||||
68 | Итоговая (годовая) контрольная работа №5 | 1 | 24.05 | ||||||||
69 | Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ с использованием качественных реакций на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и непредельные соединения. | ||||||||||
70 | Обобщение сведений об органических веществах. | 1 | 26.05 |
Литература для учителя:
- Стандарт основного общего образования по химии.
- Примерная программа основного общего образования по химии.
- Программа О.С. Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных школ», М., «Дрофа», 2005
- О.С.Габриелян «Примерное тематическое планирование уроков химии», 2005
- О.С.Габриелян «Настольная книга учителя химии», М., «Блик и К», 2001
- Химия 9 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2003 – 2006.
- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.
- Химия. ЕГЭ – 2010.Тематические тесты. Базовый и повышенный уровень: учебно-методическое пособие / под ред.В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2010.
- Химия. ГИА – 2010.М., Просвещение, 2010.
Литература для учащихся:
- О.С.Габриелян «Химия, 9 класс», М., Дрофа, - 2-е изд., стереотип 2014 г
- О.С.Габриелян «Мы изучаем химию, 9 класс», М., 2008г
Дополнительная литература:
Энциклопедический словарь юного химика,
Наглядный словарь.
Дидактический материал:
Медиаресурсы:
- Единые образовательные ресурсы с сайта www. school-coolection.edu.ru
(единой коллекции образовательных ресурсов)
- Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы. (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
- Химия. Просвещение . 8 класс. (на 2-х дисках)
- Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)
- http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
- http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
- http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
- http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
- http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...