План - конспект урока "Атомоход "Ломоносов""
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Нажмудинова  Патимат  Хабибовна

Обобщающий урок в 8 классе по темам: " Атомно-молекулярное учение", "Химические реакции", " Основные классы неорганических соединений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Химические реакции.

Основные классы неорганических соединений.

Атомоход «Ломоносов».

Урок-путешествие 8 класс

        Обучающиеся должны знать: правила составления уравнений химических реакций, формулировку закона М.В.Ломоносова.

       

Обучающиеся должны уметь: расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций, составлять формулы веществ, определять формулы основных классов  неорганических соединений веществ, производить расчёты по химическим уравнениям.

         

Оборудование. На доске висит плакат со штурвалом атомохода, где указан маршрут следования; две таблицы «крестики-нолики»; карточки с вопросами; жетоны.

ХОД УРОКА

        УЧИТЕЛЬ. Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот я и вас пригашаю совершить вместе со мной путешествие на прекрасном атомоходе. Вы – команда, я – капитан. Ваши тетради будут «судовыми журналами». В них мы будем записывать маршрут следования .

Этапы маршрута:

  •   Кроссворд
  •   Бухта основных понятий
  •   Рифы  формул  
  •   Река  химических уравнений
  •   Поток явлений
  •   Канал расчётных задач.

Кроссворд

                                                         

2к.

и

3. а

8

1у.  

с

л

4

5

7

о

г

л

ю

з

и

6

о

д

9

л

о

м

о

н

о

с

о

в

е

р

и

т

к

д

ф

р

и

р

о

й

о

о

е

о

д

р

д

ц

д

  1. C; 2. O; 3. Al; 4. N; 5. Zn; 6. J; 7. P; 8. H; 9. Pb.

                                                                                       Ответ. Ломоносов.

Пора отправляться в путь, но вот беда, я забыла название нашего атомохода. Как узнать его? Ничего непоправимого нет. Нам нужно решить кроссворд – вписать в клетки названия элементов, чьи символы указаны под кроссвордом. Ключевым словом является название нашего корабля.

За правильные ответы вы получаете жетоны.

       

       Учащиеся решают кроссворд, записывают в таблице 1 в столбце «Прохождение маршрута» ответ. (Ломоносов).

       

       

УЧИТЕЛЬ. Итак, отправляемся в путь на атомоходе «Ломоносов».

        Мы прибыли в Бухту основных понятий.

       Учитель проводит фронтальный опрос.

  1. Что изучает химия?
  2. Дайте определение физических явлений и приведите примеры.
  3. Дайте определение химических явлений и приведите примеры.
  4. Какие вещества называются простыми? Приведите примеры.
  5. Какие вещества называются сложными? Приведите примеры.
  6. Что такое индекс?
  7. Что показывает коэффициент?
  8. Какие классы неорганических соединений вам известны?

       За правильные ответы ученик поучают жетоны.

       УЧИТЕЛЬ. Справившись с заданием, вы получили разрешение на выход в море. Теперь можно отдохнуть и поиграть.

       (На доске записаны таблицы (табл. 2, 3) для игры «Крестики-нолики».)

           

       Найдите выигрышные пути на следующих таблицах. Выигрышный путь проходит через клеточки с формулами веществ, у которых одинаковый класс неорганических соединений .

Таблица 1

NaCl

HCl

CaO

K2S

BaO

NO2

BaCl2

Mg(OH)

H2SO4

                                                                                                        Таблица 2

NaCl

CaO

BaCl2

N2

SO3

CO2

HCl

K2O

H2SO4

                                     

 Таблица 3

H2S

CaO

N2O

LiOH

Mg(OH)2

KOH

O2

NaJ

FeO

Таблица4

H2SO4

MgO

HBr

FeO

H2CO3

CaO

K

Na2O

HNO3

       Теперь Вам необходимо играть «крестики-нолики» в тетрадях, затем двое выходят к доске и покажут выигрышный путь, ответят на вопросы по карточке 1.

К а р т о ч к а  1

В о п р о с ы.

  1. Какие вещества изображены в таблице?
  2. Дайте названия веществам.
  3. Как можно классифицировать вещества?
  4. К какому классу вещества относятся?

За правильный ответ учащиеся получают жетоны.

УЧИТЕЛЬ. Внимание, впереди Рифы формул. Рифы необходимо преодолеть, и чем быстрее, тем лучше.

