Вода- растворитель. Природные и промышленные воздействия воды.
проект по химии (8 класс) на тему

комбинированный интегрированный  с ОБЖ урок химии в 8 классе.

 Раскрывавет идею  многообразия  проявления свойств  воды: вода как важнейший ресурс  и как источник опасности.

 Через опыты, фронтальную беседу узнают понятия «раствор», «гидротехнические сооружения», «гидродинамическая авария», природные  катаклизмы.

 

 В ходе урока развивают умения  сравнительного и сопоставительного анализа, умения формулировать выводы.

  воспитания ответственного отношения  к водным ресурсам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока. Вода- растворитель. Природные  и промышленные воздействия воды.

Тип урока: комбинированный интегрированный урок.

Задача урока: Раскрыть идею  многообразия  проявления свойств  воды: вода как важнейший ресурс  и как источник опасности.

Цели урока:

Образовательная: через опыты, фронтальную беседу узнают понятия «раствор», «гидротехнические сооружения», «гидродинамическая авария», природные  катаклизмы.

Развивающая : развивают умения  сравнительного и сопоставительного анализа, умения формулировать выводы.

Воспитательная:  воспитания ответственного отношения  к водным ресурсам.

Оборудование: колба с водой и резиновой пробкой, спиртовка, штатив, стаканы с водой.

Реактивы: хлорид калия, глицерин, мел, гипс.

Таблицы: «Схема ГТС», «Вода: +и-«, пословицы и поговорки о воде, жетончики для всех учащихся.

Методы обучения: репродуктивный,  частично – поисковый( по деятельности учеников), словесно – наглядно практический( по форме подачи информации).

 Форма организации работы в классе: фронтальная беседа, самостоятельная работа,  индивидуальная  работа.

                                        Хронометраж  урока.

Организационный этап:

     -  орг. момент

     -  постановка целей, формулировка

        темы урока.

2 мин.

1мин.

1мин.

Проверка домашнего задания

3мин.

Основной этап урока:

    -объяснение новых терминов,демонстрация опытов по растворимости.

    -закрепление понятий «раствор»

    -обсуждение народно-хозяйственного значения водных ресурсов

    -демонстрация и обсуждения опыта

    -работа с наглядными пособиями, пословицами и поговорками.

    - объяснения понятий « гидродинамическая  авария»

    -цунами и оплзни

    Рефлексия

Заключительный этап.

Домашнее задание.

29ми:.

7мин.

3мин.

4мин.

3мин.

3мин.

7мин.

3мин.

3мин.

2мин.

1мин.

        Содержание урока.

Ход урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учеников.

Организационный этап.

Взаимное приветствие учеников и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

Формулировка темы и задач  урока.

Проверка домашнего задания.

Фронтальная беседа.

1.Каковы основные запасы воды.

2.Где, главным образом, сосредоточена пресная вода.

3.Что такое очистка воды.

4.Пояснить «опреснение воды»

5.Каковы области применения воды.

6.В каких агрегатных состояниях может быть вода.

7.Почему водоёмы не промерзают до дна.

8.Какие свойства воды вы знаете ещё.

 Индивидуальная работа по карточкам.

1.Вычислить массовую долю воды в каолине

Al2O3 · 2SiO2 · 2H2O

2.Сколько молей и молекул воды содержится в чайной ложке воды, масса которой 4,5г.

Основной этап урока.

Фронтальная работа учащихся класса  репродуктивного и частично поискового исследовательского  характера.  

Опыт1.В стакан с водой добавляем поваренную соль.

? Что происходит с солью.

?.Как ускорить процесс.

?Где в повседневной жизни наблюдаем.

Опыт2.Растворение в воде жидкости ( глицерина).

Подведите итог: какие же вещества по агрегатному состоянию  растворяются в воде?

Подумайте  и обоснованно поясните, а газы в воде растворимы?

Почему  вы в аквариум в кабинете  биологии заливаете отстоявшую некипячёную воду?

Итак: вода – универсальный растворитель.

Что происходит  c веществом при растворении?

Раствор- однородная система, состоящая из растворителя и растворённого вещества, в которой нельзя даже под микроскопом  обнаружить отдельные частицы.

Приведите примеры растворов в быту, природе, в промышленности.

