Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Рабочая программа по учебнику В.В.Габриеляна 2 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_himiya_14.doc | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании нормативных и инструктивно – методических документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утверждён приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03 2004 № 1089. Сборник нормативных документов. (Составитель Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.) – М.: Дрофа, 2006;
- Примерная программа по учебным предметам ФБУП (письмо Департамента Гос. политики в образовании от 07. 07. 2005 № 03- 1263). Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии.
- Программа курса химии для 8- 11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010;
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, в том числе на контрольные работы в объеме 4 часов и практические работы в объеме 9 часов. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в вычленении дидактической единицы (в данной программе таковой является «химический элемент») и дальнейшем усложнении и расширении ее (здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). Данный принцип построения Рабочей программы обусловил необходимость внесения изменений в логику изложения учебного материала, предусмотренной авторской программой учебного курса. Так, в Рабочей программе «Практикум №1. Свойства металлов и их соединений» и «Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений» не выделяются в отдельную тему, а распределяются по темам: «Металлы» и «Неметаллы» соответственно. Кроме того, в практической работе №6 «Получение, собирание и распознавание газов» предполагается получить, собрать и распознать кислород, водород, углекислый газ, а практическую работу «Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств», реализовать через практические работы №4 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода», №5 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».
В Рабочей программе, в отличие от авторской программы О.С. Габриеляна, сокращено количество часов на повторение и обобщение материала, изученного в 9 класса с 8ч. до 2ч. Освободившиеся 6 часов отведены на реализацию темы «Химия и жизнь», обязательную для изучения согласно Примерной программе основного общего образования по химии.
В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в Рабочей программе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Тема №3 «Неметаллы» дополнена разделом «Общая характеристика кислорода».
Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов). Тема «Органические вещества» заканчивается практической работой №7 «Изготовление моделей углеводородов», выполнение которой не предусмотрено авторской программой.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (Габриелян О. С.. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008. – 266 с.) и методическое пособие для учителя (Габриелян О. С.. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2009. – 79 с.).
Цели и задачи программы обучения:
- Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике.
- Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.
- Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
- Воспитание отношения к химии как одному их фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
- Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Критерии и норы оценки знаний обучающихся:
- Оценка устного ответа.
Отметка «5» :
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4» ;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З» :
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2» :
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4» :
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения химии ученик должен:
Знать /понимать |
|
Уметь |
|
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: |
|
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных работ - 4ч., практических работ – 5ч.
Административных контрольных уроков ___ч.
- Содержание программы учебного предмета химии
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт:
- Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Обучающиеся должны знать :
- Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, вещество, классификация веществ, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
Обучающиеся должны уметь:
- Называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- Определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
Тема 1. Металлы
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы. Их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимических ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро –, гидро - , электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Общая характеристика элементов главной подгруппы второй группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации:
Образцы щелочных и щелочноземельных металлов.
Образцы сплавов.
Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.
Взаимодействие натрия и магния с кислородом.
Взаимодействие металлов с неметаллами.
Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты:
- Ознакомление с образцами металлов.
- Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
- Ознакомление с образцами природных соединений:
- Натрия;
- Кальция;
- Алюминия;
- Железа.
- Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
- Качественная реакция на Fe2+ и Fe3+.
Практические работы:
- Осуществление цепочки химических превращений металлов.
- Получение и свойства соединений металлов.
- Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
Контрольная работа №1 по теме «Металлы».
Обучающиеся должны знать :
- Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, вещество, классификация веществ, химическая реакция, классификация реакций, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
Обучающиеся должны уметь:
- Называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
- Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ.
- Определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях.
- Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- Вычислять: объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции (избыток и недостаток; практический выход продукта реакции).
Тема 2. Неметаллы
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид – ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе, йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат – ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (I I) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат – ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства, применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации:
Образцы галогенов – простых веществ.
Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием.
Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов.
Восстановление меди из ее оксида углем.
Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния.
Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов.
Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты:
- Качественная реакция на хлорид – ион.
- Качественная реакция на сульфат – ион.
- Растворение солей аммония.
- Получение углекислого газа и его распознавание.
- Качественная реакция на карбонат – ион.
- Ознакомление с природными силикатами.
- Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Практические работы:
- Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
- Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».
- Получение собирание и распознавание газов.
Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы».
Обучающиеся должны знать :
- Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, вещество, классификация веществ, химическая реакция, классификация реакций, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
Обучающиеся должны уметь:
- Называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
- Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ.
- Определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях.
- Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- Вычислять: объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции (избыток и недостаток; практический выход продукта реакции).
Тема 3. Органические соединения
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакция полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт – глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакция поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации:
Модели молекул метана и других углеводородов.
Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.
Образцы этанола и глицерина.
Качественная реакция на многоатомные спирты.
Получение уксусно – этилового эфира.
Омыление жира.
Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал.
Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
Горение белков (шерсти или птичьих перьев).
Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты:
- Изготовление моделей молекул углеводородов.
- Свойства глицерина.
- Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.
- Взаимодействие крахмала с йодом.
Обучающиеся должны знать :
- Химическую символику: формулы органических химических веществ и уравнения химических реакций;
- Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, вещество, классификация веществ, химическая реакция, классификация реакций;
- Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
Обучающиеся должны уметь:
- Называть: соединения изученных классов;
- Характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ.
- Определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях.
- Составлять: формулы органических соединений изученных классов уравнения химических реакций;
- Вычислять: объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции (избыток и недостаток; практический выход продукта реакции).
Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металлов, неметаллов и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основании и кислоты), соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления – восстановления.
Обучающиеся должны знать :
- Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, вещество, классификация веществ, химическая реакция, классификация реакций, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
Контрольная работа №3за курс основной школы.
Обучающиеся должны уметь:
- Называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
- Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ.
- Определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях.
- Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- Вычислять: объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции (избыток и недостаток; практический выход продукта реакции).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Безопасного обращения с веществами и материалами;
- Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- Критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
Приготовления растворов заданной концентрации.
Формы и средства контроля
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- контрольные работы (пакет прилагается) ;
- практикум.
Перечень учебно-методических средств обучения
- Учебник; «Химия» 9 класс. О.С. Габриелян; «Дрофа»,2011.
- Дополнительная литература:
- «Химия. Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна» 9 класс.
- «Химия. Контрольные и проверочные работы» 9 класс.
Поурочное планирование по химии, 9 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов резерв учебного времени – 2 часа),
УМК О.С.Габриеляна
№№ п/п | Тема урока | Кол -во уроков | Дата | : | примечания | |
По плану | Факт. | Оборудование | ||||
1-2 | Инструктаж по ТБ. Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. | 2 | 01.09 04.09 | |||
3 | Характеристика элемента по кислотно-основных свойствах | 1 | 08.09 | Д. Получение и изучение характерных свойств основного и кислотного оксидов, оснований и кислот на примерах MgO и SO2, Mg(OH)2 и H2SO4. | ||
4 | Генетические ряды металлов и неметаллов | 1 | 11.09 | |||
5 | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов и физические свойства. | 1 | 15.09 | Л. Образцы различных металлов. | ||
6-7 | Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. | 2 | 18.09 22.09 | Д. Взаимодействие металлов с неметаллами. Л. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. | ||
8 | Металлы в природе. Способы получения металлов. Сплавы. | 1 | 25.09 | Д. Образцы сплавов. | ||
9 | Понятие о коррозии металлов | 1 | 29.09 | |||