       К доске выходят ученики и записывают на ней формулы под диктовку учителя:

  1. сульфид калия;
  2. оксид железа (III);
  3. гидроксид натрия;
  4. оксид кальция;
  5. оксид углерода (II).
  6. Серная кислота.

Затем отвечают на вопросы по карточке 2.

К а р т о ч к а  2

В о п р о с ы.

  1. Какие классы веществ представлены?
  2. Дайте определение кислотам.
  3. Дайте определение основаниям.
  4. Дайте определение солям.
  5. Дайте определение оксидам.
  6. Как можно классифицировать основания?
  7. Как можно классифицировать кислоты?
  8. Как можно классифицировать оксиды?
  9. Как можно классифицировать соли?

       УЧИТЕЛЬ. Корабль держит курс на Реку химических уравнений. Просьба к членам команды: сделать пометки  в своих «судовых журналах». Перед вами поставлена задача: перепишите приведенные ниже схемы, расставьте коэффициенты , укажите типы химических реакций и сформулируйте закон сохранения массы веществ.

Задание записано на доске и открывается в момент его выполнения.

  1. P + O2 = P2O5;
  2. CuO + C = CO2 + Cu;
  3. Fe + Cl2 = FeCl3;

                                               4.AgBr = Ag + Br2.  

Учитель проверяет выполнение задания, раздаёт жетоны.

 УЧИТЕЛЬ. С этим заданием вы справились, но перед вами снова путешествие Поток явлений. Помогите, пожалуйста, мне разделить химические и физические явления.

  1. образование снежинок;
  2. горение спирта;
  3. прокисание яблочного сока;
  4. обугливание лучинки;
  5. замерзание воды;
  6. ржавление гвоздя;
  7. подгорание пищи на сковороде;
  8. плавление парафина;
  9. переход газа в твёрдое состояние;
  10. измельчение стекла;
  11. сжатие пружины;
  12. гниение растительных остатков.

Записывайте явления под №  в каком порядке они указаны.

 Физические явления

Химические явления

1….

 Берём курс на последний пункт нашего путешествия. Наступил самый ответственный момент в нашем плавании: нам нужно пройти Канал расчётных задач. Если вы справитесь с заданиями, то получите право войти в порт. Всё зависит от вас. Старайтесь, иначе нам всем придётся всю жизнь болтаться в море, как «Летучему Голландцу».

       Учащиеся самостоятельно работают над задачами. Решения сверяются с экраном, на котором с помощью мультимедийного приложения (выполненного в «конструкторе задач») выведен правильный ответ. Примеры таких решений приведены на рисунках (рис. 1, 2).

Рис. 1. Пример задачи, решаемой с использованием числа Авогадро и понятия «количество вещества».

Задачи по теме: «Количество вещества»

Задача №1

Сколько молекул содержится в 11г

углекислого газа СО2?

Дано:                              Решение:

m(CO2) = 11г                 1) М(СО2) - ?

Найти:                                М(СО2) = 12 = 16 ∙ 2 = 44г/моль

N(CO2) - ?                      2) n(CO2) - ?       n = m : M

                                            n(CO2) = 11г : 44г/моль = 0,25моль

                                        3) N(CO2) - ?       N = NA ∙ n

                                        N(CO2) = 6 ∙ 1023моль-1 ∙ 0,25моль = 1,5*1023

                        Ответ: N(CO2) = 1,5 ∙ 1023молекул.     

        

Задача1. Сколько молекул содержится в 9г воды H2O.

Рис. 2. Пример задачи – расчёт по уравнению реакции.

Задачи по теме: «Расчёты по уравнениям реакций»

Задача №2:        Вычислите массу воды, образовавшейся при взаимодействии гидроксида калия массой 280г с избытком раствора серной кислоты.

                                 

Дано:                              Решение:

m(KOH) = 280г             1) n(KOH) - ?

Найти:                                n = m : M,    n(KOH) = 280 : 56 = 5моль              

m(H2O) - ?                           5моль                                                  5моль

                                       2) 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O  

                                            2моль                                                  2моль

                                       3) m(H2O) - ?          m = M ∙ n

                                           m(H2O) = 18г/моль ∙ 5моль = 90г

                         Ответ: m(H2O) = 90г.

Задача 2:        Вычислить массу углекислого газа образовавшегося при взаимодействии карбоната кальция массой200г с необходимым количеством серной кислоты.

Учитель проверяет решение задач. За правильный ответ учащиеся получают жетоны.

       По количеству полученных жетонов учитель выставляет отметки в журнал.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса

План- конспект урока  обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...