План - конспект урока "Атомоход "Ломоносов""
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Обобщающий урок в 8 классе по темам: " Атомно-молекулярное учение", "Химические реакции", " Основные классы неорганических соединений".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Химические реакции.
Основные классы неорганических соединений.
Атомоход «Ломоносов».
Урок-путешествие 8 класс
Обучающиеся должны знать: правила составления уравнений химических реакций, формулировку закона М.В.Ломоносова.
Обучающиеся должны уметь: расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций, составлять формулы веществ, определять формулы основных классов неорганических соединений веществ, производить расчёты по химическим уравнениям.
Оборудование. На доске висит плакат со штурвалом атомохода, где указан маршрут следования; две таблицы «крестики-нолики»; карточки с вопросами; жетоны.
ХОД УРОКА
УЧИТЕЛЬ. Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот я и вас пригашаю совершить вместе со мной путешествие на прекрасном атомоходе. Вы – команда, я – капитан. Ваши тетради будут «судовыми журналами». В них мы будем записывать маршрут следования .
Этапы маршрута:
- Кроссворд
- Бухта основных понятий
- Рифы формул
- Река химических уравнений
- Поток явлений
- Канал расчётных задач.
Кроссворд
2к. | ||||||||
и | 3. а | 8.в | ||||||
1у. | с | л | 4.а | 5.ц | 7.ф | о | ||
г | л | ю | з | и | 6.и | о | д | 9.с |
л | о | м | о | н | о | с | о | в |
е | р | и | т | к | д | ф | р | и |
р | о | й | о | о | е | |||
о | д | р | д | ц | ||||
д |
- C; 2. O; 3. Al; 4. N; 5. Zn; 6. J; 7. P; 8. H; 9. Pb.
Ответ. Ломоносов.
Пора отправляться в путь, но вот беда, я забыла название нашего атомохода. Как узнать его? Ничего непоправимого нет. Нам нужно решить кроссворд – вписать в клетки названия элементов, чьи символы указаны под кроссвордом. Ключевым словом является название нашего корабля.
За правильные ответы вы получаете жетоны.
Учащиеся решают кроссворд, записывают в таблице 1 в столбце «Прохождение маршрута» ответ. (Ломоносов).
УЧИТЕЛЬ. Итак, отправляемся в путь на атомоходе «Ломоносов».
Мы прибыли в Бухту основных понятий.
Учитель проводит фронтальный опрос.
- Что изучает химия?
- Дайте определение физических явлений и приведите примеры.
- Дайте определение химических явлений и приведите примеры.
- Какие вещества называются простыми? Приведите примеры.
- Какие вещества называются сложными? Приведите примеры.
- Что такое индекс?
- Что показывает коэффициент?
- Какие классы неорганических соединений вам известны?
За правильные ответы ученик поучают жетоны.
УЧИТЕЛЬ. Справившись с заданием, вы получили разрешение на выход в море. Теперь можно отдохнуть и поиграть.
(На доске записаны таблицы (табл. 2, 3) для игры «Крестики-нолики».)
Найдите выигрышные пути на следующих таблицах. Выигрышный путь проходит через клеточки с формулами веществ, у которых одинаковый класс неорганических соединений .
Таблица 1
NaCl | HCl | CaO |
K2S | BaO | NO2 |
BaCl2 | Mg(OH) | H2SO4 |
Таблица 2
NaCl | CaO | BaCl2 |
N2 | SO3 | CO2 |
HCl | K2O | H2SO4 |
Таблица 3
H2S | CaO | N2O |
LiOH | Mg(OH)2 | KOH |
O2 | NaJ | FeO |
Таблица4
H2SO4 | MgO | HBr |
FeO | H2CO3 | CaO |
K | Na2O | HNO3 |
Теперь Вам необходимо играть «крестики-нолики» в тетрадях, затем двое выходят к доске и покажут выигрышный путь, ответят на вопросы по карточке 1.
К а р т о ч к а 1
В о п р о с ы.
|
За правильный ответ учащиеся получают жетоны.