Перечислить применение воды в народном хозяйстве:

а) сельское хозяйство;

б)теплоэнергетика;

в)в металлургии.

Какую роль играет во всех случаях вода?

Вода применяется как растворитель, для охлаждения агрегатов, для выработки энергии на

гидроэлектростанциях.

Как связаны металлургический завод и система прудов в Выксе.

Ребята, а теперь обратите внимание на пословицы и поговорки, которые вы нашли.( см. Приложение 1)

«Живёшь у воды – жди беды».

«Вода и мельницу сломает».

«И тихая река, бывает весною берега смывает»

Демонстрация опыта из физики.(см.Приложение2).

Как эта энергия может послужить человеку?

Отработка понятий

«гидротехническая авария»,

«гидротехническое сооружение».

Гидротехническая авария – происшествие, связанное с выходом из строя гидротехнического сооружения(ГТС) или его составных частей с последующим перемещением больших масс воды. ГТС –это шлюзы, плотины, дамбы ,запруды,  каналы, ливневая канализация. Прорыв плотины –это начальная фаза гидродинамической аварии, т.е.образование прорыва  и неуправляемого потока воды.

Рефлексия

Итак, ребята, мы много узнали о воде, её противоречивых свойствах.

Я прошу вас, с помощью жетонов выразить своё «+» или «-« отношение к воде.

Заключительный этап .  

Подведение итогов.

Домашнее задание

Домашнее задание подготовлено на определённые группы:

1группа- §7.3 из химии и §5.1 изОБЖ.

2 группа- сделать сообщения о случаях  ГДА.

3 группа. Творческая работа

«Размышления о воде».

Подготовить учащихся к уроку, настроить на рабочий лад, снять нервозное  состояние перед уроком.

Орг. момент- камертон урока.

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися  задачи урока.

свойствах воды, её распостранении  в природе.

Интеграция знаний из

Актуализация знаний учащихся о физических курсов географии, биологии и химии.

В ходе беседы происходит повторение материала, на котором будет строиться  изучение темы урока. Происходит  также корректировка знаний и умений.

Учитель акцентирует внимание на развитие монологической речи.

Вопросы направлены для обеспечения восприятия  и осмысления знаний.

Проводится дифференциация  по содержанию и форме.

Проводится индивидуальный контроль знаний. Карточки получили :6 человек.

Создать проблемную ситуацию и поиск решения проблемы.

Активизирует работу зрительной памяти. В работу включаются 2 вида памяти  и логическое  мышление.

Заставляет логически мыслить, интегрировать знания из курса физики.

Важно, чтобы дети провели связь с жизнью, показать практическую направленность материала.

Опытным путём показывает растворение в воде  веществ в разном агрегатном  состоянии.

Учитель подводит под формулировку вывода.

Учитель предполагает

знания учащимися  о растворении различных веществ в воде.

Развитие монологической речи, научное объяснение  повседневных действий. Практическая направленность   химии.

Побуждает к логическому мышлению и обоснованию процесса растворения.

На основе ответов, которые высказывали дети , учитель подводит к выводу о растворах.

Побуждает к интеграции знаний из географии, биологии, повседневной жизни.

Эти вопросы обеспечивают переход к следующему  этапу, сохраняя логическую последовательность изучения материала.

Побуждает к сравнению и анализу фактов, к формулировке вывода на

 основе  анализа.

Формулировка вывода делает логически обоснованным следующий материал.

Для активизации знаний по краеведению.

Сравнение и анализ пословиц, размышления по содержанию пословиц.

Опыт предполагает межпредметную связь с физикой  и внутрипредметную связь со свойствами воды.

Наглядно убеждаются, .какая энергия таится в воде.

Актуализация  знаний из физики о гидроэлектростанциях

мельницах, разрушительных

цинами.

Учитель осуществляет  межпредметную интеграцию с курсом ОБЖ

 Показывает, как важно знать свойства воды и последствия её воздействия.

Создаётся ситуация, когда ребёнок должен проанализировать все плюсы и минусы, созидательную и разрушительную деятельность и сделать вывод.

Анализ и оценка успешности достижений целей учащимися.

Задания для первой группы

 Направлено на репродуктивное воспроизведение материала.

Задание требует самостоятельной работы с литературой

Задание развивает творческое мышление. Выполнение  домашнего задания – этап творческого применения  усвоенных знаний.