10-11 | Щелочные металлы и их соединения. | 2 | 02.10 06.10 | Д. Образцы щелочных металлов. Взаимодействие натрия, лития с водой; натрия с кислородом. Л. Ознакомление с образцами природных соединений натрия. | ||
12-13 | Щелочноземельные металлы и их соединения. | 2 | 0910 13.10 | Д. Образцы щелочноземельных металлов. Взаимодействие кальция с водой; магния с кислородом. | ||
14-15 | Алюминий и его соединения. | 2 | 16.10 20.10 | Д. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Л. Ознакомление с образцами природных соединений алюминия. | ||
16-17 | Железо и его соединения. | 2 | 23.10 27.10 | Д. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Л. Ознакомление с образцами природных соединений железа. | ||
18 | Практическая работа №1. Получение и свойства соединений металлов. | 1 | 30.10 | |||
19 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». | 1 | 06.11 | |||
20 | Контрольная работа № 1 по теме 1. | 1 | 10.11 | |||
21 | Анализ контрольной работы. | 1 | 13.11 | |||
22 | Общая характеристика неметаллов. | 1 | 17.11 | Д. Коллекция образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях. | ||
23 | Водород, его физические и химические свойства. | 1 | 24.11 | |||
24 | Общая характеристика галогенов. | 1 | 27.11 | Д. Образцы галогенов – простых веществ. | ||
25 | Соединения галогенов. | 1 | 01.12 | Д. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора. Л. Качественная реакция на хлорид-ион. | ||
26 | Кислород, его физические и химические свойства. | 1 | 04.12 | Д. Горение серы и железа в кислороде. Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода, собирание и распознавание кислорода. | ||
27 | Сера, её физические и химические свойства. | 1 | 08.12 | Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений серы. | ||
28 | Серная кислота и её соли. | 1 | 11.12 | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбавленной серной кислоты. Л. Качественная реакция на сульфат-ион. | ||
29 | Практическая работа № 2.». Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода». | 1 | 15.12 | |||
30 | Азот, его физические и химические свойства. | 1 | 18.12 | |||
31 | Аммиак и его свойства. | 1 | 22.12 | Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие аммиака с хлороводородом. | ||
32 | Соли аммония. | 1 | 25.12 | Л. Распознавание солей аммония. | ||
33 | Оксиды азота (II) и (IV). | 1 | 29.12 | |||
34 | Азотная кислота и её свойства. | 1 | 15.01 | Д. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. | ||
35 | Фосфор, его физические и химические свойства. | 1 | 19.01 | Д. Образцы природных соединений фосфора. Получение белого фосфора из красного. | ||
36 | Решение задач и упражнений | 1 | 22.01 | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов. | ||
37 | Углерод, его физические и химические свойства. | 1 | 26.01 | Д. Образцы природных соединений углерода. | ||
38 | Оксиды углерода. | 1 | 29.01 | Л. Получение углекислого газа и его распознавание. | ||
39 | Угольная кислота и её соли. | 1 | 02.02 | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов. Л. Качественная реакция на карбонат-ион. | ||
40-41 | Кремний и его соединения. | 2 | 05.02 9.02 | Д. Образцы природных соединений кремния. Образцы стекла, керамики, цемента. Л. Ознакомление с природными силикатами. Л. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. | ||
42 | Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». | 1 | 12.02 | |||
43 | Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов. | 1 | 16.02 | |||
44 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы». | 1 | 19.02 | |||
45 | Контрольная работа № 2 по теме Неметаллы | 1 | 24.02 | |||
46 | Анализ контрольной работы. | 1 | 26.02 | |||
47 | Предмет органической химии. | 1 | 1.03 | Д. Модели молекул органических соединений. | ||
48-49 | Предельные углеводороды (метан, этан). | 2 | 4.03 11.03 | Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Л. Изготовление моделей молекул метана и этана. | ||
50-51 | Непредельные углеводороды (этилен). | 2 | 15.03 18.03 | Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. | ||
52 | Представления о полимерах на примере полиэтилена. | 1 | 22.03 | Д. Образцы различных изделий из полиэтилена. | ||
53 | Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. | 1 | 5.04 | Д. Коллекция «Нефть и продукты её переработки». | ||
54 | Спирты. | 1 | 8.04 | Д. Образцы этанола и глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Л. Свойства глицерина. | ||
55 | Карбоновые кислоты. | 1 | 12.04 | Д. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями. | ||
56-57 | Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы. | 2 | 15.04 19.04 | Д. Качественная реакция на крахмал. Горение белков. Цветные реакции белков. Л. Взаимодействие крахмала с йодом. | ||
58 | Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением. | 1 | 22.04 | Д. Образцы лекарственных препаратов. | ||
59 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | 1 | 26.04 | |||
60-61 | Строение веществ. | 2 | 29.04 30.04 | Д. Кристаллические решётки алмаза и графита. | ||
62-63 | Классификация химических реакций. | 2 | 3.05 6.05 | |||
64-66 | Классификация веществ. | 3 | 10.04 13.04 17.05 | |||
67-68 | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | 1 | 20.05 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...