УЧИТЕЛЬ. Внимание, впереди Рифы формул. Рифы необходимо преодолеть, и чем быстрее, тем лучше.
К доске выходят ученики и записывают на ней формулы под диктовку учителя:
- сульфид калия;
- оксид железа (III);
- гидроксид натрия;
- оксид кальция;
- оксид углерода (II).
- Серная кислота.
Затем отвечают на вопросы по карточке 2.
К а р т о ч к а 2
В о п р о с ы.
|
УЧИТЕЛЬ. Корабль держит курс на Реку химических уравнений. Просьба к членам команды: сделать пометки в своих «судовых журналах». Перед вами поставлена задача: перепишите приведенные ниже схемы, расставьте коэффициенты , укажите типы химических реакций и сформулируйте закон сохранения массы веществ.
Задание записано на доске и открывается в момент его выполнения.
- P + O2 = P2O5;
- CuO + C = CO2 + Cu;
- Fe + Cl2 = FeCl3;
4.AgBr = Ag + Br2.
Учитель проверяет выполнение задания, раздаёт жетоны.
УЧИТЕЛЬ. С этим заданием вы справились, но перед вами снова путешествие – Поток явлений. Помогите, пожалуйста, мне разделить химические и физические явления.
- образование снежинок;
- горение спирта;
- прокисание яблочного сока;
- обугливание лучинки;
- замерзание воды;
- ржавление гвоздя;
- подгорание пищи на сковороде;
- плавление парафина;
- переход газа в твёрдое состояние;
- измельчение стекла;
- сжатие пружины;
- гниение растительных остатков.
Записывайте явления под № в каком порядке они указаны.
Физические явления | Химические явления |
1…. |
Берём курс на последний пункт нашего путешествия. Наступил самый ответственный момент в нашем плавании: нам нужно пройти Канал расчётных задач. Если вы справитесь с заданиями, то получите право войти в порт. Всё зависит от вас. Старайтесь, иначе нам всем придётся всю жизнь болтаться в море, как «Летучему Голландцу».
Учащиеся самостоятельно работают над задачами. Решения сверяются с экраном, на котором с помощью мультимедийного приложения (выполненного в «конструкторе задач») выведен правильный ответ. Примеры таких решений приведены на рисунках (рис. 1, 2).
Рис. 1. Пример задачи, решаемой с использованием числа Авогадро и понятия «количество вещества».
Задачи по теме: «Количество вещества» Задача №1 Сколько молекул содержится в 11г углекислого газа СО2? Дано: Решение: m(CO2) = 11г 1) М(СО2) - ? Найти: М(СО2) = 12 = 16 ∙ 2 = 44г/моль N(CO2) - ? 2) n(CO2) - ? n = m : M n(CO2) = 11г : 44г/моль = 0,25моль 3) N(CO2) - ? N = NA ∙ n N(CO2) = 6 ∙ 1023моль-1 ∙ 0,25моль = 1,5*1023 Ответ: N(CO2) = 1,5 ∙ 1023молекул. |
Задача1. Сколько молекул содержится в 9г воды H2O.
Рис. 2. Пример задачи – расчёт по уравнению реакции.
Задачи по теме: «Расчёты по уравнениям реакций» Задача №2: Вычислите массу воды, образовавшейся при взаимодействии гидроксида калия массой 280г с избытком раствора серной кислоты.
Дано: Решение: m(KOH) = 280г 1) n(KOH) - ? Найти: n = m : M, n(KOH) = 280 : 56 = 5моль m(H2O) - ? 5моль 5моль 2) 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O 2моль 2моль 3) m(H2O) - ? m = M ∙ n m(H2O) = 18г/моль ∙ 5моль = 90г Ответ: m(H2O) = 90г. |
Задача 2: Вычислить массу углекислого газа образовавшегося при взаимодействии карбоната кальция массой200г с необходимым количеством серной кислоты.
Учитель проверяет решение задач. За правильный ответ учащиеся получают жетоны.
По количеству полученных жетонов учитель выставляет отметки в журнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Планы на будущее"
План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса
План- конспект урока обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...