Готовность  и быстрое включение  учащихся класса в деловой ритм урока.

Внимание учащихся указывает на готовность к восприятию темы, на принятие мотивации учения.

Учащиеся извлекают из памяти  ранее полученные знания из курса химии, природоведения и географии.

Учащиеся анализируют  свои знания, ликвидируют пробелы  в ранее полученных знаниях, вспоминают материал из курса  физики, природоведения. Вынуждены  интегрировать знания из разных наук.

Анализируют, осмысливают задания, применяют ранее полученные знания для ответа.

Извлекают из памяти формулы расчётов  по количеству вещества, применяют  связь с ранее изученным материалом - расчёт молекулярной массы, массовой доли.

Анализируют уведенное, сравнивают, отмечают изменения, пытаются дать объяснения.

Извлекают из памяти жизненные знания об ускорении процесса  растворения. Дети показывают применение знаний химии в жизни.

Наблюдая и анализируя , делают вывод о растворении веществ в разном агрегатном состоянии.

Во время поиска ответа на заданный вопрос  происходит конкретизация и интеграция  знаний химии и физики о агрегатном состоянии.

Конкретизация и интеграция имеющих биологических и химических  знаний.

Пытаются дать ответ в создавшейся проблеме, что побуждает к дальнейшей деятельности.

Происходит формирование понятия «раствор». Записывая определения , включают, кроме слуховой и зрительной памяти, словесно- логическая память.

Извлекают из памяти примеры растворов в быту, в с\ хозяйстве, в промышленности. Идёт интегрирование химических, биологических и географических знаний.

Опираясь на ранее изученный материал из разных предметов, дети дают ответы, расширяя и объединяя знания.

Анализируют, сравнивают сведения, формулируют вывод.

Происходит увеличение логически обоснованной цепочки знаний.

Дают ответ ,используя имеющие знания.

Самостоятельное приобретение знаний при работе с дополнительной литературой( это было частью домашнего задания).

Анализируют, сравнивают пословицы, работают над развитием монологической речи. Приходят к заключению  о противоречивости воды.

Анализируют ,обобщают увиденный опыт и ранее изученный материал. Делают  вывод о огромной энергии воды.

Дети вспоминают материал из физики, географии, из

телепрограмм, закладывается противоречивое отношение к воде.

Формируется представление об реальной опасности, которая возникает при  авариях на сооружениях.

Ребята анализируют сведения, полученные  на уроке, закрепляя их, формируют мнение, учатся выражать свою точку зрения, аргументируя её.

Получают информацию о реальных результатах деятельности на уроке.

Проявляют уровень усвоения материала, дают себе самооценку, выбирая то или иное задание.

Приложение к уроку

«Быстрая вода до моря не доходит».

«Горячий человек как кипяток опасен».

« И горячая вода остывает».

« Тише воды, ниже травы».

«Плотины пальцем не заткнёшь».

«Беда- что текучая вода, набежит да и схлынет».

«Чище мойся, воды не бойся».

«Не плюй в колодец- пригодится воды напиться».

«Тихая вода берега подмывает».

«И тихая река, бывает весною берега смывает».

«Живёшь у воды- жди беды».

«Вода и мельницу  сломает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная презентация к уроку химии в 8 классе по теме: "Вода - растворитель. Растворы"

Электронная презентация может быть использована при проведении уроков химии в 8 классе по всем рекомендованным  на сегодняшний день авторским линиям учебников. Гиперссылки данной презентации позв...

Урок по теме: "Вода-растворитель. Растворы. Работа воды в природе".

Данный урок проводится в 5 классе по предмету природоведение, который знакомит учащихся со свойствами воды как растворителя, учит готовить растворы соли в воде и взвеси мела в воде; формирует знания о...

Презентация к уроку "Вода-растворитель. Работа воды в природе"

Презентация может использоваться на уроках Окружающего мира, Биологии и Географии. За презентацию к уроку природоведения  Павленко Н.Р. награждена Дипломом 2 степени ИМЦ "Олимп" ощеросс...

Презентация "ВОДА – растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещест"

Презентация "ВОДА – растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещест"...

Вода - растворитель. Значение воды.

Изучить тему занятия "Вода - растворитель. Значение воды"....